5. Makarova, N.O. (2012), "Analysis of health indicators and physical polite stare of courses of students of special medical groups", Actual problems of life safety and physical culture of personality in the XXI century: integration of science and practice conference: collection of scientific works, Nevinnomyssk, pp. 111-116.
6. Orekhov E.F., Petrushkina, N. P. and Kolomiets, O.I (2015). "Adaptation of first-year students to training in higher educational institutions", Proceedings of 11-th International conference "Problems of physical culture of the population living in conditions of adverse factors of environment", Part 1, Gomel, GSU named F. Scorina, pp. 156-159.
7. Pustozerov, A.I., Petrushkina, N.P. and Milovidov, V.K. (2013), "Assess the mental component of the functional state of students engaged in physical culture of the East", Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, No. 12, pp. 285-292.
8. Yakubovskaya, I.A., Petrushkina, N.P. and Kolomiets, O.I. (2017), "Features of the functional condition of the Central nervous system of athletes with different orientation of the training process", Pedagogy-psychological, medical-biological problems ofphysical culture and sports, Vol. 12, No. 2, pp. 217-225.
9. Nikitin, I., Kolomiets, O.I. and Bykov, E. (2015), "Analysis of the recovery of the athletes of the highest category, based on heart rate variability: review of the method of analysis of recovery", Materials of the IVInternational Congress "Problems of physical education: the contents, Provence, methods, organization", Chelyabinsk, Vol. 1, pp. 646-652.
10. Zsolt Szakaly, Ferenc Ihasz, Csaba Konczos, Judit K Plachy, Jozsef Bognor and Kolomiets Olga (2016), "Physique, body composition and motor performances in Hungarian students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta ", Vol. 133, No. 3, pp. 267-274.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2018
УДК 796.011
АНАЛИЗ УСТАНОВЛЕННЫХ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПЕРВОГО ЭТАПА ВНЕДРЕНИЯ
Валерий Борисович Поканинов, кандидат педагогических наук, доцент,
Лилия Александровна Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Казань
Аннотация
В статье представлен анализ методических подходов по разработке нормативных основ системы физического воспитания населения, дается разграничение понятий «норма» и «норматив», результаты экспертизы установленных нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне» первого этапа внедрения.
Ключевые слова: нормативы, комплекс ГТО, физическая подготовленность, методы разработки нормативов.
ANALYSIS OF ESTABLISHED NORMS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" OF THE FIRST PHASE OF IMPLEMENTATION
Valery Borisovich Pokaninov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lilia Aleksandrovna Konovalova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
The article presents the analysis of methodological approaches to the development of the regulatory framework for the system of physical education of the population. The distinction is made between the concepts "norm" and "normative". It includes the results of the examination of the established regulatory requirements of the complex "Ready for Labor and Defense" of the first implementation phase.
Keywords: standards, complex of RLD, physical readiness, methods of normative development.
ВВЕДЕНИЕ
Российская система физического воспитания, решая задачи, стоящие перед ней, регламентируется нормативными требованиями, которые заложены во Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе ГТО, Единой всероссийской спортивной классификации, программах по физическому воспитанию различных типов учебных заведений. Система проверки и оценки представляет возможность на любом этапе процесса физического воспитания осуществлять объективную диагностику за уровнем развития двигательных способностей, возможность определять важность первостепенной работы по изменению параметров в заданном направлении.
Одним из направлений развития теории физической культуры является дальнейшая разработка и уточнение ее понятийного аппарата. Помимо уточнения основных понятий, таких как «физическая культура», «спорт», «физическая рекреация» и др., на наш взгляд, проблемой, требующей своего решения, является проблема соотношения понятий «норма» и «норматив». Это обусловлено тем, что многие специалисты отождествляют данные понятия, вкладывая в их сущность идентичную содержательную интерпретацию.
Трудность раскрытия понятия «норма» обусловлена прежде всего объективной сложностью взаимоотношений нормы и аномалий.
На основании вышеизложенного нами предлагается использовать для характеристики какой-либо величины термин "норматив" и следующую формулировку: нормативом в теории физической культуры называется установленная специалистами классификационная величина, посредством которой идентифицируется объект.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В практике физического воспитания для оценки уровня физической подготовленности человека используются различные виды нормативов. Наиболее обоснованы три вида: должные, сопоставительные и индивидуальные. Сопоставительные нормативы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности [1, 2]. В большей степени вычисление сопоставительных нормативов производиться на основе метода сигмальных отклонений, где определяется средняя величина и стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Значение Х±0,5 сигмы принимают за среднюю норму, а выбираемые исследователем граничные величины сигмы служат мерой отклонения от средней нормы.
Однако средняя величина оказывается чувствительной к нарушению асимметричности распределения (А8), а среднеквадратическое отклонение - к смещению эксцесса (Ех) [1, 3].
Пренебрежение вышеуказанными фактами негативно сказывается на классификационной схеме. При асимметричности распределения результаты двигательных заданий, показатели части тестируемой совокупности не будут учтены, а, следовательно, разработанные критерии физической подготовленности окажутся для одних людей слишком завышенными, для других легко выполнимыми.
Для построения системы оценок физической подготовленности различных контин-гентов также применяется метод перцентилей, опирающийся на определение кумуляции частот вариационного ряда. Анализ метода перцентилей позволил специалистам выявить очевидные недостатки вышеуказанного метода. Отсутствие четкого количественного критерия приводит к тому, что при установлении числа и границ интервалов группирования количественных величин служат субъективные соображения и интуиция того или иного исследователя. Естественное следствие такого подхода - накопление большого числа классификационных схем, существенно различающихся по структуре и содержанию.
Общим недостатком в реализации методов сигмальных отклонений и перцентилей для построения классификационных систем оценок физической подготовленности является то, что данные методы предполагают для каждого показателя отдельную шкалу и ее категоризацию без учета комплексной вариации параметров тестируемой совокупности.
При установлении должных нормативов специалисты основываются на требованиях, предъявляемых к человеку условиями жизни, профессии, необходимостью подготовки к защите Родины, используя при этом различные методические подходы и принципы: должных величин, цикличности, норм реального учета уровня физической подготовленности, поразрядной дробности (дифференцированной системы оценки результатов), одинаковых шкал, реального учета особенностей физического развития.
Выполнение вышеуказанных принципов позволяет: обеспечить преемственность в системе физического воспитания, дать четкое научное обоснование нормативного содержания, определить задачи каждого звена системы физического воспитания, учитывать при разработке нормативов современные требования жизни, спортивной и оборонной деятельности [4, 5]. Распоряжением от 30 июня 2014 г. N 1165-р во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спор-тивном комплексе " Готов к труду и обороне», утвержден план мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), которые делят внедрение комплекса на III этапа.
Несмотря на достоинства разработанных нормативных требований комплекса ГТО первого этапа внедрения, анализ установленных нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» 6-11 ступеней (мужчины и женщины) выявил следующие, на наш взгляд, недостатки:
В 7-й ступени (30-34 лет) в обязательном тесте «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи (см) , чтобы выполнить на бронзовый знак отличия женщины должны «достать скамью ладонями», на «серебро» наклониться на 7 см, а на «золото» 9 см ниже уровня скамьи. Не равнозначность на лицо, так как средняя длина ладони у женщин равна 15 см., а значит для выполнения теста на «бронзу», женщина должна приложить больше усилия, нежели на уровень «серебра» и «золота». В 6 и 7 ступенях (мужчины и женщины 18-39 лет) в испытаниях (тестах) по выбору «плавание на 50 м на уровень «бронзы» и «серебра» установлен норматив - «без учета времени», а в аналогичном тесте, на тождественные знаки отличия в 8-10 ступенях (мужчины и женщины 40-69 лет) установлены временные критерии проявления прикладных навыков. На рисунке 1 возрастной динамики установленных нормативов в испытании (тесте) «подтягивание из виса на высокой перекладине 6-9 ступеней видно, что оценочные
(мужчины) 6-9 ступень
Так, у мужчин при переходе из 6 в 7 ступень, резко снижаются требования к проявлению силовой выносливости с 9 до 4 раз на «бронзу» и с 10 до 6 раз на «серебро». В
возрастной категории 30-34 лет необходимо для получения «золота» подтянуться 9 раз, в 35-39 лет 8 раз, а уже в 8 ступени, чтобы получить аналогичный знак снова 9 раз.
На рисунке 2 возрастной динамики установленных нормативов в испытании (мужчины) «бег на 3 км и 2 км» 6-11 ступеней видно, что установленные временные критерии для проявления общей выносливости имеют существенный перепад, как при переходе от одной ступени или категории, так и выполнения на знаки отличия.
ВЫВОДЫ
Проведенный анализ установленных нормативов комплекса ГТО первого этапа внедрения свидетельствует, что к физической подготовленности населения предъявляются не равнозначные требования, не учитывающие естественный онтогенез организма.
Анализ методических подходов по разработке нормативных основ российской системы физического воспитания позволил определить следующую структуру решения задач: приведение учебных нормативов в соответствии с задачами подготовки учащихся к труду и обороне Родины, изучение уровня физической подготовленности с целью выявления его соответствия или несоответствия поставленным задачам, сопоставления действующих учебных нормативов с уровнем физической подготовленности и разработка на этой основе целостной системы нормативных требований, анализ мотивации отношения населения к физической культуре и спорту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревский, Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / Бондаревский Е.Я. - М., 1983. - 45 с.
2. Бондаревский, Е.Я. Опыт применения теории распознавания образов для построения системы оценки физической подготовленности студенческой молодежи / Е.Я. Бондаревский, Ю.П. Ро-зенфельд // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 11. - С. 5-7.
3. Зациорский, В.М. Кибернетика, математика, спорт. Применение математических и кибернетических методов в науке о спорте и в спортивной практике / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 199 с.
4. Поканинов, В.Б. Нормативные основы системы физического воспитания учащейся молодежи / В.Б. Поканинов, А.Х. Валиахметов, В.Е. Андреев // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сборник статей Международной научно-практической конференции (10 сентября 2017 г.). - Омск : Омега Сайнс, 2017. - С. 79-82.
5. Поканинов, В.Б. Научно-методические основы нормирования в системе физического воспитания учащейся молодежи / В.Б. Поканинов, Л. А. Коновалова // Роль и место информационных технологий в современной науке : сборник статей Международной научно-практической конференции (03 февраля 2016 г). - Саранск : Омега Сайнс, 2016. - С. 159-161.
REFERENCES
1. Bondarevsky, E.Ya. (1983), Pedagogical bases of the control over physical readiness of studying youth, dissertation, Moscow.
2. Bondarevsky, E.Ya. and Rosenfeld, Yu.P. (1988), "Experience in the application of the theory of pattern recognition for constructing a system for assessing the physical readiness of student youth", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 5-7.
3. Zatsiorsky, У.М. (1969), Cybernetics, mathematics, sports. Application of mathematical and cybernetic methods in the science of sports and in sports practice, Physical training and sports, Moscow.
4. Pokaninov, VB, Valiakhmetov, A.Kh. and Andreev, V.E. (2017), "Normative foundations of the system of physical education of young students", Psychological and pedagogical aspects of the scientific formation of personality: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (September 10, 2017), Omega Sains, Omsk, pp. 79-82.
5. Pokaninov, V.B. and Konovalova, L.A. (2016), "Scientific and methodological basis of rationing in the system of physical education of students in the students", Role and place of information technologies in modern science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (February 03, 2016), Omega Sains, Saransk, pp. 159- 161.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2018
УДК 796.332
ОПТИМАЛЬНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИГРОВОЙ НАГРУЗКИ В ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНДАХ РФПЛ 2018
Андрей Анатольевич Полозов, доктор педагогических наук, доцент, Сергей Евгеньевич Банников, профессор, Евгений Станиславович Набойченко, кандидат экономических наук, доцент, Дмитрий Олегович Кармаркских, магистрант, Денис Александрович Мингалеев, магистрант, Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Аннотация
Проблема адекватности распределения игровых нагрузок среди игроков одной футбольной команды даже не ставится, поскольку не имеет инструментария. В настоящей статье игровые единоборства позволяют получить рейтинги игроков через систему линейных уравнений. Рейтинг игрока убывает от числа единоборств, что позволяет определить наилучшую нагрузку для каждого игрока в каждом компоненте. Лидеры РФПЛ не блеснули адекватностью распределения нагрузок.
Ключевые слова: футбол, единоборства, нагрузка, матч.
OPTIMALITY OF DISTRIBUTION OF GAME LOAD IN THE SOCCER TEAMS OF
RFPL 2018
Andrey Anatolyevich Polozov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Evgenyevich Bannikov, the professor, Evgeny Stanislavovich Naboychenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Dmitry Olegovich Karmarkskikh, the master student, Denis Aleksandrovich Mingaleev, the master student, Ural Federal University, Ekaterinburg
Annotation
The problem of adequacy in distribution of the game loads among the players of one football team isn't even put, as it has no tools. In the present article, the game single combats allow to receive the ratings of players through the system of the linear equations. The rating of the player decreases following a number of the single combats that allows to define the best loading for each player in each component. Leaders of RFPL haven't flashed with adequacy of distribution of the loadings.
Keywords: football, single combats, loading, match.
ВВЕДЕНИЕ
В управлении футбольной командой сложилась нестандартная ситуация. Научный подход основан на подсчете т.н. технико-тактических действий (ТТД), проценте брака