данным наземного обследования. В перспективе это позволит осуществлять экспресс-анализ потенциальной урожайности в период вегетации или возможной площади гибели сельскохозяйственных культур.
В 2012 г. по заказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была разработана «Система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения», которая предназначена для получения информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и растительности на этих землях с целью анализа и прогноза урожайности на основе спутниковых данных. Сведения о том, что площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в системе космического мониторинга для целей агро-страхования, выросла более чем в два раза, лишь подтверждают распространение современных средств в сельском хозяйстве и не являются предельными - в ближайшие годы данная площадь земель в системе космического мониторинга лишь увеличится, что, с нашей точки зрения, вполне соответствует интересам основных участников агрострахо-вания.
Библиографический список
1. Биждов К.Д. Агрострахование с господдержкой: предварительные итоги 2022 года и основные задачи на 2023 год [Электронный ресурс]. - URL: http://apk.rkursk.ru/images/komapk/agrostrah/2023/preze nt_2_03042023.pdf
2. Биждов К.Д. Агрострахование в России: предварительные итоги 2023 года и направления дальнейшего развития [Электронный ресурс]. - URL: https://mcx.pnzreg.ru/aшnsy-obyavlemya/_Прак-тика%20страхования%20урожай%20общий.pdf
3. Статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных, объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) с государственной поддержкой в 2017-2022 годах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fagps.ru/getfile/1f302c8ca987cd7b5ddb8f256 b3cb3c6/910.pdf
4. Практика применения инструмента космического мониторинга на примере оценки состояния культур и метеорологической ситуации по районам Нижегородской области [Электронный ресурс]. - URL: https ://mcx. nobl. ru/activity/51844/
5. Писчая П. Космический мониторинг и диджитал-пространство - как работает агрострахование [Электронный ресурс]. - URL: https://www.insur-info.ru/agro-insurance/press/188288/
УДК 33.336.2
Анализ уровня налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Алтайском крае
Куликова Ирина Владимировна, Лунева Лилиана Павловна
В данной статье рассмотрено понятие налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определены последствия ее возникновения, представлена классификация способов снижения налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, приведен анализ объемов совокупной налоговой задолженности по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям и процентам в Алтайском крае.
Ключевые слова: налоги, налоговая задолженность, урегулирование налоговой задолженности, налоговые органы, бюджетная система РФ.
Обеспечение полноты и своевременно- нов. В связи с этим, налоговые органы заин-сти налоговых поступлений в бюджет явля- тересованы в изучении и решении проблем, ется приоритетной задачей налоговых орга- связанных с возникновением налоговой за-
долженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для малых и средних хозяйствующих субъектов главной целью функционирования является получение прибыли и минимизация издержек производства. При этом часто наблюдается нарушение налогового законодательства, что влечет за собой начисление штрафов и пени.
Налоговая задолженность снижает поступления налоговых доходов в бюджеты разных уровней РФ в этом проявляется неэффективность налогового администрирования, кроме того, это одна из причин формирования дефицитного бюджета. Именно поэтому выявление факторов, способствующих образованию задолженности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является вопросом особой важности для контролирующих органов. Причины возникновения налоговой задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей классифицируются по разным критериям. Можно выделить легальные и нелегальные способы снижения налоговой нагрузки. Легальные способы используются на микроуровне и
включают в себя пути минимизирования налоговой нагрузки в соответствии с налоговым законодательством. Например, индивидуальный предприниматель имеет право перейти с ОСНО на УСН, которая подразумевает изменение налоговой базы и ставки налога.
Налоговая задолженность, а в частности недоимка, являются важным объектом урегулирования, налоговые органы ведут поиск путей минимизации объемов этого явления. На рисунке 1 представлен объем начисленных и фактически поступивших налоговых доходов в бюджетную систему РФ за 2021-2023 гг., согласно которому мы можем наблюдать тенденцию на увеличение начисленных налоговых доходов в бюджетную систему РФ. В период 2021-2023 гг. объем начисленных к уплате налоговых доходов вырос на 27,63% или 33129,6 млн руб. Данные изменения можно объяснить инфляционными процессами на фоне экономического кризиса и стремительными изменениями на рынке труда. Выросли также поступления в бюджетную систему РФ.
153 023
2021 год 2022 год 2023 год
■ Начислено к уплате
■ Поступило в федеральный бюджет
■ Поступило в консолидированный бюджет субъекта
Рисунок 1 - Объем начисленных и фактически поступивших налоговых доходов в бюджетную систему РФ за 2021-2023 гг., млн руб.
В 2022 г. поступления в федеральный уровень бюджетной системы выросли на 10,3% или 4381,8 млн руб. относительно 2021 г., а в 2023 г. данный показатель увеличился на 3,56% или 1672,2 млн руб. Поступления в региональный и местный бюджеты также выросли. В 2022 г. поступления в региональный и местный уровни бюджетной системы вы-
росли на 6,66% или 5237,0 млн руб. относительно 2021 г., а в 2023 г. наблюдалось значительное увеличение данного показателя - на 23,8% или 19963,2 млн руб. Рассматривая данную тему, стоит обратить внимание на объемы налоговой задолженности в Алтайском крае в 2021-2023 гг. (рис. 2).
14262205 14843218 14981169
I I I
2021 г. 2022 г. 2023 г.
Рисунок 2 - Совокупная налоговая задолженность по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям и процентам в Алтайском крае за 2021-2023 гг.
За анализируемый период времени наблюдается тенденция роста объема совокупной налоговой задолженности по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям и процентам в Алтайском крае. За 2 года объем недоимки и других налоговых обязательств вырос на 5%. Рассмотрим более детально объемы денежных средств таких категорий совокупной налоговой задолженности, такие как недоимка, пеня и налоговые санкции (рис. 3): относительно 2021 г. недоимка в 2023 г. выросла на 14%. Существенно
возрос объем пени - на 94% к 2023 г. относительно 2021 г. Данный факт можно объяснить политикой ЦБ РФ по сдерживанию инфляционных процессов.
В период 2021-2023 гг. ключевая ставка меняла свое значение 20 раз, в 2023 г. ее значение менялось с 7,5% до 16,0% годовых. Такое изменение напрямую повлияло на сумму пени, которая начисляется ежедневно. Если в 2021 г. объем пени составлял 27,35% от объема недоимки, в 2022 г. - 30,59%, то в 2023 г. данный объем пени по отношению к недоимке приближается к половине от недоимки -46,54%. Таким образом, можно сделать вывод, что на каждый неуплаченный рубль недоимки экономическими субъектами, зарегистрированными на территории Алтайского края, приходится 50 копеек пени. Помимо недоимки и пени в расчет берутся налоговые санкции, которые составляют небольшую сумму от общего объема совокупной задолженности, хотя и их относительная величина выросла за 2 года на 27%.
2021 год
2023 год
2022 год
■ Недоимка ■ Пеня ■ Налоговые санкции Рисунок 3 - Объемы недоимки, пени и налоговых санкций за 2021-2023 гг., тыс. руб.
Стоит отметить, что не весь объем совокупной налоговой задолженности можно взыскать с недоимщика, некоторая часть средств не подлежит взысканию. По данному принципу налоговая задолженность подразделяется на три вида: урегулированная налоговая задолженность; налоговая задолженность, к которой применены меры по взысканию; налоговая задолженность, признанная
невозможной к взысканию налоговыми органами. Таким образом, уровень совокупной налоговой задолженности в регионе растет, но есть показатели, по которым мы можем наблюдать тенденцию на снижение.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.
2. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/