Научная статья на тему 'Анализ тенденций российского рынка биологически активных добавок к пище'

Анализ тенденций российского рынка биологически активных добавок к пище Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
2301
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ К ПИЩЕ / АССОРТИМЕНТ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА / BIOLOGICALLY ACTIVE ADDITIVES TO FOOD / ASSORTMENT / DEVELOPMENT TRENDS / REFERENCE AND INFORMATION BASE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гаммель Ирина Владимировна, Суворова Олеся Витальевна, Запорожская Лариса Ивановна

Исследование посвящено анализу ассортимента зарегистрированных в России биологически активных добавок к пище (БАД). Установлена положительная динамика роста рынка биологически активных добавок в России. Отмечена тенденция развития ассортимента в сторону увеличения (разработки и регистрации) новых БАД в разных формах выпуска и в разных дозировках внутри линейки одного торгового наименования. Рассмотрены различные доступные справочно-информационные базы и отмечены их достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гаммель Ирина Владимировна, Суворова Олеся Витальевна, Запорожская Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of trends at Russian market of biologically active food supplements

The study is devoted to the analysis of the assortment of biologically active food additives registered in Russia. The positive dynamics of the growth of the market of biologically active additives in Russia is established. There is a tendency to develop the assortment in the direction of increasing (developing and registering) new biologically active additives in different forms of release and at various dosages within the range of one trade name. Various available reference and information bases are considered and their advantages and disadvantages are noted.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций российского рынка биологически активных добавок к пище»

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

ФАРМАЦИЯ

УДК: 615.32:339.13(470/570)

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИШЕ

И.В. Гаммель, О.В. Суворова, Л.И. Запорожская,

ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Код специальности ВАК: 14.04.03

Дата поступления 02.07.2017

Гаммель Ирина Владимировна - e-mail: [email protected]

Исследование посвящено анализу ассортимента зарегистрированных в России биологически активных добавок к пище (БАД). Установлена положительная динамика роста рынка биологически активных добавок в России. Отмечена тенденция развития ассортимента в сторону увеличения (разработки и регистрации) новых БАД в разных формах выпуска и в разных дозировках внутри линейки одного торгового наименования. Рассмотрены различные доступные справочно-информа-ционные базы и отмечены их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: биологически активные добавки к пище, ассортимент, тенденции развития, справочно-информационная база.

The study is devoted to the analysis of the assortment of biologically active food additives registered in Russia. The positive dynamics of the growth of the market of biologically active additives in Russia is established. There is a tendency to develop the assortment in the direction of increasing (developing and registering) new biologically active additives in different forms of release and at various dosages within the range of one trade name. Various available reference and information bases are considered and their advantages and disadvantages are noted.

Key words: biologically active additives to food, assortment, development trends,

reference and information base.

Биологически активные добавки к пище (БАД) - составляющее здорового питания человека, их применяют с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами [1, 2]. В развитых странах мира БАД производят и потребляют в значительных количествах. Это способствует укреплению здоровья целых наций, увеличению продолжительности жизни и трудоспособности [3-5].

Благодаря поддержке Правительства РФ, производство БАД в России динамично развивается, темпы роста рынка БАД составляют 14-15% в год [6, 7]. Емкость российского рынка БАД в стоимостном выражении в сентябре 2016 г. составила 2,6 млрд руб., в натуральных единицах измерения - 22,6 млн упаковок [7]. Таким образом, несомненный интерес представляет анализ ассортимента БАД и прогнозирование тенденций их рынка.

По данным аналитического обзора DSM Group в сентябре 2016 года в аптечных учреждениях России продавалось 4173 торговых наименования (ТН) БАД, представленные 737 производителями [7]. Опубликованные сведения отражают результаты исследования фармацевтического рынка

БАД. Однако, розничная торговля БАД осуществляется не только в аптечных учреждениях [8], поэтому актуальным представляется анализ ассортимента БАД, не только реализуемого аптечными учреждениями, а всего ассортимента, зарегистрированного в РФ.

Цель и задачи

Цель настоящего исследования заключалась в оценке особенностей ассортимента и тенденций рынка БАД. В настоящей работе для реализации поставленной цели решали следующие задачи:

1. проанализировать особенности ассортимента зарегистрированных в РФ БАД с использованием доступных информационных баз;

2. оценить тенденции рынка БАД за период с 2015 по 2016 год.

Материал и методы

Объекты исследования - информационные базы данных о зарегистрированных в РФ БАД, нормативные документы, электронные ресурсы, информационные аналитические отчеты, отражающие особенности ассортимента БАД и тенденции развития российского рынка БАД.

▲1

SSM

Исследования проводили на основе контент-анализа информационных баз данных о зарегистрированных БАД «Регистр лекарственных средств России» (РЛС) и «Регистр БАД - Единый электронный справочник БАД», аналитических отчетов компании DSM Group «Розничный аудит фармацевтического рынка РФ», их дальнейшей систематизации и последующего логического, структурного, сравнительного, графического анализа. Периодичность количественной оценки ассортимента БАД и прироста зарегистрированных БАД составляла 12 мес. (даты обращения: 20.11.2015 и 20.11.2016).

Результаты и их обсуждение

В результате проведенного анализа ассортимента БАД установлено, что на дату обращения 20.11.2016 в РЛС внесены сведения о 17 857 зарегистрированных ТН БАД, представленных, в свою очередь, 39 157 БАД в различных дозировках и формах выпуска (РДФВ) внутри линейки одноименных ТН [9].

Следует отметить, что классификатор РЛС включает 15 групп, основные из которых выделены по преимущественному содержанию нутриентов, биологически активных соединений или живых микроорганизмов и (или) их метаболитов в составе БАД: 1) белки, аминокислоты и их производные; 2) витаминно-минеральные комплексы;

3) витамины, витаминоподобные вещества и коферменты;

4) естественные метаболиты; 5) жиры, жироподобные вещества и их производные; 6) макро- и микроэлементы; 7) полифенольные соединения; 8) пробиотики и пребиоти-ки; 9) углеводы и продукты их переработки; 10) ферменты растительного или микробного происхождения. Другая часть классификационных групп скомплектована по признаку «сырьевого источника»: 11) бальзамы, чаи, взвары, сборы (из растительного сырья); 12) продукты пчеловодства; 13) продукты растительного, животного или минерального происхождения. По функциональному признаку обособленно представлена группа 14 «Сырье для БАД». Без

указания каких-либо признаков в классификатор введена группа 15 «Другие БАДы».

Лидирующую позицию по количеству ТН (12 648), составляющих 70,8%, и по количеству БАД РДФВ (26 812), составляющих 68,5%, занимает группа «Другие БАДы». За ней следует группа «БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения», которая представлена 1499 ТН (8,4%) и 3796 БАД РДФВ (9,7%) соответственно. Третье место по количеству ТН (1059), составляющих 5,9%, принадлежит группе «Сырье для БАД», а по количеству БАД РДФВ (2796), составляющих 7,1%, - группе «БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы». Соотношение ТН БАД в разных классификационных группах РЛС и соотношение БАД РДФВ в разных классификационных группах РЛС представлены на рис. 1 и 2.

В целом отмечена положительная динамика роста зарегистрированных БАД в разрезе как ТН, так и РДФВ. По сравнению с 2015 годом, количество зарегистрированных ТН БАД в 2016 г. возросло на 10,8% (с 16 116 до 17 857 ТН), а количество БАД РДФВ - на 21,3% (с 32 293 до 39 157 РДФВ). В течение года было зарегистрировано 1741 ТН, 6864 БАД РДФВ. Таким образом, динамика увеличения количества зарегистрированных БАД РДФВ была выше, чем динамика возрастания количества зарегистрированных ТН. Это свидетельствует о том, что тенденция изменения ассортимента БАД направлена в сторону увеличения (разработки и регистрации) новых БАД РДФВ внутри линейки одного ТН БАД.

За период с 2015 по 2016 г. наибольший прирост по количеству зарегистрированных ТН показали следующие группы: «Другие БАДы» (1650 ТН, прирост 15,0%), «Сырье для БАД» (63 ТН, прирост 6,3%) и «БАДы - продукты пчеловодства» (2ТН, 2,7%). Отрицательная динамика наблюдалась в двух группах: «БАДы - полифенольные соединения» (-0,8%) и «БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы» (-0,4%).

ТАБЛИЦА 1.

Динамика изменения количества зарегистрированных ТН БАД в разных классификационных группах РЛС

№ Название группы Количество ТН (20.11.2015) Количество ТН (20.11.2016) Прирост новых ТН за год, %

1 Другие БАДы 10998 12648 15,0

2 БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения 1480 1499 1,3

3 Сырье для БАД 996 1059 6,3

4 БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы 891 887 - 0,4

5 БАДы - витамины, витаминоподобные вещества и коферменты 323 328 1,5

6 БАДы - витаминно-минеральные комплексы 327 327 0

7 БАДы - жиры, жироподобные вещества и их производные 180 180 0

8 БАДы - пробиотики и пребиотики 152 155 2,0

9 БАДы - макро- и микроэлементы 150 153 2,0

10 БАДы - естественные метаболиты 135 135 0

11 БАДы -полифенольные соединения 133 132 - 0,8

12 БАДы - углеводы и продукты их переработки 130 130 0

13 БАДы - белки, аминокислоты и их производные 123 124 0,8

14 БАДы - продукты пчеловодства 73 75 2,7

15 БАДы - ферменты растительного или микробного происхождения 25 25 0

Итого: 16116 17857 10,8

Источник: Регистр лекарственных средств России, 2015-2016 гг.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Тройка лидеров по количеству зарегистрированных БАД РДФВ отличалась в результате вытеснения со второго места группы «Сырье для БАД» группой «БАДы - витамино-минеральные комплексы». На первом месте (как и в рейтинге по количеству зарегистрированных ТН) - наиболее многочисленная группа «Другие БАДы» (прирост составляет 28,9%). На втором - «БАДы - витаминно-минеральные комплексы» (14,1%), на третьем - «БАДы - продукты пчеловодства» (12,3%). Отрицательная динамика отсутствует. Динамика изменения количества зарегистрированных ТН и БАД РДФВ во всех классификационных группах РЛС России за период с 2015 по 2016 г. представлена в таблицах 1 и 2.

Следует отметить, что справочно-информационная база РЛС России имеет ряд недостатков. Классификатор БАД РЛС несовершенен, так как основан сразу на нескольких принципах: по составу, по сырьевому источнику, по функциональному признаку и без указания какого-либо признака. Вследствие этого возможны отклонения в количестве зарегистрированных БАД, так как некоторые ТН отнесены к нескольким классификационным группам одновременно. Например, БАД «Леденцы от кашля Доктор Тайсс Шалфей с медом» отнесена сразу к трем группам: «БАДы - полифе-нольные соединения», «БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения», «БАДы -продукты пчеловодства». Сведения о БАД «Эубикор» присутствуют в четырех группах: «БАДы - углеводы и продукты их переработки», «БАДы - витаминно-минеральные комплексы», «БАДы - пробиотики и пребиотики», «БАДы -белки, аминокислоты и их производные».

Использование классификатора БАД РЛС в аналитических целях затрудняет также то, что без указания какого-либо признака выделена отдельная группа «Другие БАДы», содержащая наибольшее количество зарегистрированных ТН и БАД РДФВ. На ноябрь 2016 г. 70,8% всех ТН БАД зарегистри-

ровано в группе «Другие БАДы», что значительно осложняет проведение детального анализа ассортимента БАД (рис. 1).

На наш взгляд, необходимо пересмотреть классификатор БАД РЛС с применением единого признака, на основании которого выделить классификационные группы БАД. Только таким образом возможно избежать путаницы при выборе классификационной группы БАД при внесении в справочно-информационную базу сведений о зарегистрированных в РФ ТН и РДФВ. Несомненно, практическую ценность представлял бы принцип классификации БАД на группы по физиологическому воздействию БАД на определенные органы, системы или организм человека в целом. Подобный классификатор разработан компанией DSM Group [1]. По итогам уже многих лет рейтинг БАД по классификатору DSM Group возглавляет группа «БАД, действующие на организм в целом» - доля 25%, второе место принадлежит группе «БАД, влияющие на репродуктивную систему» - 22%, замыкает тройку лидеров группа «БАД, действующие на пищеварительную систему» - 18% [6].

По данным DSM Group в аптечных учреждениях России продается 4173 ТН БАД [7]. Однако, в результате наших исследований установлено, что на территории РФ зарегистрировано 17 857 ТН БАД (ноябрь 2016 г.). Вызывает несомненный интерес столь выраженное несоответствие - в аптечных учреждениях продавалось только 4173 торговых наименования БАД из 17 857 зарегистрированных, то есть только 23,4%. Причин может быть несколько. Во-первых, система регистрации БАД гораздо проще, чем для лекарственных средств. Зарегистрированные БАД могли просто не выдержать конкуренции при внедрении их на рынок. Во-вторых, в анализе DSM Group указаны сведения о розничных продажах в аптечных учреждениях, однако, БАД реализуют также в специализированных магазинах по продаже диетических продуктов и в продовольственных магазинах (специальные отделы, секции, киоски) [8].

ТАБЛИЦА 2.

Динамика изменения количества зарегистрированных БАД в разных классификационных группах РЛС

№ Название группы Количество БАД* (20.11.2015) Количество БАД* (20.11.2016) прирост новых БАД* за год, %

1 Другие БАДы 20797 26812 28,9

2 БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения 3524 3796 7,7

3 БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы 2674 2796 4,6

4 Сырье для БАД 1381 1483 7,4

5 БАДы - витамины, витаминоподобные вещества и коферменты 771 840 8,9

6 БАДы - витаминно-минеральные комплексы 659 752 14,1

7 БАДы - жиры, жироподобные вещества и их производные 530 577 8,9

8 БАДы - белки, аминокислоты и их производные 384 409 6,5

9 БАДы - пробиотики и пребиотики 323 355 9,9

10 БАДы - естественные метаболиты 312 335 7,4

11 БАДы -полифенольные соединения 287 319 11,1

12 БАДы - макро- и микроэлементы 276 279 4,3

13 БАДы - углеводы и продукты их переработки 222 234 5,4

14 БАДы - продукты пчеловодства 106 119 12,3

15 БАДы - ферменты растительного или микробного происхождения 47 51 8,5

Итого: 32293 39157 21,3

Примечание: * БАД РДФВ.

Источник: Регистр лекарственных средств России, 2015-2016 гг.

lYK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

РИС. 1.

Соотношение ТН БАД в разных классификационных группах РЛС.

1. Другие БАДы,

2. БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения,

3. Сырье для БАД,

4. БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы,

5. БАДы - витамины, витаминоподобные вещества и коферменты,

6. БАДы - витаминно-минеральные комплексы,

7. БАДы - жиры, жироподобные вещества и их производные,

8. БАДы - пробиотики и пребиотики,

9. БАДы - макро- и микроэлементы,

10. БАДы - естественные метаболиты,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. БАДы - полифенольные соединения,

12. БАДы - углеводы и продукты их переработки,

13. БАДы - белки, аминокислоты и их производные,

14. БАДы - продукты пчеловодства,

15. БАДы - ферменты растительного или микробного происхождения.

Источник: Регистр лекарственных средств России, 2016 г.

РИС. 2.

Соотношение БАД РДФВ в разных классификационных группах РЛС.

1. Другие БАДы,

2. БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения,

3. БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы,

4. Сырье для БАД,

5. БАДы - витамины, витаминоподобные вещества и коферменты,

6. БАДы - витаминно-минеральные комплексы,

7. БАДы - жиры, жироподобные вещества и их производные,

8. БАДы - белки, аминокислоты и их производные,

9. БАДы - пробиотики и пребиотики,

10. БАДы - естественные метаболиты,

11. БАДы - полифенольные соединения,

12. БАДы - макро- и микроэлементы,

13. БАДы - углеводы и продукты их переработки,

14. БАДы - продукты пчеловодства,

15. БАДы - ферменты растительного или микробного происхождения.

Источник: Регистр лекарственных средств России, 2016 г.

В-третьих, из-за отсутствия полной официальной систематизированной для анализа базы данных БАД, подобной официальному Государственному реестру лекарственных средств, достаточно сложно отследить в справочно-инфор-мационной системе РЛС какие-либо изменения, связанные с перерегистрацией и окончанием сроков регистрации БАД. Аналогичная ситуация наблюдается при обращении к другим неофициальным информационным системам, например, к «Регистру БАД - Единому электронному справочнику БАД», список БАД в котором пополняют только при заинтересованности производителя в представлении, продвижении и рекламе своей продукции [10]. Единый официальный реестр свидетельств о государственной регистрации продукции содержит лишь частичную информацию о БАД, зарегистрированных с момента создания сайта [11].

Таким образом, отмечена четкая тенденция динамичного роста рынка БАД в РФ, которая поддерживается государственной политикой. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года» одной из ключевых задач государства является развитие производства БАД. Наиболее приемлемой для анализа особенностей ассортимента БАД российского рынка является справочно-информационная система РЛС, недостаток которой заключается в несовершенном классификаторе, требующем переработки с применением единого принципа систематизации.

Выводы

1. В РЛС внесены сведения о 17 857 зарегистрированных ТН БАД, представленных 39 157 БАД РДФВ (дата обращения: 20.11.2016). Лидирующие позиции по количеству зарегистрированных ТН и РДФВ занимают группы «Другие БАДы» и «БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения». За ними следуют группы «Сырье для БАД» (по количеству ТН) и «БАДы - бальзамы, чаи, взвары, сборы» (по количеству РДФВ). Классификатор БАД РЛС требует переработки с применением единого принципа систематизации.

2. Присутствует положительная динамика роста зарегистрированных БАД. За период с 2015 по 2016 г. количество зарегистрированных ТН БАД возросло на 10,8%, а количество БАД РДФВ - на 21,3%. Развитие ассортимента БАД направлено в сторону увеличения (разработки и регистрации) новых РДФВ внутри линейки одного ТН.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаммель И.В., Суворова О.В., Запорожская Л.И. Современные аспекты классификации и регулирования оборота биологически активных добавок к пище. Медицинский альманах. 2017. № 1 (46). С. 94-98.

Gammel I.V., Suvorova O.V., Zaporozhskaya L.I. Sovremennie aspekti klassifi-kacii i regulirovaniya oborota biologicheski aktivnich dobavok k pishche. Medi-cinskiy almanach. 2017. № 1 (46). S. 94-98.

2. Мусаев Ф.А., Захарова О.А. Биологически активные добавки: применение, безопасность, оценка качества. Рязань: Изд-во РГАТУ, 2015. 201 с.

Musaev F.A., Zacharova O.A. Biologicheski aktivnie dobavki: primenenie, bezopasnost,, ocenka kachestva. Ryazan,: Izd-vo RGATU, 2015.201 s.

3. Vitamins, Minerals & Supplements. Increased public interest in healthy living has boosted demand for VMS products and nutraceuticals. [Электронный ресурс]: URL:http://clearwaterinternational.com/wp-content/uploads/2016/05/Clearth-ought_VMS_ Global.pdf (дата обращения: 31.03.2017).

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

4. Vitamins, Minerals & Supplements: The Role of the Physician. [Электронный pecypc]:URL:http://www.accenthealth.com/AccentHealth/media/Documents/ VMS_whitepaper_2014.pdf (дата обращения: 31.03.2017).

5. Probiotics and Prebiotics in Food, Nutrition and Health / Semih Otle§ // Taylor & Francis Group, 2014. 510 p.

6. Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 г.: аналитический отчет. ЗАО «Группа ДСМ», 2015. 124 с.

Farmacevticheskiy rinok Rossii. Itogi 2015 g.: analit. otchot. ZAO «Gruppa DSM», 2015.124 s.

7. Фармацевтический рынок России. Выпуск сентябрь 2016 г.: аналит. обзор. ЗАО «Группа ДСМ», 2016. 27 с.

Farmacevticheskiy rinok Rossii. Vipusk sentyabr, 2016 g.: analit. obzor. ZAO «Gruppa DSM», 2016. 27 s.

8. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота БАД».

SanPiN 2.3.2.1290-03 «Gigienicheskie trebovaniya k organizacii proizvodstva I oborota BAD».

9. Регистр лекарственных средств России, 2016. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rlsnet.ru (дата обращения: 20.11.2016).

Registr lekarstvennih sredstv Rossii. 2016. [Elektronniy resurs]: URL: http:// www.rlsnet.ru (data obrashchenija 20.11.2016).

10. Регистр БАД - Единый электронный справочник БАД. [Электронный ресурс]: URL:http://registrbad.ru/bad/47837 (дата обращения: 20.11.2016).

Registr BAD - Ediniy elektronniy spravochnik BAD [Elektronniy resurs]: URL: :http://registrbad.ru/bad/47837 (data obrashchenija 20.11.2016).

11. Реестры Роспотребнадзора и сан.-эпид. службы России. [Электронный ресурс]: URL: http://fp.crc.ru/ (дата обращения: 20.11.2016).

Reestry Rospotrebnadzora i san-epid. Sluzhby Rossii. [Elektronniy resurs]: URL: URL: http://fp.crc.ru/(data obrashchenija 20.11.2016).

УДК: Б15.272.4:Б15.45:Б14.27(470.45)

Код специальности BAК: 14.04.03

СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ГИПОЛИПИДЕМИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю.С. Князева,

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Дата поступления 27.0Б.2017

Князева Юлия Сергеевна - e-maií: Knjazeva1978@maií.ru

В статье представлены результаты анализа региональных особенностей, структуры и динамики потребления гиполипидемических лекарственных препаратов в розничных аптечных организациях Волгоградской области. Анализ годовых отчетов по розничной реализации 18 аптечных организаций региона за 2013-2016 гг. показал рост продаж всех препаратов розувастатина и аторвастатина и снижение продаж симвастатина. Описана методика, позволяющая структурировать ассортимент гиполипидемических препаратов исследуемых аптек по величине маркетингового потенциала на основании матрицы деления аптечного ассортимента по доле в валовом доходе аптечной организации и по скорости реализации. По величине маркетингового потенциала препараты распределились следующим образом: очень высокий - нет препаратов; высокий - 3,03%; средний - 9,09%; низкий - 18,18%; очень низкий маркетинговый потенциал - 69,7%. Необходимо обеспечить постоянное наличие в аптеках региона позиций с высоким и средним маркетинговым потенциалом как дающих максимальный экономический эффект.

Ключевые слова: гиполипидемические препараты, статины, аптечная организация,

маркетинговый потенциал, структура потребления.

The article presents the results of analysis of regional features, structure and dynamics of consumption of lipid-lowering drugs in retail pharmacy organizations of the Volgograd region. Analysis of annual reports on retail sales of 18 pharmacy organizations in the region for 2013-2016 showed an increase in sales of all preparations of rosuvastatin and atorvastatin, and a decrease in sales of simvastatin. A technique is described that allows structuring the assortment of hypolipidemic drugs of the pharmacies under investigation in terms of the marketing potential based on the pharmacy product division matrix by the share in the gross revenue of the pharmacy organization and by the rate of sales. In terms of marketing potential, the drugs were distributed as follows: very high - no drugs; High - 3,03%; The average is 9,09%; Low - 18,18%; Very low marketing potential - 69,7%. It is necessary to ensure the constant presence in the region's pharmacies of positions with high and medium marketing potential, which give the maximum economic effect.

Key words: hypolipidemic drugs, statins, pharmacy organization, marketing potential,

consumption structure.

Введение

Основной задачей любого аптечного учреждения является бесперебойное обеспечение населения фармацевтической продукцией. Наличие в аптеке ассортимента, соответствующего потребностям промежуточных потребителей (врачей, осуществляющих назначение, и их пациентов) создает необходимые условия для бездефектурного отпуска гиполипидемических лекарственных препаратов (ГЛП), получения финансовой прибыли аптекой и созда-

ния положительного имиджа аптечной организации в целом. Таким образом, для оптимизации потребления той или иной группы лекарственных средств аптека должна располагать таким ассортиментным портфелем, который удовлетворит потребность населения в любом препарате, назначенном лечащим врачом, а также позволит при необходимости подобрать достойную дженерическую замену.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.