Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФРАНЦИИ) В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ'

АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФРАНЦИИ) В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
610
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / CORRUPTION / CRIMINAL LEGISLATION / THE CRIMINAL CODE OF THE FRANCE / CORRUPTION CRIMES / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / OFFICIAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Франции, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE FRENCH REPUBLIC (FRANCE) IN THE FIELD OF COMBATING CORRUPTION

The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of the criminal legislation of the France, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches and the author's understanding about the crimes of the specified category

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФРАНЦИИ) В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ»

КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,

аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Гоибоедова

e-mal: kamyshanski_dmitri@mail.ru

12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФРАНЦИИ) В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Франции, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

Ключевые слова: коррупция, уголовное законодательство, уголовный кодекс Франции, коррупционные преступления, международные правовые акты, официальная статистика.

KAMYSHANSKY Dmitry Yurievich,

post-graduate student of the part-time postgraduate study,

EMPA named A.S. Griboedov

ANALYSIS OF THE CRIMINAL LEGISLATION OF THE FRENCH REPUBLIC (FRANCE) IN THE FIELD OF COMBATING CORRUPTION

Annotation. The article considers foreign experience of combating corruption on the basis of analysis of the criminal legislation of the France, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches and the author's understanding about the crimes of the specified category.

Key words: corruption, criminal legislation, the Criminal Code of the France, corruption crimes, international legal acts, official statistics.

Основным законодательным актом Франции, направленным на борьбу с коррупцией, является ее Уголовный кодекс [1]. Кроме того, нормы о борьбе с коррупцией содержат ряд иных актов, а именно:

Закон от 13 июля 1983 г. № 83-631 «О правах и обязанностях государственных служащих »;

Закон от 11 марта 1988 г. № 88-227 «О финансовой прозрачности политической жизни»;

Закон от 29 января 1993 г. № 93-122 «О предупреждении коррупции, транспарентности экономической жизни и государственной деятельности»;

Декрет от 22 февраля 1993 г. № 93-232 «О Центральной службе по предупреждению коррупции, образованной в соответствии с Законом от 29 января 1993 г. № 93-122 «О предупреждении коррупции, транспарентности и государственной деятельности»;

Закон от 27 мая 1999 г. № 99-423 «О ратификации Конвенции, разработанной на основе ст. К.3, § 2, п. С Договора о Европейском Союзе,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

по борьбе против коррупции должностных лиц Европейского сообщества и должностных лиц государств - членов Европейского Союза, принятой в Брюсселе 26 мая 1997 г.»;

Закон от 4 июля 2005 г. № 2005-743 «О ратификации Конвенции Объединенных Наций против коррупции»;

Закон от 13 ноября 2007 г. № 2007-1598 «О борьбе с коррупцией», которым в титул 3 кн. 4 Уголовного кодекса была включена гл. 5 «О посягательствах на деятельность государственных учреждений и суда Европейского сообщества, государств - членов Европейского Союза, других иностранных государств и публичных международных организаций». Она состоит из трех разделов, которые, в свою очередь включают в себя несколько подразделов, входящих в Уголовный кодекс, и новые статьи, направленные на борьбу с коррупцией [2].

Важное значение в сфере регламентации ответственности должностных лиц за злоупотребление своим служебным положением имеет вышеупомянутый Закон о правах и обязанностях государственных служащих.

По французскому праву к публичным должностным лицам, которые могут стать субъектами коррупционных преступлений, относятся лица:

- обладающие публичной властью;

- состоящие на государственной службе (чиновники четырех категорий, каждая из которых включает несколько рангов государственных служащих);

- обладающие избирательным мандатом (выборные должностные лица).

В Уголовном кодексе Франции отсутствует общее определение публичного должностного лица.

Следует отметить, что в Уголовном кодексе Франции также отсутствует законодательное определение коррупции, но оно в ежегодном докладе Центральной службы по борьбе с коррупцией определяется следующим образом: «Коррупция - это действия, путем которых лицо, облеченное определенными функциональными обязанностями как публичного, так и частного характера, добивается или соглашается на дарение, предложение или обещание с целью совершения, отсрочки совершения или несовершения действия, прямо или косвенно входящего в его обязанности». Таким образом, коррупция подразумевает корыстное нарушение виновным лицом его должностных обязанностей.

Так, к преступлениям коррупционной направленности можно отнести следующие составы, предусмотренные в кн. IV «О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка» УК Франции [3]:

- незаконное взимание денежных сумм (взяточничество) - ст. 432-10;

- пассивная коррупция (получение взятки) и торговля влиянием, совершенные лицами, находящимися на государственной службе -ст. 432-11;

- незаконное получение выгоды - ст. 43212, 432-13;

- посягательства на свободу доступа и равенство кандидатов в государственных контрактах и при учреждении предприятий публичной службы - ст. 432-14;

- дача взятки и торговля влиянием, совершенные частными лицами - ст. 433-1, 433-2;

- воспрепятствование судебному преследованию - ст. 434-4, 434-4-2;

- воспрепятствование отправлению правосудия - ст. 434-9, 434-9-1, 434-14 (лжесвидетельство), 434-15, 434-18, 434-19, 434-20, 43421;

- посягательства на деятельность государственных учреждений и суда Европейского сооб-

щества, государств - членов Европейского Союза, других иностранных государств и публичных международных организаций:

- посягательства на деятельность государственных учреждений (коррупция и пассивная торговля влиянием - ст. 435-1, 435-2; коррупция и активная торговля влиянием - ст. 435-3; 435-4);

- посягательства на деятельность суда (коррупция и пассивная торговля влиянием -ст. 435-7, 435-8; коррупция и активная торговля влиянием - ст. 435-9; 435-10);

- воспрепятствование отправлению правосудия - ст. 435-12, 435-13.

Основными субъектами преступлений коррупционной направленности, предусмотренных уголовным законодательством Франции, являются:

1) любое физическое лицо (в составах, предусмотренных ст. 433-1, 433-2, 434-4, 434-4-2, абз. 8 ст. 434-9, ст. 434-9-1, 434-14 (свидетель), 434-18 (переводчик), 434-15, 434-19, 434-21);

2) должностное лицо:

- представитель государственной власти (в составах, предусмотренных ст. 432-11, 432-12);

- лицо, выполняющее поручения органов государственного аппарата (в составах, предусмотренных ст. 432-11, 432-12);

- лицо, наделенное общественным избирательным мандатом (в составах, предусмотренных ст. 432-11, 432-12). Фактически эта категория лиц, получивших избирательный мандат, входит в более широкую категорию лиц, наделенных публичной властью. К ним относятся любые выборные лица, которым поручается действовать от имени и в интересах их избирателей. Следовательно, сюда входят парламентарии (депутаты и сенаторы), а также все выборные лица местного уровня (члены муниципальных, департаментских, региональных советов и исполнительных органов этих административно-территориальных образований);

- член Правительства, занимающий должность в исполнительных органах местного самоуправления (в составах, предусмотренных ст. 432-13);

3) сотрудники государственных учреждений, национализированных предприятий, экономических обществ смешанного типа, в которых государство или государственные организации владеют непосредственно или опосредованно свыше 50% капитала, а также к служащим государственных предприятий, предусмотренных законом № 90-568 от 2 июля 1990 г., регулирующим организацию государственной почтовой службы и телекоммуникаций (в составах, предусмотренных ст. 432-13);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

4) представитель, управляющий или служащий государства, органов местного самоуправления, государственных учреждений, экономических обществ смешанного типа национального значения, выполняющих поручения органов государственного аппарата и местных экономических обществ смешанного типа, или любое лицо, действующее в интересах одного из вышеупомянутых субъектов (в составах, предусмотренных ст. 432-14);

5) магистрат, присяжный или любое другое лицо, заседающее в каком-либо судебном органе; служащий канцелярии суда; эксперт, назначенный либо судом, либо сторонами; лицо, наделенное судебной властью или административной юрисдикцией полномочиями примирителя или посредника; арбитр, выполняющий свои обязанности на основании национального арбитражного права (в составах, предусмотренных абз. 1-7 ст. 434-9, ст. 434-20 (эксперт));

6) юридическое лицо (в составах, предусмотренных ст. 433-1, 433-2, абз. 8 ст. 434-9, абз. 2 ст. 434-9-1). В соответствии со ст. 121-2 гл. I «Общие положения» титула II «Об уголовной ответственности» кн. I «Общие положения» УК Франции юридические лица, за исключением государства, подлежат уголовной ответственности в соответствии с положениями ст. с 121-4 по 121-7 и в случаях, предусмотренных законом или подзаконным актом, за преступные деяния, совершенные в их интересах органами или представителями юридического лица. Однако органы местного самоуправления и их объединения не подлежат уголовной ответственности за преступные деяния, совершенные при исполнении установленным порядком предоставленных им полномочий по общественной службе. Уголовная ответственность юридических лиц не исключает таковую для физических лиц - исполнителей или соучастников тех же самых деяний [1].

Основными мерами уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности являются:

применяемые в отношении физических

лиц:

- лишение свободы;

- штраф, который может включать удвоенную сумму ущерба, причиненного преступлением;

применяемые в отношении юридических

лиц:

- штраф [4]1.

В соответствии со ст. 131-38 УК Франции максимальный размер штрафа, применяемого к

1 Вопросы противодействия коррупции: зарубежный опыт. Обзорная информация. Выпуск № 3. Под общ. ред. Е.В. Мартынова. М.: ГИАЦ МВД России, 2010.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

юридическим лицам, равен пятикратному размеру штрафа, предусмотренного для физических лиц законом, устанавливающим ответственность за преступное деяние. В случаях, когда дело касается преступлений, за совершение которых для физических лиц не предусмотрено наказание в виде штрафа, размер штрафа для юридических лиц составляет 1 млн евро.

Кроме того, в соответствии с уголовным законодательством Французской Республики за совершение преступлений коррупционной направленности могут применяться следующие виды дополнительных наказаний.

1. В отношении физических лиц:

- запрет на пользование политическими, гражданскими и семейными правами. В соответствии со ст. 131-26 УК Франции запрет на пользование политическими, гражданскими и семейными правами касается: право избирать; право быть избранным; право занимать судебную должность или быть экспертом в суде, представлять или оказывать помощь какой-либо стороне в судебном процессе; право свидетельствовать в суде, за исключением дачи обычных объяснений; право быть опекуном или попечителем; запрет пользоваться этим правом не исключает возможности быть опекуном или попечителем своих собственных детей - после заключения судьи по делам опеки и решения совета по вопросам семьи. Запрет пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами не может превышать десяти лет в случае осуждения за преступление и пяти лет в случае осуждения за проступок. Суд может назначить запрет пользоваться всеми или только частью этих прав. Запрет пользоваться правом избирать или быть избранным, назначенное во исполнение настоящей статьи, влечет за собой запрет занимать государственную должность;

- запрет занимать государственную должность или осуществлять профессиональную или общественную деятельность, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой преступное деяние было совершено, либо, заниматься профессиональной деятельностью в торговле или промышленности, управлять, руководить, вести дела или контролировать, непосредственно или опосредованно, деятельность торговой или промышленной компании или любой коммерческой организации. Данные наказания могут быть применены в совокупности. В соответствии со ст. 131-27 УК Франции, если оно предусмотрено в качестве дополнительного наказания за преступление или проступок, запрет занимать государственную должность, либо осуществлять профессиональную или общественную деятельность, является либо бес-

срочным, либо временным; в последнем случае оно не может превышать пяти лет. Запрет заниматься профессиональной деятельностью в торговле или промышленности, управлять, руководить, вести дела или контролировать, непосредственно или опосредованно, деятельность торговой или промышленной компании или любой коммерческой организации является либо бессрочным, либо временным; в последнем случае оно не может превышать пятнадцати лет.

Эти запреты не распространяются на деятельность, связанную с осуществлением выборной должности, а также на профсоюзную деятельность. Они также не применяются по делам о нарушениях законов о печати [5].

В соответствии со ст. 131-35 УК Франции наказание в виде афиширования или распространения вынесенного приговора осуществляется за счет осужденного. Затраты на афиширование или распространение, покрываемые за его счет, не могут однако превышать размера предусмотренного штрафа.

Суд может предписать афиширование или распространение всего или части приговора либо официального сообщения, информирующего общественность о причинах, повлекших его вынесение, и излагающего его содержание. В случае необходимости суд определяет выдержки из приговора и выражения официального сообщения, которые должны быть расклеены или распространены. При афишировании или распространении приговора или официального сообщения допускается раскрытие личности потерпевшего только с его согласия или согласия лиц, законно его представляющих или имеющих на это право. Наказание в виде афиширования исполняется в местах, определенных судом, и на срок, им определенный; если закон, устанавливающий ответственность за совершение преступления, не предусматривает иное, афиширование не может превышать двух месяцев. В случае уничтожения, сокрытия, искажения или срывания расклеенных сообщений афиширование производится вновь за счет лица, признанного виновным в совершении этих действий. Распространение приговора производится «Официальной газетой» Французской Республики, одним или несколькими другими печатными изданиями, одним или несколькими средством массовой информации. Издания или средства массовой информации, на которые возлагается распространение, назначаются судом. От распространения указанные службы отказаться не могут. Афиширование и распространение могут быть назначены в совокупности.

2. В отношении юридических лиц за совершение преступлений коррупционной направ-

ленности в соответствии со ст. 131-39 УК Франции могут применяться:

- бессрочный или на срок не более пяти лет запреты осуществлять прямо или косвенно один или несколько видов профессиональной или общественной деятельности;

- помещение под судебный надзор на срок не более пяти лет;

- бессрочное или на срок не более пяти лет закрытие всех заведений либо одного или нескольких из заведений предприятия, используемых для совершения вменяемых в вину деяний;

- бессрочное или на срок не более пяти лет исключение из участия в государственных контрактах;

- бессрочное или на срок не более пяти лет запрещение обращаться с публичным призывом к размещению вкладов или ценных бумаг;

- запрет пускать в обращение чеки, иные, нежели те, которые позволяют получать средства векселедателем в присутствии плательщика по переводному векселю, или те, которые удостоверены, или пользоваться кредитными карточками, на срок не более пяти лет.

Так же может применяться конфискация и афиширование или иное распространение приговора суда.

Результаты анализа уголовного законодательства Франции свидетельствуют о высокой степени проработки вопросов установления ответственности юридических лиц за совершение преступлений коррупционной направленности. Поэтому нормотворческий опыт Франции при рассмотрении проблем установления уголовной ответственности юридических лиц в законодательстве государств - членов ОДКБ является наиболее полезным.

Список литературы:

[1] Уголовный кодекс Франции [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// constitutions.ru/archives/5859/7

[2] Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией / под ред. И.С. Власова. М.: Эксмо, 2009.

[30 Code penal [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.legifrance. gouv.fr/telecharger_pdf.do?cidTexte=LEGIT EXT000006070719

[4] Вопросы противодействия коррупции: зарубежный опыт. Обзорная информация. Вып. 3 / под общ. ред. Е.В. Мартынова. М.: ГИАЦ МВД России, 2010.

[5] Уголовная политика Европейского Союза в сфере противодействия коррупции: монография. М.: Проспект, 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Spisok literatury:

[1] Ugolovnyj kodeks Francii [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:// con-stitutions.ru/archives/5859/7

[2] Ugolovnoe zakonodatel'stvo zarubezhnyh gosudarstv v bor'be s korrupciej / pod red. I.S. Vlasova. M.: Eksmo, 2009.

[30 Code penal [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.legifrance.gouv.fr/

telecharger_pdf.do?cidTexte=LEGIT EXT000006070719

[4] Voprosy protivodejstviya korrupcii: zarubezhnyj opyt. Obzornaya informaciya. Vyp. 3 / pod obshch. red. E.V. Martynova. M.: GIAC MVD Rossii, 2010.

[5] Ugolovnaya politika Evropejskogo Soyuza v sfere protivodejstviya korrupcii: monografiya. M.: Prospekt, 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.