Научная статья на тему 'Анализ теоретических основ исследования и управления региональными экономическими системами'

Анализ теоретических основ исследования и управления региональными экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косиненко Е. В.

Рыночные трансформации российской экономики привели к появлению значительного количества хозяйствующих субъектов относительно независимых в сфере принятия решений, выбора способов достижения поставленных целей. Интенсификация взаимодействий между ними стала причиной формирования территориально локализованных производственно-технологических (функционирующих на принципах технологического взаимодополнения) комплексов и социально-экономических систем (определяемых общностью интересов, взаимодействиями, возникающими в процессах распределения эффектов производственной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ теоретических основ исследования и управления региональными экономическими системами»

Для эффективного управления сельскохозяйственным кредитным кооперативом как единым экономическим комплексом необходимо обеспечить получение и систематизацию учетной и внеучетной информации. Основу информационной системы составляют потоки поступлений и платежей, обобщенные в итоговый сводный баланс доходов и расходов. При этом имеют место не только потоки в обособленных подразделениях-сегментах, но и внутрикоо-перативные потоки между территориальными сегментами деятельности. Избыток средств в одном сегменте должен перераспределяться в сегмент, испытывающий недостаток средств в конкретном временном промежутке. Объективность и своевременность учетной информации в данном случае должна обеспечиваться релевантной системой оперативной внутренней отчетности. Для этого формируются функциональные взаимосвязи учетного персонала диверсифицированного кооператива при децентрализованном статусе бухгалтерии кооператива.

Предлагаемые процедуры развития сегментного учета призваны объединить в учете и внут-рикооперативном контроле деятельность территориально диверсифицированного кредитного кооператива с целью совершенствования внутрикооперативных связей, усиления прозрачнос-^ ти деятельности кооператива для пайщиков и повышения степени управляемости структуры. ь

га ЛИТЕРАТУРА

^ 1. Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 9/99 «Доходы организации». Утверждено прика-^ зом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33 н.

2- 2. Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 10/99 «Расходы организаций». Утверждено при-^ казом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 34 н.

;> 3. Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». Утвержде-£ но приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н.

4. Сельскохозяйственная кредитная кооперация: Учеб. пособие / Под ред. С.Б. Коваленко, З.Н. Козенко. М.: Финансы и статистика, 2005.

Ш

О

0-

I—

| КОСИНЕНКО Е.В.

| анализ теоретических основ исследования и

| управления региональными экономическими

| системами

1_

0

1

I ф

но-технологических (функционирующих на принципах технологического взаимодополнения) комплексов и социально-экономических систем (определяемых общностью интересов, взаимодействиями, возникающими в процессах распределения эффектов производственной

Рыночные трансформации российской экономики привели к появлению значительного количества хозяйствующих субъектов относительно независимых в сфере принятия реше-^ ний, выбора способов достижения поставленных целей. Интенсификация взаимодействий

о между ними стала причиной формирования территориально локализованных производствен-

0

1_

0

1_

о о

о деятельности). Это коренным образом изменило требования к процессам управления указанными системами, что проявляется как ослабление административно-командных с одно-^ временным усилением косвенных методов управления, направленных на формирование ^ ориентированных на достижение общесистемных целей условий протекания воспроизводс-

0 твенных процессов.

™ Представление о регионе как интегрально однородной территории должно сегодня § трансформироваться в концепцию, в которой обеспечивается высокая степень пространс-^ твенно-временной согласованности и взаимосвязанности между системой управления и

1 различными организационно-функциональными воспроизводственными подсистемами ре-о гиона. То есть, управление региональной системой должно основываться на реализации со-о вокупности принципов и законов, определяемых концептуальным подходом к региону, как 00 объекту управления.

В связи с этим, представляется важным рассмотреть различные методологические подходы к исследованию и управлению региональными экономическими системами.

В 20-е годы прошлого века Н. Н. Баранским, Н. Н. Колосовским и др. разработана концепция районирования, которая являлась выражением регионально-территориальной парадигмы, свойственной индустриальному обществу [3].

При этом экономический район, сформированный в соответствии с так называемым принципом «подсистемности», трактовался как своеобразная, по возможности законченная, территория страны, являющаяся одним из звеньев общей цепи народного хозяйства, отличающимся особой комбинацией природных ресурсов, культурного наследия и трудового потенциала.

Модель региона как производственно-экономического мезоуровневого формирования содержала известные противоречия, которые считались разрешимыми в рамках плановой хозяйственной системы. Речь, в частности, идет о тех аспектах советской концепции районирования, которые должны были обеспечивать увязку формирования региональных хозяйственных комплексов с приоритетами географического разделения труда на основе общесоюзной ^ специализации экономических районов. ь

В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и сложная сис- щ тема. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум [1]. ^ Каждая из вышеперечисленных парадигм отражает ту или иную сторону функционирования И региона. В связи с этим будут различна и система управления им. ^

Парадигма региона «квазигосударство» позволяет исследовать субъекты Российской Фе- ^ дерации в современных условиях. Согласно с данной парадигмой федеральные органы власти о делегируют часть своих функций законодательного и исполнительного характера для успешного функционирования местного сообщества, что позволяет ему самостоятельно определять социальную и экономическую политику региона. Предполагается, что на реализацию этой □ политики используются средства из собственного бюджета, пополняемого не только за счет ^ субсидий, дотаций из федерального бюджета (в случае проблемных регионов), но и налогов, О взимаемых с физических лиц и предприятий, организаций различной формы собственности, 0 расположенных на территории, а также доходов от функционирования региональной и му- Ей ниципальной собственности. Данный механизм вместе с аппаратом управления регионом § образует систему управления экономическими объектами. При этом выделяются следующие ^ основные функции управления: экономический анализ, прогнозирование, планирование, § организация, мотивация, учет, контроль, оперативное регулирование, которыми наделены > отдельные службы аппарата управления регионом [4]. 2

Одним из возможных и наиболее вероятным является сценарий построения модели регио- ^ на - квазикорпорации. Создание действующей модели региона - квазикорпорации базируется ЕЕ на применении к региональному объекту сущностных свойств и признаков корпорации. о

Управление регионом как «квазикорпорацией» осуществляется путем воздействия на о него как на крупного субъекта собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В данном случае решающим инструментом преобразования является £5 не государство и не отдельная личность, а современная корпорация. Она представляет со- £5 бой движущую силу этого изменения. Но вся общественная жизнь представляет собой ткань, ^ состоящую из тесно переплетенных нитей. Изменение, движущей силой которого является § корпорация, - это сложный процесс, в котором многие элементы изменяются одновременно о и в котором причины становятся следствиями, а затем снова причинами. Никакое описание о-не является единственно верным; многое зависит от того, в каком месте исследователь при- | ступает к изучению этой ткани [2, с. 38]. о

В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках това- ® ров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). В связи о с изложенным, подход к управлению регионом как квазикопрорацией, для достижения поставленных целей, позволяет использовать инструменты микроэкономического управления. ^ Система управления регионом как «рынком» основывается на принципах рыночного са- § моуправления, т.е. органы власти предоставляют равный доступ предпринимателей к регио- ^

нальным рынкам различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д., учитывая особенности этих рынков и получая финансовую выгоду. Таким образом, при данной парадигме применяются только экономические инструменты управления.

Система управления регионом как «социумом» (общность людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план решение проблем воспроизводства социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развития системы расселения. При этом используются инструменты самоуправления, направленные на решение социальных вопросов в регионе.

Таким образом, каждая парадигма предполагает использование своей системы принципов, использующей специальные инструменты для решения и исследования проблем регионального развития.

Наиболее универсальной для управления в рыночных условиях является парадигма «регион - решающая система», при которой регион рассматривается как сложная многофунк-^ циональная система, включающая множество разноориентированных элементов и контуров ь хозяйственной структуры, субъекты которых принимают решения, направленные на дости-(□ жение собственных целей. Вместе с тем, достижение главной цели функционирования региональной экономики осуществляется на основе реализации совокупности управленческих ^Т воздействий, предполагающих сбалансированное развитие всех основных ее элементов. Z Данный подход позволяет в полной мере применить принципы системного анализа и теории Lß принятия решений в исследованиях как региона в целом, так и отдельных субъектов эконо-;> мики, которые позволяют учесть и использовать в управлении всю имеющуюся информацию об управляемом объекте, согласовать принимаемые решения с точки зрения объективного, а не субъективного критерия эффективности. ^ Таким образом, современный этап экономического развития общества характерен сме-□ ной парадигмы регионального экономического развития и всей региональной политики го-^ сударства. На смену давно сложившимся теориям регионального развития приходят концеп-О ции глобально ориентированной региональной политики, межрегиональной конкуренции, ö транснациональной интеграции.

I—

§ литература

ф 1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2000.

s 2. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 2006.

> 3. КолоссовскийН.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969.

5 4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева С.Б. Современный экономический словарь.

=Е М.: Инфра-М, 2002. ф

со I—

О

а ö

£ о

0

1_ _

CD

9 КРАКАШОВА O.A.

§ особенности ценообразования в жилищно-

8 коммунальном комплексе с позиции оптимизации

CL

общего благосостояния

0 ф

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) явля-

1 ются перевод его на бездотационное, безубыточное функционирование при обеспечении ф соблюдения стандартов качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В рамках достиже-| ния этих целей Правительством РФ было принято постановление № 441 [5] об установлении о уровня платежей граждан за предоставляемые ЖКУ в размере 100% федерального стандарта 9 их предельной стоимости [16, с. 75].

00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.