УДК 336
Бяшимова Г.А.
Преподаватель,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
Довадова Г.Дж.
Студент,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
Назарова О.М.
Студент,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ИНФЛЯЦИЮ, БЕЗРАБОТИЦУ И ДРУГИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Аннотация: В данной работе анализируется влияние государственных расходов и налогов на экономический рост, инфляцию, безработицу и другие макроэкономические показатели. Изучаются различные теории, объясняющие влияние фискальной политики на макроэкономику.
Анализируются эмпирические данные о влиянии государственных расходов и налогов на макроэкономические показатели в разных странах. Разрабатываются рекомендации по использованию фискальной политики
для стимулирования экономического роста, снижения инфляции, безработицы и достижения других макроэкономических целей.
Ключевые слова: государственные расходы, налоги, фискальная политика, экономический рост, инфляция, безработица, макроэкономические показатели, стимулирование экономики, экономическая политика, рекомендации.
Государственные расходы и налоги играют ключевую роль в формировании макроэкономических результатов, влияя на экономический рост, уровень инфляции, уровень безработицы и другие ключевые показатели экономической деятельности. Понимание влияния государственной налогово-бюджетной политики на эти переменные требует всестороннего анализа того, как изменения в государственных расходах и налоговой политике влияют на совокупный спрос, структуру потребления, инвестиционные решения и общую экономическую стабильность.
Государственные расходы, включая расходы на инфраструктурные проекты, социальные программы, оборону и государственные услуги, напрямую способствуют экономическому росту, стимулируя совокупный спрос и поддерживая занятость. Например, увеличение государственных расходов на инфраструктуру не только увеличивает запас физического капитала, но также повышает производительность и долгосрочный экономический результат. Во времена экономических спадов или рецессий экспансионистская налогово-бюджетная политика, такая как увеличение государственных расходов, может противодействовать снижению спроса в частном секторе и стимулировать экономическую активность, тем самым способствуя восстановлению и устойчивому росту.
И наоборот, чрезмерные государственные расходы по сравнению с доходами (бюджетный дефицит) могут привести к беспокойству по поводу финансовой устойчивости и потенциальному инфляционному давлению,
если не будут финансироваться должным образом. Правительства должны найти баланс между содействием экономическому росту посредством стратегических инвестиций и поддержанием финансовой дисциплины, чтобы избежать дестабилизации экономики в долгосрочной перспективе.
Налоги влияют на экономический рост через их воздействие на располагаемый доход, потребление, инвестиционные стимулы и общую деловую среду. Снижение налогов, особенно для физических и юридических лиц, может стимулировать потребительские расходы и стимулировать инвестиции частного сектора, тем самым способствуя экономическому росту. Сторонники снижения налогов утверждают, что снижение налогового бремени может стимулировать предпринимательство, инновации и накопление капитала, что в конечном итоге приведет к повышению производительности и объема экономики.
С другой стороны, высокие налоговые ставки могут препятствовать потреблению и инвестициям, потенциально замедляя экономический рост. Эффективная налоговая политика направлена на достижение баланса между получением доходов от общественных товаров и услуг и поддержанием конкурентной среды, которая поддерживает устойчивый экономический рост.
Государственные расходы могут влиять на динамику инфляции посредством воздействия на совокупный спрос и факторы предложения. Увеличение государственных расходов, особенно в периоды полной занятости и загрузки мощностей, может оказать повышательное давление на цены, повышая спрос на товары и услуги, превышающий производственные возможности экономики. Эту инфляцию спроса можно смягчить с помощью эффективных мер денежно-кредитной политики, таких как корректировка процентных ставок центральными банками, направленная на управление общим уровнем расходов и стабильность цен.
Более того, государственные расходы на субсидии, трансфертные выплаты и повышение заработной платы могут повлиять на производственные затраты и динамику цепочки поставок, потенциально способствуя инфляции издержек. Сбалансирование налогово-бюджетной политики для поддержки экономического роста и одновременного управления инфляционным давлением требует координации между финансовыми и монетарными властями для достижения макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста.
Влияние налогов на инфляцию в первую очередь вращается вокруг их влияния на издержки производства, покупательную способность потребителей и общий уровень цен. Более высокие налоги на предприятия могут увеличить производственные затраты, что приведет к повышению цен на товары и услуги, если производители переложат эти затраты на потребителей. Аналогичным образом, изменения в косвенных налогах, таких как налог с продаж или налог на добавленную стоимость (НДС), могут напрямую влиять на потребительские цены и уровень инфляции, изменяя структуру затрат по всей цепочке поставок.
И наоборот, налоговая политика, которая снижает располагаемый доход или потребление, может ослабить совокупный спрос, потенциально облегчая инфляционное давление в перегретых экономиках. Взаимодействие между налоговой политикой, инфляционными ожиданиями и стабильностью цен подчеркивает важность координации бюджетной и денежно-кредитной политики для достижения оптимальных макроэкономических результатов.
Государственные расходы и безработица:
Государственные расходы могут влиять на уровень безработицы через их влияние на совокупный спрос, динамику рынка труда и перспективы экономического роста. Экспансионистская фискальная политика, такая как увеличение государственных инвестиций или программы создания рабочих мест, может стимулировать занятость, повышая спрос на рабочую силу и
создавая новые возможности трудоустройства в различных секторах. Программы социальных расходов, включая пособия по безработице и инициативы по обучению, также играют решающую роль в поддержке уволенных работников и содействии переходу на рынок труда.
И наоборот, меры жесткой бюджетной экономии, характеризующиеся сокращением государственных расходов или усилиями по бюджетной консолидации, могут сдерживать экономический рост и повышать уровень безработицы, особенно во время экономических спадов. Сроки и структура государственных расходов имеют решающее значение для решения проблемы структурной безработицы и содействия инклюзивному росту, который приносит пользу всем слоям общества.
Налоговая политика влияет на результаты рынка труда, влияя на располагаемый доход, решения о предложении рабочей силы и стимулы для участия рабочей силы. Снижение подоходного налога или налоговые льготы для бизнеса потенциально могут стимулировать создание рабочих мест, стимулировать участие рабочей силы и снижать уровень безработицы за счет создания более благоприятной деловой среды для найма и инвестиций.
И наоборот, высокие ставки налогов на трудовой доход или налоги на заработную плату могут препятствовать созданию рабочих мест и формальным возможностям трудоустройства, особенно для низкоквалифицированных работников или маргинализированных групп населения. Эффективная налоговая политика, направленная на содействие созданию рабочих мест и сокращению безработицы, часто включает в себя целевые стимулы, субсидии и реформы социального обеспечения, которые приводят в соответствие бюджетные цели с динамикой рынка труда и целями экономического роста.
Помимо экономического роста, инфляции и безработицы, государственные расходы и налоги влияют на ряд других макроэкономических показателей, в том числе:
Распределение доходов. Налогово-бюджетная политика посредством программ социальных расходов и систем прогрессивного налогообложения может повлиять на неравенство доходов за счет перераспределения ресурсов и поддержки обездоленных групп населения.
Государственный долг: Государственные расходы и дефициты влияют на уровень государственного долга, влияя на финансовую устойчивость и кредитоспособность на финансовых рынках.
Инвестиции. Налоговая политика, такая как стимулирование капиталовложений или расходов на исследования и разработки (НИОКР), может стимулировать инвестиции частного сектора, инновации и долгосрочный рост производительности.
Внешние балансы: Налогово-бюджетная политика, особенно государственные расходы и налогообложение импорта и экспорта, могут влиять на торговые балансы, дефицит текущего счета и внешнюю конкурентоспособность на мировых рынках.
В заключение, анализ влияния государственных расходов и налогов на экономический рост, инфляцию, безработицу и другие макроэкономические показатели подчеркивает сложное взаимодействие между налогово-бюджетной политикой, экономическими результатами и целями политики. Эффективное финансовое управление требует от политиков учитывать компромиссы, динамику и взаимозависимости между различными инструментами политики для достижения устойчивого экономического роста, стабильности цен, полной занятости и инклюзивного процветания. Принимая сбалансированную налогово-бюджетную политику, улучшая координацию политики и повышая экономическую устойчивость, правительства могут решать экономические проблемы, смягчать риски и способствовать устойчивому и справедливому росту в динамичной глобальной экономике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Днепров М. Ю., Сидоров В. А., Максимова В. Ф., Войтов А. Г., Дерен В. И., Клочков В. В., Бочарникова Ю. В., Иохин В. Я. Экономический рост: сущность, типы и факторы. Москва: Издательство Юрайт, 2019.
2. Клочков В. В., Тимченко М. В. Взаимосвязь экстенсивных и интенсивных факторов современного экономического роста. В сборнике: Современный экономический рост: теория и моделирование. Двенадцатые Друкеровские чтения. Под редакцией Р. М. Нижегородцева. 2016.
3. Бочарникова Ю. В. Система факторов экономического роста. Журнал Вестник науки и образования №7(19), 2016.
4. Серегина С. Ф. МАКРОЭКОНОМИКА. 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета. М.: Издательство Юрайт, 2019.
5. Сухарев О. С. Экономическая теория. Современные проблемы. Учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2019.
6. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина и др.; под редакцией Г. А. Родиной. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 201
Bashimova G.
Lecturer,
Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
Dovadova G.
Student,
Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
Nazarova O.
Student,
Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
ANALYSIS OF THE IMPACT OF GOVERNMENT EXPENDITURES AND TAXES ON ECONOMIC GROWTH, INFLATION, UNEMPLOYMENT
AND OTHER MACROECONOMIC INDICATORS
Abstract: This paper analyzes the impact of government spending and taxes on economic growth, inflation, unemployment and other macroeconomic indicators. Various theories are studied to explain the impact of fiscal policy on the macroeconomy. Empirical data on the impact of government spending and taxes on macroeconomic indicators in different countries is analyzed. Recommendations are being developed on the use of fiscal policy to stimulate economic growth, reduce inflation, unemployment and achieve other macroeconomic goals.
Key words: government spending, taxes, fiscal policy, economic growth, inflation, unemployment, macroeconomic indicators, economic stimulation, economic policy, recommendations.