Научная статья на тему 'Анализ теоретических подходов к категории «Стратегия жизненного успеха»'

Анализ теоретических подходов к категории «Стратегия жизненного успеха» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
841
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Людмила Николаевна

В статье на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований выявлены основные подходы к характеристике и построению стратегии жизненного успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the theoretical approaches to the category of «the strategy of life success»

In the article, based on theoretical analysis of domestic and foreign research main approaches appear to characteristic and building of strategy of life success.

Текст научной работы на тему «Анализ теоретических подходов к категории «Стратегия жизненного успеха»»

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К КАТЕГОРИИ «СТРАТЕГИЯ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА»

Л.Н. ЩЕРБАКОВА

Кафедра психологии Международный независимый эколого-политологический университет Ул. Космонавта Волкова, 20, Москва, Россш

В статье на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований выявлены основные подходы к характеристике и построению стратегии жизненного успеха.

В последнее время тема «Стратегия жизни и успеха» становится предметом специального изучения в различных отраслях научного знания: философии (Подопригора С.Я., Резник Ю.М., Смирнов Е.А.), социологии (Буева Л.П., Наумова Н.Ф., Григорьев С.И.), экономики (Мильнер Б.З., Нефф Т. Д., Сит-рин Д.М.), психологии (Абульханова-Славская КА., Ключников С.Ю., Кови С., Мак Гро Ф.).

В современной психологической литературе успех рассматривается скорее как «функция социального образа личности, поведения и поступков, навыков и техник, служащих смазкой в механизме человеческого взаимодействия» [Кови, 1999, с, 19], и, как справедливо отмечает Ф.Мак Гро, практические советы, которые даются психологами зачастую слишком неопределенны, неуловимы, да и существуют в мире мнений и субъективности. Такие советы формируют в общественном сознании уверенность в том, что любые достижения в жизни даются просто, а главное быстро, что еще больше укрепляет уверенность в легких победах. Такой подход сбивает человека с ориентации на целенаправленные активные действия и поступки, постоянное совершенствование своей деятельности. В стремительно меняющемся мире, происходящих изменениях в политической, экономической, социальной сферах жизни требуется постоянный поиск, новое мышление и новые способы самореализации личности, новые стратегии жизни.

В этом плане интерес представляют выделенные Ф. Мак Гро Принципы Жизни:

- овладение знаниями для проектирования желаемого результата (знания о себе, своих возможностях; понимание того, «как и почему вы делаете то, что делаете, и не делаете того, чего не делаете» [6, с. 55]; знания о качестве жизни, причинно-следственных связях, факторах, определяющих человеческое поведение);

- ответственность за свою жизнь (осознание собственной роли в создании результатов в своей жизни):

- выявление вознаграждений, являющихся составной частью в формировании любого рода поведения [6, с. 116] (выбор эффективного поведения для получения желаемого результата);

- признание собственных недостатков (определение истинного положения вещей, готовность подвергать сомнению и проверке свои убеждения);

- приведение в действие принятых решений (совершение конкретных действий и поступков, являющихся стимулами для других людей);

- понимание собственного представления о вещах и событиях (осознание того, что люди по-разному интерпретируют одни и те же события, придавая им определенное значение или ценность);

- активное управление своей жизнью (планирование своей жизни, определение целей, круга обязанностей, тщательное описание должностных инструкций);

- понимание механизмов отношений с людьми (знание принципа обратимости: получаешь то, что отдаешь; принципа сопротивления, препятствующего изменению отношений);

- избавление от ненависти, гнева и чувства обиды, которые являются самыми сильными и самыми разрушительными (умение прощать и создавать позитивное эмоциональное состояние);

- определение человеком во всех подробностях, чего именно он хочет, учитывая особенности и срочность реализации его планов.

Основа построения успешной стратегии жизни, по мнению С. Кови, состоит в изучении личностью собственных парадигм, являющихся источником установок и поведения, а также взаимоотношений с другими людьми. Осознание собственных парадигм, по утверждению Кови, дает человеку возможность понять, до какой степени он находится под влиянием своего жизненного опыта, выработать более полное представление о реальности, которая часто искажена нашим ограниченным восприятием. Таким образом, реализация подхода «изнутри - наружу» [Кови] начинается с самой глубинной части самого себя - со своих парадигм, своего характера и своих мотивов.

Такой подход в построении жизненной стратегии дает возможность личности, которая этого хочет освоить семь навыков высокоэффективных людей, выделенных Стивеном Кови и являющихся «пересечением знания, умения и желания» [5, с. 58].

Первые три навыка, по нашему мнению, можно интегрировать в одну компоненту: развитие способности владеть собой. Они основаны на принципах персонального видения, персонального лидерства и персонального управления. Следующие три мы бы охарактеризовали как компоненту, связанную с умением работать в команде, взаимодействием и коммуникацией. В ее основе - принципы межличностного лидерства, эмпатического общения и творческого сотрудничества. Седьмой навык системно объединяет все ранее упомянутые навыки и поднимает личность на новый уровень понимания и применения каждого из навыков по мере их освоения. В основе подхода к освоению этого навыка лежит принцип сбалансированного самообновления.

Ценность «Семи Навыков», разработанных С. Кови, заключается в том, что он предлагает интегрированный подход в достижении персональной и межлич-

ностной эффективности, основанный на естественных законах развития, обеспечивающих продвижение личности по оси зрелости от зависимости (ты-пара-дигма) к независимости (я-парадигма) и к взаимозависимости (мы-парадигма). «Зависимым людям необходимы другие, чтобы получить то, что им нужно. Независимые могут получить все, что им нужно благодаря собственным усилиям. Взаимозависимые люди объединяют свои усилия с усилиями других, чтобы достичь наивысшего успеха» [5, с. 61-62].

Другой автор, Брайан Трейси, в построении стратегии жизненного успеха большое значение уделяет знаниям принципов и методов достижений, дающих преимущество перед людьми, которые ими не обладают. По его мнению, также необходимо знать и применять на практике закон причины и следствия, суть которого заключается в том, что у каждого определенного действия имеется конкретная причина. Для каждого действия существует последствие. Из этого закона вытекает, что успех не является делом случая, а это результат вполне конкретных действий, эффективность которых во многом будет зависеть от способа мышления, самооценки, мотивации, способностей, личной ответственности, стремления к совершенству.

Т.Дж. Стенли изучал особенности жизни миллионеров, причем многие из них были миллионерами в первом поколении. Результаты его исследования показали, что состоятельные люди умеют соотносить финансовые цели с возможностью получать удовольствие от жизни. В числе наиболее часто упоминаемых факторов успеха по итогам опроса 733 миллионеров было выявлено 30, которые были объединены в следующие группы: социальные навыки; ориентация по отношению к критике; порядочность и моральные устои; творческий склад ума; капиталовложения; удачливость по сравнению с дисциплиной; интеллектуальная ориентация.

Среди важнейших факторов, вошедших в первую пятерку, были названы: порядочность, дисциплина, умение ладить с людьми, спутник или спутница жизни, готовые понять и помочь, упорный труд.

Вопреки общепринятым представлениям в эту пятерку не вошли факторы, связанные с интеллектуальной ориентацией. Из формального образования в школьные и студенческие годы, по мнению преуспевающих людей, они смогли узнать больше, чем содержалось в учебниках: усвоили, что такое ценность, как строить отношения с окружающими, что значит самодисциплина и упорный труд для успеха, научились правильно распределять время и правильно судить о людях.

Определенный интерес для нас представляют исследования X. Хекхаузена, который изучал происхождение и развитие мотивации достижения в рамках когнитивной модели. По его мнению, важным этапом в формировании мотивации достижения является период детства.

Однако в отличие от более ранних исследователей (Ш. Бюлер, П. Жане, К. Левин и др.), которые мотивацию достижения связывали с различными поведенческими повторами, наблюдающимися у ребенка с начала второго года жизни и интерпретировали их как «функции удовольствия», «желания - я сам», настойчивость в сенсомоторной активности, X. Хекхаузен считал, что мотивация достижения у ребенка формируется к трем - трем с половиной годам. Вышеуказанные же модели поведения он рассматривал как врожденные, которые явля-

ются предпосылками, но еще не началом мотивации достижения. «Мотивация достижения предполагает структуру ситуации внутри ориентированных на достижение рамок соотнесения личности с окружающей средой...». [9, с. 177]. Иначе говоря, по мнению X. Хекхаузена, - это время, когда «успех или неудача чьей-то деятельности ведет к удовлетворению или разочарованию, и не только в результате деятельности как таковом, но скорее в себе, так что с успехом ребенок испытывает удовольствие от своих способностей, а при неудаче переживает стыд за свою неспособность.» [9, с. 177].

Таким образом, X. Хекхаузен происхождение мотивации достижения связывает с определенным уровнем когнитивного развития, который позволяет возникнуть ранее упомянутой структуре рамок соотнесения личности с окружающей средой.

По данным исследований X. Хекхаузена проявляется связь интеллекта с различными типами поведения, мотивированного на достижения начиная с трех лет и максимально к десяти годам, когда уже достаточно точно можно предсказать будущее поведение по отношению к достижениям.

Так, X. Хекхаузен обозначил основную линию становления мотивации достижения, при этом указав и на особые условия, существенно влияющие на ее акцентуацию. К ним отнесено влияние родителей (роль отца и матери на ранних этапах развития), структура семьи, социокультурная среда.

Однако считаем целесообразным отметить, что понимание мотивации достижения X. Хекхаузеном отличатся от общепринятого в нашей отечественной психологии (Т.В. Корнилова, М.Ш. Магомед-Эминов, И.М. Палей и др.).

Проделанный нами анализ работ зарубежных психологов, связанных с подходами к построению стратегии жизни, позволил выявить множество различных приемов, эффективность которых проверена практикой. Однако все они, безусловно, имеют отпечаток ментальности своих стран, что вызывает затруднения в их применении в наших условиях.

Ключ же к пониманию построения стратегии жизни в российском обществе дает отечественная психология.

Важное значение для нашего исследования имеют труды С.Л. Рубинштейна, который рассматривал развитие личности в контексте ее жизненного пути в середине 30-х годов XX в. Неотъемлемым компонентом в процессе становления человеческой личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, является сознание и самосознание, без которого не существует личности.

Единство сознания и деятельности - вот главный методологический принцип, который лег в основу изучения личности.

Самосознание возникает в процессе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом: «Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими» [7, с. 636].

Самостоятельность субъекта С.Л. Рубинштейн связывает не только с выполнением тех или иных заданий, но прежде всего с большой внутренней работой, связанной с сознательной постановкой тех или иных задач, целей, определением направления своей деятельности: «В высших своих проявлениях это предполагает самостоятельность мысли, небанальность чувств, силу воли, какую-то собран-

ность и внутреннюю страстность» [7, с. 638]. На этом этапе развития личности и ее самосознания наблюдаются значительные индивидуальные различия. От внутреннего психического содержания личности зависят ее отношения с другими людьми и самоопределение. Однако «человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т. е. такую, которая явилась результатом собственной его деятельности» [7, с. 639]. Точно так же чувства, желания человек признает своими, если с ними «срослась его жизнь». Следовательно, самосознание, являясь продуктом развития, определяет мотивы действий личности, а также внутренний смысл тех задач, которые она решает в своей жизни. Таким образом, самосознание не имеет самостоятельного пути развития. Оно включается в процесс развития личности как реального субъекта.

Приобретая жизненный опыт, открывая новые стороны бытия, человек получает возможность переосмыслить свою жизнь, осознанно определить задачи и найти средства для их решения. Так в процессе реальной деятельности происходит развитие сознательности. С.Л. Рубинштейн не сводит историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Он особо подчеркивает, что «само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается» [7, с. 642]. К примеру, характер обуславливает поведение человека и в поведении же он формируется. Тесная связь существует между способностями человека и продуктами его деятельности: «Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает» [7, с. 643].

Концепция жизненного пути, разработанная С.Л. Рубинштейном, раскрывает специфику человеческой жизни, в которой личность определяется через характеристику «всей системы связей с внешним миром, через характеристику выбираемого ею, осуществляемого и утверждаемого способа существования».

Для анализа жизненного пути С.Л. Рубинштейн выделяет три основных элемента: отношение человека к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Жизненный путь он рассматривает как нечто целое и непрерывное, имеющее свои определенные этапы, каждый из которых оказывает влияние на последующий и даже, благодаря активности личности, может стать поворотным, изменив кардинально ее жизненный путь.

Это был принципиально новый взгляд на жизненный путь личности, раскрывающий ее деятельностную сущность в построении собственной жизни, в отличие от идей III. Бюлер, высказанных в конце 20-х годов XX в., которая рассматривала жизненный путь как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества и П. Жане, рассматривавшего жизненный путь как последовательность возрастных этапов развития личности. Ценность же суждений Ш. Бюлер и П. Жане, как отметил С.Л. Рубинштейн, заключалась в выводе о закономерности жизни каждой конкретной личности, которая имеет свое объяснение.

Дальнейшее развитие идеи СЛ. Рубинштейна получили в работах К.А. Абуль-хановой-Славской, которая особо подчеркивает актуальность изучаемой темы для современных условий, связывая это с необходимостью социального обновления жизни людей. Человек в новых условиях должен научиться разумно расходовать потенциал своей жизни: «Слаженность, согласованность всех модальностей, «инструментов» психической жизни личности умножает его жизненные возможности и наоборот» [1, с. 268].

Стратегию жизни К.А. Абульханова-Славская определяет как композицию того, чем обладает, располагает личность, что она использует, потребляет, что создает, что от нее требуется и чего она способна достичь. Успешная стратегия жизни, как показал анализ работ К.А. Абульхановой-Славской, во многом зависит от способности личности самостоятельно строить свою жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, от умения представить себе те качества, которые необходимы для решения тех или иных задач, от активности самой личности, проявляющейся в форме инициативы и ответственности, способности личности социально мыслить и организовывать время жизни. Именно в реализации такого подхода и проявляется индивидуальность жизни, которая состоит не только в ее неповторимости, а прежде всего в способности личности строить ее по своему замыслу в соответствии со своими устремлениями.

Своеобразной платформой для жизненной стратегии служит жизненная позиция, из которой, с одной стороны, она возникает и формируется, а с другой стороны, сама же создает условия для совершенствования жизненной позиции.

В качестве формы активного осознания и конструктивной организации будущего К.А. Абульханова-Славская предлагает стратегический план жизни, благодаря которому человек сможет увидеть различные варианты связи сегодняшних и завтрашних задач и избежать ошибок в принимаемых решениях.

Особое значение в выборе жизненной стратегии, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, имеют типологические особенности людей. Это очень, на наш взгляд, важная мысль, поскольку люди различаются по степени влияния на ход собственной жизни. И здесь речь идет не об индивидуальных различиях, о которых писал С.Л. Рубинштейн в своей концепции жизненного пути личности, а об определенных типах личности с точки зрения способа их жизни. «Типология или типологический подход тем отличается от индивидуального, что число индивидуальных различий бесконечно и в своем пределе ведет к утверждению неповторимости каждого. Между тем в разных типах представлено и определенное разнообразие (отличие одного типа от другого) и сходство, поскольку в один тип включается множество людей с некоторыми вариациями присущих данному типу особенностей».!!, с. 266].Таким образом, каждый человек, имея знания о своем типе, связанные с организацией времени, особенностями мышления и т. д., получает возможность сконцентрировать свои силы и действия на главном направлении.

Немаловажное значение для создания теоретической основы изучения проблемы стратегии жизни имеют исследования жизненного пути личности Б.Г. Ананьева, проводимые им в 60-е годы XX в.

Жизненный путь человека Б.Г.Ананьев рассматривал как историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения [2, с. 76]. В качестве ос-

новных характеристик жизненного пути он определил познание, деятельность и общение. Фазы жизненного пути Б.Г. Ананьев соотносил с возрастными стадиями онтогенеза. Однако, как он отметил, «человек не «монтируется» из отдельных возрастов как своеобразных блоков развития с присущей каждому из них длительностью протекания. Внутри любого предшествующего периода складываются ресурсы и резервы последующего развития...» [2, с. 81]. Вместе с тем Б.Г. Ананьев большую роль в индивидуальном развитии личности и обеспечении перспективной ориентации этого развития на его дальнейший ход отводит целенаправленным формам социального управления (воспитание, обучение и т. д.) и меньшую роль активности - самой личности. В результате концепция жизненного пути по Ананьеву в большей мере раскрывает социальный и возрастной аспекты жизни.

Важным в работах Б.Г. Ананьева явилось то, что он рассматривал совершенствование личности в процессе ее жизненного пути, используя комплексный метод исследования, который обеспечил изучение внутренних взаимосвязей между основными сторонами развития. Такие знания, по утверждению Б.Г. Ананьева, позволяют находить зависимости между частями воспитания и отдельными сторонами развития, которые дают возможность планировать, прогнозировать и получать более мощные и отдаленные во времеии от момента воздействия на личность изменения в ее структуре [3].

Идеи Ананьева о достижении человеком вершины в своем индивидуальном, личностном и субъектно-деятельностном развитии на ступени зрелости, по мнению A.A. Деркача, положили начало новой науке - акмеологии, предметом которой является процесс достижения вершины мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации специалиста и достижения высшей жизненной самореализации в зрелом возрасте, т. е. это включенная в жизненный путь профессиональная жизнь и деятельность человека. [4, с. 8].

В условиях сегодняшней реальности акмеология дает значительный арсенал знаний для теоретического осмысления проблемы стратегии жизни и успеха. Исследования (К.А. Абульханова-Славская, О.С. Анисимов, A.A. Бодалев, А А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, A.A. Реан и др.), проведенные в рамках акмеологии, раскрывают механизмы реального достижения оптимума в профессии и в жизни в целом, принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту.

Подводя итог, считаем, что осмысление результатов исследований отечественных и зарубежных ученых дает нам возможность заложить основу теоретических знаний для изучения проблемы стратегии жизни и успеха. Вместе с тем, следует отметить, что в науке нет единого подхода к определению этих понятий, однако имеющиеся различия в определениях авторов не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга. Было выявлено, что стратегия жизни является более общим понятием по отношению к понятию стратегия жизненного успеха, которое в свою очередь является его неотъемлемой частью. Интеграция результатов исследований отечественных и зарубежных ученых дает возможность сделать вывод, что стратегия жизненного успеха включает в себя интел-лектуально-креативный, мотивационный, ценностно-ориентационный, эмоцио-нально-чувственный, морально-волевой и поведенческо-адаптационный аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - 351 с.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 263 с.

4.Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. - М.: Изд-во Московского психолого-социалыгого института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 752 с.

5. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к Этике Характера. 2-е изд. - М.: Вече, Персей, ACT, 1999. - 480 с.

6. МакГро Ф. Стратегии жизни. - М.: Добрая книга, 2001. - 368 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.

8. Стенли Т.Дж. Чтобы стать миллионером, надо думать как миллионер / Пер. с англ. И.А. Ляхович. - М.: Астрель; ACT, 2003. - 445 с.

9. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2001. -240 с.

THE ANALYSIS OF THE ORETICAL APPROACHES TO THE CATEGORY OF «THE STRATEGY OF LIFE SUCCESS»

L.N. CHTCHERBAKOVA

The Chair of Psychology International Independent Eco-Politological University 20, Volkov St., Moscow, Russia

In the article, based on theoretical analysis of domestic and foreign research main approaches appear to characteristic and building of strategy of life success.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.