Научная статья на тему 'Теоретические основы возникновения налоговой задолженности'

Теоретические основы возникновения налоговой задолженности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
604
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НАЛОГОВАЯ НЕДОИМКА / TAX ARREARS / КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / CLASSIFICATION OF TAX DEBTS / ВИДЫ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / TYPES OF TAX DEBT / МЕТОДЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / METHODS OF DEBT SETTLEMENT / ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / PRINCIPLES OF THE DEBT SETTLEMENT MECHANISM / ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / DEBT SETTLEMENT PROBLEMS / TAX DEBTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троянская Мария Александровна

Рассмотрены теоретические вопросы налоговой задолженности перед бюджетом, которая является негативным показателем налоговой системы страны и приводит к множеству нежелательных социально-экономических последствий. Показаны различия в определениях терминов «недоимка» и «налоговая задолженность». Выделены классификационные признаки и проведена группировка налоговой задолженности. Уделено внимание социально-экономическим последствиям возникновения задолженности по налогам и сборам. Сгруппированы формы, методы и инструменты механизма урегулирования налоговой задолженности. Обобщены принципы и проблемы урегулирования налоговой задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of occurrence of tax debts

The article deals with theoretical issues of tax debt to the budget, which is a negative indicator of the country's tax system and leads to a number of undesirable social and economic consequences. The characteristics of the terms "arrears" and "tax debts" are presented from the standpoint of individual scientists and it is concluded that these are not synonymous terms that should not be substituted for each other. The classification characteristics are identified and the tax arrears are grouped according to the following classification characteristics: the application of settlement measures, the nature of the debt, intentionality, type of tax or fee, type of budget. Attention is paid to the socio-economic consequences of the emergence of tax arrears. The author grouped the forms (voluntary-declarative, notice-preventive, security, compulsory), methods and instruments of the mechanism for settling the tax debt. The principles (transparency, neutrality and independence, stability, efficiency, elasticity, optimality) and problems of tax debt settlement are generalized.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы возникновения налоговой задолженности»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Теоретические основы возникновения налоговой задолженности

Мария Троянская

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 15.03.2018 Принята к опубликованию: 26.03.2018

УДК 336.025, 336.228.34, 336.221

JEL E62, H26, H30, H39

Ключевые слова:

налоговая задолженность, налоговая недоимка, классификация налоговой задолженности, виды налоговой задолженности, методы урегулирования задолженности, принципы механизма урегулирования задолженности, проблемы урегулирования задолженности.

Keywords:

tax arrears, tax debts, classification of tax debts, types of tax debt, methods of debt settlement, principles of the debt settlement mechanism, debt settlement problems.

Аннотация

Рассмотрены теоретические вопросы налоговой задолженности перед бюджетом, которая является негативным показателем налоговой системы страны и приводит к множеству нежелательных социально-экономических последствий. Показаны различия в определениях терминов «недоимка» и «налоговая задолженность». Выделены классификационные признаки и проведена группировка налоговой задолженности. Уделено внимание социально-экономическим последствиям возникновения задолженности по налогам и сборам. Сгруппированы формы, методы и инструменты механизма урегулирования налоговой задолженности. Обобщены принципы и проблемы урегулирования налоговой задолженности.

Theoretical bases of occurrence of tax debts

Mariya Troyanskaya

Abstract

The article deals with theoretical issues of tax debt to the budget, which is a negative indicator of the country's tax system and leads to a number of undesirable social and economic consequences. The characteristics of the terms "arrears" and "tax debts" are presented from the standpoint of individual scientists and it is concluded that these are not synonymous terms that should not be substituted for each other. The classification characteristics are identified and the tax arrears are grouped according to the following classification characteristics: the application of settlement measures, the nature of the debt, intentionality, type of tax or fee, type of budget. Attention is paid to the socioeconomic consequences of the emergence of tax arrears. The author grouped the forms (voluntary-declarative, notice-preventive, security, compulsory), methods and instruments of the mechanism for settling the tax debt. The principles (transparency, neutrality and independence, stability, efficiency, elasticity, optimality) and problems of tax debt settlement are generalized.

DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2018-2/27-37

Введение

Важность доходов от налогов и сборов для государственного бюджета определяет главную задачу налоговых органов - обеспечить полноту и своевременность поступлений в бюджет налоговых доходов. В связи с этим обязанность (указанная в Конституции РФ) платить налоги и сборы распространяется как безусловное требование на каждого плательщика. Неисполнение обязанности является причиной образования налоговой задолженности. В любой стране налоговая задолженность - это один из факторов, который существенно дестабилизирует социально-экономическое развитие. Именно поэтому органами власти решаются проблемы обеспечения полноты перечисления налогов и сборов, а также выявляются причины ее возникновения, вырабатываются действенные способы ее сокращения и устранения предпосылок образования.

Цель исследования - рассмотреть теоретические основы возникновения налоговой задолженности, которая образуется перед бюджетами разных уровней.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования использованы периодические материалы и статистические данные, применены общенаучные методы анализа и сравнительные сопоставления.

Результаты исследования и их обсуждение

В теории налогового права вопрос о природе налоговой задолженности является одним из спорных. Дискуссии разворачиваются как по основаниям ее возникновения, порядку взыскания с налогоплательщиков, так и по самому определению этого понятия.

Анализ различных исследований в области налогообложения показал, что необходимо разграничивать понятия «налоговая задолженность» и «налоговая недоимка». Понятие «налоговая недоимка» определяется в Налоговом кодексе РФ (ст. 11). Н.Я. Коняхин [1], А.И. Салтыков [2], Л.С. Голубоцких [3] рассматривают понятие недоимки в различных аспектах: с точки зрения налогообложения это величина налога или сбора, которая не уплачена в срок, установленный налоговым законодательством; с бухгалтерской точки зрения -кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта перед бюджетом страны; с точки зрения интересов государства - материальный ущерб от действия (бездействия) плательщика налогов и сборов; с точки зрения норм права - противоправное деяние, которое направлено на нарушение правил поведения в налоговой сфере.

Сравнение точек зрения на определение понятия «недоимка» позволяет отметить, что оно многогранно, так как в зависимости от оснований обретает различные значения. Одновременно с этим такой подход к толкованию недоимки требует применения особой категории, которая будет обозначать всю сумму неуплаченных налогов, пеней и налоговых санкций. Обычно для характеристики такой суммы применяется термин «задолженность». В то же время и сам термин «задолженность» для обозначения неисполненных обязательств, которые связаны с уплатой налогов и сборов, используется во многих вариациях.

В.А. Славянская считает, что понятие «задолженность» может «выступать синонимом налоговой недоимки в случае, если к ней еще не применялись меры урегулирования, либо включать в себя несколько экономических категорий: недоимку и начисленные пени; недоимку, пени и штрафные санкции; недоимку, отсрочки и рассрочки, а также суммы своевременно неуплаченных региональных, местных налогов и налога на прибыль, по которым предостав-

ляется инвестиционный налоговый кредит» [4]. По мнению О.А. Бондарь, «налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащей погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы и рассматривается как совокупная задолженность» [5]. По мнению И.В. Жемчужниковой, «налоговая задолженность» включает в себя недоимку, пени за просрочку налоговых платежей и штрафы за нарушение налогового законодательства [6]. К.М. Олигов считает, что «налоговую задолженность» следует трактовать «как суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме» [7]. А.М. Лозовой говорит об «итоговой совокупной налоговой задолженности» и определяет ее как «сумму задолженности по налоговым платежам и сумму задолженности по пеням и налоговым санкциям» [8].

В данной статье «под налоговой задолженностью понимается величина обязательств, которые не выполнены при уплате налогов и сборов, а также начисленные пени и присужденные штрафные санкции» [9]. Практически каждое экономическое явление можно классифицировать по различным основаниям. Так, налоговую задолженность целесообразно разделить по классификационным признакам (рис. 1).

Рис. 1. Классификация налоговой задолженности

Под урегулированной задолженностью подразумевается величина, по отношению к которой налоговым органом или самим налогоплательщиком применялись методы урегулирования.

В состав неурегулированной задолженности входят задолженность, безнадежная к взысканию в связи с некоторыми обстоятельствами (смерть налогоплательщика, невозможность определить его фактическое местонахождение, регистрация налогоплательщика по чужим документам, ликвидация в порядке банкротства и др.), и недоимка (величина неуплаченного налога в определенный срок). Сумма урегулированной и неурегулированной налоговых задолженностей характеризует величину совокупной задолженности.

Подтвержденная (зафиксированная) недоимка по уплате налогов и сборов - это сумма, которая документально зафиксирована и подтверждена как плательщиком налогов, так и налоговой службой. Скрытая недоимка появляется в ситуации не фиксирования ее в налоговой отчетности и неперечисления плательщиком налогов [10]. Умышленная недоимка образуется в результате неправильного (в том числе и умышленного) исчисления налога, а неумышленная недоимка по налогу и сбору может образоваться у налогоплательщика в случае пропуска срока их уплаты.

Классификация задолженности по видам налогов также имеет рациональное зерно: в действующей налоговой системе России взимается 20 налогов и сборов, выделение в структуре совокупной задолженности долга по тому или иному налогу (сбору) дает более полное представление о состоянии и возможных причинах ее образования.

Разделение налоговой задолженности по уровням бюджетной системы показывает состояние налоговой политики того или иного публично-правового образования.

Как упоминалось выше, наличие налоговой задолженности является крайне негативным показателем функционирования налоговой системы страны (см. таблицу).

Динамика налоговой недоимки в России за 2014-2016 гг.

Показатель 2014 2015 2016 Темп роста, %

2015/2014 2016/2015

Сумма недоимки, млрд руб. 802,7 827,5 1031,7 103,1 124,7

Налоговые доходы, млрд руб. 14297,6 15375,6 16173,7 107,5 105,2

Уд. вес недоимки в налоговых доходах, % 5,61 5,38 6,38 - -

ВВП, млрд руб. 79200 83233 86044 105,1 103,4

Уд. вес недоимки в ВВП, % 1,01 0,99 1,2 - -

Кроме того, при значительных объемах налоговой задолженности проявляются последствия, которые болезненно отражаются на социально-экономическом положении:

- налоговая задолженность негативно воздействует на результаты финансово-хозяйственной деятельности компаний. Данное влияние зависит от периода, характера, величины задолженности и ее связи с другими формами задолженности;

- долговременная и объемная налоговая задолженность значительно снижает возможности организаций по инвестированию;

- налоговая задолженность уменьшает поступления в доходы бюджетов разных уровней. Задолженность по налоговым поступлениям способна привести к снижению расходной составляющей бюджета, сокращению финансирования госзаказов, принятых программ и мероприятий. Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные инструменты, в частности кредитные, эмиссионные, секвестирование отдельных статей бюджета и увеличение налоговой нагрузки;

- наиболее негативны для общества социальные последствия налоговых неплатежей, поскольку они касаются интересов практически каждого гражданина. При налоговой задолженности неплательщик попадает в ситуацию, когда ему все труднее вовремя и в полном объеме рассчитываться со своими работниками за выполненные обязанности. Поэтому некоторые руководители предприятий-недоимщиков с целью погасить долг по заработной плате работников нередко прибегают к незаконным методам, пытаясь создать кризисную ситуацию на производстве.

Многоликость причин и последствий образования налоговой задолженности перед бюджетом предопределяет необходимость разработки группы мероприятий по ее урегулированию. Отметим, что ни одному государству мира не удается полностью устранить налоговую задолженность. Однако для снижения задолженности перед бюджетом принимаются различные меры, и этот процесс называется урегулированием задолженности [11]. Вместе с тем законодательство, действующее в Российской Федерации, не предоставляет налоговым службам действенных рычагов, способствующих обеспечению наиболее полного сбора налоговых поступлений, а ответственность, предусмотренная за уклонение от их уплаты, не соответствует той социальной опасности, которую несут такие преступления.

Главной целью процедуры урегулирования налоговой задолженности является внесение в установленные сроки невыполненных платежей по налогам и сборам в доходы бюджетов всех уровней, сокращение налоговой задолженности посредством применения мероприятий по урегулированию задолженности, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Методы и инструменты урегулирования задолженности по налогам и сборам можно сгруппировать в четыре основных блока (рис. 2).

При добровольно-заявительной форме урегулирования налоговой задолженности предусмотрен заявительный характер процесса, который основан на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, а методы используются плательщиками налогов и сборов на добровольной основе. Изменение срока уплаты налога происходит в форме отсрочки, рассрочки (ст. 64 НК РФ) и инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ).

Добровольное банкротство означает ликвидацию, осуществляемую должником, который не имеет возможности в полном объеме удовлетворить все требования. Только в случае отсутствия у кредиторов возражений на всякое действие должника, при котором используются общие положения гражданско-

го законодательства, за исключением стадии по расчетам с кредиторами, в ходе реализации которой применяется Закон о банкротстве.

Формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности

1 1

Добровольно-заявительная Уведомительно-предупредительная Обеспечительная Принудительная

1 1 1

Методы и инструменты реализации механизма

Изменение срока уплаты налога

Добровольное банкротство

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов

Зачет излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности

Начисление пени

Приостановление операций по счетам

Арест имущества, в форме запрета на отчуждение

Залог имущества и поручительство

Бесспорное списание задолженности со счетов должника

Взыскание за счет имущества путем передачи в ФССП исполнительных документов

Принудительное банкротство

Списание задолженности, безнадежной к взысканию

Рис. 2. Схема группировки методов и инструментов урегулирования задолженности по налогам и сборам

Уведомительно-предупредительная форма реализации механизма урегулирования налоговой задолженности включает в себя такие методы, как направление требования (п. 2 ст. 69 НК РФ) и взаимозачет (ст. 78 НК РФ).

При обеспечительной форме методы и инструменты способствуют исполнению налоговой обязанности: начисление пени (ст. 75 НК РФ), приостановление операций по счетам (ст. 76 НК РФ), арест имущества (ст. 77 НК РФ), залог (ст. 73 НК РФ) и поручительство (ст. 74 НК РФ).

Принудительная форма реализации механизма урегулирования налоговой задолженности осуществляется посредством следующих методов: бесспорное списание со счетов налогоплательщика (ст. 46 НК РФ), погашение задолженности за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ), принудительное банкротство и списание безнадежной к взысканию задолженности (ст. 59 НК РФ).

Урегулирование налоговой задолженности организаций имеет важное макроэкономическое значение как условие перехода к устойчивому развитию, повышения конкурентоспособности товаропроизводителей, уровня социальной обеспеченности и т.д. Помимо этого, сокращение уровня задолженности по налогам и сборам служит резервным источником пополнения бюджета. Многообразие причин появления совокупной налоговой задолженности требует применения системного, совокупного подхода для ее сокращения, а принципы действия механизма по урегулированию задолженности по налогам и сборам позволят взаимоопределить налоговые правоотношения в стране. Принципы механизма урегулирования налоговой задолженности представляют собой

принцип прозрачности, принцип нейтральности и независимости, принцип стабильности, принцип эффективности, принцип эластичности.

Принцип прозрачности оказывает содействие эффективному исполнению плательщиком своих налоговых обязанностей, поскольку построен на открытости и доступности информации о пошаговых действиях, используемых мероприятиях по урегулированию задолженности по налогам и сборам.

Принцип нейтральности и независимости означает, что такой субъект налоговых отношений, как налоговая служба, должен быть независимым от плательщиков налогов и сборов, по отношению к которым будут применяться меры взыскания в целях предотвращения постороннего влияния на деятельность налоговых служб. Только нейтральность и независимость позволят грамотно применить механизм урегулирования задолженности и достичь цели этого механизма.

Принцип стабильности гласит, что налоговое законодательство, а также сама система по урегулированию задолженности должны быть постоянными и неизменными на протяжении наибольшего временного периода. Стабильность механизма урегулирования задолженности удобна и налоговому органу, и налогоплательщику, который имеет налоговую задолженность.

Принцип эффективности заключается в том, что действия по урегулированию налоговой задолженности должны быть направлены на рост налоговых поступлений и снижение задолженности по ним. Эффективность системы налоговых взысканий заключается в минимизации использования методов по урегулированию неуплаченных налогов и сборов и максимизации их положительного эффекта.

Принцип эластичности: налоговая система должна быть способна отреагировать на изменения социально-экономического положения в обществе и при этом оказать на нее позитивное влияние. В силу объективных нужд и возможностей страны в элементы конкретного налога могут быть оперативно внесены изменения, сокращающие или увеличивающие налоговое бремя. Гибкость используемых мер урегулирования налоговой задолженности служит связующим звеном между государством и плательщиком налогов и сборов в налоговых правоотношениях.

Принцип оптимальности отражает то, что в основе деятельности механизма урегулирования налоговой задолженности находится применение не только принудительной формы урегулирования долгов (использование инструментов снижения задолженности только в рамках установленных сроков по взысканию), но и добровольной, предупредительной, обеспечительной, которые позволяют оптимально сформировать налоговые отношения в направлении сокращения задолженности по налогам и сборам.

Основная проблема по урегулированию налоговой задолженности заключается в том, что российский опыт урегулирования налоговой задолженности пока не может похвастаться соблюдением всех перечисленных принципов, особенно это касается принципов стабильности и эластичности. Нестабильность механизмов урегулирования задолженности вызвана нестабильностью самого налогового законодательств. Ежегодно Налоговый кодекс Российской Федерации и иные специальные акты по вопросам налогообложения претерпевают множество изменений. Динамичность законодательства не позволяет налогоплательщикам вести бизнес с соблюдением всех норм, что неизбежно приводит к образованию налоговой задолженности, которая не всегда может

быть выявлена на ранних этапах образования (посредством камеральных проверок). Чаще всего налоговая задолженность выявляется только во время выездных налоговых проверок и уже не ограничивается взысканием недоимки, а сопровождается начислением пеней и штрафов.

Соблюдение принципа эластичности крайне важно для механизма урегулирования налоговой задолженности ввиду динамичности законодательства, политической ситуации в стране и мире, смены фаз экономического цикла и т.д. Однако российский механизм урегулирования задолженности крайне сложно назвать эластичным. Доказательством, к примеру, является ситуация с санкциями западных стран по отношению к России, которая привела к усложнению финансового положения и даже росту банкротства налогоплательщиков. Правительством принимается ряд мер по поддержке налогоплательщиков. Так, В. В. Путин объявил налоговую амнистию, которая подразумевает, что с 01.01.2018 г. у граждан РФ и индивидуальных предпринимателей спишут безнадежную к взысканию задолженность, образовавшуюся в последние годы по причинам, не зависящим от них. Однако механизма урегулирования налоговой задолженности перед бюджетной системой эти меры не касаются. В итоге налоговая задолженность, образовавшаяся вследствие недостаточности средств у налогоплательщиков, висит тяжким грузом на балансе налогового органа.

Наиболее демократичной для налогоплательщиков является добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности (отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит). В то же время, как свидетельствует правоприменительная практика, указанные инструменты не применяются с учетом их предназначения. Данная ситуация сложилась из-за неясности в вопросах обоснования по предоставлению и полномочий исполнительных органов власти или предприятий подтверждать наличие оснований для их получения [12].

В отношении указанных инструментов принцип эластичности мог бы проявиться при упрощении процедуры и смягчении условий их применения. Так, ст. 64 НК РФ определен закрытый перечень условий предоставления отсрочек и рассрочек, а ст. 66 НК РФ закреплены довольно жесткие условия предоставления инвестиционного налогового кредита, которые придают этому инструменту статус формальности. На практике же инвестиционный налоговый кредит полагается лишь узкому кругу налогоплательщиков в нескольких регионах России.

Порядок принудительного выполнения налоговой обязанности в законодательстве о налогах и сборах достаточно четко регламентирован, противоречия проявляются в основном на практике [13]. Отметим, что возникают проблемы в межведомственном взаимодействии, например, налоговой службы и службы судебных приставов-исполнителей. Очень важно, чтобы действия указанных служб не дублировались. В целях совершенствования межведомственного взаимодействия разрабатываются различные соглашения о сотрудничестве, которые отчасти дублируют положения НК РФ.

Проблема урегулирования налоговой задолженности заключается и в низкой эффективности судебной системы. Большое количество дел по спорам и нарушениям налогового законодательства в России рассматривается годами, что объясняется высокой загруженностью в арбитражных судах и относительно низкой квалификацией работников судов или узкой их специализаци-

ей. В то же время для решения налоговых споров требуются знания законодательства не только арбитражного и гражданского, но и налогового, таможенного и валютного, а также владение бухгалтерским и налоговым учетом [14]. В итоге налоговые споры, ожидающие судебного решения, и, следовательно, налоговая задолженность, состоящая из спорных доначислений, существенно затрудняют процесс урегулирования.

На сегодняшний день в каждом налоговом органе предусмотрено наличие структурных подразделений, занимающихся урегулированием налоговой задолженности. Однако чаще всего их работу сложно назвать эффективной и результативной. Такая ситуация вызвана как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним можно отнести проблемы управления деятельностью должностных лиц данных подразделений, проблемы их компетентности. На практике довольно часто наблюдается формальный, «отписочный» характер работы отделов урегулирования задолженности территориальных налоговых органов, что без сомнения усложняет процесс урегулирования задолженности. К внешним можно отнести проблемы законодательного обеспечения процесса урегулирования задолженности, а также рост миграции налогоплательщиков, размножение фирм-«однодневок» и т.п.

Заключение

Таким образом, под налоговой задолженностью, понимаются суммы неисполненных обязательств по уплате налогов и сборов, начисленные пени и присужденные штрафные санкции. Налоговая задолженность перед бюджетом это нежелательный показатель налоговой системы, ее последствия оказывают негативное влияние как на должников, так и государство и его жителей. Разнородные причины и последствия образования налоговой задолженности требуют разработки механизма урегулирования взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками в процессе взыскания задолженности по налогам и сборам. В российском законодательстве предусмотрено несколько форм реализации механизма урегулирования задолженности. К сожалению, пока не все из них находят отражение в практике налоговых органов по взысканию платежей. Важно подчеркнуть, что в России проблема урегулирования налоговой задолженности весьма актуальна. Одним из путей решения этой проблемы может стать соблюдение общих принципов урегулирования задолженности, что сделает механизм урегулирования более совершенным и сократит риск образования задолженности.

Список источников /References

1. Амиралиева Д.М., Алиев Б.Х., Сагидова З.М., Рашидова З.К. Практика администрирования налоговой задолженности в разрезе видов налогов и сборов в Республике Дагестан. Фундаментальные исследования, 2016, № 8-2, сс. 301-305. [Amiralieva D.M., Aliev B.H., Sagidova Z.M., Rashidova Z.K. Praktika administrirovaniya nalogovoy zadolzshennosti v razreze vidov nalogov I sborov v respublike Dagestan [The practice of administering tax debts in the context of types of taxes and fees in the Republic of Dagestan]. Basic research, 2016, no.8-2, pp. 301-305.]

2. Бондарь О.А. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам: предпосылки возникновения и проблемы ее снижения. Власть и управление на Востоке России, 2011, № 1, сс. 55-62. [Bondar' O.A. Sovokupnaya

zadolzshennost' po nalogovym obyazatel'stvam: predposylki vozniknoveniya i problemy ee snizsheniya [Aggregate debt on tax liabilities: the prerequisites for the emergence and problems of its reduction]. Power and government in the East of Russia, 2011, no.l, pp. 55-62.]

3. Вылкова Е.С., Троянская М.А. Оценка показателей налоговой задолженности перед бюджетом и возможные направления их сокращения. Инновационное развитие экономики, 2016, № 3(33)1, сс. 165-169. [Vilkova E.S., Troyanskaya M.A. Otsenka pokazateley nalogovoy zadolzshennosti pered bjudzshetom i vozmozshnye napravleniya ih sokrashcheniya [Assessment of the indicators of tax debt to the budget and possible directions for their reduction]. Innovative development of the economy, 2016, no. 3(33)I, pp. 165-169.]

4. Голубоцких Л.С. Недоимки по налогам и сборам: причины возникновения и пути снижения. Современные научные исследования и разработки, 2016, № 7 (7), сс. 346-348. [Golubockih L.S. Nedoimki po nalogam i sboram: prichiny vozniknoveniya i puti snizsheniya [Tax arrears: the causes and ways of reducing]. Modern scientific research and development, 2016, no.7(7), pp. 346-348.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жемчужникова И.В. Взыскание налоговых недоимок в Российской Федерации: понятие, механизм, направления совершенствования. Налоги и финансы, 2012, № 3, сс. 19-33. [Zhemchuzhnikova I.V. Vzyskanie nalogovykh nedoimok v Rossiiskoy Federatsii: ponyatie, mehanizm, napravleniya sovershenstvovaniya [Collection of tax arrears in the Russian Federation: concept, mechanism, directions for improvement]. Taxes and finances, 2012, no.3, pp. 19-33.]

6. Коняхин Н.Я. Несуществующая налоговая недоимка перед бюджетом. Бухгалтерский учет, 2016, № 12, сс. 102-104. [Konyahin N.Ya. Nesushchestvujush-chaya nalogovaya nedoimka pered budzshetom [Non-existent tax arrears to the budget]. Accounting, 2016, no.12, pp. 102-104.]

7. Лозовой А. М. О совокупной налоговой задолженности по платежам в бюджет на территории Ростовской области. Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета, 2005, т. 3, № 35, сс. 36-38. [Lozovoy A.M. O sovokupnoy nalogovoy zadolzhennosti po platezham v bjudzhet na territorii Rostovskoy oblasti [On the total tax debt on payments to the budget in the territory of the Rostov region]. The legal bulletin of the Rostov State Economic University, 2005, vol.3, no.35, pp. 36-38.]

8. Мухаметзянова К.Р. Способы классификации налогоплательщиков-должников и меры, принимаемые налоговыми органами для урегулирования задолженности. Бухгалтерский учет, статистика, 2011, № 3, сс. 345-350. [Muhametzyanova K.R. Sposoby klassifikatsii nalogoplatel'shchikov-dolzhnikov i mery, prinimaemye nalogovymi organami dlya uregulirovaniya zadolzhennosti [Methods for classifying taxpayers-debtors and measures taken by tax authorities for debt settlement]. Accounting, statistics, 2011, no.3, pp. 345-350.]

9. Олигов К.М. Налоговая задолженность: повышение эффективности администрирования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008, № 82-1, сс. 249-256. [Oligov K.M. Nalogovaya zadolzshennost': povyshenie effektivnosti administrirovaniya [Tax debt: improving the efficiency of administration]. Izvestiya of the Russian State Pedagogical University A.I. Herzen, 2008, no.82-1, pp. 249-256.]

10. Пирогова А.В. Факторы формирования налоговой задолженности несостоятельных организаций. Baikal research journal, 2010, № 6. [Pirogova A.V. Faktory formirovaniya nalogovoy zadolzshennosti nesostoyatel'nyh organizatsiy [Factors forming the tax debt of insolvent organizations]. Baikal research journal, 2016, no.6.]

11. Салтыков А.И. Безнадежная к взысканию налоговая недоимка. Бухгалтерский учет, 2017, № 4, сс. 139-140. [Satykov A.I. Beznadezshnaya

k vzskaniju nalogovaya nedoimka [Bad debt collection]. Accounting, 2017, no. 4, pp. 139-140.]

12. Севостьянов И.А. Механизм принудительного взыскания налоговой задолженности: проблемы и пути решения. Вестник Саратовского социально-экономического университета, 2016, № 3(62), сс. 82-85. [Sevost'yanov I.A. Me-hanizm prinuditel'nogo vzyskaniya nalogovoy zadolzshennosty: problemy i puti resh-eniya [Mechanism of Forced Collection of Tax Debt: Problems and Solutions]. Bulletin of the Saratov Social and Economic University, 2016, no.3 (62), pp. 82-85.]

13. Славянская В. А. О некоторых вопросах налоговой задолженности и налоговой недоимки. Вестник Ростовского государственного экономического университета, 2015, № 4(52), сс. 151-158. [Slavyanskaya V.A. O nekotoiykh voprosakh nalogovoy zadolzshennosti i nalogovoy nedoimki [On some issues of tax debt and tax arrears]. Bulletin of Rostov State University of Economics, 2015, no. 4(52), pp. 151-158.]

14. Суховеев Е.М. Правовая сущность налоговой недоимки и предпосылки ее возникновения. Пробелы в российском законодательстве, 2011, № 2, сс. 322324. [Suhoveev E.M. Pravovaya sushchnost' nalogovoy nedoimki i predposylki ee vozniknoveniya [The legal essence of the tax arrears and the prerequisites for its occurrence]. Gaps in Russian legislation, 2011, no. 2, pp. 322-324.]

Сведения об авторе / About author

Троянская Мария Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет. 460035 Россия, г. Оренбург, проспект Победы, 13. E-mail: m_troyanskaya@mail.ru.

Mariya A. Troyanskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance, Orenburg State University. 13, Pobedy Avenue, Orenburg, Russia 460035, E-mail: m_troyanskaya@mail.ru.

© Троянская М.А. © Troyanskaya M.A. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.