Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ'

АНАЛИЗ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / БАНК РОССИИ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / MONETARY POLICY / CENTRAL BANK / BANK OF RUSSIA / TRANSPARENCY OF THE CENTRAL BANK / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова А.Д., Тетерина Д.Ю.

В статье рассматривается понятие и характеристики транспарентности центрального банка, приводятся основные причины, обуславливающие важное значение транспарентности для денежных властей, а также направления, по которым обеспечивается раскрытие информации. Далее проводится анализ и дается оценка транспарентности Банка России по рассматриваемым направлениям на основе изучения нормативных актов в части упоминания транспарентности, а также каналов и инструментов информационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OFTRANSPARENCY OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA

The article considers the concept and characteristics of transparency of the central bank, provides the main reasons of the importance of transparency for the monetary authorities, as well as the directions in which information is disclosed. Analysis and evaluation of the transparency of the Bank of Russia is performed on the basis of the study of regulatory acts regarding the transparency, as well as channels and tools of information policy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ»

УДК 336.7

Рябова А.Д. студент Тетерина Д.Ю. студент

4 курс, Институт экономики, управления

и природопользования Сибирский федеральный университет Россия, г. Красноярск

АНАЛИЗ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

РОССИИ

Аннотация: В статье рассматривается понятие и характеристики транспарентности центрального банка, приводятся основные причины, обуславливающие важное значение транспарентности для денежных властей, а также направления, по которым обеспечивается раскрытие информации. Далее проводится анализ и дается оценка транспарентности Банка России по рассматриваемым направлениям на основе изучения нормативных актов в части упоминания транспарентности, а также каналов и инструментов информационной политики.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, центральный банк, Банк России, транспарентность центрального банка, транспарентность.

Ryabova A.D.

student Teterina D. Y. student

4 course, Institute of economics, management

and environmental studies Siberian Federal University Russia, Krasnoyarsk

ANALYSIS OFTRANSPARENCY OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA

Annotation: The article considers the concept and characteristics of transparency of the central bank, provides the main reasons of the importance of transparency for the monetary authorities, as well as the directions in which information is disclosed. Analysis and evaluation of the transparency of the Bank of Russia is performed on the basis of the study of regulatory acts regarding the transparency, as well as channels and tools of information policy.

Key words: monetary policy, central bank, Bank of Russia, transparency of the central bank, transparency.

В настоящее время деятельность Центрального банка Российской Федерации имеет большое значение, поскольку она направлена на

достижение важнейших целей: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля, развитие и укрепление банковской системы; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы и финансового рынка Российской Федерации. Стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны зависят от эффективного функционирования банка и правильно выбранных методов, с помощью которых он осуществляет свою деятельность. Одним из условий для успешной реализации денежно-кредитного регулирования является транспарентность центрального банка.

Под транспарентностью понимается степень раскрытия и достаточности информации, обнародуемой ЦБ, на основе которой экономические агенты формируют свои поведение и ожидания [1].Также транспарентность деятельности центрального банка - это оперативная публикация всей информации, которая оказывает влияние на принятие решений центральным банком, и раскрытие внутреннего процесса принятия решений, т.е. объяснение того, каким образом эта информация используется центральным банком в ходе принятия решений в сфере денежно-кредитного регулирования [2]. Базельским комитетом по банковскому надзору было предложено следующее определение: «транспарентность - это распространение надежной и актуальной информации, дающее возможность ее пользователям верно оценить ситуацию и финансовые результаты деятельности банка, структуру его рисков и методы управления ими» [3].

Выделяют четыре характеристики транспарентности:

1) доступность (открытость) информации — выражается в предоставлении информации о деятельности банка в открытом доступе или по первому запросу;

2) полнота охвата информации — заключается в обязательности предоставления информации в достаточном объеме, для того, чтобы объяснить прошлую и будущую политику банка;

3) своевременность информации — информация должна предоставляться с минимальным запаздыванием во времени, должна включать прогнозы развития экономики и действия властей;

4) целостность информации — инструменты и каналы информационной политики должны быть совместимы и скоординированы друг с другом [4].

Следует отметить, что условие транспарентности можно реализовать, если придерживаться следующих направлений обеспечения прозрачности банковской системы, представленных на рисунке 1[5].

Рисунок 1 - Направления обеспечения прозрачности банковской системы

На сегодняшний день транспарентность и открытость деятельности центральных банков приобретает все большее значение в сфере денежно -кредитного регулирования, что обусловлено следующими причинами:

- Возрастающая независимость центральных банк и повышение требований к их подотчетности. Если раньше деятельность центральных банков была секретной, то сейчас прозрачность является неотъемлемой нормой деятельности ЦБ. Здесь транспарентность является противовесом независимости и играет важную роль для повышения ответственности центрального банка перед обществом за принятые решения.

- Возрастающая нестабильность финансовых рынков, которые в силу слабой открытости денежных властей мало им доверяют. Данная причина характеризуется неуверенностью (негативными ожиданиями) экономических агентов, связанными с недоверием к проводимой политике денежными властями. Хорошо информированные игроки финансового рынка могут точнее предсказывать будущие меры денежно-кредитной политики и минимизировать риски, поэтому высокая степень транспарентности и хорошая коммуникационная политика с целью передачи и раскрытия информации населению о принимаемых решениях позволят улучшить доверие к денежным властям и повысить эффективность денежно-кредитной политики [6].

Раскрытие информации денежно-кредитными властями должно осуществляться по следующим направлениям [7]:

1) Политическая транспарентность - содержит в себе вопросы об открытости центрального банка в том, что касается его целей, мандата и взаимодействия с различными органами власти.

2) Экономическая транспарентность - включает вопросы открытости статистических данных, моделей, прогнозов.

3) Процедурная транспарентность - содержит вопросы о процедуре принятия решений по ставкам, публикации протоколов заседаний.

4) Стратегическая транспарентность - посвящена наличию в коммуникации центрального банка разъяснения его действий, их последствий и возможных будущих шагов.

5) Операционная транспарентность - касается трансмиссионного механизма монетарной политики.

Теперь рассмотрим реализацию принципа транспарентности в деятельности Банка России. Одно из первых упоминаний принципа открытости можно встретить в пресс-релизе Центрального Банка от 25 июня 1998 г. «Об информационной политике Банка России». В данном сообщении отмечалось, что в сфере постоянного внимания Банка России находятся вопросы состава публикуемой информации о состоянии денежно-кредитной сферы и банковской системы, обеспечения своевременного доступа к ней участников рынка и иных заинтересованных лиц с использованием всех возможных каналов распространения, а также были раскрыты действующие на тот момент каналы информации [8]. В Федеральном законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» прямо не закреплен принцип транспарентности, обязанности и функции банка по предоставлению информации о своей деятельности, в т.ч. по первому запросу какого-либо субъекта. Но в статье 4 одной из функций Банка России выступает проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикация соответствующих материалов и статистических данных; в статье 45.1 закреплена обязанность Банка не менее двух раз в год публиковать обзор стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; статья 57 закрепляет обязанность публикации сводной статистической и аналитической информации о банковской системе Российской Федерации [9]. Можем заметить, что конкретные инструменты обеспечения информационной открытости и взаимодействия с участниками рынка законодательно не обозначены.

Тем не менее, Банк России осуществляет комплексную информационную политику, основными принципами которой являются открытость, объективность и достоверность информации о деятельности Банка России. Информационная открытость была выделена одним из принципов деятельности банка в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов" [10]. Информационная политика Банка России нацелена на формирование доверительного отношения общества к его деятельности, построение эффективной системы коммуникации с участниками финансового рынка, обеспечение граждан необходимым объемом знаний в сфере финансовых услуг для формирования финансовой культуры и защиты их прав. Для ее реализации в структуре Банка функционирует Департамент по связям с общественностью, включающий в себя Пресс-службу банка. Именно Пресс-служба Банка России разрабатывает и проводит информационную политику мегарегулятора [11].

Основными каналами и инструментами информационной политики по вопросам денежно-кредитной политики являются официальный сайт Банка России в сети Интернет, публикации Банка России и публичные выступления руководства Банка России (в том числе регулярные пресс-конференции Председателя Банка России и выступления Председателя Банка России в Государственной Думе). Представители Банка России встречаются с представителями органов государственной власти, журналистами, аналитиками и инвесторами, дают интервью СМИ, выступают на конференциях, форумах и конгрессах. Информация в более простой и наглядной форме публикуется в социальных сетях ВКонтакте, YouTube, Facebook и Twitter и на сайте «Финансовая культура». Кроме того, Банк России уделяет внимание популяризации актуальных вопросов развития российской экономики в целом, а также ее отдельных секторов, денежно-кредитных отношений, банковского сектора и финансовых рынков на аналитическом интернет-ресурсе econs.ru и в собственном научном журнале «Деньги и кредит».

При этом Банк России учитывает степень погруженности аудитории в вопросы денежно-кредитной политики и экономики в целом и для каждой аудитории выбирает наиболее подходящие каналы и инструменты донесения информации, степень сложности и подробности ее раскрытия, формат подачи. В целях расширения охвата коммуникации и повышения его адресности Банк России в том числе развивает информационную политику на региональном уровне [10]. Сотрудники Банка России регулярно проводят мероприятия в регионах: встречаются с представителями бизнеса и местных органов власти, читают лекции в вузах и школах, дают интервью местным газетам и телеканалам. Это позволяет увеличивать круг общения представителей Банка России и получать полезную обратную связь, расширяя таким образом охват аудитории и повышая эффективность информационной политики.

Теперь рассмотрим подробнее деятельность Банка России и применяемые инструменты для раскрытия информации по направлениям, обозначенным ранее.

Политическая транспарентность. Банк России, действуя в режиме инфляционного таргетирования, устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции: «поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно» [10]. Данная цель закреплена в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на будущий год и плановый период (далее - Основные направления ДКП), которые публикуются ежегодно в «Вестнике Банка России». В основных направлениях также освещаются принципы и инструменты ДКП, применяемые Банком. Кроме того, на официальном сайте Банка России также обозначена данная цель и фактические показатели инфляции, выделен отдельный раздел, посвященный целям и принципам ДКП, а также ключевой ставке - как основному инструменту достижения цели ДКП.

Экономическая транспарентность. В Основных направлениях ДКП описываются сценарии макроэкономического развития по трем направлениям на среднесрочную перспективу. Ежеквартально Банк России выпускает Доклад о денежно-кредитной политике (на русском и английском языках), содержащий разъяснение причин и ожидаемых результатов решений Банка, а также прогноз основных макроэкономических показателей. Ежемесячно выходит «Статистический бюллетень Банка России», содержащий данные по основным макроэкономическим и денежно -кредитным показателям, состоянии финансовых рынков, данные Баланса Банка России, отдельные показатели деятельности финансовых организаций и отдельные показатели, характеризующие состояние платежной системы РФ. Кроме того, ежемесячно выходят информационно-аналитические комментарии по различным макроэкономическим показателям. Раз в три года Банк России публикует Основные направления развития финансового рынка и финансовых технологий. Ядром системы среднесрочного прогнозирования являются комплексные прогнозные модели, которые отражают основные взаимосвязи в экономике на макроуровне. Они служат основой для получения ключевых параметров базового среднесрочного макроэкономического прогноза Банка России, которые публикуются по итогам заседаний Совета директоров. Эти параметры включают в себя динамику инфляции и экономического роста, показателей денежно-кредитной сферы и платежного баланса. Отдельные результаты экономических исследований публикуются в специальном разделе "Экономические исследования" на сайте Банка России, в журнале "Деньги и Кредит", а также в других ведущих научных изданиях.

Процедурная транспарентность. В мае 2018 года Банк России впервые опубликовал информационный материал о том, как готовится и принимается решение по ключевой ставке. Процесс подразделяется на 6 этапов и начинается за 3-4 недели до принятия решения [12]. Члены Совета директоров высказывают свои мнения об оценке текущей ситуации, прогнозных сценариях, решении по ключевой ставке. В рамках обсуждения решения по ключевой ставке каждый из участников встречи дает аргументированное суждение по двум пунктам: к какому варианту решения по ключевой ставке он склоняется; каким сигналом сопроводить решение. Во время заседания Совет директоров стремится достичь консенсуса по наиболее значимым аспектам обсуждения и решению по ключевой ставке.

Стратегическая транспарентность. По результатам заседаний Совета директоров, которые происходят 8 раз в год, выпускаются пресс-релизы и собираются пресс-конференции с участием Председателя Банка России, на которых раскрываются решения по ключевой ставке, планируемые меры Банка, а также мотивы принятия таких решений. Банк России ведет коммуникацию с гражданами, представителями органов власти, бизнеса, экспертного сообщества. Наиболее активная фаза приходится на две недели, следующие за решением по ключевой ставке.

Операционная транспарентность. Итоги работы по основным направлениям деятельности Банка России содержатся в Годовом отчете. Еженедельно выпускается «Вестник Банка России», в котором также содержатся статистические, обзорные, аналитические материалы, в т.ч. о реализации мер ДКП, например, итоги проведения депозитных аукционов, аукционов репо. В 2020 году в условиях пандемии коронавирусной инфекции Банк России начал выпускать еженедельные обзоры финансового рынка «Финансовый пульс», содержащие данные о ходе реализации принятых Банком России мер по ограничению последствий пандемии коронавирусной инфекции, а также оценку событий, произошедших за неделю и их влияние на финансовую стабильность.

Таким образом, можно определить, что Банк России обладает высоким уровнем транспарентности. Банк России использует различные и доступные каналы для информирования участников рынка о денежно-кредитной политике. При этом, ЦБ РФ выбирает различные способы представления информации (от лаконичных и доступных сообщений на официальном сайте до объемного, комплексного Доклада о денежно-кредитной политике), что позволяет доносить информацию до групп с разным уровнем подготовленности. Председатель Банка России Э. С. Набиуллина стала «лицом» денежно-кредитной политики государства и постоянным гостем экономических форумов и различных передач на телевидении.

В заключение стоит отметить, что открытая информационная политика центрального банка является необходимым условием, способствующим достижению его целей, поскольку информирование участников финансовых отношений о проводимой денежно-кредитной политике способствует пониманию реализуемых и планируемых мер центрального банка, а также позволяет управлять их ожиданиями относительно изменений основных макроэкономических показателей. Благодаря качественному разъяснению подходов, лежащих в основе принимаемых в денежно-кредитной сфере решений, усилится воздействие денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий. Таким образом, повышение транспарентности и прозрачности деятельности центрального банка будет способствовать росту эффективности монетарной политики.

Использованные источники:

1. Трунин, П.В. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы / Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров А.М. - М.: ИЭПП, 2010. - 76 с.: ил. - (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода; № 133P)

2. Фунг, Т.Д. Роль и место центрального банка в системе денежно-кредитного регулирования на современном этапе// Мир науки. - 2014. - №4

3. Саркисянц, А. Это страшное слово «прозрачность». Раскрытие банками информации о своей деятельности: проблемы и перспективы // Бухгалтерия и банки. - 2011. - № 9. -С.32-40

4. Осколкова, Н.С. Транспарентность центральных банков - необходимое условие успешной реализации монетарного регулирования// Пермский финансовый журнал. - 2014. - №2 (11). - С. 21- 32

5. Гончаренко, Т. В. Развитие российской банковской системы в условиях транспарентности экономических процессов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. - 2014. - №8-1 (179).

6. Моисеев, С.Р. Открытость и транспарентность денежно-кредитной политики. Банковской дело. - 2001.- №5. - С.2-6

7. Евдокимова, Т. Влияние степени заякоренности инфляционных ожиданий и транспарентности денежно-кредитной политики на инфляцию в период нестабильности на развивающихся рынках летом 2018 г. / Т. Евдокимова, Г. Жирнов, И. Клавер // Деньги и кредит. - 2019. - Т. 78, № 3. -С. 71-88

8. Об информационной политике Банка России. Пресс-релиз Банка России [Электронный ресурс] // Вестник Банка России. - 1998 г. - №44. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901712137

9. О Центральном банке Российской Федерации [Электронный ресурс]:федер. закон Российской Федерации от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

11. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Банк России. - Режим доступа: https://cbr.ru

12. Банк России раскрыл технологию подготовки и принятия решения по ключевой ставке [Электронный ресурс] // Банк России. - 2018. - Режим доступа: https://cbr.ru/press/event/?id=1824

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.