YAK 159.922.4 ББК 88.91+88.542.54в
В.В. ГАГАИ
V.V. GAGAY
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО КОНФЛИКТА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАНИИ
THE MASS MEDIA EXTREMIST LANGUAGE CONFLICT PSYCHOLOGICAL ANALYSIS
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, (грант № 15-14-86005, а (р), Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
Статья посвящена проблеме психолого-лингвистической экспертизы текстов СМИ, в которых имеет место языковой конфликт экстремистской направленности. Представлено психологическое содержание понятий, которые раскрывают содержание действий, имеющих признаки экстремистской деятельности. Раскрыты основные содержательные характеристики текстов СМИ экстремистского характера, направленных на возбуждение социальной, этнической, расовой или религиозной вражды.
The article deals with the problem of psycho-linguistic investigation of texts of the media containing some features of language conflict based on extremism signs. This work presents the psychological point of view on extremism content. The paper outlines the main characteristics of texts with an extremism nature of the media related with social, ethnic, racial or religious causes.
Ключевые слова: психолого-лингвистическая экспертиза, языковой конфликт, экстремизм, вражда.
Key words: psycho-linguistic expertise, linguistic conflict, extremism, fight.
В последнее время во всем мире, в том числе и в России, наблюдается усиление миграционных процессов, что порождает социальную напряженность и, как следствие, этнические конфликты. Этнические конфликты уже давно перешли в информационное поле, а в связи с развитием информационных технологий активно переходят в Интернет.
Часто этнические конфликты в средствах массовой информации порождают экстремизм, т. к. имеют целью возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства по отношению к представителям какой-либо социальной группы (по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии).
Экстремистские материалы активно распространяются через средства массовой информации. В Интернете много информации, которая разжигает рознь между отдельными социальными, этническими, религиозными и другими группами людей. Поэтому существует необходимость в психолого-лингвистической экспертизе, направленной на установление наличия у текста содержательных и иных признаков, позволяющих поднять вопрос об обвинении автора текста в экстремистской деятельности.
Предметом рассмотрения в настоящей статье как раз и является психологическая составляющая экспертизы текста с целью определения в нем признаков экстремистской деятельности ее автора (или авторов).
В специальной литературе приводится весьма широкий спектр интерпретаций этнического конфликта. Остановимся на определении, которое предлагает Т.Г. Стефаненко: «Этнический конфликт - это любая конкуренция между группами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до предполагаемого расхождения интересов - во всех тех
случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов» [10, с. 293].
В обстановке этнического конфликта демонстрация жесткой формы разрешения конфликта, по сути, представляет собой различные проявления экстремизма. Экстремизм (от фр. extгemisme, от лат. ех^ет^ - крайний) -приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Проще всего определить его как деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далекие от обычных, общепринятых.
Экстремизм - применение насилия к части общества для решения существующих в обществе проблем, а также идеологически мотивированные высказывания, пропагандирующие или оправдывающие социальное насилие, призывающие к агрессивным действиям против какой-либо части общества [3]. В уголовно-правовом аспекте экстремизм - совокупность уголовно наказуемых деяний и некоторых административных проступков, совершаемых в целях эскалации социально-политических, субкультурных, этнических, конфессиональных и иных конфликтов. В ст. 1 Федерального Закона № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности» [6] представлен перечень действий, которые считаются экстремистскими. Тем не менее, при возбуждении уголовного дела по обвинению автора материалов в экстремистской деятельности возникает необходимость обращения к экспертам по вопросу установления в тексте признаков экстремизма.
Обычно перед экспертом ставятся следующие вопросы:
1. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки возбуждения вражды, ненависти, розни в отношении представителей какой-либо национальной, религиозной или расовой группы?
2. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические и психологические признаки унижения национального, религиозного или расового достоинства?
3. Содержатся ли в представленных материалах призывы к насильственным действиям по отношению к какой-либо социальной группе или государству? и др.
В данных вопросах встречаются как объективные, так и субъективные понятия. В отличие от объективных субъективные понятия носят психологический характер и нуждаются в разъяснениях. К субъективным понятиям относятся:
- возбуждение или разжигание нетерпимости, вражды, розни;
- унижение национальной чести;
- унижение достоинства отдельных наций;
- умышленное оскорбление чувств граждан и др.
Выражение «возбуждение или разжигание социальной, национальной и религиозной вражды, ненависти, розни» может быть понято только в контексте с проблемой этнической (или конфессиональной) идентичности (точнее, самоидентификации). Существуют различные виды этнической самоидентификации. Ю.В. Арутюнян [1, с. 93-94] выделяет позитивную этническую идентичность и различные виды гиперидентичности: этноцентричную идентичность, этнодоминирующую идентичность, этнический фанатизм, этническую индифферентность и этнонигилизм в форме космополитизма.
Этноцентричная идентичность: «При такой идентичности присутствуют элементы направленного (на ту или иную культуру или вид контактов), но не агрессивного этноизоляционизма, замкнутости <...> В эмоциональной сфере <...> присутствуют элементы страха, беспокойства, напряженности. В когнитивной сфере разделяются лозунги типа: "Все для нации, и ничего против нации"».
Этнодоминирующая идентичность: «Не только этническая идентичность становится первостепенной среди других видов идентичности, <...> но и достижение целей, интересов народа (возможно, и ложно понимаемых) начинает восприниматься как безусловно доминирующая ценность. <...> Такая идентичность обычно сопровождается признанием "прав народа" выше "прав человека", представлениями о превосходстве своего народа, <...> дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности "этнических чисток" <...>».
Этнический фанатизм: «Идентичность, при которой абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя них на любые жертвы и действия, вплоть до использования терроризма» [1, с. 93-94].
В свете приведенных выше определений возбуждение (разжигание) национальной (религиозной) розни А.А. Леонтьев интерпретирует как сознательные и целенаправленные действия по переходу аудитории от позитивной этнической идентичности к этноцентрической идентичности и далее к эт-нодоминирующей идентичности, а возбуждение (разжигание) национальной и т. д. ненависти и вражды - от этих форм идентификации к этническому фанатизму [7].
Достоинство есть в самом общем смысле ощущение человеком своей ценности как человека вообще, конкретной личности, члена той или иной социальной (профессиональной, этнической, конфессиональной и т.д.) группы [3]. Конституция РФ в статье 21 говорит: «Достоинство человека охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Таким образом, понятие достоинства включает в себя сознание человеком своей абстрактной и конкретно-социальной ценности, а также ценности (значимости) социальных групп, в которые он входит. Оно по определению может быть только со знаком «плюс»: здесь несущественно, есть ли у данного лица те или иные положительные качества и какое по его поводу сложилось общественное мнение.
Сложным для экспертизы является и выражение «оскорбление чувств». Оскорбление - это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме [3]. Как это следует понимать по отношению к национальным чувствам (вопрос о религиозных чувствах сознательно опустим ввиду сложности данного вопроса)? Под чувствами человека в современной психологии обычно понимаются «устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами» [3, с. 418]. «Национальные чувства» возникают, когда соответствующая сфера действительности и отношение к ней (этническое самоопределение человека) значимы для личности. Если затрагиваются незначимые для человека темы, то реципиент не будет чувствовать себя оскорбленным даже в случае использования автором явно оскорбительных слов. Следовательно, сложно делать заключение именно об оскорблении, а не о возможности оскорбления.
Согласно Г.У. Солдатовой, национальные чувства являются аффективным компонентом этнической идентичности: «Переживание своей принадлежности к группе выражается в форме различных чувств» [9, с. 50]. Отсюда следует, что оскорбление национальных чувств - это способ воздействия на эмоционально-аффективную часть этнической самоидентификации человека, предполагающий унижение чести и достоинства человека как представителя того или иного этноса, что вызывает рост межэтнической напряженности. Кроме того, негативные переживания человека могут выполнять побудительную функцию и инициировать те или иные действия в защиту своей чести и достоинства. Таким образом, оскорбление национальных чувств является способом разжигания национальной вражды, ненависти и розни и может побуждать людей к действиям против народа другой национальности или отдельных ее представителей.
Четкая психологическая реальность стоит и за формулировкой «призывы к насильственным действиям по отношению к лицам какого-либо государства, национальности, социальной группы». Призыв - речевой акт, обращенный к адресату с целью побудить его выполнить некоторое действие или совокупность действий, осмысляемых как важная часть общественно значимой деятельности, способствующей достижению некоторых идеалов, или побудить адресата учитывать в своем повседневном поведении эти идеалы [3]. Из данного определения следует, что призыв предполагает обращение к мотивам человека, т. к. имеет целью побудить человека выполнить то или иное действие или совокупность действий. В широком смысле мотив в психологии понимается как причина, побуждающая человека к той или иной деятельности [8]. Призывы к насильственным действиям в отношении какого-либо государства, национальности, социальной группы в психологическом смысле означают обращение к мотивам таких действий, если они уже имеются у реципиентов, с целью их реализации в тех или иных социальных действиях или формирование таких мотивов.
Призывы к насильственным действиям могут быть выражены как в прямой форме, например в форме речевой конструкции повелительного наклонения (например, «Бей жидов» «Убивай русских»), так и в косвенной форме. Здесь имеется в виду иная речевая конструкция, имеющая целью побудить человека к агрессивным действиям в отношении другого лица, группы лиц, государства. Например, в социальной сети можно встретить высказывания о возможности применения насильственных действий в отношении мигрантов, приезжающих на территорию Российской Федерации («любые формы сопротивления этому можно только приветствовать: террора, насилия, взрывов, убийств. Все оправдано»).
Наиболее часто в материалах СМИ экстремистской направленности используются такие методы психологического воздействия на пользователя, как убеждение и внушение.
В психологии убеждение рассматривается как метод сознательного и организованного воздействия на психику индивида через обращение к его критическому суждению [3]. Убеждение как способ психологического воздействия направлено на снятие своеобразных фильтров на пути информации до сознания и чувств человека и на добровольном принятии им той информации, с помощью которой его пытаются убедить.
Например, с целью убеждения людей в превосходстве еврейской нации и необходимости уничтожения представителей других народов в материалах СМИ, по нашим наблюдениям, используются такие средства, как ссылки и собственные комментарии различных статей Всеобщей декларации прав человека, Конституции России; обращение к высказываниям авторитетных персоналий (президента Рузвельта, П.А. Столыпина, М. Бегина и др); ссылки на выдержки из священного писания Талмуда, в которых содержатся негативные высказывания в адрес других национальностей, социальных групп и призывы к агрессивным действиям против них. В оправдание своих экстремистских намерений приводятся многочисленные высказывания антисемитского характера.
Иногда убеждение может привести к результатам, противоположным намерениям убеждающего, т. е. к «эффекту бумеранга». Это происходит тогда, когда убеждающий систематически и чрезмерно повторяет одну и ту же информацию в одном и том же варианте. У убеждаемых в этом случае возникает информационное перенасыщение, утомление и отторжение надоедливой информации. Однако умело используемое повторение информации в различных вариациях может способствовать накоплению пропагандистского влияния у убеждаемых.
Мощным орудием манипуляции сознанием реципиента, особенно в последние десятилетия, является все более широкая опора на подсознание, эмоции, настроения и т. д., в частности то, что можно назвать эмоционализа-
цией информации. Таким средством является внушение, которое основано на обращении к эмоционально-бессознательной сфере человека. Внушение, или суггестия, - метод воздействия на психику человека, связанный с существенным снижением ее критичности к поступающей информации, отсутствием стремления проверить ее достоверность, неограниченным доверием к ее источникам [2]. Информация, предназначенная для внушения, обычно является краткой, но максимально насыщенной и имеет усиленный экспрессивный момент. Например, с целью внушения отрицательного отношения к русской нации приводятся конкретные цифры уменьшения численности населения России, которые говорят о «смерти белой расы».
В языковом конфликте экстремистской направленности внушение применяется довольно часто, т. к. является одним из мощных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание.
С учетом всего вышесказанного, опираясь на материалы В.К. Мальковой и В.А. Тишкова [5], раскроем основные содержательные характеристики текстов СМИ экстремистского характера, направленных на возбуждение социальной, этнической, расовой или религиозной вражды. В качестве таких материалов выступили тексты, представленные в Интернет-сети, - сайт «В поисках правды» (на сегодняшний день доступ к сайту закрыт).
Возбуждение социальной, национальной, расовой или религиозной вражды есть умышленное и целенаправленное действие (как правило, речевое), целью которого является:
1. Создание или подкрепление отрицательной эмоциональной оценки или отрицательной смысловой установки в отношении той или иной социальной, этнической (национальной), расовой (антропологической) или религиозной (конфессиональной) группы или отдельных лиц как членов такой группы.
Так, в исследуемых материалах имеются слова, выражения, высказывания, содержащие негативные оценки в адрес граждан России, в первую очередь славян. Автором текстов используются слова и выражения, ущемляющие национальное и личное достоинство представителей славянских народов: «тупой», «быдло», «скот».
2. Формирование у адресатов убеждения в изначальной неравноценности лиц, принадлежащих к той или иной социальной, этнической, расовой или конфессиональной группе, с представителями других групп (прежде всего группы, к которой принадлежит адресат) в интеллектуальном, морально-нравственном или другом отношении.
В анализируемом материале имеются высказывания, содержащие пропаганду неполноценности всех других наций по сравнению с еврейской. В целях такой пропаганды приводятся цитаты выступлений известных политиков, в частности мнение Менахема Бегина, премьер-министра Израиля (1977-1983): «Наша раса - это Сверх-раса. Мы - могущественные боги на этой планете. Мы отличаемся от низших рас, как они от насекомых. В самом деле, по сравнению с нашей расой, другие расы - звери и животные, крупный рогатый скот в лучшем случае. Другие расы считаются человеческими экскрементами».
3. Формирование представления об изначальном интеллектуальном, морально-нравственном или ином превосходстве адресата как члена социальной, этнической, расовой, конфессиональной группы или группы в целом, к которой он принадлежит, перед другими лицами или группами (проповедь национальной, расовой, религиозной исключительности).
Например, в текстах сайта встречаются высказывания, утверждающие идею превосходства еврейской нации перед другими нациями. Использование данных высказываний оправдывается выдержками из Талмуда (священной книги евреев): «Евреи - человеческие существа, а другие нации мира не люди, но звери».
4. Призывы к непосредственным действиям в отношении лиц иного социального положения, иной национальности, расы или конфессии, направленным на угрозу их жизни, здоровью, материальному благосостоянию, носящим оскорбительный или унизительный характер и обосновываемым (мотивируемым) принадлежностью этих лиц к данной социальной группе, национальности, расе или конфессии.
В материалах сайта содержатся призывы к насилию над представителями славянских этносов. Авторы сайта побуждают к действиям против «славянского быдла», используя глаголы «изгонять», «уничтожать», «отстреливать»: «Славянское быдло мы изгоним далеко на север, за пределы Москвы»; «Славян будут отстреливать пачками, уничтожать тысячами -на границах, где евреи не служат, в миротворческих силах, терроризмом, заказными и уголовными убийствами».
В данном материале содержится информация, побуждающая к действиям против народов, не относящихся к еврейской нации. В нем присутствуют описательные конструкции, включающие сему «борьба», и итогом этой борьбы должен стать «конец» русской нации: «Мы приближаемся, мы приближаемся... И если одному из наших поколений не удалось одержать над вами победы, то ваш конец придет с нашим новым поколением». Интерпретировать данную фразу можно лишь однозначно - как угрозу всем славянам, проживающим в России.
5. Умышленное распространение ложных сведений, касающихся истории, культуры, обычаев и других особенностей, присущих данной этнической, расовой, конфессиональной группе, с целью формирования или поддержания у адресата негативной оценки или смысловой установки в отношении лиц, принадлежащих к этой группе, или группы в целом.
В материалах сайта имеются высказывания, дискредитирующие культурные нормы народов, не относящихся к еврейской нации. Например: «Упакованные в гуманистические лозунги о «равенстве и братстве» - психические вирусы в виде фикций... Культурные нормы барана никогда не будут способствовать эволюционному совершенствованию волка». Подобные высказывания используются с целью формирования у читателя негативной эмоциональной оценки в отношении народов, не относящихся к еврейской нации.
6. Умышленное оскорбление данного лица или в его присутствии других лиц, принадлежащих к той же социальной, этнической, расовой или конфессиональной группе, исключительно либо преимущественно на основании его или их принадлежности к данной группе.
В отношении лиц нееврейской национальности авторы текстов используют целый набор оскорбительных кличек ксенофобического характера, которые невозможно (неприлично) привести в данном тексте.
7. Умышленное распространение заведомо ложных позорящих измышлений в отношении лиц, фактов, идей, событий, документов, входящих в число общенациональных или религиозных ценностей данной этнической или конфессиональной группы.
В материалах сайта представлена недостоверная информация относительно уменьшения численности населения в России в определенный период времени: «За период от 2005 по 2010 г. <...> Россия потеряла 25 млн человек». На самом деле за этот период население России уменьшилось всего на несколько миллионов человек. Заведомо ложный факт о катастрофическом снижении численности России можно расценить как попытку дискредитировать Россию в глазах мирового сообщества.
Общий вывод эксперта. Материалы сайта «Поиск правды» имеют цели воздействия на сознание людей, формирования у них негативного отношения к России, неприязненного отношения ко всем людям, нееврейской нации, а также установок, побуждающих человека к агрессивным действиям в отношении не-евреев, в первую очередь представителей славянских этносов.
Содержание сайта имеет явную экстремистскую направленность и является основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти, либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Таким образом, психолого-лингвистическая экспертиза языкового конфликта экстремистской направленности в СМИ предполагает выявление в тексте признаков экстремистской деятельности с ориентацией на содержание ст. 1 Федерального Закона № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности» [6], где представлен перечень действий, которые считаются экстремистскими, с учетом психологического содержания понятий, описывающих признаки экстремизма в действиях человека.
Литература
1. Арутюнян, Ю.В. Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии [Текст] / Ю.В. Арутюнян // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 91-97.
2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б. Мещеряков, В. Зинчен-ко. - М. : Олма-пресс, 2004. - 321 с.
3. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб. : Норинт, 1998. - 546 с.
4. Волков, Н.В. Экстремизм как крайняя форма сепаратизма: проблема определения социально-правовой сущности [Текст] / Н.В. Волков // История государства и права. - 2006. - № 9. - С. 15-21.
5. Малькова, В.К. Этничность и толерантность в средствах массовой коммуникации [Текст] / В.К. Малькова, В.А. Тишков. - М. : ИЭА РАН, 2002. - 348 с.
6. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный Закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 22.09.2015).
7. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации [Текст] : метод. рекомендации для работников правоохранительных органов / сост. А.А. Леонтьев. - М., 2003. - 76 с.
8. Психологический словарь [Текст] / ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков ; под общ. ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
9. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности [Текст] / Г.У. Солдатова. - М. : Смысл, 1998 - 386 с.
10. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] : учебник для студ. вузов / Т.Г. Стефаненко. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 352 с.