Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения'

Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВЛИЯНИЕ СМИ / СТЕРЕОТИПЫ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ ИМИДЖ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / СТЕРЕОТИПЫ О РОССИИ / THE INFLUENCE OF THE MEDIA / TOURISM / STEREOTYPES / TOURIST IMAGE / NATIONAL STEREOTYPE / STEREOTYPES ABOUT RUSSIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куликова Мария Юрьевна

Статья посвящена анализу тенденций развития туристской сферы в современной России. Автор предлагает рассмотреть искусственные предубеждения как фактор, мешающий развитию отечественного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Куликова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова М. Ю. Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept ru/2017/470063. h tm.

ART 470063 УДК 338.48

Куликова Мария Юрьевна,

студентка магистратуры международного туризма ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», г. Пятигорск [email protected]

Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения

Аннотация. Статья посвящена анализу тенденций развития туристской сферы в современной России. Автор предлагает рассмотреть искусственные предубеждения как фактор, мешающий развитию отечественного туризма. Ключевые слова: стереотипы, туризм, туристский имидж, национальный стереотип, влияние СМИ, развитие туризма, стереотипы о России. Раздел: (04) экономика.

Исследования, посвященные изучению стереотипов и связанных с ними влияний, являются актуальными по многим причинам. Стереотип- это уникальный феномен культуры, который неизбежно проявляется в сознании и поведении отдельных представителей тех или иных социальных групп. В то же время, это двигатель знания и сознания, без которого невозможно взаимодействие и коммуникация наций, рас, религий и членов общества. Это важнейший и неотъемлемый фактор личности, влияющий на ее восприятие и поведение.

На сегодняшний день, понятие стереотипа широко рассматривается в разных областях науки, следовательно, существует огромный выбор литературы, связанной с изучаемым понятием, множество определений и различных подходов. Понятие «стереотип», впервые было использовано в 1922 году американским писателем и журналистом Уолтером Липпманом. В своей работе, он дал следующее определение, на тот момент, новому понятию, стереотип - это упрощенное, раннее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта, как правило, влияющее на восприятие и понимание окружающей действительности. Изначально, слово «стереотип» появилось из греческого, и несколько столетий назад, применялось журналистами, как некий определенный формат для оформления статей, своего рода клише.

Изучая современные подходы, можно выделить голландских ученых Н. С. J. Dujker, N. H. Frijda, которые, в своих исследованиях, выдвигают следующее определение существующего понятия. «Стереотип - это относительно устойчивое мнение обобщающей и оценочной природы. Стереотип отсылает к категории людей и внушает, что все они одинаковые в определенном отношении».

Отечественные ученые, социологи, психологи и философы рассматривали стереотип как явление общественного сознания с определенными характеристиками и функциями, а также социальными и психологическими механизмами, так же, как явление, играющее значительную роль в жизни социальных групп и в жизни общества.

Исходя из предложенных определений, можно сделать вывод, о сложившемся понятии стереотипа в современном значение. В первую очередь, - это заранее принятые убеждения определенной группы людей, связанные с представлениями о других общественных группах, как правило, являются не верными обобщениями- слишком обширными, преувеличенными, или наоборот, упрощенными, не формируются через социальный опыт и практически не поддаются изменениям.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова М. Ю. Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept ru/2017/470063. h tm.

Стереотипы имеют две формы: собственные и общественные, сформированные одним человеком или целым обществом, которые, в дальнейшем, отдельно взятый человек усвоил и принял к сведению. Такой вид стереотипов наиболее опасен, так как он может сформировывать неправильные представления у большого количества людей и препятствовать появлению собственного опыта, а также ограничивать мышление. Но, следует понимать, что стереотипы, формируемые обществом несут в себе пользу, если бы в обществе не было сформированных и проверенных временем представлений, человечеству было бы гораздо сложнее существовать.

Как правило, человек формирует какие-либо представления не на основе собственных наблюдений и выводов, а основываясь на стереотипах, существующих в обществе. Бывает, такие стереотипы подтверждаются их личным опытом, из чего, они производят ошибочный вывод об их правильности, или обобщают их. К сожалению, все чаще можно заметить, что стереотипы заменяют людям необходимость мышления и подменяют собой истинное значение каких-либо вещей. Воздействиям стереотипов, в той или иной мере, подвержены все люди, как правило, они прибегают к имеющимся стереотипам в областях, с которыми знакомы мало или не знакомы совсем.

Часто можно наблюдать, что люди становятся заложниками стереотипов общества. Это упрощает жизнь человека, но приводит к деградации его личности. Например, если человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а лишь поддается представлениям, сформированным в обществе, даже если они не схожи с его внутренними ощущениями правильного поведения. Поддавшись общественным стереотипам, человек не всегда дает себе в этом отчет, так как большинство людей принимают готовую позицию или суждение, как их собственный вывод и результат их собственного опыта.

Под воздействием времени, различные средства массовой информации, которые активно развиваются, несут в себе не только коммуникационный прогресс, но и негативный фактор. СМИ и интернет формируют у общественности представление о правильном и настоящем. Вследствие этого, современный человек, не замечает, когда сформированный стереотип становится его собственным мнением. В обществе появляется тенденция, подгонять себя и все вокруг под определенные, сформулированные «вне» стереотипы. Это портит жизнь отдельно взятого человека, искажает его отношения с окружающими и адекватное восприятие действительности. Зачастую можно заметить тенденцию суждения о себе и других не по факторам, которые есть, а с помощью сложившихся стереотипов, в той группе людей, к которой они себя относят.

Касательно влияния информационно-культурных стереотипов на развитие современной туристской сферы, можно отметить, что это важный аспект при изучении туристкой деятельности и при формировании нового турпродукта. Распространение и создание каких-либо представлений через информационные средства оказывают прямое влияние на предпочтения туриста. Как нам удалось доказать выше, современный туризм все больше становится похож на модную тенденцию, и часто, становится не только возможностью приобщения к духовным ценностям, сколько престижным времяпрепровождением. Изменения в туристских показателях - являются не только статистикой, а отражением меняющихся стереотипов.

Под термином «туристский стереотип» нами будет рассматриваться - упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ страны, народа, культуры или определенной дестинации, а также образ или явление, касающиеся отдыха или туризма в целом.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова М. Ю. Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept. ru/2017/470063. h tm.

Опираясь на полученные исследования, можно выявить, что туристский стереотип имеет массовый характер. Таким образом, какое-либо упрощенное представление, в той или иной мере, имеет все общество, оно присуще целому народу или нации.

Примером тому, служат исследования, проведенные в мае 2013 года, Вашингтонской исследовательской организацией Pew Research Centre, ею был проведен опрос более 7600 людей из восьми европейских стран, респондентам был задан ряд вопросов об имеющихся представлениях по отношению к народам стран-соседей. Полученные результаты, дают интригующее представление о новых национальных стереотипах. К примеру, все опрошенные нации, включая британцев, согласились с тем, что немцы - это самая надежная нация в Европе. Также, в опросе нашел отражение традиционный антагонизм между Британией и Францией. Британцы посчитали французов самыми ненадежными и самыми наглыми представителями Европы.

Говоря об образе России и русских в глазах иностранцев, можно рассматривать результат изучения статистики различных международных изданий, к примеру, интернациональное издание «National stereotypes (данные представлены за 2014 год) в котором, рассматриваются стереотипы обо всех странах. Здесь можно выделить самые распространенные стереотипы о России в глазах иностранца, которые мы изучили и перевели. К ним относятся следующие суждения: все граждане России - коммунисты, в России существует лишь два времени года- это зима и теплая зима, все знают наизусть и поют песню «Катюша», в каждом доме есть знаменитый автомат АК-47, русские не любят улыбаться и живут большими семьями в маленьких домах. На таких примерах наглядно видно, как упрощены и далеки от истины представления о нашей стране. Безусловно, это лишь поверхностные представления, но даже они могут оказывать, не всегда позитивное представление об образе и имидже страны в целом, а в дальнейшем и оказывать влияние на развитие туризма.

Важной системой страны- является ее имидж, на сегодняшний день, в нашей стране отсутствует стратегия формирования ее позитивного имиджа, но в то же время на ее территории находится большое количество имеджеообразующих туристских де-стинаций. В то же время, присутствуют факторы, негативно влияющие на этот аспект, среди них стереотип о России как о небезопасной стране.

Глубокое изучение стереотипов, которые оказывают прямое значение на развитие туризма, причины их появления, эмоциональная окраска и их влияние на туризм, а также изменение и развенчивание этих стереотипов под влиянием туризма, на наш взгляд, представляется одной из важнейших целей в туристской деятельности.

Список литературы

1. Бурняшева Л. А. Духовно-экзистенциальное время и пространство: современный взгляд // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2010. - № 3. - С. 169-173.

2. Бурняшева Л. А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2009. - № 4. - С. 95-99.

3. Sukhovskaya D. N. Sustainable development of rural areas of the North Caucasus Federal District, based on the use of their socio-cultural and natural potential for the development of the agricultural and eco-tourism // Наука и технологии. - 2013. - Т. 1. - С. 224-233.

4. Патнаунов А. С., Лежебоков А. А., Сущенко Е. Н. Особенности функционирования туризма в рекреационном комплексе Кавказских Минеральных Вод. - Невинномысск, 2005.

5. Сущенко Е. Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ставропольский государственный университет. -Ставрополь, 2006.

6. Ермакова Л. И., Суховская Д. Н. Анализ основных лексически-смысловых единиц понятия «креативное пространство городского поселения» // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2016. - С. 202-205.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Куликова М. Ю. Анализ тенденций развития туристской сферы в современной России и инновационные возможности ее продвижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S5. - 0,2 п. л. -URL: h ttp://e-koncept. ru/2017/470063. h tm.

1. Суховская Д. Н., Ермакова Л. И. Роль ДПО в формировании стратегии устойчивого развития российского общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 26. - С. 51-55. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46411.htm.

Maria Kulikova,

master's student of international tourism, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk [email protected]

Analysis of tendencies of development of tourism sphere in modern Russia and innovation opportunities of its promotion

Abstract. The article is devoted to the analysis of development of tourist sphere in modern Russia. The author offers to consider artificial perceptions as a factor hindering the development of domestic tourism. Key words: stereotypes, tourism, tourist image, national stereotype, the influence of the media, tourism, stereotypes about Russia.

Рекомендовано к публикации:

Суховской Д. Н., кандидатом философских наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 17.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 17.03.17 Опубликована Published 27.03.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Куликова М. Ю., 2017

977230412017335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.