Научная статья на тему 'Геополитическая рискогенность Юга России: механизмы парирования угроз'

Геополитическая рискогенность Юга России: механизмы парирования угроз Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРИРОВАНИЕ УГРОЗ / РИСКОГЕННОСТЬ ЮГА РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыплаков А.Ю.

В статье рассматривается современное геополитическое положение России, анализируются существующие риски и направления парирования угроз. Особое внимание уделяется определению существующих угроз на территории Юга России и направлений их парирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цыплаков А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL RISKS OF THE SOUTHERN RUSSIA: MECHANISMS OF PARRYING THREATS

The article discusses the current geopolitical situation in Russia, analyzes the current risks and trends responding to such threats. Special attention is paid to the definition of existing threats in the South of Russia and directions of their parry.

Текст научной работы на тему «Геополитическая рискогенность Юга России: механизмы парирования угроз»

Цыплаков А.Ю.

аспирант Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Россия

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РИСКОГЕННОСТЬ ЮГА РОССИИ: МЕХАНИЗМЫ ПАРИРОВАНИЯ УГРОЗ Аннотация: В статье рассматривается современное геополитическое положение России, анализируются существующие риски и направления парирования угроз. Особое внимание уделяется определению существующих угроз на территории Юга России и направлений их парирования.

Ключевые слова: парирование угроз, рискогенность Юга России.

Tsyplakov A.YU.

postgraduate student, South-Russian Institute of management -

branch of the Russian presidential academy of national economy and public administration,

Rostov-on-don, Russia

GEOPOLITICAL RISKS OF THE SOUTHERN RUSSIA: MECHANISMS OF PARRYING THREATS Annotation: The article discusses the current geopolitical situation in Russia, analyzes the current risks and trends responding to such threats. Special attention is paid to the definition of existing threats in the South of Russia and directions of their parry.

Keywords: parry threats, risks of the Southern Russia.

В современных условиях глобализации и международной интеграции государство, его политические институты и управление не может рассматриваться как изолированная сфера, в связи, с чем ключевое внимание должно уделяться анализу геополитических рисков и механизму парирования угроз. При этом, стоит отметить, что в отличие от зарубежных исследований Запада для современной отечественной политической науки проблемы, связанные с риском как явлением организованной политической жизни и

реалией постиндустриального общества, долгое время оставались за пределами внимания исследователей [7, С.76].

В этом отношении особую актуальность вызывает вопрос определения современных рискогенных факторов и механизма парирования данных угроз, а также анализ современных инструментов, используемых органами политического управления в контексте геополитического развития страны и ее регионов (на примере Юга России).

Для понимания того, какие политические механизмы позволяют парировать рискогенные угрозы необходимо отметить, что данное понятие отличается от термина «предотвращение». Парирование в политическом контексте относится к действиям, направленным на отведение уже актуализированной, реально существующей и действующей угрозы [6]. Оно ориентировано на перевод потенциальной угрозы (риска) в другое направление или сферу в целях ее управления и нейтрализации посредством инструментов государственного (политического) управления. Предотвращение в большей степени является превентивной мерой, реализуемой до наступления события (катастрофы), на которое оно направлено в целях его предупреждения и пресечения.

Конечно, данные понятия по смыслу имеют схожие признаки, тем не менее, возможность использования инструментов парирования рискогенных угроз в процессе наступления неблагоприятных событий является ключевым отличием от их предотвращения, занимая важное место в современной системе политического (государственного) управления.

При этом под «механизмом» стоит понимать «систему, устройство, которое определяет порядок, связанный с определенным видом деятельности» [6]. Поэтому относительно процесса политического (государственного) управления, по нашему мнению, предотвращение проявляется в механизме разработки, утверждения и осуществления политических стратегий развития общества и ориентировано на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В то время как парирование

рискогенных угроз ориентировано на использование инструментов для избежания или недопущения наступления неблагоприятных ситуаций (последствий) в текущий период времени. Тем более, что в современной макроэкономической ситуации только принятие срочных и решительных мер позволяет избежать влияния внешних и внутренних негативных обстоятельств и факторов (например, таких как дестабилизация политико-экономической ситуации на Украине, разрыв экономических отношения с европейскими странами, санкции Запада, падение цен на нефть, рост стоимости доллара по отношению к рублю и др.).

При этом, как отмечают Галазьев С.Ю., Малков С. Ю., Гринин Л.Е., Коротаев А.В., особое влияние на этот процесс оказывает смена технологических укладов, представляющих совокупность сопряженных производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно (рис.1) [2, С.24].

Рис. 1 - Периодическая смена технологических укладов в мировом технико-экономическом развитии

Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный (пульсирующий) ход научно-технического прогресса, сопряжена с длинными кондратьевскими циклами (40-60 лет) в экономике и оказывает влияние на изменение подходов в политическом

управлении и парировании угроз. Ведь, по мнению исследователей, начало цикла всегда обусловлено кризисом исчерпания имеющихся технологий и возможностей обеспечения экономического роста и политического развития, в период которого появляются новые драйверы (акторы) [5]. Именно они дают импульс новому развитию и определяют инструментарий для парирования угроз.

Анализ хода технологических укладов и движения «волн» позволяет предположить, что на каждом этапе снижения/роста изменяются геополитические угрозы и факторы, оказывающие влияние на инструменты управления экономическим развитием и политической стабильностью в стране. Вместе с тем в условиях глобализации усилившаяся конкурентная борьба между государствами еще более обостряется, в связи с тем назрела необходимость кардинальной перестройки мировой экономической, финансовой и политической системы, а также введения действенного механизма парирования угроз. При этом формирование в условиях глобализации новых возможностей для динамичного развития стран сопровождается беспрецедентными рисками и вызовами.

Наиболее гибкого и динамичного реагирования требуют изменения в социально-политической сфере, характеризующиеся противоречивыми процессами демократизации современного мира при одновременном усилении традиционалистских тенденций. Россия в целом и особенно ее южные регионы, находящиеся на пересечении интересов и коммуникаций мировых цивилизаций, постоянно подвергаются воздействиям и сами продуцируют различные метаморфозы в результате многообразия социокультурных, политических, экономических, природных параметров и условий только усугубляет существующие и вновь возникающие конфликты, риски и угрозы безопасности Юга России.

На наш взгляд, геополитическую рискогенность и определение механизма парирования рискогенных угроз целесообразно рассматривать в более широком контексте обеспечения национальной безопасности

государства, ключевые направления которой направлены на защиту основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, охрану суверенитета Российской Федерации, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности. При этом система национальной безопасности должна основываться не на привычных действиях мобилизационного характера для предотвращения уже случившихся события, а ориентироваться на предотвращение и парирование угроз и выстраивание адекватной стратегии геополитического реагирования.

Поэтому, во-первых, система национальной безопасности должна быть ориентирована на обеспечение качества политического управления и эффективности административно-управленческого аппарата государственной службы. Во-вторых, направлена на защиту национальных интересов самого государства и общества в условиях реагирования на возникающие угрозы и проблемы в социальной, правовой и экономической сферах. Ведь глобализация оказывает существенное влияние на происходящие метаморфозы в экономической и социально-политической сферах, ускорение технологических, миграционных, информационных и иных потоков, интенсификации социокультурных воздействий. При этом данные процессы становятся все менее управляемыми, способствуя противоборству различных факторов локального и геополитического масштаба (особенно на приграничных территориях, расположенных вблизи от южных границ Российской Федерации). Существование постоянных конфликтных проблем и наличие угроз геополитического характера позволяют говорить о так называемом «метарегионе нестабильности», простирающемся от Балкан до Памира и включающем Юг России.

Вместе с тем, анализируя современное состояние угроз на Юге России, требующих приоритетного решения и реагирования, стоит отметить, что невозможно выбрать единый подход и построить приоритеты в масштабах всего региона, поскольку каждый из субъектов Федерации обеспокоен теми проблемами, которые наиболее злободневны для него. Так, для Ростовской

области на первом месте стоят, проблемы, экономической и социальной стабильности, для Краснодарского края - ограничение миграционных потоков и ужесточение пограничного режима, для Ставропольского края -решение вопроса о статусе пограничных с Чеченской Республикой территорий и организация защиты населения от бандитских формирований, для Республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания - преодоление последствий осетино-ингушского конфликта, для Республики Дагестан -угроза распространения ваххабизма и его политизация, для Карачаево-Черкесии - сохранение межнационального мира.

Особое влияние на современные процессы оказывает активизировавшаяся идеология ислама и стремление ряда лидеров республик Северного Кавказа ориентироваться на страны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии. Для достижения поставленных целей мусульманские государства активно используют национальные специальные службы, которые предпринимают попытки к созданию широкого происламского лобби во властных структурах всех уровней. Среди их приоритетных задач -стремление обеспечить единое руководство над всеми мусульманскими организациями России, усилить позиции исламского фундаментализма на территории Северного Кавказа. Поэтому важной угрозой, требующей приоритетного решения на Юге России, является охрана государственной границы Российской Федерации. Относительно парирования экономических угроз, стоит отметить, что сущность заключается в обеспечении возможности поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и использовании природных факторов [1].

Юг России в отличие от остальной страны обладает рядом особенностей. Здесь нет доминанты нефтегазодобывающей отрасли, играющей определяющую роль в российской экономике. Нефтепереработка в Волгоградской и газодобыча в Астраханской областях не влияют в целом на

экономику округа. Учитывая, что многие из угроз Юга России носят не системный характер, определяющую роль в координации их решения должен играть институт полномочного представителя Президента РФ, а также окружные структуры федеральных органов власти [4, С. 101-104].

Для своевременного парирования и предотвращения угроз в сфере экономических, политических и иных интересов необходимо создание документа, имеющего государственный статус. Например, Паспорт региональной безопасности Юга России, отражающий приоритетные направления и интересы, возможные угрозы, инструменты их предотвращения и парирования в зависимости от имеющихся ресурсов [3, С.55]. Причем данный документ, с одной стороны, позволит обозначить цели, объективные потребности его разработки, приоритеты, а также имеющиеся ресурсы и средства, необходимые для выполнения поставленных перед регионом задач. С другой стороны, он должен определять ключевые вопросы, решение которых целесообразно обеспечить в среднесрочной перспективе (т.е. осуществить предотвращение), а также определить инструментарий для парирования возникающих угроз.

При этом, по нашему мнению, в целях парирования угроз в сфере борьбы с терроризмом и вооруженными формированиями на территории Юга России следует обеспечить:

• усиление роли межведомственных оперативных штабов по борьбе с терроризмом и экстремизмом;

• взаимодействие территориальных подразделений правоохранительных органов с органами власти на местах в целях обеспечения единообразного подхода в решении поставленных задач;

• решение проблем, связанных с миграционными процессами и укреплением государственной границы по всему периметру южных рубежей России;

• реализацию целевой программы занятости населения;

• создание советов безопасности в форме консультативно -совещательных органов с привлечением неправительственных общественных организаций;

• активное применение накопленных веками опыта и традиций народов Юга России по разрешению конфликтных ситуаций в деятельности новых общественных и политических организаций;

• усиление идеологического сопровождения антитеррористической и антиэкстремистской деятельности;

• корректировка законодательных актов, как в концептуальном плане, так и по различным направлениям борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Таким образом, парирование рискогенных угроз нашей страны, направленных против ее национальной безопасности, представляет собой важную задачу в теоретическом и практическом аспектах. Тем более, что в условиях глобализации мировые геополитические процесс оказывают существенное влияние на безопасность и социально-экономическое развитие страны. Важно не только обозначить угрозы, а создать эффективный механизм их предотвращения и парирования.

При этом анализ существующих угроз Юга России свидетельствует о том, что именно здесь переплетаются и сталкиваются многие интересы -самой России, новых независимых государств Южного Кавказа, стран Ближнего и Среднего Востока, США и Европы. Различные транснациональные компании преследуют в регионе свои экономические интересы, стремящиеся получить доступ к природным богатствам и стратегическим коммуникациям Юга России и Каспия. Поэтому парирование угроз должно осуществлять не по наитию, а на основе заблаговременной проработки опережающих мер по выявлению и прогнозированию факторов, могущих оказать неблагоприятное влияние на состояние или условия жизнедеятельности региона, определению путей и способов противодействия им.

Список литературы

1. Концепция экономической политики Ростовской области [Текст] // Решение Законодательного Собрания Ростовской области от 29.09.1999 № 34.

2. Краткосрочные и долгосрочные угрозы и риски России в условиях обострения международных отношений и пути их минимизации: Стратегический анализ [Текст] / Отв. ред. С.Ю. Малков, Л.Е. Гринин, А.В. Коротаев. - М.: Московская редакция издательства «Учитель», 2015. - 40 с.

3. Кузнецов, А.С. Паспорт безопасности субъекта Российской Федерации [Текст] / А.С. Кузнецов // Национальная безопасность и геополитика России.. - № 9. - 2014. С.55.

4. Михайлов, В.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: вопросы теории и практических действий [Текст] / В.А. Михайлов // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2013. - № 5 (21). - С. 101-104.

5. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике [Текст] / Под ред. С.Ю. Глазьева и В.В. Харитонова. - М.: Товант, 2009.

6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1989.

7. Уварова, Г.Г. Государственное управление в сфере экологии посредством политических механизмов парирования рискогенных факторов [Текст] / Г.Г. Уварова // Вопросы управления.- 2014. - №1 (февраль).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.