Научная статья на тему 'Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна'

Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1851
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / PEDAGOGICAL DESIGN / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / ДИЗАЙНЕР / DESIGNER / МЕТОД ЭКСПЕРТОВ / METHOD OF EXPERTS / ДИЗАЙН ЭКРАНА / DESIGN OF THE SCREEN / КОМПОЗИЦИЯ / COMPOSITION / ТЕКСТУРА / МОДЕЛЬ КОМПОНОВКИ / CONFIGURATION MODEL / ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ / COLOR / ТЕКСТОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ / TEXT INFORMATION COMPONENTS / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катханова Ю. Ф.

В статье уточняется понятие «педагогический дизайн», рассматриваются особенности использования мультимедийных технологий в обучающем процессе, реализация педагогического дизайна в отдельных цифровых образовательных ресурсах с точки зрения художественно-графического и текстового оформления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катханова Ю. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the concept of pedagogical design, examines the peculiarities of using multimedia technologies in training and implementing pedagogical design in certain digital educational resources from the point of view of its artistic and text presentation.

Текст научной работы на тему «Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна»

АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Ю. Ф. Катханова

Аннотация. В статье уточняется понятие «педагогический дизайн», рассматриваются особенности использования мультимедийных технологий в обучающем процессе, реализация педагогического дизайна в отдельных цифровых образовательных ресурсах с точки зрения художественно-графического и текстового оформления.

Ключевые слова: педагогический дизайн, цифровые образовательные ресурсы, дизайнер, метод экспертов, дизайн экрана, композиция, текстура, модель компоновки, цветовое решение, текстовые информационные компоненты.

Summary. The article defines the concept of 'pedagogical design', examines the peculiarities of using multimedia technologies in training and implementing pedagogical design in certain digital educational resources from the point of view of its artistic and text presentation.

Keywords: pedagogical design, digital educational resources, designer, method of experts, design of the screen, composition, structure, configuration model, color, text information components.

76

Теоретическое обоснование процесса привнесения известных педагогических, психологических и методических наработок, общих принципов учения и обучения в теорию и практику разработки цифровых учебных и методических материалов сделал А. Ю. Уваров, назвав эту область работы педагогическим дизайном, где педагогический - означает образовательный, то есть развивающий индивида, а дизайнер - творец, планировщик [1]. Следовательно, педагогический дизайнер формирует образовательный процесс, а разработка цифрового образовательного ресурса - это одна из деталей педагогического процесса. В основе педагогического ди-

зайна положено содержание курса, стиль и последовательность изложения материала, а также способы его представления [2].

На наш взгляд, практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры обучающихся любого учебного заведения осуществляется с помощью педагогического дизайна. Понимая, что педагогический дизайн - это инструмент, благодаря которому процесс обучения и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) становятся более привлекательными, эффективными, результативными, мы видим, что по самым оптимистическим под-

счетам специалистов только около 20% учителей регулярно используют в своей обучающей деятельности ЦОР. И дело не только в компьютерной безграмотности большинства российского учительства. Пока ЦОРы недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс из-за отсутствия информационного взаимодействия триады: ученик - электронный образовательный ресурс -учитель. К величайшему сожалению, многочисленные ЦОРы - учебники, пособия, интернет-ресурсы - существуют сами по себе. Степень их интеграции в работу учителей и обучающихся колеблется между «невысокой» и «нулевой». Эта проблема стоит всегда перед профессиональными разработчиками ЦОР.

Качество цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определяется эффективностью их применения в учебном процессе, соответствием их содержания целям обучения, а так же удобством использования. Мы же рассмотрим только одну сторону вопроса разработки ЦОР -их графическое исполнение, которое помимо художественных включает в себя множество аспектов напрямую связанных с процессом активного взаимодействия обучающегося и ЦОРа. Для анализа нами были отобраны следующие ЦОР:

• «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. «Инфостудия ЭКОН».

• «Открытая математика. Стереометрия» Мультимедийный курс. «Фи-зикон» и «Новый Диск».

• «XIX век. Отечественная история, литература и искусство» Межпредметное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр.

• «История России XVII-XIX веков» Библиотека электронных наглядных пособий. Республиканский мультимедиа центр.

• «Биология. 6-9 класс» Библиотека электронных наглядных пособий. «Кирилл и Мефодий».

• «Экология» Учебное пособие. «1С», «Дрофа».

• «Компьютерная графика и дизайн», мультимедийный обучающий курс. «Мультимедиа технологии и Дистанционное обучение».

Оценка производилась с помощью разработанных групп критериев по методу экспертов. Каждый из параметров оценивался по десятибалльной шкале.

1. Обоснованность компоновки экранов.

2. Выбор и оформление функциональных элементов.

3. Композиционное решение экрана.

4. Цветовое решение экрана.

5. Оформление текстовых элементов экрана.

6. Наглядность иллюстративного материала.

7. Соответствие электронного учебного пособия возрастной группе обучающихся.

ЦОР «Мировая художественная культура» входит в библиотеку электронных пособий для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Он содержит тематические мультимедиа альбомы, редактор для самостоятельного создания альбомов, справочные материалы по персоналиям, терминам и т.д.

Построение концептуальной модели данного образовательного ресурса реализовано достаточно эффективно и способствует быстрому

77

78

пониманию возможностей обучающей программы. Это объясняется тем, что экраны легко классифицируются по запоминающемуся индивидуальному композиционному решению. Компоновка отдельных экранов (экран «Каталог» и экран «Просмотр Экспоната») вызывает вопросы в отношении обоснованности расположения группы главных навигационных средств.

Панель меню размещена вдоль нижней кромки окна программы, что противоречит традиционному представлению об оконной структуре взаимодействия элементов экрана. Помимо стремления добавить оригинальности в оформление ЦОР представляется затруднительным найти другие причины, которые могли бы подтолкнуть дизайнера к такому расположению панели меню. В любом случае это решение было принято в ущерб узнаваемости и метафоричности, а значит, пагубно сказалось на эффективности работы с пособием. Впрочем, ситуация смягчена легко узнаваемыми кнопками управления окном программы, по которым можно идентифицировать группу основных управляющих элементов.

Следует особо отметить выразительность и вкус, с которым дизайнер выполнил оформление экранов этого пособия. В результате - оно обрело гармонично связанный с содержанием облик. Приглушенная цветовая схема основана на природных сочетаниях цветов. Она обладает успокаивающим действием, располагающим к знакомству с произведениями искусства.

Средства просмотра графических материалов удобны и понятны. Тоже можно сказать и о текстовых

комментариях, которые содержатся в электронном пособии. Письменные материалы не создают ощущения избыточности, заполняя лишь строго ограниченное и умеренное пространство экрана. При этом совершенно уместно и, в целом, удачно использованы средства прокрутки текстовой области.

Иллюстративный материал, представленный в данном пособии богат. Однако есть значительные отклонения в передаче цвета, что делает репродукции сильно отличными от оригиналов. Совершенно понятно, что нет возможности достичь достоверности цвета на всех мониторах и при помощи других средств отображения. Однако действия, предпринятые в отношении цветокоррекции репродукций, явно не достаточны.

Наглядность экрана просмотра крупного изображения ухудшена довольно контрастной коричневой текстурой, расположенной на заднем плане. Она отвлекает от просмотра изображения и влияет на его восприятие своей отчетливой теплой гаммой. Верным решением было бы снизить ее резкость и уменьшить цветность.

Можно утверждать, что оформление ЦОР выполнено в достаточно универсальной возрастной ориентации, направленной на широкий спектр пользователей и может проявить свою эффективность, как среди учащихся 10-11 классов, так и среди учителей.

«Открытая математика. Стереометрия» является полным мультимедийным курсом, позволяющим освоить основные темы данной дисциплины. Предусмотрена возможность его использования как при самооб-

разовании, так и во время занятий в компьютерных классах. Содержит иллюстрированный учебник, трехмерные чертежи фигур и их сечения, учебные модели, вопросы и задачи, справочные таблицы, биографии ученых и др.

Мультимедийный курс обладает ясной организацией в целом и на уровне отдельных экранов. Заметна ориентация на традиции построения информационных ресурсов в Интернет, что выражается в преемственности приемов оформления, возможностях и ограничениях использованных технологий. Основные средства навигации по ресурсу сгруппированы четко и понятно. Они расположены на традиционных местах и в соответствии с их приоритетом.

Оформление функциональных элементов обладает двумя основными недостатками. Во-первых, часто использованные пиктограммы очень схожи по форме и цвету, что противоречит самой идее этого средства повышения наглядности. Во-вторых, отдельные кнопки расположены в отрыве от панелей управления, из-за чего размывается четкое представление их назначения.

В оформлении уроков мультимедийного курса прослеживается идея подражания печатному изданию. Данная метафора поддержана лишь иллюстративно-текстовой формой подачи учебного материала и декоративным элементом в виде скрепляющей страницы пружины. Метафору сложно назвать обоснованной, то есть целью данного приема является повышение понятности оперирования с виртуальной средой средствами придания ей признаков материального мира. Например, используя

метафору печатного издания, предполагается, что переход на следующую страницу будет осуществляться нажатием на край листа, к избранным местам или оглавлению через изображение закладки и т.п. В данном же случае метафора выполняет лишь декоративные функции.

Цветовое решение основано на очень ограниченном сочетании цветов, различающихся лишь тоном и насыщенностью.

Трехмерные модели, представленные в качестве иллюстративного материала, сами по себе обладают высочайшим уровнем наглядности и способны серьезно повысить эффективность обучения. Однако наглядность изображений объемных моделей серьезно снижается сильным контрастом черного фона и белого листа экрана в целом. Контраст на границе настолько силен, что препятствует эффективному восприятию наглядного материала. В данном случае черный фон наглядных изображений выбран не удачно.

Оформление текстовой части материала выполнено удачно и не создает затруднений в процессе чтения. Вместе с тем к недостатку можно отнести отсутствие цветовой дифференциации между разными по важности и сути фрагментами текста. Например, важные понятия разумно было бы выделить в тексте отдельным цветом, не повторяющим основные цвета, что помогало бы легче воспринимать учебный материал.

ЦОР «Х1Хвек. Отечественная история, литература и искусство» является интегрированным изданием, предназначенным для применения в учреждениях образования, а также для самостоятельного использова-

73

ния дома, в библиотеке, медиацен-тре с целью овладения знаниями комплексного междисциплинарного характера. В основном оно адресовано учителям и учащимся полной средней школы и содержит материалы, задания, занятия, тесты и контрольные работы, включая гипертекстовые описания, иллюстрации, музыку, видео и др.

Структура компоновки пособия достаточно четкая и логичная, ориентированная на самые вероятные пользовательские сценарии, что находит свое отражение в формулировке пунктов главного меню на «титульном листе». Такой подход, на наш взгляд, эффективен. Причем, каждое из выбранных направлений должно было бы открывать обучающимся совершенно индивидуальные решения их задач, основанные на специфике деятельности. Однако подход к оформлению разделов явно формализован. В результате экраны основных разделов похожи по оформлению настолько, что возникает ощущение повторения и их 80 функциональных возможностей.

Рассматривая компоновку экранов можно обнаружить, что отдельные информационные блоки, носящие явно справочный характер, отражены слишком активно и вступают в противоречие по приоритету с функциональными элементами. Например, на экранах «аттестация», «практика» и «обучение» порядковый номер «траектории» и «уровень» обучения превосходят по выгоде расположения и восприятия основную навигацию страниц.

Цветовые схемы, выбранные для оформления экранов основных разделов в данном пособии, состоят из

цветов различающихся лишь параметрами светлоты и яркости. Сочетания приглушенные, в основном, теплые по колориту и довольно темные. Цветовые схемы экранов не выразительны, что снижает эмоциональную вовлеченность обучающихся. Кроме того, цвет перестает участвовать в визуальном программировании, распределяющем приоритеты между компонентами экрана. К тому же темный тон цветовой схемы вынудил дизайнера к инверсии текстовых элементов по отношению к фону, из-за чего снизилось удобство чтения надписей в ЦОР.

Заголовки экранов, некоторая справочная информация, а также кнопки управления подчинены одному общему подходу в шрифтовом оформлении. Это привело к путанице и нарушению идентификации компонентов, особенно в разделении на информационные и функциональные компоненты.

Излишне акцентировано внимание на заголовке электронного пособия, который, занимая центральное положение, присутствует на каждом экране и привлекает внимание своей лаконичной и от этого активной формой римских цифр «XIX». Вместе с тем наглядность иллюстративного материала в целом удовлетворяет необходимому уровню для индивидуального обучения, но явно не достаточна в качестве использования на большом экране. Однако этот продукт на электронном носителе не позиционируется как цифровой образовательный ресурс, направленный на конкретную возрастную группу учащихся.

«История России ХУ11-Х1Х веков» является частью библиотеки цифровых

образовательных ресурсов для учащихся образовательных учебных заведений. Оно содержит анимированные карты исторических событий, тематические мультимедиа лекции, редактор для самостоятельной работы, справочные материалы по персоналиям, терминам и т.д.

В оформлении данного пособия дизайнеры продолжают развивать концепцию, ранее примененную в библиотеке электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура». При этом в это пособие переходят и основные ошибки в оформлении экранов. Несмотря на то, что все экраны уже обзавелись традиционной полосой заголовка, расположенной вдоль верхнего края, органы управления окном программы по прежнему находятся в правом нижнем углу.

В цветовой схеме доминируют оттенки желтого и коричневого цветов, в сочетании создающие ощущение дружественности программы, но не усыпляющие, а стимулирующие познавательную активность. Цветовая гамма выбрана значительно более удачно. Она выразительна, даже в сравнении с таким качественно оформленным пособием, как «Мировая художественная культура». Помимо стимулирующих мыслительную деятельность оттенков желтого, в оформлении значительную роль играет бордовый цвет, одновременно обогащающий образ экрана и символизирующий роскошь и величие Российской империи. Такая обоснованность цветового решения в контексте тематики пособия должна положительно сказаться на эффективности усвоения знания истории России XVII-XIX вв., так как задей-

ствует эмоциональную составляющую, подталкивая к формированию целостного, яркого и оттого более четкого образа.

Оформление экрана просмотра крупного изображения использовано то же, что и в пособии «Мировая художественная культура». Это довольно странный шаг, потому как сохранены все прежние недостатки, связанные с этим экраном. Более того, экран значительно отличается по стилистике оформления от прочей части пособия, выглядит чуждым как пластически, так и по цветовому решению.

Пояснительные тексты, заголовки и названия элементов управления свободно читаются, достаточно контрастны к фону и успешно интегрированы в цветовое оформление.

Цифровой образовательный ресурс «Биология. 6-9 класс» разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего и полного образования по биологии для 6-9 классов. Оно ориентировано на преподавателей и учащихся общеобразовательных учебных заведений. Разра- И' ботчики пособия ставили перед собой цель - увеличение эффективности усвоения учебного материала. Наряду с этим, пособие было призвано разнообразить процесс обучения и сделать его более увлекательным. Причем, открытость системы позволяет добавлять новый и использовать уже существующий наглядный материал. Это значит, что данный цифровой образовательный ресурс предоставляет некоторые ограниченные средства разработки мультимедийных презентаций, которые могут быть использованы в качестве наглядных пособий на уроках.

Данное электронное пособие обладает ясной и логичной структурой, которая находит свое отражение в лаконичной и четкой компоновке информационных и функциональных компонентов на экране. Поскольку данное пособие не предназначено для самостоятельного обучения, а лишь выполняет роль сборника наглядных пособий, то оформление управляющих и сервисных элементов выполнено исключительно формально, без ориентации на индивидуальное графическое решение. По нашему мнению, в данном случае это совершенно оправдано.

Вместе с тем группировка и взаиморасположение элементов на экране не всегда удачна. Например, экраны презентаций почти всегда обладают недостатками композиционного решения. В них часто заметна неустойчивость расположения элементов, скученность, неверно сформирован композиционный центр и т.д. Иначе обстоят дела с сервисной частью библиотеки, которая в целом удачно скомпонована. Исключением можно 82 считать лишь некоторые особенности программы, например, необоснованная разобщенность пиктограмм, размещенных под главным меню и случайное расположение некоторых элементов управления, например, регулятора громкости.

Цветовое решение презентаций достаточно удачно. Оно способствует легкому прочтению информации и хорошо акцентирует внимание. Наглядные пособия выполнены с использованием различных цветовых схем, большинство из которых можно назвать гармоничными. Разнообразие цветового оформления является положительным качеством, по-

вышающим привлекательность образов и способствующим концентрации внимания.

Текстовой материал не достаточно хорошо скомпонован с иллюстрациями. Подписи к рисункам привязаны слишком формально, выравнивание часто не обосновано. Выбор шрифтов довольно беден, что означает не столько сдержанность, сколько нереализованные возможности оформления.

Разработчики явно тяготеют к статичным формам наглядных пособий, что подтверждается очень скромной долей анимационных роликов и видеофрагментов.

Таким образом, не реализуется значительная часть потенциала мультимедийных возможностей наглядных пособий, что неминуемо снижает их эффективность в обучении. Кроме того, даже в статичных плакатах можно наблюдать довольно странные ходы визуализации основной идеи, нарушающие логику учебного материала. Например, на рисунке «Витамины А и РР» видно, что в подписи к правой части плаката речь идет о необходимости витаминов для работы мозга, а также о содержании этих витаминов в определенных продуктах. При этом синие стрелки направлены от изображения витаминов и к мозгу, и к продуктам, что формирует неправильное смысловое содержание - витамины содержатся в мозге точно так же, как и в продуктах.

Схожую ситуацию можно наблюдать и во многих других пособиях, входящих в состав библиотеки.

Библиотека пособий предназначена для использования учителями, поэтому ее сдержанное оформление

вполне приемлемо. Сами же наглядные пособия по совокупности качеств оформления более-менее соответствуют требованиям заявленного возраста учащихся.

Образовательный комплекс «Экология» представляет собой элективный мультимедиа-курс, включающий учебник с большим количеством иллюстративного материала, систему многофункциональных интерактивных тестовых заданий, видео и фотоальбомы, методические и справочные материалы и т.д. Его компоновка основана на традиционной форме электронных энциклопедий и в точности повторяет принципы их композиционного построения. Если в энциклопедических изданиях основным видом деятельности является поиск информации, а решающим значением обладает удобство навигации во всем многообразии справочных материалов, то в учебном пособии на первый план выходят иные моменты, например, концентрация внимания на учебном материале, удобная форма изложения, выразительность и др.

В данном пособии значительное внимание уделено организации содержания в составе единой справочной системы. Однако компоновка отдельных уроков и наглядных пособий выглядит неупорядоченной и во многом случайной. При этом композиционное решение экрана можно назвать вполне удачным и традиционным. Претензии к композиции начинаются при просмотре содержания ЦОРа. Текстовые материалы, органы управления и декоративные элементы часто плохо скомпонованы, мешают друг другу, «спорят» за обладание статуса само-

го главного на экране. Это приводит к путанице и сложностям восприятия учебного материала.

Яркая зелень обложки символизирует первозданную природу и радует глаз. Однако монохромность цветового решения пособия не способствует удержанию внимания школьников, а также противоречит многообразию цвета в живой природе, которой, по сути, и посвящен учебник. «Сдержанная» цветовая гамма отличается настойчивым использованием желто-зеленого в обложке и ярко-голубого в остальной части учебника. Обложка при этом выпадает по цвету, пластике и средствам реализации элементов управления из оформления пособия, смотрится как инородный и случайный объект.

Роль текста в данном электронном пособии чрезвычайно высока. При этом использованы очень немногие средства его оформления. На некоторых диаграммах (например, «Пределы выносливости») подписи к шкалам довольно плохо читаются, что осложняет ее понимание при демонстрации на большом экра- 83 не. Однако в большинстве случаев выбраны достаточно контрастные цвета и яркие образы, поддерживающие хороший уровень наглядности иллюстративного материала.

Вероятно, что оформление в целом слишком отстраненно и безразлично. Оно отключает эмоциональную сферу учащихся, снижая этим свою эффективность. По нашему мнению, такое оформление мало подходит для учебного пособия, нацеленного на использование школьниками и ориентировано на более взрослую аудиторию.

«Компьютерная графика и дизайн». Представляет собой мульти-

84

медийный, интерактивный обучающий курс, который рассчитан на учащихся как общеобразовательной школы, так и профессиональных учебных заведений. Авторы данного пособия рекомендуют его использовать не только в классе, но и при самостоятельном изучении курса -дома. Помимо видеолекций, в пособие включена система поиска, практические задания и многоуровневый контроль знаний.

Данный ЦОР выполнен по технологии «ТеаеЬРго», и по качеству оформления он значительно превосходит другие электронные наглядные пособия. Учащимся часто предлагается не просто абстрактная последовательность изображений, а анимация, раскрывающая суть теоретического и практического материала электронного учебника. Кроме того, представленный наглядный материал можно использовать в качестве демонстрационного на большом экране. Этому способствует и устройство управления воспроизведений урока, выполненное в стиле проигрывателя аудио и видео файлов. Оно весьма удачно организованно, поскольку не закрывает полезную площадь экрана.

В результате сделанного нами краткого обзора некоторых цифровых образовательных ресурсов можно сказать, что уровень проявления педагогического аспекта, а также общий художественный уровень изученных цифровых ресурсов еще достаточно низок. Усредненные показатели суммарных значений по каждому из критериев показали, что задействовано не многим более половины (до 60%) существующих возможностей, которые способны увеличить эффективность взаимодей-

ствия с данными учебными пособиями, а значит интенсифицировать процесс обучения.

Особенно низкие показатели выявлены в оформлении текстовых информационных компонентов. Ситуация усугубляется явной предрасположенностью именно к текстовой форме передачи учебного материала в ущерб разнообразию мультимедиа средств.

Следующим типичным проблемным аспектом разработки ЦОР можно считать цветовое оформление, которое в большинстве случаев скорее препятствует, чем способствует повышению наглядности учебного материала. Оно выполнено с нарушением принципов построения гармоничных цветовых схем и без учета психологического воздействия цвета на обучающихся.

Способы управления и их оформление в графическом виде являются следующей по важности категорией, которая нуждается в более четких и профессиональных действиях со стороны разработчиков. В большинстве случаев можно констатировать не совсем профессиональный подход к композиционным решениям, что наводит на мысль о пропущенных технологических этапах разработки, например, о пренебрежении к тестированию.

Общая модель компоновки пособий, а также наглядность иллюстративного материала вызывают меньше вопросов по сравнению с предыдущими критериями. Однако часто встречающимся качеством концептуальных моделей можно назвать их формальность и универсальность, являющиеся залогом стабильно невысокого уровня эффективности электронного ресурса.

Наиболее хорошие результаты достигнуты по критерию соответствия возрастной группе обучающихся. Однако объективный анализ ситуации был усложнен тем, что в ряде случаев рекомендуемый возраст просто не указывался. Вместе с тем мы не считали, что целевой аудиторией становится все человечество, имеющее доступ к пособию и компьютеру. В этом случае соответствие определялось путем сравнения содержания учебного материала и средств оформления пособия.

В целом, учебный материал, средства управления, стилистика оформлении и т.п. были выполнены во взаимосвязи друг с другом, что и выразилось в сравнительно высоком показателе по критерию соответствия возрастной группе обучающихся.

Итак, результаты проведенного нами анализа показали невысокий уровень художественно-педаго ги че-ских качеств существующих ЦОР что, вероятно, является следствием исключения из процесса разработки специалистов в области создания ЦОР различного уровня, оформления их графических пользовательских интерфейсов и человеко-ком-пьютерного взаимодействия.

Как было выяснено, в разработке цифровых образовательных ресурсах допускаются самые разнообразные ошибки, что свидетельствует о разобщенности составляющих технологического процесса создания и об отсутствии четкого поэтапного плана разработки и оформления пособий. Вероятной причиной тому может являться явный недостаток специально подготовленных людей к участию в разработке электронных учебных пособий с точки зрения педагогическо-

го дизайна. По нашему мнению, наличие специалистов по педагогическому дизайну для разработки и оформлению электронных учебных пособий создаст необходимые условия для появления более эффективных цифровых образовательных ресурсов, которые будут способствовать повышению уровня информатизации системы образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. - № 30. - 2003.

2. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Вопросы Интернет Образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vio.fio.ru. ■

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.