УДК 008
Чжоу Мяоцзин
магистр, факультет искусств,
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Zhou Miaojing
Art Department,
Lomonosov Moscow State University
Анализ трансформации статуса современного искусства в России и в Китае
Analysis of the transformation of the status of contemporary art
in Russia and China
Аннотация. Международное современное искусство не имеет истории не только из-за того, что его прогресс не удалось обнаружить, но и из-за того, что его начало неясно. Нельзя найти явного разрыва между современным искусством России и современным искусством Китая. «Современное китайское искусство» - это тема Первого китайского форума современного искусства, организованного Джеймсом Элкинсом и ПэнФэном в Пекине в 2009 году. Современное китайское искусство кажется непростым для определения. Но это не значит, что подобная фраза бесполезна или бессмысленна. Автор отличает современное китайское искусство теоретически и практически не только от китайского традиционного искусства, но и от современного искусства России.
Ключевые слова: современное искусство, сравнительный анализ, международные отношения, история искусства.
Annotation. International contemporary art has no history, not only because its progress has not been discovered, but also because its origins are unclear. There is no clear gap between contemporary Russian art and Contemporary Art in China. "Contemporary Chinese Art" is the theme of the First Chinese Contemporary Art Forum organized by James Elkins and Peng Feng in Beijing in 2009. Contemporary Chinese art seems difficult to define. But this does not mean that such a phrase is useless or meaningless. The author distinguishes contemporary Chinese art theoretically and practically not only from Chinese traditional art, but also from the contemporary art of Russia.
Key words: contemporary art, comparative analysis, international relations, art history.
Есть ли в современном искусстве этапы или процессы? Есть ли у современного искусства история? По словам Артура Данто и Ганса Белтинга, ответ должен быть отрицательным. «Современное искусство, — пишет Ганс
Бельтинг, — демонстрирует осознание истории искусства, но больше не продвигает ее вперед» [1]. Для Артура Данто современное искусство достигает постисторической стадии искусства. Он писал: «Сегодня уже нет черты истории. Все разрешено» [1].
Слово «постисторический» буквально означает после или без истории. Если правы Данто и Бельтинг, значит, современное искусство России не имело бы истории. Россия представляет интернациональность и постмодернизм, поэтому можно сказать, что интернациональное современное искусство или постмодернистское искусство — это искусство без истории.
Международное современное искусство не имеет истории не только из-за того, что его прогресс не удалось обнаружить, но и из-за того, что его начало неясно. Нельзя найти явного разрыва между современным искусством России и современным искусством Китая. Как писал Данто, «характерно для современности то, что она должна была начаться коварно, без лозунга или логотипа, без особого осознания того, что это произошло... Современное искусство, напротив, не имеет никакого отношения к искусству прошлого, никакого чувства того, что прошлое есть нечто, от чего оно должно быть освобождено» [2]. Но ситуация в Китае и России, т.е., в постсоциалистической стране, иная.
Начало современного искусства в постсоциалистической стране очевидно. Лозунгов много, и почти все в художественном кругу и даже все общество знают о его зарождении. На самом деле, есть революция или реформация. Враг современного искусства — очевидный и несомненный социалистический реализм. Короче говоря, современное искусство в постсоциалистической стране отличается от современного искусства в постмодернистских странах, таких как Северная Америка и Западная Европа.
Однако история современного искусства в России также не ясна, нельзя найти разрыв между современным искусства и соцреализмом. Современное искусство в России имеет свое начало, но нет прогресса или процессов, необходимых для истории. Радикальная революция в России сразу изменила общество. Современное искусство выиграло борьбу с социалистическим реализмом и выполнило свою миссию в очень короткие сроки, поэтому не было длительности его развития и процессов.
Современное искусство России быстро поглощается международным современным искусством и, наконец, достигает своей постисторической стадии. Ситуация в Китае отличается не только от постмодернистской, но и от постсоциалистической. Вместо радикальной революции Китай проводит реформы постепенно. Современное искусство еще не побеждает в борьбе с социалистическим реализмом. Оно еще не выполняет свою миссию, то есть способствует политическим реформам и социальным изменениям. Поэтому современное искусство в Китае приближается, но еще не достигает своего конца, так называемого постисторического этапа. Например, социалистический реализм полностью исчез в России, тогда как в Китае он еще держится и даже
возрождается. В 2006 году центральное правительство инвестировало миллиарды юаней в проект «Значительное историческое событие». Большинство картин и скульптур в этом проекте напоминают соцреализм.
С непрерывным развитием китайской экономики, особенно после международного финансового кризиса 2008 года, все больше и больше китайских художников начали изучать свои собственные традиции. Возникает новое направление с неуловимой «китайскостью» или, проще говоря - «New China Style». Все больше и больше художников используют символы традиционной китайской культуры для создания современных инсталляций. Например, павильон Китая на Венецианской биеннале 2011 года был основан на пяти элементах, которые являются важными идеями традиционной китайской философии. Пять художников сосредоточились на пяти ароматах, таких как лечебные травы, байцзю (прозрачный зерновой ликер с долгой историей праздничного использования в Китае), зеленый чай, цветы лотоса и ладан соответственно. Как отметил Ричард Вайн, китайский павильон пытается «познакомить иностранных посетителей с неуловимым понятием «китайскости» [3].
«Возможно, самая запоминающаяся работа в китайском павильоне в этом году была наименее материальной. Сухой ледяной туман Юань Гун, периодически возникающий на лужайке и одновременно заполняющий интерьер, напоминает туманное пространство традиционной живописи шань-шуй (горная вода). Но оно также вызывает тонкость, уступчивость и, наконец, обволакивающую вездесущность, с которой китайская культура на протяжении тысячелетий поглощала своих потенциальных завоевателей»[3].
Идентичность, в этом случае, состоит из китайских черт современности и художественности. В последние десятилетия китайское современное искусство многое заимствовало из богатых традиций китайской культуры. Но, начиная с 2008 года, спрос на искусство с китайской спецификой стал заметным явлением в художественных кругах. Многие художники-авангардисты, такие как ФэнМэнбо в Пекине и ЦюЧжицзе в Ханчжоу, отказались от экспериментов с новыми медиа и вернулись к традиционной живописи тушью. Это не значит, что они превратились в старых мастеров живописи тушью. Вместо этого, стремление к современности превратило старую живопись тушью в новое искусство.
Подобно модернистам начала ХХ века, таким как Т. С. Эллиот, новизна их искусства могла быть чем-то традиционным. Вместо того, чтобы оспаривать границы искусства, современные китайские художники защищают статус искусства или художественности. Большинство современных художников Китая имели академическое образование. Они не верят таким лозунгам, как «Каждый художник», провозглашенный Йозефом Бойсом, и «Все дозволено (быть искусством)», провозглашенный Артуром Данто.
Требование китайских особенностей, стремление к современности и защита художественности приводят к еще одному художественному движению в Китае, а именно к движению «NewInkArt». Их работы экспонировались на десятках выставок, таких как «UndoingShuimo: Invitational Exhibition of International
Contemporary Ink Art» в Шанхайском музее современного искусства «Duolun» в октябре 2012 года и «MoCA» в Пекине в январе 2013 года, «Re-Ink: Invitational Exhibition of Contemporary Inkand Wash Painting» 2000, 2012 г. в Музее изобразительных искусств Хубэй в декабре 2012 г. и Музее современного искусства в апреле 2014 г., «Искусство тушью: прошлое как настоящее в современном Китае» в Музее искусств Метрополитен в декабре 2013 г. и так далее.
Несомненно, волна нового чернильного искусства становится все сильнее. Это свежее движение новой туши отличается от движения экспериментальной туши, которое началось в 1980-х и закончилось в 1990-х. По иронии судьбы, последний даже новее первого. Экспериментальное искусство тушью было настолько увлечено стремлением к новизне, что с трудом сохранило свой китайский характер или свою художественность и быстро подошло к концу. Разница между новой тушью 2010-х и экспериментальной тушью 1990-х в чем-то похожа на разницу между граффити и стрит-артом. Даже, если они во многом одинаковы, современное уличное искусство явно более тонкое и эстетичное, чем граффити. Стрит-арт нацелен на «эстетическую интеграцию», а не на занятие.
«Просмотр уличного искусства — это нечто большее, чем эстетическая оценка новой формы искусства» [4]. Новая тушь участвует в этом возвращении эстетики и может рассматриваться как возвращение от современности или постмодерна к модерну. Модернизм, кажется, появляется в Китае в третий раз после конца современного искусства.
Китай все еще находится на пути к более открытому и демократическому обществу. Процессы современного китайского искусства соответствуют социальным изменениям в Китае. Существует необходимость сочетания теоретических построений и их творческого утверждения молодыми художниками. Это открывает путь к действительно новому исследованию (фундаментальному), в котором кураторские идеи обретут зрелую, современную и полемическую форму, отвечающую новым задачам, поставленным новыми молодыми профессионалами искусства XXI века[5; 6; 7].
В настоящее время нужно не только найти, но и взрастить семена, которые посеяны в работах молодых художников. Их можно упрекнуть в, разного рода, небрежности, но нельзя недооценить их искреннее стремление действовать в настоящем и продвигать свои гуманистические концепции.
Литература:
1. ЦайЧжэнфэй. Одновременное чтение русского искусства // Southwest Journal. - 2019 (01). - с. 82-92.
2. Цуй Иньин. Размышления о феномене китайско-российского обмена искусством в историческом зеркале // ArtCriticism. - 2020 (15). - с. 177-179.
3. Цзян Даке. Влияние учебы в Советском Союзе на художественное образование в Китае // Украшение. - 2021 (06). - с. 319.
4. Гуо Ли. История и реальность китайско-российского гуманитарного сотрудничества. Харбин: Heilongjiang University Press, - 2020. - с. 510.
5. Бондаренко А.В. Творчество как феномен культуры // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. - № 4 (45). - С. 252-254.
6. Никитина В.В., Штанько М.А. Конструирование этнической картины мира // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 8 (159). - С. 485-486.
7. Колычева В.А. Цифровизация данных о продажах предметов русского искусства: проблема несовпадения спроса и предложения // Дискуссия. - 2022. -№ 1(110). - С. 40-50.
Literature
1. Ca iZhengfei. Simultaneous reading of Russian art // Southwest Journal. - 2019 (01). - p. 82-92.
2. Cui Yingying. Reflections on the phenomenon of Chinese-Russian art exchange in the historical mirror // Art Criticism. - 2020 (15). - p. 177-179.
3. Jiang Dake. The impact of studying in the Soviet Union on art education in China // Ornament. - 2021 (06). - p. 319.
4. Guo Li. History and reality of Chinese-Russian humanitarian cooperation. Harbin: Heilongjiang University Press, - 2020. - p. 510.
5. Bondarenko A.V. Creativity as a phenomenon of culture // Bulletin of the Orel State University. Series: New Humanitarian Studies. - 2015. - № 4 (45). - Pp. 252-254.
6. Nikitina V.V., Shtanko M.A. Constructing an ethnic picture of the world // Eurasian Legal Journal. - 2021. - № 8 (159). - Pp. 485-486.
7. Kolycheva V.A. Digitalization of data on sales of Russian art objects: the problem of mismatch of supply and demand // Discussion. - 2022. - № 1 (110). - Pp. 40-50.