Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДАМ'

АНАЛИЗ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДАМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ROAD TRAFFIC ACCIDENTS / PEDESTRIAN CROSSINGS / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Демин Валентин Русланович, Маркова Инна Викторовна

В статье рассмотрен анализ аварийности на автомобильном транспорте за период с 1994 по 2018 годы. Рассмотрена статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации с пострадавшими в них пешеходами с 2017 по 2019 годы. Отдельно представлена статистика дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в них пешеходами, переходивших проезжую часть по пешеходным переходам. Проведен патентный поиск устройств, предназначенных для повышения безопасности движения пешеходов: «Способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе», «Пешеходный переход» для оповещения водителей и пешеходов о разрешающих или запрещающих сигналах для движения по пешеходному переходу. «Устройство для снижения скорости транспортных средств, движущихся по проезжей части», «Система управления движением на пешеходном переходе» для пешеходов с частичной и полной потерей зрения, и тем более - с одновременной потерей слуха. «Пешеходный переход» для принудительного снижения скорости движения автомобилей, водители которых нарушают требования, предписанные дорожными знаками. Сформулированы основные проблемы, связанные с низким уровнем безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVICES TO IMPROVE TRAFFIC SAFETY ON PEDESTRIAN CROSSINGS

The article examines the analysis of accidents in road transport for the period from 1994 to 2018. The statistics of road traffic accidents in the Russian Federation with pedestrians injured in them from 2017 to 2019 are considered. The statistics of road traffic accidents with injured pedestrians crossing the carriageway at pedestrian crossings are presented separately. A patent search has been carried out for devices designed to improve the safety of pedestrian traffic: "A method for notifying drivers about the presence of a pedestrian at a pedestrian crossing", "Pedestrian crossing" to notify drivers and pedestrians about allowing or prohibiting traffic signals on a pedestrian crossing. "A device for reducing the speed of vehicles moving on the roadway", "Traffic control system at a pedestrian crossing" for pedestrians with partial and complete loss of vision, and even more so - with simultaneous hearing loss. "Pedestrian crossing" for the compulsory reduction of the speed of movement of vehicles whose drivers violate the requirements prescribed by road signs. The main problems associated with the low level of safety at unregulated pedestrian crossings are formulated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДАМ»

Эксплуатация автомобильного транспорта

УДК 656.142

АНАЛИЗ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПО ПЕШЕХОДНЫМ ПЕРЕХОДАМ Калмыков Борис Юрьевич1, к.т.н., доцент (e-mail: job@sssu.ru) Демин Валентин Русланович1, магистрант (e-mail: job1@sssu.ru) Маркова Инна Викторовна1, магистрант (e-mail: job2@sssu.ru)

1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области, Российская Федерация

2 Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская

Федерация

В статье рассмотрен анализ аварийности на автомобильном транспорте за период с 1994 по 2018 годы. Рассмотрена статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации с пострадавшими в них пешеходами с 2017 по 2019 годы. Отдельно представлена статистика дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в них пешеходами, переходивших проезжую часть по пешеходным переходам. Проведен патентный поиск устройств, предназначенных для повышения безопасности движения пешеходов: «Способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе», «Пешеходный переход» для оповещения водителей и пешеходов о разрешающих или запрещающих сигналах для движения по пешеходному переходу. «Устройство для снижения скорости транспортных средств, движущихся по проезжей части», «Система управления движением на пешеходном переходе» для пешеходов с частичной и полной потерей зрения, и тем более - с одновременной потерей слуха. «Пешеходный переход» для принудительного снижения скорости движения автомобилей, водители которых нарушают требования, предписанные дорожными знаками. Сформулированы основные проблемы, связанные с низким уровнем безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, пешеходные переходы, безопасность дорожного движения.

В Российской Федерации достаточно серьезно подошли к вопросам снижения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на всех уровнях вертикали власти (федеральном, региональных, муниципальных). Как показывает статистика аварийности в целом по России (рисунок 1) [1] в

период с 2005 г. по 2018 г. число ДТП снизилось до 168 тыс. (-25%), а число погибших уменьшилось до 18,2 тыс. человек (-46,5%).

300

250

200 175 ' 179,4 158

150

100

50

0

274,9

250,6 251,8

223

189,9

199

231,2221,1-

200

184

215,4214,9

174

169

168

I I I I I I I Г

о^ с? ^ ^ Ф ^ ^

^ ^ ^ ^

Число происшествий, тыс. Погибло, тыс. человек Ранено, тыс. человек

Рисунок 1 - Статистика аварийности на автомобильном транспорте

Наиболее уязвимыми в автомобильных авариях являются пешеходы, в том числе, двигающиеся по пешеходным переходам. Количество ДТП в Российской Федерации с пострадавшими в них пешеходами приведено на рисунке 2 [1]. Общее число ДТП с пострадавшими в них пешеходах за последние три года снижается, и составило в 2019 г. 48734 чел. (8,4% в сравнении с 2017 г.). Здесь также приводится статистика по вине участников дорожного движения и времени суток.

Рисунок 2 - Количество ДТП в Российской Федерации с пострадавшими

в них пешеходами

Количество ДТП с пострадавшими в них пешеходами, переходивших проезжую часть по пешеходным переходам представлено на рисунке 3. Как видно из рисунка снижение количества таких ДТП не столь существенно и составляет в 2019 г. -3,8% в сравнении с 2017 г., а число ДТП, совершенных по вине водителей, наоборот, продолжает рост: +3% за рассматриваемый период.

Рисунок 3 - Количество ДТП с пострадавшими в них пешеходами, переходивших проезжую часть по пешеходным переходам

Количество ДТП с пострадавшими в них пешеходами, переходивших проезжую часть по регулируемым и нерегулируемым пешеходным переходам представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 - Количество ДТП с пострадавшими в них пешеходами, переходивших проезжую часть по регулируемым и нерегулируемым

пешеходным переходам

В соответствии с представленной на рисунке 4 статистикой ДТП, можно сделать вывод, что особую опасность при возникновении ДТП представляют нерегулируемые пешеходные переходы [1].

Механизм возникновения ДТП следующий: водитель автомобиля приближается к пешеходному переходу, и видит пешехода, который готов перейти дорогу. Водитель тормозит, давая возможность перейти дорогу пешеходу. Пешеход начинает движение по переходу, и тут возможны варианты: в заднюю часть остановившегося автомобиля ударяет автомобиль, двигавшийся вслед за ним. При этом автомобиль получает дополнительную кинетическую энергию, и за счет нее совершает перемещение вперед, где может совершить наезд на пешехода.

Второй вариант: водитель автомобиля, который двигался вслед за автомобилем остановившимся перед переходом, сворачивает на правую (левую) полосу движения, уходит от наезда на впереди стоящее транспортное средство, но совершает наезд на пешехода, который выходит из-за стоящего автомобиля.

В результате подобных ДТП виновным является водитель автомобиля, который двигался вслед за остановившимся автомобилем перед пешеходным переходом.

Поэтому перед пешеходным переходом необходимо предусмотреть устройства для принудительного снижения скорости движения автомобиля.

В данной статье представлены 5 устройств, предлагаемые различными авторами.

1) Способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе [2]. Изобретение направлено на оповещение водителя о наличии пешехода, который движется по переходу с помощью светодиодного прожектора и окна, имитирующего работу светофора.

2) Пешеходный переход [3]. Данное изобретение предназначено для оповещения водителей и пешеходов о разрешающих или запрещающих сигналах для движения по пешеходному переходу. Устройство предполагает вмонтировать в дорожное покрытие короба со светодиодами, регулирующимися блоком управления и дублирующими сигналы пешеходного светофора. Кроме того, предусматривается специальная разметка, например, стоп-линия для остановки автотранспорта перед переходом.

3) Устройство для снижения скорости транспортных средств, движущихся по проезжей части [4]. Устройство предназначено для принудительной остановки автотранспортных средств для предотвращения наезда на пешеходов, и может устанавливаться перед нерегулируемыми пешеходными переходами.

4) Система управления движением на пешеходном переходе [5]. Сущность этого изобретения заключается]: «в создании системы

управления движением на пешеходном переходе, обеспечивающей повышенную безопасность для пешеходов с частичной и полной потерей зрения, и тем более - с одновременной потерей слуха, а также удобство при эксплуатации со снятием шумовых нагрузок за счет замены дополнительного сигнального устройства с прерывистым звуковым сигналом вибрационными устройствами, размещенными в полостях наращиваемого дорожного бордюра на участках пересечения пешеходных переходов с тротуарами».

Пешеходный переход [6]. Работа изобретения следующая: «на опоры дорожных знаков устанавливаются видеокамеры, совмещенные с устройством для измерения скорости транспортного средства, направленные в сторону встречного транспорта. Видеокамеры контролируют присутствие на дороге транспортных средств, а устройство для измерения скорости транспортного средства фиксирует их скорость на расстоянии 100 и 50 метров от ближайшего края пешеходного перехода. На этих дистанциях наносятся дополнительные линии разметки, и устанавливаются дополнительные информационные знаки. При фиксации нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей транспортных средств срабатывает устройство для принудительной остановки транспортного средства, расположенное за 5 метров от ближайшего края пешеходного перехода. В момент срабатывания предлагаемого устройства свет фар отражается от светоотражающего покрытия поверхности внезапно появившегося препятствия, привлекая внимание водителя».

Как видно из проведенного анализа над проблемой повышения безопасности движения на пешеходных переходах работают отечественные и зарубежные авторы.

Все вышеперечисленные устройства для повышения безопасности пешеходов, находящихся на нерегулируемых пешеходных переходах, имеют как положительные стороны, так и недостатки. Наиболее перспективным является последнее изобретение [6], которое необходимо доработать в части упрощения устройства для принудительной остановки транспортного средства.

Использование нового устройства для принудительного снижения скорости движения автомобилей перед нерегулируемыми пешеходными переходами позволит повысить безопасность дорожного движения и снизить тяжесть последствий при наезде на пешехода, а также повысить безопасность движения по пешеходным переходам для всех категорий пешеходов [7-20].

Список литературы

1. Официальный сайт ГИБДД. http://stat.gibdd.ru/.

2. Способ оповещения водителей о наличии пешехода на пешеходном переходе. Патент на изобретение. ЯИ 2 506 368 С2. / Кузнецов Н.А. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://yandex.ru/patents/doc/RU2506368C2_20140210. Дата обращения 05.05.2020 г.

3. Пешеходный переход. Патент на изобретение. RU 2416821 C2. / Касьянов А.А., Реутов Ю.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://findpatent.ru/patent/ 241/2416821.html. Дата обращения 05.05.2020 г.

4. Устройство для снижения скорости транспортных средств, движущихся по проезжей части. Патент на изобретение. 2465391. / АГИЛЕРА ГАЛЕОТЕ Хосе Антонио. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://findpatent.ru/patent/ 241/2416821.html. Дата обращения 05.05.2020 г.

5. Система управления движением на пешеходном переходе. Патент на изобретение. RU2620446C1. / Белый Д.М. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://patents.google.com/patent/RU2620446C1/ru. Дата обращения 05.05.2020 г.

6. Пешеходный переход. Патент на изобретение. RU2541589C1. / Овчинников Н.А., Даниленко И.Н., Калмыкова О.М., Калмыков Б.Ю. https://edrid.ru/en/rid/ 216.013.2794.html. Дата обращения 05.05.2020 г.

7. Kalmykova O.M. Mechatronic intelligent bus control system / Kalmykova O.M., Kalmykov B.Y., Semenov V.V. // В сборнике: Proceedings of 2017 IEEE East-West Design and Test Symposium, EWDTS 2017 2017. С. 8110089.

8. Калмыкова О.М. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на улицах города с плотной застройкой и высокой интенсивностью движения транспортных средств / Калмыкова О.М., Черткова Ю.А., Калмыков Б.Ю. // В сборнике: Научная весна - 2016 Материалы: Научное электронное издание. 2016. С. 102-106.

9. Калмыкова О.М. Проблемы безопасного участия детей в дорожном движении / Научное обозрение. 2017. № 2. С. 72-74.

10. Калмыкова О. М. Обеспечение безопасности детей в дорожном движении / Калмыкова О.М., Гармидер А.С., Мельникова К.А. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T35. С. 66-70.

11. Калмыкова О.М., Черткова Ю.А., Калмыков Б.Ю. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на улицах города с плотной застройкой и высокой интенсивностью движения транспортных средств. / В сборнике: Научная весна -2016 Материалы: Научное электронное издание. 2016. С. 102-106.

12. Корчагин В.А., Ризаева Ю.Н.. Модель поиска биосферно-совместимого функционирования транспортной социоприродоэкономической системы / В. А. Корчагин, Ю.Н. Ризаева / Мир транспорта и технологических машин. - 2015. - №.-3.-С.130-136.

13. Калмыкова О.М. Исследование интенсивности движения транспортного потока на пересечении ул. Советская - пр. Карла Маркса г. Шахты / Калмыкова О.М., Калмыков Б.Ю., Лебедев Е.О., Литвиненко Н.А. // Вестник науки и образования, 2016. № (20). С. 19.

14. Зырянов В.В. Методы оценки адекватности результатов моделирования / Инженерный вестник Дона. 2013. № 2 (25). С. 132.

15. Калмыкова О. М. Проблемы обеспечения безопасного передвижения маршрутных транспортных средств по установленному маршруту / Калмыкова О.М., Калмыков Б.Ю., Копылов С.В. // Наука, техника и образование №6 (24). С. 41.

16. Зырянов В.В., Левандовский В.В. Анализ подходов к гибкому ограничению скорости на автомагистралях / Мир транспорта и технологических машин. 2018. № 4 (63). С. 49-54.

17. Корчагин В.А., Сливинский Е.В., Ризаева Ю.Н. Modernization of Bodies Tipper Trailers to Improve the Working Conditions of Maintenance / International Journal of Traffic and Transportation Engineering.- 2015, 4(2): 35-44 DOI: 10.5923/j.ijtte.20150402.01 - с. 3544.

18. Гальченко Г. А. Использование математических методов и прикладных программных продуктов для расчета оптимизации дорожного движения / Гальченко Г.А., Попов С.И., Дроздов Д.С. // В сборнике: Исследование и проектирование интеллектуальных систем в автомобилестроении, авиастроении и машиностроении ("ISMCA' 2019"). Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 117-121.

19. Марченко Ю.В. Оптимизация дорожного движения в г. Ростове-на-Дону путем исключения железнодорожного участка из центра города / Марченко Ю.В., Попов С.И., Марченко Э.В., Куликова А.Н. // В сборнике: Исследование и проектирование интеллектуальных систем в автомобилестроении, авиастроении и машиностроении ("ISMCA' 2019"). Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 142-145.

20. Короткий А. А. Программный комплекс построения оптимального маршрута при караванном движении транспортных средств / Короткий А.А., Попов С.И., Гальченко Г.А., Дроздов Д. С. // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании (ИТНО-2019). сборник трудов VII Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ДГТУ (РИСХМ). 2019. С. 68-71.

Kalmykov Boris Yuryevich, candidate of technical sciences, assistant professor (e-mail: job@sssu.ru)

ISOiP (branch) DSTU in the city of Shakhty, Russian Federation Demin Valentin Ruslanovich, Master's student (e-mail: job1@sssu.ru)

ISOiP (branch) DSTU in the city of Shakhty, Russian Federation Markova Inna Viktorovna, Master's student (e-mail: job2@sssu.ru)

ISOiP (branch) DSTU in the city of Shakhty, Russian Federation

ANALYSIS OF DEVICES TO IMPROVE TRAFFIC SAFETY ON PEDESTRIAN

CROSSINGS

Abstract. The article examines the analysis of accidents in road transport for the period from 1994 to 2018. The statistics of road traffic accidents in the Russian Federation with pedestrians injured in them from 2017 to 2019 are considered. The statistics of road traffic accidents with injured pedestrians crossing the carriageway at pedestrian crossings are presented separately. A patent search has been carried out for devices designed to improve the safety of pedestrian traffic: "A method for notifying drivers about the presence of a pedestrian at a pedestrian crossing", "Pedestrian crossing" to notify drivers and pedestrians about allowing or prohibiting traffic signals on a pedestrian crossing. "A device for reducing the speed of vehicles moving on the roadway", "Traffic control system at a pedestrian crossing" for pedestrians with partial and complete loss of vision, and even more so - with simultaneous hearing loss. "Pedestrian crossing" for the compulsory reduction of the speed of movement of vehicles whose drivers violate the requirements prescribed by road signs. The main problems associated with the low level of safety at unregulated pedestrian crossings are formulated.

Key words: road traffic accidents, pedestrian crossings, road safety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.