6. Инденбаум, Е.Л. К проблеме детского двуязычия и «инокультурности» / Е.Л. Инденбаум // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». - 2016. - Т. 17. - С. 26-37.
7. Карпушкина, Е.А. Проблемы диагностики речевых нарушений у младших школьников с билингвизмом / Е.А. Карпушкина // Специальное образование: Материалы XI Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2015 года / Под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.). - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 156-160.
8. Касенова, Н.Н. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество / Н.Н. Касенова, Н.В. Кергилова, А.М. Егорычев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 7. - № 6. - С. 101-12.
9. Кисова, В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях / В.В. Кисова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 2-2. - С. 348-352.
10. Коровушкин, П.В. Проблематика изучения раннего детского билингвизма в XXI веке / П.В. Коровушкин // Филология и человек. - 2014. - № 3. - С. 117-123.
11. Косьмина, М.А. Развитие языковой компетентности у детей в условиях вынужденного билингвизма: автореферат. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. / Косьмина Мария Анатольевна. - Хабаровск, 2007. - 20 с.
12. Малярчук, Н.Н. Готовность логопеда к работе с детьми-билингвами, имеющими речевые дисфункции в условиях инклюзивного образования / Н.Н. Малярчук, М.А. Стрельцова, А.А. Реутова // Современный ученый. - 2020. - № 3. -С. 153-155.
13. Самигулина, Ф.Г. Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингвальная специфика / Ф.Г. Самигулина // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2019. - № 2. - С. 27-35.
14. Свитюк, С.Ю. Общие представления о билингвизме в психологии / С.Ю. Свитюк // Психология в экономике и управлении. - 2017. - Т. 9. - № 2. - С. 26-32.
15. Сушко, Н.Г. Особенности развития детей билингвов / Н.Г. Сушко, Е.Г. Казанцева // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. - 2017. - Т. 8. - № 1(1). - С. 369-373.
16. Чиршева, Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков / Г.Н. Чиршева. - Санкт-Петербург: Златоуст, 2012. - 488 с.
17. Шаглиева, Г.П. Речевое развитие в двуязычных семьях / Г.П. Шаглиева // Казанская наука. - 2010. - № 5. -С. 242-245.
18. Юдина, И.А. О влиянии билингвизма на развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития / И.А. Юдина, Н.В. Степанова // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 6(73). - С. 340-343.
Педагогика
УДК 37.022
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат физико-математических наук, доцент Семенов Алексей Валерьевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
образования Национальный исследовательский Нижегородский государственный
университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород);
студент Семенова Елизавета Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Москва)
АНАЛИЗ СВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ МАТРИЦ СОПРЯЖЕННОСТИ
Аннотация. В статье анализируются результаты Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) по французскому языку с 2014/15 по 2018/19 учебные года. Дается обзор работ, посвященных вопросам прогностической валидности педагогических тестовых измерителей. Приводится порядок проведения и определения победителей и призеров регионального и заключительного этапа олимпиады по французскому языку. Устанавливаются отличия в методике проведения анализируемых этапов. Исследуется вопрос прогностической способности результатов регионального этапа относительно заключительного. Исследование основано на данных результатов команд школьников города Москвы по французскому языку регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады. Для анализа результатов исследуемых этапов применяются методы описательной статистики. Исследование зависимости результатов школьников на разных этапах проводится на основе таблиц сопряженности и расчета значения х2. Гипотеза H0 состоит в отсутствие связи между результатами исследуемых этапов. Полученные значения х2 позволяют отвергнуть нулевую гипотезу об отсутствии статистической взаимосвязи между результатами этапов. Для оценки силы взаимосвязи применяется критерий V Крамера. Отдельно исследуются зависимости для различных категорий участников олимпиады (9, 10, 11 классы). Для указанных категорий участников устанавливаются и обсуждаются силы взаимосвязи результатов на разных этапах олимпиады. Результаты школьников 9-11 классов на региональном этапе ВОШ по французскому языку обладают высокой прогностической способностью относительно результатов на заключительном этапе. Проведенное исследование, в частности, подтверждает обоснованность процедуры определения итоговых результатов Всероссийской олимпиады школьников в 2020г. в условиях отмены заключительного этапа в связи с эпидемией COVID-19.
Ключевые слова: иностранный язык, Всероссийская олимпиада школьников, прогностическая способность, матрицы сопряженности, критерий Хи-квадрат Пирсона, критерии V Крамера.
Annotation. The article reflects the authors' experience in using the method of statistical analysis for studying the final results of the participants of the All-Russian Olympiad for School Students, in this particular case the one held in French language. The main aim of the research is to verify by the means of discriminant analysis whether the procedure for determining the winners and runners-up of the All-Russian Olympiad for School Students is in accordance with the requirements established by the Central Organizing Committee. Among the indicators (predictors) studied were the scores of the participants obtained for Vocabulary and Grammar Test, Listening Comprehension, Reading Comprehension, Writing Test and Speaking Test. Apart from using the method of discriminant analysis, the researchers have studied the results applying the methods of descriptive statistics and correlational analysis.
Correlational and discriminant analyses have confirmed the fact that each part of the Olympiad tests different skills and thus does not overlap with the others. Consequently, it has been proved that the Olympiad's tests form a coherent system that permits proper differentiation between the participants, so that, by and large, one can affirm that the procedure for determining the winners and runners-up is in accordance with the regulatory documents, as far as the All-Russian Olympiad for School Students is concerned.
Key words: foreign language, All-Russian School Olympiad, test tasks, statistical analysis, discriminant analysis.
Введение. Важнейшей проблемой современного образования является обеспечение эффективной системы выявления и поддержки одаренных школьников, студентов. Особое место в этой системе занимает олимпиадное движение. Важность таких мероприятий подчеркивается многочисленными педагогами, учеными и общественными деятелями, так, в работе Е.А. Кротовой, О.М. Филатовой [6] отмечается, что участие в предметных олимпиадах «способствует развитию творческой активности и становлению профессионального самоопределения будущего выпускника». Самой массовой, авторитетной и престижной в России является Всероссийская олимпиада школьников (ВОШ), ежегодно охватывающая на всех этапах более 7 миллионов учащихся.
Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 общеобразовательным предметам, включая 6 по иностранным языкам: английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому, итальянскому. Олимпиада включает 4 этапа: школьный и муниципальный проводятся в 1 полугодии учебного года, региональный и заключительный - во втором.
В соответствии с п.56 приказа Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2020 г. № 678 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" комплекты олимпиадных заданий по каждому общеобразовательному предмету формируются: для школьного этапа разработчиками из числа муниципальных предметно-методических комиссий (ПМК), для муниципального - разработчиками из региональных ПМК, для регионального и заключительного этапов олимпиады - разработчиками центральных предметно-методических комиссий (ЦПМК).
Одним из вопросов, представляющих научный интерес, представляется изучение прогностической способности результатов участников предметной олимпиады на предварительных этапах для последующих.
В педагогических работах подобные исследования можно встретить в отношении Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В работе В.Н. Белобородова, А.О. Татур [2] изучается вопрос прогностической способности ОГЭ относительно ЕГЭ. Авторами проводится анализ коэффициентов корреляции баллов, полученных на ОГЭ по алгебре и русскому языку школьниками Москвы и, соответственно, ЕГЭ по математике и русскому языку, полученными ими же. Корреляционный анализ позволил утверждать, что результаты ОГЭ по указанным общеобразовательным предметам обладают высокой прогностической способностью по отношению к результатам ЕГЭ, причем прогностическая валидность ОГЭ по алгебре несколько выше, чем прогностическая валидность ОГЭ по русскому языку.
В работе Д.В. Айдаркина, С.Г. Косачевского, Л.И. Подымова [1] изучается прогностическая валидность единого государственного экзамена путем измерения силы связи результатов ЕГЭ и дальнейшей успеваемости в вузе. С помощью регрессионного анализа авторами установлено, что рузультаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку хорошо предсказывают академическую успеваемость в течение трех первых семестров обучения студентов в Ульяновском институте гражданской авиации.
Изложение основного материала статьи. Цель исследования - изучить прогностическую способность результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку по отношению к результатам заключительного этапа. Исследование основывается на анализе данных выступления команды школьников г. Москвы на олимпиаде по французскому языку с 2014/15 по 2018/19 учебные года. Команды Москвы традиционно являются самыми многочисленными участниками всероссийских предметных олимпиад [4] и данные о результатах выступления в целях исследования являются доступными [10].
На региональном и заключительном этапах ВОШ по французскому языку участники 9-11 классов работают по единому комплекту заданий, при этом уровень сложности на региональном этапе - В2, а на заключительном - В2+ по европейской шкале. Комплекты заданий включает 5 конкурсов, из которых 4 письменных и 1 устный. В работах [5], [9] представлен анализ олимпиадных заданий по французскому языку заключительного этапа ВОШ на основе статистического подхода.
В соответствии с п. 43 приказа Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2020 г. № 678 квоту на количество победителей и призеров регионального этапа олимпиады устанавливает Организатор регионального этапа олимпиады. Квота призеров и победителей заключительного этапа олимпиады определяется Министерством просвещения на основе положения п. 52 приказа № 678 [8].
В таблицах 1 и 2 приведена статистика региональных этапов в г. Москве и заключительных этапов за анализируемый период.
Таблица 1
Сводные данные о результатах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому
языку в г. Москве
2014/15 уч.г. 2015/16 уч.г. 2016/17 уч.г. 2017/18 уч.г. 2018/19 уч.г.
Максимальный балл победителя 137 138 138 130 120
Нижняя граница определения победителей (балл) 115 113 108 99 106
Нижняя граница определения призеров (балл) 100 95 87 80 91
Количество победителей 17 19 24 25 14
Количество призеров 77 101 101 108 105
Сводные данные о результатах заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по
французскому языку
2014/15 уч.г. 2015/16 уч.г. 2016/17 уч.г. 2017/18 уч.г. 2018/19 уч.г.
Проходной балл 103 102 96 88 100
Общее количество участников этапа (по итоговому протоколу) 201 200 200 196 203
Количество участников команды Москвы 75 65 52 70 65
Количество победителей (общее) 17 16 17 16 16
Количество победителей команды Москвы 9 6 10 10 7
Количество призеров (общее) 73 74 70 75 78
Количество призеров команды Москвы 28 26 23 26 35
Для изучения прогностической способности результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку по отношению к результатам заключительного этапа была составлена таблица сопряженности на основании данных об итоговых результатах по каждому участнику команды г. Москвы (таблица 3).
Таблица 3
Таблица сопряженности участников регионального и заключительного этапов ВОШ по французскому
языку (чел.)
Победители Призеры Другие участники Всего
заключительного заключительного заключительного
этапа этапа этапа
Победители
регионального 34 53 17 104
этапа
Призеры регионального 8 85 130 223
этапа
Всего 42 138 147 327
Из 327 участников команд Москвы на заключительных этапах 17,4% (57 чел.) - учащиеся 9 классов, 33,0% (108 чел.) -10 классов, 49,6% - 11 классов (162 чел.). Отметим, что из 104 победителей регионального этапа 32,7% (34 чел.) стали победителями заключительного этапа и 51% (53 чел.) призерами. В тоже время 58,3% (130 чел.) призеров регионального этапа не заняли призовых мест в заключительном этапе; 38,1% (85 чел.) стали призерами и 3,6% (8 чел.) - победителями.
Анализ прогностической способности на основании таблиц сопряженности (см. [3, С. 36-44], [7, С. 123-135]) осуществляется с помощью расчета коэффициента х2 Пирсона по формуле
¿=17=1
где i - номер строки,] - номер столбца, Оу - фактическое количество наблюдений. Ожидаемое количество наблюдений Еу для каждой ячейки рассчитывается путем перемножения сумм рядов и столбцов (маргинальных итогов) с последующим
/г/; N
П-
сумма частот во всех ячейках I-
делением полученного произведения на общее число наблюдений:
Л
строки, ' 1 - сумма частот во всех ячейкаху-столбца, N - сумма частот всей таблицы сопряженности. Найденное значение критерия х2 сравнивается с критическими значениями для (г - 1)(с - 1) числа степеней свободы. В данном случае степень свободы равна 2, а критическое значение критерия равно 13,817 при уровне значимости 0,001. Полученное значение 77,31 превышает критическое, следовательно, на основании применения критерия х2 Пирсона нулевая гипотеза Н0, состоящая в том, что связи между показателями нет, может быть отвергнута. Для оценки силы взаимосвязи применим критерий V Крамера:
V =
I
Ж2
.
Полученное значение V = 0,34 указывает на среднюю силу взаимосвязи.
Таким образом, можно констатировать, что статистическая взаимосвязь между результатами регионального этапа и заключительного этапа ВОШ по французскому языку существует, а значит можно говорить и о прогностической способности. Между тем, сила взаимосвязи характеризуется как средняя, в связи с чем возникает вопрос: не зависит ли она от возраста участников. Для этого проведем аналогичное исследование по каждому классу в отдельности. Таблица 4 содержит данные относительно участников 9 классов.
Таблица сопряженности участников регионального и заключительного этапов ВОШ по французскому языку
(9 классы)
Победители заключительного этапа Призеры заключительного этапа Другие участники заключительного этапа Всего
Победители регионального этапа 5 12 4 21
Призеры регионального этапа 0 13 23 36
Всего 5 25 27 57
Отметим, что из 21 победителей 9-х классов регионального этапа 23,8% (5 чел.) стали победителями заключительного этапа и 57,1% (12 чел.) призерами. В тоже время 63,9% (23 чел.) призеров регионального этапа не заняли призовых мест в заключительном этапе и 36,1% (13 чел.) стали призерами (победителей нет).
Полученное значение х2 = 15,54 превышает критическое при уровне значимости 0,001, следовательно, нулевая гипотеза может быть отвергнута. Полученное значение V = 0,37 указывает на среднюю силу взаимосвязи.
Таблица 5 содержит результаты участников команды г. Москвы, обучающихся в 10 классах.
Таблица 5
Таблица сопряженности участников регионального и заключительного этапов ВОШ по французскому языку
(10 классы)
Победители Призеры Другие участники Всего
заключительного заключительного заключительного
этапа этапа этапа
Победители
регионального 13 17 7 37
этапа
Призеры
регионального 1 23 47 71
этапа
Всего 14 40 54 108
Таким образом из 37 победителей 10-х классов регионального этапа 35,1% (13 чел.) стали победителями заключительного этапа и 45,9% (17 чел.) призерами. В тоже время 66,2% (47 чел.) призеров регионального этапа не заняли призовых мест в заключительном этапе и 32,4% (23 чел.) стали призерами (победитель - 1 чел.).
Полученное значение х2 = 33,42 превышает критическое при уровне значимости 0,001, следовательно, нулевая гипотеза может быть отвергнута. Полученное значение V = 0,39 указывает на среднюю силу взаимосвязи.
Далее, проводится аналогичный анализ для 11 классов на основе таблицы сопряженности (таблица 6).
Таблица 6
Таблица сопряженности участников регионального и заключительного этапов ВОШ по французскому языку
(11 классы)
Победители заключительного этапа Призеры заключительного этапа Другие участники заключительного этапа Всего
Победители регионального этапа 16 24 6 46
Призеры регионального этапа 7 49 60 116
Всего 23 73 66 162
Из 46 победителей 11-х классов регионального этапа 34,8% (16чел.) стали победителями заключительного этапа и 52,2% (24 чел.) призерами. В тоже время 51,7%(60 чел.) призеров регионального этапа не заняли призовых мест в заключительном этапе, 42,2% (49 чел.) стали призерами и 6% (7 чел.) - победителями.
Полученное значение х2 = 31,99 превышает критическое при уровне значимости 0,001, следовательно, нулевая гипотеза может быть отвергнута. Полученное значение V = 0,31 указывает на среднюю силу взаимосвязи.
Выводы. Проанализировав таблицы сопряженности видно, что более 80% победителей регионального этапа г. Москвы занимают призовые места в заключительном этапе олимпиады, в то же время более 50% призеров регионального этапа остаются вне призовых мест в заключительном этапе. Анализ таблиц сопряженности позволяет утверждать наличие статистической взаимосвязи между результатами регионального этапа и заключительного этапа ВОШ по французскому языку. Количество учащихся 11 классов команды г. Москвы в заключительном этапе составляет около 50%, а десятиклассников - 33%, в девятиклассников - 17%. Однако на основании проведенного исследования можно
констатировать, что прогностическая способность результатов регионального этапа относительно заключительного не зависит от возраста, т.к. во всех случаях наблюдается одинаковая сила взаимосвязи (средняя).
В 2020 году в связи с угрозой распространения COVID-19 Министерством просвещения было принято решение не проводить заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Итоги финала в 2019/20 учебном году определялись результатами регионального этапа ВОШ: призерами по каждому общеобразовательному предмету были признаны участники 11 классов, набравшие необходимое количество баллов для участия в заключительном этапе. Проведенное исследование связи результатов регионального и заключительного этапов олимпиады школьников по французскому языку подтверждает возможность такого определения итогов олимпиады в особых условиях, например, пандемии.
Литература:
1. Айдаркин, Д.В. Прогностическая валидность единого государственного экзамена как основного инструмента отбора поступающих в институт / Д.В. Айдаркин, С.Г. Косачевский, Л.И. Подымов // Научный вестник УИ ГА. - 2016. - № 8. -С. 57-63.
2. Белобородов, В.Н. О прогностической ценности результатов ОГЭ по отношению к результатам ЕГЭ / В.Н. Белобородов, А.О. Татур // Педагогические измерения. - 2017. - № 1. - С. 80-84.
3. Гржибовский, А.М. Анализ биомедицинских данных с использованием пакета статистических программ SPSS / А.М. Гржибовский, Т.Н. Унгуряну. - Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2017. - 293 с. -ISBN 978-5-91702-255-0.
4. Должикова, А.В. Всероссийская олимпиада школьников: некоторые итоги 2018 года и тенденции развития /
A.В. Должикова, А.Г. Ершов, М.И. Тисленко // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 12. - С. 56-60. - DOI 10.25586/RNU.HET.18.12.P.56.
5. Кисова, В.В. Дискриминантный анализ в исследовании результатов олимпиады школьников по иностранному языку /
B.В. Кисова, А.В. Семенов, Е.А. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. -
C. 178-183.
6. Кротова Е.А. Экологические олимпиады в системе профессионального самоопределения учащихся / Е.А. Кротова, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. - 2015. - №2 (10). - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/49/50 (дата обращения: 21.02.2022).
7. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 № 678 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" (Зарегистрирован 05.03.2021 № 62664) // Российская газета, 9 марта 2021 г.
9. Семенов, А.В. Анализ олимпиадных заданий по иностранному языку на основе статистического подхода / А.В. Семенов, В.В. Кисова, Е.А. Семенова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - С. 75. - DOI 10.17513/spno.30912.
10. vos.olimpiada.ru: Этапы Всероссийской олимпиады школьников в г. Москве: сайт. - 2022. - URL: https://vos.olimpiada.ru/ (дата обращения: 21.02.2022).
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Клименко Елена Васильевна
Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (г. Калуга), Калужский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Калуга); кандидат педагогических наук Волхонская Анжелика Саитовна
Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (г. Калуга)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК КОМПОНЕНТ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ИПКК) БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация. В данной статье представлен компонентный состав иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих выпускников технического вуза. Особое внимание уделяется информационным компетенциям, их содержанию и формированию. Делается обзор традиционных моделей информационных компетенций в сравнении с современной улучшенной Моделью информационных компетенций в эпоху ВЕБ 2,0 Карсанти и О.М. Козаренко. Приводится пример использования данной модели при формировании информационных компетенций студентов 3 курса при подготовке домашнего чтения по специальности.
Ключевые слова: иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, модель информационных компетенций, домашнее чтение, поиск информации, оценка полученной информации, эффективное использование информации.
Annotation. The article deals with the components of the foreign professional communicative competence of future engineers. The greatest attention is paid to the content and formation of the informational competences. Traditional models of informational competences and the improved Model of Informational Competences in the Era of VEB 2,0 presented by Carsanty and O.M. Kozarenko are reviewed and compared. The example of using this modern model in forming the informational competences of the third-year students while preparing home reading tasks is presented.
Key words: foreign professional communicative competence, the model of informational competences, home reading, the search of information, the assessment of the received information, effective use of information.
Введение. Главной задачей, стоящей перед преподавателем иностранного языка в техническом вузе, состоит в том, чтобы сформировать и далее развивать иноязычную профессиональную коммуникативную компетентность будущих специалистов (ИПКК). В своих ранних исследованиях мы обобщили различные подходы к трактованию данного понятия в различных отраслях науки и дали ему следующее определение: ИПКК есть «результат, затраченных усилий, направленных на формирование таких иноязычных знаний и умений, которые отражают лингвистическое, профессионально -контекстуальное, психологическое, социальное и ситуативное состояние языка как средства профессионального общения ... и личностного общения» [1; 2, С. 64]. Компонентный состав ИПКК (компетенции) будущих специалистов рассматривался