Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИКАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ'

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИКАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее медицинское образование / универсальные компетенции / медиакомпетентность / медиапотребление / критическое мышление / higher medical education / universal competencies / media competence / media consumption / critical thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурт Альбина Анасовна, Ходырева Татьяна Сергеевна

В период введения в высшее медицинское образование федеральных стандартов нового поколения становится актуальным вопрос интеграции универсальных компетенций в образовательную программу медицинского вуза по профилю «Клиническая медицина». При этом невозможно рассмотрение сформированности ряда универсальных компетенций без оценки индикаторов, имеющих отношение к информационной грамотности, т.е. без вклада медиакомпетентности. В нашей работе мы рассмотрели показатели индивидуального стиля медиапотребления среди студентов медицинского вуза в аспекте длительности обучения в вузе и гендерном аспекте. Полученные данные свидетельствуют о конгруэнтности медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе образовательной программе, а также о наличии определенных гендерных различий, выражающихся в том, что у юношей более выражена рефлексивная критичность медиапотребления, а у девушек – эмоционально-познавательная вовлеченность. Показано, что на II–III курсе целесообразно проведение метапредметных занятий, способствующих повышению медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES INDICATORS IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS BY THE MEDIA CONSUMPTION INDIVIDUAL STYLE

During the introduction of new generation federal standards into higher medical education, the issue of integrating universal competencies into the educational program of a medical university in the field of «Clinical Medicine» becomes urgent. At the same time, it is impossible to consider the formation of a number of universal competencies without assessing indicators related to media competence. In our work, we examined the indicators of the media consumption individual style among medical students in terms of the duration of study at the university and the gender aspect. The data obtained indicate the congruence of the media competence of students at a medical university in the educational program, as well as the presence of certain gender differences, expressed in the fact that the reflexive criticality of media consumption is more pronounced in boys, and emotional and cognitive involvement in girls. It is shown that it is advisable to conduct metasubject classes on the II–III course, which contribute to an increase in the media competence of students at a medical university.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИКАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ»

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНДИКАТОРОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО ДАННЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ

Бурт А.А.1' 2, Ходырева Т.С.3

1 Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», 125130, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 426034, г. Ижевск, Российская Федерация

3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Удмуртский государственный университет», 426034, г. Ижевск, Российская Федерация

В период введения в высшее медицинское образование федеральных стандартов нового поколения становится актуальным вопрос интеграции универсальных компетенций в образовательную программу медицинского вуза по профилю «Клиническая медицина». При этом невозможно рассмотрение сформированного ряда универсальных компетенций без оценки индикаторов, имеющих отношение к информационной грамотности, т.е. без вклада медиакомпетентности. В нашей работе мы рассмотрели показатели индивидуального стиля медиапо-требления среди студентов медицинского вуза в аспекте длительности обучения в вузе и гендерном аспекте. Полученные данные свидетельствуют о конгруэнтности медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе образовательной программе, а также о наличии определенных гендерных различий, выражающихся в том, что у юношей более выражена рефлексивная критичность медиапотре-бления, а у девушек - эмоционально-познавательная вовлеченность. Показано, что на II-III курсе целесообразно проведение метапредметных занятий, способствующих повышению медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бурт А.А., Ходырева Т.С. Анализ уровня сформированности индикаторов универсальных компетенций у студентов медицинского вуза по данным индивидуального стиля медиапотребления // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4. С. 72-79. DOI: https://doi. org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-72-79

Статья поступила в редакцию 03.08.2021. Принята в печать 13.1 2.2021.

Ключевые слова:

высшее

медицинское

образование,

универсальные

компетенции, медиа-

компетентность,

медиапотребление,

критическое

мышление

ANALYSIS OF THE LEVEL OF FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES INDICATORS IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS BY THE MEDIA CONSUMPTION INDIVIDUAL STYLE

Burt A.A.1, 2, Khodyreva T.S.3

1 Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 125130, Moscow, Russian Federation

2 Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, 426034, Izhevsk, Russian Federation

3 Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russian Federation

During the introduction of new generation federal standards into higher medical education, the issue of integrating universal competencies into the educational program of a medical university in the field of «Clinical Medicine» becomes urgent. At the same time, it is impossible to consider the formation of a number of universal competencies without assessing indicators related to media competence. In our work, we examined the indicators of the media consumption individual style among medical students in terms of the duration of study at the university and the gender aspect. The data obtained indicate the congruence of the media competence of students at a medical university in the educational program, as well as the presence of certain gender differences, expressed in the fact that the reflexive criticality of media consumption is more pronounced in boys, and emotional and cognitive involvement in girls. It is shown that it is advisable to conduct metasubject classes on the II-III course, which contribute to an increase in the media competence of students at a medical university.

Keywords:

higher medical education, universal competencies, media competence, media consumption, critical thinking

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The author declares no conflict of interest.

For citation: Burt A.A., Khodyreva T.S. Analysis of the level of formation of universal competencies indicators in medical university students by the media consumption individual style. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2021; 12 (4): 72-9. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-72-79 (in Russian) Received 03.08.2021. Accepted for publication 13.12.2021.

В 2020 г. утверждены федеральные образовательные стандарты нового поколения по направлению «Клиническая медицина», где впервые нашли отражение универсальные компетенции. В настоящее время никто специально не обучает молодого человека противостоять беспорядочно нарастающим информационным потокам, т.е. критически относиться к несущим взаимоисключающие смыслы и ценности текстам, фактам, сообщениям, говоря языком федеральных образовательных стандартов, формировать медиакомпетентность [1].

Анализ стихийного поведения молодого поколения медиапотребителей и результатов проведенных за последние полвека исследований по проблемам социального познания [2], медиапотребления [3] и стилевых особенностей когнитивной деятельности [4] позволил использовать методику определения индивидуального стиля медиапотребления для анализа сформированности ряда универсальных компетенций. Это своеобразный

портрет человека, характеризующий разнонаправленные особенности стиля усвоения информации. Согласно авторам, в основу положены 4 шкалы оценки индивидуальной культуры потребления медиаинформации [5]: шкала ЭПВ (эмоционально-познавательная вовлеченность); шкала ВКМ (волевой контроль медиапотребления); шкала РКМ (рефлексивная критичность медиапотребления); шкала ЭПИ (эффективность поиска информации). Среди данных характеристик отчетливо прослеживается как характеристика системного мышления (эффективность поиска информации), так и критического мышления (волевой контроль медиапотребления и рефлексивная критичность медиапотребления), а также оценка эмоционального интеллекта - эмоционально-познавательная вовлеченность [6]. Все эти составляющие входят в качестве индикаторов в универсальные компетенции, сформулированные в федеральных стандартах нового поколения: УК-1 «Способность осуществлять критиче-

ский анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий», а также УК-6 «Способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни».

Цель исследования - проанализировать уровень сформированности отдельных индикаторов универсальных компетенций у студентов медицинского вуза по данным индивидуального стиля медиапотребления.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Среди студентов I-VI курсов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России был проведен онлайн-опрос по опроснику индивидуального стиля медиа-потребления [5] посредством доод1е-форм. В опросе приняли участие 101 человек: 41 юноша и 60 девушек. Тестируемому предлагалось ответить на 60 вопросов с возможным выбором варианта ответа («Да», «Скорее да», «Затрудняюсь ответить», «Скорее нет», «Нет»), который наиболее соответствовал наличию/отсутствию и выраженности тех или иных установок, привычек и реакций в сфере потребления информации. Каждому варианту ответов присваивался определенный балл: -2; -1; 0; +1; +2. Каждый вопрос имел отношение к шкалам медиапотребления, которые разработаны Д.А. Давыдовым, А.О. Ерофеевой, А.С. Коповым: эмоционально-познавательной вовлеченности (ЭПВ), волевого контроля медиапотребления (ВКМ), рефлексивной критичности медиапотребления (РКМ) и эффективности поиска информации (ЭПИ). Согласно ключу к тесту, на основании суммы соответствующих вопросов устанавливались размеры баллов по шкалам и определяли уровни шкал. По-

строены характеристики индивидуального стиля медиапотребления на основе преобладания крайних вариантов и исключения средних показателей по шкалам (ЭПВ, ВКМ, РКМ, ЭПВ). Проведена статистическая обработка результатов с использованием пакета программ MS Excel, SPSS 17.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведения опроса установлены следующие данные: пол, возраст (17-18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25 лет и более), год обучения, количество баллов по шкале ЭПВ, ВКМ, РКМ, ЭПИ, уровни по шкалам ЭПВ, ВКМ, РКМ, ЭПИ (высокий, средний, низкий).

Исследуемая совокупность разделена на несколько групп: группы по году обучения в вузе и половые группы. Выделены группы по году обучения: I курс - 13 человек; II курс -35 человек; III курс - 19 человек; IV курс -14 человек; V курс - 12 человек; VI курс - 8 человек. Несмотря на проверку нормальности распределения по критерию Колмогорова-Смирнова и подтверждение нормальности распределения между группами, в связи с тем что численность отдельных групп была ниже 30 человек, был использован критерий Манна-Уитни. При проведении сравнительной оценки по критерию Манна-Уитни получены достоверные различия в отдельных показателях медиапотребления (табл. 1).

Отмечены достоверные различия по шкале рефлексивной критичности медиа-потребления среди групп обучающихся III и IV курса. Показано (рис. 1), что у студентов III курса рефлексивная критичность медиа-потребления достоверно ниже, чем у студентов IV курса (табл. 2), что указывает на то, что у данной группы в меньшей степени развита критичность восприятия информации и возможна интроекция информации («некритичное заглатывание»).

Таблица 1. Сравнительным анализ различии с применением критерия Манна-Уитни в группах по году обучения

№ Сравнение Шкала ЭПВ Шкала ВКМ Шкала РКМ, Шкала ЭПИ

п/п групп, курс U P U P U P U P

1 I-II 199,0 0,508 203,0 0,569 206,5 0,626 226,5 0,981

2 I-III 98,0 0,327 105,0 0,477 115,0 0,744 102,0 0,408

3 I-IV 91,0 1,000 87,0 0,846 71,5 0,343 70,0 0,307

4 I-V 69,0 0,623 64,0 0,445 76,5 0,935 58,0 0,276

5 I—VI 38,5 0,326 43,5 0,537 43,5 0,537 49,5 0,856

6 II-III 321,0 0,835 332,0 0,993 242,0 0,101 278,0 0,323

7 II—IV 209,5 0,432 208,5 0,418 201,0 0,330 194,0 0,259

8 II-V 149,5 0,139 198,5 0,779 209,0 0,981 169,5 0,322

9 II—VI 118,0 0,492 104,0 0,260 127,5 0,696 137,0 0,925

10 III—IV 106,0 0,325 113,0 0,465 75,5* 0,036 131,5 0,956

11 III—V 84,5 0,231 107,0 0,776 82,5 0,201 113,5 0,984

12 III—VI 75,0 0,958 55,0 0,264 47,5 0,130 62,5 0,473

13 IV—V 77,0 0,718 67,0 0,381 69,0 0,439 78,5 0,777

14 IV—VI 45,0 0,452 47,5 0,561 51,0 0,732 48,0 0,585

15 V—VI 31,0 0,188 32,5 0,231 44,0 0,756 37,0 0,395

Примечание. Здесь и на рис. 1: * - различия показателей статистически значимы (р<0,05). Здесь, в табл. 2 и на рис. 2: ЭПВ - эмоционально-познавательная вовлеченность; ВКМ - волевой контроль медиапотребления; РКМ - рефлексивная критичность медиапотребления; ЭПИ - эффективность поиска информации.

Таким образом, у студентов I и II курса достаточный уровень критичности восприятия информации, на III курсе данный показатель значительно снижен, а на IV курсе - наивысшее значение критичности медиапотребления. По всей видимости, данный факт объясняется особенностями образовательной программы медицинских вузов, при которой первые 2 курса посвящены изучению базовых дисциплин: биология, нормальная анатомия и физиология, гистология, гуманитарные

дисциплины, химия, биологическая химия, медико-биологическая физика и другие дисциплины, связанные с программой общего образования, а уже с III курса начинаются предметы, посвященные глубоким знаниям патологической физиологии,анатомии, пропедевтики внутренних болезней, содержащие больше профессиональной информации.

По другим показателям достоверных отличий не отмечено. Однако на уровне тенденции удалось установить, что ЭПВ сту-

Таблица 2. Средние результаты балльной оценки по шкалам медиапотребления у обучающихся по годам обучения

Курс Шкала ЭПВ, баллы Шкала ВКМ, баллы Шкала РКМ, баллы Шкала ЭПИ, баллы

м S м S м S м S

I 1,77 10,6 7,77 8,17 5,23 10,02 7,85 5,18

II -1,43 8,50 7,09 8,68 5,57 8,1 7,34 8,02

III -2,79 10,13 6,42 8,26 2,74* 5,42 5,16 8,35

IV 2,07 13,36 8,79 6,09 8,21* 8,17 5,36 7,72

V 2,00 6,18 5,92 8,36 5,67 7,94 5,42 7,42

VI -2,50 8,66 11,63 9,81 7,00 7,67 7,50 9,96

Примечание. * - различия показателей статистически значимы (p<0,05).

дентов с увеличением продолжительности обучения в вузе падает с I по III курс, а уже на IV курсе значительно возрастает. К финалу обучения на VI курсе ЭПВ вновь оказывается на уровне значений III курса, когда она была минимальной. Это в целом соотносится с программой обучения в медицинском вузе, при котором наиболее сложная программа сконцентрирована на III курсе, при этом в данный период обучения наблюдается очень низкая практическая составляющая обучения. Это, по всей видимости, влечет низкую заинтересованность обучающихся. На VI курсе низкую ЭПВ мы связываем с монотонностью программы обучения, при которой ряд тем представляют собой наслоение на уже имеющиеся знания.

ВКМ по данным тестирования находится на среднем уровне, ближе к высоким значениям, также он возрастает к VI курсу, что в целом оправдано с точки зрения целепо-лагания. Эффективность поиска информации находится у данной категории обследуемых на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о достаточном развитии поисковой функции мышления.

В целом можно охарактеризовать портрет студента медицинского вуза как человека с достаточно осознанным медиапотребле-нием. Однако различия между курсами присутствуют и конгруэнтны образовательной программе.

При оценке различий в гендерных группах получены группы юношей (п=41) и девушек (п=60). Показано, что распределение в группах подвержено закону нормального распределения. При проведении статистического анализа различий по критерию Манна-Уитни получены достоверные различия по показателям эмоционально-познавательной вовлеченности, а также по рефлексивной критичности медиапотребления (рис. 2). Уровень рефлексивной критичности медиапотребления у юношей был более чем в 2 раза выше, чем у девушек: соответственно 8,32±1,21 и 3,55±1,00 балл (р=0,007). А по шкале ЭПВ результат юношей был значительно ниже результата девушек: -2,59±1,61 и 0,98±1,11 балла соответственно (р=0,045).

Таким образом, юноши продемонстрировали более выраженное критическое мышление, нежели девушки, в медицинском вузе,

| 1. Шкала ЭПВ (эмоционально-познавательная вовлеченность)

| 2. Шкала ВКМ (волевой контроль медиапотребления)

] 3. Шкала РКМ (рефлексивная критичность медиапотребления)

| 4. Шкала ЭПИ (эффективность поиска информации)

Рис. 1. Средние результаты балльноИ оценки по шкалам медиапотребления у обучающихся по годам обучения

но интерес девушек к обучению, поддерживаемый за счет ЭПВ, был значительно выше, чем у юношей (рис. 2). Это в целом соотносится с данными о роли ЭПВ в учебный процесс [6]. Наряду с этим на уровне тенденции у юношей также были продемонстрированы более высокий ВКМ результат по шкале ЭПИ. Другие авторы отмечали, что ВКМ рефлексивная критичность мышления характеризовались менее выраженным эмоциональным интеллектом, тогда как ЭПВ коррелировала с параметрами эмоционального интеллекта, но при этом ЭПИ, основанная на большем

эмоциональном компоненте, была ниже [7]. В нашем исследовании также наблюдается тенденция к более низкой эффективности поиска информации у девушек, нежели у юношей. Предполагается, что высокая эмоциональная вовлеченность у девушек способствует эмоциональной обработке информации, ухудшая ее систематизацию, обобщение и критичное восприятие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У студентов III курса рефлексивная критичность медиапотребления достоверно

**

Шкал:

ЭПВ

Шкала ВКМ

Шкала РКМ

Шкала ЭПИ

Мужской пол Щ Женский пол

Рис. 2. Гендерные отличия средних результатов по шкалам медиапотребления у обучающихся * - различия показателей статистически значимы (р<0,05); ** - различия показателей статистически значимы (р<0,01).

ниже, чем у студентов IV курса; это указывает на то, что у данной группы в меньшей степени развита критичность восприятия информации и возможна интроекция информации («некритичное заглатывание») (р<0,05).

У девушек, обучающихся в медицинском вузе, в сравнении с юношами значительно повышен уровень ЭПВ в различные формы медиапотребления, что указывает на их вовлеченность в переживание событий и процессов, отраженных в поступающей информации (р<0,05).

У юношей, обучающихся в медицинском вузе, значительно повышен в сравнении с девушками уровень рефлексивной критичности медиапотребления, что указывает на хорошее развитие критичности воспринимаемой информации (р<0,01).

Полученные данные можно использовать при планировании образовательных программ медицинского вуза с целью развития критичности медиапотребления на II-III курсе, а также стимулирования ЭПВ студентов. Для этого возможно использование в аудиторное и внеаудиторное время образовательных электронно-библиотечных систем по типу «Лань», «Консультант сту-

дента» и др. Целесообразно проведение метапредметных занятий, способствующих повышению медиакомпетентности обучающихся в медицинском вузе. Варианты метапредметных занятий рассматриваются нами на дисциплине по выбору «Медицинская экология», что позволяет изучить различные информационные источники по предлагаемым интегративным темам, проанализировать их с точки зрения критичности, опираясь на имеющиеся к этому периоду обучения в вузе знания, полученные при изучении физиологии человека, биологии, медико-биологической физики, биологической химии. Вместе с тем необходимо дифференцированно подходить к различного рода проектным и творческим заданиям с целью повышения эффективности поиска информации с учетом гендерных особенностей обучающихся в медицинском вузе. Для этого необходимо более широко использовать командные методы деятельности, где один обучающийся может выступать экспертом проекта, другой - заниматься критичным поиском информации, а третий - более образно и эмоционально, с использованием ораторских способностей представить проект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бурт Альбина Анасовна (Albina A. Burt)* - кандидат медицинских наук, научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Российская Федерация; старший преподаватель кафедры гигиены ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России, Ижевск, Российская Федерация

E-mail: albinaburt@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0118-3403

Ходырева Татьяна Сергеевна (Tatyana S. Khodyreva) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ», Ижевск, Российская Федерация

E-mail: hts2@rambler.ru

https://orcid.org/0000-0002-7334-2453

ЛИТЕРАТУРА

1. Троянская С.Л. Развитие медиакомпетентности студентов // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. 2017. № 1 (23). С. 144-146.

2. Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013. № 1 (9). С. 39-49.

3. Матвеева Л.В. Культура СМИ: размышления о феномене «разорванной коммуникации» // Вестник Московского университета. Серия. 14. Психология. 2007. № 1. С. 119-132.

4. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. Санкт-Петербург, 2004. 430 с.

5. Давыдов Д.А., Ерофеева А.О., Коповой А.С. Информационные технологии в психолого-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2013. 96 с.

6. Charkhabi M., Khalezov E., Kotova T., Baker J.S., Dutheil F. et al. Correction: school engagement of children in early grades: psychometric, and gender comparisons // PLoS One. 2020. Vol. 15, N 1. Article ID e0228605.

7. Комиссарова О.А. Влияние индивидуальных особенностей студентов на стили медиапотребления // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 5-2 (83). С. 56-58. DOI: https://doi. org/10.23670/IRJ.2019.83.5.039

REFERENCES

1. Troyanskaya S.L. Development of students' media competence. Znak: problemnoe pole madiaobrazovaniya [Sign: the Problem Field of Media Education]. 2017; 1 (23): 144-6. (in Russian)

2. Andreeva G.M. Social cognition and social problems. Natsional'niy psihologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2013; 1 (9): 39-49. (in Russian)

3. Matveeva L.V. Media culture: reflections on the phenomenon of «broken communication». Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology]. 2007; (1): 119-32. (in Russian)

4. Kholodnaya M.A. Cognitive styles. On the nature of the individual mind. Saint Petersburg, 2004: 430 p. (in Russian)

5. Davydov D.A., Erofeeva A.O., Kopovoy A.S. Information technology in psychological and pedagogical activity: Educational and methodical manual for bachelor students. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2013: 96 p. (in Russian)

6. Charkhabi M., Khalezov E., Kotova T., Baker J.S., Dutheil F., et al. Correction: school engagement of children in early grades: psychometric, and gender comparisons. PLoS One. 2020; 15 (1): e0228605.

7. Komissarova O.A. Influence of individual characteristics of students on the styles of media consumption. Mezhdunarodniy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal]. 2019; 5-2 (83): 56-8. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.83.5.039 (in Russian)

*Автор для корреспонденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.