Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ B2B РЫНКА УПАКОВКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ B2B РЫНКА УПАКОВКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
b2b рынок / рынок упаковок / санкции / импортозамещение / отечественные и зарубежные производители / b2b market / packaging market / sanctions / import substitution / domestic and foreign manufacturers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.В. Варфоломеев, О.В. Титова

В статье рассматриваются основные аспекты индустрии упаковки РФ в период импортозамещения, в том числе, представлен анализ b2b рынка упаковки РФ в период 2020–2022 гг. Анализируется как производство упаковочного сырья на Российском рынке в период санкций и импортозамещения, так и аспекты, связанные с производством и использованием Российскими компаниями упаковок по назначению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE B2B MARKET OF THE PACKAGING MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PERIOD OF IMPORT SUBSTITUTION

The article discusses the main aspects of the packaging industry of the Russian Federation during the period of import substitution, including an analysis of the b2b packaging market of the Russian Federation in the period 2020–2022. Both the production of packaging raw materials in the Russian market during the period of sanctions and import substitution, as well as aspects related to the production and use of packaging by Russian companies for their intended purpose are analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ B2B РЫНКА УПАКОВКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

УДК 330.3

doi:10.52210/2224669X_2023_2_221

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ B2B РЫНКА УПАКОВКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Д.В. Варфоломеев, О.В. Титова

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты индустрии упаковки РФ в период импортозамещения, в том числе, представлен анализ b2b рынка упаковки РФ в период 2020-2022 гг. Анализируется как производство упаковочного сырья на Российском рынке в период санкций и импортозамещения, так и аспекты, связанные с производством и использованием Российскими компаниями упаковок по назначению.

Ключевые слова: b2b рынок, рынок упаковок, санкции, импортозамещение, отечественные и зарубежные производители

ANALYSIS OF THE B2B MARKET OF THE PACKAGING MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PERIOD OF IMPORT SUBSTITUTION

D.V. Varfolomeev, O.V. Titova

Abstract. The article discusses the main aspects of the packaging industry of the Russian Federation during the period of import substitution, including an analysis of the b2b packaging market of the Russian Federation in the period 2020-2022. Both the production of packaging raw materials in the Russian market during the period of sanctions and import substitution, as well as aspects related to the production and use of packaging by Russian companies for their intended purpose are analyzed.

Keywords: b2b market, packaging market, sanctions, import substitution, domestic and foreign manufacturers.

В настоящее время экономики всего мира сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, такими как: резко возросшая инфляция, зависимость национальной валюты от курса доллара, вируса COVID-19, его новыми формами и последствиями, напряженной политической, военной и экономической ситуации [1].

СВО и введенные беспрецедентные санкции по отношению к РФ в 2022 г. по спровоцировали уход с внутреннего рынка иностранных производителей упаковки и поставщиков сырья для нее. Результатом стали нарушение в поставках упаковки «тетрапак»,

гофроупаковки и этикеток. Исходя из этих событий, необходимым становится агрессивное импортозамещение на отечественном рынке [1].

В связи с вышеперечисленным анализ рынка упаковки Ь2Ь РФ в период импортозамещения является актуальным.

Целью работы является анализ Ь2Ь рынка упаковки РФ в период импортозамещения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ производства упаковочного сырья на Российском рынке;

- провести анализ текущего состояния российского рынка производства упаковки;

- проанализировать потребление упаковок Российскими компаниями;

- оценить перспективы развития рынка Ь2Ь.

Предметом исследований является рынок Ь2Ь упаковки. Объект исследований - рынок упаковки РФ. Методология. Обоснованность, достоверность и аргументация подходов по анализу Ь2Ь рынка упаковки РФ в период импортоза-мещения с использованием комплексного подходов к исследованию. Методической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся вопросам рынка упаковки: Е.Г. Крылова [1], В.П. Федько [2], Л.В. Чхутиашвили [3], В.В. Шевченко [4] и др. Использованы материалы научных статей, а также статистические данные информационных агентств и Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Статья основывается не применении методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, абстрагирования, методы системного и ситуационного анализа и др.

Российский рынок индустрии упаковки в 2021 г. составил 1,2 трлн руб. Основной его объем был разделен между пластиком (38 %) на сумму 456 млрд руб. и бумажной или картонной упаковкой (36 %) на сумму 432 млрд руб. в год (рисунок 1) [5].

После введение СВО, больше всего от санкций, введённых западными странами пострадала целлюлозно-бумажная промышленность. Возникли перебои с поставками необходимого сырья, а также западные компании, которые владеют крупными российскими предприятиями, объявили о своем уходе с российского рынка.

Российский рынок производства упаковки

■ Стеклянная упаков

■ Прочие виды упак!

■ Пластиковаяупакс

■ Картонная и бума»

Рисунок 1. Российский рынок производства упаковки

2021 г. [5]

Производители продуктов питания прибегли к принудительной смене упаковки. Рост цен почувствовали все - производители продуктов питания, предприятия общественного питания и, конечно же, конечные потребители [6].

Рассмотрим производство упаковочного сырья в период введённых санкций. Развитие активными темпами происходило на Российском рынке сырья для производства упаковок из картона и гофрокартона последние пять лет. Его рост с 2017 г. составил 34 % в натуральном выражении, достигнув объемов производства к 2021 г. в 5401 тыс т. На рынке сырья существует несколько известных разновидностей. Одним из них является бумага для гофрирования, которая занимает более 75 % сырья при производстве упаковок «тетрапак». Крафтлайнер и тестлайнер, из которых изготавливается гофроупа-ковка, ничем не уступают бумаге для гофрирования [2].

Если говорить о 2022 г., то уже в конце февраля объемы производства сократились на 25 %. Изменение вызвано как внешними факторами, которые спровоцированы санкциями, так и решением производителей сократить выпуск сырья для упаковки на четверть [3]. Такое решение было связан с возможными негативными последствиями, которые потенциально может спровоцировать демпинг. К концу 2022 г. темпы роста производства сырья для упаковки снова увеличатся, достигнув показателей чуть более 4 млн т (рисунок 2).

Прирост за 3 года, в денежном выражении был двукратным, только в 2021 г. себестоимость продукции увеличилась на 87 % из-за повышения цен на доставку производителями, дефицита макулатуры

2 1,92 2,21 1 2,13

1,65 1,6

1 0,95 ■ 1,05 | 0,79

.... 0,19 | 0,21 | 1 0,16

8 ■ —

2020 2021 2022 ■ Бумагадля гофрирования ■ КрафтлаЛнеры ■ Тестя айн еры ■ Прочее

Рисунок 2. Производство упаковки из картона и гофрокартона в России в 2020-2022 гг., млн т

и<1 ч

2020 2021 -млрд руб.

Рисунок 3. Производство упаковки из картона и гофрокартона в России за 2020-2021, млрд руб.

„о" „о* „о* „о" „о" ф „о"

■ тыс. руб./тонна

Рисунок 4. Средняя стоимость сырья для производства гофропродукции в России за 2022г, тыс. руб./т [6]

из-за оттока мигрантов во время пандемии, так как большая часть макулатуры собиралась мигрантами и переориентация розничной торговли на формат онлайн-доставки [4]. Средняя стоимость сырья в 2021 г. составила 50 232 руб. за тонну, это в 1,5 раза больше по сравнению с предыдущим годом (рисунок 3).

Можно предположить, что темпы удешевления сырья для производства гофрированной продукции в России прекратятся к осени 2023 г., что связано как с разгаром строительного сезона, так и с приостановкой темпов сокращения производства [7]. Средняя стоимость сырья к концу 2023 г. может оказаться на уровне июня-июля 2022 г. и составить в среднем более 51 тыс. руб. за тонну, в зависимости от типа упаковочного материала (рисунок 4).

Также важными перспективами являются то, что отечественные производители начали запускать инвестиционные проекты и активно осуществлять свою деятельность в условиях новых реалий.

Для поддержки Российских производителей картона государство выделит льготные кредиты по ставке 11 %. Объем субсидий составит около 25 млрд руб. в год [8]. Также, серьезной мерой также является то, что с 3 сентября 2022 г. правительство РФ установило квоты на вывоз макулатуры из страны - до 30 тыс. т. Эта мера призвана поддержать производителей картонной тары, поскольку макулатура является главным сырьем при создании упаковки.

На рынок также оказал влияние тот факт, что многие иностранные производители приостановили свою деятельность (таблица 1) [9].

Уход с российского рынка иностранных представителей рынка открыла огромную производственную нишу для отечественных. Еще до введения санкций в отношение РФ, отечественные предприятия показывали высокий уровень эффективности. Лидер российского рынка целлюлозно-бумажной промышленности ОАО Группа «Илим», данная компания в 2021 г. произвело 3,64 млн т готовой продукции, продолжая увеличивать долю производства упаковочных материалов в 2022 г. Общий объем инвестиций в развитие АО «Се-гежский целлюлозно-бумажный комбинат» составил 55 млрд руб., направленные на строительство крупнейшей в мире линии окорки и рубки древесины хвойных пород [6].

Таблица 1

Доля продаж на российском рынке

Производители Страна производства Товар производства Доля продаж на российском рынке

Зарубежные производители сырья, %

Sylvamo Corporation США Производство бумаги, мелованного и немелованного картона 15 %

Mondi Великобритания Производство бумаги и целлюлозно-бумажной продукции 12 %

Hamburger Containerboard Германия Производство картона, лайнера и флютинга 3 %

Stora Enso Финляндия Производство картона, лайнера и флютинга 3 %

Отечественные производители сырья, млрд руб.

АО «Группа «Илим» г. Санкт-Петербург Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона 180,3 %

АО «Сегеж-ский ЦБК» г. Сегежа, Республика Карелия Производство бумаги и картона 27,2 %

АО «Арх- бум» г. Новодвинск, Архангельская область Производство гофробумаги и картона, бумажной и картонной тары 18,6 %

ООО «Урал-бумага» г Пермь Производство гофробумаги и картона, бумажной и картонной тары 16,2 %

ОАО «Сясь-ский ЦБК» г. Сясьстрой, Ленинградская область Производство бумаги и картона 9,5 %

Важным направлением развития является производство непосредственно упаковки, рассмотрим тенденцию рынка. За последние 3 года рынок упаковки из гофрированного картона вырос на треть

- с 6201 млн кв. м до 8222 кв. м в 2021 г. Ежегодный темп роста составляет в среднем 7 %. Как особенность, мы не можем не отметить рост показателей вовремя СОУГО-19, в то время как другие отрасли промышленности отступали, рынок производства упаковки, несмотря на замедление экономического роста и снижение покупательной способности населения, наращивал объемы. Изменения в структуре потребления привели к тому, что размеры упаковок уменьшились, а количество производимых единиц увеличилось благодаря развитию онлайн-торговли [5].

Анализ объемов продаж гофроупаковки в первом квартале 2022 г. показал рост рынка на 30 %. Эта ситуация обусловлена праздниками в январе-феврале, которые и оказали влияние на возросший спрос на упаковку. После объявления СВО в конце февраля 2022 г. на рынке упаковки наблюдались следующие изменения:

- на 25 % уменьшение объема упаковочного материала;

- удешевление сырья;

- приостановка и уход иностранных производителей;

- продолжающийся рост заказов онлайн на внутреннем рынке из-за ухода с рынка иностранных представителей.

Эти факторы в основном «сработали» и оказали влияние на объемы производства во втором и третьем кварталах 2022 г., когда рынок после шоковой терапии начал принимать вызовы и переориентировать свою деятельность в существующих условиях [6]. Все взаимодополняющие факторы оказали влияние на российский рынок упаковки, и к концу 2022 г. его объемы сократились до 7,6 % по сравнению с 2021 г. (рисунок 5).

Если говорить о себестоимости продукции, то к августу 2022 г., по сравнению с началом года цены на гофрокартон и гофроящики снизились вслед за снижением стоимости упаковочного сырья на 26-28 %. Наибольшие темпы снижения стоимости упаковки также наблюдаются в сырьевом секторе в июле и августе, примерно - 12 %. Учитывая тот факт, что цены на упаковочные материалы могут вернуться к январским показателям, стоимость самой упаковки также стабилизировались в течение оставшихся месяцев 2022 г., прибавив 10-15 % к средним значениям июня-августа [3].

2020 2021 2022 I Производство упаковок из гофрированного картона, млрдм2

Рисунок 5. Производство упаковок из гофрированного картона, млрд кв. м

Уход иностранных компаний оказал большое влияние на производственную цепочку в сегменте непосредственного создания упаковки. Среди ведущих компаний есть те, которые приостановили свою деятельность в России или передали долю российскому менеджменту [2].

Важным направлением является непосредственно потребление упаковки, рассмотрим ключевые аспекты в 2022 г. Нехватка картона для упаковки пищевых продуктов оказала влияние на крупных производителей продуктов питания, которые начали искать новые партнерские отношения. Из-за появления дополнительных затрат, стоимость конечного продукта возросла, что заметно ощутили конечные потребители. Доля упаковки в себестоимости производства достигала до 50 %. В среднем значение закупочных цен на упаковку к августу 2022 г. увеличилось на 40 % по сравнению с началом года. По оценкам экспертов, стоимость некоторых видов картонной упаковки может вырасти на 50 % и более уже в 2023 г. Например, стоимость упаковки для готовой еды, по словам представителей ресторанного бизнеса, уже в 2022 г. выросла на 50 % [6].

Популярным способом решения вышеуказанных проблемы является самостоятельный поиск новых поставщиков. Например, в случае с ООО «Кузина» проблема касалась производства упаковки для кондитерских изделий и десертов. Чтобы решить возникшие трудности, компания перешла с финского картона на отечественный,

выбрав сырье, удовлетворяющее сразу нескольким важным параметрам - качеству и наличию экологического сертификата. ООО «Кузина» полностью отказалась от импортного картона с ламинированием, а также от пленочных окошек в коробках. Сегодня компания продает свою продукцию в упаковке из пищевого крафтового небеленого картона. Таким образом, нынешний формат является экологически чистым, поскольку при его изготовлении не используются пластик и химические отбеливатели.

Если говорить про рынок этикеток, то одна из компаний, которая ощутила на себе перебои поставок этикеток - это ООО ПК «СМАК», крупный производитель икры, рыбных консервов и паштетов. Произошло нарушение логистической цепочки, наши поставщики не имели достаточного количества бумаги и краски. Компания лишилась четких сроков поставки, столкнулись с задержками. Если раньше печать занимала неделю, то сейчас на это уходит до месяца. И, безусловно, вопрос повышения цен на этикетки оказал свое влияние на текущую деятельность. Реагируя на сложившиеся обстоятельства, компании ищут различные пути решения проблемы. Например, в свое время этикетка стала для компании более удобным аналогом литографированной банки. И сегодня компания старается не отказывается от этикетки, закупает с запасом. Но и по литографированным банкам резерв формируется. Так руководство может гарантировать то, что работа компании останется бесперебойной.

Основными прогнозами сложившейся ситуации на ближайшую перспективу являются:

- снижение покупательской способности;

- рост себестоимости производства особенно для упаковки с высокой долей валютной составляющей);

- сужение ассортимента вследствие сокращения импорта и ухода с рынка глобальных игроков;

- дефицит сырья;

- дополнительные санкционные ограничения.

Таким образом, проведенный анализ Ь2Ь рынка упаковки РФ в период импортозамещения показал следующеие важные особенности:

1. Февральские события нанесли больший удар по целлюлозно-бумажной промышленности, рыночная конъюнктура которой

напрямую зависела от иностранных участников и поставщиков комплектующих. Уход иностранных представителей заставил отечественное производство пересмотреть планы по выпуску как упаковочного сырья, так и самой упаковки.

2. Производителями было принято решение сократить производство упаковочного сырья для гофрокоробов на 25 % из-за возможного демпинга, преднамеренное снижение цен привело бы к большим потерям прибыли. К концу 2022 г. объемы производства упаковочного сырья приблизятся к показателям пятилетней давности и составят чуть более 4000 тыс. т. Если говорить о стоимости, то рекордное снижение цен на сырье для упаковочного материала приходится на июль-август 2022 г., примерно на 25 %.

3. Последнее звено в рыночной цепочке, потребитель, почувствовал на себе производственные изменения на рынке упаковки. Закупочная цена товара выросла на 40 %, стоимость некоторых картонных упаковок выросла в два раза. Поиск решений сложившейся ситуации на отечественном рынке продолжается.

Библиографический список

1. Крылова Е.Г. Упаковка и маркировка товара: учебное пособие. Минск, 2016.

2. Мировой рынок упаковки: сегодня и завтра. URL: http://newchemistry. ru/prinüetter.php?n_id=2915 (дата обращения: 23.04.2023).

3. Мировой рынок тары и упаковки. URL: http://exposfera.com/news/ mirovoy-rynok-tary-i-upakovki/ (дата обращения: 23.04.2023).

4. Маркетинговое агентство IndexBox. URL: http://www.indexbox.ru (дата обращения: 23.04.2023).

5. Маркетинговое исследование: рынок упаковки из картона. URL: http:// marketing-i.ru/issledov/runokypakovki-iz-kartona (дата обращения: 23.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Российский рынок картона в эпоху санкций. 2022 год (№ 1/2023). URL: https://foodmarket.spb.ru/archive/2023/222652/2 22664/ (дата обращения: 23.04.2023).

7. Федько В.П. Упаковка и маркировка: учебно-практическое пособие. М., 2016.

8. Чхутиашвили Л.В. Перспективы развития и нормативно-правовое регулирование экологического аудита в РФ // NB: Экономика, тренды и управление. 2015. № 1.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

9. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. М., 2005. 5

Д.В. Варфоломеев

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: 29393156@s.mfua.ru

О.В. Титова

Московский финансово-юридический университет МФЮА кандидат технических наук, доцент Е-mail: ovt08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.