ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИИ
УДК 351:504
Уварова Г.Г.
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПАРИРОВАНИЯ РИСКОГЕННЫХ ФАКТОРОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
В статье с позиций системного подхода рассматриваются существующие в научной литературе теоретические концепты, используемые для изучения политических механизмов парирования рискогенных факторов в современной экологической политике.
This article from the standpoint of a systems approach considers existing literature in the theoretical concepts used to study the mechanisms of political parry riskogennyh factor in modern environmental policy.
Ключевые слова: политический механизм, рискогенные факторы, экологическая политика.
Keywords: political mechanism, riskogennye factors, the environmental policy.
В целях научного понимания того, как политические механизмы позволяют парировать рискогенные факторы в современной экологической политике, необходимо провести системно-семантический и теоретико-методологический анализ данного понятия и связанных с ним других понятий в проблемном поле политической науки.
Данный анализ следует проводить, отталкиваясь от термина «механизм». В контексте настоящего исследования из достаточно большого числа определений понятия «механизм» мы будем использовать следующий. Термином «механизм» обозначается «система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности» [1, с. 283]. Под системой принято понимать упорядоченное множество функционирующих элементов, находящихся во взаимосвязи и образующих определенную целостность.
С общим понятием механизма связан и, собственного говоря, термин «политический механизм». Однако научная разработка этой категории является, по нашему мнению, явно недостаточной, особенно в том аспепкте, который связан с отраслевым применением данных механизмов в различных областях политической жизни. Зачастую термин «политические механизмы» трактуется предельно широко применительно к различным видам поли-
тической деятельности, внешней и внутренней, что позволяет вкладывать различный смысл в это понятие, тем самым его размывая, а не концептуализируй
В данной связи изучение понятия «политические механизмы парирования рискогенных факторов» предполагает уточнение смыслового содержания этого термина, а также определение его соотношения с такой категорией, как экологическая политика.
Политические механизмы являются средством реализации государственной политики, конкретных задач государственного управления. В решающей степени набор и характер этих механизмов, используемых практически, определяется политическим режимом конкретной страны, поскольку в нем воплощаются все средства и методы осуществления политической власти [2, с. 17]. Поэтому, наряду с другими подходами, можно определять политические механизмы парирования рискогенных факторов в соответствии с определенными видами политических систем: демократического, монархически-традиционного, авторитарного, тоталитарного. В таком случае, с учетом некоторых интерпретаций формулировок, можно выделить следующие группы реально известных политических механизмов: демократические, или правовые,
авторитарные, или командные, тоталитарные [3, с. 23]. Каждая из них специфична в обеспечении процесса управления, присуща тому или иному политическому состоянию общества и государства. Вместе с тем абсолютно чистой, стопроцентной реализации классических моделей политического режима в современном сообществе стран отыскать трудно. Практически всегда имеются какие- либо отступления от них, продиктованные историческими, социальными, идеологическими и иными причинами, а также особенностями современного политического развития.
Мы должны отметить важное методологическое отличие понятий предотвращения и парирования рискогенных факторов. Предотвращение относится скоре к характеру превентивных политических мер, оно реализуется до того как произошла экологическая катастрофа и возникли вызванные ею политические последствия. Наоборот, парирование в политическом контексте относится к действиям, направленным на отведение уже актуализированной, реально существующей и действующей угрозы. Парирование - это отвод нанесенного удара политическим средствами в принципиально другое русло или сферу или переадресация его другим участникам политического процесса [4, с. 426-435].
Само государственное управление является по преимуществу политическим процессом, ибо государство, как основной политический институт, разрабатывает, утверждает и осуществляет все принципиальные политические стратегии развития общества. Оно представляет собой масштабную, разветвленную и влиятельную систему политического управления. Поэтому политические механизмы управления, прежде всего, используются в государственной и межгосударственной сфере политического взаимодействия [5, с. 268].
Режим государственной власти определяет, диктует принципиальные методы реализации политики в экологической сфере, особенно в вопросе выбора конкретных механизмов парирования постоянно возникающих рискогенных факторов, в рамках которых в свою очередь подбираются необходимые и возможные механизмы конкретных управленческих действий и принятия решений. Обычно такие механизмы означают совокупность определенных управленческих процедур, навыков, приемов, объединенных каким-либо политическим методом или принципом. Среди таких принципов,
по сути формирующих характер политических механизмов парирования рискогенных факторов в современной экологической политике, определяющими являются легитимность, гласность, открытость, законность, ответственность, научность, преемственность формирующие характер политических механизмов [6, с. 201]. Поскольку набор используемых в политическом управлении различными процессами, связанных с экологией механизмов определяется, главным образом, политическим режимом и его интересами всякого конкретного времени, исследование характера применяемых механизмов позволяет лучше понять и оценить существующий режим государственной власти, его готовность идти на компромиссы, решая глобальные экологические проблемы, а также гибкость во внутриполитических процессах, связанных с экологической сферой.
Политические механизмы являются средством реализации государственной политики, решения конкретных задач государственного управления. В решающей степени набор и характер этих механизмов, используемых практически, определяется политическим режимов конкретной страны, поскольку в нем воплощаются все средства и методы осуществления политической власти.
Институционализация политической деятельности, являясь одним из условий эффективности политических механизмов, представляет собой процесс упорядочивания формальных и неформальных правил политических отношений, в рамках которых совместная деятельность политических акторов реализуется с помощью определенных ролей и статусов [7, с. 89].
При этом в основе всякой политической деятельности лежат концептуальные идеи, отраженные в доктринальных, в том числе нормативно - правовых, актах, закрепляющих политические стратегии. Собственно политическая деятельность проявляется в принятии важнейших решений, направленных на выработку и применение конкретных средств и методов достижения поставленных внешнеполитических и внутриполитических целей.
Политические механизмы можно определить как совокупность различных видов деятельности политических субъектов, а также способов их взаимоотношений, формальных и неформальных правил и процедур, гарантированных международным и национальным правом и включенных в динамику
практически-политических отношений, которые реализуются в соответствии с выдвигаемыми политическими целями [8, с. 17].
Поэтому применительно к любому виду деятельности термин «механизм» означает организованную последовательность взаимосвязанных и целенаправленных действий, осуществляемых в определенном порядке определенными субъектами. В отличие от техники, откуда пришел термин «механизм», социальные механизмы - не столько физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, сколько совокупность прав и обязанностей, определяемых ими содержание и характер деятельности индивидов и групп. А специфика политического механизма заключается в том, что он опирается на государственную власть (или ориентируется на ее нейтрализацию), которая предполагает отношения господства и подчинения между взаимодействующими акторами и в основе которой лежат принуждение и право, освящающие легитимное насилие [9, с. 28].
Термин «политический» означает «относящийся к политике», т.е. к деятельности органов государственной власти и государственного управления по обеспечению классовых или иных общественных интересов посредством институтов власти. Соответственно, именно государство в лице своих национальных органов законодательной и исполнительной власти выступает основным субъектом политической деятельности. При этом, основываясь на конституционном принципе разделения властей, каждая ветвь власти участвует в формировании и реализации государственной политики строго в пределах своей компетенции, не подменяя и не вмешиваясь в сферу другой ветви власти [10, с. 19].
Так, законодательная власть от имени государства разрабатывает и принимает нормативные акты, в которых реализуется политическая воля путем введения правовых норм. Высшие органы исполнительной власти определяют основные задачи и направления деятельности всех иных органов власти и управления по их исполнению, создают или реорганизуют органы, непосредственно выполняющие политико-правовые функции, а также формируют механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Однако достижение политических целей происходит не только в результате деятельности государственных органов, но и посредством деятельности общественных организаций, а также международ-
ных политических и правовых институтов и организаций, в том числе путем объединения усилий формальных и неформальных органов и организаций. Политический процесс непрерывен и сложен. Он может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, быть единством многообразия и многообразием единства.
В процессе принятия политических решений участвуют или на него оказывают влияние группы интересов, политические партии, общественные организации и движения, органы местного самоуправления, религиозные объединения, бизнес-структуры и т.д. В сфере публичной политики далеко не все является публичным, в ней возможно существование, а иногда и доминирование теневых центров власти, принятия решений. Наконец, в управленческой деятельности государства не все имеет политическое звучание: оно осуществляет многие функции управления, далекие от политики [9, с. 29].
Политические механизмы можно определить как совокупность различных видов деятельности политических субъектов, а также способов их взаимоотношений, формальных и неформальных правил и процедур, гарантированных международным и национальным правом и включенных в динамику практически-политических отношений, которые реализуются в соответствии с выдвигаемыми политическими целями.
В связи с этим политический механизм включает в себя и негосударственных акторов с их политическими целями, сложившимися правилами и процедурами. Это обусловлено тем, что политика, как упорядоченная и целерациональная деятельность, носит имманентный характер, т.е. постоянно и внутренне связана с общественными противоречиями и конфликтами. Политика вырастает из конфликта и является средством его разрешения. Поэтому политику следует рассматривать в этой связи в качестве важнейшего инструмента оптимизации конфликтных политических взаимоотношений, который применяется для преобразующего воздействия на источник конфликта и его участников и достижения конкретных целей определенных политических групп, общественных и политических образований, национальных государств, международных организаций.
Поскольку что политика изначально связана с организацией и проявляется, как правило, в упоря-
доченной и институционализированной форме, всякое политическое явление или движение, так или иначе, приобретает управляемый, иерархический и относительно устойчивый вид. Институционализация политической деятельности, являясь одним из условий эффективности политических механизмов, представляет собой процесс упорядочивания формальных и неформальных правил политических отношений, в рамках которых совместная деятельность политических акторов реализуется с помощью определенных ролей и статусов.
Политические механизмы означают совокупность определенных управленческих процедур, навыков, приемов, объединенных каким-либо политическим методом или принципом. Среди таких принципов, по сути формирующих характер политических механизмов парирования рискогенных факторов в экологической политике, определяющими являются легитимность, гласность, открытость, законность, ответственность, научность, преемственность или же другие, противоположные названым и формирующие иной характер политических механизмов.
Политика очень часто вырастает именно из конфликта и риска и в этой связи становится средством его минимизации, парирования или преодоления. Поэтому политику следует рассматривать в качестве важнейшего инструмента оптимизации конфликтных социальных взаимоотношений, который применяется для преобразующего воздействия на источник конфликта и его участников и достижения конкретных целей определенных групп интересов, общественных и политических образований, национальных государств, международных экологических организаций.
Анализируя механику производства рисков и рискогенных факторов, английский ученый Э. Гид-денс подчеркивал, что современный мир структурируется, главным образом, рисками, созданными человеком, и в этой связи очень большое значение имеют именно экологические проблемы, как существующие постоянно и имеющие общественную значимость и интерес. Э Гидденс ввел по—нятие «среды риска» в современном обществе, выделив три ее основополагающих и системообразующих компонента: угрозы и опасности, порождаемые модернизацией; угроза насилия над человеком, исходящая от индустриализации войн, и угроза возникновения чувства бесцельности, бессмыслен-
ности человеческого существования, порождаемая попытками индивида соотнести свое личное бытие с процессами модернизации [11, с. 102]. К тематике данного исследования непосредственно, относится первая угроза, связанная с воздействием проблем в экологической сфере.
С понятием политических механизмов парирования рискогенных факторов в современной экологической политике тесно связано понятие риска и рискогенных факторов в их связи с современной экологической политикой. В политологическом анализе проблемы «риска» выделяются несколько этапов научно-теоретической концептуализации, которая имеет непосредственное отношение к теме данного исследования. В частности в научном изучении риска выделяют два основных подхода - технический и социальный [12, с. 61]. В рамках технического направления риск рассматривается как физический атрибут используемых технологий, оказывающих существенное влияние на окружающую человека среду и всю глобальную экологическую систему в целом. Экологический риск является неотъемлемым атрибутом человеческого бытия. Если провести анализ исторических фазы существования риска, то, опираясь на специальное исследование С. Ковалева [13], мы можем выделить три его основных типа по базовому и определяющему признаку его содержания: риск естественный; цивилизационный; глобальный.
Характеристика каждого типа включает риск, возникающий при взаимоотношениях человека с природой, экстраполируя его на риск взаимоотношений внутри общества в контексте возникающих экологических проблем, рискогенные факторы применения определенных технических средств в экономической деятельности человека и рискогенные факторы взаимоотношений общества и государства из-за отсутствия консенсуса по значимым экологическими вопросам, а также рискогенные факторы появляющиеся по причине несогласия ведущих государств между собой по экологическим вопросам.
Литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989.
2. Коваленко М.П. Стратегия обеспечения национальной безопасности современной России: механизмы
противодействия вызовам и угрозам: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов- на-Дону., 2008.
3. МрищукА.А. Политические механизмы противодействия внешним угрозам национальной безопасности России // Право и безопасность, Декабрь 2009. № 4 (33).
4. См. оценку россиянами степени значения современных экологических проблем // Политический словарь нашего времени. М., 2006.
5. Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России. М., 2006.
6. Andersson A. Andersson D. Gateways to the Global Economy // Journal of Housing and Built Environment. Volume 17. Number 2. April 2002.
7. Агаханянц П. Ф. Принятие экологически значимых решений и российская общественность - позиции
участников процесса // Экологическое планирование и управление. 2006. № 1.
8. Douglas M. Risk Acceptability according to the Social Sciences. NY, 1985.
9. Козлова А.В. Политические механизмы обеспечения безопасности государства в экономической сфере: Автореф. дис. докт. полит. наук. М., 2009.
10. Соболев Н. А. Критерии и методы формирования экологической сети. М., 2003.
11. Giddens. А. The Consequences of Modernity. Cambridge : Polity, 1990.
12. Ижев И. Теоретические подходы к исследованию проблемы риска // Власть 2010. № 2.
13. КовалеваМ.С. Эволюция понятия «риск» // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1.
УДК 235
Тремба В.А.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Рост миграционных потоков на территорию Российской Федерации актуализировал потребность в разработке концепции государственной миграционной политики РФ, направленной на повышение эффективности управления миграционными процессами и оптимизацию интеграции мигрантов в российское общество. В связи с этим автор предлагает рассмотреть основные направления повышения эффективности государственной миграционной политики современной России.
Рolitical and economical transformations in the modern world, started in the second half of the 20th century including, first of all, decolonization of the third world, globalization of economical relations and increase of social polarization on a world scale caused a multiple growth of migratory processes which had become popular by the end of the 20th century and affected almost every country all over the world. Migration, which became one of the key challenges of the 21th century, entailed a number of serious problems worldwide and this explains why the author addresses the problem of migration in the aspect ofpolitical science.
Ключевые слова: миграционная политика, российское общество, миграция, мигранты. Key words: migration, migratory processes, modern society, globalization.
В связи с распадом СССР в начале 1990-х в Россию хлынул поток мигрантов из стран теперь уже ближнего зарубежья, не иссякающий и по настоящее время. Можно с большой долей уверенности заявлять о том, что неблагоприятная социальнополитическая, экономическая и демографическая обстановка в большинстве вновь образовавшихся государств на постсоветском пространстве повлечет за собой дальнейший рост числа переселенцев и трудовых мигрантов, приезжающих в Россию в
поисках «лучшей доли» или на заработки, как временно, так и постоянно. Исследователи выделяют два основных фактора, повлиявших на миграцию населения в современной России - это превращение России из страны, «отдающей» людские ресурсы, в страну «принимающую» и развитие дестабили-зационных процессов на постсоветском пространстве, заключавшихся в экономическом кризисе и политической неразберихе, а также в конфликтах и