DOI: 10.12737/article_5968b453557b07.43465441
Джемали Ольтиона, аспирант, Стрябкова Е.А., д-р экон. наук, доц.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
оШопахЬешаН@Ьо1таП.сош
В данной статье нами рассматривается актуальная проблема повышения уровня инновационного развития Белгородской области. Объект исследования - инновационная система и инновационная инфраструктура Белгородского региона. Проведенный качественный анализ дал возможность выявить сильные и слабые стороны Белгородской области, определить степень интенсивности протекания инновационного процесса, а также оценить и дать прогноз развития и использования инновационного потенциала Белгородской области.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационный потенциал региона, региональная инновационная система.
Введение : На сегодняшний день, стратегии развития всех регионов объединяет одна общая цель - стремление к созданию надежной инновационной экономико-социальной системы, которая бы обеспечивала высокий уровень и достойное качество жизни населения региона и гарантировала решение проблемы нехватки ресурсов, энергии, повышала бы уровень технологической и демографической безопасности Российской Федерации в целом и отдельного региона в частности, а также способствовала реализации стратегических интересов страны на мировом поприще. По мнению Гуриевой Л.К. [7], наступающая новая длинная волна экономического роста приведет к росту технологического уровня и возникновению совершенно иной системы общественных отношений.
Основная часть. Основным фактором роста конкурентоспособности любого региона на внутригосударственном и международном рынках и достижения стремительного экономического роста является развитие инноваций. В рамках стратегии программы Белгородской интеллектуально-инновационной системы, которая нацелена на становление Белгородского региона одним из основных центров инновационной структуры Российской Федерации, утвержден План первостепенных мероприятий по созданию и реализации программы Белгородской интеллектуально-инновационной системы. Основными направлениями данной программы служат развитие инновационной среды области в целом, городских агломераций и сельских территорий в частности, модернизация и совершенствование дорожной инфраструктуры, освоение биологического земледелия.
Далее более подробно рассмотрим сам процесс регулирования инновационной деятельности в рамках структуры. Инновационная деятель-
ность осуществляется на базе различных административно-территориальных образований, которые отличны друг от друга по многим признакам, таким как: уровень экономического и социального развития, степень обеспеченности ресурсами, климат, площадь территории, численность и состав населения, культура быта населения, а также другим параметрам и, следовательно, различные условия реализации обеспечивают совершенно различные возможности реализации инновационного развития.
О.Н. Владимирова в своей работе считает, что любая региональная инновационная система - это ничем не заменимая часть общей национальной инновационной системы, которая создается и развивается согласно приоритетам государственной инновационной политики [6].
Процесс формирования региональных инновационных систем в России активизировался по большей части в последние годы и, как показывает наш анализ научных публикаций различных авторов, написанных по данной проблеме, одним из самых важнейших и необходимых факторов данной ситуации является наличие экономических отношений, которые бы требовали повышения инновационной активности.
Мы солидарны с Т.Н. Похилько, считающим, что процесс инновационного развития состоит из двух главных частей - реализации инновационных проектов и развития инновационного потенциала [13]. Е.В. Борисова в своей работе указывает, что всю сущность инновационной системы можно описать, как целую и неразрывную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций, которые воплощают научные знания в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг с целью обеспечения социально-экономического роста [5]. Следовательно, для проведения качественного анализа процесса инновационного развития экономики
Белгородской области необходимо рассмотреть инновационные проекты, реализуемые в регионе, и инновационную инфраструктуру.
Разработка и действие региональной инновационной системы базируется, в первую очередь, на нормативно-правовой базе, регламентирующей инновационную деятельность. Начиная с 2009 года регулирование региональной инновационной системы осуществляется согласно положениям закона «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области», наблюдательным органом с функциями курирования является действующий Совет по инновационной политике при губернаторе Белгородской области. В документах социально-экономического плана отражена часть аспектов регулирования такой деятельности [2].
В 2010 году была создана Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, в которой определены целевые показатели, отражающие эффективность работы всех функций региональной инновационной системы по обеспечению устойчивого развития [3]. Региональная инновационная инфраструктура условно разделяется на четыре основные группы: производственно-технологическую, информационную и экспертно-консал-тинговую, финансовую, а также кадровую инфраструктуру.
В Белгородской области, базируясь на платформе региональных вузов эффективно действуют технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования. В Белгородском регионе созданы 2
«упаковочные» компании: «Центр инновационного консалтинга» на платформе НИУ «БелГУ» и «Научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловедении» на платформе БГТУ им. В. Г. Шухова.
На сегодняшний день в Белгородской области при крупнейших высших учебных заведениях действуют более 90 малых предприятия, занимающихся инновационной деятельностью. Из них около 60 предприятия функционируют согласно Федеральному закону от 2.08.2009 года № 217-ФЗ. Согласно упомянутому закону право пользования результатами интеллектуальной деятельности всех высших учебных заведений (секреты производства, патенты, свидетельства) вносятся в уставный капитал предприятий. Остальные малые предприятия — заключили с вузами соглашение о совместной деятельности с целью научно-технического сотрудничества.
По мнению О.Н. Владимировой, основополагающим элементом, который обеспечивает эффективность работы любой региональной инновационной системы, можно назвать присутствие полноценной инновационной инфраструктуры [6]. В Белгородской области имеется всего 13 организаций инновационной инфраструктуры. В составе которых 2 крупнейших вуза области, 3 инновационно-технологических центра, центр новых информационных технологий, агротехно-парк, технополис, центр научно-технической информации, 2 центра коллективного пользования научным оборудованием и т.д. (рис. 1)
Рис. 1. Инновационная инфраструктура Белгородской области
Говоря о составляющих инновационной структуры Белгородской области, необходимо более детально рассмотреть такую важнейшую ее часть как промышленный парк «Северный». Реализация данного проекта началась в конце 2008 года в северной части Белгорода.
Площадь проекта составляет более 24 га, на которых строятся здания промышленного типа общей площадью более 70 тыс. м2, в них будут располагаться не менее 30 предприятий, а также административный корпус площадью 10 тыс. м2. Промышленный парк предоставляет
предприятиям в аренду помещения производственного, складского и административного типа, которые полностью обеспеченные самой мощной на сегодняшний день инженерной инфраструктурой и подъездными путями. У резидентов промышленного парка есть возможность участия в проектировании производственных помещений, с целью максимального учета специфики применяемых технологий производства.
С учетом основных приоритетов инновационного развития Белгородской области и технологической модернизации, на территории промышленного парка формируются два основных направления инновационной деятельность - это инновации в медицинских технологиях и инновации в сфере энергосбережения.
В рамках направления энергосберегающих технологий в будущем планируется формирование производственного бизнес-инкубатора энергосберегающих технологий межрегионального уровня. Производственный бизнес-инкубатор будет состоять из энергоэффективного дома, благодаря конструкции и инженерной системе которого практически в 6 раз будут снижены затраты на теплоснабжение, и производственные помещения, в которых будут размещены малые предприятия, производящие оборудование для энергосберегающих технологий.
24 марта 2017 года Правительством Российской Федерации было принято распоряжение, в содержании которого утверждается распределение субсидий, направленных на возмещение затрат на создание и обустройство инфраструктуры среди субъектов Российской Федерации индустриальных парков. Данный документ предусматривает, что Белгородская область в 2017 году получит из федерального бюджета компенсацию затрат на создание инженерной инфраструктуры промышленного парка «Северный» в объёме 100 млн. рублей. Ещё 100 млн. рублей область должна получить в 2018 году и 130 млн. - в 2019-м.
Инновационная структура Белгородской области имеет довольно представительный состав, но нельзя не отметить наличие дисбаланса структурного плана. В области очень слабо развиты некоторые субъекты инновационной структуры, а именно субъекты консалтингового и экспертного направлений, а также отсутствуют субъекты финансовой направленности и различные правовые институты. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что формирование региональной инновационной системы Белгородчины находится на первоначальных этапах развития и подвигается достаточно медленно по различным объективным и субъективным причинам.
Тип формирования региональной инновационной системы определяют показатели, характеризующие специфику конкретного региона, а именно размер сырьевой базы, геополитическое положение, демографическая ситуация и т.д. В Белгородской области имеется довольно значительный ресурсный потенциал, что двояко влияет на темпы экономического роста и развития: с одной стороны, это обеспечивает развитие сырьевых секторов экономики региона, с ориентацией на экспорт, но с другой стороны, это задерживает инновационное развитие.
К.В. Названова и П.Н. Захаров в своей работе пишут, что одним из основополагающих элементов, которые обеспечивали бы поддержку инновационной деятельности, можно назвать инвестиционный климат региона, состоящий из финансовых возможностей региона, инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности конкретной области и явных и неявных инвестиционных рисков, соответствующих этому региону [12]. В ходе написания данной работы мы обратились к данным рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным которого в 2016 году Белгородская область в соответствии со своим уровнем инвестиционной привлекательности заняла сектор 2В среди других регионов, имеющих средний уровень инвестиционного потенциала и умеренный риск инвестирования. По нашему мнению, такая позиция Белгородской области в рейтинговой шкале дает возможность инвестиций в инновационные проекты региона.
Белгородская область благоприятна для создания инновационной инфраструктуры, но имеют место некоторые факторы, которые противодействуют этому процессу. Конечно же, такие помехи особенно заметны на уровне бизнеса и выражаются либо в прямом неприятии инноваций, либо же в пассивном противодействии, заключающимся в стремлении ограничить инновации незаметными усовершенствованиями продукта или какого-либо процесса - то есть - псевдоинновациями.
Сами предприятия обладают рядом внутренних факторов такого пассивного противостояния коллектива предприятия и внедрению в работу хотя бы чего-то новоиспеченного. Л.В. Дорофеева в своей работе сделала вывод о том, что, чем сложнее инновация и чем обширнее изменения производственного, организационного, управленческого и иного характера происходят благодаря появлению этой инновации, тем больше сопротивление. И мы согласны с данным высказыванием. Особенно сильно это проявляется при внедрении комплексных инноваций, которые требуют изменения во всех подсистемах деятельности предприятия - технико-технологической,
экономической, организационной, кадровой, социальной [9].
В Белгородской области 10,1 % предприятий используют в своей деятельности инновации, в среднем по Российской Федерации эта доля меньше и составляет 9,7 %. В Белгородском регионе 16 организаций, регулярно проводящих исследования и разработки. Из года в год на протяжении долгого времени научные проекты и разработки белгородских разработчиков получают престижные награды в России и на международных конкурсах, но после этого чаще всего остаются невоплощёнными [15].
В ходе проведенного нами исследования мы сделали вывод о том, что, Белгородская область имеет в будущем благоприятный прогноз экономического развития инновационного климата, но несмотря на это на сегодняшний день они реализованы на низком уровне. По оценкам различных экспертов, в регионах с развитой экономикой почти 70% ВВП обеспечивается за счет инноваций.
Если говорить об основных мерах по обеспечению развития инновационной структуры Белгородской области, то нельзя не сказать, что в рамках совместных проектов с Минэкономразвития России продолжается реализация мероприятий по развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования, источником которого служит федеральный и региональный бюджет.
Для того чтобы обеспечить условия ускоренного инновационного развития Белгородской области, а также сформировать на ее территории частей национальной нанотехнологической сети правительством Белгородской области было подписано и реализовано соглашение о взаимо-дейсвии с ОАО «РОСНАНО». Согласно данному соглашению реализуются мероприятия долгосрочного характера в рамках целевой программы «Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010-2014 годы. Они предусматривают поддержание высокого уровня спроса на инновационную и нанотехнологическую продукцию. Финансирование в рамках этой программы происходило за счет средств ОАО «РОСНАНО», а также бюджета Белгородской области и внебюджетных источников. Кроме того, на сегодняшний день при Губернаторе Белгородской области функционирование межведомственная комиссия по развитию наноиндустрии [15].
На сегодняшний день, ведущими вузами Белгородской области, а именно БГТУ им. В.Г. Шухова и НИУ БелГУ, в сотрудничестве с ОАО «РОСНАНО» разрабатывает и реализует различные образовательные проекты в сфере инноваций и нанотехнологий. Необходимо отметить, БГТУ
им. В.Г. Шухова является единственным высшим учебным заведение страны, который осуществляет разработку эффективных образовательных программ и проектов по актуальному направлению «Нанотехнологии в строительном материаловедении». В области нанотехнологических программ воплощаются важнейшие инвестиционные проекты в сфере производства: протеинов нового поколения в Валуйском районе, наноцел-люлозы, производимой из свекловичного жома в г. Алексеевка, а также по росту объемов производства исскуственного сапфира до показателей 266 тонн в год в Шебекинском районе.
Далее рассмотрим место Белгородской области в рейтинге инновационных регионов России в 2016 году. Упомянутый рейтинг представляет собой актуальные показатели инновационного развития всех субъектов России. Абсолютными лидерами являются г. Москва, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Эта список на протяжении всех лет формирования рейтинга не изменяется.
В рейтинге инновационных регионов 2016 года все регионы распределяются по группам следующим образом: в группу передовых регионов входят 27 субъектов Российской Федерации (сильные и средне-сильные инноваторы), 22 региона формируют группу средних инноваторов, и 36 регионов являются отстающими (средне-слабые и слабые инноваторы). Такая картина в целом соответствует картине распределения прошлого года: 29, 20 и 34 региона - соответственно, без учета г. Севастополя и Республики Крым
Белгородская область согласно данным рейтинга находится в группе средних новаторов, и имеет 29 ранг из 85 возможных. По сравнению с прошлым 2015 годом, Белгородская область поднялась в рейтинге на 5 позиций. Показатель инновационного развития области на 7,4% выше среднего уровня показателя в рейтинге инновационных регионов. То есть, мы может сделать вывод о том, что Белгородская область в сравнении с другими регионами находится примерно на среднем уровне и не является отстающим регионом. Далее проанализируем место Белгородской области в подрейтингах АИРР.
По уровню развития научных исследований и разработок Белгородская область находится на 19 месте в рейтинге. Удельный вес научных исследований и разработок области составляет 0,48 % в общей структуре всех разработок в стране, при среднем уровне данного показателя 0,43 %. Это хорошее значение показателя.
По результатам подрейтинга, отражающего уровень инновационной деятельности, а именно удельный вес организаций, осуществлявших тех-
нологические инновации, в общем числе организаций области и число используемых изобретений в расчете на миллион населения, Белгородская область находится на 40 месте, при этом имея удельный вес по стране 0,39 %, при среднем 0,38 %.
В подрейтинге, отражающем социально-экономические условия инновационной деятельности, а именно коэффициент обновления основных фондов, ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона и т.д., Белгородская область занимает 56 место, имея при этом удельный вес 0,35 %, при среднегосударственном уровне 0,38 %. То есть мы может сделать выводы о том, что в Белгородской области недостаточно развиты социально-экономические условия инновационной деятельности [18].
При рассмотрении подрейтинга, отражающего инновационную активность региона, учитывающего объем привлеченных инвестиций из федерального бюджета в инновационную сферу экономики региона в расчете на 1 млн. руб. ВРП, поддержку инновационных проектов федеральными институтами развития, Участие в конкурсах, проводимых ФОИВ и федеральными институтами развития и т.д., было выявлено, что Белгородская область занимает не самые высокие позиции. 56 место из 82 возможных, имея долю 0,35% в общей структуре, при среднем по стране уровне 0,38 %.
Итак, результаты рейтинга инновационного развития регионов за 2016 год показал, что Белгородская область находится на среднем уровне инновационного развития по сравнению с другими областями. В 2016 году область улучшила свои показатели. Белгородская область показала достойный результат в области развития научных исследований и разработок и уровень инновационной деятельности. К сожалению, рейтинг, отражающий инновационную активность региона и социально-экономические условия инновационной деятельности, показал, что эти области региональных инноваций в Белгородской области развиты на недостаточном уровне, который ниже среднего по стране.
Губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, в рамках ежегодного отчета об итогах социально-экономического развития региона уделил много внимания такой теме как инновации в регионе. При рассмотрении стратегических задач региона на ближайшие 10 лет, Евгений Степанович обозначил, что на первом месте по важности стоит задача развития инновационной среды. Губернатор подчеркнул, что, в конце концов, инновационное развитие региона должно обеспечить лидерство области на глобальном и локальном
рынках, но самое главное поднять уровень и качество жизни населения Белгородской области на другой, более высокий уровень. Развитие инновационной среды создает творческую атмосферу и меняет образ мыслей и, соответственно, действий всех участников процесса.
Выводы В ходе работы нами было выделено несколько важнейших аспектов решения данной задачи. Во-первых, необходимость воплощения инноваций на базе собственной культуры и традиции; второе - надобность наращивания цены нематериальных активов; третье - формирование прогрессивной инфраструктуры науки и инноваций; четвертое - побуждение на сотворение негосударственной системы финансирования инноваций; пятое - создание упаковочно-внедренче-ской инфраструктуры; шестое - необходимость сотворения соответственной социальной инфраструктуры; седьмое - неувязка разработки системы кадрового обеспечения инновационного процесса. Для решения данной задачи в области в настоящее время проводятся активные мероприятия по созданию Белгородской интеллектуально-инновационной системы, которая будет согласовывать, и регулировать в соответствии с программой реализацию инновационных проектов (корпорация «Развитие», «Аврора-парк»).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный Закон от 02.08.2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельно-сти»[Электронный ре-сурс]URL:http://www.consultantru/document/cons _doc_LAW_90201/ (дата обращения 30.04.2017).
2. Закон Белгородской области от 01.10.2009 г. №296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области» [Электронный ре-сурс]URL:http://base.garant.ru/26332377 (дата обращения 02.05.2017).
3. Постановление Правительства Белгородской области от 20.01.2010 г. № 27-ПП «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ре-сурс]URL:http://base.garant.ru/26332812/ (дата обращения 01.05.2017).
4. Постановление Правительства Белгородской области от 18.01.2010 г. №9-1111 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие наноиндустрии Белгородской области на
2010-2014 годы» [Электронный ресурс] URL: http: //www .garant.ru/hotlaw/belgorod/23 1057/ (дата обращения 03.05.2017).
5. Борисова Е.В. Кластерный подход к инновационному развитию регионов // Экономик и современный менеджмент: теория и практика. 2014. №37. С. 64-74.
6. Владимирова О.Н. Формирование региональный инновационных систем как фактор устойчивого развития региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. №4. С. 51-64
7. Гуриева Л.К. Новые подходы к инновационному развитию регионов // Гуманитарные и социальные науки. 2013. №5. С. 35-42.
8. Демьяненко С.В., Найденова Р.И. Управление инновационным развитием территорий в центрально-черноземном регионе // Политические, экономические и социальные аспекты регионального управления. 2014. С. 118-122.
9. Дорофеева Л.В. Становление взаимосвязи между инфраструктурным и инновационным развитие регионов // Вестник образования и развития науки российской академии естественных наук. 2014. №3. С. 90-94.
10. Жаров В.С. Выбор системы показателей для управления инновационным развитием экономики регионов // Формирование экономического порядка. 2014. №38. С. 18-21.
11. Жаров В.С. Проблемы формирования механизма управления инновационным развитием
экономики регионов // Управление инновациями 2013. 2013. С.51-55.
12. Названова К.В., Захаров П.Н. Механизмы управления инновационным развитием экономики на мезоуровне: социально-экономическая система «регион» как объект стратегического планирования // Современные технологии управления. 2015. №9(57). С. 22-28.
13. Похилько Т.Н. Формирование инновационной системы как условие социально-экономического развития региона // Гуманитарные и социальные науки. 2015. №4. С. 24-36.
14. Шагиева И.Т. Управление инновационным развитие регионов в условиях модернизации национальной экономики России // Europeanso-cialscience journal. 2013. №2(30). С. 365-374.
15. Сайт губернатора Белгородской области [Электронный ре-сурс]URL:https://belregюn.m/(дата обращения 28.04.2017).
16. АИРР (Ассоциация инновационных регионов России) [Электронный ресурс] URL:http: //www.i-regions.org/about/about-airr (дата обращения 11.05.2017).
17. Роль инноваций в тренде российской экономики : монография / под. ред. проф. С.В. Куприянова .-Белгород : Изд-во БГТУ, 2016. 314с.
18. Щетинина Е.Д., Овчарова Н.В. Инструментарий коммерциализации инноваций в системе региональной экономике // Весник БГТУ им Шухова. 2017.№4. С. 193-198.
Xhemali O., Stryabkova E.A.
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE OF ECONOMY IN REGION OF BELGOROD
In this article we consider the actual problem of increasing the level of innovative development of the region of Belgorod . The object of the research is the innovative system and innovative infrastructure of the region of Belgorod . The conducted qualitative analysis made it possible to identify the strengths and weaknesses parts of the region of Belgorod , determine the degree of intensity of the innovation process, and evaluate and give a forecast for the development and use of the innovative potential of the region of Belgorod . Key words: Innovative activity, innovative development, innovative potential of the region, regional innovation system._
Джемали Ольтиона, аспирант кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности. Белгородский государственный технологический университет БГТУ им Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова д. 46. E-mail: oltionaxhemali@hotmail. com
Стрябкова Елена Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности.
Белгородский государственный технологический университет БГТУ им Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова д. 46. E-mail: [email protected]