Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ТРУДНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрусенко Инна Николаевна, Маркусь Анна Михайловна

Процесс адаптации иностранных студентов в российской образовательной среде представляет собой сложное многоуровневое явление, сочетающее образовательную и внеучебную сферы. При этом внеучебная деятельность как одна из составляющих единого образовательного процесса находится на периферии научного интереса. Целью статьи является анализ трудностей иностранных студентов во внеучебной деятельности, способствующей раскрытию их внутреннего потенциала в учебном процессе и эффективной адаптации в российской образовательной среде. Для достижения поставленной цели авторами исследования были использованы метод анкетирования, интервьюирования и метод ретестовой надежности. Разработанная анкета предназначена для выявления трудностей, которые испытывают иностранные студенты во внеучебной деятельности. Расчет показателей корреляций ответов иностранных студентов на вопросы анкеты доказал ее надежность, поскольку коэффициент (гн)реет равен 0,8. Иностранным студентам предлагалось указать на проблемные сферы внеучебной социальной активности. В исследовании приняло участие 100 иностранных студентов различных специальностей Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета. Анализ полученных результатов выявил, что наибольшее количество проблем связано с недостаточным владением русским языком, с психологическим барьером при налаживании внеучебных межличностных коммуникаций в сфере организации досуга. Полученные данные могут быть положены в основу работы подразделений университета, занимающихся адаптацией иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитрусенко Инна Николаевна, Маркусь Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIFFICULTIES OF FOREIGN STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN RUSSIAN EDUCATION ENVIRONMENT

The process of foreign students’ adaptation in a Russian educational environment is a complex multi-level phenomenon that combines educational and extracurricular areas. At the same time, extracurricular activities, as one of the components of a single educational process, are on the periphery of scientific interest. The purpose of the article is to analyze the difficulties of foreign students in extracurricular activities that contribute to the disclosure of their internal potential in the educational process and effective adaptation to the Russian educational environment. To achieve this goal, the authors used the methods of questioning, interviewing and reliability retest. The developed questionnaire is designed to identify and determine the difficulties experienced by foreign students in extracurricular activities. The calculation of correlation indicators of foreign students' answers to the questions of the questionnaire proved its reliability, since the coefficient is equal to 0.8. Foreign students were asked to indicate the problematic areas of extracurricular social activity. The study involved 100 students of various specialties from South Ural State University and Chelyabinsk State University. The results show that most of the problems are associated with insufficient knowledge of the Russian language and psychological barrier in establishing extracurricular interpersonal communications in the field of leisure activities. The data obtained can be used to improve the work of the university departments responsible for the adaptation of foreign students in the Russian-speaking education environment.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Интернационализация образования. Образование в странах мира Internationalization of education. Education around the world

Научная статья УДК 378.18 + 316.7 DOI: 10.14529/ped220309

АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

И.Н. Дмитрусенкоdmitrusenkoin@susu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6633-4327 А.М. Маркусь, markusam@susu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4200-4344 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Процесс адаптации иностранных студентов в российской образовательной среде представляет собой сложное многоуровневое явление, сочетающее образовательную и внеучебную сферы. При этом внеучебная деятельность как одна из составляющих единого образовательного процесса находится на периферии научного интереса. Целью статьи является анализ трудностей иностранных студентов во внеучебной деятельности, способствующей раскрытию их внутреннего потенциала в учебном процессе и эффективной адаптации в российской образовательной среде. Для достижения поставленной цели авторами исследования были использованы метод анкетирования, интервьюирования и метод ретестовой надежности. Разработанная анкета предназначена для выявления трудностей, которые испытывают иностранные студенты во внеучебной деятельности. Расчет показателей корреляций ответов иностранных студентов на вопросы анкеты доказал ее надежность, поскольку коэффициент (гн)реет равен 0,8. Иностранным студентам предлагалось указать на проблемные сферы внеучебной социальной активности. В исследовании приняло участие 100 иностранных студентов различных специальностей Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета. Анализ полученных результатов выявил, что наибольшее количество проблем связано с недостаточным владением русским языком, с психологическим барьером при налаживании внеучебных межличностных коммуникаций в сфере организации досуга. Полученные данные могут быть положены в основу работы подразделений университета, занимающихся адаптацией иностранных студентов в русскоязычной образовательной среде.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, трудности иностранных студентов, образовательная среда университета, внеучебная деятельность

Благодарности. Работа выполнена при поддержке кафедры иностранных языков ЮжноУральского государственного университета (НИУ).

Для цитирования: Дмитрусенко И.Н., Маркусь А.М. Анализ трудностей во внеучебной деятельности иностранных студентов в российской образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14, № 3. С. 96-111. DOI: 10.14529/ped220309

© Дмитрусенко И.Н., Маркусь А.М., 2022

Original article

DOI: 10.14529/ped220309

ANALYSIS OF DIFFICULTIES OF FOREIGN STUDENTS

IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN RUSSIAN EDUCATION ENVIRONMENT

I.N. Dmitrusenkodmitrusenkoin@susu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6633-4327 A.M. Markus, markusam@susu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4200-4344 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The process of foreign students' adaptation in a Russian educational environment is a complex multi-level phenomenon that combines educational and extracurricular areas. At the same time, extracurricular activities, as one of the components of a single educational process, are on the periphery of scientific interest. The purpose of the article is to analyze the difficulties of foreign students in extracurricular activities that contribute to the disclosure of their internal potential in the educational process and effective adaptation to the Russian educational environment. To achieve this goal, the authors used the methods of questioning, interviewing and reliability retest. The developed questionnaire is designed to identify and determine the difficulties experienced by foreign students in extracurricular activities. The calculation of correlation indicators of foreign students' answers to the questions of the questionnaire proved its reliability, since the coefficient is equal to 0.8. Foreign students were asked to indicate the problematic areas of extracurricular social activity. The study involved 100 students of various specialties from South Ural State University and Chelyabinsk State University. The results show that most of the problems are associated with insufficient knowledge of the Russian language and psychological barrier in establishing extracurricular interpersonal communications in the field of leisure activities. The data obtained can be used to improve the work of the university departments responsible for the adaptation of foreign students in the Russian-speaking education environment.

Keywords: foreign students, adaptation, difficulties of foreign students, education environment, extracurricular activities

Acknowledgements. The work was supported by the Department of Foreign Languages, South Ural State University (National Research University).

For citation: Dmitrusenko I.N., Markus A.M. Analysis of difficulties of foreign students in extracurricular activities in russian education environment. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2022;14(3):96-111. (In Russ.) DOI: 10.14529/ped220309

Введение

Интернационализация и глобализация в сфере образования способствовали раскрытию потенциала деятельности российского вуза в отношении обучения иностранных студентов. В настоящее время их обучение и сопровождение является обязательным и важным элементом деятельности, показателем успешности вуза в российской системе образования. Процесс обучения иностранных студентов ориентирован не только на формирование их профессиональной компетентности и взаимодействия внутри академической группы, но и ориентирован на совершенствование личностных качеств.

Образовательная среда вуза представляет собой комплексное явление, включающее в себя непосредственно учебную деятельность, направленную на достижение поставленных целей освоения определенных дисциплин.

Одной из составляющих данной среды является внеучебная деятельность. Сочетание учебной и внеучебной деятельности способствует созданию целостного синергетического эффекта. Согласно нормативно-правовым документам [16, 17] «внеучебная деятельность вуза является непосредственной составляющей образовательной программы обучения, которая нацелена на развитие личностных и профессиональных умений» [3, с. 36].

Данную взаимосвязь учебной и внеучеб-ной деятельности необходимо учитывать при адаптации иностранных студентов к российской образовательной среде вуза. Учебный и внеучебный компоненты жизни студентов определяют суммарно эффективность освоения иностранными студентами не только нового для них языка, но и специфических профессиональных знаний и умений.

Иностранные студенты, получающие

высшее образование в Российской Федерации, преодолевают ряд трудностей, которые условно можно разделить на проблемы, связанные с учебным процессом, и на проблемы, относящиеся к их внеучебным видам активности. Представляется, что внеучебный компонент, включающий в себя налаживание студентами внеучебной жизни за счет формирования новых социальных связей, самореализации и самоактуализации в новой среде, можно рассматривать в качестве неспецифического компонента, так как он одинаково значим для студентов любого направления профессиональной подготовки.

Изучение проблематики организации внеучебной деятельности иностранных студентов, на наш взгляд, может рассматриваться как интегративный подход к пониманию особенностей адаптации иностранных студентов в российские культурные реалии, специфике индивидуального реагирования на возникающие трудности, а также поиска личностных, организационных и социальных ресурсов адаптации иностранных студентов к новой среде.

Целью данной статьи является анализ трудностей иностранных студентов во вне-учебной деятельности, способствующей раскрытию внутреннего потенциала иностранных студентов в учебном процессе и их эффективной адаптации в российской образовательной среде. Для достижения данной цели были определены и последовательно решались следующие задачи: 1) проанализировать современную научную литературу по проблеме адаптации студентов к реалиям другой культуры, относящимся к внеучебным видам активности; 2) охарактеризовать и проанализировать анкету для выявления внеучебных трудностей иностранных студентов в адаптации к русскоязычной среде; 3) изучить трудности, влияющие на дезадаптацию иностранных студентов в различных видах внеучебных активностей.

Обзор литературы

В системе образования ключевым фактором является сочетание учебной и внеучебной деятельности. В данной статье мы акцентируем внимание на анализе внеучебной деятельности иностранных студентов. В Федеральном государственном образовательном стандарте [23] внеучебная или внеурочная деятельность представляет собой деятельностную организацию на основе вариативной составляющей

базисного образовательного плана. При анализе работ мы обратили внимание на сферу применения данного термина: в отношении деятельности в вузе используется внеучебная деятельность. «Внеурочная» деятельность применяется при описании характеристик мероприятий довузовского уровня.

В исследовательском пространстве существует ряд работ, актуализирующих проблему реализации внеучебной деятельности в вузе. Концептуальные основы изучаемого феномена отражены в работах многих исследователей (Л.В. Алиева, Е.В. Андреева, Н.С. Бейлина, И.Н. Бригинец, П.М. Васильев, Р.В. Дружинина, Т.Л. Иванайская, А.Б. Иванова, Д.А. Пи-саренко, Ф.Д. Симбирякова, Н.М. Скребная, АН. Чиж, М. Ахмад, Р.Н. Ахар-Фуджии и др.) [4, 8, 10-12, 23, 26, 27]. Исследователи отмечают наличие во внеучебной деятельности формы неформального социального взаимодействия иностранных студентов с субъектами образовательного процесса, организованного в свободное от занятий время. Диалог культур содействует профессионально-личностному развитию студентов в условиях высшего учебного заведения [3, 5, 31, 32].

Суть понятия внеучебной деятельности рассмотрена многими исследователями. Наиболее полно и лаконично она представлена в работах Д.А. Писаренко и Ф.Д. Симбиряковой [19, 21]. Генезис понятия представлен в изысканиях Е.В. Андреевой, раскрывающей обзор изменений содержания и формы внеучебной деятельности в разные исторические периоды [4]. Исследователи сходятся во мнении, что внеучебная деятельность является сложной самостоятельной системой взаимодействий субъектов [21], целостной динамической системой [19], в которой системообразующим фактором является формирование профессионально компетентного будущего специалиста. Данный вид деятельности способствует формированию социальной компетентности иностранных студентов, поскольку создаются условия для самореализации и самораскрытия личности [5, 7, 22, 24].

Иностранные студенты участвуют в комплексе мероприятий, ориентированных на их включение в межкультурную коммуникативную деятельность, что способствует предоставлению возможностей для социализации и интеграции иностранных студентов в российскую образовательную среду. Внеучебная деятельность, направленная на взаимодейст-

вие с иностранными студентами, является важной формой социально-культурной интеграции в российское образовательное пространство [15, с. 131]. О.С. Красильникова полагает, что данный вид деятельности «формирует гражданскую позицию иностранных студентов, создает условия, ориентированные на положительное отношение к культуре страны, в которой иностранные студенты получают образование» [14, с. 213].

В условиях глобализации обращение к культурному коду является важным фактором для иностранных студентов, так как позволяет им сохранять культурную идентификацию личности, например, самоощущения студента внутри конкретной культуры, при этом потребность в культурной идентификации сохраняется [13].

Специфика внеучебной деятельности заключается в ее позитивном влиянии на мотивацию и успеваемость иностранных студентов. Данный образовательный механизм позволяет студентам эффективно приспосабливаться к образовательному процессу, к студенческой жизни в новых условиях. М. Ромбокас подчеркивает взаимосвязь между формой вне-учебной деятельности, избираемой иностранным студентом, и учебной дисциплиной, в которой представлены наивысшие результаты, и формирующимися у иностранного студента личностными качествами [9, 28]. Внеучебная деятельность способствует формированию интеллектуальной культуры [30] и социализации иностранных студентов. Г.Н. Фахретди-нова подчеркивает, что посредством организации внеучебной деятельности возможно развивать и совершенствовать мягкие навыки студентов [29].

Типология и основные направления изучения внеучебной деятельности представлены в изысканиях Д. А. Писаренко. Данное исследование является для нас ключевым [20, с. 7]. Д.А. Писаренко вводит классификацию по двум основаниям: внеучебная деятельность как часть системы образовательного процесса и как среда для самореализации личности, особое пространство для социокультурного воспитания.

Различные формы внеучебной деятельности в университете ориентированы на интеграцию иностранных студентов в российскую образовательную среду, что способствует формированию «интернациональной культуры российских университетов» [14, с. 213].

Е.М. Чикишев выдвигает гипотезу о том, что правильно выстроенная система внеучебного процесса в вузе направлена на социальную адаптацию и интеграцию иностранных студентов. Данная система подразумевает наличие широкого спектра научных, творческих, общественных, спортивных мероприятий. Данное мнение разделяет Д. А. Писаренко и вводит новую типологическую форму - виртуальные мероприятия. Студенческие объединения способны преодолевать интеграционные и адаптационные преграды. Е.М. Чикишев подчеркивает функциональные обязанности кураторов во внеучебной деятельности: создание мультинациональных коллективов, консультирование по внеучебным процессам [25, с. 412].

Проанализировав научную литературу, посвященную рассмотрению проблем и трудностей, которые испытывают иностранные студенты во внеучебной деятельности, мы пришли к выводу, что данная проблематика находится на периферии научного интереса: в основном авторы выделяют необходимость интеграции внеучебной деятельности в образовательный процесс, заостряют внимание на положительном влиянии на учебный процесс, мотивационные стимулы иностранных студентов. Немногочисленные научные изыскания [1, 18] отражают трудности, связанные с низким уровнем владения русским языком как иностранным. Студенты, которые владеют русским языком на хорошем уровне, погружаются во внеучебную деятельность активнее, и процесс адаптации проходит успешнее.

Ряд исследователей [2, 6] выделяют проблему нехватки времени для участия во вне-учебных мероприятиях, поскольку на начальном этапе обучения они ориентированы только на учебную деятельность; другой проблемой является низкая внутренняя мотивация, обусловленная отсутствием заинтересованности и незначительного поощрения руководства и организаторов студенческой активности со стороны иностранных студентов.

С целью исследования факторов, направленных на организацию внеучебных видов активностей иностранных студентов в российской образовательной среде как залога повышения эффективности учебного процесса, проанализирована деятельность ведущих российских и зарубежных университетов. Рассмотрев организацию ведущих вузов в отношении внеучебной деятельности, мы опре-

делили наличие комплексного подхода к организации внеучебных активностей иностранных студентов, заключающегося во взаимодействии следующих составляющих: университет, центр международного сотрудничества (название вариативно) и студенческий интернациональный клуб (название вариативно) (табл. 1).

Выявленные меры поддержки в российских вузах согласуются с представленным комплексным подходом, при котором взаимоАнализ мер поддержки во внеучебной деятельности в

связанно функционируют три структурных уровня: 1 - университет, 2 - центр международного сотрудничества или центр поддержки иностранных студентов (название вариативно), 3 - студенческий интернациональный клуб (Buddy Club), представляющий собой студенческое объединение волонтеров, активно участвующих и организующих культурно-спортивные мероприятия, направленные на адаптацию иностранных студентов в российской образовательной среде.

Таблица 1

иностранных студентов российских и зарубежных вузах

Название университета Административная структура вуза Специфика деятельности

ТПУ Отдел по работе с иностранными студентами (далее ОРИС) Консультационная поддержка и рекрутинг абитуриентов из стран дальнего зарубежья по образовательным услугам университета; адаптационные мероприятия иностранных обучающихся; Клуб BBC (Buddy Building Club) - студенческое волонтер-ство. Члены клуба BBC организовывают ориентационные и культурные программы

ТГУ Отдел сопровождения и адаптации Языковая интеграция; организация культурных мероприятий; организация спортивных мероприятий; волонтёрское движение TSU-online

ДВФУ ОРИС АРИС Центр русского языка и культуры; проведение культурных и спортивных мероприятий; АРИС ДВФУ - объединение российских и иностранных студентов ДВФУ, способствует расширению культурных связей

НИУ ВШЭ Центр поддержки иностранных студентов Центр изучения русского языка; адаптационные вебинары; программа Бадди (волонтерство); Бадди - это студент НИУ ВШЭ, который добровольно помогает иностранным студентам адаптироваться к жизни в новой культурной и социальной среде

МИСиС Клуб интернациональной дружбы Клуб интернациональной дружбы НИТУ «МИСиС» - студенческая организация, способствующая созданию комфортной среды для иностранных студентов; организация культурных мероприятий (День национальностей, модель ООН, экскурсии)

МФТИ Международный департамент Подготовительное отделение для иностранных граждан (ПОИГ); разработка и внедрение новых технологий и методов реализации учебного процесса иностранных слушателей ПОИГ; организация и проведение культурных мероприятий для иностранных студентов

РУДН Центр адаптации иностранных граждан Кабинет психологической поддержки; тьюторство; организация культурных и спортивных мероприятий

ИТМО Центр обучения иностранных студентов Buddy System - это проект, обеспечивающий взаимодействие между иностранными и российскими обучающимися. В рамках программы к иностранным студентам прикрепляются российские студенты-тьюторы (buddy)

Окончание табл.1

Название университета Административная структура вуза Специфика деятельности

СПбПУ ОРИС Языковой клуб «Russian speaking club»; Межвузовский Фестиваль Дружбы Народов; тьюторская поддержка иностранных студентов; студенческая организация «Tutor Forces СПбПУ» (Tutor Forces, TF); проекты Tutor Forces; Buddy-программа Tutor Forces: тьюторы помогают с оформлением документов и решением бытовых проблем; языковые клубы Tutor Forces (совместно с Интерклубом PolyUnion) с привлечением иностранных студентов в качестве носителей языка; школа тьюторов Tutor School

КФУ Отдел адаптации иностранцев Содействие социальной, культурной, социально-академической и психологической адаптации иностранных граждан; клуб интернациональной дружбы

ТюмГУ Центр привлечения и интеграции иностранных обучающихся Система ориентационного сопровождения и адаптации; ассоциация иностранных студентов; тьюторство

СФУ Отдел социально-культурной адаптации иностранных граждан Проект «Сибирь.ру» - информирование об особенностях русского языка и культуры региона; Buddy Program (волонтерство)

Калифорнийский технологический институт Международный офис Поддержка иностранных студентов и ученых в достижении профессиональных и личных целей посредством консультирования; международные офисы состоят из Международных научных служб (ISS) и Международных студенческих программ (ISP)

Оксфордский университет Международный офис Ознакомительные мероприятия для иностранных студентов; предсессионный курс английского языка для академических целей; консультирование

Принстонский университет Международный офис Ознакомительные мероприятия для иностранных студентов; тьюторство; разработан «Путеводитель для иностранных студентов»

Чикагский университет Управление по международным делам Индивидуальное консультирование; международный студенческий консультативный комитет (ISAC)

Иельский университет Офис иностранных студентов и ученых Консультирование; проведение культурных мероприятий; акцент на различия культур; создание еженедельного информационного бюллетеня для иностранных студентов

В Южно-Уральском государственном университете также представлен комплексный подход к организации сопровождения интеграции иностранных студентов во вне-учебную деятельность, при этом выделяется три структурных уровня работы по созданию среды культурного и творческого общения, содействующей самоопределению и самореализации личности (рис. 1): университетский уровень, центр социокультурной адаптации и уровень ассоциации иностранных студентов и выпускников.

1. Университет определяет концепцию внеучебной деятельности, программу развития ценностных основ иностранных студентов, осуществляет функции управления и развития стратегии в отношении внеучебных активностей иностранных студентов. На уровне «Университета» представлена функция контроля по выполнению графиков внеучебных мероприятий; согласование учебных программ и конкретных видов студенческой вне-учебной деятельности, анализ эффективности проведенных мероприятий в целях интеграции

и адаптации иностранных студентов в образовательный процесс.

2. ЦСА (Центр социокультурной адаптации) ЮУрГУ - структура, созданная Институтом лингвистики и международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета в целях развития двуязычной среды в вузе: усиление эффективных адаптационных процессов иностранных студентов и обучение английскому языку сотрудников вспомогательных структур. Волонтеры ЦСА (российские студенты) оказывают социально-бытовую поддержку иностранным студентам, способствуют их учебной адаптации: вовлекают в участие в Русском клубе. Российские студенты организуют культурные мероприятия и принимают в них активное участие. Связующим звеном, скрепляющим деятельность волонтеров с иностранными студентами, является международный фестиваль «Мы разные, но мы вместе», отличающийся наличием разнообразных творческих мастер-классов и круглых столов. Психологическое сопровождение иностранных студентов в ЦСА осуществляется профессиональным психологом, который владеет английским языком, что позволяет оказывать квалифицированную психологическую помощь иностранным студентам.

Рис. 1. Структурные уровни работы по внеучебной деятельности ЮУрГУ

3. АИС (Ассоциация иностранных студентов и выпускников) является студенческой организацией (Buddy Club). Она сочетает разные направления студенческих активностей: АИС-медиа (социальные сети), АИС-спорт, АИС-креатив, АИС-музыканты (создана собственная музыкальная группа, состоящая из иностранных студентов). Цели организации заключаются в следующем: 1) оказание помощи иностранным студентам при адаптации в вузе; 2) знакомство с новой культурной сре-

дой; 3) актуализация международной дружбы; 4) поддержание связи с выпускниками вуза.

Иностранные студенты являются волонтерами данной организации, что позволяет учитывать интересы разных культур и представителей различных этнических групп. Активное студенческое волонтерство представляется эффективным решением при сопровождении иностранных студентов в высшем учебном заведении.

Материалы и методы

Для анализа подходов к выделению и описанию внеучебной деятельности в образовательной среде авторами был применен теоретический анализ научной литературы. Для анализа трудностей иностранных студентов, которые они испытывают во внеучебной деятельности, использовался метод анкетирования. Для дифференцированной оценки и структурного анализа трудностей иностранных студентов образовательной среды в рамках внеучебного компонента была разработана и апробирована анкета, включающая 20 вопросов, которая показала высокую надежность измерения выраженности определенных трудностей иностранных студентов во вне-учебной деятельности образовательной среды (табл. 2). Анкетирование осуществлялось посредством Google формы.

Анализ надежности созданных авторами исследования вопросов анкетирования оценивался с помощью метода ретестовой надежности. Учет коэффициента надежности предполагает проведение двойного анкетирования в разные периоды времени с одними и теми же респондентами (март 2022 г. - первый срез (X), апрель 2022 г. - повторное исследование (Y)). Для двух значений Х и Y подсчитывает-ся ранговый коэффициент корреляции. Метод ретестовой надежности опирается на расчет корреляций показателей иностранных студентов при ответе на вопросы анкеты, на которые они отвечают на первом и втором этапах тестирования.

В исследовании было применено формализованное, структурированное интервью: был представлен список закрытых вопросов с необходимыми пояснениями к каждому вопросу для иностранных студентов; в русле исследования авторы использовали также не-стандартизированное интервью, представив иностранным студентам тематику для беседы, что позволило получить качественно новые данные, связанные с трудностями в поле вне-

Таблица 2

Краткий обзор вопросов анкетирования на выявление трудностей иностранных студентов во внеучебной деятельности

Примеры вопросов анкетирования Возможные ответы

What measures for learning Russian as a foreign language are effective, in your opinion? (Several options are possible.) / Какие мероприятия по изучению русского языка как иностранного, по Вашему мнению, являются эффективными? Conversation Club (beginner level) / Разговорный клуб (начальный уровень) Conversation Club (advanced level) / Разговорный клуб (продвинутый уровень) Debating Club / Дискуссионный клуб Trip to student camp / Поездка в студенческий лагерь Participation in cultural events / Участие в культурных мероприятиях Visiting museums, exhibitions, concerts, etc. / Посещение музеев, выставок, концертов и др. Attending sport events / Посещение спортивных мероприятий Other / Другое:

What activities for the study of Russian as a foreign language are ineffective, in your opinion? (Several options are possible.) / Какие мероприятия по изучению русского языка как иностранного, по Вашему мнению, являются неэффективными Conversation Club (beginner level) / Разговорный клуб (начальный уровень) Conversation Club (advanced level) / Разговорный клуб (продвинутый уровень) Debate Club / Дискуссионный клуб Trip to student camp / Поездка в студенческий лагерь Participation in cultural events / Участие в культурных мероприятиях Visiting museums, exhibitions, concerts, etc. / Посещение музеев, выставок, концертов и др. Attending sport events / Посещение спортивных мероприятий Your choice / Ваш вариант

Please, indicate how difficult it is for you to attend extracurricular activities? (Several options are possible.) / Отметьте, какие Вы испытываете трудности при посещении мероприятий по внеучебной деятельности (Возможно несколько вариантов.) I have an insufficient level of proficiency in Russian / У меня недостаточный уровень владения русским языком I find it difficult to overcome the language barrier / Мне трудно преодолеть языковой барьер I am not interested in cultural events / Тематика культурных мероприятий мне не интересна I find it difficult to connect with other people / Мне трудно наладить контакт с другим человеком I feel uncomfortable in an unfamiliar envirinment / Я испытываю дискомфорт в незнакомой мне среде Other / Другое:

учебной деятельности. Процесс интервьюирования осуществлялся посредством очного формата после учебного мероприятия по договоренности с ведущими преподавателями дисциплин.

В исследовании приняло участие 100 иностранных студентов, принадлежащих разным этническим культурам (африканцы, китайцы, арабы и другие) и обучающихся в ЮжноУральском государственном университете и университете-партнере (Челябинский государственный университет).

Результаты и обсуждение

Метод ретестовой надежности для анализа созданной авторами исследования анкеты доказал ее надежность, поскольку коэффициент при измерении корреляций ответов респондентов, полученных при проведении последовательных исследований, (гн)реет равен

0,8, и он считается значимым при показателе от 0,8 до 1.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующим выводам:

1. Большинство иностранных студентов знакомы с Ассоциацией иностранных студентов и выпускников (34,5 %), также 25,5 % студентов называют Центр социокультурной адаптации и 22 % - языковой клуб. Больше трети иностранных студентов упоминают центр адаптации иностранных студентов (17 %).

2. Иностранные студенты в ЮУрГУ и ЧелГУ имеют уникальную возможность погружения во внеучебный процесс посредством применения информационных официальных источников, мобильных средств получения доступа к информации и активного взаимодействия с волонтерами и кураторами групп.

3. Почти половина из опрошенных иностранных студентов испытывают трудности при посещении внеучебных мероприятий (36 %), для 48,5 % иностранных студентов участие во внеучебных мероприятиях не вызывает никаких трудностей. 15,5 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос, что говорит об их неуверенности или неких затруднениях по вовлечению во вне-учебную активность.

Более половины (58 %) опрошенных студентов в качестве самой значимой проблемы во внеучебной деятельности выделили недостаточный уровень владения русским языком. 21 % иностранных студентов трудно наладить контакт с другими людьми по причине внутренней скованности и неуверенности (психологическая составляющая), 17 % студентов трудно преодолевают языковой барьер, как результат - они испытывают дискомфорт в незнакомой им среде. Незначительное количество студентов отмечают неинтересную тематику культурных мероприятий (4 %) (рис. 2).

Выявленные проблемы студентов, связанные с языковым барьером, налаживанием контакта с новыми людьми, неблагоприятной для них средой, могут препятствовать их участию во внеучебной деятельности и развитию их творческой активности.

4. Большинство иностранных студентов (63,5 %) считают, что разговорный клуб -наиболее эффективный способ для совершен-

ствования иноязычной коммуникативной компетенции, и указывают, что начальный уровень языка для них будет более комфортным. Несмотря на это, 51,9 % респондентов выбирают для себя разговорный клуб на продвинутом уровне языка, а также участие в культурных мероприятиях - в качестве эффективной меры для повышения их уровня владения русским языком.

Практически половина респондентов отмечают дискуссионные клубы - 34,6 %, поездки в студенческие лагеря - 29,4 % и 23,5 % респондентов выделяют такие мероприятия, как посещение выставок, музеев, концертов и 12,5 % - спортивных мероприятий (рис. 3).

5. Лишь половина опрошенных часто посещают внеучебные мероприятия (51,9 %). Четверть респондентов (25 %) редко принимают участия во внеучебной деятельности, а 13,5 % студентов вообще никогда не принимают участие в мероприятиях, и 9,6 % опрошенных посещают не все мероприятия, а только те, которые вызывают у них интерес (рис. 4).

6. Большинство иностранных респондентов (92,3 %) отмечают, что внеучебная деятельность положительно влияет на эффективный процесс адаптации к российской образовательной среде. Незначительное количество респондентов (7,7 %) считают, что внеучебная деятельность не оказывает никакой помощи в адаптации в новой образовательной среде (рис. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

58%

21% 17%

4%

низкии уровень владения русским языком налаживание контактов языковой барьер неинтересная тематика

Рис. 2. Наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются студенты во внеучебной деятельности

12,50%

23,50% 34,60%

29,40%

■ Дискуссионный клуб (ЦСА) ■ Студенческий лагерь ■ Культурные мероприятия (музеи, выставки, концерты) Спортивные мероприятия

Рис. 3. Эффективные мероприятия по изучению русского языка как иностранного (по мнению студентов)

9,60%

13,50%

51,90%

W

■ часто ■ редко " никогда ■ избирательно

Рис. 4. Частотность посещения внеучебных мероприятий иностранными студентами

Мы полагаем, что высокие показатели (28,8 % и 32,7 % (61,5 %)) подтверждают необходимость интеграции внеучебной деятельности в процесс адаптации иностранных студентов в образовательном процессе. При этом следует учитывать наличие доли иностранных студентов (30,8 %), по мнению которых вне-учебная деятельность должна быть скоррек-

тирована в целях повышения удовлетворенности от эффективности внеучебной деятельности. Нами планируется проведение формализованной и неформализованной бесед для выявления трудностей при осуществлении внеучебного процесса, требующих анализа и изменений, в целях уменьшения и последующего нивелирования данных трудностей.

Рис. 5. Оценка степени участия внеучебной деятельности в процессе адаптации иностранных студентов в российской образовательной среде

Заключение

Результаты исследования, полученные с помощью анкетирования и интервьюирования, свидетельствуют о наличии проблем на каждом из трех уровней организации вне-учебной работы с иностранными студентами в Южно-Уральском государственном университете и Челябинском государственном университете. Чаще всего иностранными студентами обозначаются как проблемные следующие сферы их внеучебной активности:

1) недостаточный уровень предварительной языковой подготовки перед поступлением в вуз и выраженный стресс в течение обучения;

2) недостаточный учет интересов иностранных студентов при планировании различных культурных и адаптационных мероприятий для разных этнических групп. На фоне высокого уровня административной центра-централизации недостаточно представлена и учитывается инициатива и идеи самих студентов как в определении адаптационных мероприятий, так и в студенческом самоуправлении данным движением;

3) в организации внеучебной работы недостаточно используется институт неформального лидерства среди групп иностранных

студентов для творческого наполнения и творческой реализации внеучебных адаптационных мероприятий, отражающих и учитывающих особенности других культур;

4) недостаток информации о возможностях индивидуального участия в различных социальных, культурных, спортивных проектах и мероприятиях разных уровней (университетского, городского, регионального и т. д.), например, в рамках волонтерской и благотворительной деятельности, культурного представительства и т. п.

В качестве перспективы дальнейшего исследования проблематики адаптации иностранных студентов к внеучебным факторам студенческой жизни может быть обозначено выявление региональной специфики проблем адаптации иностранных студентов к социальным реалиям мегаполисов Уральского региона. Выявление региональной специфики возможно путем сопоставления данных, полученных в вузах Уральского региона, с результатами исследования в других регионах России.

В качестве дополнительной важной задачи для дальнейшего исследования может быть выявление культурных различий в профиле проблем организации внеучебной деятельности у представителей разных этнических групп.

Список литературы

1. Авдонина, Д.С. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах / Д.С. Авдонина, Ю.В. Бочкарева, С.В. Булганина // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 11. - https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033 (дата обращения: 28.04.2022).

2. Алексеева, И.С. Отношение студентов к учебной и внеучебной деятельности в условиях перехода на дистанционное обучение /И.С. Алексеева //Вестник СВФУ. Педагогика. Психология. Философия. - 2021. - № 1 (25). - С. 5-10.

3. Алиева, Л. В. Реализация компетентностного подхода в практике воспитания во взаимодействии основной учебной и внеучебной деятельности педагогического вуза /Л.В. Алиева // Соц. педагогика. - 2019. - № 4. - С. 32-39.

4. Андреева, Е.В. Генезис и сущность внеучебной деятельности в системе профессионального образования /Е.В. Андреева // Сибир. пед. журнал. - 2009. - № 11. - С. 290-299.

5. Бейлина, Н.С. Формирование социальной компетентности студентов вуза во внеучебной деятельности /Н.С. Бейлина //Изв. Самар. науч. центра Рос. академии наук. - 2013. - Т. 15. -№ 2 (4). - С. 874-878. DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15

6. Белорусцева, Т.Ю. Исследование отношения студентов ФГБОУ ВО «ХГУЭП» к организации внеучебной деятельности в вузе / Т.Ю. Белорусцева, С.А. Пиханова // «Цифровизация -драйвер экономического роста в постпандемический период». - 2021. - С. 96-104. DOI: 10.38161/978-5-7823-0744-8-2021-096-103

7. Бригинец, И.Н. Развитие лидерских качеств студентов туристского вуза во внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /И.Н. Бригинец. -М., 2010. - 27 с.

8. Васильев, П.М. Интеграция учебной и внеучебной деятельности как основа адаптации студентов вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/П.М. Васильев. -М., 2004. - 24 с.

9. Внеучебная деятельность как механизм адаптации иностранных студентов в российских вузах / М.П. Кочесокова, Л.М. Абазова, З.Х. Джанхотова, Ж.Ж. Гутаева // Педагогика. Серия «Гуманитарные науки». - 2021. - № 3-2. - С. 65-67. DOI: 10.37882/223-2982.2021.03-2.19

10. Дружинина, Р.В. О некоторых аспектах оценки качества подготовки студентов / Р.В. Дружинина //Наука и образование сегодня. - 2018. - № 7 (30). - С. 67-69.

11. Иванова, А.Б. Активизация лидерского потенциала студентов вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/А.Б. Иванова. - Челябинск, 2010. - 23 с.

12. Иванайская, Т.Л. Педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии конкурентоспособности выпускника вуза / Т.Л. Иванайская // Символ науки. - 2015. - № 12 (2). -С. 137-138.

13. Ковтун, Л.В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения: автореф. дис. ... канд. культурол. наук. -М., 1999. - 23 с.

14. Красильникова, О. С. Внеучебная работа с иностранными студентами как пример граж-данско-патриотического воспитания (опыт вузов Западной Сибири) / О.С. Красильникова // Проф. образование в России и за рубежом. - 2017. - № 4 (28). - С. 212-216.

15. Мардасова, Е.В. Практика реализации внеучебной работы с иностранными студентами как форма социально-культурной интеграции в российском образовательном пространстве (на примере географического факультета Алтайского государственного университета) / Е.В. Мардасова, Ю.В. Козырева // Соц. интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве. - 2018. - № 6. - С. 128-134.

16. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». - https://legalacts. ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/ (дата обращения: 10.04.2022).

17. Письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». - https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ (дата обращения: 10.04.2022).

18. Петрович, О.В. Социологический анализ эффективности внеучебной деятельности как механизма адаптации иностранного студента / О. В. Петрович // Молодой ученый. - 2020. -№ 31 (321). - С. 134-136.

19. Писаренко, Д.А. Внеучебная деятельность студентов вуза: отечественные и зарубежные подходы к осмыслению понятия / Д.А. Писаренко // Гуманитар. Балкан. исследования. -2019. - Т. 3. - № 3 (5). - С. 41-44. DOI: 10.34671/sch.hbr.2019.0303.0010

20. Писаренко, Д.А. Проектирование модели оценивания внеучебной деятельности студентов высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук/Д.А. Писаренко. -М., 2021. - 30 с.

21. Симбирякова, Ф.Д. К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов / Ф.Д. Симбирякова //Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6-1 (25). - С. 78-80.

22. Сребная, Н.М. Организационно-педагогические условия создания личностно-ориентиро-ванной системы внеучебной деятельности в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.М. Сребная. - М., 2000. - 21 с.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт: глоссарий. - http://standart. edu.ru (дата обращения: 10.04.2022).

24. Чиж, А.Н. Внеучебная деятельность студентов в теории высшего образования, 19601980-е годы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /А.Н. Чиж. - Луганск, 1998. - 36 с.

25. Чикишев, Е.М. Оценка роли учреждения высшего образования в социальной адаптации и интеграции иностранных обучающихся в российскую среду / Е.М. Чикишев, А. А. Чикишева // Соврем. исследования соц. проблем (электрон. науч. журн.). - 2015. - № 8 (25). - С. 408-427.

26. Ahmad, M. Extracurricular activities and Student's Academic Performance / M. Ahmad, M.F. Rahman // Journal of Armed Forces Medical College, Bangladesh. - 2019. - No. 11 (2). - P. 1-2. DOI: 10.3329/jafmc.v11i2.39814

27. Achar-Fujii, R.N. Student Profile: Motivations, Contributions and Barriers to Engage in Extracurricular Activities / R.N. Achar-Fujii, R. Kobayasi, S.C. Enns, P. Z. Tempski // INTED 2018 Proceedings. - 2021. - P. 8100-8109. DOI: 10.21203/rs/3/rs/-267525/v1

28. Bakhmetieva, I. Extracurricular activities at the faculty of foreign languages: an educational aspect /1. Bakhmetieva, V. Bezrukova, V. Gorbunov et al. //Proceedings of ADVED 2020 - 6th International Conference on Advances in Education 5-6 October 2020. - P. 103-107. DOI: 10.4 7696/adved.2020 73

29. Fakhretdinova, G.N. Extracurricular activities as an important tool in developing soft skills / G.N. Fakhretdinova, P. Osipov, L.P. Dulalaeva // Educating Engineers for future industrial revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springler, Cham. - 2021. - Vol. 1329. -P. 532-540. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9 47

30. Makarov, M. Extracurricular activity of students in the aspect of the university idea / M. Makarov, D. Pisarenko // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS DCCD 2020, Dialogue of Cultures -Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding, 2020. -P. 532-540. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.57

31. Popescu, L.G. University Cultural Center - A Space for Developing Extracurricular Activities for Students / L.G. Popescu // INTED 2018 Proceedings. - 2018. - P. 8100-8109. - https://library. iated.org/view/POPESCU2018UNI (дата обращения: 25.04.2022). DOI: 10.21125/10.21125/ inted.2018.1960

32. Uszynska-Jarmoc, J. Creativity and need cognition in students of pedagogy aspect / J. Uszynska-Jarmoc, M. Zak-Skalimowska, B. Kunat // Education and self-development. - 2019. -Vol. 14. - No. 3, P. 48-61. DOI: 10.26907/esd14.3.06

References

1. Avdonina D.S., Bochkareva Y.V., Bulgarina S.V. Problems of Adaptation of Foreign Students in Russian Universities. Modern Scientific Research and Innovation, 2016, no. 11. (in Russ.) Available at: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74033. (accessed 28.04.2022)

2. Alekseeva I.S. Attitude of Students to Learning and Extracurricular Activities During the Transition to Distance Learning. Bulletin of NEFU. Ser. Pedagogics. Psychology. Philosophy, 2021, no. 1 (25), pp. 5-10. (in Russ.)

3. Alieva L.V. The Realization of the Competence approach in the Practice of Education in the Interaction of the Basic Educational and Extracurricular Activieties of a Pedagogical University. Sotsial'nayapedagogika [Social Pedagogy], 2019, no. 4, pp. 32-39. (in Russ.)

4. Andreeva E.V. Genesis and Essence of Out-of-School Activity in the System of Professional Education. Siberian Pedagogical Journal, 2009, no. 11, pp. 290-299. (in Russ.)

5. Beilina N.S. The Formation of Social Competence of Students during their Extra-Curricular Activities. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2013, vol. 15, no. 2 (4), pp. 874-878. (in Russ.) DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15

6. Belorustseva T.Yu., Pikhanova S.A. Research of the Attitude of Students of the FSUE HE "KHGUEP" to the Organization of Extracurricular Activities at the university. "Digitalization" is a Driver of Economic Growth in the Post-Pandemic Period, 2021, pp. 96-104. (in Russ.) DOI: 10.38161/978-5-7823-0744-8-2021-096-103

7. Briginets, I.N. Razvitie liderskikh kachestv studentov turistskogo vuza vo vneuchebnoy deya-tel'nosti. Avtoref. kand. diss. [Development of Leadership Qualities of Students of a Tourist University in Extracurricular Activities. Abstract. of kand. diss.]. Мoscow, 2010. 27 p.

8. Vasil'ev P.M. Integratsiya uchebnoy i vneuchebnoy deyatel'nosti kak osnova adaptatsii studentov vuzov. Avtoref. kand. diss. [Integration of Educational and Extracurricular Activities as a Basis for the Adaptation of University Students. Abstract. of kand. diss.]. Moscow, 2004. 24 p.

9. Kochesokova M.P., Abazova L.M., Dzanhotova Z.K., Gutaeva Z.Z. Extracurricular Activities as a Mechanism of Foreign Students in Russian Universities. Pedagogika. Ser. Gumanitarnye nauki [Pedagogy. Ser. Humanities]. 2021, no. 3 (2), pp. 65-67. (in Russ.) DOI: 10.37882/223-2982.2021.03-2.19

10. Druzhinina R.V. On some Aspects of Assessing the Quality of Student Training. Science and Education today, 2018, no. 7 (30), pp. 67-69. (in Russ.)

11. Ivanova A.B. Aktivizatsiya liderskogopotentsiala studentov vuza v protsesse vneuchebnoy deyatel'nosti. Avtoref. kand. diss. [Activation of the Leadership Potential of University Students in the Process of Extracurricular Activities. Abstract. of kand. diss.]. Chelyabinsk, 2010. 23 p.

12. Ivanayskaya T.L. Pedagogical Potential of Extracurricular Activities in the Development of Competitiveness of University Graduates. Symbol of Science, 2015, no. 12 (2), pp. 137-138. (in Russ.)

13. Kovtun L.V. Sotsial'naya adaptatsiya lichnosti v usloviyakh mezhkul'turnogo obshcheniya. Avtoref. kand. diss. [Social Adaptation of Personality in the Conditions of Intercultural Communication. Abstract. of kand. diss.]. Moscow, 1999. 23 p.

14. Krasilnikova O.S. Extracurricular Work with Foreign Students as an Example Civil-Patriotic Education (Universities of Western Siberia). Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 212-216. (in Russ.)

15. Mardasova E.V., Kozvreva Yu.V. Practice of Realization of Nonlearning Work with Foreign Students as Form of Welfare Integration in the Russian Educational Space (on the Example of Geographical Faculty of the Altai University). Social Integration and Development of Ethnic Cultures in the Eurasian Space, 2018, no. 6. pp. 128-134. (in Russ.)

16. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.08.2017 No. 09-1672 "Metodicheskie rekomendatsii po utochneniyu ponyatiya i soderzhaniya vneurochnoy deyatel'nosti v ramkakh realizatsii osnovnykh obshcheobrazovatel'nykhprogramm, v tom chisle v chastiproektnoy deyatel'nosti" [Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 18, 2017 No. 09-1672 "Methodological Recommendations for Clarifying the Concept and Content of Extracurricular Activities in the Framework of the Implementation of Basic General Educational Programs, Including in Terms of Project Activities"]. Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18082017-n-09-1672-o-napravlenii/ (accessed 10.04.2022).

17. Pis'mo Minobrnauki No. 03-296 ot 12.05.2011 "Ob organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti pri vvedenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya" [Letter of the Ministry of Education and Science No. 03-296 dated May 12, 2011 "On the Organization of Extracurricular Activities During the Introduction of the Federal State Educational Standard for General Education"] Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ (accessed 10.04.2022).

18. Petrovich, O.V. Sociological Analysis of the effectiveness of extracurricular activities as a mechanism of adaptation of a foreign student. Young scientist, 2020, no. 31 (321), pp. 134-136. (in Russ.)

19. Pisarenko D.A. Extacurricular Activities of University Students: Approaches to Understanding the Concept. Humanitarian Balkan Studies, 2019, vol. 3, no. 3 (5), pp. 41-44. (in Russ.) DOI: 10.34671/sch.hbr.2019.0303.0010

20. Pisarenko D.A. Proektirovanie modeli otsenivaniya vneuchebnoy deyatel'nosti studentov vys-shey shkoly. Avtoref. kand. diss. [Designing a Model for Evaluating Extracurricular Activities of Higher School Students. Abstract. of kand. diss.]. Moscow, 2021. 30 p.

21. Simbiryakova F.D. To the Question of the Organization of Students' Extracurricular Activity. The World of Science, Culture, Education, 2010, no. 6-1 (25), pp. 78-80. (in Russ.)

22. Srebnaya N.M. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya sozdaniya lichnostno-orientiro-vannoy sistemy vneuchebnoy deyatel'nosti v vuze. Avtoref. kand. diss. [Organizational and Pedagogical Conditions for the Creation of a Personality-Oriented System of Extracurricular Activities at the University. Abstract. of kand. diss.]. Moscow, 2000. 21 p.

23. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart: glossariy [Federal State Educational Standard]. Available at: http://standart.edu.ru (accessed 10.04.2022).

24. Chizh A.N. Vneuchebnaya deyatel'nost' studentov v teorii vysshego obrazovaniya, 1960-1980-e gody. Avtoref. doct. diss. [Extracurricular Activity of Students in the Theory of Higher Education, 1960-1980s. Abstract. of doct. diss.]. Lugansk, 1998. 36 p.

25. Chikishev E.M., Chikisheva A.A. Asseement of the Higher Educational Institution Role in Social Adaptation and Integration of Foreign Students to Russian Society. Modern Studies of Social Problems (Electronic scientific Journal), 2015, no. 8 (25), pp. 408-427. (in Russ.)

26. Ahmad M., Rahman M.F. Extracurricular Activities and Student's Academic Performance. Journal of Armed Forces Medical College, Bangladesh, 2019, no. 11 (2), pp. 1-2. DOI: 10.3329/jafmc. v11i2.39814

27. Achar-Fujii R.N., Kobayasi R., Enns S.C., Tempski P.Z. Student Profile: Motivations, Contributions and Barriers to Engage in Extracurricular Activities. INTED 2018 Proceedings, 2021, pp. 8100-8109. DOI: 10.21203/rs/3/rs/-267525/v1

28. Bakhmetieva I., Bezrukova V., Gorbunov V., Vostroilova E., Khrenova N. Extracurricular Activities at the Faculty of Foreign Languages: an Educational Aspect. Proceedings of ADVED 2020 -6th International Conference on Advances in Education 5-6 October, 2020, pp. 103-107. DOI: 10.47696/adved.202073

29. Fakhretdinova G.N., Osipov P., Dulalaeva L.P. Extracurricular Activities as an Important Tool in Developing Soft Skills. Educating Engineers for future industrial revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springler, Cham., 2021, vol. 1329, pp. 532-540. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9_47

30. Makarov M., Pisarenko D. Extracurricular Activity of Students in the Aspect of the University Idea. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EpSBS DCCD 2020, Dialogue of Cultures - Culture of Dialogue: from Conflicting to Understanding, 2020, pp. 532-540. DOI: 10.15405/ epsbs.2020.11.03.57

31. Popescu L.G. University Cultural Center - A Space for Developing Extracurricular Activities for Students. INTED 2018 Proceedings, 2018, pp. 8100-8109. Available at: http://library.iated.org.view. POPESCU2018UNI (accessed 25.04.2022). DOI: 10.21125/10.21125/inted.2018.1960

32. Uszynska-Jarmoc J., Zak-Skalimowska M., Kunat B. Creativity and Need Cognition in Students of Pedagogy Aspect. Education and Self-Development, 2019, vol. 14, no. 3, pp. 48-61. DOI: 10.26907/esd14.3.06

Информация об авторах

Дмитрусенко Инна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Маркусь Анна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия.

Information about the authors

Inna N. Dmitrusenko, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аппа M. Markus, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

Вклад авторов:

Дмитрусенко И.Н. - концепция исследования, итоговые выводы. Маркусь А.М. - развитие методологии, написание исходного текста. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors:

Dmitrusenko I.N. - research concept, final conclusions. Markus A.M. - methodology development, writing the draft. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.07.2022 The article was submitted 26.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.