Научная статья на тему 'Аптечные продажи БАД - 2012: что в приоритете?'

Аптечные продажи БАД - 2012: что в приоритете? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаева Юлия

Дискуссии о судьбе биологически активных добавок (БАД) в аптеках и на российском рынке ведутся уже давно и регулярно. Периодически возникают новые темы, связанные с ужесточением контроля за обращением БАД. Очередная волна возникла в конце 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечные продажи БАД - 2012: что в приоритете?»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

ршшиим 125

Юлия НЕЧАЕВА, директор отдела стратегических исследований DSM Group

Аптечные продажи БАД - 2012:

ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

Дискуссии о судьбе биологически активных добавок (БАД) в аптеках и на российском рынке ведутся уже давно и регулярно. Периодически возникают новые темы, связанные с ужесточением контроля за обращением БАД. Очередная волна возникла в конце 2012 г.

Чтобы пресечь появление БАД и лекарств под одним и тем же брендом, Федеральная антимонопольная служба предложила Минздраву регистрировать БАД точно так же, как и лекарства. В этом случае производителям добавок придется тратить миллионы долларов на клинические исследования, а процедура регистрации увеличится до полутора-двух лет. О том, что БАД было бы целесообразно регулировать Законом «Об обращении лекарственных средств», ФАС заявляет уже не-

сколько лет. Однако сейчас на рынке появились препараты, которые позиционируются одновременно и как лекарства, и как добавки, что вводит потребителей в заблуждение.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные1 о том, каков уровень информированности россиян о БАД, а также насколько распространено употребление БАД среди наших сограждан. Для большинства россиян БАД — это дополнение к пище. Так считают 60% опрошенных.

DSM GROUP на рынке с 1999 г. Агентство предлагает компаниям фармацевтического рынка России комплекс маркетинговых услуг. DSM Group осуществляет розничный аудит фармацевтического рынка РФ (СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008), проводит маркетинговые исследования, регулярно анализирует емкость и тенденции рынка, освещая их в ежемесячном справочном издании, проводит опросы аптечных учреждений, фокус-группы, осуществляет заказные исследования, а также оказывает рекламные услуги. С 2006 г. DSM Group входит в Европейскую ассоциацию исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR).

Более подробная информация доступна на сайте www.dsm.ru.

Юлия Нечаева

То, что БАД — это витамины, считают 16% респондентов. Только 5% респондентов полагают, что БАД — это лекарственные препараты.

Каждый четвертый россиянин с той или иной частотой принимает БАД. Каждый десятый респондент эпизодически употребляет добавки (только при ухудшении здоровья), каждый пятый опрошенный принимает БАД сезонно, 6% — курсами. Только 2% делают это на регулярной основе.

1 Всероссийский опрос проведен 1-2 декабря 2012 г. среди 1 600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

рисунокф^ Объемы продаж БАД в России в 2011-2012 гг.

Стоимостный объем, млн руб. Натуральный объем, млн уп.

25 000 г +18,6% 300 -0,7%

18 750 - 250 296 294

12 500 - 18 683 22 150 200 150 -

6 250 - 100 50

0 ' 1

2011 2012 0 2011 2012

Примечание. Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

126 20°1r2 РШЩццм

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

Где продавать БАД — отдельная тема дискуссии. Многие законодатели считают, что БАД надо убрать из аптек и реализо-вывать в специальных отделах магазинов, и в скором времени Государственная дума РФ рассмотрит соответствующие поправки к законам.

Пока же в большинстве случаев россияне, принимающие БАД, покупают их в аптеках (70%). И мы надеемся, что данная ситуация не изменится. Как видно из рисунка 1, через аптеки в 2012 г. было реализовано порядка 294 млн упаковок БАД на общую сумму около 22,2 млрд руб. в оптовых ценах и 29,8 млрд руб. в розничных ценах. Прирост в стоимостном выражении (в ценах закупки аптек) составил +18,6%, в упаковках отмечается небольшое снижение объема продаж в сравнении с 2011 г. (-0,7%). Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдаемый рост продаж в рублях связан исключительно с ростом цен на БАД. Так, если в 2011 г. стоимость одной условной упаковки БАД составила 63,1 руб., то в 2012 г. — 75,7 руб., что выше на 19,9%. Динамика цен на БАД была проанализирована с помощью индекса цен Ласпей-реса (рис. 2).

Согласно индексу Ласпейреса в 2012 г. по сравнению с 2011 г. цены на БАД в рублях выросли на 5,5%, тогда как в 2010 г. рост цен был выше - 6,3%. Если на рынке лекарственных препаратов наибольшая доля продаж приходится на продукцию иностранных компаний, то рынок БАД на 67% в стоимостном и на 84% в натуральном выражении представлен товарами отечественных производителей (рис. 3). Первое место по объему продаж среди отечественных производителей принадлежит компании «Эвалар». Из года в год лидерами продаж среди импортных производителей остаются БАД производства Германии (доля 7% в рублях от общего объема продаж рынка БАД), США (4%) и Дании (3%). Рейтинг немецких производителей традиционно возглавляет компания Queisser Pharma GMBH & CO.KG (серия БАД Доппельгерц), среди американских наиболее популярна продукция компании Pharma-Med Inc. (серия БАД Кидс формула, Лайф формула и Мен'с формула), а в списке датских производителей лидирует компания Ferrosan AG (линейка БАД Бифифор и витаминных комплексов Мульти-табс).

рисунок 2 Изменение цен БАД на коммерческом аптечном

рынке России за 2012 г.

% 7,0 ■ 2011 2012 6,0 6,3

6,0

5,0 4,8 у

4,0 - 4,1 3 9 5,5

3,0 2,0 1,0 — 2,0 1,7 3,2 2,1 3.6 3,9 2.7 п П 3,0 2,7 2,7 3,9 3,2 4,0 4,5

0,0 — 1,1

_ 0 Ж 0,4 / 0,3 0 0,7

(и cl янв. 12 фев. 12 март 12 С 2 р. С май 12 июнь 12 июль 12 авг. 12 сент. 12 окт. 12 нояб.12 дек. 12

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008

таблица ♦ Топ-20 >ирм - производителей БАД в России в 2012 г.

Рейтинг Измене- Фирма- Стоимостный объем, Прирост стоимост- Доля

2012 ние производитель млн руб., 2012 ного объема

1 0 «Эвалар» 4 912 14,7% 22,2%

2 0 РИА «Панда» 2 056 49,4% 9,3%

3 0 «Аквион» 816 -13,5% 3,7%

4 0 «Диод» 715 -9,7% 3,2%

5 0 Ferrosan AG 595 -8,8% 2,7%

6 0 Pharma-Med Inc 593 38,0% 2,7%

7 +2 Queisser Pharma GMBH & CO.KG 540 54,4% 2,4%

8 +13 Polens (M) SDN BHD 534 248,3% 2,4%

9 -1 «Экомир» 480 24,5% 2,2%

10 +71 «Полярис» 457 1279,5% 2,1%

11 -4 Natur Produkt 437 12,0% 2,0%

12 -2 «Фарм-Про» 383 17,8% 1,7%

13 -2 «Фармстандарт» 377 18,8% 1,7%

14 -2 «Мираксфарма» 339 20,4% 1,5%

15 -1 «Алтай-фарм» 243 4,7% 1,1%

16 -3 KRKA 233 -5,1% 1,1%

17 -1 «Биокор» 230 15,1% 1,0%

18 +15 Solgar Vitamin and Herb 189 85,3% 0,9%

19 -2 Laboratories Inneov 184 -6,5% 0,8%

Merk Selbstmedikation

20 -1 (продвижение Dr.Reddy's) 176 1,6% 0,8%

Примечание. Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ БАД - 2012: ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

Р£МШ1Л1М 20ТИ 127

таблицаТоп-20 продаж брендов БАД в России в 2012 г.

Рейтинг 2012 Изменение Бренд Фирма Стоимостный объем, млн руб., 2012 Прирост стоимостного объема Доля

1 +1 Турбослим «Эвалар» 1 212 47,5% 5,5%

2 -1 Сеалекс форте РИА «Панда» 1 077 30,2% 4,9%

3 +3 АЛИ Капс РИА «Панда» 649 96,1% 2,9%

4 0 Фитолакс «Эвалар» 637 14,3% 2,9%

5 -2 Алфавит «Аквион» 541 -7,3% 2,4%

6 0 Доппельгерц Queisser Pharma GMBH & CO.KG 540 54,4% 2,4%

7 +20 Тонгкат Polens (M) SDN BHD 519 238,4% 2,3%

8 -3 Гематоген Разные производители 482 -3,3% 2,2%

9 +152 Редуксин-лайт «Полярис» 441 1 954,5% 2,0%

10 -2 Овесол «Эвалар» 324 11,1% 1,5%

11 -4 Ци-Клим «Эвалар» 306 3,5% 1,4%

12 +1 Индинол «Мираксфарма» 297 15,5% 1,3%

13 -4 Пустырник Разные производители 277 -3,8% 1,3%

14 -3 Бифиформ Ferrosan AG 254 -3,9% 1,1%

15 0 Лютеин Разные производители 250 6,0% 1,1%

16 +61 Супрадин Bayer AG 244 305,3% 1,1%

17 -7 Черника-форте «Эвалар» 232 -18,8% 1,0%

18 -4 Капилар «Диод» 228 -6,2% 1,0%

19 +4 Мен'с формула Pharma-Med Inc. 200 25,0% 0,9%

20 +4 Натурино Natur Produkt 193 21,0% 0,9%

Примечание. Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

рисунок Соотношение продаж БАД отечественного и импортного производства с разбивкой по странам

Натуральный объем

1 — Россия, 84%

2 — импорт, 16%

Германия США Дания Малайзия Нидерланды Канада Китай Другие страны

4

6

Стоимостный объем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7% 4% 3% 2% 2% 2% 2% 10%

8

10

1 — 2 —

Россия, 67% импорт, 33%

Примечание. Объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

2

Импортные БАД, так же как и на рынке лекарств, дороже отечественных: цена одной упаковки импортной БАД составила 157,8 руб., отечественной — 60,1 руб. При этом в 2012 г. отечественные БАД подорожали в большей степени (+17,1%), чем импортные (+16,5%). Необходимо отметить, что в 2012 г. по-

требители стали с большей охотой приобретать более дорогие БАД. Если в прошлом году основной объем продаж приходился на стоимостный диапазон от 50 до 150 руб., то по итогам 2012 г. порядка 33,9% объема продаж в деньгах пришлось на БАД, средневзвешенная цена которых за одну условную упаковку находится в

диапазоне от 150 до 500 руб. Около 30,4% пришлось на БАД с ценой от 50 до 150 руб., дорогостоящие БАД (с ценой более 500 руб.) заняли 21,9%, а на долю самых дешевых (до 50 руб.) пришлось 14% от объема продаж в рублях. Как и на рынке лекарств, в натуральном выражении самый емкий сегмент —

128 ff™ РШЩЦЦМ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

таблица Рейтинг продаж по разделам классификатора БАД по итогам 2012 г.

№ п/п Раздел реестра БАД Стоимостный объем, млн руб. Прирост к 2012 г. Лидер внутри каждого отдела Доля группы

1 G БАД, влияющие на репродуктивную систему 4 840 35,8% Сеалекс форте 21,9%

2 V БАД, действующие на организм в целом 4 714 18,7% Алфавит 21,3%

3 А БАД, действующие на пищеварительную систему 3 548 10,5% Фитолакс 16,0%

4 Ш БАД для похудения и очищения организма 2 295 42,6% Турбослим 10,4%

5 N БАД, влияющие на функции центральной нервной системы 1 645 1,6% Пустырник 7,4%

6 С БАД для поддержания функций сердечно-сосудистой системы 1 216 10,7% Капилар 5,5%

7 S БАД, действующие на органы чувств 991 -6,1% Лютеин 4,5%

8 D БАД, применяемые для устранения различных проблем с кожей и волосами 623 25,6% Inneov 2,8%

9 М БАД, применяемые при заболеваниях костной системы 591 37,7% Хонда 2,7%

10 В БАД, действующие на кроветворную систему 569 -1,9% Гематоген 2,6%

11 R БАД, применяемые при заболеваниях дыхательной системы 381 6,3% Доктор Тайсс 1,7%

12 I БАД, поддерживающие функцию иммунной системы 188 -12,6% Кидс формула 0,8%

13 и БАД, действующие на мочевыделительную систему 183 10,6% Пролит 0,8%

14 Н БАД, влияющие на функцию желез внутренней секреции 163 17,3% Эндокринол 0,7%

15 Т БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях 162 16,2% Уголь белый 0,7%

0 БАД, применяемые для лечения и профилактики

16 онкологических заболеваний (кроме опухолевых заболеваний репродуктивной систмы) 38 30,3% Промисан 0,2%

17 Л БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях 2 -18,2% Танаксол 0,01%

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

препараты с ценой до 50 руб. (63,2%), а дорогие БАД с ценой более 500 руб. занимают всего 2,1%.

Если разделить рынок БАД по происхождению (рис. 4), то становится очевидно, что дорогие иностранные препараты продаются лучше, чем отечественные: порядка 82% стоимостного объема импортных БАД приходится на сегмент с ценой более 150 руб., для отечественных БАД 57% объема составляют сегменты с ценой менее 150 руб.

В таблице 1 представлен топ-20 фирм — производителей БАД. Рейтинг производителей БАД уже на протяжении нескольких лет возглавляет отечественная компания «Эвалар», на долю которой приходится порядка 22% всех аптечных продаж БАД в

рисунок Соотношение продаж БАД импортного и отечественного производства в зависимости от ценового диапазона по итогам 2012 г.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ БАД - 2012: ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

РЕМШииМ 20ТИ 129

денежном выражении. Компания уверенно лидирует на рынке БАД. Прирост ее продаж в рублях в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил +14,7%. Самым продаваемым продуктом в 2012 г., как и в предыдущем году, стала линейка продуктов для похудения под брендом Турбослим, занимающая порядка 25% от объема всех продаж в портфеле компании в деньгах. По сравнению с 2011 г. прирост продаж в рублях для этого бренда составил +47,5%. На втором месте — слабительный препарат Фитолакс (доля 13%). Замыкает тройку лидеров бренд Овесол для поддержания работы печени с долей 6,6%. «Эвалар» ежегодно выводит на рынок новые продукты: наиболее успешной новинкой 2012 г. можно считать бренд Лора, представляющий собой т. н. БАД для красоты. Одновременно с таблетками Лора компания «Эвалар» выпустила под этим же брендом антивозрастной крем для лица и крем для контура глаз. Рекомендуется сочетать применение таблеток и кремов для достижения наибольшего эффекта. Помимо этого, в 2012 г. компания «Эвалар» выпустила на рынок еще порядка 12 новых брендов. Наиболее емкие из них — Спортэксперт и Чай имбирный. Вот уже второй год подряд компания «РИА «Панда» занимает вторую строчку рейтинга продаж БАД. Доля этой компании выросла по сравнению с прошлым годом и составила порядка 9,3%. Прирост продаж компании высокий (+49,4%). Однако отрыв от компании «Эвалар», находящейся на первой строчке, остается существенным, поэтому смена лидера в ближайшие годы представляется маловероятной. Основные продажи РИА «Панда» (84% стоимостного объема продаж в портфеле компании) приходятся на два продукта, предназначенных для коррекции эрек-тильной дисфункции, — Сеалекс форте и АЛИ Капс с долями 52,4 и 31,6% соответственно от объема продаж продукции компании. При этом, как и в прошлом году, для данных БАД отмечен высокий положительный прирост в деньгах: объем реализации АЛИ Капс увеличился на 96,1%, Сеалекс форте — на 30,2%. Кроме того, в 2012 г. компания «РИА «Панда» вывела на рынок 31 новый бренд, самыми продаваемыми среди которых стали На-бисс и Артродок.

На третьем месте компания «Аквион». Второй год подряд для данной компании

отмечается падение объема продаж. По итогам 2011 г. «Аквион» был единственным производителем из топ-3, объемы продаж которого в деньгах упали. В 2012 г. данный производитель продемонстрировал максимальное снижение объема продаж в стоимостном выражении среди топ-10 (-13,5% к 2011 г.). Сложившаяся ситуация объясняется в первую очередь тем, что данная компания ранее производила исключительно БАД, а в 2010 г. часть линейки одного из основных брендов Кудесан была переведена компанией из БАД в ЛС. В связи с этим в рейтинге компаний, производящих БАД, фирма потеряла долю. Однако если проанализировать суммарный объем реализации продукции через аптечные сети (лекарств и БАД), производимой «Аквион», то мы увидим, что объем продаж в стоимостном выражении для нее вырос по сравнению с 2011 г. на 0,7%, но продажи в упаковках при этом упали на 4%. В целом продажи бренда Кудесан (суммарно лекарства и БАД) также характеризуются положительным приростом в денежном выражении (+6,5%). Тем не менее потеря доли в сегменте БАД обусловлена не только перерегистрацией препарата Кудесан, среди БАД из ассортимента компании уменьшились продажи в сравнении с 2011 г. таких ключевых брендов, как Алфавит (-7,3%) и Фокус (-11%). Возвращаясь к рейтингу топ-20 фирм-производителей, отметим, что наибольший прирост в деньгах выявлен для фирмы «ООО «Полярис» благодаря стремительному росту продаж БАД для похудения Редуксин-лайт (+1 955% к 2011 г.). В 2012 г. компания также вывела новую БАД, способствующую нормализации липид-ного обмена, — Атлантинол. Рассмотрим рейтинг продаж брендов БАД по итогам 2012 г. (табл. 2). С тех пор как еще в 2010 г. бренд Капилар уступил место лидера в рейтинге БАД, борьба за первую строчку продолжается. В 2010 г. эту позицию заняла линейка Турбослим. В 2011 г. ситуация вновь изменилась: максимальный объем продаж продемонстрировала БАД Сеалекс форте (РИА «Панда»), незначительно опередив Турбослим. По итогам 2012 г. бренд Турбослим вернул себе позицию лидера продаж с долей 5,5%. Максимальный прирост продаж (+1 954,5% к 2011 г.) среди топ-20 брендов отмечен для Редуксин-лайт, в результате чего препарат переместился на 152 строчки впе-

ред по сравнению с предыдущим годом. Также высокий прирост продаж отмечен для бренда Супрадин в форме жевательных витаминов и геля для детей. БАД позиционируются производителями как средства для профилактики и/или лечения различных заболеваний. Использовать существующий официальный классификатор для оценки рынка БАД не совсем удобно — многие БАД, применяемые для профилактики/лечения одних и тех же заболеваний, находятся в разных разделах классификатора (например, препараты, улучшающие зрение). Поэтому специалистами компании DSM был создан свой классификатор БАД, который более четко отражает реалии современного рынка БАД. Классификатор БАД состоит из 17 разделов, большинство из которых имеет 2-й подуровень, а некоторые разделы — 3-й.

Рейтинг продаж БАД в соответствии с разделами классификатора представлен в

таблице 3.

Если в 2011 г. рейтинг БАД по первому уровню классификатора DSM возглавляла группа [V] «БАД, действующие на организм в целом», то в 2012 г. ситуация изменилась: на первом месте с долей 21,9%, сместив на 2-е место лидера предыдущего года, оказалась группа [G] «БАД, влияющие на репродуктивную систему». Это связано с увеличением объемов реализации по сравнению с 2011 г. брендов не только Сеалекс форте и АЛИ Капс, но и Тонгкат (+238%), Сперма-плант (+309%), Тестогенон (+613%) и др. Замыкает тройку лидеров группа [А] «БАД, действующие на пищеварительную систему» с долей 16%.

Самый большой прирост (+42,6%) выявлен для группы [W] «БАД для похудения и очищения организма» благодаря вкладу таких брендов, как Турбослим, Редуксин-лайт и др.

Наибольшее снижение продаж демонстрирует группа [J] «БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях» (-18,2%). Падение объемов связано с сокращением реализации главным образом противогрибкового БАД Кандимин (-91.3%), антипаразитарного средства Парагон (-88,8%), бренда Черный орех (-76,7%), оказывающего антипаразитарное, противоглистное, антибактериальное и противовоспалительное действие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.