Анализ влияния доступности кредита на динамику малого и среднего предпринимательства в России
Криничанский Константин Владимирович,
д-р экон. наук,
проф. Департамента финансовых рынков и банков,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
Исследование посвящено изучению каналов доступности кредита и ее влияния на динамику развития малого и среднего бизнеса в России. Отмечено, что стоящих в настоящее время перед регионами и Правительством Российской Федерации целей в части расширения масштабов и роли сектора МСП в российской экономике невозможно достичь, не заручившись поддержкой Центрального банка. Политика ЦБ РФ призвана обеспечить поступательное расширение предложения кредита субъектам МСП, сопровождая этот процесс выполнением задачи снижения спрэда процентной ставки относительно крупных предприятий, снижения стоимости кредита для субъектов МСП, создания иных условий, позволяющих рассчитывать на увеличение спроса на кредит со стороны рассматриваемых субъектов бизнеса.
Ключевые слова: сектор малого и среднего предпринимательства, каналы финансирования, налоговый режим, программа поддержки, спрэд процентной ставки, стоимость кредита.
Обеспечение доступности каналов финансирования малых и средних компаний и предпринимателей рассматривается как один из важнейших факторов развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). Вместе с созданием конкурентных рыночных условий, снижением административного давления на предпринимателей, введением мягких налоговых режимов, обеспечением разного вида поддержки расширение доступности МСП к финансированию ставится как одна из задач правительств многих стран, имеющих целью стимулировать малый и средний бизнес к расширению своей деятельности.
Правительство Российской Федерации также заботит проблема развития МСП. В стране предпринимаются меры по созданию конкурентной бизнес-среды, реализуются государственные программы, призванные устранить барьеры в таких областях, как финансы и инновационная деятельность. Существенное значение для реализации государственной стратегии в сфере развития МСП получил принятый в 2007 году Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Расширив и конкретизировав инструменты политики в данной сфере, закон санкционировал нарастить государственные расходы на Федеральную программу поддержки малого и среднего предприни-мательств. Это позволило включить в финансируемые программы поддержки МСП такие важные (а в ряде регионов - новые) мероприятия, как создание центров предпринимательства, предлагающих бизнес-услуги субъектам МСП, создание технопарков и инновационных центров, бизнес-инкубаторов, учебных и маркетинговых центров, консультационных и экспортных центров. Закон декларировал преимущества для малого и среднего бизнеса в приобретении приватизированной государственной собственности для коммерческого применения, ускорил процесс реформирования программы государственных закупок, создал условия для внедрения упрощенной схемы налогообложения. Помимо сказанного, Правительство Российской Федерации в течение последних примерно десять лет предприняло ряд действий для упрощения доступа субъектов МСП к финансированию. На уровне регионов и Федерации создавались специализированные инвестиционные фонды, лизинговые компании, расширялось использование инструмента гарантий по кредитам, предоставляемым малым и средним предприятиям. Дополнительно в 2016 г. Банк России расширил программу поддержки кредитования субъектов МСП, взяв на себя функцию рефинансирования крупнейших федеральных банков под гарантии Корпорации МСП для предоставления кредитов малому и среднему бизнесу под низкие ставки.
-&
О
о ш и-4 Н
Ы
01 Н
Вместе с тем статистика не свидетельствует в пользу того, что усилия правительства сиюминутно давали бы требуемый результат. По данным на 2015 г., в России на субъекты бизнеса, которые могут быть отнесены к категории МСП, приходится не более трети всех трудовых ресурсов. Для сравнения: в США - это 42,4%, в Канаде - 58%, в Бразилии - 62,1%, в Германии - 63,4%, в скандинавских странах - в среднем 66,5%, в Польше -68,1%, в Италии - 78,6% (рис. 1). Заметный гэп в данном показателе заботит российское правительство, которое ставило задачу увеличить долю занятых в секторе МСП к 2020 г. до 50% от общего числа занятых в экономике, однако реальные темпы роста вклада сектора МСП оказывались в последние годы намного ниже.
Рисунок 1. Распределение общего числа занятых в экономике среди предприятий с различным числом наемных сотрудников, выборка стран, 2016 г. или иная дата, на которую были доступны данные
Источник: данные ОЭСР.
Добавим также, что вклад малого и среднего бизнеса в ВВП в России заметно отстает от того же показателя в других странах. В России деятельность субъектов МСП обеспечивает порядка пятой части добавленной стоимости, создаваемой в экономике, тогда как в Германии - это 53%, скандинавских странах - порядка 60%, в Италии -68% (рис. 2).
Рисунок 2. Вклад разных категорий бизнеса в ВВП, выборка стран, 2016 г.
Источник: данные РВК.
Кроме того, структурные проблемы состоят в том, что субъекты МСП сконцентрированы в России преимущественно в отраслях сервиса и инфраструктуры, таких как оптовая и розничная торговля, отельно-ресторанный бизнес, транспорт и
связь, строительство, электроэнергетика, операции с недвижимостью. Малые и средние предприятия слабо представлены в промышленном секторе. Используя ту же статистику занятости, отметим, что в России в начале 2010-х гг. на субъекты МСП приходилось не более 1/5 занятых в производственном секторе. Это разительно ниже, чем в большинстве других стран. Например, в США так называемая «производственная занятость» составляла 37% занятых на малых и средних предприятиях, в Германии - 46%, в Бразилии - 51%, в Канаде - 53% (рис. 3). Такая особенность организации промышленного производства затрудняет рост экспорта, развитие цепочек поставок, препятствует росту производительности в долгосрочной перспективе.
Отдельно следует отметить проблемы с предпринимательской активностью в России. Так, согласно индексам, формируемым специалистами проекта Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor - GEM), Россия сильно отстает от других стран по таким показателям, как уровень ранней предпринимательской активности, уровень активности устоявшихся предпринимателей, уровень активности нарождающихся предпринимателей и пр. В 2014 году, по данным GEM, только 2,4% взрослого населения Российской Федерации занимались организацией предпринимательской деятельности. В странах, ориентированных на эффективность (среди которых Китай, Бразилия, Польша, Турция, Малайзия, ЮАР и пр.), этот показатель в среднем был равен 8,2%, при этом, например, в Бразилии он составлял 3,7%, в Китае - 5,5%, что заметно выше российского показателя.
Рисунок 3. Распределение общего числа занятых в промышленном секторе (Manufacturing) среди предприятий с различным числом наемных сотрудников, выборка стран, 2014 г. или иная дата, на которую были доступны данные
Источник: данные ОЭСР.
Наконец, дополняет картину характеристика уровня инновационной активности в секторе МСП. В России этот уровень чрезвычайно низок: в 7-9 раз ниже, чем в среднем по странам ОЭСР.
Недостаточные мотивы для начала своего дела, низкая активность уже действующих предпринимателей, невозможность для субъектов МСП полноценно конкурировать в промышленном секторе с импортом, недостаточная экспортная активность, слабый уровень инновационной актив-
ности - все эти свойства могут быть тесно связаны с такими существенными проблемами развития сектора МСП в России, как ограниченность доступа к внешним финансовым ресурсам и недостаточное финансирование.
Источниками внешнего финансирования деятельности субъектов МСП могут быть банковские кредиты, лизинг и факторинг (так называемое финансирование под активы - Asset-based finance), а также прочие виды финансирования, в числе которых рассматриваются венчурное финансирование, выпуск акций, механизмы привлечения средств коллективных инвесторов, альтернативные источники финансирования, инвестиции бизнес-ангелов. При этом анализ представленных альтернатив в настоящее время говорит в пользу того, что банковское кредитование является наиболее значимым, прозрачным и в большинстве случаев эффективным механизмом доступа фирм к внешним ресурсам.
Вместе с тем исследования разных организаций свидетельствуют об ограниченной доступности различных форм финансирования для субъектов МСП, в том числе о сложности получения бизнесом банковских кредитов. Так, проводимые с целью оценки национальных условий развития предпринимательства в рамках проекта GEM национальные экспертные интервью (National Expert Survey, NES) показывают, что в России (2016 г.) уровень доступа к финансированию следует рассматривать скорее как фактор, который тормозит открытие новых компаний и развитие уже существующего бизнеса. Об этом говорит то, что балл, полученный данным направлением, оказался равен 2,35 по пятибалльной шкале оценки, т.е. ниже срединного уровня. При этом получению кредита на развитие бизнеса как одной из составляющих данной оценки присвоен еще более низкий балл - 2,02.
В свою очередь исследования Всемирного банка выявляют, что доступ к банковскому кредиту в Российской Федерации открыт только порядка пятой части опрошенных предприятий. Это существенно ниже средних показателей для стран Восточной Европы и Центральной Азии (43%) и стран с уровнем дохода на душу населения выше среднего (46%). Одновременно банки в России не без оснований считают кредитование малого и среднего бизнеса очень рискованным направлением. В пользу такой позиции говорит, в частности, статистика доли необслуживаемых кредитов данной категории заемщиков, которые на фоне спада и рецессии 2014-2016 гг. достигли двухзначных уровней, составив в 2016 г. 14,2% от общего объема выданных предприятиям соответствующей категории кредитов. Одно из следствий этого явления - то, что в России фиксируется относительно более высокое значение показателя отказов в кредитовании субъектов МСП, высоки реальные процентные ставки и залоговые требования. Наконец, еще одна характеристика - краткосрочный характер банковских кредитов, так что кредиты, выдаваемые субъектам МСП на срок более трех
лет, составляют менее 10% от средней величины выдаваемых кредитов. В то же время доля краткосрочных кредитов в Китае не превышает 55%, в Канаде - 37%, в Бразилии - 22%.
В академических исследованиях такой предмет, как влияние доступности внешнего финансирования (как частный случай, банковского кредита) на различные характеристики развития сектора МСП, давно находится в поле зрения авторов. Остановимся на выводах, содержащихся в некоторых эмпирических работах. Так, Л. Гуизо, П. Сапиенца и Л. Зингалес, проверяя эконометрические модели с использованием набора данных, охватывающих провинции Италии, доказывают, что углубление банковского кредитования повышает возможности предпринимателей начать свой бизнес, способствует входу на рынки новых игроков, положительно воздействует на уровень конкуренции на товарных рынках. Авторами отмечается, что финансовое развитие территорий менее значимо влияет на крупные фирмы и сильнее на мелкий и средний бизнес, поскольку последнему сложнее найти капитал за пределами своего региона.
Т. Бек с соавт., основываясь на опросе, который охватывал 10 000 фирм из 80 стран, определили, что, действительно, доступ к финансированию коррелирует с характеристиками предприятий, такими как размер, а также возраст и структура собственности. Авторы обнаружили, что молодые фирмы небольшого размера сталкиваются с большими препятствиями, когда стремятся получить финансовые ресурсы.
В другом исследовании, проведенном с использованием данных на уровне фирм, охватывающем 54 страны, Т. Беком, Э. Демиргюч-Кунт и В. Максимовичем указывается, что малые и средние предприятия сталкиваются с финансовыми, административными ограничениями и проблемами коррупции в гораздо большей степени по сравнению с крупными фирмами; таким образом, влияние этих ограничений на рост фирмы обратно пропорционально размеру фирмы. Вместе с тем авторы отмечают, что развитие финансовой и правовой системы, а также преодоление проблемы коррупции помогают ослабить ограничения, с которыми сталкиваются малые и средние фирмы.
Многие работы, например, конкретизируют факторы, которые способствуют тому, чтобы повысить уровень финансирования субъектов МСП, указывая при этом на такие из них, как верховенство права, общая деловая среда, уровень развития банковского сегмента в целом и, в частности, конкуренции в этой сфере и т.д.
Одновременно интересны результаты исследований, в которых делаются заключения относительно того, в чем состоит позитивная сторона влияния доступности финансов на развитие сектора МСП. Так, в работе Л. Моретти с использованием статистических данных, относящихся к уровню провинций Италии, показано, что развитие банковского сектора способствует повышению производительности фирм. При этом данный эффект характерен в большей степени для тех территорий, в
-&
О
о ш и-4 Н
Ы
01 Н
которых относительно более высоки уровень социального капитала, качество судебной системы.
О том, что высокий уровень финансового развития, в том числе формирование эффективной банковской системы одновременно с «прямыми» функциями - обеспечения лучшего доступа к финансированию, также способствует повышению качества бизнеса региона, что проявляется в повышении устойчивости фирм к внешним шокам и кризисам, говорится в работе А. Белке с соавторами.
Интересный вывод делается в работе М. Делу-фа и М. Ла Рокки относительно того, как фирмы, имеющие репутацию надежных заемщиков, влияют на другие фирмы. Авторы показывают, что надежные фирмы, имеющие хороший доступ к банковскому финансированию, в конечном итоге перераспределяют капитал (в том числе полученный через кредитный канал) среди своих контрагентов. Это возможно через торговый кредит и иные механизмы трансмиссии. Важно, что другие фирмы, в особенности относящиеся к категории субъектов МСП, которые в финансовом отношении слабее первых, также получают требуемые ресурсы для роста.
В нашем исследовании была решена задача оценить взаимосвязь показателей, характеризующих динамику сектора МСП в России, с динамикой кредитной сферы. Данная работа выполнена в развитие более общего направления исследований, посвященных изучению влияния финансового развития на экономический рост в России, и призвана отчасти дать ответ на вопрос о возможных трансмиссионных каналах от финансового к экономическому развитию.
Эмпирической базой исследования является набор данных, собранных на уровне субъектов федерации и охватывающих период с 2002 по 2015 г. Вследствие обнаруженных выбросов или пропусков данных вычисления ведутся с выборкой, охватывающей 65 регионов - субъектов Российской Федерации. Основные источники статистической информации - отчеты о развитии банковского сектора и банковского надзора, публикуемые на ежегодной основе Банком России, а также статистические сборники «Регионы России», ежегодно публикуемые Федеральной службой государственной статистики.
Проверка статистических гипотез осуществлена в рамках модели GMM-оценки - обобщенного метода моментов. Базовое уравнение проверяемой модели имеет следующий вид:
SMEif = а + ßjln 1пс.,_г + ß2lnPopit_i + ß3 InvGDpif_l + ß4 FDi;_l + eif при £it ~ i.i.d (0, Q2e),
где SME; - один из трех показателей: доля МСП (доля малых и средних предприятий в общем числе предприятий и организаций в регионе), занятые в МСП (частное занятых в секторе МСП к общей численности занятых в регионе), число МСП (ln); FD; - кредиты к ВРП; Л ln_Inc - среднедушевой доход населения (ln);
е ln_Pop - численность населения (ln);
S Inv_GDP - инвестиции в основные фонды к ВРП (ln); J ; - индекс региона; t - индекс года.
В ходе исследования проверялись как модели без задания временных лагов для объясняющих переменных, так и с лагами. Статистически значимые оценки регрессоров были получены именно в моделях с лагами. Это может объясняться тем, что изменение значений управляющих переменных сказывается на объясняемой переменной с определенной задержкой, что применительно к нашему случаю вполне оправданно.
Как результат нами были получены такие оценки коэффициентов при объясняющих переменных, из которых следуют выводы. Увеличение коэффициента финансовой глубины (кредиты к ВРП) на 1 п.п. вызовет:
1) рост доли малых и средних предприятий в общем числе компаний в регионе примерно на 12 базисных пунктов (на 95%-ном уровне значимости);
2) рост доли занятых в секторе малых и средних предприятий в регионе примерно на 2 базисных пункта (на 85%-ном уровне значимости);
3) рост числа малых и средних предприятий в регионе примерно на 40 базисных пунктов (на 95%-ном уровне значимости).
Взятые контрольные переменные имеют, как можно было предполагать, положительный знак, а большая часть их оценок удовлетворяет критерию статистической значимости.
Надежность полученных оценок подтверждена проверкой с помощью тестов Ареллано - Бонда и Хансена. Так, тест Ареллано - Бонда выявил наличие автокорреляции 1-го порядка для остатков трех моделей, но отсутствие автокорреляции 2-го порядка с приемлемым уровнем значимости для двух из рассматриваемых моделей. Тест Хансена на сверхидентифицирующие ограничения показал годность инструментов и отсутствие корреляции остатков с инструментами.
В целом обнаруженные закономерности не отвергают гипотезу о положительной взаимосвязи динамики кредитов с динамикой характеристик развития сектора МСП на уровне российских регионов. По всей видимости, банковское кредитование играет важную роль для развития МСП в регионах.
Вместе с тем нельзя сказать, что исследование не оставляет никаких вопросов. Скорее наоборот, вопросов слишком много. Остановимся на одном из них. В действительности следует отметить, что оцениваемая связь вовсе не обязательно должна быть линейной. Проведенные исследования относительно характера взаимосвязи финансового развития и экономического роста на эмпирическом материале российских регионов показали, что финансы и экономический рост связаны нелинейно, это определяется главным образом различиями уровня финансового развития регионов. В слабых регионах взаимосвязь финансового и экономического развития статистически себя практически не проявляет, так что вряд ли умножение кредитной глубины может помочь проблемным регионам запустить экономический рост; напротив, кредитная экспансия, вероятно, будет способствовать разви-
тию более богатых регионов. Те же выводы, по всей видимости, могут быть экстраполированы и на взаимосвязь между финансовым развитием и динамикой развития в субъектах Федерации сектора МСП.
Многие страны с переходной и развивающейся экономикой, но в особенности Россия, нуждаются в раскрытии потенциала МСП. Развитие малого и среднего бизнеса необходимо в силу тех преимуществ, которыми обладает данный сектор в части создания новых рабочих мест, социальной интеграции, повышения эффективности работы рынков за счет углубления конкуренции, продвижения инноваций и пр. Вместе с тем в России, а также ряде других стран наблюдаются существенные препятствия для развития сектора МСП, заключающиеся в существовании барьеров для выхода на внешние рынки; невозможности участия в выгодных контрактах с крупными компаниями; в ряде случаев - в избыточном административном давлении и проблемах, порождаемых коррупцией; наконец, в сложности доступа к финансовым ресурсам. Как результат, по сравнению со странами развитого блока и даже другими странами с переходной экономикой Российская Федерация демонстрирует значительное отставание в развитии МСП, что проявляется прежде всего в низком числе малых и средних предприятий на душу населения, малой доле занятых в сегменте МСП, слабой активности субъектов МСП в сфере инноваций, плохой статистике стартапов и т.д.
Проведенное исследование показывает, что одно из возможных направлений развития сектора МСП - расширение доступа к финансированию, в особенности, в виде банковских кредитов. Анализ с привлечением эмпирических данных на уровне российских регионов показал, что динамика сектора МСП - доли фирм, относящихся к данному сектору, в общем числе предприятий в России, доли занятых в данном секторе, а также числа зарегистрированных в регионе субъектов МСП - положительно связана с динамикой финансовой глубины, взятой в виде показателя «Кредиты к ВРП».
Вполне очевидным практическим выводом, следующим из представленного исследования, является то, что Банку России следует принять во внимание значимость деятельности институтов кредитной системы для регионального развития. Стоящих в настоящее время перед регионами и Правительством Российской Федерации целей в части расширения масштабов и роли сектора МСП в российской экономике невозможно достичь, не заручившись поддержкой Центрального банка, политика которого призвана обеспечить поступательное расширение предложения кредита субъектам МСП, сопровождая этот процесс выполнением задачи снижения спрэда процентной ставки относительно крупных предприятий, снижения стоимости кредита для субъектов МСП, создания иных условий, позволяющих рассчитывать на увеличение спроса на кредит со стороны рассматриваемых субъектов бизнеса.
Литература
1. Корпорация МСП. URL: https://corpmsp.ru/.
2. Верховская, О.Р., Александрова, Е.А., Богатырева, К.А., Джелепова, М.В., Шмелева, Э.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Национальный отчет. Россия 2016/2017. - Санкт-Петербург: ВШМ СПбГУ, 2017. - 65 с.
3. Guiso, L., Sapienza, P., Zingales, L. Does local financial development matter? // The Quarterly Journal of Economics. - 2004. - № 119. -Р.929-969.
4. Beck, T., Demirgug-Kunt, A., Laeven, L., Maksi-movic, V. The determinants of financing obstacles // World Bank Policy Research Working Paper 3204,2004.
5. Beck, T., Demirguc-Kunt, A., Maksimovic, V. Financial and Legal Constraints to Growth: Does Firm Size Matter? // Journal of Finance. -2005. - Vol. 60. - Is. 1. - Р. 137-177.
6. Moretti, L. Local financial development, socio-institutional environment, and firm productivity: Evidence from Italy // European Journal of Political Economy. - 2014. - Vol. 35. - Р. 38-51.
7. Belke, A., Haskamp, U., Setzer R. Regional Bank Efficiency and its Effect on Regional Growth in "Normal" and "Bad" Times // Ruhr Economic Papers. - 2015. - № 586.
8. Deloof, M., La Rocca, M. Local Financial Development and Trade Credit policy of Italian SMEs // Small Business Economics. - 2015. - Vol. 44. -No. 4. - Р. 905-924.
9. Криничанский, К.В. Немонотонное влияние финансового развития на экономическую динамику в российских регионах // Регион: экономика и социология. - 2018. - № 1. - С. 52-68.
10. Криничанский, К.В., Фатькин, А.В. Изучение «исчезающего эффекта» влияния финансового развития на экономический рост: от странового уровня к внутристрановому // Прикладная эконометрика. - 2018. - Т. 51. - С. 33-57.
ANALYSIS OF THE IMPACT OF CREDIT AVAILABILITY ON THE DYNAMICS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN RUSSIA
Krinichansky K.V.,
Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
The Study is devoted to the study of credit availability channels and its impact on the dynamics of small and medium-sized businesses in Russia. It is noted that the goals currently facing the regions and the Government of the Russian Federation in terms of expanding the scope and role of the SME sector in the Russian economy cannot be achieved without the support of the Central Bank. CBR policy is designed to ensure the progressive expansion of credit to SMEs, accompanying this process with the objective of reducing the spread in interest rates relative to large enterprises, reduce the cost of credit for SMEs, creation of other conditions, allows to count on an increase in demand for credit from the business entities.
Keywords: small and medium-sized business sector, financing channels, tax regime, support program, interest rate spread, loan cost.
References
1. The Corporation of SMEs. URL: https://corpmsp.ru/.
2. Verkhovskaya, O.R., Alexandrova, E.A., Bogatyreva, K.A., dzhelepova, M.V., Shmeleva, E.V. Global monitoring of entre-
-&
О
о
ud и-4 Н
Ы
Н
preneurship. National report. Russia 2016/2017. - St. Petersburg: GSOM SPBU, 2017. - 65 p.
3. Guiso, L, Sapienza, P., Zingales, L. Does local financial development matter? // The Quarterly Journal of Economics. -2004. - No. 119. - R. 929-969.
4. Beck, T, Demirgüg-Kunt, A., Laeven, L., Maksimovic, V. The determinants of financing obstacles // World Bank Policy Research Working Paper 3204, 2004.
5. Beck, T., Demirguc-Kunt, A., Maksimovic, V. Financial and Legal Constraints to Growth: Does Firm Size Matter? // Journal of Finance. - 2005. - Vol. 60. - Is. 1. - P. 137-177.
6. Moretti, L. Local financial development, socio-institutional environment, and firm productivity: Evidence from Italy // European Journal of Political Economy. - 2014. - Vol. 35. - R. 38 to 51.
7. Belke, A., Haskamp, U., Setzer R. Regional Bank Efficiency and its Effect on Regional Growth in "Normal" and " Bad " Times // Ruhr Economic Papers. - 2015. - No. 586.
8. Deloof, M., La Rocca, M. Local Financial Development and Trade Credit policy of Italian SMEs // Small Business Economics. - 2015. - Vol. 44. - No. 4. - Pp. 905-924.
9. Krinichansky K.V. A non-Monotonic impact of financial development on economic performance in Russian regions // Region: Economics and sociology. - 2018. - No. 1. - Pp. 52-68.
10. Krinichansky, K.V., Fatkin, A.V. The Study of the "disappearing effect" of the influence of financial development on economic growth: from the country level to the intra-country // Applied econometrics. - 2018. - T. 51. Pp. 33-57.