Научная статья на тему 'Анализ в сбалансированной системе показателей: теоретический аспект'

Анализ в сбалансированной системе показателей: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1052
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ / СИСТЕМА / ПОКАЗАТЕЛЬ / ПРИКЛАДНОЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов С.И.

Статья посвящена рассмотрению разработанной ее автором концепции прикладного стратегического анализа как инструмента исследования сбалансированной системы показателей. Прикладной стратегический анализ может быть охарактеризован в качестве нового, перспективного направления научных исследований и практической деятельности в области корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ в сбалансированной системе показателей: теоретический аспект»

АНАЛИЗ В СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ *

С. И. КРЫЛОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: zali6770@yandex. ru Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Статья посвящена рассмотрению разработанной ее автором концепции прикладного стратегического анализа как инструмента исследования сбалансированной системы показателей. Прикладной стратегический анализ может быть охарактеризован в качестве нового, перспективного направления научных исследований и практической деятельности в области корпоративного управления.

Ключевые слова: сбалансированная система, показатель, прикладной, стратегический, анализ.

Концепция сбалансированной системы показателей (ССП) как аналитического инструмента, используемого в области стратегического управления, была разработана американскими учеными Р. Капланом и Д. Нортоном в начале 1990-хгг. [1, 2] и была неоднократно успешно опробована на практике. В настоящее время ССП рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов системы управления организацией (предприятием, фирмой, компанией, бизнес-единицей).

Основной причиной, приведшей к необходимости разработки ССП, послужило противоречие, возникшее между непреодолимой силой, направленной на создание широких конкурентных возможностей, и неповоротливой моделью бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

В целом сбалансированная система показателей может быть охарактеризована как совокупность параметров, всеобъемлюще характеризующих деятельность организации в условиях современной рыночной экономики.

Название системы — «сбалансированная» отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.

Показатели сбалансированной системы формируются в зависимости от мировоззрения и стратегических целей каждой конкретной организации и поэтомудля нее индивидуальны. Они представляют собой баланс между внешними отчетными данными для собственников (акционеров) и клиентов и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес-процессов, инноваций, обучения и роста. Это равновесие между результатами прошлой деятельности и будущего роста. Сама система представляет собой сочетание объективных, легко поддающихся количественному учету результатов и субъективных, в некоторой степени произвольных параметров будущего роста.

Главная цель (ключевая идея) сбалансированной системы показателей — трансформация стратегии организации в конкретные, вполне осязаемые цели, показатели и в конечном итоге — действия (мероприятия).

Показатели для ССП выбираются так, чтобы внимание менеджеров и работников организации было сконцентрировано на тех факторах, которые могут привести к крупным достижениям в конкуренции на рынке. При этом ССП должна быть доступна в информационном плане для работников организаций всех уровней. Служащие «переднего края» должны понимать, каковы финансовые последствия их решений и действий. Топ-менеджеры обязаны полностью осознавать, что приведет компанию к долговременному финансовому успеху.

В основе построения сбалансированной системы показателей лежат три основных принципа:

- причинно-следственные связи;

- факторы достижения результатов;

- взаимосвязь с финансовыми показателями.

Сбалансированная система показателей

включает в себя четыре основные взаимосвязанные составляющие: финансовую, клиентскую, внутренних бизнес-процессов, а также обучения и развития персонала. При этом показатели сбалансированной системы могут комплексно характеризовать деятельность не только коммерческих, но и государственных и некоммерческих организаций и являются относительно немногочисленными: как правило, порядка 25 результативных показателей.

Полностью разработанная сбалансированная система показателей может быть представлена в формализованном виде (табл. 1).

Несмотря на то, что концепция ССП достигла своей зрелости, хорошо зарекомендовав себя в различных организациях, она не является полностью законченной ни теоретически, ни практически.

Сбалансированная система пс

Кроме того, повышение эффективности стратегического управления в непростых условиях современной рыночной экономики требует совершенствования его информационно-аналитического обеспечения, предопределяя необходимость дальнейшего развития анализа стратегических аспектов деятельности организации.

Одним из направлений такого развития является разработка концептуальных основ прикладного стратегического анализа (ПСА), предполагающего всестороннее, комплексное исследование стратегических аспектов хозяйственной деятельности организации на основе сбалансированной системы показателей и рассматриваемого в качестве обеспечивающей функции стратегического менеджмента.

При этом необходимо обратить особое внимание на то, что ПСА не может иметь типовой методики, как, например, хорошо известный в нашей стране комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, поскольку «прикладывается» к сбалансированной системе показателей, которая исключительно индивидуальна для каждой конкретной организации. Следовательно, методика ПСА также индивидуальна для каждой конкретной организации. Поэтому можно говорить лишь о некой общей его методологии без какой-либо универсальной конкретизации.

Предмет ПСА — показатели сбалансированной системы и определяющие их факторы.

Объект ПСА — стратегический аспект хозяйственной деятельности организации.

Информационная база ПСА—сбалансированная система показателей как совокупность параметров,

Таблица 1

зателей развития организации

Составляющая ССП Ключевая проблема Стратегическая цель Показатель Целевое значение Стратегическое мероприятие

Финансы Какие цели необходимо поставить исходя из финансовых ожиданий собственников и инвесторов

Клиенты Какие цели относительно структуры и требований клиентов необходимо поставить для обеспечения достижения финансовых целей

Внутренние бизнес-процессы Какие цели относительно бизнес-процессов необходимо поставить для обеспечения достижения финансовых и клиентских целей

Обучение и развитие персонала Какие цели относительно обучения и развития персонала необходимо поставить для обеспечения достижения финансовых и клиентских целей, а также целей внутренних бизнес-процессов

Таблица 2

Сравнительная оценка показателей сбалансированной системы

Показатель сбалансированной системы Целевое значение Фактическое значение Отклонение Качественная оценка отклонения

Абсолютное Относительное

достаточно полно характеризующих хозяйственную деятельность организации в условиях современной рыночной экономики: отдельных составляющих, ключевых проблем, стратегических целей, показателей и их значений, а также стратегических мероприятий.

Цель проведения ПСА — формирование аналитического обеспечения принятия стратегических управленческих решений.

Важнейшими задачами ПСА являются:

- сравнительная оценка показателей сбалансированной системы;

- диагностика отклонений показателей сбалансированной системы;

- прогнозирование показателей сбалансированной системы.

При этом все они взаимосвязаны между собой теснейшим образом, поскольку каждая последующая задача вытекает из предыдущей. Так, диагностика осуществляется на основе итогов сравнительной оценки показателей сбалансированной системы, а их прогнозирование — с учетом результатов диагностики.

Сравнительная оценка показателей сбалансированной системы предполагает сопоставление их фактических и целевых значений, определение отклонений фактических от целевых значений показателей сбалансированной системы и качественную оценку этих отклонений (табл. 2). При этом качественная оценка выявленных отклонений фактических значений показателей сбалансированной системы во многом зависит от их величины (табл. 3).

Диагностика отклонений показателей сбалансированной системы имеет своей основой причинно-следственные связи, объединяющие показатели сбалансированной системы в единое целое — сбалансированный комплекс результативных (об-

Таблица 3

Примерная качественная оценка отклонений фактических от целевых значений показателей ССП

Величина отклонения, % Качественная оценка отклонения

До+1 Несущественное

От±1до±5 Существенное

От ±5 до ±10 Значительное

0т±10до ±20 Серьезное

±20 и более Очень серьезное

щих) показателей и определяющих их факторов (факторов достижения результатов).

Общие показатели являются ключевыми показателями результатов, характерны для многих организаций и отраслей, рассматриваются в качестве базовых параметров (например, прибыльность, доля рынка, степень удовлетворенности клиента, сохранение клиентской базы, область компетентности персонала) и служат для отсроченной оценки. Факторы достижения результатов — это уникальные для каждой конкретной бизнес-единицы показатели опережающей оценки, отражающие ее стратегию (например, финансовые факторы прибыльности, сегменты рынка, в которых эта бизнес-единица конкурирует, особые цели внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала). Без них невозможно понять, как были достигнуты общие показатели. Кроме того, с помощью только общих показателей нельзя на ранних этапах оценить, насколько успешно реализуется стратегия организации. И наоборот, факторы достижения результатов (например, длительность производственного цикла или доля брака, т. е. число дефектов на миллион изделий) без соответствующих показателей могут способствовать лишь краткосрочным улучшениям производственного процесса, но не отражают их влияние на состояние клиентской базы и, следовательно, финансовые результаты.

При этом результативные показатели более частных составляющих ССП могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих отклонения факторных показателей более общей составляющей.

В процессе диагностики отклонений показателей сбалансированной системы выявляются факторы достижения результатов, оказавшие наиболее существенное влияние на отклонение общих или результативных показателей ССП, а также определяется его величина.

Факторная модель показателей сбалансированной системы включает в себя в качестве конечных (наиболее общих) показателей результативные показатели финансовой составляющей ССП и семь уровней определяющих их факторов:

- факторы 1-го уровня: факторные показатели

финансовой составляющей ССП;

- факторы 2-го уровня: результативные показатели клиентской составляющей и некоторые

результативные показатели составляющей внутренних бизнес-процессов ССП;

- факторы 3-го уровня: факторные показатели клиентской составляющей и некоторые факторные показатели составляющей внутренних бизнес-процессов ССП;

- факторы 4-го уровня: некоторые результативные показатели составляющих внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала ССП;

- факторы 5-го уровня: некоторые факторные показатели составляющих внутренних бизнес-процессов и обучения и развития персонала ССП;

- факторы 6-го уровня: некоторые результативные показатели составляющей обучения и развития персонала ССП;

- факторы 7-го уровня: некоторые факторные показатели составляющей обучения и развития персонала ССП.

По аналогии могут быть выделены пять уровней факторов, определяющих отклонения результативных показателей клиентской составляющей ССП, три уровня факторов, определяющих отклонения результативных показателей составляющей внутренних бизнес-процессов ССП, и один уровень факторов, определяющих отклонения результативных показателей составляющей обучения и развития персонала ССП.

Результаты расчетов влияния факторных показателей на отклонение определяемых ими результативных показателей сбалансированной системы представляются в форме таблицы (табл. 4).

По итогам расчетов делаются соответствующие выводы.

Прогнозирование показателей сбалансированной системы носит целевой характер и заключается в изначальном установлении или корректировке (при наличии объективных обстоятельств) целевых значений показателей сбалансированной системы и определении конкретных путей их достижения либо в разработке мероприятий, направленных на устранение возникших отклонений между фактическими и целевыми значениями показателей сбалансированной системы в будущем. При этом сначала прогнозируются общие (результативные)

показатели, а затем уже на их основе — факторные показатели ССП.

Результаты прогнозирования показателей сбалансированной системы представляются в виде таблицы, аналогичной табл. 2 с той только разницей, что последняя графа называется «Комментарий».

Аспекты ПСА — собственно стратегический, тактический и оперативный.

В рамках стратегического аспекта ПСА оцениваются, диагностируются и прогнозируются конечные значения показателей сбалансированной системы на период действия разрабатываемой стратегии, т. е. их стратегические значения.

В рамках тактического аспекта ПСА оцениваются, диагностируются и прогнозируются промежуточные значения показателей сбалансированной системы на конец каждого года, т. е. их тактические значения.

В рамках оперативного аспекта оцениваются, диагностируются и прогнозируются промежуточные значения показателей сбалансированной системы на конец каждого месяца, т. е. их оперативные значения.

При этом все перечисленные выше аспекты ПСА взаимосвязаны и согласованы между собой: результаты анализа оперативных значений показателей сбалансированной системы оказывают влияние на тактические их значения, а результаты анализа тактических значений — на стратегические.

Методический инструментарий ПСА включает в себя совокупность способов (приемов, методов), обеспечивающих решение важнейших задач проведения анализа и, соответственно, достижение его цели.

При этом в качестве основных методических приемов, используемых ПСА, могутрассматривать-ся способы абсолютных, относительных и средних величин, сравнение, группировка, графический и табличный способы, корреляционно-регрессионный анализ, факторный анализ, кластерный анализ и методы экспертных оценок.

Детальному рассмотрению методического инструментария будет посвящен следующий параграф.

Принцип выполнения ПСА — принцип дедукции, предполагающий исследование сначала наиболее общих показателей сбалансированной системы, а

Таблица 4

Результаты расчетов влияния факторов на отклонение результативных показателей сбалансированной системы

Результативный показатель ССП Абсолютное отклонение Влияние факторного показателя

1-гоуровня 2-го уровня 7-го уровня

затем — уже более частных. Он определяет общий порядок проведения ПСА по следующим основным направлениям:

- анализ финансовых показателей;

- анализ клиентских показателей;

- анализ показателей внутренних бизнес-процессов;

- анализ показателей обучения и развития персонала.

При этом каждое из основных направлений ПСА представляется сквозь призму его важнейших задач: оценки, диагностики и прогнозирования. Анализ начинается со сравнительной оценки финансовых показателей и заканчивается прогнозированием показателей обучения и развития персонала.

Кроме того, если определить «места пересечения» основных направлений и важнейших задач как своего рода элементы, то из этих элементов может быть сформирована матрица (табл. 5).

Обозначив элементы матрицы через г. (/ = 1... 4, ]= 1... 3), можно математически описать содержание ПСА с помощью формулы:

Л = Цг„ (1)

• j

где Я — сумма всех элементов ПСА;

I — индекс обозначения основных направлений ПСА;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У — индекс обозначения важнейших задач ПСА.

По мнению автора, предлагаемые матрица ПСА (табл. 5) и формула (1) могут рассматриваться соответственно как матричная и математическая модели, иллюстрирующие его состав и экономическое содержание в наиболее наглядной форме.

Рассмотрев понятие и содержание ПСА, целесообразно охарактеризовать его основные направления по целям, отдельным составляющим, описанию процесса проведения анализа.

Анализ финансовых показателей. Цель проведения анализа финансовых показателей сбалансированной системы — формирование аналитического

обеспечения принятия стратегических решений по управлению финансами. Иными словами, анализ финансовых показателей сбалансированной системы может рассматриваться, с одной стороны, в качестве обеспечивающей функции стратегического финансового менеджмента, а с другой — как немаловажный элемент стратегического финансового анализа.

Основные составляющие анализа и примеры анализируемых финансовых показателей представлены в табл. 6.

Процесс проведения анализа финансовых показателей сбалансированной системы начинается с анализа эффективности использования активов и инвестиций организации в целом и отдельных их видов, а также сопутствующего уровня финансового риска, что представляется вполне логичным в контексте хорошо известного соотношения риска и доходности. Затем анализируются денежные потоки, генерируемые всей хозяйственной деятельностью организации и отдельными ее видами. И, наконец, выполняется анализ доходов, расходов и прибыли, связанных с хозяйственной деятельностью организации, включая текущую и прочую, а также с отдельными видами производимой продукции.

Анализ клиентских показателей. Цель проведения анализа клиентских показателей сбалансированной системы — формирование аналитического обеспечения принятия стратегических решений по управлению продажами. Иными словами, анализ клиентских показателей сбалансированной системы может рассматриваться, с одной стороны, в качестве обеспечивающей функции стратегического менеджмента в области продаж, а с другой — как немаловажный элемент стратегического управленческого анализа.

Основные составляющие анализа и примеры анализируемых клиентских показателей представлены в табл. 7.

Процесс проведения анализа клиентских показателей сбалансированной системы имеет строгую последовательность и начинается с анализа уровня прибыльности клиентов. Затем анализируется доля рынка сбыта продукции, занимаемая организаци-

Таблица 5

Матрица элементов ПСА

Основное направление ПСА Важнейшая задача ПСА

Сравнительная оценка (1) Диагностика отклонений (2) Прогнозирование (3)

Анализ финансовых показателей (1) Финансовых показателей Финансовых показателей Финансовых показателей

Анализ клиентских показателей (2) Клиентских показателей Клиентских показателей Клиентских показателей

Анализ показателей внутренних бизнес-процессов (3) Показателей внутренних бизнес-процессов Показателей внутренних бизнес-процессов Показателей внутренних бизнес-процессов

Анализ показателей обучения и развития персонала (4) Показателей обучения и развития персонала Показателей обучения и развития персонала Показателей обучения и развития персонала

Таблица 6

Примеры анализируемых финансовых показателей

Элемент анализа Анализируемый показатель

Результативный Факторный

Анализ эффективности использования активов и инвестиций Рентабельность инвестиций в текущую деятельность по прибыли (или чистому денежному потоку) от продаж. Рентабельность активов по чистой прибыли (или по результативному чистому денежному потоку) Рентабельность продаж. Соотношение чистого денежного потока и денежного притока от продаж. Соотношение чистой прибыли и всех доходов. Соотношение результативного чистого денежного потока и суммарного денежного притока. Соотношение выручки или денежного притока от продаж и средней суммы инвестиций в текущую деятельность. Соотношение всехдоходов или суммарного денежного притока и средней суммы всех активов

Анализ финансового риска Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации чистой прибыли (или результативного чистого денежного потока). Эффект операционного леверид-жа (рычага). Эффект финансового левериджа (рычага) Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации всехдоходов (или суммарного денежного притока). Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации всех расходов или суммарного денежного оттока. Доля постоянных расходов в полной себестоимости реализованной продукции. Доля постоянных финансовых расходов в их общей величине

Анализ денежных потоков Результативный чистый денежный поток. Чистые денежные потоки по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности Суммарные денежные приток и отток. Денежные притоки и оттоки, связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью

Анализ доходов, расходов и прибыли Чистая прибыль. Прибыль до налогообложения. Прибыль от продаж. Прибыль от продажи отдельных видов продукции. Прибыль от продаж отдельным клиентам. Прибыль от продажи изделий отдельных видов. Прибыль от продажи новой продукции. Прибыль от прочей деятельности Общая сумма доходов. Общая сумма расходов. Суммы уплаченных различных налогов. Выручка от продаж. Полная себестоимость всей реализованной продукции. Выручка от продажи отдельных видов продукции. Себестоимость отдельных видов реализованной продукции. Выручка от продаж отдельным клиентам. Себестоимость продукции, реализованной отдельным клиентам. Цена изделий отдельных видов. Себестоимость изделий отдельных видов. Выручка от продажи новой продукции. Себестоимость реализованной новой продукции. Доходы от прочей деятельности. Расходы, связанные с прочей деятельностью

Таблица 7

Примеры анализируемых клиентских показателей

Элемент анализа Анализируемый показатель

Результативный Факторный

Анализ уровня прибыльности клиентов Рентабельность продаж (в целом) Рентабельность продаж отдельным потребителям. Рентабельность продаж отдельных видов продукции

Анализ доли рынка сбыта продукции Доля рынка, занимаемая компанией Доли рынка, занимаемые отдельными клиентами. Доли рынка, занимаемые отдельными видами производимой продукции

Анализ объема, состава и структуры клиентской базы Доля постоянных клиентов в общем количестве клиентов. Доля новых клиентов в общем количестве клиентов Общее количество клиентов. Количество постоянных клиентов. Количество новых клиентов

Анализ степени удовлетворения потребностей клиентов Рейтинг степени удовлетворения потребностей клиентов Результаты опросов клиентов. Количество повторных сделок с одними и теми же клиентами

ей. Далее выполняется анализ объема, состава и структуры ее клиентской базы. В заключение анализируется степень удовлетворения потребностей клиентов организации.

Анализ показателей внутренних бизнес-процессов. Цель проведения анализа показателей внутренних бизнес-процессов сбалансированной системы — формирование аналитического обеспечения принятия стратегических решений по управлению производством. Анализ показателей внутренних бизнес-процессов ССП может рассматриваться, с одной стороны, в качестве обеспечивающей функции стратегического производственного менеджмента, ас другой — как немаловажный элемент стратегического управленческого анализа.

Основными составляющими анализа показателей внутренних бизнес-процессов являются:

- анализ показателей послепродажного обслуживания;

- анализ показателей операционного процесса;

- анализ показателей инновационного процесса. При этом каждая из составляющих является

достаточно объемной и поэтому может быть разукрупнена на частные элементы.

Составные элементы анализа и примеры анализируемых показателей послепродажного обслуживания по каждому из составных элементов приводятся в табл. 8.

Процесс проведения анализа показателей послепродажного обслуживания начинается с

анализа скорости процедур выставления счетов, получения окончательной оплаты и решения спорных вопросов с клиентами. Затем анализируется своевременность модернизации ранее поставленных организацией изделий. Выполняется анализ быстроты и качества гарантийного и ремонтного обслуживания. Анализируется быстрота замены некачественной продукции в случае ее поставки.

Составные элементы анализа и примеры анализируемых показателей операционного процесса по каждому из составных элементов приведены в табл. 9.

Процесс проведения анализа показателей операционного процесса имеет строгую последовательность и начинается с анализа своевременности доставки продукции клиентам организации. Затем анализируется себестоимость производимой ею продукции в целом и отдельных ее видов. В заключение выполняется анализ соответствия уровня качества производимой организацией продукции требованиям ее клиентов.

Составные элементы анализа инновационного процесса и примеры анализируемых показателей инновационного процесса по каждому из составных элементов приведены в табл. 10.

Процесс проведения анализа показателей инновационного процесса начинается с анализа целесообразности разработки организацией новых видов продукции. Затем анализируется целесообразность осуществления прикладных исследований

Таблица 8

Примеры анализируемых показателей послепродажного обслуживания

Элемент анализа Анализируемый показатель

Результативный Факторный

Анализ скорости процедур выставления счетов, получения окончательной оплаты и решения спорных вопросов Средняя скорость выставления счетов клиентам. Среднее время погашения кредиторской задолженности клиентами. Среднее время решения спорных вопросов с клиентами Скорость выставления счетов отдельным клиентам. Время погашения кредиторской задолженности отдельными клиентами. Время решения спорных вопросов с отдельными клиентами

Анализ своевременности модернизации ранее поставленных изделий Среднее время модернизации ранее поставленных изделий Время модернизации ранее поставленных изделий отдельным клиентам. Расходы, связанные с модернизацией ранее поставленных изделий

Анализ быстроты и качества гарантийного и ремонтного обслуживания Абсолютное и относительное изменение длительности временного цикла. Доля числа повторных заявок на ремонт и гарантийное обслуживание в общем числе заявок. Доля числа заявок на ремонт и гарантийное обслуживание, выполненных по первому требованию, в общем числе заявок Длительность временного цикла. Общее число заявок на ремонт и гарантийное обслуживание. Число повторных заявок на ремонт и гарантийное обслуживание. Число заявок на ремонт и гарантийное обслуживание, выполненныхпо первому требованию

Анализ быстроты замены некачественной продукции в случае ее поставки Среднее время замены некачественной продукции Время замены некачественной продукции отдельным клиентам

Таблица 9

Примеры анализируемых показателей операционного процесса

Элемент анализа Анализируемый показатель

Результативный Факторный

Анализ своевременности доставки продукции Эффективность производственного цикла. Погрешность в большую или меньшую сторону в срокахдоставки продукции клиентам. Доля несвоевременных доставок в общем числе доставок продукции клиентам Длительность производственного цикла. Сроки доставки продукции клиентам. Количество случаев несвоевременной доставки продукции клиентам

Анализ себестоимости производимой продукции Отклонение от нормативной (плановой) величины полной себестоимости производимой продукции. Отклонения от нормативных (плановых) значений себестоимости различных видов производимой продукции Нормативная (плановая) величина полной себестоимости производимой продукции. Фактическая величина полной себестоимости производимой продукции. Нормативные (плановые) значения себестоимости различных видов производимой продукции. Фактические значения себестоимости различных видов производимой продукции

Анализ соответствия уровня качества производимой продукции требованиям клиентов Число дефектов на миллион единиц производимой продукции. Число неустранимых дефектов на миллион единиц производимой продукции Число дефектов на миллион единиц производимой продукции, выявленных в процессе производства. Число возвратов товара, претензий по качеству и обращений по гарантийному ремонту. Отходы и потери продукции, обусловленныедефектами

Таблица 10 Примеры анализируемых показателей инновационного процесса

Элемент анализа Анализируемый показатель

Результативный Факторный

Анализ целесообразности разработки новых видов продукции Доля новых видов продукции, с первого раза отвечавших запросам клиентов Скорость продвижения новых видов продукции на рынок. Период безубыточности

Анализ целесообразности осуществления прикладных исследований возможностей применения уже имеющихся технологических процессов для производства продукции следующего поколения Количество видов продукции следующего поколения, производство которых возможно путем применения уже используемых на предприятии технологических процессов Возможности производственного процесса

Анализ целесообразности проведения глубоких научных исследований совершенно новых видов продукции Количество совершенно новых видов продукции. Доля совершенно новых видов продукции в общем объеме продаж Возможности проведения глубоких научных исследований, которыми располагает предприятие

Анализ возможности создания путем использования инноваций приемлемых предложений для клиентов по таким видам продукции, позволяющих опередить конкурентов Продолжительность разработки совершенно новых видов продукции. Степень реализации выявленных пожеланий клиентов в отношении совершенно новых видов продукции Количество рабочих вариантов совершенно нового вида продукции, разработанного прежде, чем он был выпущен на рынок

Анализ приемлемых для предприятия потребностей клиентов, связанных с производством новых видов продукции, которые будут представлять для клиентов наибольшую ценность в будущем Примерный объем продаж предполагаемых к производству новых видов продукции. Примерная прибыль от продажи предполагаемых к производству новых видов продукции Типы приемлемых для предприятия потребительских предпочтений клиентов, связанных с возможностью производства новых видов продукции. Предварительные цены на предполагаемые к производству новые виды продукции

возможностей применения уже имеющихся технологических процессов для производства продукции следующего поколения. Далее выполняется анализ целесообразности проведения глубоких научных исследований совершенно новых видов продукции. Потом анализируется возможность создания путем использования инноваций приемлемых предло-

жений для клиентов организации по новым видам продукции, позволяющих опередить конкурентов. В заключение осуществляется анализ приемлемых для организации потребностей клиентов, связанных с производством новых видов продукции, которые будут представлять для ее клиентов наибольшую ценность в будущем.

Таблица 11

Примеры анализируемых показателей обучения и развития персонала

Элемент анализа Анализируемый показатель

Результативный Факторный

Анализ уровня мотивации работников, объемаде-легированных им полномочий и степени соответствия их личных целей корпоративным целям Среднее число принятых и внедренных рационализаторских предложений, приходящихся на одного работника. Уровень взаимодействия отдельных работников и структурных подразделений организации между собой Количество работников. Число принятых и внедренных рационализаторских предложений. Процент работников, личные цели и задачи которых определены на основе корпоративной ССП и соответствуют ей

Анализ степени расширения возможностей информационных систем Скорость поступления полной и достоверной информации, необходимой для оценки положений клиентов на рынке, понимания и предвосхищения их потребностей. Скорость поступления информации от клиентов по поводу произведенной продукции Доля работников, непосредственно общающихся с клиентами, которым доступна требуемая информация в интерактивном режиме. Процент необходимыхданных, полученных в режиме реального времени по каналам обратной связи с клиентами

Анализ качества переобучения и уровня развития творческих способностей работников Удельный вес высококвалифицированных работников в общем их количестве. Производительность труда работников. Добавленная стоимость на одного работника. Чистая прибыль на одного работника Степень удовлетворенности работников своей профессиональной деятельностью. Среднее время, затрачиваемое на профессиональную переподготовку и повышение квалификации одного работника

Анализ показателей обучения и развития персонала. Цель проведения анализа показателей обучения и развития персонала сбалансированной системы — формирование аналитического обеспечения принятия стратегических решений по управлению персоналом. Анализ показателей обучения и развития ССП может рассматриваться в качестве обеспечивающей функции стратегического кадрового менеджмента и как немаловажный элемент стратегического управленческого анализа.

Составляющие анализа показателей обучения и примеры анализируемых показателей обучения и развития персонала приведены в табл. 11.

Процесс проведения анализа показателей обучения и развития персонала сбалансированной системы начинается с анализа уровня мотивации работников организации, объема делегированных им полномочий и степени соответствия их личных целей корпоративным целям. Анализируется степень расширения возможностей информационных систем. Выполняется анализ качества переобучения и уровня развития творческих способностей работников.

Завершая рассмотрение концептуальных основ ПСА как инструмента всестороннего, комплексного исследования стратегических аспектов хозяйственной деятельности организации на основе

Список литературы

сбалансированной системы показателей, можно сделать следующие выводы:

- ПСА следует рассматривать как новое, перспективное направление научных исследований и практической деятельности в области корпоративного управления;

- возникновение концепции ПСА является следствием развития концепции ССП;

- ПСА является инструментом исследования показателей, входящих в ССП, и предполагает их сравнительную оценку, диагностику отклонений и прогнозирование;

- ПСА включает в себя четыре основных направления: анализ финансовых показателей, анализ клиентских показателей, анализ показателей внутренних бизнес-процессов и анализ показателей обучения и развития персонала. Автором определены лишь некие общие контуры

ПСА как нового направления научных исследований и практической деятельности, являющиеся своего рода базой для его дальнейшего развития в части совершенствования методологии, разработки конкретных методик, построения на их основе экономико-математических моделей и создания компьютерных программ, позволяющих практически использовать ПСА в процессе управления организациями.

1. Катан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006.

2. Каплан Р. С., Нортон Д. ^.Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей / пер. с англ. М.: Вильяме, 2006.

3. Крылов С. И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики // Экономический анализ: теория и практика, 2007. № 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.