68
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26
УДК [358.4+629.781:069(4771
МУЗЕИ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ В УКРАИНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Музеи авиации и космонавтики в Украине выступают важными центрами исследования и распространения научно-технических знаний передовой мысли украинских изобретателей, ученых, конструкторов и инженеров в авиационно-космической отрасли, способствуют повышению уровня национального самосознания и достоинства граждан Украины, дальнейшему развитию авиационной и ракетно-космической науки, техники и промышленности в Украине. Сегодня авиационно-космические музеи являются местами сохранения ценностей, истории становления и этапов развития авиации и космонавтики, воспроизводя картину того, как десятилетие за десятилетием складывалось авиационнокосмическое наследие Украины.
На современном этапе в системе музейной сети насчитывается около 65 музейных учреждений авиационной и ракетно-космической тематики. Относительно классификации музеев по профилю - большая часть музейных учреждений является научно-техническими, которые, в соответствии с более детальной специализацией, делятся на музеи авиации, космонавтики, аэрокосмические (авиационно-космические) и ракетно-космические. В свою очередь каждый отдельный вид музейного учреждения имеет свои подвиды. Так, к музеям авиационной тематики относятся:
1. Музеи истории авиации: а) Государственный музей авиации (г. Киев); б) Музей истории Дальней авиации (г. Полтава); в) Музей авиации (г. Конотоп, Сумская область).
2. Музеи истории и развития «малой авиации»: а) Музей истории планеризма и парашютизма (г. Коктебель, Автономная республика Крым); б) Музей дельтапланеризма (г. Феодосия, Автономная республика Крым).
3. Музеи авиационных военных частей: а) Музей Боевой славы военной авиационной части - 62-го морского авиационного полка (пгт. Бельбек, Автономная республика Крым); б) Музей авиации при гарнизоном Доме офицеров (г. Озерное, Житомирская область).
4. Музеи самолётостроительных предприятий: а) Народный музей истории Авиационного научно-технического комплекса им. О.К. Антонова (г. Киев); б) Народный музей Государственного предприятия «Киевский авиационный завод (КиАЗ) «АВИАНТ»» (г. Киев); в) Музей истории Харьковского авиационного завода (г. Харьков).
5. Музеи авиационно-ремонтных предприятий: а) Музей истории Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Львовского государственного авиационно-ремонтного завода «ЛГАРЗ»» (г. Львов); б) Музей истории Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Одесского авиационно-ремонтного предприятия «Одесавиаремсервис»» (г. Одесса); в) Музей истории Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Конотопского авиационно-ремонтного завода «АВИА-КОН»» (г. Конотоп, Сумская область); г) Музей Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Чугуевского авиационного ремонтного завода (ЧАРЗ)» (г. Чугуев, Харьковская область); д) Музей авиационной техники при Государственном предприятии Министерства обороны Украины «Луганском авиационно-ремонтном заводе» (г. Луганск).
6. Музеи предприятий по строительству и ремонту авиационных двигателей: а) Музей истории Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Луц-кого ремонтного завода «Мотор»» (г. Луцк); б) Музей истории Государственного пред-
Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых, г. Харьков, Украина
С.В. ЛОСИНСКАЯ
В работе дается подробная классификация музеев авиации и космонавтики в Украине по профилю, а также рассматриваются основные формы собственности и современное состояние музейных учреждений авиационной и ракетно-космической тематики.
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: авиация, классификация, коллекция, космонавтика, музей, музейная сеть, сотрудник, филиал, фондохранилище, экспозиция.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26
69
приятия Министерства обороны Украины «Запорожского двигателестроительного завода ОАО «Мотор Сич»» (г. Запорожье).
7. Музеи предприятий по строительству авиационных управляемых ракет, приборов и оборудования: а) Музей истории техники Государственной акционерной холдинговой компании «Артём» (г. Киев); б) Музей боевой и трудовой славы Казенного предприятия специального приборостроения «Арсенал» (г. Киев).
8. Музеи структурных подразделений аэропортов: а) Музей истории развития Львовского регионального структурного подразделения «Укравиадвижения» (г. Львов).
9. Школьные музеи боевой славы авиационных военных полков: а) Музей 88го истребительного авиационного полка местной школы в с. Бохоныки, недалеко от Винницы; б) Музей Боевой славы 5-го гвардейского Краснознаменного Севастопольского полка авиации дальнего действия Днепропетровской средней школы № 44 (г. Днепропетровск); в) Музей Боевой славы дважды Краснознаменного 135-го Витебского Ближнего бомбардировочного авиационного полка (ББАП) - Штурмового авиационного полка (ШАП) Харьковской общеобразовательной школы № 37 (г. Харьков).
10. Музеи средних учебных заведений с авиационной специальности: а) Музей Черниговского лицея с усиленной военно-физической подготовкой (г. Чернигов); б) Музей истории Кременчугского лётного колледжа (г. Кременчуг, Полтавская область).
11. Музеи учебных центров и высших учебных заведений авиационной специальности: а) Музей Васильковского объединенного учебного центра Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины (г. Васильков, Киевская область); б) Музей истории развития авиации Государственной лётной академии Украины (г. Кировоград); в) Музей истории Национального авиационного университета (г. Киев); г) Музей Харьковского университета Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины им. И.Н. Кожедуба (г. Харьков); д) Комната Боевой славы при факультете наземного обеспечения деятельности авиации Харьковского университета Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины им. И.Н. Кожедуба (г. Харьков).
12. Мемориальные музеи, посвященные жизни и деятельности выдающихся представителей авиационной науки и техники: а) Музей Амет-Хана Султана (г. Алупка, Автономная республика Крым); б) Комната-музей Л.М. Мациевича (пгт. Александровка, Кировоградская область); в) Мемориальный кабинет-музей О.К. Антонова (г. Киев); г) Музей И.Н. Кожедуба в общежитии Шосткинского химико-технологического техникума (г. Шостка, Сумская область); д) Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых (г. Харьков).
Музеи космической тематики включают в свою структуру такие подвиды, как:
1. Музеи истории космонавтики: а) Музей космонавтики им. С.П. Королёва
(г. Житомир); б) Музей Космоса в помещении деревянной церкви на территории Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» (г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская область).
2. Музеи предприятий космической отрасли и центров наземных служб космонавтики:
а) Музей революционной, боевой и трудовой славы Дружковского машиностроительного завода (г. Дружковка, Донецкая область); б) Музей Национального центра управления и испытаний космических средств (г. Евпатория, Автономная республика Крым).
3. Музеи космонавтики при школах и гуманитарных центрах внешкольного воспитания: а) Музей космонавтики Киевской общеобразовательной школы № 126 (г. Киев);
б) Музей космонавтики им. Г.Т. Добровольского Одесской общеобразовательной школы № 10 (г. Одесса); в) Музей «Одесские страницы в истории космонавтики» при Одесском областном гуманитарном центре внешкольного воспитания (г. Одесса).
4. Мемориальные музеи, посвященные жизни и деятельности выдающихся деятелей космической науки и техники: а) Комната-музей Ю.В. Кондратюка при Полтавском государственном педагогическом институте им. В.Г. Короленко (г. Полтава); б) Мемориальный дом-музей академика С.П. Королёва (г. Житомир).
Аэрокосмические или авиационно-космические музеи состоят из таких подвидов, как:
1. Музеи истории авиации и космонавтики: а) Музей авиации и космонавтики (г. Полтава); б) Государственный музей истории авиации и космонавтики Украины (пгт. Вороновица, Винницкая область); в) Музей авиации и космонавтики под открытым небом (г. Чернигов).
70
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26
2. Музеи авиации и космонавтики при высших учебных заведениях: а) Музей истории Национального аэрокосмического университета им. Н.Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» (г. Харьков); б) «История авиации и космонавтики им. И.И. Сикорского» - отдел Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт» (НТУУ «КПИ») (г. Киев).
3. Стационарные музейные аэрокосмические выставки: а) Аэрокосмическая выставка при детской здравнице «Артек».
Ракетно-космические музеи делятся на:
1. Музеи предприятий и конструкторских бюро ракетно-космической отрасли: а) Музей истории Харьковского государственного приборостроительного завода (ХГПЗ) им. Т.Г. Шевченко (г. Харьков); б) Музей трудовой славы Харьковского государственного научно-производственного объединения «Коммунар» (г. Харьков); в) Музей истории Харьковского государственного научно-производственного объединения «ХАРТРОН» (г. Харьков); г) Музей революционной, боевой и трудовой славы Производственного объединения «Южный машиностроительный завод» им. А.Н. Макарова (г. Днепропетровск); д) Музей ракетно-космической техники в Государственном конструкторском бюро «Южное» им. М.К. Янгеля (г. Днепропетровск).
2. Ракетно-космические музеи учебных центров и высших учебных заведений:
а) Музей ракетно-космической техники на базе Днепропетровского национального университета (г. Днепропетровск); б) Музей ракетно-космической техники (или учебновыставочный комплекс) Национального центра аэрокосмического образования молодёжи им. А.Н. Макарова (г. Днепропетровск).
3. Мемориальные музеи: а) Мемориальный музей Н.И. Кибальчича (г. Короп, Черниговская область).
Среди музеев авиационной тематики выделяются музейные учреждения, которые имеют комплексный профиль:
1. Историко-авиационные музеи учебных заведений: а) Музей истории Чугуевской общеобразовательной школы № 6 им. И.Н. Кожедуба (г. Чугуев, Харьковская область);
б) Историко-авиационный музей Криворожского колледжа Национального авиационного университета (г. Кривой Рог, Днепропетровская область).
2. Мемориальные экспозиции, посвященные жизни и деятельности известных представителей истории авиации, как одной из составных частей историкокраеведческих музеев: а) Историко-краеведческий музей имени Героя Советского Союза П.Д. Осипенко (с. Осипенко, Запорожская область); б) Народный краеведческий музей им. И.Н. Кожедуба (с. Ображиевка, Сумская область).
К группе исторических музеев входит подгруппа музеев военно-исторических с авиационной тематики: Военно-исторический музей Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины (г. Винница) и Военно-исторический музей 13-й гвардейской ДнепропетровскоБудапештской ордена Суворова II степени тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии (г. Полтава).
В системе музейной сети Украины имеется очень интересный музей, художественный по профилю и космический по содержанию: Музей «Человек. Земля. Вселенная» (художественный музей «Героев Космоса») в г. Сокаль Львовской области. Музей осуществляет документирование процесса развития живописи и графики ряда художников-космистов, имеет оригиналы работ художников-космонавтов (А. Леонова, В. Джанибекова) и наряду с картинами экспонирует подаренные космонавтами предметы, которые побывали в космосе.
Важное юридическое, финансовое и содержательное значение имеет принадлежность музеев к той или иной форме собственности, поскольку разные категории собственников ставят перед музейными учреждениями разные задания, в соответствии с которым корректируются социальные функции музеев каждой из групп. Среди авиационнокосмических музеев самыми распространенными являются три формы собственности: государственные, ведомственные, которые входят в государственную структуру собственности, и коммунальные.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26
71
Такие музеи, как Государственный музей авиации (г. Киев), Музей космонавтики им. С.П. Королёва (г. Житомир) и Музей авиации и космонавтики (г. Полтава) относятся к государственной форме собственности, поэтому финансируются из государственного бюджета Украины и развивают свою деятельность в соответствии с принятыми общегосударственными программами. Государственные авиационно-космические музеи хранят многочисленные уникальные коллекции, состоят из разветвлённой структуры отделов научноисследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, научнопросветительской работы, секторов и вспомогательных служб, некоторые из них размещаются в памятниках архитектуры и занимают значительную по площади территорию. Эти музейные учреждения имеют большое количество штатных музейных сотрудников, которые проводят научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность.
Другую группу государственных музеев авиации и космонавтики составляют ведомственные музейные учреждения, которые находятся в структуре различных государственных ведомств, организаций и заведений. Прежде всего, это музеи военных частей, предприятий и конструкторских бюро авиационной и ракетно-космической отрасли, аэропортов, центров наземных служб космонавтики, школ, гуманитарных центров внешкольного воспитания, учебных центров и заведений авиационно-космической специальности. Среди авиационно-космических музейных учреждений Украины почти 70 % составляют ведомственные музеи, которые непосредственно финансируются из бюджета ведомств, в подчинении которых они находятся. Такие музеи не являются самостоятельными, и поэтому их деятельность осуществляется в соответствии с требованиями руководителя данного ведомства. Для ведомственных музеев авиации и космонавтики характерно то, что большинство сотрудников музеев этой группы являются, как правило, специалистами в конкретных отраслях знания, которые, за редким исключением, не имеют музееведческой подготовки. Преимущественно официальное штатное расписание таких музейных учреждений состоит из одной единицы - заведующего музеем, и только в некоторых случаях включает ещё несколько дополнительных сотрудников. В проведении научной и культурнопросветительной деятельности работникам ведомственных музеев помогают советы из наиболее активных сотрудников предприятия или учеников (студентов, курсантов) учебных заведений, которые и сегодня продолжают работать на общественных началах.
Небольшую по количеству группу составляют музеи авиации и космонавтики коммунальной формы собственности (Музей дельтапланеризма в г. Феодосии Автономной республике Крым, Народный краеведческий музей им. И.Н. Кожедуба в с. Ображиевка Сумской области и др.), которые принадлежат органам местного самоуправления и финансируются из местного бюджета. Обычно в коммунальных музеях работает несколько штатных сотрудников, которым помогает музейный совет из местных энтузиастов, преподавателей, краеведов, историков и т.п.
В соответствии со своим статусом некоторые музеи авиации и космонавтики входят в состав других музейных и культурных учреждений в качестве их отдельных подразделений - филиалов: Музей истории Национального авиационного университета - филиал Государственного музея авиации; Комната-музей Л.М. Мациевича - филиал Александровского районного краеведческого музея; Мемориальный кабинет-музей О.К. Антонова - филиал Народного музея истории Авиационного научно-технического комплекса им. О.К. Антонова; Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых - филиал Коммунального учреждения культуры «Центра культуры Киевского района г. Харькова» и Музей «Человек. Земля. Вселенная» - филиал Львовского государственного музея истории религии. Такие музеи находятся в финансовой и организационной зависимости от своих главных учреждений.
В настоящее время, относительно потребностей и требований общества к музейному учреждению, а также новых тенденций в музейном деле, современное состояние каждого отдельного авиационно-космического музея можно оценить по-разному. В первую очередь, музеям не хватает надлежащего финансирования и поддержки со стороны государства. Подавляющее большинство музеев (Музей истории планеризма и парашютизма, Народный музей истории Авиационного научно-технического комплекса им. О.К. Антонова и др.) сегодня нуждается в проведении реэкспозиции, то есть разработки нового художественного проекта, приобретении современного музейного оборудования и необходимых
72
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26
вспомогательных материалов, поскольку значительная часть музейных учреждений авиации и космонавтики была создана ещё в советское время, и с тех пор почти ничего в их музейных экспозициях не изменилось, или изменялось лишь частично. По содержанию, дизайну, художественным и техническим оформлениям такие экспозиции всё более и более не отвечают ни требованиям времени, ни ожиданиям посетителей.
Также для многих музеев крайне необходимым является осуществление ремонтных работ, как внутренних помещений, так и самих зданий. Так, Народный музей Государственного предприятия «Киевский авиационный завод (КиАЗ) «АВИАНТ»» страдает от воды, которая попадает в музейные залы с крыши во время дождей1.
В связи с пожаром 2 января 2008 г. в доме, в котором расположен Мемориальный музей-квартира семьи Гризодубовых в Харькове1 2, встал вопрос ремонта экспозиционных, рекреационных помещений и фондохранилища музейного учреждения, а также создания новой экспозиции. Но выделенных средств из местного бюджета хватило лишь на восстановление музейных залов, а создание музейной экспозиции так и не было осуществлено3.
Государственный музей истории авиации и космонавтики Украины в пгт. Вороновицы Винницкой области, который расположен в архитектурно-историческом комплексе - усадьбе Грохольских-Можайских II пол. XVIII ст., нуждается в значительных средствах на спасение от разрушения4. Внутренние помещения музея, да и внешне усадьба имеют аварийное состояние. Профессиональная комиссия столичных и винницких архитекторов пришла к выводу, что этот памятник архитектуры национального значения сегодня находится в ненадлежащем состоянии5.
Ещё одной из главных проблем современных музеев является нехватка экспозиционных и фондовых помещений. Так, Музей авиации, который является отделом Конотоп-ского краеведческого музея им. А. Лазаревского, вообще не имеет надлежащих экспозиционных и фондовых помещений. Музей был создан на базе расформированной авиационной комендатуры, на территории которой под открытым небом расположена экспозиция образцов авиационной техники. А в качестве музейного помещения музею был передан дом контрольно-пропускного пункта бывшей военной авиационной части6.
В Музее космонавтики им. С.П. Королёва в Житомире, который хранит уникальную и ценную коллекцию по истории космонавтики, отсутствует достаточное количество комнат для фондохранилища7.
В то же время, наряду с недостатками наблюдаются и позитивные сдвиги в направлении улучшения современного состояния ряда авиационно-космических музейных учреждений. Сегодня в условиях рыночно-конкурентных отношений одной из забот руководителей и владельцев предприятий является имидж фирмы, доказательство её прочности и высокого качества продукции. С этой целью всё большее количество украинских предприятий, организаций и учебных заведений начинают использовать собственные музеи. С них, как правило, начинают знакомить со своим учреждением потенциальных заказчиков, инвесторов, компаньонов и других. Поэтому некоторые руководители государственных ведомственных организаций, не смотря на финансовые затруднения, пытаются делать всё возможное, чтобы обновить, поддержать и продолжить развитие своих музейных центров. Так, за последние десять лет были обновлены
1 Информация о состоянии Народного музея Государственного предприятия «Киевский авиационный завод (КиАЗ) «АВИАНТ»» получена автором статьи при осмотре музейного учреждения во время командировки в г. Киев.
2 Сообщение, подтверждающее факт пожара 2 января 2008 г. в жилом доме по адресу г. Харьков, ул. Мироносицкая, 54 б / Архив Мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых. Кн. № 12. 26.12.20072.12.2008. Л. 6.
3 Пояснительная записка к отчёту по форме № 8-НК о деятельности Мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых в течение 2010 г. / Архив Мемориального музея-квартиры семьи Гризодубовых. Кн. № 15. 9.12.2010-30.12.2011. Л. 24-25 (на укр. яз.).
4 Закон Украины «Об охране культурного наследия» № 1771-III от 1 июня 2000 г. // Официальный вестник Украины. 2000. № 27. С. 32-51 (на укр. яз.).
5 Спасем музей Можайского // Крылья Украины. 2010. № 26 (534). С. 9 (на укр. яз.).
6 Информация о состоянии Конотопского музея авиации получена автором статьи во время беседы с заведующим музейным учреждением Николаем Ганзя.
7 Информация о состоянии Музея космонавтики им. С.П. Королёва получена автором статьи при осмотре музейного учреждения во время командировки в г. Житомир.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 8 (151). Выпуск 26
73
помещения и экспозиции таких музеев, как: Музей истории Харьковского авиационного завода, Музей истории Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Львовского государственного авиационно-ремонтного завода «ЛДАРЗ»», Музей истории Государственного предприятия Министерства обороны Украины «Одесского авиационно-ремонтного предприятия «Одесавиаремсервис»», Музей истории техники Государственной акционерной холдинговой компании «Артём», Музей истории Национального авиационного университета.
Таким образом, составной частью общегосударственной музейной сети Украины являются музеи авиационной и ракетно-космической тематики. Автором данной статьи был проведен глубокий и всесторонний анализ всей группы современных украинских авиационно-космических музеев, на основе которого самостоятельно была разработана развернутая классификация соответствующих музейных учреждений по профилю. Согласно этой классификации музеи были разделены на такие группы, как научнотехнические, комплексные и исторические.
Ныне музеи авиации и космонавтики в Украине находятся на разных уровнях развития. Прежде всего, это обусловлено принадлежностью музейных учреждений к той или иной категории собственников, относительно которой корректируется финансирование и деятельность музеев. Так, среди музеев авиационно-космической тематики выделяется три основные группы собственников: государственные, государственно-ведомственные и городские (коммунальные).
Также среди музейных учреждений авиационно-космической тематики выделяется группа музеев, которая имеет статус филиалов, то есть подразделений более больших музейных и культурных центров. Круг особенных прав и обязанностей таких музеев полностью устанавливается их главными заведениями и является наиболее динамичным, склонным к изменениям.
Современное состояние авиационно-космических музеев в Украине достаточно разное. Это, в первую очередь, связано с различными источниками финансирования музеев. Основными недостатками большей части музейных учреждений авиационнокосмической тематики являются устаревшие экспозиции и музейное оборудование, неудовлетворительное состояние зданий и экспозиционных залов, отсутствие возможности расширения фондовых помещений и их надлежащего оборудования для поддержания в них необходимых условий сохранения музейных предметов и т. п.
Позитивные процессы в направлении улучшения современного состояния музейных учреждений сегодня можно наблюдать преимущественно среди некоторых ведомственных музеев авиации, поскольку они выполняют функцию презентации достижений предприятия или учебного заведения. Поэтому владельцы ведомственных учреждений заинтересованы в том, чтобы их музейные центры имели надлежащее современное состояние, на поддержание которого постоянно выделяют необходимое количество средств.
AIRCRAFT AND AEROSPACE MUSEUMS IN UKRAINE TODAY
S.V. LOSINSKAYA
The paper gives a detailed classification of air and space museums in Ukraine on the profile, and discusses the form of ownership and the current state of the museums of aviation and aerospace topics.
Memorial Museum-Apartment of Grizodubov’s Family, Kharkov, Ukraine
e-mail: [email protected]
Keywords: aviation, classification, collection, space, museum, museum network, employee, affiliate, storage, exposition.