Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И СЕРВИСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СКЛАДСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И СЕРВИСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СКЛАДСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1065
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ СКЛАДА / WMS СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / DIGITAL LOGISTICS / INFORMATION TECHNOLOGY / DIGITALIZATION / LOGISTICS / WAREHOUSE AUTOMATION / WMS SYSTEM / LOGISTICS INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсуфова Ольга Михайловна, Шиболденков Владимир Александрович, Андреева Анна Андреевна

Цель статьи - определить эффективность концепции применения умных технологий в логистической сфере. В статье рассмотрен вопрос цифровой трансформации логистических бизнес-процессов как механизма автоматизации деятельности предприятий. Отслежены основные этапы эволюции концепции «Индустрия 4.0», а также описаны основные изменения технологических решений подхода, к числу которых относятся когнитивные вычисления и искусственный интеллект, технологии дополненной реальности, блокчейн, роботизация, бионические усовершенствования и др. Проведено изучение международной практики использования инновационных продуктов и программ умного производства, в результате чего были выявлены основные экономические эффекты от внедрения технологий. Выявлены основные изменения в бизнес-модели управления цепочками поставок предприятий от применения исследуемых технологий на всех этапах жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DIGITAL LOGISTICS TECHNOLOGIES FOR AUTOMATION AND SERVICE INTEGRATION OF THE ORGANIZATION'S WAREHOUSE PROCESSES

The purpose of the article is to determine the effectiveness of the concept of smart technologies in logistics. The article deals with the issue of digital transformation of logistics business processes as a mechanism for automating the activity of enterprises. The main stages of the evolution of the concept of Industry 4.0 are tracked. The main changes in technological solutions of the approach, which include cognitive computing and artificial intelligence, augmented reality technologies, blockchain, robotics, bionic improvements, etc, are also described. The study of the international practice of innovative products and programs of smart production application was conducted, as a result of which the main economic effects of the introduction of technologies were identified. The main changes in the business model of supply chain management of enterprises from the application of the studied technologies at all stages of the life cycle are identified.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИКИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И СЕРВИСНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СКЛАДСКИХ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ»

вопросы инновационной экономики

Том 10 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

г.

Анализ технологий цифровой логистики для автоматизации и сервисной интеграции складских процессов организации

Юсуфова О.М. 1, Шиболденков В.А. 1, Андреева А.А. 1

1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Москва, Россия

Цель статьи - определить эффективность концепции применения умных технологий в логистической сфере. В статье рассмотрен вопрос цифровой трансформации логистических бизнес-процессов как механизма автоматизации деятельности предприятий. Отслежены основные этапы эволюции концепции «Индустрия 4.0», а также описаны основные изменения технологических решений подхода, к числу которых относятся когнитивные вычисления и искусственный интеллект, технологии дополненной реальности, блокчейн, роботизация, бионические усовершенствования и др. Проведено изучение международной практики использования инновационных продуктов и программ умного производства, в результате чего были выявлены основные экономические эффекты от внедрения технологий. Выявлены основные изменения в бизнес-модели управления цепочками поставок предприятий от применения исследуемых технологий на всех этапах жизненного цикла.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая логистика, информационные технологии, цифровизация логистической деятельности, автоматизация склада, WMS система, логистические инновации.

Analysis of digital logistics technologies for automation

and service integration of the organization's warehouse processes

Yusufova O.M. 1, Shiboldenkov V.A. 1, Andreeva A.A. 1

1 Bauman Moscow State Technical University, Russia

введение

В глобализированном мире, характеризующемся технологическими изменениями, взаимодействия между экономическими и социальными субъектами имеют решающее значение для использования рыночных возможностей и максимизации эффективности использования ресурсов. Цифровое преобразование экономики создает предпосылки для появления технологических инструментов с принципиально новыми свойствами, которые приводятся в движение промышленным внедрением технологий искусственного интеллекта, облачных вычислений и других инновационных продуктов. Производственно-логистические системы, обеспечивающие поддержку жизненного цикла перспективных технических систем, также становятся актив-

АННОТАЦИЯ:

ными компонентами единой сети интеллектуальных машин, работающих на базе промышленных интернет-технологий [18] (Drogovoz, Yusufova, Gutenev, 2020). Компаниям, которые не могут адаптироваться к современным требованиям обмена информацией и требованиям по управлению бизнес-процессами, будет труднее создавать добавленную стоимость в своих продуктах и услугах [1] (Estrada, Moliner, Monferrer, 2019).

На современном этапе развития электронной коммерции таких сегментов, как службы онлайн-заказов по доставке еды, продуктов питания и продовольствия, а также интернет-магазинов продажи товаров fashion-индустрии, техники и электроники, необходимость в торговых точках резко сократилась (рис. 1). Основные причины, по которым россияне делают покупки в интернет-магазинах, не меняются: это им кажется рациональным способом распорядиться своими деньгами и временем.

Основным преимуществом интернет-магазинов в сравнении с точками продаж является возможность сравнить цены и купить товар по более привлекательной цене, чем в обычном магазине. В связи с этим у компаний и предпринимателей актуализу-ется вопрос максимизации применения систем автоматизации складских процессов для обеспечения эффективного функционирования предприятия. Решение базовых проблем, связанных с оперативным получением информации о состоянии товара на складе, а также данных о работе персонала, которые помогут создать обоснованную

ABSTRACT:_

The purpose of the article is to determine the effectiveness of the concept of smart technologies in logistics. The article deals with the issue of digital transformation of logistics business processes as a mechanism for automating the activity of enterprises. The main stages of the evolution of the concept of Industry 4.0 are tracked. The main changes in technological solutions of the approach, which include cognitive computing and artificial intelligence, augmented reality technologies, blockchain, robotics, bionic improvements, etc, are also described. The study of the international practice of innovative products and programs of smart production application was conducted, as a result of which the main economic effects of the introduction of technologies were identified. The main changes in the business model of supply chain management of enterprises from the application of the studied technologies at all stages of the life cycle are identified.

KEYWORDS: digital logistics, information technology, digitalization, logistics, warehouse automation, WMS system, logistics innovations

JEL classification: M21, o31, o32, o33 Received: 27.04.2020 / published: 30.09.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Yusufova O.M. (yusufova0bmstu.ru)

CITATION:_

Yusufova O.M., Shiboldenkov V.A., Andreeva A.A. (2020) Analiz tekhnologiy tsifrovoy logistiki dlya avto-matizatsii i servisnoy integratsii skladskikh protsessov organizatsii [Analysis of digital logistics technologies for automation and service integration of the organization's warehouse processes ]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (3). - 1759-1772. doi: 10.18334/vinec.10.3.1 10285

3000 2500

md 2000 >

d 1500 а

i 1000 500

1830

1580

1350

1150

I I I I I

2100

2400

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

0

Рисунок 1. Общий объем онлайн-продаж в России, 2017-2023 гг.

Источник: составлено автором на основе данных сайта https://ostrovrusa.ru/samyj-desevyj-

internet-magazin

систему мотивации, является актуальной задачей для всех предприятий-производителей. Однако в настоящее время исследователи разных стран считают, что ИТ на предприятии - это мощный инструмент в руках менеджмента, но эффектив ность его применения полностью зависит от множества других аспектов, выходящих за рамки технико-технологических вопросов [17] (Drogovoz, Ivanov, 2013).

Актуальность и постановка проблемы

Сегодня цифровизация - это уже не простые информационные и коммуникационные технологии или HRP (Enterprise Resource Planning) на рабочих местах, а ртзрао ботка совершенно новых бизнес-процессов и моделей, включая интеграцию по всей цептчке соодания стоимости [2]. Когдапредп-иятия растут, то они часто принимают решение о внедрении новых продуктов и услуг с целью повышения эффективности производственных процессов компании. Однако интеграция ИТ-приложений может стать серьезной проблемой! на современных пуедприятиях. Отсюда слодует, что б интеграция логистической информационной системы является одним из ключевых вопротов для современного бизнрса.° связи с этим руководитеаи компании (фокусируются на сервис-ориентированной архитектуре (SOA), которая, с точки зрения веб-

0Б АВТОРАХ:_

Юсуфова Ольта Мохайловна, заместитель заведующего кафедро) оо научно-лсследояательстой раТоте, к.э.н., доцент (yusufova0bmstu.ru)

Шибнлденков ВладимирАлекстндровие, заместитель заведующего кафедрой ао научно-оброзователь-ной работе, к.э.н., доцент (vshibo1denkov0bmstu.ru) Андреева АннаАндреевна, студент (a.andreeva.980mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Андреева А.А. Анализ технологий цифровой логистики для автоматизации и сервисной интеграции складских процессов организации // Вопросы инновационной экономики. - 2020. -Том 1i. - №3. - Т. 17i9-1772. doi: 10.18Н34/бпесбе.3.1102HP

сервиса, должна быть интегрирована в компанию с динамичным бизнес-процессом и сфокусироваться на инновациях в каждом из ее бизнес-процессов как сервере [12] (Daniel, 2013).

SOA позволяет строить новые приложения (или бизнес-процессы) быстрее и эффективнее. В основе концепции лежит поддержка идеи создания архитектуры приложений с хорошо структурированной топологией интерфейсов, предоставляющих возможность доступа к функциональности приложений из других программ при помощи открытых стандартов [13] (Grekul, Pyrlina, 2010). Именно это и позволяет компаниям всех отраслей решить проблему интеграции различных систем, используемых в рамках одной организации.

Логистические компании используют SOA для моделирования цепочки поставок. Такие неоднородные элементы, как производственно-сбытовая цепочка для обмена информацией и услугами, требуют функциональной совместимости на уровне коммуникации, данных, услуг и процессов. Взаимодействие в процессах, сервисах и в межорганизационных сетях может поддерживаться SOA. Сервис позволяет динамически конфигурировать цепочки поставок, позволяя им быстро менять бизнес-модели.

Система автоматизации на основе SOA будет способствовать экономии времени и затрат, а также позволит создать гибкую среду для обмена данными в реальном времени, используя при этом все единицы/функции без каких-либо ограничений.

По данным консалтингового агентства PWC, производители промышленных товаров из различных стран мира планируют до конца 2020 г. вложить в реализацию концепции «Индустрия 4.0» [15] (Yusufova, Maystrenko, 2018) около 907 млрд долл. США в год [3]. Основные инвестиции будут направлены на внедрение инновационных умных приложений и программ по управлению процессами предприятия.

Цифровое преобразование операционных процессов - сложный процесс, требующий детальной проработки и поэтапной реализации. Сложность преобразования связана с практической реализацией трансформации и спецификой деятельности отдельно взятого элемента цепи поставок, с огромным многообразием как внутренних, так и внешних факторов, влияющих на способы, методы и модели организации цифровых процессов и их последующую интеграцию в комплексную цифровую цепь поставок, которые определяют длительность формирования, описания и экономического обоснования целесообразности цифровизации логистической деятельности предприятия [4] (Serov, 2019). Инновационные передовые технологии или же Индустрия 4.0 являются ключом для цифровой трансформации логистических процессов. В последние десять лет технологии по управлению процессами совершенствовались, помогая предприятиям принимать эффективные решения касательно своего бизнеса (рис. 2).

Индустрия 4.0 - прямое продолжение третьей промышленной революции. Новые технологии и подходы, появившиеся в это время, показали значительный успех в применении, что позволило компаниям перейти на новый уровень производства на всех этапах жизненного цикла.

2000-15

Цифровые технологии

Смартфоны Цифровые функции Клиентский интерфейс и многоканальный доступ

Облачные вычисления Сенсоры, цифровое видео мониторы и ранний Интернет вещей (1оТ)

2016-2020

Индустрия 4.0

Вертикальная и горизонтальная интеграция цифровых операций на протяжении всей производственно-сбытовой цепочки

Анализ данных, интегрированный с пониманием потребностей клиентов, реагированием в реальном времени и

операциями Цифровое производство (в том числе ЗБ-печать) в промышленных масштабах

2020+

Цифровая экосистема

Виртуализированные процессы

Отраслевое сотрудничество как

ключевой фактор ценности Интеллектуальные алгоритмы

Гибкие и интегрированные сети цепочек начисления стоимости

Рисунок 2. Цифровая трансформация бизнеса Источник: составлен и авторомна осн овк данных отчета PWC Oppoctunities and challenges for consumer product and retail companies.

Несмотря на то,что Индустрия 4.0 быстро преобразует производство новыши способами, которые еще десять лет назад были немыслимы, лишь небольшая группа компаний в сосаоянии получить реальные конкурентные преимущества от этой революции и сфере производства. Понимание основнык уровней цифровой экосистемы позволит компаниям определить структуру и возможности грядущих тенденций цифровой трансформации. Четыре слкя экосостемыг - экосмстема потребительских решений, ркосистсма управме-ния операциями, технолоническояэкоиистема и иоловеиескаяэкосистема - представляют собой кластер функций, находящихся как внутри, так и снаружи организации. Эти деятельности связаныи между собо й с помощью об щих цифровык связей и практики.

Иннов ационный центр DHL [5] провел исследования в области цифровых технологий, где были выявлены новые возможности по управлению логистической сетью. В то время как одни технологии все больше применяются специалистами в области логисти ки, другие, хорошо знакомые нам методы, уходят с рынка. По мнению экспертов, многие технологические тренды, которые актуальны сейчас, потеряют свою ценность в будущем, так, на их замену выйдут более инновационные технологии. Среди тенденций, требующих изменений или зкиены, нахорятся:

Услуги, предоставляемые в режиме реального времени. Технология отслеживания заказов в режиме реального времени будет использоваться и будущем, но уже с помощью других тенденций нового поколения, таких как облачная логистика.

Городская логистика. Тенденция все еще актуальна и важна в исследуемой сфере, она является всеохватывающим термином для описания цепи транспортных путей, связанных с доставкой городских грузов и возвратом.

Криптовалюты и криптоплатежи. Эта тенденция, получившая широкую популярность в разных сферах деятельности, в том числе в логистической отрасли, на данном этапе потеряла свою ценность и значимость. Тенденция больше не актуальна на рынке логистических услуг.

Существующие тенденции подвергнутся глобальным изменениям в связи с развитием новых этапов логистических сетей и бизнес-процессов, что даст возможность для оптимизации и перехода к полной роботизации логистический составляющих.

анализ тенденций цифровизации логистических процессов

Логистическая область - одна из немногих областей, которая имеет наиболее низкий показатель по цифровизации процессов. В связи с этим у компаний возникали технологические пробелы, для заполнения которых потребовалось время, чтобы инновации могли быть усовершенствованы более новыми решениями по оптимизации управления.

В таблице 1 представлены результаты исследования центра DHL 2018 года, разбитые по временным группам, в зависимости от предполагаемого времени принятия технологий. Технологические тенденции представлены в соответствии с их важностью для индустрии логистических услуг: от наиболее важных до технологий с постепенным улучшением.

Многие технологии группы актуализации менее 5 лет уже активно внедряются на предприятиях. Так, логистические провайдеры начали использовать облачную логистику, поскольку она обеспечивает быстрый, эффективный и гибкий доступ к ИТ-услугам для инновационных решений по организации цепей поставок.

Даже применение одной из перечисленных технологий позволит достичь значительных выгод. Тем не менее при совместном использовании нескольких технологических инноваций их ценность для многих отделов компании возрастает экспоненциально. Это объясняется тем, что они дают возможность аккумулировать гораздо больше информации из физических и цифровых источников данных, что делает принятие решения значительно более качественным [6] (Dmitriev, 2018).

Таким образом, каждый аспект бизнеса может быть трансформирован посредством внедрения широкого спектра цифровых технологий: облачные решения, большие данные, дополненная реальность и др. Вместе эти процессы позволяют создавать новые улучшенные бизнес-модели, трансформировать и интегрировать каждое отдельное звено в производственно-сбытовую цепочку компании. Умные склады были опробованы сотрудниками компании DHL, которые протестировали на одном из складов в Нидерландах технологию дополненной реальности - она использовала «выборку видения», когда сотрудники носили умные очки и проходили через склад с помощью графики. Это помогло уменьшить количество ошибок и ускорило процесс комплектации на 25%.

По данным отчета PWC, в течение следующих 5 лет компании по всему миру ожидают резкого увеличения объемов цифровой трансформации бизнес-процессов. Организации Азиатско-Тихоокеанского региона ожидают увеличения с 36% до 67%, предприятия американского региона ожидают увеличения на 42%, что по истечении 5 лет даст показатель в 72% [2].

Таблица 1

технологические тенденции развития в ближайшие 5 лет

актуально <5 актуально >5

Облачные логистические решения Блокчейн

Облачные решения идеально подходят для нестабильных сред, помогая создавать новые бизнес-модели, основанные на Saas (software as a service). Поставщики логистических услуг могут активировать и деактивировать настраиваемые модули облачных сервисов по требованию заказчика Технология блокчейн [19] Шгодсмо!, Кс^Икт, 2019) может автоматизировать коммерческие процессы с помощью смарт-контрактов, что помогает сократить ошибки выставления счетов за счет мгновенного платежа после выполнения согласованных условий

Роботизированная автоматизация цепочки поставок Искусственный интеллект

Рост электронной коммерции позволяет компаниям больше ориентироваться на потребителя, а значит, возникает необходимость в поддержке работы склада. С этой задачей могут справиться технологии автоматизации, которые стали более быстрыми, точными, гибкими и доступными благодаря быстрому прогрессу в области инновационных технологий. Роботизированная автоматизация процессов в части складского управления используется для выполнения рутинных, часто повторяющихся задач с помощью самообучающихся алгоритмов Искусственный интеллект [20] (Drogovoz, Когеп^а, 2019) быстро меняет методы работы логистических провайдеров в результате постоянной тенденции к автоматизации и постоянному совершенствованию вычислительной техники. Примером является прогнозное планирование спроса с использованием данных интернет-магазинов. Поставщики и поставщики логистических услуг могут избежать потерь, связанных с затовариванием или отсутствием товара на складе (простой), которые приводят к потере продаж как для поставщика, так и для потребителя

Анализ больших данных Бионические усовершенствования

Логистика имеет возможность трансформации благодаря потенциалу знаний, основанных на данных. Использование больших данных, полученных из различных источников по всей цепочке поставок, помогает использовать весь потенциал данных для оптимизации процессов, а также для улучшения качества обслуживания клиентов, помогая создавать новые бизнес-модели Новые инновационные технологии, такие как трекеры здоровья, будут активно применяться в логистике и будут сосредоточены на улучшении здоровья и безопасности, особенно снижении стресса и напряжения, вызванных повторяющимися движениями при ручной работе на складе

Технологии дополненной реальности Цифровые идентификаторы

AR (augmented reality) позволяет пользователю ориентироваться путем интеграции контекстной информации в их поле зрения через умные очки. Основная цель - комплектация заказов с использованием умных очков при работе на складе, которая будет ключевой областью применения AR Цифровые идентификаторы, такие как цифровые водяные знаки и одноразовые смарт-этикетки, которые помогают повысить степень открытости и контроля цепочки поставок. Биометрия также может обеспечить новые методы идентификации и может повысить безопасность операций

Источник: составлено авторами на основе данных отчета DHL logistics trend radar.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение подходящих технологий по управлению бизнес-процессами дает неограниченные возможности как на уровне бизнеса, так и на уровне отдельных пользователей, поскольку у них есть возможность получать, обрабатывать, хранить, анализировать и визуализировать полученную информацию. Полезность цифровой трансформации логистических процессов определяется следующими аспектами [1] (Estrada, Moliner, Monferrer, 2019):

• влиянием на эффективность компании, повышая способность оперативно решать возникающие проблемы, сокращая при этом время, затрачиваемое на реагирование возникшего вопроса;

• помощью логистическим системам в процессе рационализации затрат и в оптимизации существующих процессов;

• повышением эффективности работы организации за счет выделения ключевых элементов общей бизнес-стратегии, таких как конкурентные преимущества и взаимоотношения организации с остальными участниками и клиентами.

Таким образом, применение новых инновационных технологий в бизнесе становится конкурентным преимуществом и рассматривается как важнейший стратегический ресурс для организации. Основными информационными системами [14] (Yusufova, Nevredinov, 2019), применяемыми в отношении работы по оптимизации логистических процессов являются: ERP, WMs (Warehouse Management system), MRP (Material Requirements Planning) I-II и др.

Все больше российских компаний уделяют внимание развитию логистической инфраструктуры, центральным элементом которой являются складские комплексы [7] (Penzev, 2012). Основным инструментом по увеличению эффективности логистического процесса на каждом этапе цепи поставок является mеxнология по управлению складскими процессами - WMs. Эта система представляет собой набор функций, необходимых для управления складскими процессами, в программе имеются такие возможности, как управление складом, управление качеством, управление запасами, управление сведениями о продукте и др. (рис. 3).

В условиях современной высококонкурентной глобальной бизнес-среды организации делают упор на рентабельность активов, поэтому минимизация складских расходов стала важной бизнес-составляющей всех основных решений, принимаемых в компаниях. Многие фирмы автоматизируют свои основные складские функции, чтобы добиться увеличения пропускной способности или оборота складских запасов, необходимых для того, чтобы их складская деятельность была экономически эффективной. На сложность управления складским комплексом влияет огромное количество внутренних и внешних процессов. По мере возрастания сложности возникает необходимость использования систем управления складом для обработки складских ресурсов и мониторинга складских операций. Затрагивая тему внедрения WMs-систем, руководители компаний в первую очередь обращают внимание на вопросы, которые в конечном итоге направлены на повышение экономической эффективности не только склада, но и самой компании [7] (Penzev, 2012):

Входящие процессы

Внутренние процессы

Исходящие процессы

Ожидаемое поступление Приемка товара

Проверка качества

Инвентаризация Изменение статуса товара Мониторинг склада

Управление заказами Отбор товара Консолидация

Рисунок 3. Базовые функции ШМ5-системы Источник: составлено авторами.

• эксплуатационные расходы;

• управление персоналом;

• управленческий! учет и документооборот;

• складское хозяйство.

Ключевыми задачами внедрения WMS-системы являются обеспечение приема, хранения, обработки и отгрузки товаров с минимальными ошибками, экономия времени при выполнении стандартных операций. Эффективность применяемых для внедрения программ складского учета обеспечивается за счет детального анализа и грамотности: использования разлрчных онформационно-технологических механизмов. Начиная с планирования ресурсов предприятия и заканчиоая автоматизированными транспортными средствами и ЭБ-печатью [16] (Sadovskiy, 2017), склады сегодня становятся все более инновационными и совершенными.

Основным компоненром, стимулирующим развитие складскооо управления, является дополненная реальность (ЛЯ), набирающая популярность среди ведущий предприятий. Технология ЛЯ объединяет компьютерные активы с реальными складскими лредами, првдоставляя сотрудникам ценную информацию, которая помогает снизить затраты и оптимизировать операции цепочки поставок [8]. Используя описанную технологию для управления складом, компании могут обеспечить быстрые, точные и оптимизированные процессы инвентаризации, комплектования аакозов и обработки материалов. Практика использования технологии допотченной реальности показывает увеличение эффективности работы склада на 15-30%, что делает данную технологию одной из наиболее востребованных на рынке логистических услуг [9]. Так, умные складские системы обеспечивают интеллектуальное управление всеми ручными и автоматизированными складскими зонами.

результаты

Итогом цифровой революции логистических систем стало преобразование бизнес-модели управления цепочками поставок предприятий (рис. 4).

По мере тоео как интеллектуальные ресурсы и автономия переходят на цифровые платформы, решения и задачи управления цепочками поставок становятся ключе-

Традиционная модель цепочки поставок

Планирование Планирование Планирование

Заказ и подтверждение Заказ и подтверждение Заказ и подтверждение Экосистема интегрированных цепей поставок

Рисунок 4. Изменение модели данных цепочки поставок Источник: составлено авторами на основе данных отчета PWC How digitization makes the supply chain more efficient, agile, and customer-focused.

выыми, поскольку для принятия решений об общей эффективности требуется гораздо больше понимания и контроля.

Из вышеизложенного видно, что изменения, которые будут происходить с использованием описанных технологий, могут быть разрушительными в секторе логистики, что заставит игрокав по всой цепочке создания стоимости перестроить свои бизнеса модели. Инвестиции в инновации могут провести границу между игроками, которые примут революцию Индустрии 4.0, и теми, ато этиго хе сделает, стремясь сохранит!) свою долю рынка. Крупнейшие игроки в состоянии наилучшим образом изучить различные альтернативы и оценить свои решения, таким образом в конечном счете инвестируя в те инновации, которые принесут дополнительную ценность их бизнесу.

обсуждение

Основные преимущества, которые можно получить в результате внедрения современных технологий на склад с использованием подхода «Индустрия 4.0» [10]:

• увеличение объема обрабатываемой продукции, что ведет к увеличению годового роста прибыли до уплаты процентов и налогов на 3,2%;

• сокращение возвратов товара и уменьшение ошибок, совершаемых сотрудниками склада;

• более эффективное обучение сотрудников, сокращение затрат и времени на обучение;

• снижение аварийности и количества несчастных случаев на складе.

Таким образом, умные технологии интеллектуального управления цепочками поставок помогают до 25% сократить количество персонала, на 15-25% уменьшить административные издержки, почти вполовину уменьшить резервный запас товара и на 10-25% увеличить пропускную способность склада и рациональность использования складских помещений [11] (Penzev, 2010), также ИС помогают организациям увеличить точность доставки до 99% и поднять эффективность использования склада на уровень до 40%.

заключение

Цифровое преобразование области логистических услуг довольно обширно, в связи с чем каждое предприятие, планирующее провести цифровую трансформацию своего бизнеса, должно в первую очередь определить подходящую модель по управлению складом. Вышеупомянутые технологии могут привести к значительным изменениям в секторе логистики, заставив тем самым игроков рынка перестроить свои бизнес-модели. Опыт внедрения умных WMS-систем показал позитивные результаты на международном рынке. Сейчас уже очевидно, что системы по управлению складскими процессами - неотъемлемая составляющая любой организации, которая приносит дополнительную ценность их бизнесу.

ИСТОЧНИКИ:

1. Marta Estrada, Miguel-Ángel Moliner, Diego Monferrer The digitalisation of logistics // Advances in Business and Management. - 2019. - № 17. - p. 2.

2. Five Forces Transforming Transport & Logistics. PwC CEE Transport & Logistics Trend Book 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.pl/pl/pdf/publikacje/2018/ transport-logistics-trendbook-2019-en.pdf.

3. Всемирный обзор реализации концепции «Индустрия 4.0» за 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pwc.ru/ru/technology/assets/global_ industry-2016_rus.pdf.

4. Серов Т.Д. Основные этапы цифровизации логистической деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 12. - c. 51-55.

5. DHL Trend Research. Logistics trend radar. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.dpdhl.com/content/dam/dpdhl/en/trends-in-logistics/assets/dhl-logistics-trend-radar-2016.pdf.

6. Дмитриев А. В. Цифровая логистика в условиях устойчивого роста // Вестник факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2018. - № 3. - c. 302—308.

7. Пензев В.Н. Состав Технического задания для разработки и внедрения WMS-системы // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 5. - c. 26-41.

8. DHL Research Team. Augmented Reality - changing the way we see logistics. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dhl.com/content/dam/downloads/g0/about_ us/logistics_insights/csi_augmented_reality_report_290414.pdf.

9. PwC Global Digital Operations Study 2018 Digital Champions. How digitization makes the supply chain more efficient, agile, and customer-focused. [Электронный ресурс]. URL: https://www.strategyand.pwc.com/gx/en/insights/industry4-0/global-digital-operations-study-digital-champions.pdf.

10. Towards the Smart Warehouse: Logistics 4.0 with Augmented Reality. [Электронный ресурс]. URL: http://hyperindustry.inglobetechnologies.com/towards-the-smart-ware-house-logistics-4-0-with-augmented-reality/.

11. Пензев В.Н. Технология или WMS-система — что определяет эффективность внедрения проекта? // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2010. - № 4. - c. 65-72.

12. Daniel R.K. Logistics System Design based on Service Oriented Architecture using Thomas Erl Model // International Journal of Computer Applications. - 2013. - № 1. -p. 10-19.

13. Грекул В.И., Пырлина И.В. Cервисно-ориентированное моделирование функционирования центров обработки данных // Бизнес-информатика. - 2010. - № 1. -c. 30-37.

14. Юсуфова О.М., Неврединов А.Р. Интеллектуальные системы на основе нечетких вычислений и нейронных сетей в управлении проектами // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 8. - c. 828-833.

15. Юсуфова О.М., Майстренко Т.В. Перспективы перехода предприятий к цифровому корпоративному управлению // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 10. - c. 874-880.

16. Садовский Г. Л. Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности // Молодой ученый. - 2017. - № 14. - c. 427-430.

17. Дроговоз П.А., Иванов П.Д. Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями. / Электронное научно-техническое издание «Инженерный журнал: наука и инновации». Рег. № ФС77-53688. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.

18. Drogovoz P., Yusufova O., Gutenev A. Approach to the evaluation of manufacturing and economic feasibility of technical systems based on real options modeling // MATEC Web Conf. - 2020. - № 311.

19. Дроговоз П.А., Кошкин М.В. Анализ инновационных технологий в промышленности: блокчейн, интернет вещей // Вестник университета. - 2019. - № 3. - c. 38-43.

20. Дроговоз П.А., Коренькова Д.А. Современный инструментарий гибкого управления ИТ-проектами и перспективы его совершенствования с использованием технологий искусственного интеллекта // Экономика и предпринимательство. -2019. - № 10. - с. 829-833.

REFERENCES:

DHL Research TeamAugmented Reality - changing the way we see logistics. Retrieved from http://www.dhl.com/content/dam/downloads/g0/about_us/logistics_insights/ csi_augmented_reality_report_290414.pdf DHL Trend ResearchLogistics trend radar. Retrieved from https://www.dpdhl.com/ content/dam/dpdhl/en/trends-in-logistics/assets/dhl-logistics-trend-radar-2016.pdf Daniel R.K. (2013). Logistics System Design based on Service Oriented Architecture using

Thomas Erl Model International Journal of Computer Applications. (1). 10-19. Dmitriev A. V. (2018). Tsifrovaya logistika v usloviyakh ustoychivogo rosta [Digital logistics in terms of sustainable growth]. Vestnik fakulteta upravleniya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. (3). 302—308. (in Russian).

Drogovoz P., Yusufova O., Gutenev A. (2020). Approach to the evaluation of manufacturing and economic feasibility of technical systems based on real options modeling MATEC Web Conf. (311). Drogovoz P.A., Ivanov P.D. (2013). Perspektivy razvitiya biznes-informatiki kak mezh-distsiplinarnogo podkhoda k upravleniyu naukoemkimi promyshlennymi predpriyati-yami [Prospects for the development of business Informatics as an interdisciplinary approach to the management of knowledge-intensive industrial enterprises] (in Russian).

Drogovoz P.A., Korenkova D.A. (2019). Sovremennyy instrumentariy gibkogo upravleniya IT-proektami i perspektivy ego sovershenstvovaniya s ispolzovaniem tekh-nologiy iskusstvennogo intellekta [Modern tools for agile management of IT projects and prospects for its improvement using artificial intelligence technologies]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10). 829-833. (in Russian). Drogovoz P.A., Koshkin M.V. (2019). Analiz innovatsionnyh tekhnologiy vpromyshlen-nosti: blokcheyn, internet veshchey [Analysis of innovative technologies in industry: blockchain and the Internet of things]. Vestnik Universiteta. (3). 38-43. (in Russian). Five Forces Transforming Transport & LogisticsPwC CEE Transport & Logistics Trend Book 2019. Retrieved from https://www.pwc.pl/pl/pdf/publikacje/2018/transport-logistics-trendbook-2019-en.pdf Grekul V.I., Pyrlina I.V. (2010). Cervisno-orientirovannoe modelirovanie funktsion-irovaniya tsentrov obrabotki dannyh [Service oriented modelinof data centers activities]. Business informatics. (1). 30-37. (in Russian).

Marta Estrada, Miguel-Ángel Moliner, Diego Monferrer (2019). The digitalisation of logistics Advances in Business and Management. (17). 2.

Penzev V.N. (2010). Tekhnologiya ili WMS-sistema - chto opredelyaet effektivnost vne-dreniyaproekta? [Technology or WMS system: what determines the effectiveness of project implementation?]. Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya. Seriya: Ekonomika. (4). 65-72. (in Russian).

Penzev V.N. (2012). Sostav Tekhnicheskogo zadaniya dlya razrabotki i vnedreniya WMS-sistemy [Technical specification for the development and implementation of the WMS system]. Logistics and supply chain management. (5). 26-41. (in Russian).

PwC Global Digital Operations Study 2018 Digital ChampionsHow digitization makes the supply chain more efficient, agile, and customer-focused. Retrieved from https:// www.strategyand.pwc.com/gx/en/insights/industry4-0/global-digital-operations-study-digital-champions.pdf

Sadovskiy G. L. (2017). Analiz sovremennyh tendentsiy tsifrovoy transformatsii pro-myshlennosti [Analysis of current trends in digital transformation of industry]. The young scientist. (14). 427-430. (in Russian).

Serov T.D. (2019). Osnovnye etapy tsifrovizatsii logisticheskoy deyatelnostipredpriyatiya [The main stages of digitalization of enterprise's logistics activities]. Economics and business: theory and practice. (12). 51-55. (in Russian).

Towards the Smart Warehouse: Logistics 4.0 with Augmented Reality. Retrieved from http://hyperindustry.inglobetechnologies.com/towards-the-smart-warehouse-logis-tics-4-0-with-augmented-reality/

Yusufova O.M., Maystrenko T.V. (2018). Perspektivy perekhoda predpriyatiy k tsifro-vomu korporativnomu upravleniyu [Prospects for the transition of enterprises to digital corporate governance]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10). 874880. (in Russian).

Yusufova O.M., Nevredinov A.R. (2019). Intellektualnye sistemy na osnove nechetkikh vychisleniy i neyronnyh setey v upravlenii proektami [Intelligent systems based on fuzzy computing and neural networks in project management]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8). 828-833. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.