Научная статья на тему 'Анализ товарных запасов на предприятиях розничной торговли'

Анализ товарных запасов на предприятиях розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2434
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панков В.В., Смирнов А.И., Головин А.Л.

В статье предложена методика оценки оптимальной структуры и величины товарных запасов по различным товарным группам, представленным в ассортименте предприятий (магазинов) розничной торговли. Целью проведенного анализа была оценка возможности увеличения товарооборота розничной сети вследствие соответствующего изменения количественного и суммового соотношения величин товарных запасов по представленным в ней 15 товарным группам. В основу анализа был положен принцип распределения торговых площадей, выделяемых под каждую товарную группу, пропорционально отношению объема продаж (товарооборота) по каждой из них к величине занимаемой ими площади. При этом для каждого магазина и для каждой товарной группы оценивалась оптимальная плотность размещения товара, которая затем и использовалась для расчета вышеупомянутого отношения. В процессе анализа, кроме того, были разработаны принципы введения ограничений на максимально допустимые величины товарных запасов по всем товарным группам, что позволило избежать получения чрезмерно высоких значений рекомендуемых запасов для групп, характеризующихся достаточно высокой скоростью товарооборота. Применение предлагаемой методики для анализа продаж в целом по всей розничной сети показало, что оптимизация структуры товарных запасов магазинов, даже практически без изменения их величины в суммовом выражении, может увеличить товарооборот сети более чем на 15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ товарных запасов на предприятиях розничной торговли»

11(11) - 2008

Управление активами

АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ розничной ТОРГОВЛИ

В.В. ПАНКОВ,

доктор экономических наук, профессор

А.И. СМИРНОВ,

кандидат технических наук, доцент

А.Л. ГОЛОВИН

Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова

Размер и структура товарных запасов определяются объемом и структурным составом товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимального соотношения между величиной товарооборота и размерами товарных запасов, наряду с обоснованной ценовой и скидочной политикой, является одной из важнейших задач, без решения которой невозможно обеспечить эффективную работу магазинов розничной сети [1, 2].

Недостаточная величина товарных запасов, особенно для розничной сети, находящейся в стадии развития, создает серьезные проблемы с обеспечением ее товарооборота [3]. В то же время чрезмерные товарные запасы являются причиной дополнительных потерь, связанных как с увеличением потребности в кредитах, что приводит к росту расходов по выплате процентов по ним, так и с возрастанием издержек хранения и транспортировки запасов. Все это в совокупности может существенно ухудшить общее финансовое состояние торгового предприятия — владельца розничной сети.

Целью проведенного анализа была оценка возможности увеличения товарооборота магазинов розничной сети вследствие соответствующего изменения величины и структуры их товарных запасов. При этом общий товарный запас магазина, торгующего предметами одежды и аксессуарами, разбивался на 15 товарных групп, наименования которых представлены в столбце 1 приведенной таблицы. Каждая группа занимала в магазине определенную площадь, фактические значения которой указаны в столбце 8.

В основу анализа был положен принцип распределения торговых площадей, выделяемых под

каждую товарную группу, пропорционально отношению объема продаж (товарооборота) по каждой из них V (столбец 7 таблицы) к величине занимаемой ими площади Sj (/ — индекс товарной группы). Однако здесь следует учитывать, что в том случае, когда запас по товарной группе в силу тех или иных причин мал, необоснованно распылен по торговой площади и не соответствует реальному покупательскому спросу на товар этой группы, то и получаемый удельный объем продаж V/ / Sj также не будет соответствовать реальным возможностям магазина, а, следовательно, не может быть использован для оценки величины площади, которую необходимо выделить под данную товарную группу.

Для решения этой проблемы отношение V / Sj разбивалось на два сомножителя: V / %=(V / я) • (Л / где Я/ — усредненный за анализируемый период товарный запас магазина по /-й группе в суммовом выражении (столбец 3 таблицы).

Товарные запасы по каждой группе как в количественном, так и суммовом выражении фиксировались на первое число каждого месяца, после чего определялись их средние значения за необходимый период (месяц, квартал, сезон или год).

Первый сомножитель в приведенном соотношении представляет собой скорость товарооборота по /-й группе, а второй — стоимостную концентрацию товара по ней. При этом скорость товарооборота рассчитывалась по фактическим данным за анализируемый период, а стоимостная концентрация — как произведение оптимальной плотности размещения товара в магазине (столбец

Управление активами

11(11) - 2008

Л

е

ю а ,

г--сч сч

сч

р-

оо сч

чо чо

Г--

сч

Г--

«л

сч

1 =

&

а

о --

ю л .

СЛ

сч

о а и

чо сч

о «л

■Ч-

Г--

сч

сч сч «л

СЛ СЛ

чо сч сч

СЛ

чо

сч сч

0 8

| ив

1 « ё №

о м

* О

а

Г--СЛ

сч

18 ©

СЛ

сч

ю Л ,

о

■Ч-

сч

СЛ

сч

СЛ

«л

СЛ

сч сч

сч

СЛ

сч

15 =

и

о н

и

оо

ю а

СЛ

сч сч

сч

о чо

оо

сл

сч сч

ЧО

сч

ю а

сч

СЛ

о сч

чо

сч сч

СЛ СЛ

сч гч

о сч

к я я а л а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

о н

к

я

о

ч ю

I

н о м к

Е&

&

св §

о к м о о

я т

м

о •&

я £

4 таблицы) и средней цены товарной единицы в запасе по у-й группе Р. = Rj / Qj, где Q. — средний товарный запас в количественном выражении (столбец 2).

Для оценки оптимальной плотности размещения товара все магазины розничной сети в зависимости от типа торгового оборудования, особенностей торгового зала, наличия складского помещения, покупательского потока и т. д. были разделены на несколько категорий. Для каждой категории по всем товарным группам была рассчитана средняя плотность размещения товара, которая затем и рассматривалась в качестве оптимальной. Такой метод оценки позволил в определенной мере сгладить недостатки, имеющие место при размещении некоторых групп товара в том или ином магазине.

В общем случае зависимость объема продаж от величины товарного запаса имеет нелинейный характер, причем при достаточно больших (для выделенной площади) значениях Rj может наблюдаться даже снижение V. при дальнейшем его увеличении, что обусловлено прежде всего возникновением у покупателей трудностей при поиске и подборе необходимого им товара. Качественно вид зависимости V. приведен на графике на рисунке.

На практике для каждой товарной группы имеется только по одной рабочей точке, что вызывает необходимость линеаризации зависимости V. ^р. При этом представленные на рисунке прямые 1 и 2 иллюстрируют различные степени насыщения магазина товаром соответствующей группы. Совершенно очевидно, что в случае 2 (точка В) при явной перенасыщенности магазина товаром использование линейной зависимости V. ^р влечет за собой получение неприемлемо высоких погрешностей при расчетах.

Следует также отметить, что чрезмерный запас может быть причиной недопустимого увеличения срока оборачиваемости товара данной группы. В частности, при проведении анализа полагалось, что для магазинов, про-

11(11) - 2008

Управление активами

Зависимость объема продаж от величины товарного запаса по у-й группе

шедших стадию первичного развития, динамика потока посетителей в которых зависит в основном от фактора сезонности, оборачиваемость товара не должна превышать некоторую заданную величину, а именно 180 дней (длительность сезона). Иначе говоря, величина запаса, при которой оборачиваемость становилась равной 180 дням, рассматривалась как критическая (Л. = Л. на рисунке). При

У зс

Л. > Л. наклон зависимости V. (Я) значительно

У ус У к У

ниже, чем на крутом ее участке, а следовательно, использование стандартной линейной аппроксимации, как уже отмечалось выше, становится нецелесообразным.

Поэтому в процессе анализа проверялось наличие товарных групп, фактический запас по которым превышал критическую величину. В случае обнаружения таковых рекомендуемые значения площадей (столбец 9 таблицы) при отсутствии иных, более жестких ограничений, о чем будет сказано ниже, определялись как отношение фактических площадей , выделяемых под них в торговом зале магазина, и коэффициентов превышения, которые в свою очередь равнялись отношению фактической оборачиваемости к ее критическому значению, т. е. 180 дням. Далее в соответствии с полученными ранее оптимальными плотностями размещения товара по каждой из этих групп и стоимостными концентрациями определялись рекомендуемые значения товарных запасов по ним в количественном и суммовом выражении (столбцы 10, 11 таблицы).

Для оценки ожидаемых значений объемов продаж по таким группам (столбцы 12, 13) условно предполагалось, что при уменьшении товарных запасов от их фактических значений до критических (интервал [Л .; Л.,] на рисунке) товарооборот также

снижается, однако наклон зависимости V. (Л..), т. е. dVj/ dЛj, здесь вдвое ниже, чем фактическое отношение V/ Л. (отрезок 3 на рисунке). Таким образом, стандартная линейная аппроксимация зависимости V (Л) для товарных групп с превышением критических величин запасов (критических групп) была заменена на кусочно-линейную, что позволило, как это видно из рисунка, уменьшить расчетную погрешность.

Важно понимать, что предложенный принцип распределения торговых площадей не может быть использован без введения четких ограничений на максимально допустимую величину запасов по всем товарным группам для каждого магазина розничной сети. В противном случае рекомендуемые значения товарных запасов для групп, характеризующихся достаточно высокой скоростью товарооборота или позволяющих обеспечить при удовлетворительной скорости товарооборота весьма высокую стоимостную концентрацию, могут оказаться чрезмерно большими.

На практике объективным фактором, ограничивающим сверху величину товарных запасов, является поток посетителей — потенциальных покупателей. При отсутствии мониторинга посещаемости магазина такие ограничения могут быть введены на основе данных по истории продаж.

В рамках проведенного анализа для магазина с наибольшим в сети товарооборотом на основе эмпирических данных были установлены количественные ограничения по запасам для всех товарных групп. При этом для остальных магазинов розничной сети были введены весовые коэффициенты, что позволило определить максимально допустимые величины товарных запасов для каждого из них в отдельности. Указанные весовые коэффициенты рассчитывались исходя из следующего соотношения:

К Ог / (Отах Fi),

где I — индекс магазина;

(( — общее количество проданных за анализируемый период г'-м магазином единиц товара;

О — то же для магазина с наибольшим то-

тах

варооборотом;

— поправочный коэффициент.

Необходимость введения поправочного коэффициента обусловлена разбросом фактических плотностей размещения товара у магазинов, принадлежащих к одной категории. В том случае, когда фактическая плотность размещения товара существенно превышает среднюю по категории, т. е. оптимальную плотность, рекомендуемые величины

Управление активами

11(11) - 2008

товарных запасов из-за наложенных ограничений могут оказаться значительно ниже фактических. В результате и ожидаемые объемы продаж также будут меньше тех, что данный магазин показывает в реальности. При уменьшении К весовой коэффициент магазина растет, а следовательно, возрастают и максимально допустимые величины запасов по всем товарным группам. Конкретное значение для каждого магазина подбиралось путем сопоставления получаемых рекомендуемых величин товарных запасов с их фактической величиной и, как правило, лежало в диапазоне 0,5 — 1.

В ходе дальнейшей обработки данных товарные группы, рекомендуемые значения запасов по которым превышали их максимально допустимую величину, фиксировались. Причем, если среди них оказывались группы, отнесенные ранее к категории критических, под максимально допустимой понималась наименьшая из двух полученных величин. В дальнейшем для всех групп, по которым было обнаружено превышение величины допустимого товарного запаса, именно это значение и устанавливалось в качестве рекомендуемого. На основании полученных значений затем рассчитывались необходимые для размещения таких товарных запасов торговые площади и ожидаемые объемы продаж как в количественном, так и в суммовом выражении.

Рассчитанные таким образом площади суммировались и исключались из общей площади

торгового зала магазина. Оставшаяся площадь перераспределялась между остальными группами в соответствии с вышеупомянутым принципом распределения пропорционально отношению V. / S., после чего также проводилась оценка необходимых значений товарных запасов и ожидаемых объемов продаж. Пересчет количественных значений параметров в суммовые и наоборот осуществлялся с использованием средних цен товарных единиц по группам. При этом для простоты полагалось, что средняя цена единицы по любой товарной группе как в запасах, так и в продажах, является величиной постоянной, не зависящей от их изменений.

Применение предлагаемой методики для анализа продаж в целом по всей розничной сети показало, что оптимизация структуры товарных запасов магазинов, даже практически без изменения их величины в суммовом выражении, может увеличить товарооборот сети более чем на 15 %.

Литература

1. Лотоцкий В. А. Модели и методы управления запасами. М. : Наука, 1991.

2. Рыжиков Ю. И. Теория очередей и управление запасами. М. : Питер, 2001.

3. Линдерс М. Р., ХарольдЕ. Ф. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. СПб. : Полигон, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.