Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ'

АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / ВЫПЛАТЫ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РОЖДАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаш-Оол А.О.

Проблема бедности связывает такие социальные проблема как продолжительность жизни и смертность. Для решения данных связанных проблем Правительство РФ разрабатывает новые и новые стратегические решения. В различных исследованиях приводится конкретный анализ и пути решения. Данная исследовательская работа представляет собой анализ и прогноз уровня бедности в Республике Тыва. Кроме того, Республика Тыва включена в перечень регионов, реализующих меры, направленные на снижение уровня бедности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF POVERTY OF THE POPULATION AND WAYS TO SOLVE IT

The problem of poverty connects such social problems as life expectancy and mortality. To solve these related problems, the Government of the Russian Federation is developing new and new strategic solutions. Various studies provide specific analysis and solutions. This research work is an analysis and forecast of the poverty level in the Republic of Tyva. In addition, the Republic of Tyva is included in the list of regions implementing measures aimed at reducing poverty.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ»

АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ

А.О. Чаш-оол, магистрант

Тувинский государственный университет

(Россия, г. Кызыл)

Б01:10.24412/2411-0450-2023-3-2-135-138

Аннотация. Проблема бедности связывает такие социальные проблема как продолжительность жизни и смертность. Для решения данных связанных проблем Правительство РФ разрабатывает новые и новые стратегические решения. В различных исследованиях приводится конкретный анализ и пути решения. Данная исследовательская работа представляет собой анализ и прогноз уровня бедности в Республике Тыва. Кроме того, Республика Тыва включена в перечень регионов, реализующих меры, направленные на снижение уровня бедности.

Ключевые слова: бедность, выплаты, занятость, безработица, рождаемость.

Актуальность данного исследования в том, что в настоящее время уровень бедности Республики Тыва является одной из самых проблемных вопросов в социально-экономическом развитии республики и России в целом. Хотя если её исследовать, то нюансов для заключительных выводов предостаточно. Та же теневая экономика, уровень образования, многодетность. Для целого заключения сопутствуют очень много факторов.

Целью данного исследования является анализ уровня бедности в Республике Тыва

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Определено нормативно-правовые акты в части регулирования бедности в Республике Тыва;

2. Рассмотрены показатели бедности;

3. Проведен анализ и прогноз уровня бедности в Республике Тыва.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2019 год указано, что решение проблем народонаселения, увеличение продолжительности жизни и снижение смертности напрямую связаны с преодолением бедности. Для нашей республики борьба с бедностью актуальна уже почти два десятилетия. С 1992 г. Рос-стат, показатель прожиточного минимума и среднедушевых денежных доходов населения, используемый при выборе норматива для измерения уровня абсолютной

бедности, в начале 1995 г. ставил республику на уровне 72,7%. В 2000 году уровень бедности в Туве достиг критической отметки, когда почти 78% населения проживало в бедности.

В ходе реализации программы по всей республике было проведено обследование домохозяйств с целью выявления конкретных домохозяйств, нуждающихся в социальной поддержке. Считая, что официальные данные и методы измерения бедности не позволяют в полной мере оценить глубину и значение социально-экономических процессов, стимулирующих рост бедности.

Правительство Республики пытается оценить условный доход домохозяйств через другие параметры. Учитываются состав семьи, доход, занятость и условия жизни. Также - наличие личных подсобных хозяйств, приусадебных и сельскохозяйственных угодий, имущества и т.п.

Для домохозяйств, отнесенных к категории бедных, были разработаны меры, учитывающие мотивацию, профессиональные навыки и уровень образования членов семьи. С семьями, участвующими в программе, заключаются контракты. При программно-целевом подходе к решению проблемы бедности научные исследования дали конкретные результаты: уровень бедности в республике в 2010 году составил 26,9 процента против 77,9 процента в 2000 году.

Существующий вид пенсии по случаю потери кормильца (размер социальной пенсии, утраченной одним из родителей Республики в 2018 году, составлял 5 180 рублей 24 копейки в месяц) не мог полностью компенсировать снижение доходов семьи. В случае образования неполной семьи в связи с рождением внебрачного ребенка у женщины ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое на детей до 16 лет, призвано частично компенсировать высокое бремя иждивенчества. Для матерей-одиночек пособие составляет 396 рублей на ребенка. По состоянию на 1 января 2019 года на учете в муниципальном отделе социального обеспечения состояло 9,5 тыс. матерей-одиночек, получающих пособие на 14 тыс. детей.

На выплату ежемесячных пособий на детей одиноких матерей в 2021 году из республиканского бюджета выделено 64126,0 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата сотрудников в 2022 году оценивается в 42 300 рублей. Рост на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, заработная плата и социальные выплаты также увеличились в условиях пандемии. Ожидается также рост доходов на душу населения: в 2022 году этот показатель оценивается в 17 500 рублей, что на 6,6% выше, чем в 2021 году (16 413 рублей). Ожидается, что реальные располагаемые доходы населения достигнут 100,1 процента (на 2020 год - 101,6 процента).

В целях повышения качества жизни населения и сокращения бедности в республике реализуется Республиканский комплексный план сокращения бедности, а также проекты, направленные на повышение уровня и качества жизни населения, занятости: Губернаторский проект «Чаа сорук», «Кыштаг для молодой семьи», «Региональные проекты «Не менее одного образованного ребенка в семье», «Здоровое питание в Республике Тыва», «Создание малого цеха по обработке кожи», «Экономически грамотная Тува».

Реализация вышеуказанных проектов позволит улучшить основные показатели, характеризующие уровень жизни и занятость населения, а общий уровень безработицы к концу 2020 года ожидается на

уровне 16,6%, в том числе за счет легализации неформальной занятости (5,1 тыс. чел. планируется на 2021 год). Реальная заработная плата достигнет 101,1% с 1 октября 2021 года. План индексации рассчитан на 3% от заработной платы 28,5 тыс. работников государственного, бюджетного и автономного учреждения Республики Тыва.

Результаты исследования. На рынке труда по результатам переписи населения 2021 года по вопросам занятости населения общая численность безработных граждан составила 23,5 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 9,1 тыс. человек (2020 год - 14,4 тыс. человек). Общий уровень безработицы вырос на 5,7 п.п. до 18% (2020 г. - 12,3%). Уровень зарегистрированной безработицы на 2021 год составляет 13,5%, что на 9,2 процентных пункта больше, чем в 2020 году. Неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная с пандемией новой ко-ронавирусной инфекции, способствовала увеличению числа безработных граждан и ухудшению ситуации на рынке труда.

В целях восстановления занятости до допандемических значений Правительство Республики Тыва ввело комплекс мер, направленных на увеличение занятости и сокращение безработицы. Также реализуются меры в рамках национального плана Республики Тыва «Содействие занятости населения Республики Тыва на 2021-2023 годы», в котором осуществляются меры по легализации трудовых отношений и трудоустройству безработных граждан в долгосрочной перспективе, временные, сезонные работы и общественные работы.

В рамках данного национального плана центр занятости населения ежегодно будет трудоустроить на постоянную работу около 4,0 тыс. безработных граждан, а 144 гражданам будет оказана материальная поддержка для открытия собственного дела.

Рост занятости также будет обеспечен за счет реализации Индивидуального плана социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы. В период с 2021 по 2024 год будет создано

4208 рабочих мест (2021 - 212 ед., 2022 -594 ед., 2023 - 1756 ед., 2024 - 1646 ед.).

Учитывая вклад крупных инвесторов (строительство полиметаллических рудников, разработка рудников и т. д.), развитие таких отраслей, как горнодобывающая промышленность, будет способствовать созданию рабочих мест.) Строительство объектов социальной сферы (образования, здравоохранения, спорта, культуры) и жилищного строительства обеспечит дальнейшее развитие строительного общества республики и занятость местного населения.

С 2021 года государственная социальная помощь оказывается на основании социальных контрактов за счет средств федерального бюджета. Такую финансовую поддержку для открытия собственного бизнеса в рамках социального контракта, а также индивидуальных подсобных хозяйств с 2021 по 2023 год получат более 8,0 тыс. граждан (2021 г. - 2573, 2022 г. -2937, 2023 г. - 2937).

В 2020 году из запланированных 2 516 социальных контрактов заключено 3 829 (152,2%) социальных контрактов, из них 811 трудоустроено, 727 получили профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, 391 занимались предпринимательской деятельностью, реализованы проекты, направленные на преодоление 1 900 других меры для людей с тяжелыми жизненными условиями.

Цель плана - снизить уровень бедности в Республике Тыва до 17% к концу 2024 года.

Для достижения этой цели планируется решить следующие задачи:

1) Реализация крупных инвестиционных проектов в сферах строительства, энергетики, дорожно-транспортного комплекса, агропромышленного комплекса и малого и среднего предпринимательства;

2) смягчение негативных последствий бедности путем предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным гражданам;

3) содействие занятости, поддержка инициатив самозанятости и гражданского предпринимательства;

4) Легализация неформальной занятости;

5) повысить комфорт и качество жизни жителей;

6) Популяризация системы социальной ответственности;

7) Реализовывать эдвокасипроекты с максимальным участием государственных органов и общественности для достижения конечных результатов.

Достижение целей программы оценивается по следующим показателям:

1) Охват социальными программами малообеспеченных домохозяйств: 2019 г. -3 105, 2020 г. - 3 135, 2021 г. - 3 165, 2022 г. - 3 195, 2023 г. - 3 225, 2024 г. -3 255;

2) создание новых (постоянных) рабочих мест: в 2019 г. - 1500, в 2020 г. - 1700, в 2021 г. - 2000, в 2022 г. - 2100, в 2023 г.

- 2300, в 2024 г.- 2500;

3) Легализация неформальной занятости: 2019 г. - 5163, 2020 г. - 5100, 2021 г. -5040, 2022 г. - 4900, 2023 г. - 4500, 2024 г.

- 4000;

4) Рост денежных доходов на душу населения: в 2019 г. - 14 550 руб., в 2020 г.

- 15 100 руб., в 2021 г. - 15 750 руб., в 2022 г. - 16 450 руб., в 2023 г. - 17 200 руб., в 2024 г. - 18 000 руб.;

5) Снизить уровень бедности в Республике Тыва к 2019 г. - 40,5%, к 2020 г. -34,0%, к 2021 г. - 28,6%, к 2022 г. - 24,1%, к 2023 г. - 20,2%, к 2024 г. - 17%.

В результате этих мероприятий к 2024 году планируется трудоустроить 14,1 тыс. человек, снизить общий уровень безработицы с 18% до 11,5%, сокращение на 6,5 процентных пункта, а также сократить общую численность безработных граждан на 8,6 тыс., с 23,5 тыс. до 14,9 тыс. человек.

Заключение. Следует, однако, отметить, что, несмотря на некоторую эффективность и результативность, финансовые меры поддержки бедных домохозяйств не оказали существенного влияния на уровень бедности. Наоборот, число бедных увеличилось и продолжает неуклонно расти. Несмотря на значительное увеличение, среднедушевой доход малообеспеченных домохозяйств имеет отрицательную тен-

денцию по сравнению с прожиточным ми- бюджета малообеспеченных домохозяйств нимумом, а это означает, что дефицит в настоящее время выше, чем в 2005 году.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Республики Тыва от 3 июня 2019 г № 270 об утверждении Республиканской комплексной программы по преодолению бедности в Республике Тыва на 2019-2024 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npa.rtyva.ru/sites/default/files/get_pdf/628.94%20%D0%9A%D0%91.pdf.

2. Сайт Министерства труда и социальной политики Республики Тыва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrudtuva.ru/.

3. Соян, Ш. Ч. Анализ бедности в Республике Тыва / Ш. Ч. Соян, А. В. Чолдаголова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-2 (71). - С. 132-136. - DOI 10.24411/2411-0450-2021-1084. - EDN HZLZVE.

4. Тезисы доклада на заседании секции статистики ЦДУ РАН по теме: «Развитие методологии в области статистики бедности и неравенства в российской статистической практике» // ФСГС РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/23473.

ANALYSIS OF THE LEVEL OF POVERTY OF THE POPULATION AND WAYS TO

SOLVE IT

A.O. Chash-ool, Graduate Student Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The problem of poverty connects such social problems as life expectancy and mortality. To solve these related problems, the Government of the Russian Federation is developing new and new strategic solutions. Various studies provide specific analysis and solutions. This research work is an analysis and forecast of the poverty level in the Republic of Tyva. In addition, the Republic of Tyva is included in the list of regions implementing measures aimed at reducing poverty.

Keywords: poverty, payments, employment, unemployment, fertility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.