Научная статья на тему 'Анализ условий развития инновационной деятельности в Белгородской области'

Анализ условий развития инновационной деятельности в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭЛЕМЕНТЫ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ТЕХНОПАРК / ТЕХНОПОЛИС / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каюшникова М. В., Андреева О. Н.

В настоящее время большое внимание уделяется инновациям, которые играют важную роль в обеспечении современного экономического роста, общественного благосостояния и политического интереса. В настоящей статье представлен анализ показателей инновационного развития Белгородской области, выявлены проблемы инновационного развития. Инновационная инфраструктура представлена как инструмент, с помощью которого оказывается ресурсная поддержка и формируется благоприятная среда для инновационного развития региона. Основное внимание в исследовании уделяется анализу показателей инновационного развития Белгородской области, в том числе посредством сопоставления с показателями регионов Центрального федерального округа. Наш анализ показывает, что при значительных исследовательских и производственных возможностях региона выход готовой инновационной продукции на среднем уровне, что в целом может являться следствием большей сфокусированности исследователей на «чистой» научной деятельности при незначительном их участии в коммерческих проектах, что характеризует стадию становления региональных инновационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ условий развития инновационной деятельности в Белгородской области»

DOI: 10.12737/article_59cd0c7c54d072.55679164

Каюшникова М.В., магистрант, Андреева О.Н., канд. экон. наук, ст. преп.

Белгородского государственного национального исследовательского университета

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

кауи 8Ьшкоуа2013@уа^ех. ги

В настоящее время большое внимание уделяется инновациям, которые играют важную роль в обеспечении современного экономического роста, общественного благосостояния и политического интереса. В настоящей статье представлен анализ показателей инновационного развития Белгородской области, выявлены проблемы инновационного развития. Инновационная инфраструктура представлена как инструмент, с помощью которого оказывается ресурсная поддержка и формируется благоприятная среда для инновационного развития региона. Основное внимание в исследовании уделяется анализу показателей инновационного развития Белгородской области, в том числе посредством сопоставления с показателями регионов Центрального федерального округа. Наш анализ показывает, что при значительных исследовательских и производственных возможностях региона выход готовой инновационной продукции на среднем уровне, что в целом может являться следствием большей сфокусированности исследователей на «чистой» научной деятельности при незначительном их участии в коммерческих проектах, что характеризует стадию становления региональных инновационных систем.

Ключевые слова: регион, инновационная инфраструктура, элементы, бизнес-инкубатор, технопарк, технополис, инновационный центр, территориальный кластер, инфраструктурное обеспечение.

Введение. В настоящее время в финансовом планировании Российской федерации на первое место ставится задача создания инноваторской экономики. Вопросы стимулирования инноваций вынесены и на самый высокий политический уровень. Стоит отметить, что роль государства в научной и инноваторской сферах России остается основной. К необходимости регулирования научной деятельности в государственных НИИ и вузах, добавляется также и влияние на инновационную активность бизнеса.

Согласно сведениям Рейтинга инновационной активности регионов, проведенном Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), в 2016 году Белгородская область заняла 29 место из числа 85 субъектов Российской Федерации. Регион попал в группу субъектов со средним уровнем инновационной активности [1].

Необходимо находить новейшие модификации формирования областной инноваторской инфраструктуры, которые создали бы условия для появления новейших инноваторских компаний и, равно как результат, экономический рост региона.

В данной статье рассматривается вопрос, касающийся условий развития инновационного потенциала региона. Выявлены проблемы инновационного развития. Инновационная инфраструктура представлена как инструмент, с помощью которого оказывается ресурсная поддержка и

формируется благоприятная среда для инновационного развития региона.

Методология. Политика инновационного развития региона отражена в постановлении Правительства области от 25 января 2010 г. № 27-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» [4].

Комплексный подход в формировании инновационной системы региона гарантирует нормативная правовая база. Действует закон Белгородской области об инновационной деятельности и инновационной политике, регулирующий отношения субъектов инновационной деятельности и органов государственной власти на территории области (Закон области от 1 октября 2009 г. № 296) [3].

Создавая максимально благоприятные условия для активизации инновационной деятельности и с целью вовлечь частный бизнес в инновационные процессы в рамках формирования системы налоговых стимулов приняты законы, предусматривающие снижение налогового бремени на предприятия инновационной сферы деятельности по отдельным видам налогов: в части установления пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в областной бюджет, и дифференцированной ставки по налогу на имущество организаций (Закон Белгородской области от 27 ноября 2003 года № 104 «О налоге на имущество организаций», Закон Белгородской

области от 18 сентября 2007 года № 142 «О льготах по налогу на прибыль организаций»). В сфере инновационной деятельности в области действуют постановление Губернатора Белгородской области от 29 августа 2008 года № 103 «Об образовании Совета по инновационной политике при Губернаторе Белгородской области» и распоряжение Правительства Белгородской области от 1 августа 2011 года № 395-рп «О создании Фонда развития белгородской интеллектуально-инновационной системы» [4].

Основная часть. В Белгородской области региональная инновационная инфраструктура представлена 14 организациями, представленные бизнес-инкубаторами, технопарками, фондами, инновационными и научно-инновационными центрами и др. [4].

Несмотря на достаточно развитую инновационную инфраструктуру в регионе, уровень инновационного производства пока еще остается недостаточным, но необходимо отметить, что предпринимаемые системные меры по формированию инновационной экономики принесли определенные результаты, которые в большей степени затонули создание институциональных и инфраструктурных предпосылок инновационного роста.

Основными факторами инновационного развития являются созданные и используемые передовые производственные технологии, динамика которых за последние несколько лет явно положительная, что наглядно показано на рисунке 1[2].

2500

0

2010 2011 2012 2013 2014 2015

35 30 25 20 15 10 5 0

Число созданных передовых производственных технологий

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 1. Динамика созданных и используемых передовых производственных технологий в Белгородской

области за период 2010-2015 гг.

Немаловажным фактором, определяющим и характеризующим уровень развития инновационного потенциала, является число трудящихся,

занятых исследованиями и разработками (Рис. 2) [2].

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1189

2010

2011

2012

2013

2014

2015

■ ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА, ЗАНЯТОГО НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И РАЗРАБОТКАМИ

Рис. 2. Динамика персонала, занятого в сфере НИОКР в Белгородской области за период 2010-2015 гг.

Данные показатели свидетельствуют о том, что происходит незначительное увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, что позволяет сделать вывод о положительных тенденциях изменения факторов инновационного развития в регионе.

Объемы финансирования НИОКР во многом определяют число организаций, осуществляю-

щих исследования, а также численность персонала, работающего в них. Структура финансовых ресурсов предприятий и организаций, осуществляющих НИОКР неоднородна, в основном это собственные средства и средства, выделяемые из бюджета, динамика которых за последние несколько лет является положительной и представлена более подробно в таблице 1 [2].

Таблица 1

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования

(млн. руб.)

2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015 Динамика по отношению к 2010 году

Все затраты 110,1 245,0 891,7 1261,8 1465,6 1790,5 1921,1 1029

в том числе по источникам финансирования:

средства бюджета 63,2 69,4 449,9 395,1 375,6 523,3 596,6 147

собственные средства научных организаций 18,9 86,6 217,3 433,7 394,1 503,3 441,5 224

средства внебюджетных фондов 0,4 0,2 9,8 13,5 - 55,3 0,8 -9

средства организаций предпринимательского сектора 27,4 87,5 184,3 299,3 582,6 570,9 740,4 556

средства образовательных учреждений высшего образования 0,0 - 24,6 111,2 106,0 133,3 138,2 114

средства частных некоммерческих организаций - - - - - - - 0

средства иностранных источников 0,2 1,3 5,8 9,0 7,3 4,4 3,6 -2

Изменение внутренних затрат на НИОКР показывает их незначительный рост. Средства внебюджетных фондов и иностранных источников уменьшаются на фоне увеличения средства бюджета, организаций предпринимательского сектора, средства научных организаций, а также средства образовательных учреждении высшего образования, что является положительной тенденцией.

Как показывают статистические сведения, за период 2010-2015 гг., динамика следующих показателей, определяющих инновационную деятельность в регионе, говорит об инновационной стагнации с определенными свойствами расширения производства инновационных товаров, работ, услуг (рис. 3) [2].

14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

12,2

12,7

10,9 -

— 9,2 9,2 9,6 9,6

3,7 4,0 4,3 4,4 5,0

2,6

2010

2011

2012

2013

2014

2015

I удельный вес организации, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций

I Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Рис. 3 Динамика показателей инновационной активности организаций Белгородской области

за период 2010-2015 гг.

Статистика выявляет одну отличительную черту развития инновационной деятельности на региональном уровне, проявляющуюся в том, что удельный вес организаций, осуществляющих инновации в общем числе организаций существенно менялась - в 2011 г. наметился рост с 10,9 % до 12,2 %, однако в 2012 г. произошло снижение показателя до 9,2 % и только в 2015 г. показатель достиг значения 12,7 %, что говорит о нестабильности показателя.

При этом по показателю удельного веса инновационных товаров наметился рост 2,6 % до 5 %. Обстоятельство положительной динамики показателей инновационного производства позволяет сделать вывод о наращивании масштабов работы в рамках относительно нестабильного круга инновационных компаний.

Главным и основным условием экономического роста страны являются инновации. Россия значительно отстает по уровню инновационного развития как от экономически развитых стран,

так и от некоторых стран с развивающейся экономикой. Более того в России имеет место дифференциация регионов по уровню инновационного развития. Так принимая во внимание особенности и уровень развития региона, его ресурсное наполнение, технические и технологические возможности его дальнейшего развития, инновационное развитие различных регионов может существенно отличаться.

Более абсолютное понимание об уровне инновационного развития Белгородской области можно получить посредством сопоставления её по аналогичным показателям с регионами Центрального федерального округа.

Белгородская область по показателю «удельный вес организаций, осуществляющих инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций» в 2015 году заняла 4 место среди регионов Центрального федерального округа (рис. 4) [2].

25,0 20,0 15,0 10,0 5,0

12,7

11,2 11,0 10,9

20,0

I

19,7

12,7

12,9

шнтгпгтп

Xе* /<°

^ чУ оУ оУ ^ аУ оУ -х^ АУ ОУ ОУ ГЧ-

0

о

Л* ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удельный вес организации, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций (2015)

Рис. 4. Сравнительная характеристика инновационного развития Белгородской области среди регионов ЦФО по показателю удельного веса организаций, осуществляемых инновации в 2015 г.

Число инновационных товаров, производимых и отгруженных за исследуемый период поз-

волит дать характеристику уровня инновационного развития с точки зрения производственных возможностей предприятий и организаций.

Рис. 5. Сравнительная характеристика инновационного развития Белгородской области по показателю

отгруженной инновационной продукции в 2015 г [2]

По показателю удельного веса инновационных товаров регион занял в 2015 году более низкие позиции - 12 место. Таким образом, в регионе при значительных исследовательских и производственных возможностях выход готовой инновационной продукции на среднем уровне, что в целом может являться следствием большей сфокусированности исследователей на «чистой» научной деятельности при незначительном их участии в коммерческих проектах, что характеризует стадию становления региональных инновационных систем.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, отметим основные аспекты способствующие инновационному развитию региона. Безусловно, наиболее важным аспектом является образование, поскольку оно является основой для любой функциониру ющей системы инноваций. Необходимо создать эффективную систему подготовки высококвалифицированных специалистов, сформировать и утвердить перечень профессиональных стандартов для специалистов, занятых в области инноваций. Затем нужны отличные институты, такие как университеты (но также и общественные исследовательские институты), научные исследования. В-третьих, необходимо создать хорошо функционирующую культуру сотрудничества между наукой и промышленностью в целях стимулирования инновационного производства на основе научных результатов. Наконец, необходимо предоставить соответствующую (исследовательскую) инфраструктуру.

Следует разработать и внедрить эффективную стратегию, в рамках которой будут внедрены решения и процессы, соответствующие среде региона, чтобы изменения укоренились и остались на долгосрочную перспективу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. URL: http://www.miiris.ru/ (дата обращения: 19.06.2017 г.).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/r osstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/ #(дата обращения: 19.06.2017 г.).

3. Губернатор и Правительство области [Электронный ресурс]. -URL: https://belregion.ru/press/news/ (дата обращения: 19.06.2017 г.).

4. Департамент экономического развития Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.derbo.ru/ (дата обращения: 19.06.2017 г.).

5. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений. М.: ИН-ФРА-М, 2013. 394 с.

6. Долженко Р.А. Инновации в управлении персоналом в коммерческом банке. Алт. ин-т

труда и права (фил.) Образоват. учреждения профсоюзов «Акад. труда и социал. отношений» // Барнаул: Азбука, 2012. 177 с.

7. Иванус А. И. Гармоничный инновационный менеджмент. М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011. 247 с.

8. Иншакова А.О., Кожемякин Д.В. Реализация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 19-23.

9. Аксенова Ж.Н. Оценка уровня инноваци-онности региона и формирование условий его повышения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. Наук. Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. Барнаул, 2012. 22 с.

10. Батукова Л. Р. К вопросу об инновационной модернизации социально-экономической си-

стемы региона // Региональная экономика: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал. 2013. № 11. С. 37-47.

11. Болтина Л. В. Оценка инновационности стратегии социально-экономического развития региона. Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2012. 22 с.

12. Гойхер О.Л. Повышение эффективности управления институтами в структуре инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 1. С.24-29.

13. Каменских М.А. Повышение конкурентоспособности региона на основе организации инновационной инфраструктуры // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 2. С. 3943.

14. Зедина Ю. Государственно-частное партнерство в стратегии инновационного развития российских регионов // Федерализм: Теория. Практика. 2013. № 1. С. 121-130.

Информация об авторах

Каюшникова Мария Владимировна, магистрант заочной формы обучения кафедры финансов, инвестиций и инноваций Института экономики. Е-mail: kayushnikova2013 @yandex.ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Андреева Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, инвестиций и инноваций Института экономики. E-mail: andreeva_o@bsu.edu.ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Поступила в сентябре 2017 г. © Каюшникова М.В., Андреева О.Н., 2017

Kayushnikova M.V., Andreeva О.N. ANALYSIS OF CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

IN BELGOROD REGION

Currently, much attention is paid to innovations, which play an important role in ensuring modern economic growth, public welfare and political interest. This article presents an analysis of the indicators of innovative development of the Belgorod region, identifies the problems of innovative development. Innovative infrastructure is presented as a tool through which resource support is provided and an enabling environment for innovative development of the region is formed. The studyfocuses on the analysis ofindicators of innovative development of the Belgorod region, including through comparison with the indicators of the regions of the Central Federal District. Our analysis shows that with significant research and production capabilities of the region, the output of finished innovative products at an average level, which in general may result from a greater focus of researchers on "pure " scientific activity with little participation in commercial projects, which characterizes the stage of the formation of regional innovation systems.

Keywords: region, innovative infrastructure, elements, business incubator, technopark, technopolis, innovation center, territorial cluster, infrastructure support.

Information about the authors

Kayushnikova Maria Vladimirovna, graduate student. E-mail: kayushnikova2013 @yandex.ru Belgorod State National Research University. Russia, 308015, Belgorod, st. Pobedy, 85.

Andreeva Olga Nikolaevna, PhD. E-mail: andreeva_o@bsu.edu.ru Belgorod State National Research University. Russia, 308015, Belgorod, st. Pobedy, 85.

Received in September 2017 © Kayushnikova M.V., Andreeva O.N., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.