Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СВЯЗАННОСТИ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНАЛИЗ СВЯЗАННОСТИ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков С.В., Плахин А.Е.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования методологической базы формирования и модификации механизма управления сферой высшего образования. В настоящий момент дискуссионным вопросом является включение в стратегирование развития сферы высшего образования целей, касающихся расширения продуцирования научной и образовательной деятельности для отраслей национальной экономики. Целью статьи является выявление связанности целей и показателей планирования сферы высшего образования. В ходе исследования установлено, что в документах целеполагания на уровне институционального регулятора присутствует ряд показателей, характеризующих отдельные элементы развития сферы высшего образования, однако напрямую в качестве цели не заявленные. Результаты исследованию доказывают целесообразность некоторой модификации целей для конструирования механизма управления сферой высшего образования с включением цели связанности результатов, продуцируемых сферой высшего образования и отраслей национальной экономики, а также цели организации общественных объединений на базе образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CONNECTEDNESS OF GOALS AND PLANNING INDICATORS IN THE MECHANISM OF HIGHER EDUCATION MANAGEMENT

The relevance of the study is due to the need to substantiate the methodological base for the formation and modification of the mechanism for managing the sphere of higher education. At the moment, a debatable issue is the engagement to the strategy of the development of higher education sphere goals related to the expansion of the production of scientific and educational activities for the sectors of the national economy. The purpose of the article is to identify the relationship between the goals and indicators of planning the higher education sphere. The study found that in the goal-setting documents at the level of the institutional regulator there are a number of indicators characterizing individual elements of the development of higher education, but not directly declared as a goal. The results of the study prove the feasibility of some modification of the goals for designing a mechanism for managing the higher education sphere with the engagement of the goal of linking the results produced by the field of higher education and sectors of the national economy, as well as the goal of organizing public associations based on educational organizations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СВЯЗАННОСТИ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

EDN: OVMRMT

С.В. Новиков - к.э.н., доцент, профессор кафедры цифровых технологий в экономике и управлении, Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия, sv_novikov@internet.ru,

S.V. Novikov - candidate of economic sciences, associate professor, professor of the department of digital technologies in economics and management, Ufa university of science and technology, Ufa, Russia;

А.Е. Плахин - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия,

A.E. Plakhin - doctor of economics, associate professor, head of the department of management and entrepre-neurship, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia.

АНАЛИЗ СВЯЗАННОСТИ ЦЕЛЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ УПРАВЛЕНИЯ

СФЕРОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ANALYSIS OF THE CONNECTEDNESS OF GOALS AND PLANNING INDICATORS IN THE MECHANISM

OF HIGHER EDUCATION MANAGEMENT

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования методологической базы формирования и модификации механизма управления сферой высшего образования. В настоящий момент дискуссионным вопросом является включение в стратегирование развития сферы высшего образования целей, касающихся расширения продуцирования научной и образовательной деятельности для отраслей национальной экономики. Целью статьи является выявление связанности целей и показателей планирования сферы высшего образования. В ходе исследования установлено, что в документах целе-полагания на уровне институционального регулятора присутствует ряд показателей, характеризующих отдельные элементы развития сферы высшего образования, однако напрямую в качестве цели не заявленные. Результаты исследованию доказывают целесообразность некоторой модификации целей для конструирования механизма управления сферой высшего образования с включением цели связанности результатов, продуцируемых сферой высшего образования и отраслей национальной экономики, а также цели организации общественных объединений на базе образовательных организаций.

Abstract. The relevance of the study is due to the need to substantiate the methodological base for the formation and modification of the mechanism for managing the sphere of higher education. At the moment, a debatable issue is the engagement to the strategy of the development of higher education sphere goals related to the expansion of the production of scientific and educational activities for the sectors of the national economy. The purpose of the article is to identify the relationship between the goals and indicators of planning the higher education sphere. The study found that in the goal-setting documents at the level of the institutional regulator there are a number of indicators characterizing individual elements of the development of higher education, but not directly declared as a goal. The results of the study prove the feasibility of some modification of the goals for designing a mechanism for managing the higher education sphere with the engagement of the goal of linking the results produced by the field of higher education and sectors of the national economy, as well as the goal of organizing public associations based on educational organizations.

Ключевые слова: сфера высшего образования, образовательные организации, механизм управления, стратегии, планирование.

Keywords: higher education, educational organizations, management mechanism, strategies, planning.

Термин механизм в теории управления означает порядок действий, реализацию методов и приемов, обуславливающих воздействие субъекта управления на объект управления. Исследуя основу механизма управления, можно идентифицировать последовательную реализацию функций управления относительно объекта управления с целью получения необходимого результата, однако реализация функций может быть осуществлена различными методами. Определение общей конструкции данных методов их согласованность и взаимосвязь и представляет механизм управления каждым конкретным объектом. Механизм управления представляет цепь взаимосвязанных методов управления, реализующих воздействие субъекта управления на объект в рамках заданных целей. Ценность и уникальность каждого конкретного механизма управления - это специфичность, позволяющая путем подбора обоснованных методов из возможных альтернатив получить оптимальный результат. В данном ключе можно привести подход к определению «механизма управления сферы высшего образования», так в работе С.А. Белякова [1] обозначено, что «применительно к высшему образованию механизм можно представить, как создание форм организаций в рамках системы ВПО, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным, заранее заданным условиям».

Целеполагание в комплексе функций, реализуемых механизмом управления сферы высшего образования заложено на уровне программных документов в частности в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» [2] и паспорте национального проекта «Образование» [3] отмечены основные цели, достижение которых реализуется в рамках сферы высшего образования, «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций». В то же время исследователи, опирающиеся на шумпетерианскую парадигму о доминирующей роли технологических инноваций в эндогенной акселерации экономического роста [4], отмечают необходимость наращивания вузовской составляющей в инновационном росте экономики страны. То есть на уровне программных документов не заложены целевые ориентиры, увязывающие функционирование сферы высшего образования и социально-экономического развития общества. Данная взаимосвязь формируется скорее опосредованно через формируемый соответствующей мировому уровню системой образования человеческий капитал.

Да

Рисунок 1 - Алгоритм определения соответствия механизма планирования целям развития сферы высшего образования

В инновационной экономике образование превращается в ключевой компонент системы социально-экономического развития общества, а университет является источником роста его кадрового и инновационного потенциала. Система образования и модели университетов должны эволюционировать вместе с актуальными, востребованными характеристиками человеческого капитала в зависимости от развития экономической системы.

Для системы высшего образования России, характеризуемой высоким участием государства, одна из ключевых задач - создание условий, позволяющих в значительной степени усилить вклад высшей школы во всех социально-экономических сферах. Поэтому особую важность приобретают управленческие аспекты, связанные с грамотной институциональной организацией, приоритизацией, а также оценкой вклада высшего образования в контексте его взаимодействия с другими элементами социально-экономической системы.

Анализ связанности целей и показателей планирования в механизме управления сферой высшего образования может быть осуществлен в соответствии с этапами, представленными на рисунке 1.

На первом этапе реализации предлагаемого алгоритма осуществляется формализация целей исходя из показателей результативности (1т), заявленных в программных документах, стратегиях развития регионов, стратегиях развития образовательных организаций. Этап определения текущих целей функционирования сферы высшего образования на основании программных документов позволил обобщить систему документов, содержащих цели и характеризующие их показатели, рисунок 2.

Рисунок 2 - Комплекс документов описывающих систему целей и соответствующие им показатели [5-10]

Далее в таблице 1 представим результаты определения связанности целей и показателей планирования сферы высшего образования.

Таблица 1 - Результаты определения связанности целей и показателей планирования сферы высшего образования

Цель 1 Предоставление гражданам широких возможностей для получения профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда Цель 2 Обновление материально -технической базы научных организаций и образовательных организаций высшего образования, в том числе приборной и экспериментально -испытательной Цель 3 Повышение роли России в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве Цель 4 Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования Цель 5 Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления

Доля трудоустроенных выпускников образовательных организаций высшего образования (1п) Доля образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования с использованием федеральных цифровых платформ (информационных систем и ресурсов) (21) Количество обучающихся иностранцев в России (¡31) Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований (¡41) Число принятых на программы высшего образования в сфере информационных технологий и по математическим специальностям (¡51)

Численность лиц, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях высшего образования, в том числе посредством онлайн - курсов (1п) Количество иностранных обучающихся постоянно проживающих на территории Российской Федерации (¡32) Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки (¡42) Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования (¡52)

Количество субъектов Российской Федерации, на территории которых образовательные организации высшего образования входят в Московский международный рейтинг «Три миссии университета» (113) Доля иностранных обучающихся, которым предоставлена гранто-вая поддержка в общей численности иностранных студентов (¡33) Место Российской Федерации по объему НИОКР в секторе высшего образования ([43) Формирование на базе образовательных организаций высшего образования сеть цифровой трансформации университетов - «Цифровой университет» (153)

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования с правом получения на бесплатной основе дополнительной квалификации (¡14) Место России в мире по присутствию университетов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов (34) Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей (¡44) Количество специалистов в области искусственного интеллекта. подготовленных в рамках программ высшего и дополнительного образования (¡54)

Доступность бесплатного высшего образования (не менее 50% выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования) с учетом приоритетного направления бюджетных мест в регионы (за исключением г. Москвы и Санкт-Петербурга) (Ьз) Количество российских университетов, входящих в глобальные рейтинги университетов (Ьз) Доля аспирантов и соискателей, защитивших кандидатские диссертации и оставшихся в секторе науки и высшего образования (¡45) Публикаций российских специалистов на конференциях в области ИИ уровня А* (¡55)

В документах целеполагания обозначено пять целей напрямую задающие ориентиры деятельности для сферы высшего образования. Наиболее детализированной является цель формирования Цифровой образовательной среды, стимулирующей самообразование и саморазвитие обучающихся. Наименьшую детализацию в программных документах получила цель обновления материально технической базы образовательных учреждений высшего образования. Единственный показатель касается опять же цифровизации образовательного пространства, требующего соответствующей информационной и ресурсной базы.

Необходимо отметить, что в документах целеполагания на уровне институционального регулятора присутствует ряд показателей, характеризующих отдельные элементы развития сферы высшего образования, однако напрямую в качестве цели не заявленные. Особую обеспокоенность вызывает отсутствие в системе целеполагания элементов, связывающих функционирование сферы высшего образования и отраслей национальной экономики. Так в федеральном проекте «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям» отмечен такой показатель как «Количество созданных отечественных технологий с использованием результатов исследований и разработок, востребованных реальным сектором экономики и отраслями социальной сферы», а в государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» приведен показатель «Количество подготовленных управленческих кадров в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по всем видам образовательных программ», детализированный в федеральном проекте «Системные меры по повышению производительности труда» как «Количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда».

Также в федеральном проекте «Социальная активность» представлен показатель «Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования» предполагающий необходимость планирования и организации работы по данному направлению. Таким образом, целесообразна некоторая модификация целей для конструирования механизма управления сферой высшего образования с включением цели связанности результатов, продуцируемых сферой высшего образования и отраслей национальной экономики, а также цели организации общественных объединений на базе образовательных организаций.

Источники:

1. Беляков С. А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы высшего профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов //М.: Макс Пресс. -2007. - С. 49.

2. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N° 16).

4. Новиков С.В. Функциональные параметры технического университета в коммуникационной модели национальной инновационной системы // Вестник УГАТУ. 2020. Т. 24. № 4. С. 126-132.

5. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

6. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

10. Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

EDN: IZLSBD

Д.Н. Пантелеев - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Вятский государственный университет, Киров, Россия, cazador.nur@gmail.com,

D.N. Panteleev - candidate of economics, associate professor, associate professor of the department of management and marketing, Vyatka state university, Kirov, Russia.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОГО АТРИБУТА ИННОВАЦИЙ RESEARCH AND CHARACTERIZATION OF THE MARKETING ATTRIBUTE OF INNOVATION

Аннотация. Работа посвящена анализу маркетингового атрибута инноваций, являющегося неотъемлемой частью инновационного продукта, ориентированного на требования рынка. В процессе исследования выявлено усиление роли маркетинговой деятельности в процессе разработки инноваций, что определяет необходимость формирования маркетингового атрибута инновации, который, в свою очередь, не только отражает ценность создаваемого продукта для потребителя, но и доносит до потенциального клиента содержание этой ценности и способствует ускорению принятия инновации рынком. Направления формирования указанного атрибута реализуются через выполнение определенных задач с использованием соответствующих инструментов, в том числе программных продуктов. Формализованное описание маркетингового атрибута инноваций на примере направления маркетинговых исследований произведено с помощью построения диаграммы Ч. Бахмана. Объединение элементарных диаграмм в целостную композицию позволит сформировать единую модель маркетингового атрибута инноваций.

Abstract. The work is devoted to the analysis of the marketing attribute of innovation, which is an integral part of an innovative product focused on market requirements. The study revealed the strengthening of the role of marketing activities in the process of innovation development, which determines the need for the formation of a marketing attribute of innovation, which, in turn, not only reflects the value of the product being created for the consumer, but also conveys to the potential customer the content of this value and accelerates the adoption of innovation by the market. The directions of formation of the specified attribute are realized through the performance of certain tasks using appropriate tools, including software products. A formalized description of the marketing attribute of innovation on the example of the direction of marketing research was made using the construction of a diagram by C. Bachman. Combining elementary diagrams into a complete composition will form a single model of the marketing attribute of innovation.

Ключевые слова: инновации, маркетинг, маркетинговый атрибут инноваций, направления, задачи, инструменты. Keywords: innovation, marketing, marketing attribute of innovation, directions, tasks, tools.

Введение

Активное развитие инновационной деятельности в Российской Федерации и появление инноваций различного типа как в потребительском секторе, так и в сфере промышленного производства, диктует необходимость развития маркетинговой политики и ориентации разрабатываемых продуктов на требования рынка. Категория маркетинга инноваций неоднократно рассматривалась как российскими, так и зарубежными учеными. Концепции и принципы маркетинга инноваций изложены Т.Л. Коротковой и А.В. Власовым [6]. Необходимость реализации и содержание маркетинга инноваций рассмотрены в работах А. Г. Будрина, Ж. А. Ермаковой и других авторов [2], [3], [8], [11], [18], [20]. Атрибуты инноваций рассмотрены Кречетовым А.Г., Фарлей К., Л.В. Стрелковой и другими [7], [12], [13], [17]. Вместе с тем, понятие маркетингового атрибута рассматривалось лишь применительно к категориям товаров, брендов и личностей и не затрагивало сферу инноваций. В связи с этим вопросы формирования маркетингового атрибута инновации представляют определенный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.