Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития АПК России'

Анализ тенденций развития АПК России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АПК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития АПК России»

Библиографический список

1. Курляндский А., Орлов С. Кризис - начало выздоровления // Живая электроника России. - 24 августа, 2009.

2. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванов, В.М. Тумин. - (Высшее образование: Бакалавриат). - М.: ИНФРА-М, 2012. - 300 с.

3. Бартон Д. Если не будет развиваться инфраструктура, то мы не сможем рассчитывать на рост производства: лекция в ГУ-ВШЭ «Глобальные тренды и их значение для России».

4. Березкина Л. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды // Маркетинг. -№ 1(80). - 2005. - С. 51-59.

5. Пилипенко А.В. Развитие высоких технологий: пути становления успешных компаний / А.В. Пи-липенко. - М.: «Спутник+», 2011. - 270 с.

М.В. Воронина

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ АПК РОССИИ

Ключевые слова: малое предпринимательство, сельскохозяйственные кооперативы, информационно-консультационное обслуживание, АПК.

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшей составной частью экономики, где производится жизненно важная для общества продукция и сосредоточен значительный экономический потенциал. Доля сельского хозяйства в ВВП России - 4,7 % (2009 г.). Объем валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России - 1,53 трлн руб. (2009 г.). Количество занятых в АПК достигает около 35 % от общего числа работающих в сфере материального производства и около 10 % от общей численности занятых в национальной экономике. АПК задействует пятую часть производственных фондов страны и создает примерно треть валового национального дохода. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-ноябре 2010 г. в действующих ценах составил 2289,5 млрд руб. В настоящее время развитие АПК России осуществляется в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа), являющейся основным инструментом государственной аграрной политики. В 2010 г. на финансирование Государственной программы было выделено 110,7 млрд рублей, профинансировано 107,3 млрд рублей, в том числе на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села в виде субсидий (95,6 млрд рублей). Сложнейшая ситуация, связанная с аномальными агрометереологическими условиями (засуха) 2009-2010 годов, привела к снижению темпов роста производства продукции сельского хозяйства (особенно растениеводства) [4].

По данным Росстата, индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2010 г. составил 88,1 % к уровню 2009 года. При этом обеспечен прирост продукции животноводства на 2,6 %, а по растениеводству - уменьшение на 25,4 %, что обусловлено значительным снижением урожайности растениеводческой продукции из-за ано-

© Воронина М.В., 2013

мальных погодных условий. Увеличение объема производства продукции животноводства вызвано в основном ростом производства скота и птицы. По данным Росстата, в хозяйствах всех категорий оно увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 5,2 %, составив 10,5 млн т в живом весе, в том числе в сельскохозяйственных организациях соответственно на 10,9 % и 6,1 млн т [7].

Негативное влияние на развитие производства продукции растениеводства, в основном зерна, оказала аномальная засуха в 43 субъектах Российской Федерации. Однако благодаря своевременным мерам государственной поддержки валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий составил в 2009 г. 60,9 млн т (в чистом весе), что на 37,3% ниже уровня 2009 г., но при этом достаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны в продовольственном и фуражном зерне. Урожайность зерновых и зернобобовых культур в среднем составила 18,2 ц/га, что на 4,5 ц/га меньше прошлогоднего уровня. Из общего объема зерна, собранного в стране, в регионах Южного федерального округа намолочено 18,8 млн тонн зерна (30,8 % от общего валового сбора), Сибирского - 13,4 млн тонн (21,9 %), Центрального - 9,7 млн тонн (15,9 %), Северо-Кавказского - 8,4 млн тонн (13,9 %), Приволжского - 6,5 млн тонн (10,8 %), Уральского - 3,3 млн тонн (5,5 %). В 2010 году уменьшился валовой сбор основных технических культур: семян подсолнечника на 16,5 %, составив 5,3 млн тонн, сахарной свеклы (фабричной) - на 25,4 % (22,2 млн тонн), что обусловлено снижением урожайности по сравнению с уровнем 2009 г. Меньше прошлогоднего произведено картофеля, овощей, плодов и ягод соответственно на 45,7 %, 16,2 % и 22,7 %, что также обусловлено снижением их урожайности в результате засухи. Производство льноволокна снизилось на 31,3 % при сокращении посевной площади на 30,8 % [8].

Следует отметить результаты, достигнутые в рисоводстве. Валовой сбор риса в 2012 г. составил порядка 1060,6 тыс. тонн, что является лучшим показателем с 1990 г. Рекордной является и урожайность риса - 52,8 ц/га. Такой результат получен благодаря успехам рисоводов и мелиораторов Краснодарского края, где намолочено 828 тыс. тонн риса (78,1 % от сбора в стране) при урожайности 62,3 ц/га. Объем производства сои в 2012 г. составил порядка 1219,6 тыс. тонн - самый высокий валовой сбор этой ценной высокобелковой культуры за всю историю России [9].

Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные организации. Доля их в производстве зерна в 2010 г. составила 77,1 %, подсолнечника - 73,0 %, сахарной свеклы (фабричной) - 88,7 %, что несколько ниже уровня предыдущего года. В 2011 г. общая посевная площадь составила порядка 77 млн га (с учетом многолетних трав), что на 2 млн га больше по сравнению с уровнем 2010 года. По данным органов АПК субъектов Российской Федерации, посевная площадь озимых культур под урожай 2011 года составляет 15,5 млн га или 85,6 % к площади озимых в прошлом году. В связи с аномальными природно-климатическими условиями (засуха) 2010 г. в 43 регионах России был веден режим чрезвычайной ситуации. Для оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от засухи, в Минсельхозе России был создан штаб [10]. В постоянном режиме проводилась работа по обмену информацией и консультированию по вопросам оказания помощи пострадавшим субъектам Российской Федерации и сельскохозяйственным това-

ропроизводителям. В оперативном режиме отслеживается информация по доведению средств господдержки до пострадавших сельхозтоваропроизводителей [14].

По итогам проведенной Минсельхозом России экспертизы гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн га (в 2009 г. - 4,4 млн га), пострадавшими от засухи 2010 г. признано более 21,5 тыс. хозяйств (в 2009 г. - 8152 хозяйства), подтвержденный прямой ущерб составил 41,8 млрд рублей (в 2009 г. - 2,5 млрд рублей). В целях минимизации последствий засухи Минсельхозом России разработан и осуществлен комплекс мер на федеральном и региональном уровнях. По оперативной информации Минфина России на 25 февраля 2011 г., бюджетные кредиты предоставлены на сумму 21,9 млрд рублей, из которых, по данным субъектов, до сельскохозяйственных товаропроизводителей доведено 21,15 млрд рублей. Дотации на поддержку мер по сбалансированности бюджетов направлены субъектам в полном объеме, из них 9,8 млрд рублей доведены до сельхозтоваропроизводителей (по состоянию на 25 февраля 2011 года) [11-13].

Основной мерой государственной поддержки АПК России, призванной стимулировать приобретение техники, является предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам. На субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на техническую и технологическую модернизацию в 2010 г. в соответствии с уточненной бюджетной росписью Минсельхозом России выделено 5,552 млрд рублей, предусмотренных федеральным бюджетом на выплату субсидий по ранее привлеченным кредитам [5; 6].

В 2010 г. было приобретено 16 393 трактора (46,8 % к плану Государственной программы), 4954 зерноуборочных (45,0 %) и 1628 кормоуборочных (46,5 %) комбайнов. Мин-сельхоз России совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации осуществляет реализацию Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг. и на период до 2013 г.» (далее - ФЦП «Плодородие»). В 2010 г. на ее реализацию из всех источников финансирования было направлено 80,67 млрд руб. В рамках ФЦП «Плодородие» в Российской Федерации велось строительство и реконструкция 98 мелиоративных объектов, в том числе 40 пусковых объектов было введено в эксплуатацию. По данным субъектов Российской Федерации, предотвращено выбытие из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий на площади 989,7 тыс. га (165,0 % от плана ФЦП «Плодородие»). Защита от водной эрозии, затопления и подтопления осуществлена на площади 108,7 тыс. га (в 4,2 раза больше), от ветровой эрозии и опустынивания - на 302,2 тыс. га (в 2,5 раза больше). Проведены работы по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, -26,6 тыс. га (на 0,8 % больше). Внесены минеральные удобрения в объеме 2,28 млн тонн д. в. (на 3,6 % больше) [15].

В 2010 г. ситуация на внутреннем рынке страны в значительной степени определялась последствиями засухи. В связи с переходом с 1 января 2010 г. к новому наднациональному формату принятия решений по таможенно-тарифному регулированию в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана реализация таможенно-тарифной политики осуществлялась в качественно иных торгово-политических и рыночных условиях. В результате при-

нятых мер таможенно-тарифного регулирования доля импортного мяса на российском мясном рынке снизилась с 35,3 % в 2009 г. до 32,7 % в 2010 г., при этом доля российского производства в ресурсах увеличилась с 64,7 % в 2009 г. до 67,3 % в 2010 г. Доля производства сахара из импортной сахарной свеклы в общем объеме произведенного сахара в 2010 г. составила 58,3 % против 65,5 % в 2009 г. По оперативным данным ФТС России, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. объем импорта молочной продукции в Россию увеличился: по маслу сливочному - на 31,5 %, по сырам - на 26,2%, по молоку сухому - в четыре раза [1-3].

Основной целью аграрной политики АПК России является устойчивое развитие сельских территорий, осуществляемой в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (далее - ФЦП «Село»). Общий объем ее финансирования в 2010 г. составил 36,16 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета выделено 7,72 млрд рублей, на условиях софинансирования субъектами Российской Федерации привлечено 12,80 млрд руб. и из внебюджетных источников 15,64 млрд руб. По итогам ее реализации в 2010 г. введено (построено) жилья 1267,3 тыс. кв. м (131,1 % к плану Государственной программы, предусмотренному с учетом сокращения объемов финансирования), в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 633,4 тыс. кв. метров (117,5 %), введены в действие современные общеобразовательные школы на 4,59 тыс. мест (в 11,8 раз больше), открыто 43 фельдшерско-акушерских пункта (89,6 %). По инженерному обустройству села введено 5,16 тыс. км распределительных газовых сетей (142,0 %), 2,87 тыс. км локальных водопроводов (104,0 %). В 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция определяет перспективные направления развития социально-инженерной и транспортной инфраструктуры сельских территорий в целях создания комфортных условий жизнедеятельности на селе. Уровень безработицы сельского населения по методологии МОТ в январе 2011 г. составил 10,8 % [10, 16-18].

По данным Росстата, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте и рыболовстве в Российской Федерации на 1 ноября 2010 г. составляет 10025,6 рубля (на соответствующую дату 2009 г. - 9136,3 руб.). В целом средняя заработная плата в сельском хозяйстве более чем в 1,5 раза ниже, чем средняя по стране и более чем в 2 раза ниже, чем в обрабатывающих производствах. В ходе реализации Государственной программы в 2012 г. было вновь создано и сохранено более 27 тыс. рабочих мест, в том числе в рамках ФЦП «Село» при вводе объектов социальной и инженерной инфраструктуры - 1946 рабочих мест, в рамках ФЦП «Плодородие» - 12 980 рабочих мест. При реализации 99 крупных инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации сельскохозяйственных объектов (по проектам свыше 150 млн рублей) - 6 222 рабочих места. Кроме того, при реализации отраслевой целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы» в 20092010 гг. создано 1691 рабочее место. В рамках Государственной программы Минсельхозом России выделяются субсидии на реализацию проектов, входящих в том числе и в комплексные инвестиционные планы социально-экономического развития моногородов, в части модернизации, финансового оздоровления, создания предприятий и организаций агропромышленного комплекса. В субъектах Российской Федерации управлениями службы занятости и

информационно-консультационными центрами Минсельхоза России проводится работа по предоставлению безработным гражданам комплекса информационных и консультационных услуг по организации предпринимательской деятельности: помощь в подготовке бизнес-планов, экспертиза, предоставление возможности использования каналов связи и средств оргтехники, оказание финансовой помощи на подготовку документов, оплата государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера [14].

В 2011 г. в целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации в числе других мер продолжена реализация мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, в том числе проживающих в сельской местности. Учитывая сложность ситуации на рынке труда в сельской местности и необходимость дальнейшей поддержки граждан, начавших предпринимательскую деятельность на селе (как в аграрном секторе, так и в сфере обслуживания), Минсельхоз России после окончания действия региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в 2011 г. продолжил совместно с Минздравсоцразвития России и Рострудом реализацию ряда мероприятий, направленных в первую очередь на организацию самозанятости сельского населения, проведение опережающего обучения работников сельскохозяйственных предприятий и оказание адресной поддержки граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность, включив это направление в Государственную программу, предусмотрев финансирование этих мероприятий [19].

Российское сельское хозяйство является инвестиционно привлекательной отраслью, которая позволяет производить конкурентоспособную и экспортоориентированную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Биоклиматический потенциал страны дает возможность увеличивать объемы производства и обеспечивать качественной продукцией не только Российскую Федерацию, но и экспортировать ее. И это новая точка роста АПК России. Понимая перспективы отечественного сельского хозяйства, государство оказывает серьезную поддержку развитию отрасли [14]. В результате реализации комплекса мер по развитию АПК к 2012 г. по отдельным направлениям завершен этап импортозамещения (мясо птицы, свинина, зерно, картофель, растительное масло) и насыщения внутреннего рынка продукцией отечественного производства. В связи с этим определяется вектор будущего развития отрасли. Очевидно, что дальнейший рост производства будет связан с увеличением внутреннего объема потребления и выходом отечественных сельскохозяйственных товаров на мировой рынок, прежде всего, это касается зерна и продуктов его переработки, а также мяса птицы и свинины.

Проводимая Российской Федерацией аграрная политика открывает широкие возможности для российских и иностранных инвесторов по развитию бизнеса в агропромышленном комплексе [6; 9; 10]. Улучшение кредитной политики, активизация частного бизнеса, диверсифицирующего свои активы в аграрное производство, создали инвестиционную основу для ухода от низкоинтенсивных технологий, не обеспечивающих конкурентоспособное производство, и внедрения в агропромышленное производство высокопроизводительной техники и других достижений НТП. В 2012 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади составила 161 л. с., приобретено 395 тракторов, 172 зерно-

уборочных комбайна, 24 кормоуборочных комбайна. При этом машинно-тракторный парк обновляется современной высокопроизводительной техникой мирового уровня, позволяющей внедрять научно обоснованные ресурсосберегающие технологии. Однооперационные агрегаты заменяются многофункциональными, универсально-комбинированными, увеличивается мощность агрегатов, что позволяет сокращать число машин в 4-5 раз, а капиталовложения - в 1,5-2 раза (см. рис.) [11; 12].

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2009 году увеличено производство масла растительного - на 85,8 %, крупы - на 61,0 %, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - на 34 %, комбикормов - на 33,2 %, муки - на 21,2 %, сыров - на 23,3 %, мяса, включая субпродукты 1-й категории - на 9,9%, сахара-песка - на 9,6 % [9]. Инвестиции в основной капитал в сельскохозяйственном производстве в 2009 году составили 3,6 млрд руб. Сегодня в АПК работает более 35 инвестиционных компаний, активно развивающих аграрный комплекс. При этом приоритетными являются инвестиционные проекты по реконструкции и строительству животноводческих комплексов. Реализация этих проектов позволит не только увеличить объем производимой сельскохозяйственной продукции, но и создать новые рабочие места. В деловой практике компаний все активнее начинают действовать принципы социально ответственного ведения бизнеса: выделяются средства на поддержку школ, детских садов, учреждений культуры, ветеранов войны и незащищенных слоев населения, ведется активная работа по привлечению и закреплению на селе молодых квалифицированных кадров [10].

т У ...........ВВ ■ 10

II г

2011 2012

Р Тракторы £1 Комбайны зерноуборочные □ Комбайны нормоуборочные

Рис. Коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники, %

С учетом ресурсного и биоклиматического потенциала страны, поставки продовольствия на мировой рынок могут стать одной из ключевых статей российского экспорта. При этом конкурентоспособность отечественной продукции будет определяться, прежде всего, эффективностью производства и кратным снижением затрат на единицу продукции. Это потребует новых инвестиций в модернизацию производства и повышение производительности труда. При этом ключевыми задачами для Министерства сельского хозяйства Российской Федерации останутся обеспечение рентабельности и инвестиционной привлекательности отрасли.

Библиографический список

1. Борисова Т.А. Таможенная политика как фактор обеспечения устойчивости российской экономики: сб. научных трудов / Т.А. Борисова. - М.: РАНХГС, 2011.

2. Борисова Т.А. Таможенная политика - факторы устойчивости российской экономики: сб. материалов конференции «Экономическая устойчивость хозяйственных систем» / Т.А. Борисова. - М., РАНХГС, 2011.

3. Борисова Т.А. Россия и ВТО? / Т.А. Борисова. - М.: РИО РТА, 2007.

4. Воронина М.В. Источники и проблемы финансирования бизнеса в АПК // Мир агробизнеса. -Пищевая промышленность. - 2013. - № 1.

5. Воронина М.В., Кунина Е.Ф. Механизм реорганизации сельскохозяйственных предприятий АПК Нечерноземной зоны России // Научная конференция «Современные проблемы пищевой промышленности». - МГЗИПП, 1996.

6. Воронина М.В. Инвестиционная привлекательность России для Китая: научное издание / М.В. Воронина. - М.: Дашков и Ко. - 2010. - 115 с.

7. Воронина М.В., Филатов В.В. Экономическое регулирование инновационно-инвестиционных процессов в АПК // Качество. Инновации. Образование. - № 9. - 2013.

8. Воронина М.В., Филатов В.В. Управления рынком инновационных технологий в АПК // Научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование». - 2013. - № 7.

9. Гончаров В. Д. Инновационное развитие агропромышленного комплекса России / В. Д. Гончаров, С.В. Котеев, Л.В. Подлесная. - М.: ИНЭК, 2012. - 172 с.

10. Иванова В.Н., Гончаров В.Д., Инвестиционная деятельность в АПК России // АПК: экономика, управление. - 2011. - № 4. - С. 10-14.

11. Князев В.В., Филатов В.В. Сущность и методологические основы менеджмента глобальных корпораций // Мат-лы VII Международной научной конференции «Образование - экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МИЭМП, 2011. - С. 290-292.

12. Князев В.В., Филатов В.В., Аветисян М.В. Влияние государственной политики на управление инновационной деятельностью промышленных предприятий // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 272-287.

13. Кобулов Б.А., Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Управление инновационным развитием предприятий АПК в условиях рыночной нестабильности // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 300-315.

14. Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Управление технологическими инновациями в АПК на основе создания и развития информационно-консультационных систем // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 496-503.

15. Медведева Т.Ю., Хомутинникова Т.В., Филатов В.В. Риск-менеджмент инновационных процессов в АПК в кризисных условиях // Мат-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования», секция «Концептуальные особенности современного менеджмента». - М.: МВЦ «Крокус-Экспо», РУДН, 2011. - С. 486-495.

16. Инновационный менеджмент : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Сафронов Б.И. -Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.

17. Менеджмент : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Рудненко О.Е., Хомутинникова Т.В. - М.: Юриспруденция, 2008.

18. Управление качеством : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Паластина И.П. - М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2009.

19. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО / Филатов В.В., Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Женжебир В.Н. - М.: Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, 2010.

С. С. Дымова

КАЧЕСТВО РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ

И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Ключевые слова: качество рекреационных услуг, концепция качества рекреационных услуг, понятие качества рекреационных работ.

На данный момент существует неопределенность в понятии «качество». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каждом своем случае они отвечают конкретным потребностям общества.

В 1979 году в СССР был разработан и принят ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения», в котором дано определение понятию «качество продукции» и связанных с ним свойств, показателей, уровней. Согласно указанному ГОСТу: «качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющая при производстве, эксплуатации или потреблении.

Продукт, созданный до реализации, обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, то есть когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяет, ни о каком качестве говорить не приходится. Это же можно сказать о санаторно-курортном продукте.

Количественная характеристика свойств и показателей (экономических, технических и др.) называется показателем качества продукции. По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на единичные, комплексные, определяющие и интегральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например: скорость, потребляемая мощность и др.). Комплексные показатели качества характеризуют

© Дымова С.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.