Научная статья на тему 'Влияние мероприятий и программ по снижению уровня бедности населения на инклюзивный рост в регионе (на примере Иркутской области)'

Влияние мероприятий и программ по снижению уровня бедности населения на инклюзивный рост в регионе (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНЫЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНЫ РОССИИ / ДОХОДЫ НИЖЕ УРОВНЯ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА / ПОДДЕРЖКА МАЛООБЕСПЕЧЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ / INCLUSIVE GROWTH AND DEVELOPMENT / POVERTY LEVEL / IRKUTSK REGION / REGIONS OF RUSSIA / INCOMES BELOW THE SUBSISTENCE MINIMUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарафутдинов Рустам Ильфарович, Зайнуллина Миляуша Рашитовна, Иштирякова Лейсан Хабировна

Статья посвящена проблеме снижения уровня бедности и обеспечения вовлеченности населения в экономическое развитие региона (Иркутская область) через процессы регулирования региональных механизмов поддержки малоимущих граждан. На основе рассмотрения общей социально-экономической ситуации в Иркутской области, было выявлено заметное увеличение уровня бедности населения, несмотря на существенный экономический рост экономики региона. Для решения данной проблемы авторами предлагается проведение эксперимента по организации выплат работающим гражданам, чьи доходы ниже прожиточного регионального минимума. Производится расчёт влияния предлагаемых мер на снижение уровня бедности в результате выплат денежных средств населению и даются общие рекомендации в области развития условий для инклюзивного роста в регионе, называются суммы затрат на реализацию мер и возможную социально-экономическую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Measures and Programs to Reduce Poverty of on Inclusive Growth in the Region (on the Example of the Irkutsk Region)

The article is devoted to the problem of poverty reduction and ensuring the involvement of the population in the economic development of the region (Irkutsk region) through the processes of regulation of regional mechanisms of support for poor citizens. On the basis of consideration of the overall socio-economic situation in the Irkutsk region revealed a noticeable increase in poverty, despite significant economic growth in the region. To solve this problem, the authors propose an experiment on the organization of payments to working citizens whose incomes are below the regional subsistence minimum. The authors calculate the impact of the proposed measures on poverty reduction as a result of cash payments to the population and give General recommendations on the development of conditions for inclusive growth in the region, the amount of costs for the implementation of measures and possible socio-economic efficiency.

Текст научной работы на тему «Влияние мероприятий и программ по снижению уровня бедности населения на инклюзивный рост в регионе (на примере Иркутской области)»

УДК 338.2

Влияние мероприятий и программ по снижению уровня бедности населения на инклюзивный рост в регионе (на примере Иркутской области)

Шарафутдинов Р.И.

Аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (Казань)

Зайнуллина М.Р.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета, заведующий отделом микро и мезоисследований Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Иштирякова Л.Х.

Старший научный сотрудник отдела качественных исследований Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (Казань)

Статья посвящена проблеме снижения уровня бедности и обеспечения вовлеченности населения в экономическое развитие региона (Иркутская область) через процессы регулирования региональных механизмов поддержки малоимущих граждан. На основе рассмотрения общей социально-экономической ситуации в Иркутской области, было выявлено заметное увеличение уровня бедности населения, несмотря на существенный экономический рост экономики региона. Для решения данной проблемы авторами предлагается проведение эксперимента по организации выплат работающим гражданам, чьи доходы ниже прожиточного регионального минимума. Производится расчёт влияния предлагаемых мер на снижение уровня бедности в результате выплат денежных средств населению и даются общие рекомендации в области развития условий для инклюзивного роста в регионе, называются суммы затрат на реализацию мер и возможную социально-экономическую эффективность.

Ключевые слова: инклюзивный рост и развитие, уровень бедности, Иркутская область, регионы России, доходы ниже уровня прожиточного минимума, поддержка малообеспеченного населения.

На сегодняшний день проблема интенсивного роста уровня бедности и неравенства доходов населения становится все более острой и дискуссионной темой как для большинства стран, так и междуна-

родных организаций. Всемирный Банк и Азиатский банк развития на протяжение нескольких лет проявляют особое внимание и подчеркивают особую важность в создании всеохватывающей и устойчи-

вой модели роста и развития глобальной экономики, которая будет направлена не только на решение проблем бедности, но и на постепенное интегрирование все большего числа граждан в глобальные социально-экономические процессы [1, с. 5]. Данная модель роста была обозначена как концепция инклюзивного роста и развития глобальной экономики, весьма актуальная и для Российской Федерации, в особенности для её регионов, в большинстве которых за последние пять лет наблюдается существенный рост уровня бедности и падение реальных доходов населения [2, с. 44]. По этой причине в данной работе рассматриваются способы снижения уровня бедности на примере Иркутской области в целях обеспечения инклюзивного роста и развития региона [3, с. 371]. Иркутская область - один из крупнейших промышленных регионов России, в котором проживает свыше двух миллионов человек (табл. 1).

При анализе показателей социально-экономического развития следует обратить внимание на динамику реальной и средней заработной платы в регионе. Рост средней заработной платы за 2018 г. (в сравнении с 2012 г.) произошел более чем на 70 %, а рост реальной заработной платы практически не изменился. Все это связано с высоким темпом инфляции и с положительной динамикой роста потребительских цен, уровень которых на 2016 г. (в сравнении с 2008 г.) составляет свыше 189 %. Необходимо отметить, что уровень реальной заработной платы определяется во многом близостью населенных пунктов к центру, территориальная дифференциация реальной заработной платы в Иркутской области различается в два раза. Все это говорит о том, что несмотря на заметный рост заработной платы в регионе фактическая покупательная способность доходов населения в 2018 г. (по отношению к 2012 г.) почти не изменилась [4, с. 121]. Во многом данный рост заработной платы осуществляется за

счет добывающего сектора, а не машиностроительного, высокотехнологического и инновационного производства, что крайне негативно может сказаться на стабильности региона в будущем, а также социально-экономическом благополучии граждан и экологической ситуации. Однако, несмотря на значительный экономической рост в регионе, уровень бедности (доля граждан, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума в регионе) неуклонно растет на протяжение последних пяти лет (рис. 1).

Исходя из выше описанных данных, поиск способов борьбы с бедностью и повышения реальных доходов населения имеет все большее значение и приоритет в социально-экономических программах развития региона. На данный момент одной из действующих программ, с точки зрения решения проблем бедности и неравенства, является «Социальная поддержка населения» на 2014-2018 (2024) гг. Однако, данная программа направлена в первую очередь на слабозащищенные слои населения (детей, живущих в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, и детей-сирот) и не учитывает трудоспособное и экономически активное население, доходы которого ниже прожиточного минимума. Методы и пути снижения уровня бедности в России, как и во всем мире, являются наиболее сложными, социально-экономическими проблемами. Однако их можно решить с помощью внедрения различных льгот и дотаций для трудоустроенных граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума [6, с. 95].

В целях ускорения решения проблем бедности, авторами предлагается провести эксперимент с денежными выплатами, которые будут направленны на повышение дохода работающих граждан, чьи доходы находятся ниже уровня регионального прожиточного минимума. Данное мероприятие позволит снизить уровень бедности и повысить минимальные доходы граждан [7, с. 8]. В ряде азиатских и

Таблица 1 африканских стран Социально-экономический портрет Иркутской области

Показатели 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г. 2016 г. 2017 г 2018 г

Доходы бюджета, млрд. руб. 95,7 92,3 100,4 104,8 122,8 136,6 163,3

Расходы бюджета, тыс. руб. 100,3 107,5 115,8 115,5 126,4 136, 8 149,3

Занятость, % 62,4 62,9 62,1 64,2 63,7 62,28 62,65

Уровень инфляция, % 6,58 6,45 11,36 12,91 8,3 5,9 5,27

Средняя заработная плата, руб. 25881 29050 31408 32704 35510 38086 42001

Реальная заработная плата, руб. 24781 2609 26433 23869 23872 24708 26190

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 17820 19424 20 224 22 445 22 268 22 412 22391,5

ВРП, млрд. руб. 737,9 805,2 916,3 1001,7 1068, 7 1201,6 1308,4

Население, тыс. людей 2 424,5 2 422,0 2 418,3 2 414,9 2 412,8 2 408,9 2 404,1

уже проводились эксперименты с выплатами денежных средств гражданам, что привело к снижению уровня бедности и положительно сказалось на их благосостоянии [8]. Именно по этой причине применение механизмов выплат работающим гражданам, чьи доходы ниже прожиточного минимума, могут принести заметный по-

20,1 20,4 20,2 20,1

19,96 20,25 19 78

18,6

16,8

18,71

17,09

19,24

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 ■ Фактический уровень бедности в Иркутской области, % □ Прогнозируемый уровень бедности в Иркутской области, %

Рис. 1. Фактический (до 2018 г.) и прогнозируемый уровень бедности в Иркутской области, % [5]

(прогноз основан на анализе статических данных в период

с 2012 по 2018 гг. с применением линейной аппроксимации по методу наименьших квадратов)

ложительный социально-экономический эффект в Иркутской области.

Согласно статистическим данным Росстата и региональной статистики Иркутской области, нами было выявлено, что средняя численность работающего населения по 10 % группам населения, чьи доходы ниже регионального прожиточного минимума, за 2011, 2013, 2015 и 2017 гг. составляет чуть больше 11 %, а средние заработные платы в данной группе в среднем недотягивают до регионального прожиточного минимума от 5 до 15 %. (табл. 2) [9, с. 610]

Исходя из имеющихся данных о возрастных группах и структуре населения, а также их уровня занятости, нами был произведен расчёт, согласно которому в среднем на периоды с 2012-2018 и 20192024 гг. имеются более 90 тыс. работающих граждан, которым необходимо оказать адресную поддержку (табл. 3).

В рамках исследуемой темы было выявлено, что на осуществление предложенных мер, необходимых для выплат на период с 2012-2024 гг., из бюджета Иркутской области будет затрачено от 1 до 3 млрд. руб. ежегодно. Данные выплаты будут представлены в виде доплат и надбавок для граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, в целях приведения к соответствию их уровня дохода до регионального прожиточного минимума (табл. 4).

Таким образом, затраты на вышеописанные мероприятия будут занимать до 3 % от расходной части бюджета, что в свою очередь позволит снизить уровень бедности в регионе в среднем на 3,5-4 % (рис. 2).

Однако, внедрение данных мероприятий возможно только при активной поддержке федеральных органов власти в виде учета показателей уровня доходов работающего населения в программах социальной поддержки и адресной поддержки работа-

ющего населения. Для решения вопроса также необходимо привлекать дополнительные средства, так как наблюдается дефицитность многих региональных бюджетов, в том числе и бюджета Иркутской области. Тем не менее предлагаемые мероприятия могут стать одним из главных инструментов для снижения уровня бедности в рамках разрабатываемых пилотных проектов Министерством труда и социальной защиты России в регионах с 2019 по 2024 гг. Внедрение программ для повышения уровня благосостояния малообеспеченных граждан позволит снизить уровень бедности и повысить величину среднедушевых доходов занятой части населения, доходы которых ниже уровня прожиточного минимума, что также крайне актуально в условиях повышения пенсионного возраста и роста демографической нагрузки. В целях повышения социальной однородности в обществе и улучшения социального самочувствия граждан необходимо

Таблица 2

Показатели регионального прожиточного минимума и средняя заработная плата по 10-ти процентным группам Иркутской области

Года Средняя заработная плата по 10-ти процентным группам работников чьи доходы ниже прожиточного минимума Иркутской области, руб.* Региональный прожиточный минимум Иркутской области по всему населению, руб.**

2012 6478 6849

2013 7 101,3 (1 и 2 группа частично) *** 7579

2014 8402 8851

2015 8 607,9 (1 и 2 группа частично) 10546

2016 10101 10470

2017 10234,5 (1 и 2 группа частично) 10648

2018 10578 11067

2019 11527,90 12060,82

2020 12646,11 13230,72

2021 13989,13 14635,82

2022 15236,96 15941,33

2023 16236,50 16987,08

2024 17343,83 18145,60

* данные за 2012, 2014, 2016, 2018-2024 гг.; **данные с 2019 по 2024 гг., скорректированные на уровень инфляции [10];

***1 и 2 группы работников по уровню доходов в регионе, по 10 % группам, где 1 - группа с наименьшими доходами, 10 - с наибольшими доходами.

25

20

17

15

10

Таблица 3 Численность экономически активного населения Иркутской области, доходы которых ниже регионального уровня, с прогнозными данными на 2019-2024 гг.

Год Численность населения за чертой бедности, чел. Из них экономически активно, чел. Экономически активное население, всего Трудоустроенное население с доходами ниже регионального минимума,%

2012 407324 110936 916829 12,1

2013 411744 101052 894267 11,3

2014 449812 88155 881553 10,0

2015 485397 91403 896116 10,2

2016 492211 87452 874526 10,0

2017 486598 101839 841647 12,1

2018 483243 89378 867751 10,3

2019 410835 102581 909616 11,3

2020 449743 92680 884642 10,5

2021 479713 89299 876247 10,2

2022 486639 92995 875586 10,6

2023 474473 94298 866152 10,9

2024 461428 97796 868540 11,3

Таблица 4

Ежегодные суммы выплат, направляемые на повышение доходов экономического активного населения Иркутской области до регионального прожиточного минимума, тыс. руб.

Год Сумма выплат % от расходов региона Расходы региона

2012 1 614 975,80 1,61 100 357 014,02

2013 1 698 731,63 1,58 107 473 176,30

2014 1 630 442,14 1,41 115 756 270,05

2015 3 353 198,30 2,90 115 471 685,97

2016 1 765 280,73 1,40 126 419 628,78

2017 2 131 275,62 1,56 136 812 000,00

2018 1 999 365,35 1,34 149 268 552,51

Прогнозная сумма, которая будет затрачена бюджетом

2019 2 500 778,40 1,68 148 500 779,20

2020 2 478 564,10 1,66 149 478 564,90

2021 2 641 788,30 1,75 150 641 788,80

2022 2 996 529,90 1,83 144 391 150,96

2023 3 237 818,60 2,13 152 320 026,37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2024 3 586 943,30 2,39 149 770 502,65

тания данной категории граждан, но также будет способствовать развитию сельского хозяйства в регионе;

5) грантовые поддержки, направ-19,96 2025 19,78 ,„,, ленные на развитие образования детей (дошкольного, школьного, высшего образования).

В заключение стоит отметить, что внедрение пилотных проектов по повышению уровня доходов работающе -го населения, чьи доходы ниже прожиточного регионального минимума, будет способствовать не только накоплению сбережений, но и увеличению

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 уровня благосостояния населения, ЧТО

□уровень бедности до, % «уровень бедности после, % в конечном итоге окажет положитель-

Рис. 2. Уровень бедности после введения льгот и доплат, % ное влияние на активизацию инклюзивных процессов роста и развития ре-разработать комплексную систему поддержки мало- гиональных социально-экономических систем, где в обеспеченного населения. В данную систему могут центре этой системы будет находится обеспеченный быть включены следующие программы: гражданин [11, с. 12].

1) доплаты к доходу до уровня прожиточного минимума в регионе с учетом размера семьи;

2) содействие занятости малообеспеченных слоев населения с учетом их трудоспособности;

3) разработка программ профессиональной подготовки членов домохозяйств с низким доходом с целью вовлечения их в социально-значимые процессы;

4) введение продовольственной программы, представляющей возможность приобретения продуктов питания у местных производителей. Эта мера повлияет не только на повышение уровня пи-58

Литература:

1. Сафиуллин М.Р., Мингазова Ю.Г., Иштиряко-ва Л.Х. Анализ основных показателей уровня вовлеченности в экономический рост населения Республики Татарстан и равномерности распре-

деления доходов на основе расчета индекса инклюзивного развития. Ч. 2. Инклюзия (вовлеченность) // Электронный экономический вестник Татарстана. - 2018. - № 2. - С. 4-26.

2. Зайнуллина М.Р. Анализ концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. -2016. - № 10. - С. 43-49.

3. Королева Л.П., Колосков Д.А., Ермошина Т.В. Оценка результативности борьбы с бедностью в странах ЕС и России в контексте обеспечения инклюзивного роста // Тренды и управление. -2016. - № 4. - С. 365-379.

4. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) / Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации. - URL: https://fedstat.ru/ indicator/43713 (дата обращения 12.04.2019).

5. Шарафутдинов Р.И., Измайлова Д.О., Ахмет-шин Э.М. Исследование национальных ключе -вых показателей эффективности инклюзивного роста и развития регионов Российской Федерации // Теоретическая и прикладная экономика. -2018. - № 3. - С. 118-134.

6. Андриевская В.Б. Эффективность государственного управления как необходимая предпосылка инклюзивного роста экономики // Идеи и идеалы. - 2015. - № 1 (23). - С. 90-101.

7. Ахметова И.А., Шихалёв А.М., Сингатуллин Р.Р., Шарипова Г.А. Использование экономико-статистических методов для определения равномерности распределения фонда оплаты труда через системы заработной платы // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 1. - С. 7-12.

8. Yolanda Y. Analysis of Factors Affecting Inflation and its Impact on Human Development Index and Poverty in Indonesia // European Research Studies Journal. - 2018. - № 20 (4). - Р. 38-56.

9. Балдынова Е. В., Малютина С.А. Сравнительный анализ среднемесячной реальной заработной платы работников организаций в разрезе городов Иркутской Области // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - № 27(4).

- С. 607-617.

10. Средняя заработная плата по 10-ти процентным группам работников по 2013, 2015, 2017 годам Иркутской области. - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/11c4980041c1bcbf9ee9fe2 7f9898572 (дата обращения 12.04.2019).

11. Sharafutdinov R.I., Akhmetshin E.M., Polyakova A.G., Gerasimov V.O., Shpakova R.N., Mikhailova M.V. Inclusive growth: a dataset on key and institutional foundations for inclusive development of Russian regions // Data in Brief. - 2019. - № 23.

- Р. 1-16.

The Impact of Measures and Programs to Reduce Poverty of on Inclusive Growth in the Region (on the Example of the Irkutsk Region)

Sharafutdinov R.I., Zainullina M.R.,Ishtiriakova L.H.

Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan)

The article is devoted to the problem of poverty reduction and ensuring the involvement ofthe population in the economic development of the region (Irkutsk region) through the processes ofregulation ofregional mechanisms of support for poor citizens. On the basis of consideration of the overall socio-economic situation in the Irkutsk region revealed a noticeable increase in poverty, despite significant economic growth in the region. To solve this problem, the authors propose an experiment on the organization of payments to working citizens whose incomes are below the regional subsistence minimum. The authors calculate the impact of the proposed measures on poverty reduction as a result of cash payments to the population and give General recommendations on the development of conditions for inclusive growth in the region, the amount of costs for the implementation of measures and possible socio-economic efficiency.

Key words: inclusive growth and development; poverty level; Irkutsk region; regions of Russia; incomes below the subsistence minimum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.