Научная статья на тему 'Анализ удельных затрат сбытовой энергокомпании (на примере ОАО «Вологодская сбытовая компания»)'

Анализ удельных затрат сбытовой энергокомпании (на примере ОАО «Вологодская сбытовая компания») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валуева A. M., Перова М. Б.

В статье рассматривается подход к анализу удельных затрат энергосбытовой компании через понятие «приведенный договор». Результаты хронометража трудозатрат на обслуживание договоров разных видов проведены на примере ОАО «Вологодская сбытовая компания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ удельных затрат сбытовой энергокомпании (на примере ОАО «Вологодская сбытовая компания»)»

АНАЛИЗ УДЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ СБЫТОВОЙ ЭНЕРГОКОМПАНИИ (на примере ОАО «Вологодская сбытовая компания»)

А.м. ВАПуЕВА, заместитель генерального директора по экономике и финансам оао «Вологодская сбытовая компания»

м.Б. ПЕроВА, доктор экономических наук, профессор Вологодский государственный технический университет

Энергосбытовые компании являются сравнительно новыми субъектами розничных рынков электроэнергии. Выделение сбытовой деятельности в отдельное предприятие потребовало пересмотра всех протекающих процессов. Актуальными являются разработка нового формата бизнес-плана, новой системы показателей для мотивации персонала, определение подходов в проведении экономического анализа, которые бы учитывали специфику энергосбытовой деятельности.

Целью данной работы является разработка подхода к анализу затрат энергосбытовой компании, в том числе к проведению сравнительной оценки затрат структурных подразделений.

До настоящего времени для анализа затрат энергосбытовой деятельности в качестве базы расчета использовался 1 кВт-ч. Данный подход позволял проводить расчет удельной себестоимости, объединяя процессы производства, передачи и реализации электроэнергии.

Для выбора базы расчета удельных затрат энергосбытовой компании как отдельного хозяйствующего субъекта необходимо учитывать следующие особенности энергосбытового бизнеса:

• конечный продукт является услугой;

• деятельность носит преимущественно финансовый, а не производственный характер;

• затраты на сбыт электроэнергии — условно-постоянные и не зависят от количества реализованной электроэнергии;

• потребителей услуги можно разделить на две группы: бытовые абоненты (население) и юридические лица (предприятия и организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели);

• основной составляющей затрат (75 %) являются затраты на оплату труда с учетом единого социального налога.

С 2006 г. показателями, используемыми в качестве базы для расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, являются 1 кВт. ч и 1 точка поставки электроэнергии потребителям [1]. Однако они не могут быть использованы для сравнительного анализа удельных затрат на сбыт, так как предназначены для расчета конечного тарифа на электроэнергию. Они также не учитывают перечисленных особенностей энергосбытовой деятельности и применяются в тарифном законодательстве для удобства расчета тарифов для конечных потребителей.

Наиболее удобной базой для анализа затрат сбытовой компании являются удельные затраты, т. е. затраты в расчете на 1 договор. Удельные затраты на договор в месяц, руб.:

С

с =—, (1)

пт

где С — совокупные затраты на сбыт электроэнергии за анализируемый период, руб.; п — число обслуживаемых договоров; т — число месяцев в анализируемом периоде.

В этом случае единицей измерения является число обслуживаемых договоров. Проблема состоит в том, что энергокомпания, выполняющая функции гарантирующего поставщика, заключает различные виды договоров на поставку электроэнергии с абонентами. Следует учитывать особенности в условиях договоров по группам потребителей. Они различаются предметом поставки и способами расчетов за электроэнергию, которые приведены в табл. 1. Из данных табл. 1 можно

видеть, что затраты на обслуживание договоров с разными группами потребителей будут различны и требуется приведение их к единому измерителю — приведенному договору.

В работе с абонентами выделяют три вида договоров на электроснабжение: с бытовыми потребителями (населением), с юридическими лицами, рассчитывающимися по одноставочному тарифу и тарифу, дифференцированному по зонам суток, и с юридическими лицами, рассчитывающимися по двуставочному тарифу. Расходы на сопровождение каждого вида договора энергоснабжения будут различаться, прежде всего по количеству рабочего времени работников на их сопровождение.

На основании исследований, проведенных в ОАО «Вологодская сбытовая компания», выделены выполняемые операции при обслуживании абонентов каждой группы, составлены схемы бизнес-процессов работы (рис. 1 и 2) и выявлены трудозатраты на их выполнение. Бизнес-процессы по обслуживанию договоров с потребителями состоят из двух групп операций:

• выполняемые ежемесячно — текущая работа

по обслуживанию договоров;

• выполняемые по мере необходимости (обычно

раз в год) — заключение договора или внесение в него изменений.

Хронометраж труда работников выявил трудозатраты на выполнение различных функций по работе с абонентами, они представлены в табл. 2.

Для приведения к сопоставимому виду среднемесячные трудозатраты на ведение договора при работе с различными абонентами суммируются с 1/12 затрат на его заключение (перезаключение, уточнение, внесение изменений). В результате среднемесячные затраты на один договор каждой группы абонентов определяются:

t .

I = t . + , (2)

1 т1 12

где — среднемесячные затраты времени на обслуживание одного договора по г'-й группе потребителей, мин; . — трудозатраты на осуществление ежемесячно выполняемых операций по обслуживанию договора г'-й группы потребителей, мин; . — трудозатраты на осуществление разовых операций по обслуживанию договора г'-й группы потребителей, мин.

Выявленные значения трудозатрат при работе с различными абонентами позволяют определить количество приведенных договоров, находящихся

Сравнительная характеристика договоров энергоснабжения с различными видами потребителей

Таблица 1

Условия Бытовые Юридические лица

договора потребители Одноставочный тариф Двуставочный тариф

Форма заключе- По желанию Письменная Письменная

ния договора потребителя

Предмет постав- Электроэнер- Электроэнергия Энергия и мощность

ки и расчетов гия

Условия оплаты До 10-го • 10, 17 и 25 числа расчетного • До 1 числа расчетного месяца 100 % стои-

числа месяца, месяца - 40, 40 и 20 % мости заявленной мощности;

следующего за стоимости договорного объема • 10, 17 и 25 числа расчётного месяца — 40,

расчетным энергии; • до 8 числа месяца, следующего за расчётным, окончательный расчет. 40 и 20 % стоимости договорного объема энергии; • до 8 числа месяца, следующего за расчетным, окончательный расчет.

Число приложе- - 16 20

ний к договору

Таблица 2

Трудозатраты на выполнение функций по работе с абонентами

Абонент Трудозатраты, мин

На осуществление разовых операций по обслуживанию договора На осуществление ежемесячно выполняемых операций по обслуживанию договора На обслуживание одного договора (среднемесячные)

Физическое лицо 171,9 46,0 175,7

Юридическое лицо, рассчитывающееся по одноставочному тарифу 454,0 131,0 464,9

Юридическое лицо, рассчитывающееся по двуставочному тарифу 1000,0 214,0 1017,8

Рис. 1. Схема работы группы планирования, анализа и контроля за реализацией электроэнергии

с юридическими лицами

Рис. 2. Схема работы группы планирования, анализа и контроля за реализацией электроэнергии

с физическими лицами

на обслуживании сбытовой компании, из выражения:

п* = к1п1 + к2п2 + к3п3, (3)

где п* — число приведенных договоров; кх, к2, к3 — коэффициенты, характеризующие увеличение трудозатрат при обслуживании физических лиц, юридических лиц, рассчитывающихся по одноставочному тарифу, и рассчитывающихся по двуставочному тарифу по сравнению с трудозатратами, принятыми за единицу сравнения; п1, п2, п3 — число договоров, заключенных с абонентами соответственно с физическими лицами, юридическими лицами, рассчитывающимися по одноставочному тарифу, и юридическими лицами, рассчитывающимися по двуставочному тарифу.

Коэффициенты приведения договоров, характеризующие увеличение трудозатрат при работе с различными абонентами по сравнению с трудозатратами, принятыми за базу сравнения, вычисляются по формулам:

I , и . и

К =

к2 =

2 и

к =-3 Кз = 1 '

(4)

где ^ — трудозатраты при обслуживании

абонентов соответственно физических лиц, юридических лиц, рассчитывающихся по одноставочному тарифу и рассчитывающееся по двуставочному тарифу, мин.; ^ — трудозатраты, принятые за базу сравнения, мин.

За базу сравнения были приняты трудозатраты при обслуживании физических лиц. В результате получены следующие коэффициенты приведения договоров: к = 1,0; к2 = 2,65; к3 = 5,79.

Коэффициенты приведения позволяют оценить объем выполняемой работы по подразделениям и энергосбытовой компании в целом в сопоставимом виде. В табл. 3 представлена совокупность обслуживаемых договоров по видам абонентов и число обслуживаемых приведенных договоров по межрайонным отделениям. В целом ОАО «Вологодская сбытовая компания» обслуживает 324 162 приведенных договора, на отделение (филиал) в

среднем приходится 64 832 приведенных договора. На диаграмме (рис. 3) показана доля обслуживаемых договоров по межрайонным отделениям (МРО).

В ОАО «Вологодская сбытовая компания» вся работа с потребителями проводится в межрайонных отделениях. Персонал аппарата управления осуществляет методическое руководство работой межрайонных отделений, проводит сбор и обобщение их отчетности, взаимодействует с органами власти, средствами массовой информации, регулирующими, налоговыми органами и пр.

Поскольку затраты по проведению непосредственно сбытовой деятельности сосредоточены в межрайонных отделениях, представляют интерес сравнение и анализ денежных затрат отделений в расчете на приведенный договор.

Затраты межрайонных отделений в расчете на один приведенный договор варьируют в незначительных пределах: 0,98—1,02 от среднего значения (рис. 4) и описываются уравнением

у = 285х - 216120 (Я2 = 0,9986). Индекс корреляции Я = 0,999 свидетельствует об очень тесной взаимосвязи этих показателей и хорошем качестве уравнения регрессии. Коэффициент регрессии показывает, что при увеличении числа обслуживаемых приведенных договоров на одну единицу себестоимость обслуживания одного приведенного договора увеличится на 285 руб. в ценах 2007 г.

Полученные результаты можно использовать в следующих направлениях:

• определение структурных подразделений с более высоким уровнем удельных затрат и выявление направлений неэффективного использования денежных средств;

• оперативное прогнозирование затрат на сбыт электроэнергии в случае приема на обслуживание новых абонентов;

• проведение регулирующими органами сравнительной оценки затрат сбытовых компаний, претендующих на статус гарантирующего поставщика, и определение размера экономически

Число договоров, обслуживаемых отделениями

Таблица 3

Межрайонное отделение Бытовые потребители Юридические лица Количество приведенных договоров

Одноставочный тариф Двуставочный тариф

Вологодское 95 975 1 875 45 101 204

Череповецкое 82 616 1 587 21 86 943

Велико-Устюгское 57 166 1 685 11 61 695

Тотемское 30 506 1 028 3 33 248

Кирилловское 38 534 947 5 41 073

Всего по компании 304 797 7122 85 324162

Тотемское МРО

В-Устюгское МРО

Кирилловское МРО

Череповецкое МРО

Вологодское МРО

0 5 10 15 20 25 30

Доля обслуживаемых приведенных договоров, %

35

Рис. 3. Распределение обслуживаемых приведенных договоров между межрайонными отделениями Вологодской области

Среднее взвешенное значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вологодское МРО

Череповецкое МРО

Кирилловское МРО

Велико-Устюгское МРО

Тотемское МРО

Рис. 4. Средние затраты на приведенный договор по межрайонным отделениям

0 50 100 150 200 250 300 Средние затраты на приведенный договор, руб.

1.

обоснованной необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика, объявляемой при проведении конкурса. Данная методика применима в других энергосбытовых компаниях. Однако имеющиеся в энергокомпаниях особенности бизнес-процессов 2. сопровождения договоров энергоснабжения с различными группами потребителей и распределения функций между структурными подразделениями и центральным аппаратом могут потребовать внесения соответствующих корректив в расчеты.

3.

ЛИТЕРАТУРА

Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии (приказ Федеральной службы по тарифам от 24 ноября 2006 г. № 302-э/5).

Постановление Правительства России от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49). Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций: учебник. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.