Научная статья на тему 'Анализ туристского потенциала Санкт-Петербурга как центра событийного туризма России'

Анализ туристского потенциала Санкт-Петербурга как центра событийного туризма России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1598
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / EVENT TOURISM / СОБЫТИЯ / EVENTS / ГОРОД-ПОРТ / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ТУРПРОДУКТ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / CONCEPTION OF DEVELOPMENT / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / TOUR MARKET / HARBOUR / TOURPRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алейников Алексей Владимирович

В статье анализируется современное состояние событийного туризма в Санкт-Петербурге, выявляются проблемы, тормозящие развитие индустрии в городе. Дается оценка будущим трендам, а также деятельности органов законодательной и исполнительной власти, отвечающим за развитие туротрасли в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of St. Petersburg's touristic potential to become the center of event tourism in Russia

The article tells about present situation at the event tourism market in St. Petersburg, main problems of the industry are analyzed. The current tourism policy of the St. Petersburg's authorities and the future trends are assessed.

Текст научной работы на тему «Анализ туристского потенциала Санкт-Петербурга как центра событийного туризма России»

А.В АЛЕЙНИКОВ

Алексег/ Владимирович АЛЕЙНИКОВ — аспирант кафедры управления в социально-экономических системах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

В 2006 г. окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — туризм, экономика туризма. ^ ^ ^

АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ЦЕНТРА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА РОССИИ*

Количество международных туристских прибытий в мире за последние 10 лет возросло с 674 млн человек в 2001 г. до 939 млн в 2010 г. (см. рис. 1). Согласно отчету Мирового совета по туризму и путешествиям (\VTTC), мировая индустрия туризма входит в тройку лидеров по вкладу в общемировой ВВП, опережая автомобильную индустрию и немногим уступая банковскому сектору (см. рис. 2). Одним из самых динамично развивающихся секторов мировой индустрии туризма стал событийный туризм. Как следует из названия, событийный туризм подразумевает туры, приуроченные к какому-либо событию. Ежегодный прирост данного сектора составлял, по разным оценкам, от 15 до 30 %, а начиная с 2009 г. — порядка 5-10 %. Следовательно, отрасль сформировалась и вышла на стабильный путь развития [1].

1200

I 400 200 о

_2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010 2011

Рис. 1. Количество туристских прибытий в мире [1]

В России темпы развития событийного туризма не были такими стремительными, что объяснялось рядом как субъективных, так и объективных факторов. Среди основных факторов можно выделить следующие:

1) непонимание властями разного уровня необходимости развития событийного туризма;

2) недостаточность финансирования отрасли в целом;

3) отсутствие государственной программы или концепции развития событийного туризма;

4) отсутствие квалифицированных кадров;

5) сложность получения российской визы;

ГРНТИ 71.37.75 © A.B. Алейников, 2012 Публикуется по рекомендации канд. техн. наук, проф. Ю.М. Иванова.

6) отсутствие должной туристской инфраструктуры;

7) безопасность пребывания туристов в стране.

Рис. 2. Вклад индустрии туризма в общемировой ВВП [2]

В то же время такие страны, как США, Австралия, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Испания, Объединенные Арабские Эмираты и др., приняв своевременные решения на государственном уровне, извлекли хорошие дивиденды от развития индустрии событийного туризма [9]. Как известно, «событийный» турист — это турист с доходом выше среднего, а следовательно, бюджеты разных уровней от доходов по статье «туризм» наполняются быстрее в сравнении с традиционными видами туризма [12]. По данным профильной туристской организации Международная ассоциация конгрессов и конференций (1ССА), ежегодное количество событий в мире, способных привлечь туристов в регион, превысило 9000 (см. рис. 3).

12000

10000

о 8000 и

« 6000

3 4000 н

2000 о

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200S 2009 2010

Рис. 3. Динамика роста туристских событий в мире [5]

В последние 3-4 года в нашей стране наблюдаются положительные тенденции и сдвиги в развитии событийного туризма, о чем свидетельствуют следующие факторы [8]:

1) принятие курса на развитие событийного туризма, которое отражено в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года;

2) принятие программ развития событийного туризма на уровне региональных властей (Москва, Санкт-Петербург, Псков, Великий Новгород и др.);

3) увеличение числа конференций, семинаров и work-шопов, посвященных тематике событийного туризма;

4) проведение специальных мероприятий: ярмарка туристских событий (Санкт-Петербург), ярмарка молодежного событийного туризма (Москва);

5) включение в программы туристских выставок тематики событийного туризма;

6) внедрение в учебные программы вузов специальных предметов по событийному туризму;

7) появление учебных центров по подготовке специалистов в области MICE;

8) увеличение количества туристских компаний, предлагающих событийный турпродукт. Согласно отчету Комитета по инвестициям и стратегическим проектам г. Санкт-Петербурга в

2010 г. индустрия туризма принесла в городской бюджет более 215 млрд руб., что составляет порядка 12 % ВРП, а каждый вложенный в туризм рубль дал отдачу в 2000 руб. [6]. Однако, несмотря на по-

ложительные тенденции в развитии отрасли туризма в Санкт-Петербурге, нерешенной остается одна из важнейших проблем — сезонность туризма в нашем городе. По мнению многих специалистов, именно событийный туризм способен решить или хотя бы смягчить данную проблему.

Как известно, важнейшими характеристиками событийного туризма являются доходность выше среднего, непродолжительность пребывания (в среднем 3 дня), повторность туристских прибытий [10]. В этом плане Санкт-Петербург обладает выгодным конкурентным преимуществом — наличием порта и возможностью приема большого числа круизных и паромных туристов. К тому же недавно был принят закон, разрешающий безвизовое пребывание туристов, прибывших на паромах и круизных судах в Санкт-Петербург.

Если учесть тот факт, что паромы могут ходить круглогодично, они способны обеспечить Санкт-Петербургу хороший приток туристов в любой сезон, а также увеличить загрузку гостиничного фонда. На данный момент еженедельные паромные линии соединяют Петербург со Швецией, Эстонией и Финляндией. Общая вместимость двух паромов «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» составляет 4262 пассажира. Если принять в расчет хотя бы 50 %-ную загрузку и тот факт, что примерно половина пассажиров — иностранные граждане, то общее еженедельное число доставляемых в Петербург паромных туристов составит более 1000 человек, что весьма неплохо для «низкого» сезона [4]. Стоит отметить, что при успешной реализации транспортной стратегии города администрацией Санкт-Петербурга количество круглогодичных паромных линий к 2015 г. достигнет 5, а к 2025 г. — 10. Таким образом, Санкт-Петербург, имеющий современный порт, способный обслуживать до 15 тыс. человек в день, станет еще более доступным для зарубежных туристов, что повлечет увеличение туристских потоков, в том числе и в «низкий» сезон.

Однако туристов в Петербург необходимо привлекать, для чего необходима мощная маркетинговая поддержка. По мнению многих профессионалов турбизнеса, событием, способным привлечь туристов в Санкт-Петербурга, может стать один из национальных русских праздников, например Масленица. В Российском союзе туриндустрии считают, что любой праздник можно «раскрутить» за три года: первый год — пробный, на второй за проведением мероприятия наблюдают профессионалы из туристического и гостиничного бизнесов, а на третий год можно ждать массового приезда туристов [7]. В настоящее время в Северо-Западном регионе проводятся следующие специальные мероприятия, направленные на привлечение туристских потоков в регион: «Рыцарские забавы в замке» (г. Выборг), «Русская крепость» (Приозерск), «Старая Ладога», «Древо жизни» (п. Винницы), «Копор-ская потеха», кинофестиваль «Литература и кино» (г. Ладога), байк-рок фестиваль «Штоль», морской фестиваль «Паруса Выборга» др. Необходимо отметить, что данные события в основном привлекают отечественных туристов из других регионов страны, в то время как основной целью все же должно являться привлечение иностранных туристов.

На современном этапе у событийного туризма появились новые характеристики: рост инвестиций в организацию и сопровождение событийных мероприятий, высокий уровень конкуренции между странами за право стать организатором события, тенденция к созданию спроса на те или иные события с помощью интенсивных РЯ-кампаний организаторов [11].

Государственным органам Санкт-Петербурга, отвечающим за развитие туризма в регионе, в настоящее время нужна активизация своих усилий, чтобы не проиграть во все ужесточающейся конкуренции на рынке событийного туризма. Кроме того, необходимо объединение усилий государства и частного бизнеса в данном секторе. В Санкт-Петербурге работают более 100 туристических операторов, занимающихся приемом иностранных туристов, однако продвижением событийных туров целенаправленно занимаются не более десяти. Исходя из вышесказанного, следует, что на рынке въездного туризма в нашем городе существует острая нехватка событийного турпродукта. Данная ситуация обусловлена следующими факторами: отсутствие действительно интересных событий для иностранцев; отсутствие должной рекламы как событий, так и событийного турпродукта за рубежом; дороговизна туров.

К сожалению, в настоящее время в Петербурге проводится очень малое количество событий, интересных для иностранцев. Полностью отсутствует такой вид событий, как ярмарки и распродажи, как, например, в Милане, Париже или Дубае. Такие события могут быть востребованными при условии, если гостиницы, простаивающие в «низкий» сезон, будут делать спецпредложения на размещение по данному виду туров, а компании-перевозчики — предоставлять спецтарифы на свои услуги.

Таким образом, для выхода событийного туризма в Санкт-Петербурге на качественно новый уровень необходима консолидация усилий со стороны государства и частного бизнеса для формирования качественного, востребованного и недорогого событийного турпродукта при должном уровне информационной поддержки за рубежом. В подтверждение данного вывода можно привести исследование, проведенное Институтом управления в туризме (The CWT Travel Management Institute), в результате которого были выявлены следующие основные критерии, влияющие на принятие решения при покупке событийного турпродукта: стоимость турпродукта, удобство (доступность сообщения, визовые формальности и др.), возможность получить ожидаемое удовлетворение от посещения события, комфорт, возможность выбора [3]. Соответствие данным критериям может быть достигнуто только совместными усилиями государственно-частного партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная Туристская организация. URL: http://unw to.org (дата обращения: 05.01.2012).

2. Всемирный совет по туризму и путешествиям. Отчет. URL: http://www.wttc.org/site_media/uploads /downloads/traveltourism20 ll.pdf (дата обращения: 14.01.2012).

3. Институт управления в туризме (The CWT Travel Management Institute). URL: http://carlsonwagonlit.com /еп/global/tmi/ (дата обращения: 23.01.2012).

4. Круизная компания StPeterline. URL: http://stpeterline.com (дата обращения: 15.01.2012).

5. Международная ассоциация конгрессов и конференций. URL: http://iccaworld.com (дата обращения: 12.01.2012).

6. Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru (дата обращения: 15.01.2012).

7. Российский союз туриндустрии. URL: http://ratanews.ru (дата обращения: 20.01.2012).

8. Федеральное агентство по туризму. URL: http://rassiatourism.ru (дата обращения: 12.01.2012).

9. Getz D. Event Studies: Theory, Research and Policy for Planned Events: A Multi-disciplinary Approach (Events Management). Oxford: Elsevier Ltd, 2007.

10. Goeldner C.R. Tourism: principles, practices, philosophies. 11th ed. New Jersey: John Wiley & sons Inc., 2009.

11. Ali Knight J., Robertson M., Fyall A., Ladkin A. International Perspectives of Festivals and Events. Elsevier Science, 2008.

12. Raj R., Walters P. Events Management: An Integrated and Practical Approach. London: SAGE Publications Ltd., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.