Научная статья на тему 'Анализ украинского опыта становления и проектирования архитектуры художественных центров'

Анализ украинского опыта становления и проектирования архитектуры художественных центров Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ АРХИТЕКТУРА / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / СТАНОВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоус Ю.А.

В статье рассматривается становление музейного дела на территории Украины и исследуются основные факторы, которые повлияли на его формирование. Установлено, что в результате формирования музейного дела и экспозиционной деятельности, в Украине были реализованы архитектурные проекты художественных зданий экспозиционного назначения. В работе были определены основные функции, которые сформировались в результате воплощения архитектурных решений музейных зданий. На завершающем этапе исследования определены специфические факторы, повлиявшие на становление архитектуры украинских художественных учреждений, среди которых: этноментальный фактор, религиозный, государственный, общественно-гражданский и меценатский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ украинского опыта становления и проектирования архитектуры художественных центров»

АНАЛИЗ УКРАИНСКОГО ОПЫТА СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

Ю.А. Белоус

Национальный университет «Львовская политехника», Львов, Украина Аннотация

В статье рассматривается становление музейного дела на территории Украины и исследуются основные факторы, которые повлияли на его формирование. Установлено, что в результате формирования музейного дела и экспозиционной деятельности, в Украине были реализованы архитектурные проекты художественных зданий экспозиционного назначения. В работе были определены основные функции, которые сформировались в результате воплощения архитектурных решений музейных зданий. На завершающем этапе исследования определены специфические факторы, повлиявшие на становление архитектуры украинских художественных учреждений, среди которых: этноментальный фактор, религиозный, государственный, общественно-гражданский и меценатский.

Ключевые слова: музейная архитектура, музейное дело, становление, анализ проектирования, факторы влияния

ANALYSYS OF UKRAINIAN FORMATION AND DESIGN EXPIERIENCE OF ART CENTERS ARCHITECTURE

Y. Bilous

Lviv Polytechnic National University, Lviv, Ukraine Abstract

In the article considers the formation of museology in the Ukraine and researches the main factors that influenced on this process. It was found, that as a result of museology formation and exposition activity in the Ukraine, the architectural projects of exposition purposes art buildings were built. The main features that emerged as a result of implementation of museum building architecture and museology formation were determined. The result of the study is to define the main factors, such as: ethnomentality, religious, national, social, civic and philanthropic, that influenced on the formation of Ukrainian architectural art institutions.

Keywords: museum architecture, museology, formation, analysis design, impact factors

Актуальность темы

На сегодняшний день в Украине ощущается нехватка современных художественных центров, а также научных работ, направленных на их исследование. Изучение опыта проектирования и истории становления музейной деятельности является важным не только для науки, но и для практики. Для лучшего понимания основных принципов формирования экспозиций в пространствах художественных центров важно проанализировать историческое развитие украинских музеев, становление их архитектуры, экспозиционирования, и определить основные музейные функции.

Анализ последних исследований и публикаций

Если анализировать профессиональную научную литературу, в которой рассматривается вопрос исследования архитектуры Украинских художественных центров, в частности экспозиционного назначения, то на сегодняшний день существует определенный дефицит научных изысканий в этой области. Однако стоит отметить большой вклад в исследование украинских культурно-просветительских сооружений профессора института архитектуры национального университета «Львовская политехника» Проскурякова В.И. [10], в трудах которого освещены не только феномен и генезис происхождения этих зданий, но и принципы их проектирования.

Типология архитектуры музейных зданий описана в работах украинских исследователей Линды С.М., Бойко Х.С., Катернога М.Т., однако процессы становления архитектуры художественных центров не рассматриваются. Именно поэтому, для достижения поставленной цели исследования, следует рассмотреть литературу смежных дисциплин.

В частности, в работах музеологов Сидора А.Ф. [5], Парация М.В. [7], Свенцицкого И.С. [2] освещены отдельные факты становления украинского музееведения, а в работе искусствоведа Великой Л.П. [3] глубоко исследована история украинского экспозиционного искусства.

Цель исследования

Целью данной статьи является анализ опыта формирования архитектуры музеев, художественных учреждений, которые были специально спроектированы или приспособлены для музейно-экспозиционных функций. Исследование становления и развития архитектуры украинского музея требует междисциплинарного анализа, и невозможно без полноценного исследования смежных дисциплин: музееведения, культурологии и искусствоведения.

Изложение основного материала

На протяжении всего периода исторического развития, на территории украинских земель актуальным был вопрос сохранения достижений национальной культуры. Коллекционирование предметов старины, как «свидетелей» исторического прошлого украинского народа, или различных аспектов его материальной культуры, возникло задолго до появления классической музейного здания.

Собрание предметов, имеющих материальную и историческую ценность, прослеживается еще с Х-Х1 веков. Известно, что начиная с этого периода, прообразами первых музеев были церкви, библиотеки, монастыри, и частные собрания состоятельных персон тогдашней эпохи, в частности, князей.

По словам И. Свенцицкого, в Галичине было такое количество музеев, сколько существовало древних церквей и монастырей [2, с.56]. Культурно - исторические условия периода конца XVII - начала XVIII веков оказались исключительно благоприятными для формирования прамузейных структур. На практике, роль ведущей образной системы музейного значения взяли на себя соборы в стиле «украинского барокко», а именно, Выдубицкий в Киеве, Троицкий в Густине, Преображенский в Изюме и другие выступали «рациональным образом мира», а их архитектура воплощала эстетический идеал украинского народа [3, с.25]. Построенные на основе барочного синтеза искусств прамузейные храмовые сооружения того времени, а именно их архитектура, которая воплощала динамичность, драматичность сюжетно-образных деталей, контрастную цветовую и световую передачу, производила впечатление большого экспозиционного произведения.

Следует отметить, что в основу украинского музейного искусства вошли ведущие духовно-ментальные черты украинского народа, эмоционально-уважительное отношение к природе и чувство неразрывной связи с ней, признание уникальности человеческой личности, уважение к свободе, преимущество полифонического и диалогического типа мышления, приоритет «сердца» над «головой» в познании мира [4, с.230]. Все это отражено музейными средствами в архитектуре и экспозиционном проектировании.

Феномен украинского музея четко наблюдается в старинном украинском доме. Типичный бытовой ансамбль имел характерные признаки культурно-исторической среды, где хранилась опредмеченная память людей о бесценных достижения многих поколений, и в коммуникации с ними формировалось гармоничное мировосприятие и соответствующий образ жизни.

Исследовательница Велыка Л.П. [3] отмечает, что художественно-образная структура прамузейных моделей, построенная на основе барочного искусства и барочного мировоззрения, обеспечила высочайший уровень социальных, культурно-исторических коммуникаций. Постоянный и непосредственный контакт общественности с памятниками музейного значения вызывал эмоционально-интуитивную оценку увиденного, способствовал становлению человеческой личности и ее эстетических вкусов. Следствием активного коллекционирования было создание архитектурного типа здания и культурно-просветительского заведения - музея.

Музеи - это культурно-образовательные учреждения, ориентированные на подходы, которые заставляют заговорить «неодушевленные вещи», превращают их в составляющие современной культуры. Их создание - не самоцель, а предпосылка к выражению особого отношения человека к прошлому, настоящему и будущему. Для них отбираются предметы определенной действительности, которые являются свидетельством общественных ценностей.

Музейные ценности отличаются от других своей исторической, культурно-бытовой и художественной значимостью. Задача музеев - не только приносить эмоциональное удовлетворение посетителям, но и расширять знания о национальном культурном достоянии, предоставлять информацию, раскрывать природу вещей (музеалий) [1].

На территории Украины первые музеи начали появляться в начале XIX века. В частности, это можно связать с развитием археологии и вспышкой интереса к античности, благодаря чему музейные собрания возникают на территориях, богатых остатками греческих колоний на юге Украины (музейные центры в городах Николаеве - 1806г., Феодосии - 1810г., Керчи, Херсонесе, Одессе) [5].

Столице Галичины, городу Львову, выпала важная роль в становлении украинского музея. В условиях, когда самостоятельного украинского государства не существовало, этнические украинские земли находились преимущественно в составе двух империй - Российской и Австро-Венгерской [5]. Известно, что во Львове действовали несколько украинских музеев, которые функционировали на общественных началах, как музейные общества, объединяя вокруг себя немало любителей древностей. Один из них - музей Народного Дома, второй - музей Ставропигийского института, третий - музей Научного общества им. Т. Шевченко. Однако ни один из перечисленных музеев не имел самоуправления, поэтому все они существовали при различных учреждениях. Сказывался недостаток подходящих помещений, надлежащих условий, необходимого оборудования, средств, постоянного профессионального персонала и др. [8, с.9].

В этом смысле показательна история Научного общества им. Т. Шевченко (НОШ), тем более что в своей структуре оно имело и свой музей, основанный 1874 году. Правда, первыми музейными центрами Галичины следует считать соответствующие подразделения Народного Дома во Львове (об этой собрании заботился прежде каноник Антон Петрушевич) с его богатым собранием рукописей, и общества «Просвита» (это

собрание берет начало с 1868 г.). Коллекция при Народном Доме включала и археологические предметы, и просто предметы старинны, и значительное количество художественных памятников, в частности, исторические портреты и предметы церковного убранства. Значение собрания и интерес к нему привел к тому, что с 1901 года оно стало общедоступным [5].

Архитектура Народного дома (Рис. 1а) - плод творения архитекторов С. Гавришкевича и В. Шмидта - решена в стиле бидермейер с элементами романтизма, была расценена довольно прагматично и сухо. Переоборудование главного зала - в нем появилась сцена и парадная лестница для публики, декорированная вестибюльная группа, выполненные по проекту Л. Опольского - превратили Народный дом в настоящее культурно-зрелищное сооружение. Здесь функционировала мужская гимназия с украинским языком обучения, вели свою работу разного рода кружки и культурные общества, библиотека и музей [10, с.73].

Именно последняя треть XIX века в Галичине ознаменована возникновением многочисленных украинских общественно-культурных учреждений, которые стали рупором украинской национальной идеи не только среди коренного населения Галичины, но во многом и в Приднепровской Украине. При отсутствии собственной государственности, начинания по созданию музейных учреждений и проектирование музейной архитектуры могли опираться, прежде всего, на частную инициативу отдельных лиц различной степени влиятельности и материально-финансовых возможностей.

Исследуя этап становления украинского музейного искусства и формирование архитектуры музеев, стоит отметить фигуру митрополита Андрея Шептицкого. Он имел непосредственное влияние на подъем украинской национальной культуры, его деятельность непосредственно касалась развития искусства и сохранения национального наследия, о чем свидетельствует его большой вклад в музейное искусство Украины.

Основной характеристикой его работы было то, что А. Шептицкий, понимая значимость художественных творений, всегда выражал желание поддерживать их авторов, сохранять и популяризировать. Он поддерживал не только известных профессиональных художников, но и понимал ценность украинского народного искусства.

Среди культурно - образовательных зданий начала XX века важную роль стали играть музеи. Музейные здания были выражением внимания государства и общественности к сохранению памятников истории, культуры и искусства [6, с.441]. Проектирование музейных зданий не считалось исключительно задачей архитекторов. На то время это был процесс, который требовал взаимодействия различного рода специалистов, в частности, архитекторов, скульпторов, общественных деятелей, меценатов.

Это повлияло на то, что с начала XX столетия А. Шептицкий возглавил деятельность по формированию профессионального украинского музея. Он осмыслил и практически воплотил методологические концепции музейного строительства, определил основные критерии и задачи национальной музейной среды. Он создал почву для современного и рационального музейного искусства, которое впоследствии было проанализировано в ряде публикаций [7].

Художественно-промышленный музей (Рис. 1Ь) стал новым типом культурно-образовательного учреждения, который возник в XIX веке. Это был один из самых ярких символов воплощения нового исторического мышления. Вопрос о создании музея во Львове ставился архитектором Ю. Захаревичем еще в 1872 году. В течение нескольких лет музей был создан, но долгое время находился в приспособленных помещениях, в частности, в ратуше. В 1888 году Галицкая сберегательная касса выделила средства на строительство и объявила конкурс, в котором приняли участие лучшие архитекторы города. По условиям конкурса музей представлял собой трехэтажное здание. На первом этаже располагались большой вестибюль, гардероб, зал для выставок и продажи

изделий местных мастеров. На втором этаже - библиотека, музей, помещения администрации, а на третьем - помещения для работников.

Центром сложной планировочной композиции стал большой колонный зал с главной лестницей, окруженный галереей. Освещался зал верхним светом. Богатое пластическое убранство получил фасад музея, который выходил на центральную магистраль города. В архитектурном декоре используются мотивы архитектуры ренессанса и барокко [9, с.294-295]. Можно уверенно утверждать, что это было одно из первых специально спроектированных зданий, направленных на выполнение музейных функций. Кроме этого, в музее начали использовать новые формы коммуникации, а именно - публичные лекции, народные чтения и разнообразные тематические выставки.

Стоит отметить, что со строительством музейных зданий в начале ХХ столетия усиливается осознание значимости предметов старины, свидетельствующих о прошлом народа или о тех или иных аспектах его материальной и духовной истории. По этому поводу И. Свенцицкий [2] акцентирует большее внимание на сакральном значении музея, и подчеркивает большое влияние музея на посетителя. По его словам, музей - это место, которое побуждает посетителя отвлечься от серой будничности и отдохнуть в окружении красоты. Он определяет музей, как вдохновение для эстетического в жизни человека. Уже в то время он наделяет музей общественно-воспитательной функцией, а не только рассматривает его как здание со статической формой сохранения и представления экспонатов.

В своем труде «О музеях и музейной деятельности» [2, с.56] Илларион Свенцицкий определяет общественную ценность музея, как учреждения культуры и образа человеческой семиотичности, указывая, что музеи в нынешнем понимании - это или сокровищница творчества человека в связи со вселенной, или образ частицы жизни вселенной. По его словам, в первую очередь, музей служит искусству, углублению и распространению эстетического вкуса.

Отдельной группой общественных сооружений являются аристократические дворцы, которые еще в XIX веке были приспособлены к музейным функциям. Примером подобного сооружения является Государственный природоведческий музей им. Дидущицких, расположенный на улице Театральной, 18 во Львове. Здание музея (первоначально дворец Юзефа Щепанского) имеет три этажа и в плане имеет П-образную форму, с внутренним двором. В композиции фасада применена классическая трехчастная тектоническая схема.

Все архитектурно-композиционное нагрузки сконцентрированы на главном фасаде. Он симметричный, центральная часть акцентирована четырьмя трехчетвертными колоннами дорического ордера. Музей во дворце был открыт для посетителей в 1880 году. Внутреннее пространство здания решено в виде анфиладно-связанных помещений, часть из которых перекрыта крестовыми сводами. Историческую и художественную ценность имеет не только сооружение, но и экспозиционное оборудование [14, с.192]. Среди львовских музейно-дворцовых построек стоит отметить дворцы Любомирских, Баворовских, Потоцких, Дуниковского и др.

Среди ярких проектов конца XIX - начала ХХ столетий следует отметить Национальный художественный музей Украины (Рис. 1с). Музей был основан усилиями украинской интеллигенции в конце XIX века, как первый общедоступный музей Киева. Здание музея построено по проекту московского архитектора Петра Бойцова в неоклассическом стиле. Дорабатывал проект и руководил работами известный киевский зодчий Владислав Городецкий. Скульптурное убранство фасада выполнено мастерской Элио Саля.

Здание музея четырехэтажное, кирпичное, в плане прямоугольное. Вдоль широких гранитных ступеней установлены две большие скульптуры львов. В центре главного фасада - дорический портик в стиле неоклассицизма. Шесть колонн несут треугольный

фронтон, в тимпане которого - аллегорическая скульптурная группа «Торжество искусства», а сверху, на фронтоне, бог-покровитель искусств Феб и Аполлон над аллегориями живописи и скульптуры. Углы здания завершают фигуры грифонов. Богатый скульптурный ряд внешнего оформления усилен тщательно выполненными рельефами в метопах антаблемента главного портика по мифологическим сюжетам кентавромахии.

Фасад расчленен дорическими пилястрами. Модернизированные сандрики между ними гармонично сочетаются с греческим меандром. Боковые фасады фланкированы ризалитами в виде двухколонных дорических портиков по схеме «храм в антах». Территория музея обнесена классическим забором и рустированной подпорной стеной с живописными арочными нишами вдоль Музейного переулка. Внутренняя планировка анфиладная [11, с.342 - 344].

В работе «Музейное экспозиционное искусство» [3], где широко исследуется история музейного дела, автор отмечает, что под напором исторических обстоятельств Украине не суждено сохранить и развить собственные концептуальные основы музейного строительства и экспозиционного образотворчества потому, что почти полтора века большая часть украинских территорий находилась под властью Российской империи, которая прокладывала свой путь в становлении музейного дела.

Однако, несмотря на политический строй, в начале ХХ века был возведен ряд музеев, среди которых стоит отметить Музей Полтавского губернского земства (сегодня Полтавский краеведческий музей) (Рис. 1ф. Здание сооружено в 1903-1908 годах по проекту архитектора Василия Кричевского, с использованием первоначальных проектов Е.И. Ширшова, Н.А. Николаева. Здание Полтавского губернского земства стало первым образцом нового украинского архитектурного стиля на Полтавщине. Это одна из самых интересных построек в стиле украинского модерна. Каменное трехэтажное здание с высокой крышей покрытой черепицей.

Архитектор творчески использовал формы украинской народной архитектуры: шестиугольные проемы окон и дверей, фланкирующие центральную часть башни, орнаментальное богатство каменной резьбы по дереву. Фасад и интерьеры здания были оформлены керамикой и майоликой, изготовленной учениками Миргородской керамической школы и народными умельцам Опошни. По фасаду размещены гербы городов Полтавской губернии. Известные украинские художники Н. Самокиш и С. Васильковский сделали орнаментальные росписи по мотивам украинского народного искусства: фризы и панно.

Еще одним примером музейной архитектуры того времени был Екатеринославский музей имени А.Н. Поля (Рис. 11). В 1902 году в помещении Екатеринославского коммерческого училища по инициативе местного научного общества и губернского земства был открыт Областной музей, как местное заведение историко-краеведческого направления, с целью увековечения памяти предпринимателя и общественного деятеля А. Поля. Неизменным директором училища в течение 1902-1933 годов был Д. Яворницкий. В 1903 году началось строительство здания музея в модернизированном классическом стиле по проекту архитектора Г. Панафутина, торжественное открытие которого состоялось 26 августа 1905 года. Финансирование и пополнение музея экспонатами осуществлялось за счет органов местного самоуправления, общественных организаций, частных лиц. Вследствие активной собирательской работы, которая осуществлялась под руководством и при непосредственном участии Д. Яворницкого, в начале ХХ века фонды музея стали одними из самых значительных в Украине по объему и научному качеству, и насчитывали более 30 тыс. предметов. В 1917 году на базе учреждения был создан Народный музей (ныне - Днепропетровский исторический музей им. Д.И. Яворницкого) [12, с. 675].

Существенным стимулом для развития музейного экспозиционного образотворчества послужила выставочная деятельность того времени, которая, по оценке специалистов, ориентировалась на все новое и передовое [3, с.43]. В 1884 году во Львове состоялась

Общая Краевая выставка, которая играла важную роль не только для развития торговли, а должна была показать достижения края за период автономии. Специально для этой выставки был построен ряд сооружений, в частности Дворец искусств (сегодня спорткомплекс Национального университета «Львовская Политехника») в стиле неоренессанса, который был одним из крупнейших павильонов выставки [9, с.299-300] (Рис. 1е). Во дворце была организована выставка современного искусства. Выставки такого плана отличались высоким уровнем художественного оформления и получили необычайную популярность у общественности, это были своеобразные места, где соединялась красота, практическая польза экспонатов, эстетика и функциональность пространственной среды.

Рис. 1(а-1) Примеры архитектуры первых зданий музейно-экспозиционного назначения: а) Народный дом; Ь) Художественно-промышленный музей; с) Национальный художественный музей Украины; ф Музей Полтавского губернского земства; е) Дворец искусств на львовской Краевой выставке; Екатеринославский музей имени А.Н. Поля

Уже в начале XX века в музеях сформировалась массовая аудитория, которая, посещая экспозиции, осмысливала их суть и эмоционально сопереживала каждый экспозиционный образ. Для усиления зрелищности экспозиций музеи привлекали художников и архитекторов, работа которых в дальнейшем переросла в комплексное понятие -«художественное оформление экспозиций» [13, с.28].

Дальнейшее развитие музейной архитектуры было обусловлено расширением сфер общественной жизни, ростом культурных течений, общим развитием науки, художественной культуры и техники. Это повлияло не только на специализацию музеев, но и на изменение их функций. Конечно, основной функцией музеев оставалась демонстрация предметов культуры нации, однако, помимо традиционного экспозиционирования, стоит отметить образовательную функцию, коммуникативную, информационную, научно - исследовательскую и культурную.

Выводы

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что на становление украинского музейного дела и формирование архитектуры художественных центров повлияло немало факторов, которые были достаточно контрастны в своих истоках. Среди них следует выделить:

• Этноментальный фактор. Ведь именно культурное мировоззрение украинского народа, его мировоззренческое бытие, средства познания и отражения действительности, направленные на почитание прошлого и сохранение традиций, в частности художественной культуры, стали одной из причин становления музейного дела.

• Религиозный фактор. Присущий украинцам религиозный тип мышления и религия, как доминанта в жизнедеятельности украинцев, обеспечили храмовым сооружениям весомую роль в прамузейном творчестве. Ведь именно религиозные учреждения владели крупнейшими собраниями культовых реликвий, художественных произведений и книг.

• Государственный фактор. Накопление предметов культурно-исторического характера, а именно: художественные произведения, посуда, оружие, трофеи, монеты и другие драгоценные вещи хранились в государственных сокровищницах украинских правителей и свидетельствовали о величии и богатстве, а впоследствии принесли общую пользу и для широких слоев населения, когда к ним был открыт доступ для демонстрации.

• Общественно-гражданский фактор. Украинская община локализовалась в культурно-просветительских учреждениях, в частности, народных домах, театрах, библиотеках. Это повлекло расширение функций таких заведений, как следствие, добавилась музейно-экспозиционная функция.

• Меценатский фактор. Как следствие частной инициативы представителей культурного, политического, религиозного слоев общества не только создавались новые коллекции, собирались экспонаты, обогащались музейные фонды, но и строились первые архитектурные сооружения музеев.

Литература

1. Тыводар М.П. Рецензия на частный региональный "Музей этнографии сел низовья р. Теребли" гр. Натальи и Владимира Топеха [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.tozak.org.ua/recenziia.html

2. Свенцицкий И. О музеях и музейном деле: (Очерки и заметки). - Львов, 1920. - 80 с.

3. Велыка Л.П. Музейное экспозиционное искусство / Л.П. Велыка. Монография. - Х.: Харьк. гос. акад. культуры, 2000. - 160 с.

4. Бычко В.И. Философия. Курс лекцм / В.И. Бычко, В.Г. Табачковський, Г.И. Горак и др.

- К.: Лыбидь, 1993. - 576 с.

5. Сидор О.Ф. Летопись национального музея во Львове // Наш Львов. Альманах. -Львов: Априори, 2007. - 680 с. [Сетевой ресурс]. - URL: http://together.lviv.ua/index.php?id=896

6. Бирюлев Ю.О. Архитектура начала ХХ ст.(1900-1918). Архитектура // Архитектура Львова: время и стили. Х111-ХХ1 ст. - Львов: Центр Европы, 2008. - 720 с.

7. Параций В.М. Музейное содержание жизни и деятельности митрополита Андрея Шептицкого // Роль музеев в культурном пространстве Украины и мира: состояние, проблемы, перспективы развития музейной отрасли. Вип. 11. - Д.: АРТПРЕСС, 2009.

- 608 с.

8. Сидор О.Ф Национальный музей во Львове в истории музейного дела Галичины конца XIX - начала ХХ в. // Летопись Национального музея во Львове. Вып 3 (8).

- Львов, 2004. - с. 8-10.

9. Линда С.М. Архитектура историзма ( 40-90-ые года Х1Х в.). Архитектура // Архитектура Львова: время и стили. Х111-ХХ1 ст. - Львов: Центр Европы, 2008. - 720 с.

10. Проскуряков В.И., Копиляк И.М. Исторические тенденции формирования сети архитектурных типов культурно-просветительских зданий и сооружений в Украине // Вестник Национального университета «Львовская политехника». Архитектура. Вып.632. - Львов: НУ «Львовская политехника», 2008. - с. 72-80.

11. Свод памятников истории и культуры Украины. Энциклопедическое издание. В 28 томах. Киев: Том 2 / Отв. ред. П. Тронько и др. - К.: изд-во Украинская энциклопедия, 1999. - 608 с.

12. Украина: хронология развития / Ред. кол.: В.А. Смелый, С.В. Кульчицкий, В.Н. Воробей, А.П. Реент, А.В. Русина, А.В. Юркова. - НАН Украины. Институт истории Украины. - Том 6. - К.: КРИОН, 2011. - 832 с.

13. Велыка Л.П. О национальных особенностях художественного образа экспозиций в музеях Украины // Проблемы сохранения и восстановления исторической памяти: Тез. третьей наук.конфер. по вопросам музееведения и исторического краеведения.

- Х., 1995. - с. 28-29.

14. Ковальчук Х.И. Архитектура конца XVIII - первой половины XIX в. Архитектура // Архитектура Львова: время и стили. Х111-ХХ1 ст. - Львов: Центр Европы, 2008. - 720 с.

References

1. Tyvodar M.P. Recenzija na chastnyj regional'nyj "Muzejjetnografii sel nizovja r.Terebli"gr. Natal'i i Vladimira Topeha [Review of the regional private "Ethnography Museum villages downstream r.Terebli" c. Natalia and Vladimir Topeha]. Available at: http://www.tozak.org.ua/recenzija.html

2. Svencickij I. O muzejah i muzejnom: Ocherki i zametki [About museums and museum Sketches and notes]. L'vov, 1920, 80 p.

3. Velyka L.P. Muzejnoe jekspozicionnoe iskusstvo. Monografija [ Art museum exposition. Monograph]. Har'kow, 2000, 160 p.

4. Bychko V.I. Filosofija. Kurs lekcij [Philosophy. Course of lectures]. Kiev, 1993, 576 p.

5. Sidor O.F. Letopis' nacional'nogo muzeja vo L'vove [Annals of the National Museum in Lviv]. L'vov, 2007, 680 p. Available at: http://together.lviv.ua/index.php?id=896

6. Birjulev Ju.O. Arhitektura nachala XX v.(1900-1918). Arhitektura [Architecture beginning of the XX century. (1900-1918). Architecture], Arkhitektura Lvova. Vremia i styli XIII - XXI st. [Architecture of Lviv. Time and styles XIII - XXI cent.]. L'vov, 2008, 720 p.

7. Paracij V.M. Muzejnoe soderzhanie zhizni i dejatel'nosti mitropolita Andreja Sheptickogo [Museum content of life and activity of Metropolitan Andrey Sheptytsky]. Rol' muzeev v kul'turnom prostranstve Ukrainy i mira: sostojanie, problemy, perspektivy razvitija muzejnoj otrasli [The role of museums in the cultural space of Ukraine and the world: status, problems and prospects of development of the museum industry]. Vol. 11, Dnepropetrovsk, 2009, 608 p.

8. Sidor O.F Nacional'nyj muzej vo L'vove v istorii muzejnogo dela Galichiny konca XIX-nachala XX v. [National Museum in Lviv museum development Galicia late XIX - early XX century]. Vol. 3 (8), L'vov, 2004, pp. 8-10.

9. Linda S.M. Arhitektura istorizma 40-90-ye goda XIX v. Arhitektura [Historicism architecture 40-90th years of the nineteenth century. Architecture]. Arkhitektura Lvova. Vremia i styliXIII - XXI st. [Architecture of Lviv. Time and styles XIII - XXI cent.]. L'vov, 2008, 720 p.

10. Proskurjakov V.I., Kopiljak I.M. Istoricheskie tendencii formirovanija seti arhitekturnyh tipov kul'turno-prosvetitel'skih zdanij i sooruzhenij v Ukraine [Historical trends shaping network architectural types of cultural and educational buildings and structures in Ukraine]. Vestnik Nacional'nogo universiteta «L'vovskaja politehnika» [Journal of Lviv Polytechnic National University] Vol.632. L'vov, 2008, pp.72-80.

11. Svod pamjatnikov istorii i kul'tury Ukrainy. Jenciklopedicheskoe izdanie [Body of historical and cultural monuments of Ukraine. Encyclopedic edition]. Kiev, 1999, 608 p.

12. Ukraina: hronologija razvitija [Ukraine: Chronology of Development]. Kiev, 2011, 832 p.

13. Velyka L.P. O nacional'nyh osobennostjah hudozhestvennogo obraza jekspozicij v muzejah Ukrainy [National Features artistic image collections in museums of Ukraine]. Problemy sohranenija i vosstanovlenija istoricheskoj pamjati [The conservation and recovery of historical memory]. Kharkiv, 1995, pp. 28-29.

14. Koval'chuk Kh.Y. Arkhitektura kontsa XVIII - pervoy polovynyXIX v. Arkhitektura [Architecture end of XVIII - early XIX century. Architecture] Arkhitektura Lvova. Vremia i styli XIII - XXI st. [Architecture of Lviv. Time and styles XIII - XXI cent.]. L'vov, 2008, 720p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ю.О. Белоус

Аспирант кафедры «Дизайн и основы архитектуры» Института Архитектуры Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина e-mail: yulia bilous@outlook.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHOR Y. Bilous

Postgraduate of the Department of Design and Theory of Architecture, Institute of Architecture, Lviv Polytechnic National University, Lviv, Ukraine e-mail: yulia bilous@outlook.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.