Научная статья на тему 'Анализ туристских направлений Китая для граждан Российской Федерации'

Анализ туристских направлений Китая для граждан Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
903
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ТУРИЗМ / НАПРАВЛЕНИЯ КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чистилина Анна Павловна

В данной статье приведен анализ туристских направлений Китая для туристов из Российской Федерации, проанализирована динамика изменения туристских потоков из России в Китай, показаны основные профильные туристские дистенации Китая, результаты исследования показаны в виде инфорграфики. Автором была выявлена проблема исследования, также отражены основные направления улучшения взаимодействия между российскими и китайскими властями, проанализированы профильные и иные организации Российской Федерации в Китае и их значение в рамках организации взаимодействия и продвижения услуг китайского бизнеса для конечного потребителя в России. Основной мыслью статьи является создание единого медийного пространства для улучшения коммуникаций между представителями туристского бизнеса обеих стран и создании условий для интеграции китайского бизнеса в российскую систему работы туристского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ туристских направлений Китая для граждан Российской Федерации»

УДК 330.12

АНАЛИЗ ТУРИСТСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ КИТАЯ ДЛЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чистилина Анна Павловна

Студентка третьего курса бакалавриата Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

a_chistilina@list. ги

Научный руководитель:

Шалаев Дмитрий Викторович

Преподаватель Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

ёешап. пвЫ@шаИ ги

Аннотация. В данной статье приведен анализ туристских направлений Китая для туристов из Российской Федерации, проанализирована динамика изменения туристских потоков из России в Китай, показаны основные профильные туристские дистенации Китая, результаты исследования показаны в виде инфорграфики. Автором была выявлена проблема исследования, также отражены основные направления улучшения взаимодействия между российскими и китайскими властями, проанализированы профильные и иные организации Российской Федерации в Китае и их значение в рамках организации взаимодействия и продвижения услуг китайского бизнеса для конечного потребителя в России. Основной мыслью статьи является создание единого медийного пространства для улучшения коммуникаций между представителями туристского бизнеса обеих стран и создании условий для интеграции китайского бизнеса в российскую систему работы туристского бизнеса.

Ключевые слова: российско-китайский туризм, направления китайского туризма, продвижение туристского потенциала

В наше время туризм - это один из важнейших элементов современного общества. Туризм имеет большое значение в жизни людей, которое заключается в возможности расширения кругозора, развития личности, творческого потенциала и конечно ознакомление с технологиями производств других стран и регионов. Одной из основных задач, которую позволяет решить туризм, является совмещение отдыха с образовательными аспектами, ознакомление с историей, культурой и традициями других народов. Развитие туристской деятельности для многих государств на сегодняшний день выходит на первое место по значимости, так как позволяет увеличивать рост национальной экономики и рекламировать свою страну и регионы для повышения посещаемости иностранными туристами.

Стремительное развитие технического прогресса в ХХ веке послужило толчком для туристского бизнеса, который начал осваивать новые направления туристских маршрутов.

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что в настоящее время Россия и КНР имеют прочную туристскую связь, которая с каждым днем набирает обороты. В России создаётся множество новых туристских продуктов для туристов из КНР, а такие проекты как «China Friendly» от туристской ассоциации «Мир без границ» позволяют приспособить наши услуги сервиса к потребностям китайского гостя. При этом граждане РФ имеют незначительное представление о Китае. Так как на российском туристском рынке мало предлагаемых туров в Китай, наши туристы имеют стандартное представление о туризме Китае, которое ограничивается Великой Китайской стеной и Запретным городом.

Во время работы над данным исследованием изучены направления и актуальные статистические показатели российско-китайского туризма.

При освещении аспектов российско-китайского туризма работы были проанализированы работы зарубежных и отечественных ученых, в области развития совместного туризма между Россией и Китаем Дубинская А., анализа туристских потоков в России и Китае. Алилуйко Е.А., Буглак И.А., мотивацией туристских поездок в Россию и Китай Дубинская А., маркетинга в туризме Папирян Г.А.

Китай на протяжении последний 25 лет является достаточно популярной страной для Россиян, однако показатели въездного туризма из России не являются высокими по причине довольно высокой стоимости туристского продукта. Китай для российских туристов - это впечатления от колорита и уникальной культуры. На дорогах встречаются как азиатские, так и европейские автомобили, здания практически не отличаются от российских, номер в отеле имеют вполне европейский стиль. Однако при большем взаимодействовии с окружающей обстановкой, намного больше азиатского колорита открывается туристам.

Первая экзотическая часть Китая - это китайская кухня. В Китае сложно найти европейские рестораны, они распространены только в отелях. Цены в них явно завышаются и туристу гораздо дешевле питаться в обычных китайских кафе и ресторанах. Первое важное отличие китайской кухни - это широчайшее разнообразие. Одним из наиболее распространённых блюд для россиян является утка "по-пекински", "мясо в кисло-сладком китайском соусе" и традиционная лапша. Но количество блюд в Китае исчисляется десятками и сотнями. Одно из самых интересных впечатлений и наиболее распространённое является то, что Вы можете найти в меню китайского ресторана только одно-три знакомых блюда. Все остальные кажется загадочным и непонятным даже с переводом на русский язык. Особенно сильные впечатления у россиян вызывает китайский алкоголь.

Китайские рынки вызывают у туристов разные чувства - от восхищения до паники. Многие россияне не могут себе представить длинную торговую улицу, где продают только чай. Наиболее примечательным является специализированная на чае улица Малиндао. Присутствуют фаст-фуд длиной два километра. Длинная улица, от начала до конца занятая прилавками с готовой едой. Тысячи видов лапши, пирожков, сладостей и напитков. В Китае это обыденное явление, называемое "ночными рынками". Наиболее интересным является рынок на улице Ванфуцзин в центре Пекина. Уникальная древняя архитектура производит неизгладимое впечатление. За самыми яркими ощущениями следует отправляться в Запретный город в самом центре Пекина. Вы посетите самой большой в истории дворцовый комплекс, где жили императоры последних двух династий - Цин и Мин. Каждый период в истории Китая дал нам свой уникальный стиль в архитектуре. Просто сравните стиль эпохи Тан (пример - Большая пагода диких гусей в городе Сиань) и период Троецарствия (пример - Башня желтого журавля в провинции Хубэй в городе Ухань). Они такие разные по стилю, но каждая красива по-своему. Тем туристам, кто интересуется образом жизни людей в других странах, Китай будет очень интересен.

Много ярких впечатлений можно получить, если просто прогуляться по улицам Шанхая или Пекина. Шикарные отели и бизнес центры могут соседствовать с древними буддистскими храмами, маленькие магазинчики могут продавать то, что вы никак не ожидали увидеть. К примеру, на одной из центральных улиц города Ухань мы заходили в магазин канализационных люков. Пожалуй, колорит - это главное, ради чего стоит приехать в "поднебесную". Китай для туристов - это 6000 лет истории, к которой можно прикоснуться Китай - это страна рекордсмен по количеству древних памятников. Только Египет может как-то сравниться с Китаем по количеству античных сооружений. Первые культуры бронзового века существовали в "поднебесной" еще 4500 лет до нашей эры. Самые знаменитые из исторических китайских сооружений: Великая Китайская стена, Запретный город (дворец Гугун) в Пекине и мавзолей Цинь Шихуанди в Сиане. Первые две достопримечательности можно посмотреть при посещении города Пекин, за третьей придется ехать 1200 километров от столицы. Великой Китайской стене 2200 лет. Конечно, она не такая древняя, как Великие пирамиды в Египте, но на 300 лет древнее Колизея в Риме. Впрочем, Китайская стена на самом деле немного старше официального возраста. В 220-210 годах до нашей эры ее не строили, а скорее соединяли разные участки, которые уже были возведены ранее. Точный возраст этого сооружения установить сложно. Каждая эпоха оставила в Китае свои памятники, которые можно посмотреть и потрогать, прикоснувшись к древней истории. Это бронзовые изделия, керамика, печати и монеты.

Все это можно посмотреть в исторических музеях Китая. Национальный музей Китая -самый большой и известный из них находится в Пекине на площади Тяньаньмэнь. Самая известная в мире коллекция керамических изделий древности - это, конечно, Терракотовая армия в Сиане. Не менее интересен Шанхайский музей истории и древнего искусства. Особенно примечательна там коллекция монет и печатей. Хубэйский музей в городе Ухань может похвастаться сокровищами из гробницы маркиза «И». Здесь хранится древний колокольный инструмент - единственный подобный сохранившийся до наших дней.

В каждом городе Китая есть свои музеи со своими уникальными экспонатами, и любителям истории будет интересно в любой китайской провинции. Для массового туризма, конечно, больше всего интересны Великая Китайская стена и Терракотовая армия, эти достопримечательности наиболее популярны. Китай для туристов - это круглогодичный курорт - остров Хайнань. Остров Хайнань часто называют "райским". Температура морской воды не опускается ниже 24,5 градусов даже в январе. Лето и осень иногда выдаются на острове дождливыми, но сильных ураганов и ливней тут почти не бывает. Много туристов приезжает на остров для пляжного отдыха и в эти сезоны. Для жителей сибирских регионов России Хайнань является одним их главных направлений пляжного отдыха наряду с Таиландом. Время полета до Китая из Новосибирска и Иркутска невелико, и Хайнань к туристам куда ближе, чем Турция или Египет. Туристический поток на Хайнань из европейских регионов России невелик, но имеет тенденцию к росту.

Большой популярностью пользуются туры, в которых скомбинирован пляжный и экскурсионный виды отдыха. Обычно, это одна неделя на Хайнане и одна неделя в Пекине или Шанхае. На Хайнане интересны прежде всего пляжы курорта Санья, но достопримечательности на Хайнане не являются уникальными, однако присутствует самая высокая статуя в Азии. Однако, большинство китайцев мечтают отдохнуть на острове, но финансовые возможности не позволяют. Не следует думать, что китайцы очень бедные, просто у них другая шкала ценностей. Отдыху на курорте они не готовы выделять такие суммы денег, какие тратят россияне. Китай для туристов - это огромные возможности для шопинга Список того, что можно привезти из Китая туристу, огромен. Это и сувениры, и предметы одежды, и драгоценности, и предметы роскоши. Большой популярностью пользуется рынок Ябаолу в Пекине, где многие торговцы говорят по-русски, и даже принимают российские рубли наряду с китайскими юанями. Многие едут в Китай именно за низкими ценами, но не всегда это решение правильное. Вернее сказать, нужно знать заранее, куда за каким товаром в Китае следует ехать. Если вы хотите купить

мобильный телефон международного бренда, то континентальный Китай - это не лучший выбор. Аппараты Apple или Samsung тут стоят столько, сколько в России. Для этой цели лучше посетить Гонконг или Макао, где нет налога VAT(НДС). Если вы хотите дешево приобрести одежду и обувь знаменитых брендов, то ситуация двоякая.

С одной стороны, такие вещи в бутиках в Китае стоят дешевле, но от подделок вас тут никто не защитит. В Китай нужно ехать за теми товарами, которые являются истинно китайскими. Это шелк и одежда местных брендов, техника китайских марок, чай и принадлежности для чаепития. Все это можно приобрести тут дешево и очень хорошего качества. Китай для туристов - это возможность увидеть достижения науки и техники современный Китай - это передовая страна во многих областях. Еще десять лет назад китайскую науку можно было назвать отсталой, но сейчас все изменилось. В области всего нового и высокотехнологичного туристам есть на что посмотреть. В Китае функционирует самый быстрый вид общественного транспорта на нашей планете - это поезд на магнитной подушке Маглев. Каждый турист может на нем прокатиться, и это самый удобный способ доехать из аэропорта Шанхая в центр города. Скорость - 470 километров в час. В районе Пудун находятся знаменитые небоскребы Шанхая - это Цзинь Мао и здание Всемирного Шанхайского Финансового центра. Рядом с ними возвышается второе по высоте здание мира - Шанхайская башня, открывшееся 17 мая 2015 года. На всех этих небоскребах есть смотровые площадки.

С большой высоты можно посмотреть на город, увидев какой огромный Шанхай -мегаполис с самым большим населением в мире. Китай построил самую передовую сеть скоростных железных дорог. Скорость составов достигает 360 км/ч. Многие туристы едут в другие города, чтобы посмотреть в поездке больше достопримечательностей, и это хороший шанс прокатиться на знаменитых китайских "скоростниках". Самый длинный в мире мост находится на пути из Шанхая в город Нингбо. Если вы решите посетить Нингбо, то езжайте на автобусе, и у вас будет шанс проехать по 38-километровому мосту. Наиболее интересно, что в самом центре моста прямо посередине залива есть съезд. Этот факт производит сильное впечатление на туристов благодаря эффекту неожиданности. Китай активно развивает свою энергетику. Три из пяти самых больших гидроэлектростанций в мире строятся на реке Янцзы в Китае. При желании их можно посмотреть, хотя и придется достаточно далеко удалиться от основных туристических маршрутов. Также в Китае находится техническое чудо древности - Великий канал. Глядя на его воды, сложно вообразить, что он прорыт 2400 лет назад людьми с деревянными лопатами.

Туристу, решившему посетить самую крупную азиатскую страну мира, доступно несколько видов отдыха:

• Культурно-познавательный туризм в Китае. Многочисленные достопримечательности, которыми богата страна, привлекают любознательных путешественников. Образовательный туризм будет интересен и взрослым, и подросткам, которые хотят увидеть места, обжитые тысячи лет назад - ни Россия, ни Беларусь, ни Украина в те годы даже не существовали, не говоря уже об их процветании;

• Медицинский туризм в Китае. Оздоровительный отдых и чудеса китайской медицины - два неразрывно связанных понятия. Лечебный туризм развивается благодаря рецептам, дошедшим до нас с давних времен, а необычные процедуры, такие как иглоукалывание, способны улучшить здоровье практически каждого пациента;

• Этнический отдых. Страну населяют не только китайцы, но и другие народности, чья культура, философия и быт во многом отличаются от западных предпочтений. Но даже взгляды самих китайцев различны в отдельных провинциях -туристу будет интересно познакомиться с их обычаями;

• Экологический туризм. Природные ландшафты Поднебесной - еще одна деталь, достойная внимания путешественника. Прогуляться по узким тропам, побывать в горах, подышать чистым воздухом - все это могут себе позволить отдыхающие в Китае;

• Шопинг-туризм - не секрет, что большинство товаров, продаваемых в мире, производят в Китае. В этой стране работают крупные бутики, торговые центры и лавки, где можно купить все - от электроники до скульптур и предметов интерьера на любой вкус. Если и существует рай для любителей шопинга, то он точно в Китае;

• Гастрономический туризм в Китае. Эта страна является родиной десятков вкуснейших блюд, тут обязательно стоит попробовать утку по-пекински, свинину Дунпо, конфету из бороды дракона, столетние яйца и многие другие национальные деликатесы, которые сводят с ума гурманов.

• Внутренний туризм в Китае. Местное население тоже очень любит путешествовать, а период отпусков здесь ограничен тремя датами - Китайский новый год, 1 мая и 1 октября, в это время лучше не планировать въездной туризм в Китае, так как цены повышаются, отели наполняются местными жителями.

Популярностью пользуется и спортивный туризм в Китае - экстремальные способы организации досуга подходят для активных и жизнерадостных людей. На сегодняшний день растет число путешественников, приезжающих в страну с деловым визитом, в основном, они прибывают в Пекин.

Активный туризм в Китае

Отдых в Поднебесной - это не только познавательные экскурсионные программы и гастрономические туры. Сюда едут для пляжного отдыха, в свадебное путешествие, а также для занятий активным туризмом. Самыми интересными способами организации досуга для экстремального и насыщенного отдыха в Китае являются:

1. Тропа смерти в горах Хуашань - для тех, кто хочет проверить свои нервы, пройдясь по узкой дорожке на огромной высоте в скалах. Прогулка занимает не более 15 минут, но дарит незабываемые ощущения. К слову, если стало совсем страшно, предприимчивые китайцы предложат сделать фото в павильоне, смонтировав все так, будто вы прошли по тропе - можно смело хвастать перед друзьями;

2. Дороги в скалах Китая - интерес туристов вызывает смотровая дорога страха в городе Чжанцзянце, она сделана из стекла на высоте почти 1,5 км. Ее длина - 60 метров, но не думайте, что пройти такой короткий маршрут будет просто - под ногами зияет угрожающая пропасть. Перед прогулкой нужно надеть тканевые бахилы, чтобы не повредить стекло;

3. Горнолыжные центры - в Китай можно приехать и для того, чтобы вдоволь покататься на лыжах. Знаменитые курорты с качественными трассами и подъемниками находятся в окрестностях Харбина (курорт Ябули), вблизи Пекина и в провинции Цзилинь (Бэйдаху). Входной билет стоит от 30 до 100 долларов за день катания.

4. Дайвинг - заниматься им лучше на знаменитом острове Хайнань, отличающимся райской тропической природой. Тут работают русскоязычные инструкторы и школы дайвинга. Для погружения идеальны летние месяцы - нет волн, вода комфортная. За полноценное обучение с тренировками придется отдать около 300 долларов.

5. Кайтинг - тоже популярен на Хайнане, понравится любителям кататься под парусом, наслаждаясь волнами и ветром. Уроки этого вида спорта обойдутся от 350 долларов, есть и менее дорогие курсы с ускоренным обучением новичков.

Для тех, кто любит и ценит историю, существует красный туризм между Китаем и Россией. Это направление объединяет две страны, связанные коммунистической политикой. В рамках тура можно посетить памятные места и совершить экскурсию, например, в Шаошань, где ежегодно проводятся тематические фестивали.

ТОП путешественников по странам

Китай США

16% 15%

шд

1'чЛШ

Сингапур Япония Канада Россия Индия

5% 5* 3* 3* 3%

Другие страны

31%

© 2017 Digital Guru. Все права защищены

dgagency.ru

Рис. 1. Рейтинг путешественников по странам [13] На рис. 1 представлен рейтинг путешественников по странам. На первом месте по числу отзывов стоит Китай — 16% всех отзывов об отелях в китайских городах оставили жители этой страны. Остальные страны-лидеры по числу отзывов: США (15%), Великобритания (10%), Австралия (10%), Сингапур (5%), Япония (5%), Россия и Индия (по 3%)[10, с 123]

На рис. 2 представлены основные туристские направления Китая.

Рис. 2. Рейтинг туристских направлений в Китае[11]

В целом выбор самых популярных мест у приезжих туристов совпадает и с внутренним выбором самих китайцев. Самыми популярными городами у

путешественников TripAdvisor стали Гонконг, Шанхай (крупнейший город Китая и мира по численности населения) и столица КНР, Пекин. На четвертом месте расположился Макао (открытый порт и крупный финансовый центр, более 70% доходов его бюджету приносит игорный бизнес), на пятом месте — центр Южного Китая, Гуанчжоу, который является третьим по величине городом Китая[12]

На рис. 3 представлен прирост количества отзывов о туристских дестинациях

Китая.

Рассмотрим более внимательно страны, из которых туристы едут в Китай, а также предпочтения туристов из этих стран. В отличие от других популярных городов в космополитном Гонконге туристы из Китая по количеству отзывов уступают Австралии, Великобритании и США. В топе приезжающих в Макао лидируют туристы из азиатских стран.

Отдельно мы рассмотрели предпочтения направлений у туристов и бизнес-

туристов (пользователей, указавших свою цель поездки как деловую).

Прирост отзывов по городам в 2012-2016

Средний прирост отзывов по местам в %: на 10-19 . 20-29 • 30-39 • 40-49

более чем на 50

• Чанчжоу

• Чжэнчжоу

• Чжанцзяцзе . Чжуншань

• Ухань

в Хайкоу Шэньян . Чунцин • Чэнду . Чжухай , Макао Харбин . Фошань . Сямынь

• Сучжоу

• Уси . Иу

• Циндао

. Шеньчжень . Гуанчжоу

Гонконг

Нинбо

Хуаншань

Дунгуань

Санья

Далянь

Сиань

Чанша

Шанхай

Нанкин

Ханчжоу

Гуйлинь

Куньмин

Тяньцзинь

Лхаса

Дали

Пекин

Лицзян

окр. Жиучжайгу окр. Яншо

© 2017 Digital Guru. Все права защищены

dgagency.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Прирост отзывов туристов в Китае в 2017 году[11]

Рис. 4. Соотношение туристских направлений Китая с основными странами по въезду[9]

Рис. 5. Рейтинг туристских направлений Китая с целями отдыха[9]

Рис. 6. Рейтинг туристских направлений Китая с деловыми целями [9]

В независимости от цели поездки самые популярные места у туристов одни и те же — в отзывах лидируют Гонконг, Шанхай и Пекин. Исключениями являются пляжный курорт Санья и горы Округа Яншо, которые входят в топ у отдыхающих туристов, и крупные экономические центры Сучжоу и Циндао у деловых путешественников.

Развитие туризма в Китае сегодня процветает - большой поток путешественников наблюдается из России и европейских стран. Поднебесная занимает 3 строчку рейтинга самых популярных мест в мире. 2012 год здесь прошел под эгидой туризма и налаживания рекреационных возможностей с Россией. Лучшие города и курорты для посещения в Китае пользуются заслуженной популярностью:

• Остров Хайнань - популярнейший курорт Китая среди туристов. Расположен на юге страны, ежегодно сюда приезжает свыше миллиона туристов. Длина пляжей - свыше 1,5 тысяч км, среди интересных мест - остров обезьян, зоопарк и парк крокодилов, парк птиц, ботанический сад;

• Пекин - китайская столица славится живописными пляжами и десятками достопримечательностей. Туристы просто обязаны увидеть Великую стену, Запретный город, Императорский дворец, Храм Неба - объекты культурного наследия;

• Гуанчжоу - город удивляет красивыми современными ландшафтами и историческими памятниками. Впечатляют местные парки, озера и городские символы - 5 горных козлов из камня. Также туристы охотно посещают сад орхидей, на прогулку стоит потратить не менее 3 часов;

• Шанхай - старых памятников тут немного, но зато вас покорит развитая транспортная система, наличие прибрежной зоны, храма Городских богов и мандаринового сада. Посетить можно и здешние пляжи, и местный колоритный рынок, и храм Нефритового Будды;

• Гуйлинь - курорт, затерянный среди пещер, излюблен молодоженами и всеми влюбленными. Тут неповторимые пейзажи соседствуют с интересными объектами, включая парк Семи звезд, Этнографическую деревню;

• Сиань - западный мир Китая, город, расположенный на реке Вэй. Это старый центр страны, откуда начался Шелковый путь. Среди интересных достопримечательностей - терракотовая армия и дворцы, где правили свыше 11 династий;

• Харбин - сюда лучше ехать зимой, чтобы увидеть ледяной город и покататься на лыжах. Внимания заслуживает живописная природа и старинные памятники - увидеть их можно, прогуливаясь по улочкам Харбина;

• Ханчжоу - путешественников притягивает озеро Сиху с красивейшими берегами. Здесь можно изучить историю страны, отдохнуть на пляжах, заняться шопингом на местных рынках. К посещению рекомендована Прилетевшая гора, музей чая, монастырь Линьиньсы. Отдых на курорте выбирают семейные пары, чей бюджет ограничен - цены можно назвать доступными.

Китай - это не просто туристическая страна, это экзотическое направление отдыха, которое не оставит равнодушным. Уникальные архитектурные изыски, тысячелетние достопримечательности, красивые пляжи и необыкновенная природа, пляжи и квалифицированное лечение - отдых в сердце Поднебесной будет разнообразным и интересным. Сюда можно поехать в одиночку, с детьми, второй половинкой, друзьями -заряд положительных эмоций всегда гарантирован.

Важнейшей проблемой развития вьездного туризма в Китай для граждан РФ является отсутствие доступного информационного поля для позиционирования китайских курортов и продвижения их на Российский рынок.

Для обеспечения необходимого уровня поддержки информационного обеспечения туристской деятельности в Китае расположено несколько организаций со стороны Российской Федерации:

• Торговое представительство Российской Федерации;

• Региональное представительство Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

• Российский культурный центр в Пекине;

• Национальный офис по туризму России в Китае.

Данные организации выполняют разные задачи, однако тесно связаны с развитием туристской деятельности и взаимному обмену туристским потоком.

Национальный офис по туризму России в Китае «Visit Russia», реализующий задачи: формирование позитивного имиджа России как страны благоприятной для туризма и отдыха; продвижение национального туристского продукта на китайском рынке - является единственной профильной организацией по туризму в Китае. Однако данный функционал не может гарантировать долгосрочное и устойчивое развитие российско-китайского туризма. Данный орган должен стать связующим звеном, при построении совместного туристского бизнеса между странами. Согласно политике КНР приоритетным направлением туризма является внутренний туризм (согласно данным Государственного управления по делам туризма КНР - China National Tourism Admini strati on, http://www.еn.cnta.gov.cn)

Большая часть взаимодействия должно совершаться на уровне бизнеса. Государственный Совет КНР 9 августа 2014 г. опубликовал документ -

«Некоторые мнения Госсовета КНР о стимулировании и развитии реформы туристической отрасли» (Several Opinions of the State Council on Promoting the Reform and Development of the Tourism Industry), который по сути является государственным планом развития туризма до 2020 г. (далее - «План») [6, c 254].

В соответствии с Планом к 2020 г. общая сумма потребительских расходов в сфере внутреннего туризма в КНР должна достигнуть 5,5 трлн. юаней, каждый житель КНР должен совершить не менее 4,5 туристических поездок ежегодно, а доля туризма в ВВП должна достигнуть 5%.

Для достижений этих показателей в Китае планируется осуществить ряд мероприятий:

- упростить правила допуска на рынок туристских услуг, содействовать интернационализации китайских туристических компаний и развитию международного сотрудничества в сфере туризма;

- объединить международные и внутренние стандарты туристических услуг; улучшить внутренние, международные и региональные механизмы сотрудничества в сфере туризма, установить взаимосвязанную сеть информационного и сервисного обслуживания отрасли;

- поощрять бизнес чартерных рейсов для внутренних туров по стране (пока это выполнимо в рамках действующих правил);

- разработать новые международные и внутренние туристические маршруты;

- продолжить развитие въездного туризма, агротуризма, познавательного туризма, социального туризма (в частности, туризма для пожилых граждан);

- совершенствовать в дальнейшем транспортную инфраструктуру, систему оценки кредитоспособности на рынке, финансовую поддержку туризма со стороны государства, контроль над ценами на входные билеты, а также совершенствовать систему предоставления оплачиваемых отпусков для работников.

Другими словами Китайские власти стремятся повысить ВВП от туризма до 5%, что является колоссальным показателем в денежном выражении. Однако при учёте информационной закрытости страны, закрытости СМИ, низкий уровень развития стандартов обслуживания по стране в целом - опыт развития туризма в РФ может оказать плодотворное влияние и на развитие туризма в Китае и на развитии Российско-китайского туристского потока. Осуществлять данные процессы необходимо путём создания современных объединений представителей туристского бизнеса, обмена опытом, подготовке и переподготовке кадров для сферы туризма, а также путём дальнейшей интеграции совместных российско-китайских проектов в сфере туризма[3, с 73].

Важным шагом будет создание совместного информационного бизнес поля, в рамках которого произойдёт интергация и оптимизация программ бронирования туристских продуктов, гостиничных услуг.

Развитие системы глобальных пассажирских перевозок при совместимых системах бронирования даст необходимый импульс и стимулирование туристского портока, связывая отдельные регионы РФ и Китая.

Данные решения могут осуществиться при масштабном аналитическом ресурсе, изучающем динамику изменений запросов китайских потребителей и развития предложения российской стороны.

Совместное медиа-пространство и кросс-культурные объединения способствуют популяризации интереса к российскому контенту сети интернет, который должен быть представлен в достаточном количестве и разнообразном предложении, а также своевременно интегрирован в китайское медиа-пространство.

Целью инвестирования, главным образом, является получение вознаграждения. В течение последних 30 лет Китай постоянно является местом с наибольшими ставками по доходам от иностранных инвестиций, период финансового кризиса также не стал исключением. Несмотря на некоторое снижение определенных ставок доходов от производства, что произошло по разнообразным причинам, в сравнении с очень многими мировыми государствами ставки доходов по-прежнему находятся на самом высоком уровне возврата на инвестированный капитал. С января по июль 2012 года в Китае были

созданы 14459 новых предприятий с иностранными инвестициями, что на 17,9 % больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года; объем прямых иностранных инвестиций составил 58354 миллиона долларов США, рост в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 20,65 %. В том числе, количество новых иностранных предприятий, созданных в июле в Китае, составило 2082 предприятия, что больше на 12,85 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, использованный иностранный капитал был на уровне 6924 миллионов долларов, рост в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 29,2 %.[5, c 53].

Исходя из всего сказанного выше, потенциал Российско-китайского туризма оценивается высоко, присутствуют множество возможностей для взаимодействия и интеграции совместных проектов.

Литература

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 29.06.2015, с изм. от 18.04.2018) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" — сборник Собрания законодательства РФ.

2. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011-2018 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.

3. Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» от 3 декабря 1993 г. Правительства КНР и РФ

4. Соглашение «О безвизовых групповых туристических поездках» подписали Россия и Китай (1993 и 2000 гг.)

5. Алилуйко Е.А., Буглак И.А. Сравнительный анализ уровня въездного туризма и его организация в России и Китае. // Перспективы формирования туристского пространства России и Китая. // Российско-китайский научный альманах. - Москва, 2007, С.12.

6. Биржаков М.Б. Введение в туризм / БиржаковМ.Б., 8 изд. СПб: Невский фонд, 2013.

7. Воскресенский В.Ю.Международный туризм / Воскресенский В.Ю.,Юнити, 2013.

8. Дубинская А. Куда и зачем ездят китайские туристы в России // Йод. 2016. №7. С. 45.

9. Папирян Г.А.Маркетинг в туризме / Папирян Г.А., Академия, 2014.

10. Россия и Китай. Развитие совместного туризма [Электронный ресурс]// Статриф URL: http://statref.ru/ref__polotratyqas.html (дата обращения: 09.02.2017).

11. Советское прошлое сулит России доходы от крупнейшей экономики планеты [Электронный ресурс]// Деловая газета взгляд URL: http://vz.ru/economy/2016/2/17/794927.html (дата обращения: 08.01.2018).

12. Туризм как вид деятельности [Электронный ресурс]// Турлиб URL: http://tourlib.net/books_tourism/zorin12.htm (дата обращения: 06.02.2017).

13. Туристическая Ассоциация «Мир без границ» [Электронный ресурс]ЦКЪ: http://www.visit-russia.ru/ (дата обращения: 9.05.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.