Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие ид\/ии1 11/1
центральной экологической зоны Байкальской природной \|/\/пил п
территории Иркутской области и его картографирование /1\У I П/Л^ I
УДК 911.3+528.9 DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10309
ДАШПИЛОВ Цыренжап Бимбаевич
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (Иркутск, РФ); кандидат географических наук, научный сотрудник;
e-mail: [email protected], [email protected]
Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории Иркутской области и его картографирование
Развитие туристско-рекреационной деятельности не может существовать без стабильно работающей транспортной инфраструктуры, поэтому необходимо оценить возможности деятельности транспорта на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). В данной статье проведен пространственный анализ транспортной инфраструктуры в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории в границах районов Иркутской области. Рассмотрены основные виды транспортной системы, их географическое расположение, а также инфраструктурные объекты транспорта на территории ЦЭЗ БПТ. Дана оценка функционирования транспорта на данной территории для обеспечения развития туристско-рекреационной деятельности. Проанализирован объем перевезенных пассажиров по регулярным пассажирским направлениям и количество перевезенных пассажиров и автотранспорта на паромных переправах. Выявлены ряд проблем, решение которых необходимо для более качественного обслуживания населения и хозяйства. Предложены рекомендации решения проблем и сценарии оптимального развития транспорта на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Для целостного анализа территории выполнено геоинформационное картографирование транспорта районов Иркутской области входящих в состав Центральной экологической зоны Байкальской природной, на которой отображены основные виды транспорта (железные дороги, автомобильные трассы, водные пути), временная доступность до областного центра и основные инфраструктурные объекты (пункты АЗС, порты, пристани, аэропорты, взлетно-посадочные полосы, вертолетные площадки).
Работа выполнена в рамках программы научно-исследовательских работ Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проекты № 0347-2016-0004 и № 17-29-05043\17).
Ключевые слова:
транспортная инфраструктура, транспортные системы, железные дороги, автомобильный транспорт, водные пути, геоинформационное картографирование транспорта
Введение. Эффективное функционирование транспорта является неотъемлемой составляющей в социально-экономическом развитии страны и ее регионов. Транспорт один из важнейших составляющих в социально-экономическом развитии страны и ее регионов. Ежегодно поток туристов, прибывающих на побережье оз. Байкал, увеличивается и это создает определенную нагрузку на существующую транспортную систему. ^временные возможности территориального развития экономики и социальной сферы, в том числе туризма определяются благоприятной доступностью транспортных услуг [3]. По мнению многих ученых [5 - 11, 13] транспорт играет огромную роль в развитии туризма. Быстрота, своевременность, безопасность и экологичность функционирования транспортной системы зависит от качественных характеристик транспортного обслуживания. Комплексное изучение транспортных систем может проводиться продуктивно с помощью геоинформационной системы на базе цифровых тематических карт [14]. На основе опыта предыдущих работ [1, 2, 4, 15] выполнено геоинформационное картографирование Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (рис. 1).
На территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) имеются следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный [12]. Они принадлежат к предприятиям различных форм собственности (Восточно-Сибирская железная дорога -ВСЖД, Восточно-Сибирское речное пароходство и др.). Основной объем работ транспорта связан с пассажирскими перевозками, перевозкой грузов: леса, угля, песчано-гравийных смесей и нефтепродуктов, машин и оборудования, продуктов питания, товаров народного потребления. Совершенствование транспортной инфраструктуры рассматривается как одно из главных стратегических направлений
1 Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения
развития территории Иркутской области.
Основная часть
Железные дороги на территории ЦЭЗ БПТ входят в состав филиала ОАО «Российские железные дороги» - Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД). Вдоль южного побережья озера Байкал проходит небольшой отрезок Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью 110,37 км и Кругобай-кальская железная дорога протяженность 89 км. Кругобайкальская железная дорога - однопутная, неэлектрофицированная. По этой железной также дороге курсируют экскурсионные поезда из Иркутска и электропоезда из Слюдянки до п. Байкал.
Значительный объем местных и межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок выполняется автомобильным транспортом по дорогам федерального, регионального, местного значения. Каркас автомобильных магистралей на данной территории составляют автомобильная дорога федерального значения Р-258 «Байкал» (Иркутск - Улан-Удэ), проходящая параллельно Транссибу и небольшой участок федеральной дороги Култук -Монды - граница с Монголией. Кроме этих автомагистралей на территории центральной экологической зоны проходят участки автодорог регионального значения Иркутск -Листвянка (58,6 км), Иркутск - Большое Голо-устное (114,1 км), Баяндай - Еланцы - Хужир (147,8 км), Тогот - Курма (28,6 км), Косая Степь - Бугульдейка (40,9 км), Петрова - Бугульдейка (29,7 км)1. Также представлены автомобильные дороги местного значения, обслуживающие поселки и населенные пункты.
Связь населенных пунктов данных районов с областным центром автомобильным транспортом осуществляется муниципальным транспортом и частными перевозчиками регулярными рейсами по маршрутам: Иркутск -Хужир; Иркутск - с. Сахюрта; Иркутск - Бугульдейка; Иркутск - Листвянка; Иркутск -
Иркутской области. URL: irkobl.ru/sites/irkstroy/work-
ing/road (дата обращения: 15.11.2017)
Дашпилов Ц.Б.
Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории Иркутской области и его картографирование
СЕТЕВОЙ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Большая Речка; Иркутск - Култук; Иркутск -Слюдянка; Иркутск - Малое Голоустное; Иркутск - Большое Голоустное; Шелехов -Листвянка; Ангарск - Хужир; Ангарск -Листвянка2. Отправление из Иркутска осуществляется как с автовокзала, так и с «Центрального Рынка» г. Иркутска. До п. Хужир в
—г "
день осуществляются до 7 рейсов в день, время в пути составляет около 5 часов, до п. Листвянка 9 рейсов в день в пути около 1 часа, до г. Слюдянка 4 рейса в день время проезда
от полутора до двух часов (рис. 1).
В период ледостава и распутицы транспортное сообщение с островом Ольхон осуществляется на воздушной подушке «Хивус». Данное мероприятие реализуется в рамках полномочий района по вопросам местного значения. В августе 2017 года Владимир Владимирович Путин на совещании по экологическому развитию Байкальской природной территории поручил достроить дорогу на острове Ольхон.
Рис. 1 - Транспортная инфраструктура Центральной экологической зоны Байкальской природной территории в границах Иркутской области
Fig. 1 - Transport infrastructure of the Central ecological zone of the Baikal natural territory
within the boundaries of the Irkutsk region
2 Расписание и карта маршрутов Иркутской области. URL: avtovokzal-on-line.ru/map (дата обращения: 15.12.2017)
Таблица 1 - Количество перевезенных пассажиров и автотранспорта на паромных переправах
Table 1 - Number of transported passengers and vehicles on ferry crossings
Наименование маршрута 2013 2014 2015 2016 2017 (на 31.10.17)
тыс. чел. а/м тыс. ед. тыс. чел. а/м тыс. ед. тыс. чел. а/м тыс. ед. тыс. чел. а/м тыс. ед. тыс. чел. а/м тыс. ед.
Порт Байкал - Листвянка (причал Рогатка) 42,1 2,9 26,8 3,0 29,4 2,6 21,4 2,1 17,9 1,8
МРС - о. Ольхон 81,1 25,2 90,0 27,3 95,0 28,8 100,0 30,4 273,0 71,3
В ЦЭЗ БПТ авиация применяется в сельском хозяйстве, осуществлении геологических исследований, авиалесоохраны, при аэрофотосъемке и в ряде других отраслей хозяйства. Вертолетные площадки имеются в населенных пунктах Хужир, Листвянка. В советское время существовал аэропорт в поселке Хужир. В настоящее время он не функционирует, но имеется взлетно-посадочная полоса.
Водный транспорт. Судоходство осуществляется по озеру Байкал, реке Ангаре. Флот, задействованный в настоящее время на оз. Байкал, представлен сухогрузными, пассажирскими, экспедиционными, научно-исследовательскими судами, грузовыми и грузопассажирскими паромами, самоходными судами. На акватории озера Байкал и Иркутского водохранилища крупнейшим судовладельцем, занимающимся перевозкой пассажиров, является ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» (ПАО «ВСРП»). ПАО «ВСРП» имеет на озере Байкал несколько структурных подразделений: порт Байкал (106,834 тыс. м2), пристань Култук (18,0 тыс. м2)3.
Пассажирское сообщение водным транспортом осуществляется следующими рейсами: Иркутск - Тальцы - Листвянка - Иркутск (продолжительность поездки в одну сторону 3 часа); Иркутск - мыс Толстый (КБЖД) - мыс Половинный - Иркутск (2 часа); Иркутск -Листвянка - Б. Коты - Иркутск (2,5 часа); Иркутск - Б. Песчаная - Байкальские дюны - Иркутск (4 часа); Иркутск - Листвянка - бухта
3 Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и
мерах по его охране в 2015 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа. 2016. С. 232 - 238.
Загли — Хужир - Иркутск (6,5 часа)4. В 2017 году рейсы до Нижнеангарска и Усть-Баргузина не осуществлялись. В 2018 году появился рейс до от Иркутска п. Танхой, продолжительностью поездки 2,5 часа. Наиболее распространенным по данным ПАО «ВСРП» является рейс до Больших Котов. В 2017 году этим рейсом было перевезено 29,3 тыс. человек. Второй по популярности является рейс Иркутск - Большие Коты 4,9 тыс. человек было перевезено в 2017 году. После сдачи в эксплуатацию в августе 2016 г. грузопассажирского самоходного парома «Семен Батагаев» для обслуживания паромного сообщения п. Сахюрта - о. Ольхон, пропускная способность переправы увеличилась примерно в 2,5 раза (табл. 1).
С каждым годом увеличивается спрос на круизные туристические теплоходы, совершающих рейсы вдоль западного и восточного побережий Байкала с заходом в популярные туристические объекты: о.Ольхон, населенные пункты Байкальск, Северобайкальск, Нижнеан-гарск, Хакусы, Томпа, Давша, Усть-Баргузин, Танхой, Гремячинск и т.д. Один из крупнейших холдингов в Восточной Сибири группа компаний «Истлэнд» в 2017 году осуществил перевозку более 35000 человек: т/х. «Николай Еро-щенко» - 404 человека; т/х. «Империя» - 487 человек; т/х. «Александр Великий» - 219 человек; прогулочный т/х. «Бабушкин» - 8520 человек + 25541 человек (прогулки вдоль КБЖД). Также по Иркутскому водохранилищу, вдоль побережья озера Байкал и вокруг о. Ольхон
4 Действующие маршруты пассажирских перевозок ПАО «Восточно-Сибирского речного пароходства». URL: vsrp.ru/passengers/trips/ (дата обращения: 15.12.2017).
Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие ид\/ии1 11/1
центральной экологической зоны Байкальской природной \|/\/пил п
территории Иркутской области и его картографирование /1\У I П/Л^ I
курсируют прогулочные катера.
Существующие проблемы развития дорожной инфраструктуры оказывают негативное влияние на всю структуру экономики региона. Большая степень амортизации увеличивают транспортные издержки, создают условия к удорожанию произведенной продукции и оказываемых услуг, а также росту тарифов. Самым проблемными участками из автодорог, находящихся в плохом состоянии и в тоже
время являющиеся автодорогами к местностям привлекательными для туристов в Иркутском районе это участок автодороги Малое Го-лоустное - Большое Голоустное, в Ольхонском районе участок автодороги Курма - Онгурен.
В Иркутской области на территории ЦЭЗ несколько населенных пунктов не имеют транспортного сообщения с твердым покрытием к автодорогам общего пользования с твердым покрытием (табл. 2).
Таблица 2 - Перечень сельских населенных пунктов Иркутской области, входящих в ЦЭЗ БПТ, не имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования
Table 2 - The list of rural settlements of the Irkutsk region, included in the CEZ of the BTU, which do not have a connection on paved roads with a network of public roads
№ Наименование сельского населенного пункта Сельское поселение Численность жителей на 1.01.2017, чел. Транспортный разрыв от дороги общего пользования, км
Ольхонский район
1 с. Онгурен с. Онгурен 428 70
2 д. Кочерикова 40 88
3 д. Зама 38 50
4 д. Куртун п. Бугульдейка 67 19
Населенные пункты, не имеющие сухопутного автотранспортного сообщения
Иркутский район
5 п. Большие Коты пгт. Листвянка 48 25
Слюдянский район
6 п. Байкал Байкальское 405 40
7 п. Баклань Маритуйское 16 23
8 п. Половинная 4 37
9 п. Пыловка 4 51
10 п. Уланово 0 48
11 п. Шаражалгай 1 13
12 п. Шумиха 2 45
13 с. Маритуй 47 29
14 п. Широкая Култукское 4 2
15 п. Ангасольская 10 3,5
В настоящее время существующая сеть автомобильных дорог имеет ряд недостатков, решение которых позволит решить целый комплекс социальных и экономических проблем. К числу основных недостатков относятся: малая плотность автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием; плохое состояние дорожного полотна; слабое техническое оснащение дорог и отсутствие придорожного сервиса; слабый уровень межрайонных
взаимосвязей, транспортного сообщения.
Строительство новых объектов, рост интенсивности движения, количество личного автотранспорта и рост туристских прибытий автомобильным транспортом в ЦЭЗ БПТ стало причиной: возникновения съездов с автомобильных дорог с размещением автомобилей в водоохранной зоне оз. Байкал, мест выезда на лед акватории оз. Байкал в зимний период; разрушению верхнего слоя почвы и
повреждению местных ландшафтов; возникновения стихийно накатанных грунтовых дорог в водоохранной зоне рек и водоемов, землях лесного фонда; нарушения правил размещения автомобильного транспорта при проведении строительных и ремонтных работ.
Основным пунктом базирования водного транспорта является порт Байкал в п. Байкал. Существующий парк судов в порту Байкал и приписанный к пристаням Листвянка, Хужир практически выработал свой ресурс и нуждается в замене и модернизации. Причалы пристаней изношены и требуют капитального ремонта.
Совершенствование транспортной инфраструктуры рассматривается как одно из главных стратегических направлений развития территории Иркутской области, реализуемое как через реконструкцию и модернизацию существующей транспортной сети, так и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры.
Перспективное развитие транспортного комплекса России и ее регионов определяется несколькими документами, утвержденными правительством Российской Федерации5678, а также другими документами определяющие долгосрочное развитие Иркутской области. Для обеспечения необходимого объема грузовых и пассажирских перевозок требуется осуществить мероприятия по капитальному строительству новых и реконструкции существующих объектов инфраструктуры автодорожного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта.
В Иркутской области на территории ЦЭЗ БПТ одним из значимых проектов является
5 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Проект. М., 2013. (ред. от 05.08.2013). URL: mintrans.ru/documents/7/1009?type=0 (дата обращения: 15.12.2017)
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 № 1032-р «Об изменениях, которые вносятся в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года». URL:
https://www.mintrans.ru/documents/2/3895?type=0 (дата обращения: 15.12.2017)
проект модернизации и расширения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (ОАО «РЖД»). На перспективу резервируется коридор для скоростного транспорта от г. Иркутска до р.п. Листвянка, протяженностью 65,5 км7. Для обеспечения увеличения грузопотока по Транссибирской железнодорожной магистрали предусматривается строительство третьей линии на участке Большой Луг - Слю-дянка7. В целях ускорения транзитного движения поездов предусматривается реконструкция станции Слюдянка-2. Для обеспечения безостановочного движения автотранспорта продолжается строительство путепровода через железнодорожные пути в районе р.п. Кул-тук. Также в будущем планируется модернизация Кругобайкальской железной дороги.
В настоящее время приоритетным направлением дорожной отрасли является строительство, реконструкция и расширение сети автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием, создание максимального удобства в транспортном передвижении населения, развитие придорожного сервиса. Планируется продолжение строительства автодорог к населенным пунктам, не обеспеченным связью по дорогам с твердым покрытием с сетью автодорог общего пользования.
Для уменьшения нагрузки от прибывающего транспорта на о. Ольхон необходимо в п. Сахюрта перед паромной переправой создать крупную автостоянку для автомобилей. А по о. Ольхон увеличить маршруты автобусов от паромной переправы до п. Хужир и далее на север острова.
Задачами текущей эксплуатации автомо-
7 Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. URL: mintrans.ru/documents/7/1010?type=0 (дата обращения: 15.12.2017)
8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: econ-omy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlan-ning/concept/indexdocs (дата обращения: 15.12.2017)
Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие ид\/ии1 11/1
центральной экологической зоны Байкальской природной \|/\/пил п
территории Иркутской области и его картографирование /1\У I П/Л^ I
бильных дорог являются:
- обеспечение сохранности и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети за счет создания пунктов весового контроля, пунктов наблюдения за дорожной ситуацией и регулирования грузопассажирских потоков;
- сокращение накопленного значительного «недоремонта».
Основными перспективными направлениями развития инфраструктуры авиационного транспорта являются проекты развития сети региональных аэропортов и вертолетных площадок.
Важнейшими задачами для реализации в области водного транспорта являются:
- обеспечение устойчивого и безопасного судоходства на внутренних водных путях;
- развитие торгово-пристанского хозяйства для обеспечения перевозок грузов;
- использование потенциала внутреннего водного транспорта в пассажирских перевозках;
- организация регулярных рейсов между северной частью оз. Байкал с населенными пунктами восточного и южного берега озера;
- учет частных маломерных судов, мониторинг движения, организация сбора подслане-вых вод и нефтепродуктов, устройство мест
стоянки, заправки, обслуживания, ремонта;
- создание центров приема хозяйственно-бытовых и подсланевых вод на озере Байкал;
- строительство судоремонтных и судосбо-рочных производств, переоборудование и строительство новых судов.
Заключение. В целом сложившийся комплекс транспортной инфраструктуры ЦЭЗ БПТ удовлетворяет потребностям населения. Основные населенные пункты находятся в зоне транспортной доступности. Пассажирские перевозки осуществляемые автомобильным, железнодорожным и водным транспортом справляются с турпотоком направленные на побережье оз. Байкал. Однако существует ряд проблем, решение которых существенно улучшит транспортную инфраструктуру ЦЭЗ БПТ. Основные усилия необходимо сконцентрировать на усовершенствование существующих автодорог, строительство автостоянок в местах массового пребывания туристов, реконструкция всех портов и пристаней, обновление парка судов. Все эти мероприятия позволят значительно улучшить качество оказываемых услуг транспортом, а также создаст новые предпосылки для дальнейшего развития транспорта с условием природоохранного характера в ЦЭЗ БПТ.
Список источников:
1. Батуев А.Р., Бешенцев А.Н., Богданов В.Н., Доржготов Д., Корытный Л.М., Плюснин В.М.
Экологический атлас бассейна озера Байкал: картографическая инновация // География и природные ресурсы. 2015. №1. С. 5 - 16.
2. Батуев А.Р., Богданов В.Н., Дугарова Г.Б. Картографическое обеспечение развития придорожного сервиса // Известия Иркут. гос. ун-та. Серия «Науки о Земле». 2014. Т. 10. С. 22-31.
3. Безруков Л.А. Транспортно-экономические барьеры в развитии Сибири // ЭКО. 2012. № 5. URL: http://ecotrends.ru/authors/849-bezrukovla/1433-2012-09-11-06-32-30 (дата обращения 11.07.2018).
4. Дашпилов Ц.Б. Картографическое отображение и анализ транспорта Байкальского региона // Известия Иркут. гос. ун-та. Серия «Науки о Земле». 2015. Т. 11. С. 2-13.
5. Евстропьева О.В. Развитие туристской системы на Байкальской природной территории // География и природные ресурсы. 2016. №5. С. 184-195. DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2016-5(184-195).
6. Заборцева Т.И., Евстропьева О.В. Современные социально-экологические проблемы рекреационного освоения Прибайкальского национального парка // География и природные ресурсы. 2009. №4. С. 72-82.
7. Латыпова Э. Н. Жизненный цикл туристических направлений и их конкурентоспособность // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2011. №8. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/587-2011-08-31-06-48-38 (дата обращения 11.07.2018).
8. Молодецкий А. Э. Территориальные индустриально-рекреационные системы (вопросы теории и методы исследования) // География и природные ресурсы. 1988. №1. С. 119-125.
9. Олдак П.Г., Шведов Л.В., Курьян Г.И. Разработка программы развития индустрии туризма на Байкале // Вопросы развития индустрии туризма на Байкале. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1973. С. 76-92.
10.Пирожник И. И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. Мн.: Изд-во Университетское, 1985. 254 с.
11.Рященко С.В. Региональный анализ рекреационной деятельности. Иркутск: Изд-во ИГ им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2008. 143 с.
12.Черноярова А.А. Туризм и отдых на Байкале. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1977. С. 170-184.
13.Gutierrez E., Lamoureux K., Matus S., Sebunya K. Linking Communities, Tourism & Conservation / A Tourism Assessment Process. Washington: The George Washington University. 2005. 122 p.
14.Koshkarev A.V., Antipov A.N., Batuyev A.R., Yermoshin V.V., Karakin V.P. Geoportals as part of spatial data infrastructures: Russian Academy-supported resources and geoservices // Geography and natural resources. 2008. №1. Pp. 21-31.
15.Vladimirov I.N., Korytny L.M., Plyusnin V.M., Sorokovoi А.А. Institute of Geography SB RAS into the Baikal natural territory // Geography and natural resources. 2016. №5. Pp. 6-14. DOI: 10.21782/GiPR0206-1619-2016-5(6-14).
Tsirenzhap B. DASHPILOV V. B. Sochava Institute of Geography of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences (Irkutsk, Russia) PhD in Geography, research worker; e-mail: [email protected], [email protected]
INDIGENOUS TOURISM INTEGRATION INTO ECOLOGICAL AND ECONOMIC SYSTEM OF PROTECTED AREAS: PREREQUISITES, IMPLEMENTATION (THE CASE STUDY OF KODAR NATIONAL PARK)
The development of tourist and recreational activities cannot exist without a stable transport infrastructure, therefore it is necessary to evaluate the possibilities of transport activity in the territory of the Central Ecological Zone of the Baikal Natural Territory (CEZ of the BNT). The article analyzes the transport infrastructure in the Central Ecological Zone of the Baikal Natural Territory within the boundaries of Irkutsk Region. The author considers the main types of transport system, their geographical location, as well as infrastructure facilities of transport in the territory of the CEZ of the BNT. The analysis of the length of public roads of regional and local significance is presented. The author estimates functioning of transport in the given territory for maintenance of development of tourist-recreational activity. The article analyzes volume of passengers carried by regular passenger routes and the number of passengers and vehicles transported by ferry crossings. The author identifies a number of problems, the solution of which is necessary for better service to the population and the economy. The article gives recommendations for solving problems and scenarios for the optimal development of transport in the CEZ of the BNT. For the complete
Keywords:
transport infrastructure, transport systems, railways, road transport, waterways, geoinformation transport mapping
Дашпилов Ц.Б.
Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории Иркутской области и его картографирование
analysis of the territory, geoinformation mapping of the transport of Irkutsk region's districts belonging to the Central Ecological Zone of the Baikal Natural has been carried out. It shows the main types of transport (railways, motor roads, waterways), temporary accessibility to the regional center and basic infrastructure facilities (stations, ports, piers, airports, runways, helipads). The work was carried out within the framework of the program of the V. B. Sochava Institute of Geography of the SB RAS with partial support of the Russian Foundation for Basic Research (projects No. 0347-2016-0004 and No. 17-29-05043\17).
References
1. Batuev, A. R., Beshentsev, A. N., Bogdanov, V. N., Dorzhgotov, D., Korytnyy, L. M., & Plyusnin,
V. M. (2015). Ekologicheskiy atlas basseyna ozera Baykal: kartograficheskaya innovatsiya [Ecological atlas of the Lake Baikal basin: cartographic innovation]. Geografiya i prirodnyye resursy [Geography and natural resources], 1, 5-16. (In Russ.).
2. Batuev, A. R., Bogdanov, V. N., & Dugarova, G. B. (2014). Kartograficheskoye obespecheniye razvitiya pridorozhnogo servisa [Cartographic support for the development of roadside service]. Izvestiya Irkut. gos. un-ta. Seriya "Nauki o Zemle" [Izvestiya Irkutsk State University. Series of "Earth Sciences"], 10, 22-31. (In Russ.).
3. Bezrukov, L. A. (2012). Transportno-ekonomicheskiye bar'yery v razvitii Sibiri [Transport and economic barriers in the development of Siberia]. ECO, 5. URL: http://ecotrends.ru/authors/849-bezrukovla/1433-2012-09-11-06-32-30 (Accessed on July 11, 2018). (In Russ.).
4. Dashpilov, Ts. B. (2015). Kartograficheskoye otobrazheniye i analiz transporta Baykal'skogo re-giona [Mapping and analysis of transport in the Baikal region]. Izvestiya Irkut. gos. un-ta. Seriya "Nauki o Zemle" [Izvestiya Irkutsk State University. Series of "Earth Sciences"], 11, 2-13. (In Russ.).
5. Yevstropyeva, O. V. (2016). Razvitiye turistskoy sistemy na Baykal'skoy prirodnoy territorii [Development of the tourist system in the Baikal natural territory]. Geografiya i prirodnyye resursy [Geography and natural resources], 5, 184-195. DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2016-5(184-195). (In Russ.).
6. Zabortseva, T. I., & Yevstropyeva, O. V. (2009). Sovremennyye sotsial'no-ekologicheskiye prob-lemy rekreatsionnogo osvoyeniya Pribaykal'skogo natsional'nogo parka [Modern socio-ecological problems of recreational development of the Pribaikalsky national park]. Geografiya i prirodnyye resursy [Geography and natural resources], 4, 72-82. (In Russ.).
7. Latypova, E. N. (2011). Zhiznennyy tsikl turisticheskikh napravleniy i ikh konkurentosposobnost' [Life cycle of tourist destinations and their competitiveness]. Upravleniye ekonomicheskimisiste-mami. Elektronnyy nauchnyy zhurnal [Management of economic systems. Electronic scientific journal], 8. URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/587-2011-08-31-06-48-38 (Accessed on: July 11, 2018). (In Russ.).
8. Molodetskiy, A. E. (1988). Territorial'nyye industrial'no-rekreatsionnyye sistemy (voprosy teorii i metody issledovaniya) [Territorial industrial-recreational systems (theory and methods of research)]. Geografiya i prirodnyye resursy [Geography and natural resources], 1, 119-125. (In Russ.).
9. Oldak, P. G., Shvedov, L. V., & Kuryan, G. I. (1973). Razrabotka programmy razvitiya industrii tur-izma na Baykale [Development of a program for the development of the tourism industry at Lake Baikal]. In: Voprosy razvitiya industrii turizma na Baykale [The development of the tourism industry in Lake Baikal]: a monograph. Ulan-Ude: Buryatskoye knizhnoye izdatel'stvo, 76-92. (In Russ.).
10.Pirozhnik, I. I. (1985). Osnovy geografii turizma i ekskursionnogo obsluzhivaniya [The fundamentals of the geography of tourism and excursion services]: a monograph. Minsk: Izd-vo Universi-tetskoye. (In Russ.).
СЕТЕВОИ „ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
11.Ryashchenko, S. V. (2008). Regional'nyy analiz rekreatsionnoy deyatel'nosti [Regional analysis of recreational activities]: a monograph. Irkutsk: Izdatel'stvo Instituta geografii im. V.B. Sochavy SO RAN. (In Russ.).
12.Chernoyarova, A. A. (1977). Turizm i otdykh na Baykale [Tourism and recreation on Lake Baikal]: a monograph. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoye knizhnoye izdatel'stvo, 170-184. (In Russ.).
13.Gutierrez, E., Lamoureux, K., Matus, S., & Sebunya, K. (2005). Linking Communities, Tourism & Conservation. In: A Tourism Assessment Process. Washington DC: The George Washington University.
14.Koshkarev, A. V., Antipov, A. N., Batuyev, A. R., Yermoshin, V. V., & Karakin, V. P. (2008). Geo-portals as part of spatial data infrastructures: Russian Academy-supported resources and ge-oservices. Geography and natural resources, 1, 21-31.
15.Vladimirov, I. N., Korytny, L. M., Plyusnin, V. M., & Sorokovoi, А. А. (2016). Institute of Geography SB RAS into the Baikal natural territory. Geography and natural resources, 5, 6-14. DOI: 10.21782/GiPR0206-1619-2016-5(6-14).
Дашпилов Ц.Б. Анализ транспортного воздействия на рекреационное развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории Иркутской области и его картографирование // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 115-124. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10309.
Dashpilov, Ts. B. (2019). Analysis of transport impact on recreational development in the Central Environmental Zone of the Baikal Natural Territory of Irkutsk Region and its cartography. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 115124. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10309. (In Russ).