АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
УДК 159.9.07+007.51
АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
TEXT ANALYSIS AS A MEANS OF ENSURING INFORMATION SECURITY IDENTITY
© Пантелеев Александр Фёдорович
Aleksandr F. Panteleev кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».
PhD(Psychological), Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University of Economics, Russia.
Одним из основных условий обеспечения информационной безопасности личности является предупреждение деформации объективной картины мира путём деструктивных информационных воздействий. В статье приводятся результаты анализа текстов, размещённых в сети Интернет и их оценка. Сделаны предложения для разработки программного обеспечения, позволяющего адекватно оценивать информационную безопасность текста.
Ключевые слова: коммуникативный фрагмент, информационно-психологическая безопасность, контент-анализ, контекст-анализ, расовые различия.
И
х ±1
"нформационная безопасность (ИБ) [.традиционно связывается с принятием определённых мер по защите информации от доступа неавторизованного характера и включает в свою структуру меры по защите процессов создания данных, их ввода, обработки и вывода. Конкретной целью создания системы информационной безопасности (СИБ) служит защита информации от модификации и нарушения. Последнее требует контроля процессов, происходящих в ситуации доступа к этой информации, её распространения. Политика обеспечения ИБ формируется на основе анализа рисков. Её основной целью является не только охрана государственных интересов, но и информационно-психологическая защита личности. Изменения содержания информационного пространства, в котором живёт человек, оказывает прямое и непосредственное влияние на его ценности, мотивационную сферу, тип отношений с окружающими людьми, общение. Главной угрозой видится искажение представления о реальности, приводящее к неадекватному вос-
To provide informational security of a person means to prevent the distortion of real life view by destructive information influence. Results of the analysis of the texts placed in the Internet and their evaluation are given in the article. Offers for the software development, allowing the adequate estimation of information security of the text are made.
Key words: communicative fragment, information and psychological safety, content analysis, context analysis, racial distinctions.
приятию. Психологическая картина мира есть интегральный результат взаимодействия человека с людьми, вещами, информацией. Как отмечено Г. В. Грачёвым [4], информация, уводящая человека в плоскость заблуждений, иллюзорной реальности, представляет собой внешнюю угрозу, которая, будучи реализованной, ведёт к возникновению социальных процессов, существенно затрудняющих функционирование государственных и социальных институтов российского общества, что неизбежно затрагивает и личность, существенно снижает уровень её защищённости. Информационно- психологическая безопасность личности является одной из важнейших целей функционирования СИБ в целом.
Обеспечение информационно-психологической безопасности личности возможно в двух аспектах. К первому из них относится ограничение доступа к деструктивной информации, ко второму - формирование внутренней защиты личности от восприятия разрушительной информации или её нейтрализации, обесценивания.
Типичным примером первого из подходов служит блокировка к нежелательным сайтам через Hosts, при которой происходит сопоставление IP-адресов с их доменными именами и закрывается доступ к сайту. В этих целях возможно применение законодательных мер. Так, в июле 2013 г. в Госдуму был внесён законопроект о блокировании доступа в интернет-казино с перечнем запрещённых сайтов.
Сложившаяся мировая практика фильтрации контента [1; 2] в сети Интернет разнообразна по формам её применения. Так, в Саудовской Аравии эта система описана на официальном сайте и содержит объяснения, почему блокируется тот или иной материал. В Китае принята политика скрытой фильтрации, применение обычно маскируется как техническая ошибка. Во Франции закрывается доступ к сайтам, которые могут способствовать разжиганию межэтнической и религиозной розни.
Известны три основные модели блокирования доступа к сайтам: сетевое, инфраструктурное и блокирование подключения пользователя. Аналитики отмечают, что по параметрам быстроты, затрат на реализацию, минимальности негативных последствий наиболее оптимально блокирование по URL c предварительным выделением запросов по IP-адресам.
Блокирование контента, который может представлять угрозу информационно-психологической защищённости личности, имеет запаздывающий характер. Сайт с деструктивным содержанием должен просуществовать некоторое время и быть посещаемым, после чего он будет признан как опасный в информационном плане. Проблема состоит в том, чтобы разработать такое программное обеспечение, которое позволило бы обнаруживать угрозы в реальном масштабе времени.
В ст. 1 опубликованного 30 июля 2002 г. Российской газетой Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»1 речь идёт о пропаганде экстремизма, национальной и религиозной розни.
Пропаганда имеет коммуникативный характер в виде текста. Как объект изучения психологии, текст - это связное смысловое целое, раскрытие семантических связей в нём, означающее понимание темы, открывает доступ к содержанию сознания индивидуума. Пропагандистский материал направлен на переориентировку смыслового наполнения личности, группы людей или социальной общности, в частности, изменение отношения к таким явлениям, как экстремизм и рознь.
1 Режим доступа: http://base.garant.ru/12127578 (дата обращения: 21.12.2013).
На практике применяется, в основном, статистический контент-анализ по отдельным лексическим единицам, гипотетически связанным с информационной опасностью текста. Как отмечает А. Е. Ермаков [9], трудности достижения необходимого качества прикладных систем объясняются дефицитом включения лингвистической составляющей в алгоритмы, доминированием статистических методов. Проблемой методологии автоматического анализа текстов служит неопределённость смыслового восприятия текста, невозможность найти однозначное соответствие между содержанием исходного текста и результатом его понимания субъектом. По мнению Н. Н. Леонтьевой [12], обрабатываемый в процессе автоматического понимания текста массив должен быть снабжён гипертекстовой системой, причём в уже имеющихся программах обработки гипертекстовые связи проставляются, как правило, человеком.
Квалификация текста как представляющего угрозу информационно- психологической безопасности личности, на наш взгляд, возможна в результате сочетания таких методов исследования текста, как контент- анализ, контекст-анализ и логико-психологический анализ. Обозначенное сочетание создаёт предпосылки для алгоритмизации процедуры компьютерного анализа текста.
Психологические основания для предлагаемого подхода на примере анализа текстов, предположительно пропагандирующих межэтническую, расовую и религиозную рознь, состоят в следущем.
Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова2, рознь - различие между кем-то или чем-то. Пропаганда розни, по своей сути, предполагает применение коммуникативного и аргументационного аппарата сравнения чего-нибудь или кого-нибудь. Отсутствие названного аппарата препятствует оценке текста как пропагандирующего рознь. Текст, квалифицированный как лингвистический носитель пропаганды розни и при этом объективно не содержащий сравнения, в реальной практике может быть признан таковым в результате влияния индивидуальных особенностей восприятия субъекта, его фантазии, домысла.
Оценка текстов, предположительно распространяющих национальную, религиозную или расовую рознь, экстремистские воззрения, практически во всех случаях проходит в ситуации дилеммы: «А кто именно читает данный текст и как он его понимает?». В связи с этим объект пропагандистского воздействия в большинстве случаев оказывается, скорее, виртуальным,
2 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Оникс, 2010. 736 с. ISBN 978-5-488-01619-4.
чем реальным. Границы множества субъектов, моральные позиции которых могли бы измениться в предусматриваемом названным выше ФЗ направлении, законодателем не выделены. Принятие решения о квалификации текста как пропагандирующего экстремизм, национальную и религиозную рознь, возможно, с нашей точки зрения, лишь в случае подхода к ситуации как языковой коммуникативной.
Особенность художественных письменных произведений, по известному мнению Умберто Эко, состоит в том, что они никогда не изменяют настоящее, они могут лишь изменить будущее. В связи с этим необходимо обратить внимание на проблему языковой личности. Как указывает Ю. Н. Караулов [11], языковая личность - это доминанта, определяемая традициями и идеологией, которая, в свою очередь, в языковой картине мира выделяет её инвариантную часть, что, вероятно, может расцениваться как аналог или коррелят существующего в социальной психологии понятия базовой личности. Языковая индивидуальность вариативно инвариантна, то есть одновременно и постоянна, и переменна в своём существовании. В персонологии существование ядра и периферии личности хорошо известно. Ещё в Древнем Риме рассматривались видимые черты личности и её скрытая часть. Ядро личности в современной психологии связывается с хранилищем высших, духовных ценностей. Вряд ли подлежит сомнению, что законодатель озабочен состоянием именно инвариантной, ядерной части личности субъекта коммуникативного воздействия.
Мораль - важнейший способ нормативной регуляции социальных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. В морали должное и сущее не всегда совпадают, это отражается в нравственной реальности, фактических нормах поведения людей. Более того, по мнению О. Г. Дробницкого [8], на всём протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является именно противоречиво-напряжённое соотношение понятий сущего и должного. Возникающий внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчётом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и проявляется во всех сторонах жизни.
Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием как информационной социокультурной среды, так и пропаганды конкретной идеологии. Трансформации индивидуального сознания, происшедшие под воздействием пропаганды, изменяют социокультурную среду, которая, в свою очередь, изменяет
индивидуальное сознание. Происходит разнонаправленная диффузия внушаемых ценностей.
Коммуникативное воздействие имеет целью изменение информационных соотношений сущего и должного и, тем самым, ядерной, инвариантной части личности. Основным психолингвистическим механизмом при этом, на наш взгляд, служит изменение внутреннего лексикона, перевод определённых словосочетаний в разряд коммуникативных фрагментов. В понимании Б. М. Гаспарова [3], коммуникативные фрагменты - отрезки речи различной длины, которые хранятся в памяти в качестве частиц языкового опыта и которыми человек оперирует как при создании, так и при интерпретации высказываний. Важнейшими свойствами этих фрагментов служат коммуникативная за-ряженность и смысловая слитность. По мнению Б. М. Гаспарова, каждый раз, когда мы вступаем в соприкосновение с каким-либо коммуникативным фрагментом, наша языковая мысль попадает в излучамое им ассоциативно-реми-нисцентное поле. Особенность такого фрагмента состоит втом, что его значение существует в том коммуникативном пространстве, которое он излучает из себя и в которое оказывается погружён. Общим у коммуникативных фрагментов в языковом репертуаре говорящего является то, что нет необходимости эти выражения «строить»: он уже располагает коммуникативным фрагментом в качестве целого и конкретного компонента речи, готового к употреблению.
Коммуникативные фрагменты включены в содержание речевой памяти человека, их образование подчиняется всем её законам. Одним из основных психологических механизмов запоминания служит повторение материала. Последнее активно используется в пропаганде: она не существует без неоднократного повторения того, что пропагандируется. Это и раскрывает цель данного воздействия. Конкретной презентацией коммуникативных фрагментов с потенциалом угрозы для информационно-психологической безопасности личности является также непосредственное контекстное окружение.
Рассмотрим это положение на примере анализа текста книги Г. Гюнтера «Избранные работы по расологии» [6], переизданной в России в 2005 г. Основное содержание сборника составили работы, опубликованные в фашистской Германии в тридцатые годы прошлого столетия. Был проведён (с участием О. Н. Феновой) анализ с целью выявления тенденций коммуникативного воздействия, которые были реализованы в названной книге. Основная идея работы, судя по её содержанию, состоит в доказательстве научными средствами превосходства нордической
расы. Мы исходили из того, что прочтение книги неспециалистом в области расологии создаёт определённые информационные условия для возникновения или изменения представлений о соотношении различных рас. Следует отметить, что одним из факторов, подталкивающих возникновение бытового мнения о том, что народ, к которому принадлежит конкретный читатель, в чём-то лучше других, служит известный социальный миф о «богоизбранности» народа. Очевидная связь народа и расы в обыденном сознании хорошо известна.
Исследование включает контент-анализ и контекст-анализ содержания книги.
В качестве единиц счёта при контент-анализе были взяты сочетания нордическая раса или другая раса с оценочным прилагательным, положительно и отрицательно направленным. Само по себе выделение единиц счёта в данном случае лишь косвенно свидетельствует о коммуникативной функции текста. Важным моментом в понимании результатов обработки, на наш взгляд, является их непосредственная взаимосвязь с возникновением конкретных коммуникативных фрагментов под воздействием прочтения текста.
В ходе контент-анализа было наглядно представлено количество позитивных и негативных высказываний, по которому можно судить об их соотношении.
Таблица 1
\Направленность \высказывания Раса Положительная Отрицательная
Нордическая 207 44
Ненордическая 92 135
Например, читаем в рассматриваемом тексте: «Но при расовом взгляде на Восточную Европу мы видим, что там господствует восточно-балтийская расовая душа, не способная к принятию решений и не любящая чётких форм»... [6, с. 88]. Далее отмечается: «На Съезде Советов, состоявшемся в декабре 1921 года, Троцкий сделал очень любопытное заявление. В военные школы принимали только детей рабочих и крестьян, но воспитание из них командиров затруднял тот факт, что у них не было "сознания господ", которым дети из "буржуазных семей" обладали от природы. В Европе оно обусловлено нордической кровью» [6, с. 164]. На этом основании делается вывод: «Восточная раса нуждается в вождях, обычно принадлежащих к другой расе» [6, с. 180].
Нужно отметить, что Г. Гюнтер настолько часто связывает слова «нордическая» и «немецкая» («немцы», «германцы» и т. д.), что у читателя, в силу психологических особенностей восприятия, возникает слияние этих двух понятий, при прочтении книги они прочно ассоциируются друг с другом.
Далее в качестве единицы счёта было взято сочетание слов «немцы» (синоним «германцы») и «другой народ» с положительно и отрицательно направленными оценочными высказываниями. Предметом анализа тем самым послужил контекст, в котором используются значимые слова. Продемонстрируем соотношение позитивных и негативных высказываний о народах (табл. 2).
Таблица 2
N. Направленность ^^^высказывания Народы Положительная Отрицательная
Немцы 65 25
Другие народы 66 62
Так, приведём примеры. «Славяне -одно из самых древних, самых изношенных, большей частью выродившихся семейств. Они исчерпали себя раньше кельтов. Творческой силой в Восточной Европе с доисторических времён были волны нордических народов, которые образовывали господствовавшие слои, а восточно-балтийская раса - низший слой» [6, с. 78]. «В древней Греции и Риме, Индии и Персии нордические завоеватели господствовали над порабощёнными аборигенами» [6, с. 116]. «Нордический идеал без труда усваивается германскими народами, потому что у них здоровье, способности, ум и красота более или менее сознательно ассоциируются с нордическим типом» [6, с. 230].
Следующей единицей измерения выступило сочетание слов «неполноценность» со словами «немцы» (также синонимами) и «другие народы» (не немцы). Получены результаты подсчёта(табл.3).
Таблица 3
^Высказывание Народы Неполноценные
Немцы 9
Другие народы 49
Выбранная Г. Гюнтером в качестве идеала для немцев нордическая раса, олицетворяющая завоевателей, господ, обладающая многими
положительными чертами, имеющая в своей богатой предыстории великих людей, послужила основой для построения фашистского мировоззрения.
Идея расы Г. Гюнтером обозначена предельно чётко: «Раса представляет собой группу людей, которая по свойственному ей сочетанию физических и душевных качеств отличается от любой другой и всегда воспроизводит только себе подобных» [6, с. 12].
В процессе дальнейшего контекст-анализа были поставлены следующие задачи:
1) определить степень соотношения контекстов, в которых что-либо сообщается о нордической и других расах, прежде всего - выявить соотношение между оценочными характеристиками нордической и других, ненордических рас, частота контекстов безоценочного характера (результаты анализа отражены в табл. 4);
Таблица 4
Раса Преимущество данной расы Информация о расе
Нордическая 214 169
Другие расы 121 132
2) выявить соотношение между контекстами неполноценности в отношении немцев и людей других национальностей, частоту контекстов безоценочного характера (итоги отражены в табл. 5).
Таблица 5
Национальность Аргументация неполноценности Информация о людях этой национальности
Немцы 35 63
Люди другой национальности 44 64
Результаты анализа показали, что Г. Гюнтер сравнивает особенности различных рас и информирует читателя о преимуществе нордической расы. Привлекает внимание характер соотношения результатов двух видов анализа по признаку неполноценности. Если контент-анализ создаёт представление о более чем пятикратном преимуществе немцев по критерию полноценности, в сравнении с остальными народами, то контекст-анализ - лишь в 1, 25 раза. Это даёт основание заключить, что в случае прочтения текста человеком с невысоким уровнем компетентности может сложиться уверенное представление о неполноценности других народов, в сравнении с немцами. Раскрытие контекста снижает вероятность такого результата, однако не снимает её полностью.
После анализа текста книги может быть сделан вывод о целенаправленном формирова-
нии и закреплении определённых коммуникативных фрагментов, о пропаганде национальной, расовой розни.
Опишем логико-психологический подход к исследованию текста документа, информирующего читателя о деятельности одной из религиозных сект на территории РФ. Документ «Информационная справка» (далее - «Информация») был размещён в сети Интернет в 2007 г. и представлял собой обращение к представителям государственной власти, правоохранительных органов, средств массовой информации. Заявленной коммуникативной целью послужило предупреждение об опасности деятельности секты, причём аргументация находила подтверждение на реальных примерах деятельности секты в материалах изданного Русской Православной церковью справочника о религиозных сектах. «Информация» и справочник были опубликованы в сети Интернет 13.06.2007 г. [10].
Из общего анализа документа следует, что в нём дана характеристика конкретной, известной в мире секты, активно функционирующей на территории России. Она представлена автором как организация, деятельность которой связана с преступлениями против личности граждан, изменяющая их психику, непримиримая к российской культуре, попирающая нормы морали, использующая в качестве прикрытия распространение культуры.
Было выявлено, что в «Информации» и приложении к ней полностью отсутствуют элементы сравнения деятельности секты с другими существующими на территории РФ религиозными организациями, приводятся лишь конкретные факты.
Текст документа имеет определённую логико-психологическую конструкцию, которая характерна для объяснительного (доказательного, убеждающего) текста. Это, на наш взгляд, свидетельствует о коммуникативной направленности текста. Применение логико-психологического анализа, проведённого по методике Л. П. Доблаева [7], с целью раскрытия структуры текста, позволило выявить, что субъектно-пре-дикативные отношения в тексте связаны исключительно с раскрытием мысли о тоталитарном содержании секты. Специфика логико-психологического анализа текста состоит в раскрытии логической связи между отдельными предложениями текста. Предложение считается развивающим (предицирующим) конкретную мысль, если оно высказывает и углубляет её, позволяет более глубоко раскрыть то содержание, которое определено границами предыдущего предложения. В лингвистике такая связь между предложениями называется «цепной». Отличие
логико-психологического подхода состоит в том, что «цепная» связь касается смыслового содержания, а не только формальных характеристик (например, появление в качестве подлежащего лексического содержания дополнения предыдущего предложения). В анализируемом тексте выделяются несколько линий предикации, в том числе: репутация секты в мире, психологическая характеристика членов секты, беспрекословность их подчинения лидерам, отношение к российской национальной культуре. Выделенные в результате анализа текста «Информации» линии предикации в его логико-психологической структуре соответствуют признакам секты, указанным в справочнике, изданном РПЦ.
Достаточных оснований для получения вывода о связи «Информации» с пропагандой экстремизма, расовой и религиозной розни не оказалось.
Приведённые в качестве иллюстрации два подхода к анализу текстов, при всём их различии, сходны в главном. Не является принципиальным, какую стратегию изберёт автор текста, пропагандирующего экстремизм и рознь. Какими бы по содержанию не были психологические механизмы создания и укрепления коммуникативных фрагментов, они фактически сводятся к повторению, выявление его и позво-
Библиографический
1. Анализ существующих методов управления доступом к интернет-ресурсам и рекомендации по их применению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rkn.gov.ru/docs/Analysys_ and_recommendations_comments_fin.pdf (дата обращения: 03.12.2013).
2. Алексеев М. П. Фильтрация контента в Интернете. Опыт мировой практики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.slideshare.net/MatveyAlexeev/ss-25553826 (дата обращения: 03.12.2013).
3. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М. : Новое литературное обозрение. 1996. 352 с. ISSN 0869-6363.
4. Грачёв Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Смысл, 2004.-416 с. ISBN 5-89357-152-5
5. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М. : Гнозис, 2003. 288 с. ISBN 5-94244-077-7.
6. Гюнтер Г. Ф. К. Избранные работы по ра-сологии. 2-е изд. М. : Белые альвы, 2005. 576 с. ISBN 5-7619-0215-Х.
7. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., Педагогика, 1982. 176 с.
ляет оценить текст как представляющий (или не представляющий) угрозу информационно-психологической безопасности личности.
Итоги исследования свидетельствуют, что одной из перспектив разработки алгоритмов программного обеспечения анализа контента сети Интернет является обращение к таким особенностям структуры текста, как иерархический характер его логической структуры. Это касается, прежде всего, текстов пропагандисткой направленности, для которых специфичны повторы определённых коммуникативных фрагментов и выстраивание их в логическую структуру. В ходе исследования текста книги Г. Гюнтера выяснилось, что повторение коммуникативных фрагментов раскрывает направленность текста, причём это очевидно как при контент-анализе, так и при контекст-анализе. В процессе разработки программ для анализа содержания текстов следует учесть, в первую очередь, основную идею текста, с ней и необходимо согласовывать последующий выбор единиц контент-анализа. Решающим условием выделения основной идеи текста является участие в этом процессе специалиста в данной предметной области.
Материалы поступили в редакцию 09.12.2013 г. список (References)
1. Analysis of existing methods to control access to Internet resources and recommendations for their use. Available at: http://rkn.gov.ru/docs/ Analysys_and_recommendations_comments_fin. pdf (accessed 03 December 2013).
2. Alekseev M. P. Content filtering on the Internet. Experience the world of practice. Available at: http:// www.slideshare.net/MatveyAlexeev/ss-25553826 (accessed 03 December 2013).
3. Gasparov B. M. Language, memory, image. Linguistics linguistic existence. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 1996, 352 p. ISSN 08696363.
4. Grachev G. V. Information and psychological security of the person: the state and the possibility of psychological defense. Moscow, Smysl, 2004.416 p. ISBN 5-89357-152-5
5. Gudkov D. B. Theory and practice of intercultural communication. Moscow, Gnozis, 2003. 288 p. ISBN
5-94244-077-7.
6. Gjunter G. F. K. Selected works on Racology. Moscow, Belye al'vy, 2005. 576 p. ISBN 5-7619-0215-X.
7. Doblaev L. P. The semantic structure of educational texts and his understanding of the problem. Moscow, Pedagogika, 1982. 176 p.
8. Дробницкий О. Г. Понятие морали. М. : Наука, 1974. 386 с.
9. Ермаков А. Е. Компьютерная лингвистика и анализ текста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osp.ru/ pcworld/2002/09/163968 (дата обращения 22.12.2013).
10. Информационная справка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anticekta. ru/Sects/Iskcon/SO-13.o6.2007.htm (дата обращения 5.12.2008).
11. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. : ЛКИ, 2010. 264 с. ISBN 978-5382-01071-7.
12. Леонтьева Н. Н. Автоматическое понимание текстов: системы, модели, ресурсы. М. : Академия, 2006. 304 с. ISBN 5-7695-1842-1.
8. Drobnickij O. G. Concept of morality. Moscow, Nauka, 1974. 386 p.
9. Ermakov A. E. Computational linguistics and text analysis. Available at: http://www.osp.ru/ pcworld/2002/09/163968 (accessed 22 December 2013).
10. Informational part. Available at: http://www. anticekta.ru/Sects/Iskcon/SO-13.06.2007.htm (accessed 22 December 2013).
11. Karaulov Yu. N. RRussian language and linguistic identity. Moscow, LKI, 2010. 264 p. ISBN 978-5-382-01071-7.
12. Leont'eva N. N. Automatic understanding of texts: systems, models, resources. Moscow, Akademija, 2006. 304 p. ISBN 5-7695-1842-1.
УДК 004.75+004.77
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ САЙТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
INFORMATION SECURITY OF UNIVERSITY SITES: PROBLEMS AND SOLUTIONS
© Брумштейн Юрий Моисеевич
Yury M. Brumsteyn кандидат технических наук, доцент кафедры управления качеством, Астраханский государственный университет, Россия.
PhD (Technical), Astrakhan State University, Russia.
© Бондарев Андрей Андреевич
Andrey A. Bondarev начальник отдела Internet-технологий управления телекоммуникаций и вычислительной техники, Астраханский государственный университет. department head, Astrakhan State University, Russia.
Показана роль вузовских сайтов (ВС) в информационном обеспечении деятельности российских вузов. Исследованы причины и структура рисков информационной безопасности, связанных с регистрацией, созданием и эксплуатацией ВС. Проанализированы способы уменьшения или исключения этих рисков, основанные на использовании инженерно-технических, организационных, программно-технических, кадровых и иных решений.
Ключевые слова: вуз, сайт, Интернет, информационная безопасность, структура угроз, управление безопасностью, методы управления.
The role of university websites in the work of Russian universities informational provision is shown. The structure of information security risks associated with registration and operation of university websites is analyzed. Ways to reduce or eliminate these risks, based on the use of engineering, organizational, software and hardware, personnel and other decisions are also studied..
Key words: university, website, Internet, information security threats structure management, security management practices.