Научная статья на тему 'Анализ влияния амортизационной политики на эффективное обновление основного капитала'

Анализ влияния амортизационной политики на эффективное обновление основного капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2161
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБНОВЛЕНИЕ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / АМОРТИЗАЦИЯ / ПОЛИТИКА / НАЧИСЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розов Д.В.

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы, связанные с применением механизма амортизации на российских предприятиях, его роль в обновлении основного капитала. Объектом исследования является амортизационная политика России, а также зарубежный опыт амортизации основных фондов, возможности его применения в условиях российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния амортизационной политики на эффективное обновление основного капитала»

rfM^mujOtyuafrfazfr аалитикл

УДК 330.44: 658.152

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

Д. В. РОЗОВ,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры экономики иуправления производством E-mail: rozov23@rambler.ru Тверской государственный технический университет

В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы, связанные с применением механизма амортизации на российских предприятиях, его роль в обновлении основного капитала. Объектом исследования является амортизационная политика России, а также зарубежный опыт амортизации основных фондов, возможности его применения в условиях российской экономики.

Ключевые слова: обновление, основной капитал, инвестиции, инновации, эффективность, предприятие, амортизация, политика, начисление.

Важнейшим фактором обновления основного капитала является проводимая предприятием амортизационная политика. Наибольшая важность амортизационных отчислений как источника обновления объясняется тем, что их можно рассматривать как долю прибыли, освобожденную от налогов. Автор разделяет точку зрения М. М. Соколова, который в работе [15] рассматривает амортизационные отчисления двояко: «С одной стороны, для государства они являются элементом издержек производства и поэтому не подлежат налогообложению. С другой стороны, для хозяйствующих субъектов амортизация, по сути, не элемент издержек, а часть прибыли целевого назначения, не облагаемая налогом на прибыль и другими налогами. И как у прибыли целевого назначения, у амортизационных отчислений,

наряду с функцией по возмещению износа основных фондов, сформировалась и вторая, не менее важная функция — они стали основным источником инвестиций в большинстве развитых стран». Кроме того, по своей экономической природе накапливаемая амортизация должна служить средством замены изношенных элементов основного капитала. Источниками средств для самофинансирования на предприятии являются амортизационные отчисления и прибыль. Сумма этих величин получила в западной экономике название кэш флоу (cash flow). Первостепенное значение амортизационных отчислений для авторского исследования объясняется тем, что это чистый источник обновления, в то время как прибыль используется не только на обновление.

По экономической сущности амортизация представляет собой денежное выражение части стоимости основного капитала (фондов), перенесенного на вновь созданный продукт. Она выражает аккумуляцию стоимости вследствие снашивания средств труда с целью продолжения процесса производства. Понятие амортизации глубоко исследовано и является общепринятым. Встречающиеся разногласия чаще всего связаны с целевым рассмотрением какой-либо одной стороны этой многоплановой категории и объясняются направленностью исследования, а не отрицанием ее сущностных истоков.

Для авторского исследования наиболее подходит определение амортизации, данное профессором П. В. Тальминой, как стадии кругооборота и оборота фондов, как процесса движения стоимости, взаимосвязывающей весь воспроизводственный цикл в условиях товарного хозяйства [16].

Известны три основные функции амортизации: воспроизводственная, распределительная и стимулирующая. Действие функций амортизации и их проявление в хозяйственной практике органически едино, взаимосвязано и взаимообусловлено. Их выделение и разграничение сферы действия возможно лишь условно и абстрактно.

Проблемам, связанным с влиянием амортизационной политики на развитие предприятий, посвящено немало научных публикаций недавнего и более отдаленного прошлого. В условиях плановой экономики эти вопросы получили освещение в трудах Г. А. Александрова, А. И. Анчишкина,

B. А. Воротилова, В. Г. Захарова, Л. М. Кантора, Я. Б. Кваши, Ю.И. Любимцева, А. И. Мягкова, Г. П. Овчинникова, П. М. Павлова, В. К. Сенчагова,

C. Г. Струмилина, Т. С. Хачатурова и др.

В условиях рыночной экономики амортизационная политика как составляющая экономической политики государства и хозяйственной практики предприятий исследована в работах Р. Г. Абакумова, А. И.Амосова, В. И. Аркина, Е. О. Балацкого, Л. А, Васильевой, И. И. Веретенниковой, М. И. Кутера, Е.А. Прониной, O.A. Славинской, A.B. Сысоева, Ж. А. Телегиной.

В экономической литературе имеются различные трактовки сущности амортизационной политики как на макро- и микроуровне, так и без разделения по масштабу. По мнению автора, определение амортизационной политики нуждается в уточнении, так как эта экономическая категория должна быть представлена прежде всего как фактор обновления основного капитала, стимулирующий (или дестимулирующий) эффективность данного процесса. Особенно это касается амортизационной политики на макроуровне, где она является ориентиром для разработки предприятиями наиболее выгодного конкретного механизма амортизации технологического оборудования для достижения своих производственных целей.

Некоторые трактовки амортизационной политики на микроуровне связаны с практикой обновления фондов и заслуживают внимания. Например, профессор И. И. Веретенникова [5] под амортизационной политикой на микроуровне понимает комплекс научно обоснованных мероприятий,

направленных на своевременное и качественное обновление внеоборотных активов. Профессор И. А. Бланк [4] рассматривает амортизационную политику предприятия как составную часть общей стратегии финансовых ресурсов, заключающуюся в индивидуализации уровня интенсивности обновления амортизируемых активов с учетом специфики их эксплуатации. Есть мнение, что под амортизационной политикой на макроуровне следует понимать научно обоснованную и целенаправленную систему мер, осуществляемую государством, в области амортизации, амортизационных отчислений, простого и расширенного воспроизводства основных производственных фондов для создания благоприятных условий развития всех субъектов хозяйствования и реализации экономической политики государства [17].

В то же время суть амортизационной политики на макроуровне излагается вне связи с процессом обновления основного капитала. К примеру, в работе [5] автор пишет: «Под амортизационной политикой на макроуровне следует понимать научно обоснованную и целенаправленную систему мер, осуществляемую государством, в области простого и расширенного воспроизводства амортизируемого имущества, с целью создания благоприятных условий для развития всех субъектов хозяйствования, ускорения НТП и реализации экономической политики государства».

Исходя из целей авторского исследования, под амортизационной политикой на макроуровне следует понимать один из главных инструментов стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной деятельности предприятий, представляющий комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, способствующий реализации программы эффективного целевого обновления основного капитала с использованием новейших достижений науки и техники.

Необходимо отметить, что и ранее, в условиях централизованной экономики, проблема осуществления эффективной амортизационной политики стояла весьма остро. Наличие жесткой директивности в управлении экономикой сосредоточивало внимание центральных хозяйственных органов на осуществлении единой политики в области выбытия и замены основных фондов, технического прогресса в создании новой техники, структурных сдвигов и инвестиций, а также разработки системы распределения средств труда. Все это кроме положительных моментов имело

серьезные недостатки. Преобладание безвозмездных централизованных (бюджетных и отраслевых) источников финансирования не побуждало предприятия к их рациональному использованию. В 1980-егг. среди источников финансирования 51 % составляли собственные средства (среди них значительная часть перераспределенных средств внутри министерств), 36 % — бюджетные ассигнования, 7% — кредиты, 6% — прочие средства [7]. Существовала практика изъятия у предприятий заработанных и предоставления незаработанных средств, что подрывало заинтересованность в эффективном обновлении парка оборудования, так как для технического перевооружения и реконструкции собственных средств у предприятий, как правило, не хватало, а в централизованном порядке их выделяли преимущественно для расширения и нового строительства.

Возможности оптимального обновления основных фондов определялись величиной фонда развития производства. Он состоял из двух частей: амортизационных отчислений и прибыли. Фонд развития производства, науки и техники образовывался по стабильным на пятилетку нормативам за счет отчислений от прибыли и амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов. Сюда же зачислялась выручка от реализации выбывшего имущества (основных фондов). Амортизационных отчислений предприятиям в фонд развития производства начислялось не более 40% от их общей суммы [18]. В среднем за 1970-1980-егг. 15% амортизационных отчислений оставалось предприятиям, 70% перераспределялось внутри министерств, а остальные использовались на погашение кредитов и перечислялись в государственный бюджет [14]. Нередко амортизация начислялась на отслужившую свой нормативный срок технику, т. е. имело место крайне негативное явление переамортизации (см., например, [9,12]), которое влекло за собой все отрицательные последствия, связанные с эксплуатацией изношенного и устаревшего оборудования. Экономистами ставился вопрос о целесообразности введения повышенной платы за устаревшие основные фонды [3].

Необходимо заметить, что явление переамортизации характерно и для условий рыночной экономики, в том числе и для России. Несмотря на принимаемые государством меры по модернизации основных фондов, предприятия не спешат расставаться с неэффективным и бездействующим оборудованием. Главная причина — возможность

уйти от налогов. Предприятия стремятся спрятать в амортизации часть прибыли от налогообложения.

Рассматривались также вопросы применения различных способов начисления амортизации. Здесь уместно отметить, что многие авторы неупорядоченно пользуются терминами «способ» и «методы начисления амортизации, применяя одно в значении другого.

По мнению автора, существует три способа начисления амортизации: пропорциональный, регрессивный (дегрессивный, ускоренный) и прогрессивный. Внутри каждого способа применяются те или иные методы начисления амортизации. Например, к пропорциональному способу относятся:

- равномерно-прямолинейный метод;

- начисление износа в зависимости от установленного срока службы средств труда;

- начисление амортизации в зависимости от произведенной работы.

Регрессивный способ включает три основных метода:

- метод твердо фиксированного срока службы средств труда;

- метод уменьшающегося остатка при удвоенной норме (метод постоянного процента);

- кумулятивный метод (метод «суммы чисел»). Кроме того, классификационно амортизацию

можно делить и по другим критериям.

Однако решение проблемы носило абстрактно-теоретический характер, поскольку в обновлении основных фондов преобладали экстенсивные тенденции, а возможности предприятий в самостоятельном определении политики технического переоснащения были существенно ограничены. Поэтому основным и практически единственным методом начисления амортизации был равномерно-прямолинейный.

Рыночные преобразования в России потребовали кардинального пересмотра теоретических и практических взглядов на использование новых инструментов амортизационной политики. В настоящее время предприятиям разрешено применять различные способы и методы начисления амортизации.

С 2002 г. наряду с бухгалтерским учетом был введен налоговый учет. С введением в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть вторая) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» были определены новые методические подходы к начислению амортизации. Для исчисления срока полезного использования необходимо обратиться к поста-

новлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Согласно этой классификации все основные средства разбиты на 10 амортизационных групп.

С января 2007 г. вступила в действие обновленная версия классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2006 № 697 «О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»). Согласно этим изменениям с 01.01.2007 объекты основных фондов перенесены из одних амортизационных групп в другие с меньшим сроком полезного использования. Сокращение нормативных сроков службы основных фондов было направлено на ускорение замены физически и морально устаревших средств труда. Сроки, указанные в классификации, могут использоваться только для налогообложения. Сроки службы основных средств для расчета амортизации в бухгалтерском учете устанавливаются предприятиями самостоятельно согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н.

Введение налогового учета предопределило еще большее видовое различие в практике начисления амортизационных средств. В налоговом учете практикуется линейный и нелинейный методы амортизации основных средств (п. 1 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации). Причем на предприятии не обязательно применять один и тот же метод расчета для всех основных средств (см. таблицу).

Формально действующим законодательством предусмотрена многовариантность подходов к начислению амортизации. Но лишь только линейный метод может применяться в обоих учетах. При

Методы начисления амортизации, разрешенные для применения в России

Метод начисления Бухгалтерский Налого-

амортизации учет вый учет

Списание стоимости по сум- Есть Есть

ме чисел лет срока полезного

использования (линейный)

Нелинейный Нет Есть

Уменьшаемого остатка Есть Нет

Списание стоимости Есть Нет

пропорционально объему

продукции (работ)

использовании иных методов возникает необходимость корректировки данных бухгалтерского и налогового учетов в части начисления амортизации. Поэтому линейный метод считается основным и наиболее часто применяется.

Однако в условиях инновационной экономики амортизация прежде всего должна служить стимулом для ускорения обновления основных производственных фондов и повышения эффективности их использования. Поэтому амортизационная политика должна быть оптимизирована по методическому принципу.

Линейный метод по способу начисления относится к пропорциональным и наряду с явными преимуществами (не случайно этот метод используется более чем в 85 % всех компаний в мире [6]) имеет серьезный недостаток — он не учитывает в полной мере влияние морального износа, а следовательно, не обеспечивает полный перенос стоимости основных фондов, т. е. образуется недоамортизация, представляющая собой потерю стоимости. Этот метод не обеспечивает оперативной концентрации денежных средств, необходимых для быстрой замены оборудования, обновления техники, что особенно актуально в условиях развития инновационной экономики, проведения модернизации производства. Линейный метод наиболее эффективен в тех отраслях, где научно-технический прогресс протекает вяло, на основе традиционных, рутинных разработок.

Применение прогрессивной (замедленной) амортизации (более точно этот метод называется «прогрессивный метод возрастающих показателей замедленной амортизации») чаще всего диктуется необходимостью увеличить прибыль путем снижения себестоимости. Методы замедленной амортизации предполагают постепенное увеличение суммы отчислений на протяжении срока эксплуатации основных фондов. Эти методы обычно используются только в отдельных отраслях, таких как коммунальное хозяйство, организации, осуществляющие операции с недвижимостью. Замедленный способ начисления амортизации в России практически не применяется. Также этот способ не отражен в международных стандартах [6]. Прогрессивная амортизация используется в Соединенных Штатах Америки и в некоторых странах Европы [И].

Роль амортизации как стимулирующего фактора в формировании собственных источников средств предприятий и обеспечении эффективного своевременного обновления основного капитала

возрастает с применением методов ускоренной амортизации, которые позволяют в первые годы работы оборудования отчислять большие суммы на амортизацию, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу, что дает возможность хозяйствующим субъектам сэкономить финансовые ресурсы. Особенно это важно для передовых предприятий, проводящих комплексную модернизацию производства на инновационной основе.

Целесообразность применения методов ускоренной амортизации объясняется рядом серьезных причин и факторов.

Во-первых, у предприятий могут появиться денежные средства, не отягощенные налогом, для замены амортизируемого объекта в случае его быстрого морального старения. В условиях все более ускоряющихся темпов технического прогресса в мире серьезную роль стал играть фактор времени. Деньги, полученные сегодня, стали гораздо ценнее денег, которые будут получены завтра. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям концентрировать финансовые ресурсы в течение первых лет эксплуатации оборудования.

Во-вторых, в связи с тем, что полезные свойства машин по мере их производительного потребления уменьшаются, то закономерным является и уменьшение величины переносимой на товар их стоимости. Следовательно, в первые годы эксплуатации фонды более интенсивно нагружены и наименее изношены. В дальнейшем износ начинает прогрессировать, что проявляется в снижении годовой и часовой производительности, увеличении ремонтных затрат и т. д. Поэтому особенности снашивания машин теоретически и практически оправдывают применение ускоренной амортизации — она должна осуществляться по закономерности обратной нарастанию износа.

В-третьих, применение ускоренной амортизации обеспечивает возможность увеличения доли расходов на ремонт амортизируемых объектов, которая приходится на последние годы их использования, без соответствующего увеличения издержек производства.

В-четвертых, амортизационные отчисления в отличие от прибыли являются наиболее устойчивым и надежным источником поступления финансовых ресурсов, на них в меньшей степени влияют конъюнктура рынка, рецессионные процессы, ценовая политика и т. п.

В-пятых, в отличие от заемных средств амортизационные отчисления — это собственные денежные средства предприятий, по которым не надо

выплачивать проценты, что значительно повышает эффективность производства.

И, в-шестых, так как ускоренная амортизация стимулирует быстрейшее обновление активной части основного капитала на предприятиях, то ее можно рассматривать как способ снижения инфляционных потерь за счет фактора времени.

В зарубежной практике ускоренные методы начисления амортизации являются наиболее значимым инструментом осуществления политики накопления инвестиционных ресурсов, они занимают второе по распространению место после линейной амортизации [10]. В соответствии с международными стандартами могут быть использованы три основных метода ускоренной амортизации: метод суммы чисел лет; метод уменьшающегося остатка и метод двойного уменьшающегося остатка.

Политика ускоренной амортизации проводится практически во всех странах с развитой рыночной экономикой. Начало политике ускоренной амортизации основных средств положила Великобритания. Она ввела в начале 1940-х гг. так называемую первоначальную скидку, которая давала право компаниям амортизировать в первый год эксплуатации основного капитала значительно больше стоимости, чем при равномерном списании. Ускоренная амортизация как инструмент государственного регулирования процесса обновления основного капитала в наиболее развитых странах стала широко применяться во время и после второй мировой войны. В США она действует с 1942 г., в Германии — с 1948г., во Франции — с 1960г., в Великобритании — с 1962 г.

Политика ускоренной амортизации позволяет списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким нормам амортизации, создавая возможность для массовой модернизации производственных фондов, в том числе используемых для научных исследований. Амортизация для инновационных целей возникла в связи с необходимостью стимулирования новых организационных форм частного бизнеса, способных быстро осуществлять новейшие технические и технологические разработки, особенно в области энергосбережения и экологической безопасности.

Ускоренная амортизация обеспечивает быстрое формирование средств амортизационного фонда, составляющего в современных условиях в развитых капиталистических странах около 10% валового национального продукта [1], что дает возможность проводить интенсивное обновление активной части основного капитала в соответствии

с требованиями научно-технического прогресса. Большие размеры фонда способствуют изменению структуры источников финансирования инвестиций. В Соединенных Штатах Америки, Великобритании и других странах наблюдается рост доли амортизации в капитальных затратах. Например, эта доля у компаний обрабатывающей промышленности Великобритании возрослас 27,5 % в 1960-хгг. до40 %в настоящее время [1].

В законодательстве Германии по этому вопросу действует два порядка: на основе торгового права предприятия могут по своему усмотрению применять ускоренную амортизацию, а по налоговому праву начисление износа фондов должно осуществляться исходя из нормативных сроков службы этих фондов. Также в Германии применяется способ соответствия доходов и затрат. Когда доходы остаются постоянными в течение времени полезного использования, тогда применяется линейный способ начисления амортизации. В случае если доходы больше в начале срока службы оборудования, то применяется ускоренный метод начисления амортизации как более целесообразный.

Еще в середине 1980-хгг. ФРГ были введены повышенные амортизационные ставки для нового научного оборудования, капиталовложений в научные исследования и других расходов на НИОКР. Промышленные предприятия Германии в основной деятельности и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ часто применяют метод ускоренного списания производственных фондов путем увеличения в первые годы эксплуатации амортизационных отчислений: коэффициент в первый год, как правило, составляет 1,3 по сравнению с установленными нормами [2]. Немецкие предприятия аграрного сектора также применяют ускоренную амортизацию сельскохозяйственных машин и оборудования. После приобретения сельскохозяйственной техники с нормативным сроком службы более 10 лет разрешается в первый год списать до 50 % ее стоимости, а по машинам с нормативным сроком функционирования менее 10 лет — в первые три года можно списать до 80 % стоимости. Для пассивной части основного капитала с нормативным сроком эксплуатации 25 лет и более при норме амортизации 4 %в год можно в первые три года списать до 30 % ихстоимости [2].

Во Франции в отличие от других стран нормы амортизации законодательно не устанавливаются. Ее уровень определяется исходя из исторически сложившихся норм в каждой отрасли. Такой

подход объясняется тем, что амортизация должна быть максимально приближена к реальным условиям каждого предприятия. В режиме ускоренной амортизации применяются коэффициенты в зависимости от срока службы техники. Использование коэффициентов позволяет в первый год списать до 50 % стоимости оборудования. Компьютерная техника может быть списана в течение одного года.

В Великобритании практика ускоренной амортизации особенно широко распространилась в 1970-1980-хгг. для преодоления явной технической отсталости промышленности. Действовала так называемая свободная норма амортизации, достигавшая 100 % стоимости оборудования. В настоящее время норма амортизации снижена до 50 % стоимости машин, но все еще остается одной из самых высоких в развитых капиталистических странах [10].

В Соединенных Штатах Америки существует целый ряд мер, направленных на стимулирование ускоренной амортизации и роста инвестиций. Для сдерживания инфляционного импульса, который может возникать при массовом применении ускоренной амортизации (вследствие роста себестоимости продукции и, соответственно, снижения прибыли) предусматривается сокращение других составляющих издержек корпораций. В США и Японии существует возможность удвоения амортизационных отчислений в первый год приобретения нового оборудования. Для малого бизнеса практикуется трехкратное увеличение ставки списания в первый годработы оборудования [13].

В Нидерландах также используется дегрес-сивная амортизация, которая применяется почти для всех отраслей промышленности, малого предпринимательства и сельского хозяйства. Практика состоит в более быстром начислении износа оборудования на начальном этапе функционирования при непременном условии, что материальная часть должна быть новой и срок годности — не менее трех лет. Это способствует модернизации предприятий и сокращает их налоги на начальном этапе при общей равной ставке налогов.

В Канаде для стимулирования ускорения обновления основного капитала при расчете облагаемой налогом суммы прибыли предусмотрена возможность ускоренной амортизации. При этом в себестоимость продукции амортизационные отчисления могут включаться по пропорциональной норме, рассчитанной по юридическому сроку службы оборудования, но при расчете облагаемой суммы прибыли принимается сумма дохода, определенная по методу убывающего остатка. Тем са-

мым от налога освобождается сумма дохода, равная разности между амортизационными отчислениями (бухгалтерской и налоговой амортизациями) [2].

Широко применяется ускоренная амортизация в Италии. Нормы ускоренного списания оборудования в этой стране не могут превышать обычные коэффициенты амортизационных отчислений более чем в 1,5 раза в течение трех лет с момента приобретения.

Также политика ускоренной амортизации активно внедряется в Польше и на Украине, перед экономиками которых стоят проблемы, схожие с российскими [8, 19, 20].

Проведенный анализ эффективности амортизационной политики показывает, что наиболее характерными ее чертами, в том числе и в мировой практике, являются целенаправленность и мобильность. Международный опыт осуществления амортизационной политики показывает, что она является одним из важнейших элементов государственного влияния на воспроизводство основного капитала предприятий. Усиление государственного влияния на процесс воспроизводства основных средств обусловлено переходом экономики США и европейских стран на более высокий уровень укрупнения производства, усложнением структуры их экономики и ростом монополизации на основе очередного этапа научно-технической революции. Развитые страны систематически усиливают значимость амортизационной политики для инвестиционной деятельности предприятий.

Таким образом, оптимальная амортизационная политика должна определяться на основе комплексного системного подхода исходя из конкретных экономических условий деятельности данного предприятия. С помощью разрешенных законодательством методов амортизации основных производственных фондов предприятие может достигать поставленных экономических целей. При выборе метода начисления амортизации нужно исходить не из отдельных, частных, пусть даже и важных преимуществ его перед другими методами. Дело не в преимуществах одного метода перед другим, а в том, что применяться должен такой метод начисления амортизации, который является адекватным объективным экономическим процессам. Только в этом случае выбранный метод становится теоретически и практически неуязвимым и способствует правильности всех дальнейших экономических расчетов, в которых фигурирует амортизация.

Если предприятие делает ставку на быструю замену основных фондов на новой качественной основе, избавление от устаревшего и изношенного оборудования, то предпочтение отдается ускоренным методам амортизации.

В условиях инновационного развития использование различных способов и методов начисления амортизации должно быть подчинено реализации общей задачи становления современной конкурентной экономики, одним из главных факторов которого является оптимальное обновление производственного аппарата.

Список литературы

1. Аксенов Е.В. Основные направления совершенствования амортизационной политики исходя из необходимости формирования амортизационного фонда прогрессивными методами начисления амортизации с позиций ускорения воспроизводственного процесса и активизации инвестиционной политики предприятий //Вестник ВГНА Минфина России. 2007. № 1.

2. Аксенов Е. В. Совершенствование финансового механизма государственного регулирования амортизации в процессе расширенного воспроизводства основных средств промышленных предприятий: дис. на... канд. экон. наук. М.: 2008.

3. Александров Г. А., Павлов А. С. Обновление основных производственных фондов: интенсификация, эффективность, стимулы. М.: Экономика, 1984.

4. Бланк И. А. Управление использованием капитала. К.: Эльга, 2002.

5. Веретенникова И. И. Амортизация и амортизационная политика. М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Гершун А., Аксенова А. Основные средства: сравнение российских и международных стандартов. URL: http://consulting. ru/econs_art_398944112.

7. Зотов М. Интенсификация инвестиционного процесса // Вопросы экономики. 1984. № 2.

8. КозикВ. В., Полтансъка О. Л. Вплив амортизацшнихвщрахувань нашвестицшну ефективнють про-дуктових шновацшних проекпв машино — та приладобудування // Актуальш проблемы економ1ки. 2009. № 7.

9. Корягин А. Простое воспроизводство средств труда в условиях интенсификации // Вопросы экономики. 1985. № 9.

10. Кудров В. Экономика России и «трех Европ» //Мировая экономика и международные отношения. 2005. №11.

11. Малькова Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета. СПб: Бизнесе пресса, 2003.

12. Ожерелъев О. Интенсификация возмещения основных производственных фондов //Вопросы экономики. 1985. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Портер М., ТакеутиХ., Сакакибара М. Японская экономическая модель: может ли Япония конкурировать? М.: Альпина Бизнес Букс. 2005.

14. Сенчагов В. Совершенствование хозяйственного механизма в условиях интенсификации // Вопросы экономики. 1985.№9.

15. Соколов М. М. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия наразвитие экономики // Все о налогах. 2008. № 3.

16. Талъмина П. В. Финансовые рычаги повышения фондоотдачи. М.: Финансы и статистика, 1990.

17. Ульянов В. В. Амортизационная политика и ее влияние на результаты деятельности предприятия: дис. на... канд. экон. наук. Белгород: 1998.

18. Фомичев Н. Планомерное обновление основных фондов — важнейший фактор ускорения интенсификации //Плановоехозяйство. 1985. № 3.

19. Юшко С. В. Амортизащя основних фонщв у податковому облжу: критичний погляд на проблему // Фшанси Украпни. 2008. № 10.

20. Konieczne Z.Wybrane aspekty amortyzacyjnej oslony podatkowej // Acta Univ. lodziensis. Folia oeconomica. Lydz. 2007. № 203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.