Научная статья на тему 'Анализ влияния экономического кризиса на изменение в 2008-2010 годах долговой устойчивости экономики Российской Федерации, применительно к внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами'

Анализ влияния экономического кризиса на изменение в 2008-2010 годах долговой устойчивости экономики Российской Федерации, применительно к внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НЕРЕЗИДЕНТЫ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БАНК РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DEBT STABILITY / NON-RESIDENTS / WORLD FINANCIAL CRISIS / EXTERNAL DEBTS / BANK OF RUSSIA / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенкова Карина Вячеславовна

В данной статье дается оценка изменения состояния внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами в условиях экономического кризиса и влияние данных изменений на долговую устойчивость экономики Российской Федерации. Внешняя задолженность Российской Федерации перед нерезидентами, показатели долговой устойчивости Российской Федерации рассматриваются на основе данных государственной статистической и бюджетной отчетности, статистических данных Банка России, Минфина России, иной информации в части внешнего долга Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE ECONOMIC CRISIS ON VARIATION OF DEBT STABILITY OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH REFERENCE TO EXTERNAL DEBTS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO NON-RESIDENTS IN 2008-20101

This article gives change estimation of conditions of external debts of the Russian Federation to non-residents in the conditions of an economic crisis and influence of the given changes on debt stability economy of the Russian Federation. External debts of the Russian Federation to non-residents, indicators of debt stability of the Russian Federation are considered on the basis of the data of the state statistical and budgetary reporting, the statistical data of the Bank of Russia, the Ministry of Finance of Russia, other information regarding an external debt of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Анализ влияния экономического кризиса на изменение в 2008-2010 годах долговой устойчивости экономики Российской Федерации, применительно к внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами»

УДК 330.33.01 (470+571)

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ИЗМЕНЕНИЕ В 2008-2010 ГОДАХ ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕД НЕРЕЗИДЕНТАМИ

Косенкова Карина Вячеславовна

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия

В данной статье дается оценка изменения состояния внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами в условиях экономического кризиса и влияние данных изменений на долговую устойчивость экономики Российской Федерации. Внешняя задолженность Российской Федерации перед нерезидентами, показатели долговой устойчивости Российской Федерации рассматриваются на основе данных государственной статистической и бюджетной отчетности, статистических данных Банка России, Минфина России, иной информации в части внешнего долга Российской Федерации

UDС 330.33.01 (470+571)

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF THE ECONOMIC CRISIS ON VARIATION OF DEBT STABILITY OF ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH REFERENCE TO EXTERNAL DEBTS OF THE RUSSIAN FEDERATION TO NON-RESIDENTS IN 2008-2010

Kosenkova Karina Vyacheslavovna

Kuban State University Krasnodar, Russia

This article gives change estimation of conditions of external debts of the Russian Federation to nonresidents in the conditions of an economic crisis and influence of the given changes on debt stability economy of the Russian Federation.

External debts of the Russian Federation to nonresidents, indicators of debt stability of the Russian Federation are considered on the basis of the data of the state statistical and budgetary reporting, the statistical data of the Bank of Russia, the Ministry of Finance of Russia, other information regarding an external debt of the Russian Federation

Ключевые слова: ДОЛГОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, Keywords: DEBT STABILITY, NON-RESIDENTS,

ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, НЕРЕЗИДЕНТЫ, WORLD FINANCIAL CRISIS, EXTERNAL DEBTS, МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, БАНК BANK OF RUSSIA, STATE REGULA.TION РОССИИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

Анализ совокупного внешнего долга Российской Федерации показал, что с октября 2008 года стало остро проявляться воздействие мирового финансового кризиса на экономику России. Величина совокупного внешнего долга Российской Федерации составила 540,8 млрд. долларов США (табл. 1), увеличившись только с начала 2006 года более чем в два раза. Ускоренные темпы роста указанного долга были обусловлены исключительно ростом обязательств перед нерезидентами российских корпораций и банков, доля которых в общем объеме внешнего долга Российской Федерации к тому моменту составила 93,4 %.

Табл. 1 Внешний долг Российской Федерации (млрд. долл. США) [1]

01.01. 08 г. 01.10. 08 г. 01.01 .09 г. 01.04. 09 г. 01.07. 09 .г 01.10. 09 г. 01.01. 10 г. 01.04. 10 г. 01.07. 10 г. 01.10. 10 г.

Всего 463,9 540,8 480,5 446,4 466,0 473,9 467,2 463,8 456,5 475,6

Органы государственного управления 35,9 32,6 29,5 27,4 30,0 31,2 31,3 31,3 35,5 34,8

Органы денежнокредитного регулирования 3,3 3,3 2,7 2,5 3,9 12,1 14,6 12,1 11,9 12,3

Банки и предприятия, всего 424,7 504,9 448,3 416,5 432,1 430,6 421,3 420,2 409,1 428,5

в т.ч. банки 163,7 197,9 166,3 146,4 141,7 135,9 127,2 129,0 122,1 140,0

в т.ч. прочие секторы 261,0 307,0 282,0 270,1 290,4 294,7 294,1 291,2 287,0 288,5

Наличие высокого уровня внешней задолженности явилось дополнительным фактором дестабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке в период нарастания во второй половине 2008 года кризисных явлений, проявившихся в резком оттоке капитала, повышении давления на российский рубль и снижении международных резервов.

Несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в данной сфере, наблюдающуюся на текущий момент, вопросы осуществления систематического мониторинга задолженности, принятия мер по регулированию объемов и характера внешних заимствований российских организаций в целях снижения связанных с ними рисков и их влияния на экономическую устойчивость страны не утратили своей актуальности.

Рост иностранного капитала в денежных ресурсах российских банков и предприятий усиливает зависимость российской экономики от ситуации на мировом финансовом рынке и повышает риски, уровень которых в большинстве случаев не зависит от регулирующих действий российских органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования.

Из таблицы 1 следует, что величина совокупного внешнего долга Российской Федерации (всех секторов экономики) перед нерезидентами на начало 2008 года составляла 463,9 млрд. долларов США, к октябрю 2008 года его величина достигла своего максимального значения - 540,8 млрд. долларов США.

Такой масштабный рост его величины был обусловлен ускоренными темпами увеличения обязательств корпораций и банков в результате все более активного привлечения ими заемного капитала за рубежом.

При этом, основными системными причинами ускоренного роста внешней задолженности российских заемщиков перед нерезидентами являлись недостаточный уровень развития внутреннего финансового рынка в Российской Федерации, и, в частности, банковского сектора, его неспособность удовлетворить спрос на долгосрочные финансовые ресурсы в достаточных объемах для реализации крупных проектов, а также наличие значительно более выгодных условий внешних заимствований с точки зрения их объема, срока кредитования и низких процентных ставок по сравнению с внутренними кредитами.

Основными факторами, определявшими в тот период формирование тенденций в финансовом секторе, стали ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры для российских экспортеров и резкое снижение цен на основные товары российского экспорта, обострение проблем с рефинансированием внешнего корпоративного долга, и, как следствие, ускорение оттока капитала из экономики страны.

В тот период на реализацию антикризисных мер были зарезервированы средства Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов.

В части поддержки банковского сектора антикризисные меры были предусмотрены Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ [2]. К таким мерам относятся: предоставление субординированных кредитов,

рефинансирование корпоративной задолженности, соглашения о компенсации убытков кредитных организаций.

В дальнейшем, меры антикризисного регулирования были дополнены другими инструментами, введенными федеральными законами: указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, ведомственными нормативными актами. Были предоставлены гарантии предприятиям реального сектора экономики, налоговые льготы, проведены лимитные аукционы среди кредитных организаций, осуществлено выделение средств проблемным отраслям экономики.

В результате практически полного закрытия в четвертом квартале

2008 года и первом квартале 2009 года рынков внешнего финансирования для российских хозяйствующих субъектов, а также мер поддержки, предпринятых государством, в указанном периоде наблюдалась тенденция по существенному уменьшению объема совокупного долга Российской Федерации перед нерезидентами: объем совокупного внешнего долга Российской Федерации по уточненным данным Банка России только в IV квартале 2008 года сократился на 60,2 млрд. долларов США и к 1 января

2009 года составил 480,5 млрд. долларов США.

Тенденция по сокращению величины внешнего долга Российской Федерации сохранялась до конца I квартала 2009 года (446,4 млрд. долларов США на 1 апреля 2009 года).

Оценивая изменение величины совокупного внешнего долга Российской Федерации за период с начала кризиса (на 1 октября 2008 года) до 1 апреля 2010 года, можно отметить, что в целом общий объем указанного долга в результате действия вышеупомянутых факторов сократился на 14,2 % или 77,0 млрд. долларов США (с 540,8 до 463,8 млрд. долларов США) и в наибольшей степени указанное снижение обусловлено снижением объемов задолженности российских банков: на 16,8 % или 84,7

млрд. долларов США.

В то же время общее уменьшение задолженности прочих секторов (нефинансовых предприятий) за тот же период составило только 5,1 % (на 15,8 млрд. долларов США). Причем если задолженность российских банков в указанном периоде планомерно снижалась, в чем не последнюю роль сыграли предпринятые государством меры антикризисной поддержки, большая часть которой была направлена на поддержание, в первую очередь, банковского сектора российской экономики, то задолженность нефинансовых предприятий, снизившись с 307,6 млрд. долларов США на 1 октября 2008 года до 270,1 млрд. долларов США на 1 апреля 2009 года, затем вновь стала расти. Представляется, что данное увеличение может объясняться как реструктуризацией уже имевшейся задолженности с включением в суммы долга причитавшихся процентных платежей, так и осуществлением новых заимствований.

Структура совокупного внешнего долга Российской Федерации согласно имеющейся оценке Банка России на 1 апреля 2010 года не претерпела существенных изменений по сравнению с докризисными показателями: в общем объеме, по-прежнему, преобладают обязательства банков и предприятий - 90,6 % всей совокупной задолженности перед нерезидентами, в том числе на долг предприятий приходится 62,8 % -291,2 млрд. долл. США, на долг банков - 27,8 % - 129,0 млрд. долл. США, удельный вес долга органов государственного управления перед нерезидентами в общем объеме совокупного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2010 года снизился и составил 6,75 % против 7,74 % на 1 января 2008 года.

Как уже отмечалось ранее, наличие больших объемов внешней задолженности в период развития мирового финансового кризиса способствовало ухудшению ситуации на внутреннем финансовом рынке и потребовало активного участия государства в поддержке российских

банков и предприятий, имевших большие объемы задолженности перед нерезидентами, как с целью недопущения перехода крупнейших предприятий страны под иностранный контроль, так и поддержания стабильности экономики страны в целом.

Приведенная выше информация не исключает необходимости дальнейшего участия государства в поддержке отечественных хозяйствующих субъектов.

Принятыми Минфином России Основными направлениями долговой политики на 2008-2010 гг. было предусмотрено «разработать и запустить систему мониторинга внешних заимствований хозяйствующих субъектов». При этом отмечалось, что «создание эффективной системы мониторинга внешнего долга корпоративного сектора и, прежде всего, долга организаций с преобладающим участием государства, с учетом их дочерних, зависимых и контролируемых организаций» является актуальной задачей.

Можно констатировать отсутствие у структур федеральной исполнительной власти соответствующих рычагов, позволяющих оперативно осуществлять необходимое воздействие на процесс привлечения внешних заимствований, что, значительно повышает риски, связанные с неконтролируемым ростом задолженности перед нерезидентами.

Вместе с тем, за прошедший год острота проблемы нормативного правового обеспечения государственного регулирования процесса привлечения хозяйствующими субъектами внешних заимствований не претерпела существенных изменений. Такое положение лишает государство возможности обеспечения поддержания объема совокупного внешнего долга на безопасном уровне.

Несмотря на наличие роста до октября 2008 года совокупного внешнего долга Российской Федерации, показатели его состояния были в

основном безопасны с точки зрения принятых в мировой практике критических значений. Так, уровень совокупного внешнего долга по отношению к ВВП на 1 января 2008 года составлял 34,9 %, что, исходя из мировой практики, оценивающей критический уровень только государственного долга в 60 % к ВВП, является приемлемым показателем, имеющим практически двукратный запас прочности.

Позднее указанный показатель также находился на допустимых уровнях. В частности, уровень совокупного внешнего долга по отношению к ВВП на 1 января 2009 года и на 1 января 2010 года составлял 33,8 % и 36,5 % соответственно. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что на начало 2010 года, несмотря на некоторое снижение объема совокупной задолженности перед нерезидентами, долговая нагрузка на экономику возросла за счет уменьшения объема ВВП.

Показатель отношения совокупного внешнего долга к накопленным золотовалютным резервам, который с некоторыми допущениями может быть использован для оценки возможности удовлетворить потенциальный спрос российских компаний на иностранную валюту, в условиях снижения величины международных резервов Российской Федерации в IV квартале

2008 года, с 2009 года превышает 100 % (пороговое значение в мировой практике - 100%), что также свидетельствует о сохранении рисков, связанных с достаточно высоким уровнем задолженности перед нерезидентами.

Следует отметить, что в мировой практике зачастую используется показатель соотношения не всего долга, а только суммы годовых платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга к объему международных резервов, однако, учитывая график платежей предстоящих выплат существующей внешней задолженности российских субъектов экономики, предусматривающий значительную часть выплат в течение 1-2 лет, а также высокую зависимость формирования экспорта и золотовалютных

резервов от цен на сырьевые ресурсы, представляется, что в российских условиях при проведении стресс-тестов надежнее использовать вышеуказанный показатель как возможность покрытия резервами всего долга в гипотетических условиях невозможности своевременного пополнения указанных резервов на приемлемых условиях.

По показателю отношения совокупного внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января 2010 года, составившим 136,7 %, Российская Федерация остается на безопасном уровне, так как критический объем по этому показателю согласно мировой практике соответствует 220 %.

Однако, необходимо отметить, что снижение данного показателя в

2008 году во многом было обусловлено фактическим прекращением в период масштабного развития кризиса внешнего долгового финансирования со стороны нерезидентов. Кроме того, следует учесть, что в условиях кризиса при ограничении внешних заимствований также существенно сокращается и объем экспорта. Так, в результате существенного снижения суммарного объема экспорта товаров и услуг в

2009 году (на 34 % или 177,7 млрд. долларов США), показатель отношения совокупного внешнего долга к экспорту товаров и услуг за год существенно возрос: с 91,7 % на 1 января 2009 г. до 136,7 % на 1 января

2010 года, что свидетельствует о некотором снижении долговой устойчивости экономики страны.

Исходя из подготовленного Минэкономразвития России проекта сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, финансовый счет платежного баланса Российской Федерации будет формироваться в значительно более жестких условиях, чем в докризисный период. По мнению Минэкономразвития России, пересмотр отношения к финансовым рискам не позволит компаниям масштабно финансировать инвестиционные проекты за счет

дешевых денег мирового рынка, а значительные платежи по внешним долгам в целом будут определять близкий к нулевому чистый приток капитала в российский частный сектор.

Таким образом, анализируя влияние изменения состояния внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами в условиях экономического кризиса на долговую устойчивость экономики Российской Федерации, можно прийти к следующим выводам. Несмотря на вызванные мировым финансовым кризисом затруднения российских предприятий и банков в привлечении и рефинансировании их внешней задолженности перед нерезидентами, и связанное с этим снижение объема совокупной внешней задолженности Российской Федерации, общее ухудшение в условиях кризиса экономических показателей (в частности, объем ВВП, экспорта товаров и услуг) приводит к ухудшению показателей долговой устойчивости. Кроме того, поддержание стабильной ситуации на финансовом рынке для преодоления последствий кризиса требует значительных вливаний средств со стороны государства.

В этой связи, представляется, что вопрос мониторинга показателей долговой устойчивости Российской Федерации применительно к внешней задолженности всех субъектов экономики Российской Федерации, оценки связанных с их изменением рисков, а также разработки мер регулирования процесса привлечения внешних заимствований в условиях кризиса остается более чем актуальным.

Несмотря на отдельные меры, принятые Минфином России по решению вопроса осуществления государственного регулирования привлечения внешних заимствований хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики, до настоящего времени не создана соответствующая нормативная правовая база, отсутствует целостная система управления внешним долгом РФ. Ее формирование является необходимым условием обеспечения долговой устойчивости экономики

Российской Федерации.

Список литературы:

1. http://www.cbr.ru

2. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.