Научная статья на тему 'Анализ туристских перспектив направления О. Хайнань (Китай)'

Анализ туристских перспектив направления О. Хайнань (Китай) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
728
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ОСТРОВ ХАЙНАНЬ / ПЛЯЖНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ТИПЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелег Екатерина Андреевна, Очкасова Ирина Сергеевна

В статье анализируется туристские перспективы направления о. Хайнань, а также рассмотрены туристские возможности острова с позиций основных составляющих туризма. На основании проведенного анализа авторами была выведена формула успеха туризма на Хайнане, которая состоит из безвизовых формальностей, природных условий, выгодных пакетных предложений и экологического аспекта. Статистические данные показали, что остров за последние годы стал популярным туристским направлением у россиян. Главной целью авторов стал анализ сильных и слабых сторон туризма с целью выявления проблем адаптированности под российского потребителя. Особое внимание в статье уделено вопросу расширения полетных программ российских туроператоров, а также политики субсидирования туризма китайскими властями как способами увеличения турпотока. На основании проведенного анализа авторами предложены рекомендации по улучшению туризма на острове с целью увеличения российского туристского потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ туристских перспектив направления О. Хайнань (Китай)»

УДК 338.48

АНАЛИЗ ТУРИСТСКИХ ПЕРСПЕКТИВ НАПРАВЛЕНИЯ О. ХАЙНАНЬ (КИТАЙ)

Шелег Екатерина Андреевна, Очкасова Ирина Сергеевна

Магистранты второго курса Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

sheleg37@mail.ru, ira.ochkasova.97@mail.ru

Научный руководитель:

Шалаев Дмитрий Викторович

Преподаватель Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

deman.nohi@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется туристские перспективы направления о. Хайнань, а также рассмотрены туристские возможности острова с позиций основных составляющих туризма. На основании проведенного анализа авторами была выведена формула успеха туризма на Хайнане, которая состоит из безвизовых формальностей, природных условий, выгодных пакетных предложений и экологического аспекта.

Статистические данные показали, что остров за последние годы стал популярным туристским направлением у россиян. Главной целью авторов стал анализ сильных и слабых сторон туризма с целью выявления проблем адаптированности под российского потребителя. Особое внимание в статье уделено вопросу расширения полетных программ российских туроператоров, а также политики субсидирования туризма китайскими властями как способами увеличения турпотока. На основании проведенного анализа авторами предложены рекомендации по улучшению туризма на острове с целью увеличения российского туристского потока.

Ключевые слова: развитие туризма, остров Хайнань, пляжный туризм, туристский поток, типы туризма.

«Восточные Гавайи», как принято называть остров Хайнань, на протяжении нескольких лет являются главным курортным направлением Китайской Народной Республики. Остров Хайнань расположен на самом юге Китая и омывается водами ЮжноКитайского моря. Среднегодовая температура составляет +24°С, климат острова мягкий, тропический. Длина береговой линии составляет 1 500 км [1].

Анализируя о. Хайнань как туристское направление, стоит обратиться к статистике. В 2018 год Хайнань посетило около 76 млн. туристов, большая часть из которых - это китайцы, и порядка 1,5 млн. - это туристы других стран. Запуск дополнительных международных рейсов позволил увеличить прирост иностранного турпотока в 2018 году на 12,6%.

По данным туроператора TEZ TOUR, спрос на курорты острова у россиян в период с 2017 по 2019 гг. увеличился на 234%. Российский турпоток на остров Хайнань по итогам 2017 года достиг максимума - 284 тыс. человек в сравнении с предыдущими годами. В

2018 году произошло снижение российского турпотока порядка на 40 тыс. человек. Именно в этот год о. Хайнань как туристскому направлению был нанесен имиджевый урон. Туроператор «Жемчужная Река» был признан банкротом, что вызвало закономерное снижение туристского интереса среди россиян. К концу 2019 года бюро по туризму города Саньи планирует увеличить цифру российского турпотока на 90 тыс. человек, а в 2020 году увеличить этот показатель вдвое [7].

На сегодняшний день о. Хайнань среди иностранных туристов, в т.ч. россиян, может составить серьезную конкуренцию монополистам азиатского направления таким, как Таиланд и Вьетнам. Политика местных властей направлена на адаптированность острова под россиян, как основного туриста [2].

Формула успеха растущего спроса у наших соотечественников имеет качественные обоснования:

• благоприятные климатические и природные условия для круглогодичного туризма;

• безвизовый режим;

• массовый и разнообразный турпродукт, соответствующий настоящим запросам туристов;

• привлекательные цены на туристские пакеты, которые предлагают туроператорские компании. Этот пункт успешно достигается благодаря большому объему авиаперевозок из Москвы и регионов, а также выгодным тарифам отельеров;

• жесткое соблюдение экологического режима в сравнении с другими курортами Юго-Восточной Азии. Сохранение уникальной экологии, флоры и фауны острова является стратегическим направлением развития о. Хайнань. В радиусе 400 км от курортной зоны нет ни одного промышленного предприятия.

В отличие от многих стран, расположенных в Юго-Восточной Азии, виза в КНР для российских туристов необходима. Но о. Хайнань выступает как свободная эконмическая зона, направленная на развитие международного въездного туризма. В связи с этим 1 мая 2018 года власти Китая выступили с официальным заявлением об отмены визового режима на о. Хайнань для 59 стран, в частности для граждан Российской Федерации. Посещать остров могут туристы, которые приобрели пакетный тур и отправляются отдыхать в составе организованной туристской группы, минимальное число участников которой должно быть не менее 2 человек. Срок проживания на острове без визы составляет 30 дней. Находясь на острове по безвизовому режиму, туристы должны проживать во включенном в туристский пакет объекте размещения, а также не выезжать из провинции на материк. В случае если турист в ходе поездки планирует посетить

материковую часть, необходимо оформить однократную китайскую визу по прилету на о. Хайнань, которая выдается сроком на 15 дней.

Хайнань имеет богатую ресурсную базу и располагает разнообразными туристскими предложениями, основной частью которых является пляжный туризм. Курортным столицей Хайнаня принято считать город Санья. Пляжная часть острова разделена на 4 бухты: Ялунвань, Дадунхай, Саньявань, Хайтанвань, - каждая из которых имеет свою специализацию. Особым спросом у молодежи пользуется Дадунхай благодаря своему расположению близ главных развлекательных центров и города Санья. Отельная база представлена объектами размещения городского типа, находящимися в отдалении от моря. Отдых в Ялунвань ориентирован на состоятельных туристов, отельная база представлена 5* отелями крупных международных сетей, развита инфраструктура для занятий дайвингом и снорклингом. Пляжная зона в Саньявань является популярным местом отдыха у местного населения, иностранные туристы отмечают весомый недостаток - отельная база развита слабо, а пляжная зона отделена от туристской инфраструктуры автомобильной трассой. Хайтанвань - активно развивающаяся курортная зона с респектабельными отелями мирового уровня. Стоит отметить, что все пляжи на острове муниципальные, оборудованные необходимым инвентарем для комфортного отдыха.

Остров является одним из главных центров традиционной китайской медицины всего Азиатского региона. Хайнань имеет вулканическое происхождение, и основную часть лечебно-оздоровительного туризма составляют термальные источники. Популярными среди туристов являются Чжуцзян Наньтянь и долина радоновых источников Синлун. Лечебные процедуры исключают любое хирургическое вмешательство, врачи китайской медицины сочетают техники акупунктуры, ароматерапии, ингаляций, мокса-терапии (методика прогревания акупунктурных точек миниатюрными полынными сигаретами-моксами), аурикулотерапии (иглоукалывание по биоактивным точкам, которые находятся на ушных раковинах), прижигания лечебными травами и массаж.

В материалах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сообщается о 56 видах болезней, которые лечатся акупунктурой. При помощи традиционных методов акупунктуры и мокса-терапии вылечиваются заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, нервной и эндокринной системы. Кроме акупунктуры, следующей действенной методикой является лечебный массаж, который считается универсальным средством лечения больных разных возрастов, часто используется для

снятия болезненных ощущений в области шеи, плеч, поясницы, ног, апоплексии, дислокации суставов и других функциональных расстройств.

Лечебный результат обусловлен комплексным подходом, именно поэтому акупунктура и массаж часто используются одновременно. В дополнение к ним стоит выделить процедуру прижигания лекарственными травами и баночный массаж, применяющийся для снятия жара и болевых ощущений. Терапевтический результат прижигания достигается за счет теплового воздействия и прижигания акупунктурных точек целебными травами, воздействующими на нервную деятельность и оказывающими комплексное успокаивающее и расслабляющее воздействие на организм [1].

Экскурсионные маршруты на о. Хайнане являются дополнением к основному пляжному виду отдыха. Если юг острова представляет собой центр пляжного направления, то север имеет богатое культурно-историческое наследие. С целью комбинирования пляжного и экскурсионного видов отдыха будут создаваться развлекательные центры, а также организовываться морские круизы, сельские туры в традиционные китайские деревни. Например, в ближайшие несколько лет предполагается открыть автодром «Формула-1» и тематические развлекательные парки Hello Kitty и Lego. В 2020 году бюро по туризму Саньи совместно с TEZ Tour и iFly планируют разработать бюджетные туры для семейного отдыха на сезон с июня по сентябрь. Данные туры будут представлять собой специализированные программы для юных туристов по типу детских лагерей.

Отельная пляжная инфраструктура представлена категориями 4-5*, часть из которых это международные гостиничные цепи. Большой популярностью среди туристов пользуются апартаменты. Бюджетное размещение расположено вне курортной зоны, на севере острова. Некоторые отели 4 и 5* ориентированы на отдых с детьми и имеют необходимую инфраструктуру: игровые зоны, бассейны с горками, развлекательная программа и детское меню. В Хайкоу и Санье можно найти вариант хостела, а в пригородах и сельских зонах - гостевые дома.

Используя, природные ресурсы для привлечения потенциальных клиентов, отельеры располагают свои отели в тропических лесах и близ термальных источников. Большинство отелей предлагают на своей территории SPA-услуги с использованием лечебных трав и эфирных масел. Практически во всех отелях предлагается система питания - breakfast, обеды и ужины можно приобрести за дополнительную плату [3].

Перспективным дополнением к туристской привлекательности острова стала новость о включении в ряде отелей в 2020 году концепции «все включено» с целью привлечения дополнительного потока российских туристов. Инициатором выступил

туроператор TEZ TOUR совместно с авиакомпанией iFly. Внедрение данной системы начнется с отелей, расположенных на курортах провинции Санья. На данный момент планируется создание 3-4 отелей категорий 4* и 5*, а к концу 2020 года их количество увеличится до 10. С целью сохранения критерия «цена-качество» для внедрения системы будут приглашены специалисты из Турции.

Стоит отметить, что введение системы «всё включено» ориентировано именно на российскую аудиторию, с целью обеспечения загрузки отельной базы острова, уменьшения критерия сезонности, а также исключения определенных сложностей, связанных с организацией питания на острове (языковой барьер, специфика азиатской кухни).

Проблема при введении системы очевидна: предназначенные традиционные продукты для «all in» на острове не производят, а доставляют из материковой части. Внедряя систему, объем доставляемых продуктов будет увеличиваться, тем самым увеличиваться их стоимость. Не исключено, что решить данную проблему качественного питания возможно с помощью дополнительных субсидий или перераспределения уже имеющихся.

Рассматривая критерий «гастрономия», стоит отметить, что на Хайнане можно найти все разнообразие традиционной китайской кухни. Это является одним из сдерживающих факторов привлечения российского туриста, в связи со спецификой местных блюд. На данный момент внедрение европейской кухни на острове находится в стадии развития и имеет очаговые точки возникновения, как правило, в крупных туристских районах.

Туризм на Хайнане ориентирован на внутренний рынок. Россияне сталкиваются с проблемой туристского информационного пространства: отсутствие информационных табло и меню в кафе на русском языке. Схожая ситуация наблюдается с языковым барьером. Только в крупных туристских центрах местное население владеет базовым русским и английским языками.

В пределах КНР расчет иностранной валютой запрещен. Обмен производится в отделениях китайского банка, которые имеются в аэропортах, гостиницах и крупных магазинах. К оплате принимаются основные кредитные карты, но многие расходы внутри страны, в том числе и транспортные, оплачиваются только наличными.

Шоппинг на Хайнане имеет ряд особенностей в связи с островным положением. Среди популярных у туристов сувениров можно выделить жемчуг (визитную карточку острова), фарфор, хрусталь, натуральный шелк, китайский чай, косметика и лекарственные средства. На острове расположены крупнейшие залежи хрусталя во всем

Китае. Прибывая на отдых, туристы отмечают, что шоппинг здесь ориентирован на продажу традиционных китайских сувениров и продукции местного производства. На Хайнане можно найти брендовые бутики, но ассортимент товара очень ограничен, а ценовой показатель не отличается от европейского. Товары широкого спроса (одежда, обувь, техника, электроника) ориентированы на местных жителей, а показатель «цена-качество» таких товаров достаточно привлекателен для иностранных туристов.

С 1 января 2011 года на Хайнане работает система Tax Free. При покупке товаров на сумму более 800 юаней, но менее 5000 юаней при выезде с острова через аэропорты городов Хайкоу и Санья иностранным туристам возвращается 11% от потраченной суммы

[5].

Среди крупных компаний, предоставляющих туристские пакеты для россиян на о.Хайнань, можно выделить TEZ TOUR, Anex Tour, Русь Тур, Спейс Тревел, Русский экспресс. Основа предложений компаний базируется на предоставлении пляжного вида отдыха с элементами экскурсионного обслуживания. Некоторые компании начинают комбинировать о.Хайнань как экскурсионный центр с туристическими дестинациями материковой части Китая. Компания «Русь Тур» предлагает туристам лечебно-оздоровительные поездки в крупные медицинские центры [7].

Анализ существующих предложений на рынке показывает, что минимальная стоимость 7-дневного путешествия с вылетом из Москвы в низкий сезон составляет порядка 27 тыс. рублей. В стоимость такого тура входит стандартный набор услуг: перелет, проживание в отеле 4* с завтраком, трансфер. Положительное влияние на стоимость турпродукта оказывают существенное увеличение объемов авиаперевозок перевозки. Так, туроператор TEZ TOUR расширил полетную программу более чем на 5 городов, тем самым, увеличив загрузку отельной базы о.Хайнань. Осенью этого об увеличении рейсов на Хайнань сообщил и туроператор ANEX Tour. Вылеты этой компании осуществляются на рейсах Azur Air, прилет в Санью из 7 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Перми, Краснодара, Нижнего Новгорода, Южно-Сахалинска [8].

Увеличивая количество авиарейсов, российские туроператоры рассчитывают на субсидирование со стороны китайского правительства. Данная политика направлена на стимулирование иностранного турпотока на курорты острова. За каждый прямой рейс на курорт Хайнаня, китайские власти выплачивают туроператорам компенсацию. Работа через политику субсидирования не уникальна, но для о.Хайнань - это грамотное решение с целью увеличения туристского потока.

Таблица 1. Полная полетная программа туроператоров на Хайнань в зимнем сезоне 2019-2020 гг. [8]

Город вылета ANEX Tour TEZ Tour Русь-Тур Chiha Travel

Владивосток NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Екатеринбург iFly - 2 раза в неделю

Иркутск NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Казань iFly - 2 раза в неделю

Кемерово NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Краснодар AZUR air - 1 раз в неделю

Красноярск NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Москва AZUR air - 1 раз в неделю iFly - 2 раза в неделю AZUR air - 1 раз в неделю

Нижний Новгород AZUR air - 1 раз в неделю

Новосибирск iFly - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Пермь AZUR air - 1 раз в неделю

Самара AZUR air - 1 раз в неделю iFly - 2 раза в неделю (с 13 октября)

Санкт-Петербург AZUR air - 2 раз в неделю

Томск NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Уфа iFly - 2 раза в неделю

Хабаровск NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Чита NordStar - 2 раза в неделю NordStar - 2 раза в неделю

Южно-Сахалинск AZUR air - 1 раз в неделю

При правильном использовании этой политики туроператорские компании могут иметь дополнительный источник дохода и конкурировать на рынке с позиции стоимости турпродукта.

Однако некоторые компании напрямую организуют свою деятельность в расчете на компенсации. Так, в 2016 году на китайский рынок вышла компания «Жемчужная Река», и начала выполнять полёты в Поднебесную.

Туроператор открыл полетную программу в Санью и Хайкоу из Москвы, Санкт-Петербурга и почти десятка региональных городов, претендуя на лидерство на китайском рынке. «Жемчужную Реку» неоднократно обвиняли в демпинге.

Компания, как и предыдущий предшественник «Южный Крест», сделала ставку на субсидирование. За 1 прямой рейс из Москвы в Санью, правительство Хайнаня предлагала компенсацию в размере 155 тыс. долларов. Но для получения такой внушительной компенсации необходимо было выполнить порядка 52 рейсов. Стоит отметить, что выплаты полагаются через 6-9 месяцев, а иногда и через год после очередного отчетного периода. Для туроператоров, использующих субсидии как основной источник пополнения оборотных средств, даже несущественный сбой в графике поступления дотаций критичен. Это стало одной из причин краха туристкой компании «Жемчужная Река». Второй причиной стал сбой в отношениях с партнером-авиаперевозчиком «Иркутские авиалинии»

[4].

Одной из главных проблем, по мнению российских туроператоров, является согласование чартерных рейсов на Хайнань с местными властями. Возникает либо отмена согласованной полетной программы, или предложение неудобных слотов для рейсов, взамен прилета в Санью местные власти предлагают аэропорт в Хайкоу.

Но на данный момент российские туроператоры готовы работать с о. Хайнань. Круглогодичность курорта, качественная отельная база в сочетании с современной китайской медициной, многообразие ценных историко-культурных

достопримечательностей, а также поддержка китайской стороны делают Хайнань перспективным туристским направлением, как для туристов, так и для туристских компаний.

Правительство острова понимает, что российский турист - это основная аудитория, прибывающая с целью отдыха на остров. Особая ценность русского туриста - отпуска в любое время года. Данный критерий позволит снизить факт сезонности на Хайнане, а также обеспечить полноценную загрузку отелей и объектов обслуживания туристов.

В связи с этим 11 сентября 2018 года заместитель директора Комитета по развитию туризма провинции Хайнань исполнительный директор ассоциации «Мир без границ» подписали соглашение о сотрудничестве по продвижению стандартов Friendly Russia («Дружественный России»). Целью данной программы является создание наиболее комфортных условий пребывания и отдыха для туристов из России [6].

Таким образом, провинция Хайнань стала первым регионом Китая, который начнет работу по адаптации сферы туризма и гостеприимства для россиян.

Проведенный анализ позволил выявить проблемы в развитии туризма на Хайнане и предложить пути их решения. Важным моментом является улучшение гостиничной сети с точки зрения адаптированности к русскому туристу (знание русского языка среди персонала отелей, наличие европейской кухни). Аналогичного решения требует ситуация с позиции туристского информационного пространства. Информационные табло на русском или на английском языке отсутствуют, что является сдерживающим фактором для мобильности туристов. На данный момент на Хайнане нет полноценного комплекса обслуживания, развитие туристских зон носит очаговый характер. Необходимо улучшать инфраструктуру на пляжах с целью повышения комфортности от основного вида туризма на острове. Пляжное направление необходимо сочетать с экскурсионным обслуживанием и развлекательным видом отдыхом. Для этого необходимо увеличить количество объектов показа, туристских маршрутов по острову, а также объектов досуга.

Литература

1. Damian, Harper СЫпа / Damian Harper и др. - М.: Lonely Planet Publications, 2012. -1058 с.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. М.: КНОРУС, 2016. - 460 с.

3. Власова Е.Н. Современное состояние и перспективы развития гостиничной индустрии в Китайской Народной Республике // Сервис в России и за рубежом. 2016. №3(64). - С. 107-118.

4. Солдатенков В.Д. Почему туроператоры терпят фиаско на Хайнане // Горячая линия. Истории туризма. - 2019. - №175. - С.70-75.

5. Информационно-туристический сайт Хайнаня https://ru.explorehainan.com/ru/index/index.shtml

6. Международная программа лояльности предприятий туристской индустрии к российским туристам. [Электронный ресурс]. URL: http://rusfriendly.org/

7. Travel Russian News — портал о туризме. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trn-news.ru/

8. Ассоциация туроператоров России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.