Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА'

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
682
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕЖИТИЕ / КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бегишева Дарья Анатольевна

В статье рассмотрены вопросы формирования комфортных условий проживания при реконструкции студенческих общежитий. С помощью метода социологического опроса, проведенного среди студентов высших учебных заведений, выявлены основные недостатки существующих общежитий, сделаны выводы о необходимости их реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACCOMMODATION IN STUDENT DORMITORIES BASED ON THE SOCIOLOGICAL SURVEY

The article discusses comfortable accommodation in the reconstruction of student dormitories. Based on the results of the survey conducted among the university students it identifies the main disadvantages of the existing dormitories and draws conclusions about the need for their reconstruction.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА»

АРХИТЕКТУРА

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ НА ОСНОВЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Бегишева Дарья Анатольевна

студент магистрант, Ижевский Государственный Технический университет имени М.Т. Калашникова,

г. Ижевск

ANALYSIS OF ACCOMMODATION IN STUDENT DORMITORIES BASED ON THE SOCIOLOGICAL SURVEY Begisheva Daria, master student of Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы формирования комфортных условий проживания при реконструкции студенческих общежитий. С помощью метода социологического опроса, проведенного среди студентов высших учебных заведений, выявлены основные недостатки существующих общежитий, сделаны выводы о необходимости их реконструкции.

ABSTRACT

The article discusses comfortable accommodation in the reconstruction of student dormitories. Based on the results of the survey conducted among the university students it identifies the main disadvantages of the existing dormitories and draws conclusions about the need for their reconstruction.

Ключевые слова: студенческое общежитие, комфортные условия проживания; функциональные потребности

Keywords: student dormitory, comfortable accommodation; functional requirements

В современном мире особое внимание уделяется повышению качества жизни и росту уровня образования. Высшие учебные заведения позволяют получить профессиональное образование, а затем и трудоустроиться. Однако стоит отметить, что не только достижение результата (получение образования), но и сам процесс учёбы, студенческая жизнь - это время активной социализации, когда идет становление личности, формирование мировоззрения. И именно в этот период для многих студентов домашний уют сменяется стенами общежития. Общежитие становится домом, школой жизни. При этом важно учитывать, что существующие студенческие общежития на сегодняшний день физически и морально устарели. Именно поэтому наряду с повышением уровня образования необходимо повышать и качество среды жизнедеятельности. Для достижения данной цели необходимо: ис-

следование вопросов реконструкции студенческих общежитий, выявление несоответствий существующих общежитий нормативным требованиям, изучение современных тенденций в проектировании, учет физиологических и психологических факторов формирования комфортных условий проживания.

Для определения качества условий проживания в студенческом общежитии был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 104 респондента, из них 23 человека (22,1%) - студенты 1-2 курса; 23 человека (22,1%) - студенты 3-4 курса; на вопросы анкеты ответил 21 студент магистратуры (20,2%), 10 аспирантов (9,6%), для того чтобы проследить тенденцию улучшения качества условий проживания или ее отсутствие в динамике, к опросу были привлечены и люди, уже закончившие ВУЗ и не проживающие в общежитии, они составили 26% всех респондентов (27 человек).

#4 Ответ Ответы Доля

• 1-2 курс 23 22,1 %

• 3-4 курс 23 22,1 % магистратура 21 20,2 % аспирантура 10 9,6%

• закончил (а) обучение 27 26,0 % Рисунок 1. Распределение респондентов по периодам обучения

Для более полного изучения проблемы, были опрошены студенты разных городов России. Для опроса была составлена анкета из 11 вопросов, которые подразделяются на 2 блока: 1) Жилая комната. Этот раздел направлен на выявление соответствия жилой ячейки требованиям, предъявляемым проживающим в ней студентом. 2) Помещения общественного назначения. Данный

блок вопросов направлен на выявление потребностей студентов в наличии общественных помещений, необходимых для комфортных условий проживания.

По результатам опроса большинство респондентов 41 человек (39,4%) проживает (проживало) в двухместной комнате и 40 респондентов (38,5%) - в комнате на 3 человека. В комнате по 4 и более человек - 16 респондентов (15,4%), 7 человек были расселены в комнату по одному (6,7%), так ответили почти все аспиранты.

Рисунок 2. Распределение по количеству проживающих в комнате

Наибольшее количество опрошенных 37 человек (35,6%) максимально комфортными условиями считают проживание в комнате по одному. Это связано с современной тенденцией стремления человека к уединению, четкому делению общего и частного пространства. Важно отметить, что этот вариант выбирали в основном магистранты и аспиранты, обосновать это можно тем, что научная деятельность требует наибольшей концентрации внимания. 21 респондент (20,2%) хотел бы жить в комнате с ребятами со своего факультета, это связано с взаимовыручкой студентов, их общими интересами, распределением обязанностей, не случайно этот вариант в большей

степени выбрали студенты 3-4 курса. Наибольшему количеству студентов 1-2 курса было бы комфортно жить с од-ногруппниками, так ответили 26 человек (25%). Это связано с психологическим комфортом, сокращением периода адаптации «бывших школьников» к новой социальной среде, чему способствуют: совместные занятия учебой, ведение быта. 17 респондентов (16,4%) могут проживать в одной комнате хоть с кем, так как легко находят общий язык со всеми. Такой ответ давали как первокурсники, так и выпускники, это зависит от личных качеств человека, их также необходимо учитывать при модернизации планировок.

# » Ответ

• Наиболее комфортно жить одному

Ответы

37

Рисунок 3. Предпочтения респондентов, с кем наиболее комфортно проживать в комнате

Доля

I С одногруппниками 26 25%

С ребятами с Вашего факультета 21 20,2 %

С ребятами с другого факультета 2 1,9 %

без разницы, я легко нахожу общий язык со всеми 17 16,4%

| без разницы, главное, чтобы реже пересекаться в комнате 1 1,0 %

35,6 %

Функциональные потребности распределились следующим образом:

Сон - 3,7 балла по 4 бальной шкале. «Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии.» [3]

Учебные процессы - 3,2 балла. «Традиционно, определяя бюджет учебного времени студентов, предусматривается 6 часов аудиторных и 4 часа внеаудиторных

занятий. На аудиторные занятия отводится 30-50% бюджета времени, на самостоятельное изучение - 50-70%, что свидетельствует об увеличении нагрузки студенте во внеурочное время.»[4] Таким образом, необходимо на архитектурно-планировочном уровне обеспечить условия для выполнения домашней учебной деятельности.

Пассивный отдых - 2,9 балла. Отдых в течение дня, возможность уединения, тишина - так же необходимые условия для комфортного проживания.

Приготовление и прием пиши - 2,4 балла.

Досуг, хобби, просмотр ТВ - 2,2 балла. «Для восстановления сил нужны перерывы после каждых 1-2 часов работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим, занятиями хобби и т.д.» [4]

Малая гигиена, уход за собой - 2 балла. Ежедневная потребность человека обуславливает наличие в жилой комнате необходимой функциональной зоны.

Прием гостей, общение 1 и 1,3 балла соответственно. Обычно, в жилой комнате не достаточно места

для общения и приема гостей, поэтому для этого необходимы специальные помещения: комнаты отдыха, рекреационные холлы, которые необходимо предусмотреть при модернизации планировочных решений студенческих общежитий.

Ответ Сон

Пассивный отдых в течение дня Учебные процессы Досуг, хобби, просмотр ТВ Общение Прием гостей

Приготовление и прием пищи Малая гигиена, уход за собой

Рисунок 4. Распределение функциональных потребностей Наличие в комнате раковины, туалета, душа не обязательно лишь для 23 респондентов (25%)

#* Ответ

• да, необходимо

нет, хватает на этаже/блоке Рисунок 5. Предпочтение респондентов иметь в комнате санузел

Ответы 81 23

Доля 77,9 Ч 22,1 Ч

Более чем половине респондентов (56 человек -53,9%) приходилось делать в комнате косметический ремонт; 11 человек (10,6%) делали ремонт с заменой оборудования, окон, дверей; 10 респондентов (9,6%) сделали ремонт с перепланировкой (выделением зоны прихожей,

кухни); 27 опрошенных (26%) ремонт не делали. Таким образом, почти три четверти опрошенных делали ремонт в комнате, это говорит о желании улучшить условия проживания.

I (выделение;

Рисунок 6. Самостоятельное улучшение условий проживания респондентами

Неудобства при пользовании душем испытывает 45 респондентов (43,3%). 28 респондентам (26,9%) некомфортно психологически, считают, что это негигиенично. 16 опрошенным (15,4%) достаточно душа на этаже/блоке, где более 2 комнат. 15 человек (14,4 %) устраивает личный душ на комнату/блок из 2 комнат. Таким образом, более чем половине респондентов некомфортно пользоваться душем. Приходится далеко идти, так как один душ на все общежитие, ждать очередь, негигиенично и некомфортно психологически.

43 респондентам (41,4%) комфортно пользоваться кухней на этаже, к плюсам относят возможность общаться с соседями. 27 опрошенных (26%) не довольны, так как приходится ждать. 25 респондентам (24%) некомфортно

психологически. 9 человек (8,7%) имеют собственную кухню в комнате, их все устраивает. Большое количество респондентов (43%) довольны пользованием общей кухней, это обусловлено возможностью совместить 2 функциональные потребности: приготовление пищи и общение, таким образом, это служит плюсом бюджету времени, а также является следствием отсутствия специальных рекреационных помещений на этаже и недостатком места в комнате. Однако половина респондентов не довольны пользованием общей кухней. Тот факт, что приходится ждать свою очередь, терять время, иногда приводит к конфликтам, а, следовательно и психологическому дискомфорту.

» Ответ Ответы Доля

> Нет, устраивает личный душ на комнату / блок из 2-ух комат 15 14,4 %

Нет, устраивает общий душ на этаже /в блоке, где более 2-ух комнат 16 15,4%

Да, приходится ждать очередь, далеко идти, 1 душ на все общежитие 45 43,3 %

Да, некомфортно психологически, негигиенично Рисунок 7. Комфортность при пользовании душем

28

26,9 %

#* Ответ Ответы Доля

• Нет, все устраивает, кухня в комнате 9 8,7 %

Нет, устраивает общая кухня на этаже, можно общаться с соседями 43 41,4 %

Да, приходится ждать, 27 26,0%

Да, некомфортно психологически 25 24,0 % Рисунок 8. Комфортность при пользовании кухней

Большинство опрошенных пользуются такими помещениями как постирочная/сушильная/гладильная - 65 респондентов (62,5%), учебной комнатой и спортивным залом пользуются по 34 человека (32,7%), в буфет/столовую ходят 17 (16,3%) респондентов, комнатой отдыха пользуются 11 человек (10,6%); медпунктом - 6 (5,8%), колясочной/помещением для хранения велосипедов -8

(7,7%). Небольшие процентные соотношения могут свидетельствовать как о не комфортности использования некоторых помещений, так и об отсутствии этих помещений, а их наличие необходимо согласно СП [1], [2] следовательно, это должно быть учтено при реконструкции.

Отлет Ответы Доля

Учебная комната 34 32,7%

комната отдьиа 11 ю.6%

Пи стирочная г сушильная, гладильная £5 62.5*

Спсртивньщ/транажбриьи* зал 34 12.7%

Буфет/столовая 17 18.3%

Медпуньт 6 5,8 %

Колясочный обещание для хранения велосипедов В 7.7%

Рисунок 9. Использование помещений общественного назначения

Для выявления помещений, которые студенты хотели бы видеть в своем общежитии, был предложен следующий перечень. Около половины опрошенных хотели бы иметь в общежитии столовую/кафе - 66 человек (63,5%); колясочную/помещение для хранения велосипедов - 50 респондентов (48,1%); спортивный/тренажерный зал - 70 человек (67,3%), медпункт/кабинет здоровья - 56 респондентов (53,8%); библиотеку/кинозал/зал досуга -47 человек (45,2%); киоски канцтоваров/товаров первой необходимости - 49 респондентов (47,1%)

В опросе так же отразилась современная тенденция сохранения ресурсов. 70 респондентов (67,3%) согласны с установлением датчиков движения на осветительных приборах, 60 (57,3%) - с установлением сенсорных смесителей на умывальниках и в кухнях. 55 (52,9%) готовы регулировать температуру воздуха в комнате, засчет регулятора температуры радиатора; 44 (42,3%) согласны с повторным использованием воды; 43 (41,3%) согласны установить покомнатные счетчики на электричество и воду.

Данный социологический опрос позволяет выявить потребность студентов, проживающих в общежитии в улучшении качества условий проживания. Определив, с кем наиболее комфортно жить, необходимо отразить это в объемно планировочном решении: поэтажное заселение, с разными комнатами в зависимости от специализации и потребности в специальных помещениях, например чертежные, читальные залы; разделение на блоки. Функциональные потребности так же влияют на планировку жилой ячейки, функциональное зонирование комнаты. О моральном износе зданий студенческих общежитий можно судить по желанию респондентов иметь более удобные кухни, души, санузлы. Ремонт в комнате делали почти половина респондентов, из них немалую часть составляют те, кому пришлось заменить оборудование, окна и двери, это говорит о физическом износе. Готовность респондентов экономить ресурсы предполагает возможность экономической выгоды при реконструкции.

# ■*■ Ответ Ответы Доля

• Столовая/кафе 6В 63,5 % Ремонтная мастерская/ателье 14 13,5 % Зимний сад/живой уголок 20 19,2 % Колясочная/помещение для хранения велосипедов 50 48,1 % Курительная комната 43 41,3 % Другая возможность 7 6,7 % Рекреационный колл на этаже 38 36,5 % Общее помещение для массовый мероприятий 43 41,3 % Спортивный/тренажерный зал 70 67,3 % Медпункт/Кабинет здоровья 56 53,8 % Парикмакерская/салон красоты 5 4,8 % Библиотека/кинозал/зал досуга 47 45,2 % Киоски канцтоваров/товаров первой необходимости 49 47,1 % Автоматы с едой/кофе автоматы 22 21,2 %

Рисунок 10. Предпочтительные помещения общественного назначения

Установление покомнатных счетчиков на воду, электричество 43 41,3

Контроль температуры воздуха в помещении засчет регуляторов на радиаторах 55 52,9

Установление датчиков движения на осветительных приборах в коридорах 70 67,3

Установление сенсорных смесителей на умывальниках и в кухнях 60 57,7

Повторное использование воды для сливных бачков в санузлах

Рисунок 11. Современная тенденция сохранения ресурсов

44

42,3 Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся учебных заведений» СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения"

3. Здоровый образ жизни студента [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://edu.dvgups.ru

1.

2.

/METDOC/CGU/FIZVOSP/METOD/U POSOB/frame/1. htm

4. Введение в педагогической профессии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http// uchebnikionline .com/pedagogika /vstup do pedagogichnoyi profesiyi meshko gm /tehnologiya profesiynogo samovihovannya maybutnogo pedagoga.htm

АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ НАБЕРЕЖНОЙ В СОСТАВЕ

ДЕЛОВОГО КВАРТАЛА «ЕКАТЕРИНБУРГ-СИТИ»

Дорошенко Татьяна Сергеевна

студент второго курса магистратуры, Уральская государственная архитектурно-художественная

академия, г. Екатеринбург Шадрина Анастасия Викторовна старший преподаватель, Уральская государственная архитектурно-художественная академия

ARCHITECTURAL AND LANDSCAPE RECONSTRUCTION OF THE EMBANKMENT IN THE BUSINESS QUARTER «YEKATERINBURG CITY»

Doroshenko Tatiana, undergraduate Ural state academy of architetiure and arts, Yekaterinburg Shadrina Anastasia, Senior teacher, candidate of science Ural state academy of architeüture and arts, Yekaterinburg АННОТАЦИЯ

В статье описан метод архитектурно-ландшафтной реконструкции набережной в составе делового квартала «Екатеринбург-Сити». Актуальность изучения архитектурно-ландшафтной организации деловых кварталов связана, в первую очередь, с формированием функционально развитой, благоустроенной, сомасштабного общественного пространства на уровне глаз человека. Приведенный метод базируется на исследованиях Нефедова В.А. и включает изучение экологического, экономического, объемно-планировочного и эстетического аспектов реконструкции территории. Реализация метода позволит преобразовать набережную р. Исеть в «Екатеринбург-Сити» в многофункциональное имиджевое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.