Научная статья на тему 'Анализ удовлетворенности пациентов в получении помощи при триажной системе'

Анализ удовлетворенности пациентов в получении помощи при триажной системе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИАЖНАЯ СИСТЕМА / ТРИАЖ ЖүЙЕСі / TRIAGE SYSTEM / СТАЦИОНАРНАЯ ПОМОЩЬ / INPATIENT CARE / СТАЦИОНАРЛЫқ КөМЕК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калмаханов С. Б., Кошербаева Л. К., Молдакулов Ж. М., Құрман Б., Асқар Е.

Оказания медицинской помощи в ограниченном времени с различным потоком пациентов приемного отделения в больницах приводит к неудовлетворенности пациентов экстренными службами, и является серьезной проблемой для стационаров с приемными отделениями. Различные методы исследовались и изучались для снижения показателя ожидания времени оказания медицинской помощи. В Республике Казахстан начат процесс пересмотра организации медицинской помощи в приемном отделении. Каждая многопрофильная больница исходя из организационных отличий и потребностей населения создают свои методы триажной системы. Целью данного исследования является изучение удовлетворенности пациентов в оказание помощи при триажной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калмаханов С. Б., Кошербаева Л. К., Молдакулов Ж. М., Құрман Б., Асқар Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of patient satisfaction in obtaining assistance with a triage system

Providing medical care in a limited time with a different flow of patients in the admission department in hospitals leads to dissatisfaction of patients with emergency services, and is a serious problem for hospitals with reception rooms. Various methods have been studied to reduce the waiting time indicator of medical care. In the Republic of Kazakhstan, the process of reviewing the organization of medical care in the admission department has begun. Each multidisciplinary hospital based on organizational differences and the needs of the population creates their own methods of the triage system. The purpose of this study is to identify the satisfaction of patients in receiving care with the triage system.

Текст научной работы на тему «Анализ удовлетворенности пациентов в получении помощи при триажной системе»



С.Б. Калмаханов1, Л.К. Кошербаева12, С.У. Текебаева1, М.М. Жумакожаева3, А. Бектасова2, Б. Берикханова2

1Эл-Фараби атындагы К,азац ¥лттыцуниверситету 2С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинауниверситетi 3Алматы к №1 Калалыцемханасы

ЦАНТТЫ ДИАБЕТ БОЙЫНША АУРУЛАРДЫ БАСЦАРУ БАГДАРЛАМАСЫНА ЦАТЫСУШЫ ЕМДЕЛУШ1ЛЕРДЩ

ЦАНАГАТТАНАРЛЫЛЫГЫН ТАЛДАУ

ТYЙiн: Диабет - со;ырлык;тыц буйрек жеткiлiксiздiгi, журек талмасыныц, инсульт жэне ая; ампутациясыныц непзп себебi болып табылады. 2015 жылы, шамамен 1,6 миллион влiм диабетпен тжелей байланысты екендiгi аны;талды. Кептеген елдерде, бiршама профилактикалы; шараларга ;осымша, ауруларды бас;ару багдарламасы (АББ) енпзыген болатын.АББ енгiзу процессi, Цазак;стан Республикасында 2013 жылдан басталып, артериалды; гипертензия, журектщ созылмалы жеткiлiксiздiгi, ;антты диабет секiлдi уш ауруды ;амтыды.Алматы ;аласы емханаларыныц бiрiнде, ;антты диабет бойынша ауруларды бас;ару багдарламасына ;атысушы емделушшердщ ^анагаттанарлылыгын зерделеу - осы зерттеудщ ма;саты болып табылады. ТYЙiндi сездер:Инфекциялы; емес аурулар, ;антты диабет, ауруды бас;ару багдарламасы

S.B. Kalmakhanov1, L.K. Kosherbayeva12, S.U. Tekebaeva1, M.M. Zhumakozhaeva3, A. Bektasova2, B. Berikhanova2

1Al-Farabi Kazakh National University 2 Asfendiyarov Kazakh National Medical University 3№1 Almaty City polyclinic

AN ANALYSIS OF PATIENT SATISFACTION IN THE PARTICIPATION OF THE DISEASE MANAGEMENT PROGRAM FOR DIABETES MELLITUS

Resume: Diabetes is the main cause of blindness, kidney failure, heart attacks, stroke and amputation of the lower extremities. In 2015, approximately 1.6 million deaths were directly caused by diabetes. In addition to numerous preventive measures, disease control programs (HSS) have also been introduced in many countries. The process of introduction of HSS in the Republic of Kazakhstan started in 2013 for three diseases of arterial hypertension, chronic heart failure and diabetes mellitus. The purpose of this study is to study the satisfaction of HACT participants in one of the city polyclinic in Almaty.

Keywords: Noncommunicable Diseases, Diabetes Mellitus, disease management program

УДК 614.254.1

С.Б. Калмаханов1, Л.К. Кошербаева12, Ж.М. Молдакулов3, Б. Цурман2, Е. Ас^ар1

1Казахский Национальный университет им. Аль-Фараби, 2Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова 3Алматинская многопрофильнаяклиническая больница

АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ В ПОЛУЧЕНИИ ПОМОЩИ

ПРИ ТРИАЖНОЙ СИСТЕМЕ

Оказания медицинской помощи в ограниченном времени с различным потоком пациентов приемного отделения в больницах приводит к неудовлетворенности пациентов экстренными службами, и является серьезной проблемой для стационаров с приемными отделениями. Различные методы исследовались и изучались для снижения показателя ожидания времени оказания медицинской помощи. В Республике Казахстан начат процесс пересмотра организации медицинской помощи в приемном отделении. Каждая многопрофильная больница исходя из организационных отличий и потребностей населения создают свои методы триажной системы. Целью данного исследования является изучение удовлетворенности пациентов в оказание помощи при триажной системе.

Ключевые слова: Триажная система, стационарная помощь

Введение. Медицинская сортировка, или триаж (фр. triage, сортировка) - распределение пострадавших и больных на группы, исходя из нуждаемости в первоочередных и однородных мероприятиях (лечебных, профилактических, эвакуационных) в конкретной обстановке [1]. Оказания медицинской помощи в ограниченном времени с различным потоком пациентов приемного отделения в больницах приводит к неудовлетворенности пациентов экстренными службами, и является серьезной проблемой для стационаров с приемными отделениями [2-4]. Различные методы исследовались и изучались для снижения показателя ожидания времени оказания медицинской помощи.Авторов исследований отмечают, что триажная система, может быть легко администрирована и

управляет временем диагностики и лечения в отношении статуса пациентов [5,6].

Внедрение триажной системы позволило сократить время ожидания от 6,8 мин до 4,5 мин (Р = 0,004) отмечает Miroetal. в своем исследований [7]. Тем не менее, ранее исследование не фокусировалось на удовлетворенности пациентов в результате сортировки. В исследовании, проведенном по удовлетворенности пациентов из служб приемного отделения, время ожидания было указано как важный фактор пациентами и их сопровождающими лицами[8]. В исследовании, проведенном в Саудовской Аравии, около двух третей респондентов указывали, что время ожидания является основной причиной неудовлетворенности пациентов услугами приемного отделения и наблюдается

ЮеиЫ1к ХажМММ №1-2018

значительная связь между удовлетворенностью пациентов и временем ожидания [9].

Marja N Storm-Versloot с соавторами из Манчестера отмечают, что вывод о том, что время ожидания более длительное для пациентов, которые не участвует в триажной системе по сравнению с теми, кто получают помощь в рамках триажной системы является контрпродуктивным. Бывает более длительное время ожидания у триажных пациентов за счет самим процессом сортировки, но у пациентов с триажной системой помощи результатом было меньшее время лечения. Это говорит о том, что информация, полученная из сортировки, приводит к более эффективному началу лечения. Кроме того, количественно определено время сортировки и представлено, что чем выше уровень срочности, тем дольше требуется сортировка[10].

В Республике Казахстан начат процесс пересмотра организации медицинской помощи в приемном отделении.

Каждая многопрофильная больница исходя из организационных отличий и потребностей населения создают свои методы триажной системы. Главными принципами приемного отделения являются пациент-ориентированность и мультидисциплинарный подход. Целью данного исследования является изучение удовлетворенности пациентов в оказание помощи при триажной системе.

Методы.Нами разработан опросник на основе международного источника литературы и проведен опрос среди 92 пациентов многопрофильной больницы. В опросе участвовали добровольно. Опросник был утвержден локально-этической комиссии КазНУ имени аль-Фараби. Для заполнения опросника требовалось 20-30 минут. Результаты.В опросе приняли участие 54 % мужского пола и 46 % женщин. Наибольшее количество составил в возрасте 30-39 лет 34%, 40-49 лет -26%, 50-59 лет 23% [Рисунок 1).

Укажите, пожалуйста Сколько Вам лет?

, Ваш пол? ■ 18-29 лет ■ 30-39 лет

■ Мужской ■ Женский 40-49 лет ■ 50-59 лет

60 и больше

ж 7% 10%

46% Ж

■ 23%

] 54% 34%

26%

Рисунок 1 - Характеристика пола и возраста респондентов

40 % респондентов отметили, что в приемном покое 7% опрошенных отметили двух врачей и 10% больше 5, при

одномоментно осмотрели 3 врача, 30% отметили 2 врача, этом 13% отметили 1 врача [Рисунок 2).

Рисунок 2 - Количество врачей осмотревших одномоментно пациентов

До 10 минут оказали медицинскую помощь отметили 22% респондентов, при этом от 10-20 минут отмечают 35% опрошенных, между 21-30 минут оказано медицинская

помощь 28% респондентов и более 30 минут отмечают 15% респондентов [Рисунок 3).

За какой период времени Вам оказали медицинскую

помощь?

больше 30 минут 15%

Рисунок 3 - Время оказания медицинской помощи

74 % респондентов отмечают, что медицинскую помощь времени, 25% более кратким и 1% долгое [Рисунок 4).

оказали за очень краткий период

Как вы оцениваете скорость предоставленного медицинского

обслуживания?

Очень краткое ■ Краткое ■ Долгое Очень долгое

1%_. 0%

25%

74%

Рисунок 4 - Оценка времени предоставленной помощи

90% респондентов удовлетворены уровнем 3% неудовлетворены профиссионализмом врачей и 5%

профессиональности врача и 85% медициснких сестер, лишь медицинских сестер [рисунок 5).

ЮыЫ1к ХажТНЖЫ №1-2018

Удовлетворены ли Вы, уровнем профессиональности врача?

Да ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

3%

Удовлетворены ли Вы, уровнем профессиональности медицинских медсестер?

Да ■ Нет ■ Затрудняюсь ответить

Рисунок 5 - Мнение респондентов в отношений профессионализма медицинских сотрудников Удовлетворенность оказанными услугами по триажной системе отметили 89 % респондентов [Рисунок 6).

Рисунок 6 - Удовлетворенность респондентов оказанной помощью по триажной системе

Заключение. По сравнению с международной практикой оказание медицинской помощи в приемном отделении более длителен, в связи с чем требуется дальнейшее

усовершенствование мероприятий оказание помощи в приемном отделение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Triage systems for pre-hospital emergency medical services - a systematic review - IngeborgBeateLidal,corresponding author1 Hilde H Holte,2 and Gunn Elisabeth Vist2 - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3641954/#B2

2 Bigdeli M, Khorasani-Zavareh D, Mohammadi R. Pre-hospital care time intervals among victims of road traffic injuries in Iran // A cross-sectional study. BMC Public Health. - 2010. - №10. - Р. 406-411. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2918553/

3 Khorasani-Zavareh D, Khankeh HR, Mohammadi R, Laflamme L, Bikmoradi A, Haglund BJ. Post-crash management of road traffic injury victims in Iran. Stakeholders' views on current barriers and potential facilitators // BMC Emerg Med. . - 2009. - №9. - Р. 816. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2692975/

4 Cummings P. Cause of death in an emergency department // Am J Emerg Med. - 1990. - №8. - Р. 379-384.

5 Wiebe RA, Rosen LM. Triage in the emergency department // Emerg Med Clin North Am. - 1991. - №9. - Р. 491-505.

6 Lambe S, Washington DL, Fink A, Laouri M, Liu H, Scura Fosse J, et al. Waiting times in California's emergency departments // Ann Emerg Med. - 2003. - №41. - Р. 35-44. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12514681

7 Miró O, Sánchez M, Espinosa G, Coll-Vinent B, Bragulat E, Millá J. Analysis of patient flow in the emergency department and the effect of an extensive reorganization // Emerg Med J. - 2003. - №20. - Р. 143-148. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1726061/

8 Soleimanpour H, Gholipouri C, Salarilak S, Raoufi P, Vahidi RG, Rouhi AJ, et al. Emergency department patient satisfaction survey in Imam Reza Hospital, Tabriz, Iran // Int J Emerg Med. - 2011. - №4. - Р. 2-6. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3051889/

9 Ali M el-S, Mahmoud ME. A study of patient satisfaction with primary health care services in Saudi Arabia // J Community Health. - 1993. - №18. - Р. 49-54. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8450093

10 Storm-Versloot MN, Vermeulen H, van Lammeren N, et al Influence of the Manchester triage system on waiting time, treatment time, length of stay and patient satisfaction; a before and after study // Emerg Med J. - 2014. - №31. - Р. 13-18. http://emj.bmj.com/content/31/1/1

С.Б. Калмаханов1, Л.К. Кошербаева12, Ж.М. Молдакулов3, Б. Гурман2, Е. Ас^ар1

1Эл-Фараби атындагы %азац ¥лттыцуниверситетi, 2С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаунuверсuтетi 3Алматы квпсалалыц клиникалыц ауруханасы

ТРИАЖ ЖYЙEСIМEН КвМЕК АЛУ КЕЗШДЕ ЕМДЕЛУШГЛЕРДЩ rçАНАFАТТАНАРЛЫЛЫFЫН ТАЛДАУ

Ty^^ Шектеулi уа;ытта, аурухана ;абылдау бeлiмшесiнде тYрлi агымдагы нау;астарга медициналы; кемек керсету, ез кезепнде, керсетыетш шугыл кемекке емделушшердщ кецш толмайтындыгын керсетедi жэне кабылдау белiмшесi бар стационарлар Yшiн айтарлы;тай мэселе тугызады.Медициналы; кемек керсетудi ^ту уа;ыты керсеткшш темендету тYрлi эд^тер зерттелш, зерделендь Каза;стан Республикасында, ;абылдау белiмшесiнде керсетшетш медициналы; кемект ;айта ;арастыру басталды. Эрбiр кепсалалы; аурухана, езшщ уйымдастырушылы; ерекшелiктерi мен тургындардыц ;ажеттшжтерш ескере отырып, езшщ триаж ЖYЙесi эд^терш ;урады.Триаж ЖYЙесiмен кемек алу кезшде емделушшердщ ;анагаттанарлылыгын зерделеу, осы зерттеудщ ма;саты болып табылады. ТYЙiндi сездер: Триаж ЖYЙесi, стационарлы; кемек

S.B. Kalmakhanov1, L.K. Kosherbayeva1-2, Zh.M. Moldakulov 3, B. Kurman2, E. Askar1

1Al-Farabi Kazakh National University 2 Asfendiyarov Kazakh National Medical University 3Almaty Multidisciplinary Clinical Hospital

AN ANALYSIS OF PATIENT SATISFACTION IN OBTAINING ASSISTANCE WITH A TRIAGE SYSTEM

Resume: Providing medical care in a limited time with a different flow of patients in the admission department in hospitals leads to dissatisfaction of patients with emergency services, and is a serious problem for hospitals with reception rooms. Various methods have been studied to reduce the waiting time indicator of medical care. In the Republic of Kazakhstan, the process of reviewing the organization of medical care in the admission department has begun. Each multidisciplinary hospital based on organizational differences and the needs of the population creates their own methods of the triage system. The purpose of this study is to identify the satisfaction of patients in receiving care with the triage system. Keywords: triage system, inpatient care

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.