Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРОВ И ЭКСКУРСИЙ'

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРОВ И ЭКСКУРСИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / мониторинг / цифровая трансформация / платформенный подход / стратегия ESG

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деменев А. В., Якимов Л. А.

Новые обстоятельства в мире туризма направлены на ряд ключевых аспектов, которые соответствуют современному состоянию этой бизнес-ниши. Реалии современности имеют важное значение, чтобы повысить конкурентоспособность туристического продукта и создать условия для устойчивой работы инновационных онлайн-сервисов по реализации туров. В статье представлено описание основных направлений развития внутреннего туризма в соответствии с глобальной трансформацией экономики. В работе уделено внимание вопросу о доступности к инструментам продвижения туристических продуктов. Это закономерно приводит ко возникновению феномена платформынного и экосистемного качества при технологическом изменении для туризма. Из-за экосистемного подхода можно создать эффективные стратегические решения в области управления, включая формирование и развитие навыков разработки экскурсий для развития внутреннего туристского продукта регионов, и оптимизацию использования ресурсов согласно стратегии ESG. В статье авторы на основе анализа рынка платформенных решений продвижения экскурсионных услуг выявляют перспективы устойчивого развития внутреннего туристического рынка Российской Федерации и предлагают цифровые решения по формированию условий создания, распространения и продвижения для авторов экскурсионных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРОВ И ЭКСКУРСИЙ»

УДК 338.48

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЛАТФОРМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРОВ И ЭКСКУРСИЙ

Деменев А.В.

Канд. тех. наук, доцент Высшей школы сервиса

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация saprmgus@mail.ru Якимов Л.А.

Студент бакалавриата Высшей школы сервиса

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация yakimovlev 777@mail.ru

Аннотация. Новые обстоятельства в мире туризма направлены на ряд ключевых аспектов, которые соответствуют современному состоянию этой бизнес-ниши. Реалии современности имеют важное значение, чтобы повысить конкурентоспособность туристического продукта и создать условия для устойчивой работы инновационных онлайн-сервисов по реализации туров. В статье представлено описание основных направлений развития внутреннего туризма в соответствии с глобальной трансформацией экономики. В работе уделено внимание вопросу о доступности к инструментам продвижения туристических продуктов. Это закономерно приводит ко возникновению феномена платформынного и экосистемного качества при технологическом изменении для туризма. Из-за экосистемного подхода можно создать эффективные стратегические решения в области управления, включая формирование и развитие навыков разработки экскурсий для развития внутреннего туристского продукта регионов, и оптимизацию использования ресурсов согласно стратегии ESG. В статье авторы на основе анализа рынка платформенных решений продвижения экскурсионных услуг выявляют перспективы устойчивого развития внутреннего туристического рынка Российской Федерации и предлагают цифровые решения по формированию условий создания, распространения и продвижения для авторов экскурсионных продуктов.

Ключевые слова: туризм, мониторинг, цифровая трансформация, платформенный подход, стратегия ESG

Авторы статьи поставили перед собой следующую цель: на основе анализа рынка платформенных решений продвижения экскурсионных услуг выявить перспективы устойчивого развития на внутреннем туристическом рынке Российской Федерации. В 1987 году в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию [1] было впервые использовано выражение «устойчивое развитие». С помощью этого доклада было определено понятие «устойчивого развития» как развития, которое удовлетворяет потребности сегодняшнего поколения, не отнимая возможности для будущих поколений удовлетворить свои нужды. Развитие понятия «устойчивое развитие» происходило в разных областях, включая экономику и социальную сферу, экологию и т. Д. В контексте

современных платформ электронной коммерции понятие устойчивого развития используется для обозначения модели развития с экономической эффективностью, социальной ответственностью и экологической устойчивостью.

Часто выражение «устойчивое развитие» используется как аббревиатура «стратегия ESG», что означает: Экология и окружающая среда, социальная сфера, Governance (корпоративное управление) [2]. С точки зрения стратегии, стратегия ESG нацелена на создание долгосрочных инвестиционных результатов для инвесторов и компаний в целом. Это обеспечит устойчивый экономический рост с сохранением окружающей среды и социальной ответственности. ESG-принципы впервые были сформулированы экс-секретарем ООН Кофи Аннаном, который рекомендовал крупным мировым компаниям включать данные принципы в планы своего стратегического развития, чтобы быстро реагировать на активные изменения глобальных процессов, поскольку экосистемные сервисы достаточно удобны и относительно просты в использовании.

Такая модель развивается в условиях роста использования интернета и электронной коммерции, включая туризм и экскурсии. Электронные платформы играют ключевую роль в организации туристических поездок и предоставлении услуг. Важной частью устойчивого развития платформ электронной коммерции в сфере туризма является учет социальных и экологических факторов при разработке новых технологий, а также удовлетворение потребностей не только сегодняшних, но и будущих поколений [1].

Процент интереса к онлайн-маркетплейсам экскурсий и туров, созданным на основе web-платформ, в России растет из года в год. Появляются новые маркетплейсы с более широким выбором тура и экскурсии для удобства оплаты. Исследование, отражающее формирование спроса на онлайн бронирование туров в период пандемии COVID-19. На данный момент многие маркетплейсы предоставляют такую услугу. Опишем основные тенденции развития отрасли в этом направлении.

Во-первых, это внедрение новых технологий, таких как VR-экскурсии [10] и 360-градусный просмотр, который обогащает опыт туристов и привлекают новых клиентов на онлайн-платформу. Также многие маркетинговые компании стали предлагать пакетные услуги, такие как трансферы или проживание и разнообразные образовательные программы.

Во-вторых, разработка мобильных приложений позволяет туристам бронировать свои путешествия с мобильного устройства в любое время и в любом месте.

Во-третьих, обработка больших данных (Big Data) стала важным инструментом для анализа пользовательского поведения и улучшения пользовательского опыта на маркетплейсах [9].

В целях привлечения целевых групп населения к участию в научно-популярного туризма (НПТ) и прохождению маршрутов НПТ концепция «Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года" (утверждена Минобрнауки России 25.01.2023 N ВФ/1-Кн) рассматривает «проведение комплекса мероприятий, включая выставки, тематические мероприятия, посвященные НПТ, круглые столы, конференции, семинары, развитие и наполнение туристических и научных информационных площадок и туристских порталов (Russia.Travel, Russ Pass, наука.РФ, Science ID, morethantrip.ru и др.), а также развитие программ молодежного и студенческого туризма, проекта "Больше, чем путешествие" и других цифровых платформ, задействованных в НПТ» [3].

В вышеназванной концепции [3] описан механизм привлечения целевой аудитории на предприятия и научные объекты, который включает: «..сбор, систематизацию и пополнение всех российских цифровых информационных систем и платформ информацией о мероприятиях НПТ, объектах научной инфраструктуры, научно-популярных событиях и маршрутах с возможностью бронирования и участия; информирование населения России о возможностях НПТ, музеев, научных центров и их лабораторий, научно-производственных объединениях, высокотехнологичных производствах и других организациях, развивающих науку, производство и научный туризм. Проведение экскурсий, стажировок для студентов вузов.т (SciencelD, SciencelD, morethantrip.ru); проведение обучающих мероприятий, стажировок.» [3].

По направлению цифрового продвижения туров и экскурсий - трансформационные туры. Это новое направление в туризме, которое быстро набирает популярность. Не только отдых, но и желание измениться в лучшую сторону у человека, который идет в трансформационном путешествии. Добровольческие поездки - пример опыта, который приобрел популярность благодаря этому тренду. Отдыхающие в путешествии путешественники отдыхают, а также выделяют время на волонтерскую работу. Пользователям также предлагаются оздоровительные каникулы, в ходе которых они уединятся и присоединятся к занятиях йогой на природе. Также они могут посетить несколько обучающих занятий для того, чтобы изучить новые навыки или языки.

Популярность туров и путешествий растет, что способствует развитию новых инновационных решений для улучшения качества предоставляемых услуг. Одни из маркетплейсов начали предлагать услуги индивидуального туризма, что позволяет удовлетворить потребности индивидуальных туристов и создать уникальный маршрут. Многие компании ввели программы лояльности для клиентов, такие как скидка на

повторное бронирование или бесплатный бонус при отзывах о поездке, что повышает доверие к маркетплейсу.

В своей научной работе Левенко К.К. (2022 г.), ссылаясь на проведенные исследования Booking.com, делает выводы: «72 % туристов считают, что люди должны действовать сейчас и сделать выбор в пользу экологичных путешествий, чтобы спасти планету и сохранить ее для будущих поколений. Все больше путешественников перенимают этот образ мышления, поэтому принимают решения о поездках с учетом окружающей среды. Компенсация выбросов углерода, например, становится все более популярной с каждым днем, особенно потому, что путешественники хотят помочь смягчить последствия климатического кризиса. Туристические компании также могут поддержать эту миссию, внося небольшие, но существенные коррективы - отказаться от одноразового пластика или использовать только солнечную энергию.

Формирование интегрированных территориальных структур туристско-рекреационной направленности, представляющих собой территориальные объединения, которые определяют цель или желаемый результат, включают основные шаги или вехи, необходимые для их достижения, а также набор стратегических рекомендаций для поддержки создания, поддержания и развития внутреннего туризма в определенной локации- регионе, а также позволяющих распространять эффект от их развития на уровень территорий, входящих в состав» [7].

Анализ мнений, изложенных в научной литературе, указывает на базовые тенденции развития. Рассмотрим их. Из анализа можно выделить мнения по теме «Устойчивое развитие платформ электронной коммерции для туризма и экскурсий».

Во-первых, современные платформы электронной коммерции являются необходимым инструментом для развития туризма и экскурсий в условиях цифровизации и роста интернет-пользователей в России.

Во-вторых, развитие платформ электронной коммерции позволяет оптимизировать деятельность туристических компаний и улучшить качество услуг для конечных пользователей.

В-третьих, устойчивое развитие платформ электронной коммерции в области туризма и экскурсий возможно только при соблюдении принципов экологической, социальной и экономической устойчивости. Кроме того, важно учитывать интересы всех участников рынка: туристов и государственных органов в области туризма или экскурсий; уделять достаточно внимания обеспечению качества туристических услуг на платформах электронной коммерции и учитывать национальные особенности и культурные традиции России при создании и развитии платформ электронной коммерции. В конце концов,

развитие платформ электронной коммерции должно быть основано на внедрении инноваций и использовании новых технологий для создания комфорта туристов. Однако ясно, что создание платформ электронной коммерции должно сопровождаться масштабными образовательными мероприятиями для повышения уровня цифровой грамотности в туризме и поддержки развития безопасной туристической среды, а платформы электронной коммерции являются эффективным инструментом для поддержки малых и средних предприятий в сфере туризма. Но в конце развития платформ электронной коммерции есть такие риски, как растущая конкуренция на рынке и изменения правового окружения. Важно проводить регулярные исследования и мониторинги по управлению рисками.

Эта работа направлена на анализ и разработку тематического экскурсоведческого продукта. Для создания и добавления авторской экскурсии, проектной группе предстоит разработать учебный блок по созданию и добавлению авторского экскурсионного блока. При разработке проекта «День без турникетов» мы будем сотрудничать с преподавателями отраслевого университета по туризму - ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», командой разработчиков.

«День без турникетов» — это Ь2Ь-проект, в рамках которого представители различных компаний, ВУЗов и маркетплейсов города знакомятся с малыми и средними предпринимателями столицы посредством экскурсии, видео-экскурсии или мастеркласса. Проведение таких мероприятий проводится компаниями-партнерами.

Данный проект был разработан с 2012 года. А сегодня он уже имеет хорошие показатели. Всего было проведено 4032 экскурсий, в ходе которых приняли участие 374 700 человек. Кроме того, проект занял первое место в номинации «Лучшее деловое мероприятие» на Всероссийском форуме событийного туризма. Количество компаний-партнеров на сайте составляет 127 000 и около 400 компаний-участников.

Есть несколько проблем, которые заставили авторов создать проект. Их причинами стали отсутствие информации, знаний и информации для размещения своего экскурсионного продукта на платформе «День без турникетов», большое количество неофициальных экскурсий, дефицит специалистов и отсутствие интереса у молодого поколения к разработке экскурсии. В таблице 2 представлены данные по экскурсионным продуктам, которые были проанализированы в ходе исследования рынка экскурсионных услуг. В сравнении параметров активности онлайн площадок, которые реализуют экскурсионные продукты в России и мире, отмечаем, что компании с более высокой долей рынка туристических услуг видят перспективным направление развития в реализации экскурсий. Источник. Такие компании как tripadvisor, airbnb.com, ostrovok.ru, expedia.ru,

tripster.ру. В настоящее время проект turniketov.net находится в развитии (таблица 1), именно поэтому авторы статьи видят перспективным сформировать ряд рекомендаций и предложений для платформы. Источник. Turniketov.net целесообразно организовать обучение созданию туристических программ, и опцию тестирования готового нового экскурсионного продукта на платформе, что позволит за короткое время сформировать успешный продукт с помощью объективной обратной связи. Это приведет к мотивации разрабатывать новые оригинальные и востребованные экскурсионные продукты, что в свою очередь поможет привлечь туристов на регионы. Индивидуальная аудитория получит навыки разработки и проведения экскурсий, сформирует необходимые профессиональные компетенции для регионов в области туризма. В дальнейшем регионы будут развивать внутренний туристский продукт региона.

Предоставляемый проект предоставляет возможность для целевой аудитории получить бесплатное экскурсионное обслуживание, расширить знания о посещении туристических объектов.

Рисунок 1 - Данные анализа ежемесячных посещений web-платформ реализующие экскурсии и туры в Росси и на международном рынке

Таблица 1 - Результаты изучения активности трафик-потока на электронных ресурсах

Наименование онлайн платформы Ежемесячные посещения, тыс. Страниц за посещение показатель отказов Ежемесячные посещения, %

tripadvisor.com 158800 4,35 57.94% 38,4%

airbnb.com 101800 19,28 30.71% 24,6%

expedia.com 92440 6,77 36.7% 22,3%

klook.com 23530 3,24 61.05% 5,7%

getyourguide.com 17130 3,74 48.35% 4,1%

Ostrovok - https: //ostrovok.ru/excursions/ 9878 12,98 25,31% 2,4%

tripster.ru 2115 3,55 51.08% 0,5%

Tripster - https://tripster.ru/ 2115 3,55 51,08% 0,5%

Kudago - https://kudago.com/ 1999 2,03 63,86% 0,5%

headout.com 1318 3,5 57.14% 0,3%

Sputnik8 - https://www.sputnik8.com/ru/ 1196 3,65 56,13% 0,3%

toursbylocals.com 806,72 8,96 41.68% 0,2%

afisha.timepad.ru 314,584 3,91 52.93% 0,1%

russpass.ru 252,744 4,6 47.94% 0,1%

cityofdiscoveries.moscow 15,98 1,03 99.14% 0,004%

turniketov.net 14,592 5,08 34.38% 0,004%

Tvoi Petersburg -https: //tvoipeterburg .ru/ 13,153 1,09 94,77% 0,003%

siliconvalley.center 11,701 2,04 66.61% 0,003%

funsuntravel.ru 5,026 2,35 53.09% 0,001%

izibook.ru 4 1,89 42.98% 0,001%

*По данным за период январь 2023 - март 2023 на ресурсе https://similarweb.com

Таким образом, дальнейшее развитие внутреннего туризма происходит в новых условиях с активными трансформациями глобальных процессов, которые определяются готовностью и желанием туристов использовать цифровые технологии и электронные инструменты, способностью российского бизнеса предоставлять подобные услуги. Авторами статьи были выявлены перспективы устойчивого развития внутреннего туристического рынка Российской Федерации, а также предложены цифровые решения по формированию условий создания, распространения и продвижения на большую аудиторию для авторов экскурсионных продуктов.

Литература

1. Сериков С.Г. Концепция устойчивого развития: теоретический аспект / С. Г. Сериков // Сибирская финансовая школа. - 2016. - № 4(117). - С. 36-40. - ББК WMZQLX.Измайлова М.А. Реализация ESG-стратегий российских компаний в условиях санкционных ограничений //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2022. - Т. 13. -№. 2. - С. 185-201.

2. Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года// Утвержден Министром науки и высшего образования Российской

Федерации В.Н.ФАЛЬКОВ 25 января 2023 г. N ВФ/1-Кн // Документ предоставлен КонсультантПлюс [электронный ресурс] Доступ URL: https://prodod.moscow/wp-content/uploads/Kontseptsiya-razvitiya-nauchno-populyarnogo-turizma-v-Rossii.pdf (дата обращения 29.04.2023)

3. Королева О.В. Трансформационный туризм как перспективное направление развития природных территорий / О. В. Королева // Инновационные технологии управления и стратегии территориального развития туризма и сферы гостеприимства : материалы IV Международной научно-практической конференции, Москва, 24 сентября 2021 года. - Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. -С. 376-385. - EDN SRNQNT.

4. Киселева И.А. Оптимизационная модель развития туризма / И. А. Киселева, Б. Цэцгээ // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - № 2. - С. 244-245. - EDN KXXAHV.

5. Стратегия в Российской Федерации на период до 2035 года // welkometimes.ru/opinions/strategiya-razvitiya-vnutrennegoturizma-vrossii-v-2021-godu.

6. Левченко К.К. Современные тренды и тенденции развития внутреннего туризма в условиях новых реалий //Вестник Академии знаний. - 2022. - №. 6 (53). - С. 164-168.

7. Костенко Я. Дома лучше: внутренний туризм в 2021-м может заработать вдвое больше // iz.ru/1106130/iaroslavakostenko/domaluchshe-vnutrennii-turizm-v-2021-m-mozhet-zarabotat-vdvoe-bolshe.

8. Kaurova O. V. et al. Modern trends in development of tourism statistics in the world and in Russia //Life Science Journal. - 2014. - Т. 11. - №. 4. - С. 451-454.

9. Pestek A., Sarvan M. Virtual reality and modern tourism //Journal of Tourism Futures. - 2020. - Т. 7. - №. 2. - С. 245-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.