М.И. Плугина, О.В. Сергеева УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ
Сегодня одним из важных вопросов, связанных с развитием личности, является вопрос определения условий проектирования ее успешного жизненного пути. Это обусловлено необходимостью подготовки конкурентно способной, активной, ответственной, творчески мыслящей личности.
Обозначенная проблема является актуальной как для исследований в западной, так и отечественной психологии. Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято в западной психологии. Этот вопрос стал центральным в исследованиях ведущих западных психологов: А. Адлер,
Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, К. Стайнер, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К. Юнг и др.
В частности, Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е годы был осуществлен подробный анализ этого феномена. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных и биологических, витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного развития личности. Ею была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных и целевых структур самосознания [7].
К.Г. Юнг рассматривал жизненный путь человека с точки зрения его движущих сил. Ведущая роль в жизни человека, по его мнению, принадлежит бессознательному. Исследователь отмечал, что коллективное бессознательное - врожденное, расовое основание всей структуры личности. Если человек идет не по обычному пути функционирования принципов анимы и анимуса, заключающемуся в том, что их энергия направляется вовне, но встает на Путь и направляет обе энергии вглубь себя, то они производят в нем жизнь духа. Только такой сознательный путь, который звучит как голос судьбы, ведет к полной самости [14].
В этом же направлении развивал идею жизненного пути А. Адлер. Он также как Юнг, допускал врожденную сущность человека, определяющую его личность. И такой определяющей по Адлеру является социальный интерес (у З. Фрейда - секс, у К. Юнга - мыслительные паттерны). В исследования А. Адлера социальный интерес представлен в первую очередь стремлением к превосходству. Под превосходством он не имеет в виду социальное различие, лидерство или высокое положение в обществе, а подразумевает нечто сходное с представлениями о самости (по К. Юнгу) или принципом самоактуализации (по Гольдштейну). Иначе говоря, это стремление к совершенной исполненности, великое движение ввысь [15].
В исследованиях Э. Берна жизненный путь человека рассматривается с точки зрения его детерминированности различными обстоятельствами. В трансакционном анализе он предпринимает попытку показать как психологически «устроены» люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни [6]. Э. Берн акцентирует внимание на тех условиях, обстоятельствах, которые детерминируют построение жизненного пути человека.
В отечественной психологии этой проблеме значительное внимание уделяли: К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, Е.Р. Кали-тиевская, В.И. Ковалев, Л.И. Кравченко, А.А. Кроник, Н.А. Логинова, В. Нуркова, С.Л. Рубинштейн и др.
В этих и других исследованиях можно проследить эволюцию научных представлений о жизненном пути человека, которая в известной мере отражала социальную ситуацию развития в нашем обществе. Впервые в отечественной науке понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены С.Л. Рубинштейном еще в середине 30-х годов, но затем они надолго исчезли с горизонта психологии. Они не получили своего дальнейшего развития по причине той социальной атмосферы, которая составляла особенности нашего общества, и влияла на развитие гуманитарных наук. К решению этой проблемы С.Л. Рубинштейн обратился вновь в 50-х годах.
В отличие от многих психологов С.Л. Рубинштейн не только видел психологический аспект проблемы жизненного пути, выделял субъективную картину жизни, но подчеркивал необходимость учета объективных проявлений субъекта, его способность реально изменить жизнь. С.Л. Рубинштейн выдвинул идею субъекта жизни, принцип анализа личности через ее жизнедеятельность, подчеркивая при этом не только зависимость личности от жизни, но и зависимость жизни от самой личности. Для Рубинштейна жизненный путь - это не только движение человека вперед, но и движение вверх, к лучшим проявлениям человеческой сущности, к достижению личностного совершенства [12; 13]. Смысл человеческой жизни, - считает С.Л.Рубинштейн, - «быть источником света и тепла для других людей; быть сознанием Вселенной и совестью человечества; быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные; быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» [12].
В 60-х годах конкретными исследованиями жизненного пути занялся в нашей стране Б.Г. Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство, юность, выбор профессии, зрелость, пик карьеры, старость [4].
По Б.Г. Ананьеву - жизненный путь это история формирования и развития личности в определенном обществе, он строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями. Согласно его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни [4; 5].
Эти и другие исследования показывают, что планирование жизненного пути происходят с учетом естественных сроков жизни, степени зрелости организма и мозга, возрастных ограничений здоровья. На то или иное направление развития жизненного пути человека, его жизнедеятельность, жизнеспособность влияют: характерологические особенности, специальные способности, уровень общей одаренности, активность и т.д. Последнее имеет огромное значение, т.к. прежде, чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Объективная детерминация жизненного пути не отменяется и тогда, когда человек становится субъектом в полной мере. Механизм субъективной регуляции личностью своей жизни актуализирует сложившиеся структуры самосознания, характера, жизненной направленности, таланта. В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли, он является субъектом жизнедеятельности. Ход органического развития регулирует высокая социальная активность и умственная деятельность. Но надо отметить, что концепция жизненного пути по Б.Г. Ананьеву в большей мере учитывала социальную и возрас-
тную периодизацию жизни и в меньшей мере активность самой личности, формирующей свою жизненную линию.
К.А. Абульханова-Славская, отталкиваясь от общефилософского положения С.Л. Рубинштейна о субъекте жизни и жизненного пути, как способе существования и осуществления личности, переводит эту проблему в план психологический. Согласно ее мнению, индивидуальность - это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы, как якобы независимой от человека, она еще состоит в способности организовать ее по собственному замыслу. Личность не только изменяется на протяжении жизненного пути, и не только проходит через разные возрастные этапы. В качестве субъекта она выступает как его организатор [1, 2].
По мнению исследователя, организация жизни это - способность так связывать и осуществлять дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались в главном направлении, придать им желательный ход. Люди различаются по степени влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями. Активность личности проявляется в том, что она преобразует обстоятельства, направляет ход жизни, формирует жизненную позицию [1]. Ее исследования позволяют делать вывод о том, что жизненный путь подлежит периодизации не только возрастной, но и личностной, которая, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной. К.А. Абульханова-Славская вводит термин «жизненная стратегия личности», который предполагает в своей основе принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Но, для того, чтобы научиться жить соответственно своей индивидуальности, необходимо знание и понимание самого себя
Приведенные исследования показывают, что жизненный путь в психологии понимается как: путь становления ее индивидуальности; индивидуальная история личности, отражающая ее мировоззренческую суть; жизненное творчество, в котором человек сознательно созидает самого себя, у него формируется ценностная позиция и развивается воля [3].
Анализ показывает, что в структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как становление личности [1; 2; 6; 14]. Э.В. Денисова также отмечает, что жизненный путь обладает пространственно-временной структурой. Он состоит из общевозрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни. С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собственным жизненным путем. Проектируя и осуществляя свой жизненный путь, индивид приобретает статус творца своей судьбы в широком понимании, повышает к своему внутреннему миру, изменяет взгляд на действительность, который становится все более пристальным и глубоким. А тот способ, при помощи которого человек сознательно строит свою жизнь, свой жизненный путь и есть жизненная стратегия [8]. И здесь правомерно говорить о том, что творческая активность человека выступает главным условием проектирования жизненного пути.
Дальнейшие исследования проблемы жизненного пути велись в различных направлениях, каждое из которых пыталось как бы «измерить» его в определенных временных показателях. Так, если у Б.Г. Ананьева широко использовалось понятие возраста, метрического и топологического времени в развитии личности, то
Н.А. Логинова за основу своих исследований берет событийный подход; Л.И. Кравченко использует понятие жизненного выбора; В.И. Ковалев понятие перспективы и транспективы жизненного пути; А.А. Кроник с помощью метода каузометрии исследует причинно-следственную связь между выделяемыми личностью событиями, представляя жизненный путь как временное измерение бытия человека с точки зрения ряда событий-причин и событий-следствий и т.д.
Большинство исследователей считают, что жизненный путь может быть более гибким, пластичным, способным менять свое направление в зависимости от процессов индивидуализации. Вследствие чего расширяется круг лиц, которые могут стать причастными к жизни данного человека, возникают значимые отношения с этими другими в биографическом масштабе [1; 3; 8; 11].
По мнению В. Нурковой, представление о своей жизни и судьбе является обобщением личностью значимых событий прожитой части жизни, которые входят в автобиографическую память. У человека есть мотив иметь самопрезентацию истории своего личного существования, который осуществляется в создании истории своей жизни и создании концепции судьбы. Исходя из этого, можно говорить о некоей осуществляемой человеком деятельности, которую можно назвать «судьбо-строительством». Материалом для этой деятельности, для целей, которые ставит перед собой личность, и их сознательной реализации является автобиографическая память [11].
Разработка проблемы жизненного пути в рамках психологической науки и акмеологии позволяет выделить человека в качестве субъекта жизни, способного направлять, изменять ее течение в зависимости от целей и задач, которые он перед собой ставит. И это главное субъективное условие построения успешного жизненного пути. При этом нельзя исключать влияние различных внешних условий. Иначе говоря, важное значение для проектирования жизненного пути человека имеет выделение и анализ других условий, детерминирующих его развитие.
В различных исследованиях выделяются разные подходы к классификации условий, способствующих функционированию, оптимизации, развитию определенных систем, феноменов и пр. Традиционно выделяют: общие и специфические условия; объективные и субъективные (внутренние и внешние); основные и дополнительные условия.
В некоторых научных работах условия выделяются с позиции междисциплинарного подхода. В частности, И.Л. Беляева, А.А. Деркач, С.Г. Измайлов, Л.А. Степанова и др. выделяют: акмеологические, психологические, социально-
психологические, педагогические условия. Каждая группа условий направлена на решение определенных задач.
Под акмеологическими условиями понимаются значимые, оптимальные внешние и внутренние условия, ситуации и обстоятельства (или их комплекс, или иерархия), от которых зависит достижение личностью продуктивности деятельности [9]. При этом правомерно выделить ограничения, которые затрудняют, препятствуют достижению продуктивности в результатах деятельности (что можно отнести и к деятельности человека по проектированию жизненного пути).
В акмеологии к таким ограничениям относят:
- психофизиологические (неуверенность в своем интеллектуальном потенциале);
- социально-психологические (дискомфорт при смене ролевых позиций);
- социальные (отсутствие потребности общества в совершенствовании имеющихся потенциалов человека);
- психолого-педагогические (отсутствие или несформированность установок на самосовершенствование) [9; 10].
Для того чтобы преодолеть многое из перечисленных ограничений, необходимо в первую очередь опираться на активность человека, как главное проявление субъектности. Кроме этого, важно использовать внешнее стимулирование, т.е. вырабатывать определенные стимулы, направленные на поддержку, поощрение тех, кто стремится к постоянному самосовершенствованию. Личностный рост будет способствовать формированию потребности в самореализации и самоактуализации
всех потенциалов человека в процессе проектирования жизненного пути. Но здесь возникает еще один ограничитель - низкий уровень аутопсихологической компетентности, т.е. недостаточность знаний о себе как субъекте деятельности.
Кроме этого ограничениями для проектирования успешной жизненной стратегии личности могут стать:
- низкий уровень мотивации в совершенствовании своей личности;
- наличие стереотипов в процессе определения вектора проектирования жизненной стратегии:
- недостаточный уровень волевых усилий личности в процессе преодоления жизненных трудностей;
- отсутствие знаний относительно построения выбора эффективных методов саморегулирования и самокоррекции и т.д.
Преодоление многих ограничений сегодня связано с развитием практической психологии, когда психологи могут оказать реальную помощь человеку в определении вектора проектирования успешной жизненной стратегии; оптимизации имеющихся потенциалов; выборе эффективных методов построения жизненного пути; актуализации условий, способствующих повышению продуктивности деятельности личности в направлении достижения поставленной цели.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1997.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 229 с.
3. Акмеологический словарь/Под общ. Ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2005. -161 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
6. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
7. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М., 1997.
8. Денисова Э.В. Жизненный путь личности как психологическая проблема. Сборник научных трудов. Развивающаяся личность в системе высшего образования России. Под ред. И.Б. Котовой. - Ростов-на-Дону, 2001.
9. ДеркачА.А. Акмеология. М.: Изд-во РАГС, 2002. - 681с.
10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. М. -СПБ, 2003. - 252с.
11. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. - М., 2000.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 328 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1973.
14. Юнг К.Г. Психология переноса. Статьи. Сборник. Пер. с англ. - М.: «Рефл.-бук», К.: «Ваклер», 1997. - 304 с.
15. Adler A. Social interest: A challeng to man kind. - New York, 1964.
Л.В. Посошенко
ЗНАЧИМОСТЬ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Проблемы психологии мужчины и женщины в настоящее время активно обсуждаются в обществе. Обусловлено это многими причинами современной жизни -актуальными проблемами и тенденциями развития семьи, существенными измене-