Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА / СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багузова Лариса Валентиновна

В связи с глобальной проблемой ограниченности ресурсов встает вопрос их выполняемости и эффективности использования в любой сфере деятельности. В работе приводятся результаты анализа категорий «ресурсы», «потенциал», «ресурсный потенциал», раскрыты данные понятия в трактовке разных авторов, сформулированы основные выводы о необходимости теоретических исследований в области изучения ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования. Предложено авторское понятие ресурсного потенциала в котором учитывается его целевое назначение. На примере образовательных организаций высшего образования разработана классификация и структура ресурсного потенциала. Цель - изучение ресурсного потенциала с разных точек зрения с выявлением основных его составляющих. Метод или методология проведения работы: в статье использовались общенаучные подходы теоретического исследования: описание, изложение, анализа и синтеза. Результаты: предложено авторское понятие дефиниции «ресурсный потенциал». В связи с поставленной задачей Президентом в Послании Федеральному Собранию о развитии цифровой экономики, в предложенной классификации выделены виды потенциала необходимые для осуществления образовательного процесса такие как: информационный, информационно-коммуникационный и цифровой. Область применения результатов: проведенные исследования послужат теоретической базой диссертационного исследования эффективности управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багузова Лариса Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO DETERMINING THE ESSENCE OF RESOURCE POTENTIAL IN ECONOMIC SCIENCE

In connection with the global problem of limited resources, the question arises of their feasibility and efficient use in any field of activity. The paper presents the results of the analysis of the categories «resources», «potential», «resource potential», discloses these concepts in the interpretation of different authors, and formulates the main conclusions about the need for theoretical research in the field of studying the resource potential of educational institutions of higher education. The author proposes the concept of resource potential in which its purpose is taken into account. Based on the example of educational institutions of higher education, a classification and structure of the resource potential are developed. Purpose. The study of resource potential from different points of view with the identification of its main components. Method or methodology of the work: the article used the general scientific approaches of theoretical research: description, presentation, analysis and synthesis. Results: the definitions of the concepts considered, the classification and the proposed structure are proposed and refined. In connection with the task set by the President in the Address to the Federal Assembly on the development of the digital economy, the proposed classification identifies the types of potential necessary for the implementation of the educational process, such as information, information and communication, and digital. Scope of the results: the studies will serve as the theoretical basis for the dissertation research on the effectiveness of managing the resource potential of educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

DOI: 10.12731/2070-7568-2020-1-24-39 УДК 330.101

теоретические ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУщНОСТИ РЕСУРСНОГО

потенциала в экономической науке

Багузова Л.В.

В связи с глобальной проблемой ограниченности ресурсов встает вопрос их выполняемости и эффективности использования в любой сфере деятельности. В работе приводятся результаты анализа категорий «ресурсы», «потенциал», «ресурсный потенциал», раскрыты данные понятия в трактовке разных авторов, сформулированы основные выводы о необходимости теоретических исследований в области изучения ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования. Предложено авторское понятие ресурсного потенциала в котором учитывается его целевое назначение. На примере образовательных организаций высшего образования разработана классификация и структура ресурсного потенциала.

Цель - изучение ресурсного потенциала с разных точек зрения с выявлением основных его составляющих.

Метод или методология проведения работы: в статье использовались общенаучные подходы теоретического исследования: описание, изложение, анализа и синтеза.

Результаты: предложено авторское понятие дефиниции «ресурсный потенциал». В связи с поставленной задачей Президентом в Послании Федеральному Собранию о развитии цифровой экономики, в предложенной классификации выделены виды потенциала необходимые для осуществления образовательного процесса такие как: информационный, информационно-коммуникационный и цифровой.

Область применения результатов: проведенные исследования послужат теоретической базой диссертационного исследования эффективности управления ресурсным потенциалом образовательных организаций высшего образования.

Ключевые слова: ресурсный потенциал образовательных организаций; классификация видов ресурсного потенциала; структура ресурсного потенциала, экономическая категория.

THEORETICAL APPROACHES TO DETERMINING THE ESSENCE OF RESOURCE POTENTIAL IN ECONOMIC SCIENCE

Baguzova L.V.

In connection with the global problem of limited resources, the question arises of their feasibility and efficient use in any field of activity. The paper presents the results of the analysis of the categories «resources», «potential», «resourcepotential», discloses these concepts in the interpretation of different authors, and formulates the main conclusions about the needfor theoretical research in the field of studying the resource potential of educational institutions of higher education. The author proposes the concept of resource potential in which its purpose is taken into account. Based on the example of educational institutions of higher education, a classification and structure of the resource potential are developed.

Purpose. The study of resource potential from different points ofview with the identification of its main components.

Method or methodology of the work: the article used the general scientific approaches of theoretical research: description, presentation, analysis and synthesis.

Results: the definitions of the concepts considered, the classification and the proposed structure are proposed and refined. In connection with the task set by the President in the Address to the Federal Assembly on the development of the digital economy, the proposed classification identifies the types ofpotential necessary for the implementation of the educational process, such as information, information and communication, and digital.

Scope of the results: the studies will serve as the theoretical basis for the dissertation research on the effectiveness of managing the resource potential of educational institutions of higher education.

Keywords: resource potential of educational organizations; classification of types of resource potential; structure of resource potential; economic category.

Проблема достижения экономических целей при ограниченном количестве ресурсов вызывала интерес множества авторов на различных этапах развития экономической науки с целью их альтернативного использования для достижения максимального удовлетворения потребностей. Поэтому для любой организации в современных условиях основной целью является закрепление позиций в своей сфере деятельности. Важным становится необходимость обладать конкурентными преимуществами и владение информацией. Как известно содержание любой среды составляет объединение различного вида ресурсов, которые обладают свойством периодической изменчивости.

На деятельность каждой организации влияют изменения, происходящие во внешней и внутренней среде в частности собственного ресурсного потенциала, обладая такой информацией руководство образовательных организаций сможет соизмерить свои возможности со своими потребностями, объективно оценить ситуацию и принимать грамотные экономически обоснованные управленческие решения.

У отечественных и зарубежных авторов не однозначный подход к понятиям «ресурсы», «потенциал» и «ресурсный потенциал» определения раскрывают только определенные стороны деятельности организаций и не имеют однозначного понимания. В связи с этим необходимо проанализировать дефиниции разных авторов.

Зарубежные авторы такие как С. Брю, К. Макконелл [12] считают, что ресурсы подразделяются на две категории: первая - это материальные ресурсы такие как земля, или сырьевые материалы и капитал, вторая - людские ресурсы такие как труд и предпринимательская способность.

Самое распространённое понятие «ресурсам» дает современный словарь иностранных слов в котором выделяют «возможности», что связывает понятие ресурсы с потенциалом развития и трактуются как средства, запасы, возможности, источники чего-либо [3].

Исследуя источники разных авторов можно сделать вывод что, потенциал переходит в категорию возможностей наступления чего-либо при определенных условиях и переходить в действительность, а действительность по мнению сотрудников института философии РАН - это то, что уже объективно существует, имеется при данных условиях, это осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей [6].

Можно сделать вывод, что потенциал как возможность должен составлять основу для роста с постоянным использованием и учетом отраслевых особенностей, а нереализованные возможности снижают потенциал предприятия.

Характеризуя потенциал относительно образования следует обратить внимание на определение Прозументовой Г.Н. «потенциал -это сила или возможность, которая уже порождена, но существует в скрытом, неявном виде и проявляется только при определенных условиях [17]. Практическая деятельности объекта всегда сопровождается отклонениями между действительными возможностями и их фактическим использованием.

Понятие «потенциал» нередко идентифицируют с понятием «ресурс», что исключает правильное употребление роли термина «ресурсный потенциал». На наш взгляд, «ресурсы» являются основой «потенциала» которые необходимо рассматривать как взаимосвязанные понятия.

Рассмотрение содержания категории «ресурсный потенциал» выявило, что в приведенных определениях нет четкого единства мнений, но можно сделать вывод, что ресурсный потенциал представлен как совокупность ресурсов [7, 18, 24, 29] для обеспечение управления [2], получение результата [35] и удовлетворение общественных потребностей [4,19] учитывая специфику деятельности организации.

Рассмотрение содержания категории ««ресурсный потенциал» выявило, что в приведенных определениях нет четкого единства мнений, но можно сделать вывод, что ресурсный потенциал представлен как совокупность ресурсов [7, 8, 9, 10, 13, 14, 19, 20, 21, 23, 28] для обеспечение управления [29, 30, 31, 33], получение резуль-

тата [2, 11, 37, 38] и удовлетворение общественных потребностей [14, 16, 25, 39] учитывая специфику деятельности организации.

Являясь педагогической категорией «ресурсный потенциал» определяется в различных значениях.

Советский психолог Б.Г. Ананьев [1] под ресурсным потенциалом рассматривал потенциальные свойства личности, которые связаны с жизнеспособностью, одаренностью, специальными способностями, работоспособностью.

Такие авторы как Третьяков П.И., Шарай Н.А. [27] ресурсный потенциал определяют, как «совокупность объективно существующих условий и средств, необходимых для эффективной реализации определенных образовательных процессов».

По мнению В.А. Митрахович [15] ресурсный потенциал трактуется как «свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие личности в процессе ее образования».

Определяющим моментом в понятиях [1, 15, 27] является образование личности через педагогические функции.

Толстов С.Н., Шмелева Е.А. считают, что ресурсный потенциал связан с творческим потенциалом и рассматривается как совокупность социально-антропологических и социально-психологических качеств, обеспечивающих успешность самореализации личности [26].

В.И. Слободчиков [22] определяет ресурсный потенциал (насыщенность) образовательной среды как один из ее основных параметров и способ ее организации (структурированность).

Образовательную среду характеризуют двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации) [22].

Исходя из проведенного исследования множества определений и систематизации научных взглядов автор пришел к выводу, что ресурсный потенциал образовательных организаций - это совокупность ресурсов наделенных экономической ценностью, используемые в процессе осуществления образовательной деятельности и обеспечивающие результат для достижения поставленных целей и задач удовлетворяющие общественные потребности.

Существующие взгляды, описанные в приведенных трудах к таблице 1, не позволяют реализовать комплексный и системный подход к классификации видов ресурсного потенциала, поэтому рассмотрим различные подходы и сгруппируем их по следующим признакам.

Таблица 1.

Классификация видов ресурсного потенциала ООВО (составлено автором)

Признаки классификации Виды ресурсного потенциала

По степени принадлежности организации Внешний, внутренний

По степени использования ресурсного потенциала Используемый Неиспользуемый

По степени реализации Фактический Прогнозируемый

В зависимости от их альтернативной ценности в рамках предприятия Общий Специфический Интерспецифический

По степени новизны Инновационный Традиционный

По степени оценки конечных результатов Эффективный Не эффективный

По степени контролируемости воздействия Контролируемый Не контролируемый

По степени зависимости Объективный Субъективный

По вещественной форме Материальный Нематериальный

По степени управляемости Управляемый Неуправляемый

По содержанию Натурально-вещественный Стоимостной

По степени функционального направления его формирования и использования в ООВО Образовательный Управленческий и кадровый Финансовый Научно-исследовательский Инновационный Маркетинговый Международный

Для осуществления образовательного процесса Информационный Информационно-коммуникационный Цифровой

Источник: составлено по [5, 32, 34, 36, 40]

В 2017 году была озвучена программа реализации в стране «цифровой экономики» которая нацелена на создание условий для развития общества знаний в РФ и некоторые вузы страны успешно запускают новые образовательные программы и курсы которые позволяют минимизировать издержки и снизить риски при переходе подготовки студентов и преподавателей к цифровой экономики. Поэтому автор выделяет в классификации именно цифровой потенциал т.к. информационный может быть нецифровым.

На основе существующих и изученных подходов к структуре образовательного потенциала можно представить его как совокупность таких составляющих как: потенциал ресурсов, организационно-управленческий и оптимальный потенциал (рис. 2).

Потенциал ресурсов определяет необходимые ресурсы для формирования, поддержания и развития оптимального потенциала объединения, которых с помощью организационно-управленческого потенциала, позволяет достигать эффективного управления им.

Для того чтобы эффективно осуществлять свою деятельность, ООВО должны устанавливать и управлять многочисленными взаимозависимыми и взаимодействующими действиями поэтому ресурсная составляющая образовательного потенциала является основой для формирования таких процессов. Только взаимосвязь результата, элементов образовательного процесса и ресурсного обеспечения способствует эффективному управлению качеством образования.

Из внешней среды поступает потенциал ресурсов включающий в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: учебно-методические и информационные, управленческие и кадровые, финансовые научно-исследовательские, маркетинговые, инновационные, международные ресурсы. Все что поступило из внешней среды подвергается воздействию и запускает организационно-управленческий механизм который «подключает» соответствующий потенциал.

Рис. 2. Структура ресурсного потенциала ООВО (составлено автором)

В заключении можно сделать вывод о том, что приведенные определения ресурсного потенциала достаточно разнообразно отражают суть понятий в тоже время прослеживается четко выраженная взаимосвязь понятий с отличием в их возникновении. Обоснована

структура ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования посредством выделения соответствующих локальных потенциалов, характеризующих материальные, кадровые, нематериальные и отраслевые ресурсы. Представленная классификация элементов потенциала образовательных организаций высшего образования по видам ресурсов в зависимости от признаков может позволить объективно оценивать состояние этого потенциала и его влияние на процесс управления и эффективность деятельности организации.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 382 с.

2. Бердникова Л.Ф. Ресурсный потенциал организации: понятие и структура // Вектор науки ТГУ. 2012. №1. С. 201-203.

3. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов. М.: Мартин, 2012. 703 с.

4. Волошин А.В. Формирование механизма повышения конкурентоспособности организации высшего образования на рынке образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2018. 308 с.

5. Гаращук Е.В. Ресурсный потенциал высшего образования - важный фактор повышения его качества // Российский Академический журнал. 2014. № 1, Т. 27. С. 87-89.

6. Глоссарий философских терминов, подготовленный сотрудниками института философии им. Киренского Российской академии наук. Будет полезен для студентов всех форм обучения. Режим доступа: http:// terme.ru/slovari/glossarii-filosofskih-terminov-if-im-kirenskogo-ran.html

7. Дубровский В.В. Основные ресурсные потенциалы и их роль в устойчивом экономическом развитии инновационной деятельности // Бизнес в законе. 2013. № 5. С. 268-271.

8. Клепиков Ю.Н. Оценка уровня и стратегия улучшения использования экономического потенциала предприятия: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Белгород, 1999. 27 с.

9. Ковальчук В.Н. Маркетинговая концепция экономического развития малого предпринимательства в регионе: Дис. канд. экон. наук. СПб., 1998.

10. Комаров М.А. и др. Ресурсный потенциал экономического роста / под ред. М.А. Комаров, А.Н. Романов. М.: Путь России, 2002. 567 с.

11. Комельчик С.Л. Анализ потенциала производственных ресурсов как составляющая анализа ресурсного потенциала организации // Вестник Казанского технологического университета. 2009. No3. С. 177.

12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика, Т. 1. М.: Республика, 1992. С. 36-47.

13. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: ФОРУМ; ИНФРА-М. 2011. 192 с.

14. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М., 1991.

15. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. №9. С. 16-20.

16. Олейник Ю.Т. Новые модели корпоративного менеджмента: Новые инструменты управления ресурсами: Монография. Под ред. и с пре-дисл. Ю. Г. Лысенко. Донецк: ООО «Юго-Восток, ЛТД», 2007. 308 с.

17. Попов Е.В., Семячков К.А. Оценка готовности отраслей РФ к формированию цифровой экономики // Инновации. 2017. № 4 (222). С. 37-41.

18. Прозументова Г.Н., Суханова Е.А. Сетевые образовательные программы: потенциал и результативность. Аналитические материалы. Томск. НИ ТГУ, 2014. 36 с.

19. Романов А.П., Губанов М.Н. Экономический потенциал предприятия и его связи с ресурсным и производственными потенциалами // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 7-9 (30). С. 223-229.

20. Садеков А.А., Фролова Л.В., Шаруга Л.В. Ресурсный потенциал предприятия. Донецк, ДГКИ. 1998. 116 с

21. Свободин В.А. Вопросы определения и эффективности производственного потенциала // АПК: экономика, управление. 1991. № 3. С. 27-30.

22. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Инноватор-Bennet college. 1997. Вып.7. С. 177-184.

23. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №4. С. 83-86.

24. Терещенко С. И. Оценка ресурсного потенциала предприятия: методологический аспект // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. №01-02. С. 28-32.

25. Тимофеев Р.А., Кулиш С.М. Анализ тенденций развития и основные понятия, характеризующие ресурсный потенциал промышленного предприятия // Проблемы современной экономики. 2009. №2 (30). С. 15-19.

26. Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. №79. C. 781-794.

27. Третьяков П.И., Шарай Н.А. Ресурсы развития культурно-образовательной среды школы в условиях социокультурного многообразия // Педагогическое образование и наука. 2011. №10. С. 4-8.

28. Фонотов А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление. М.: Экономика, 1985. 237 с.

29. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. 2005. №1. С. 38-50.

30. Abercombie M.L. J. The Anatomy of Judgment: An Investigation into the Processes of Perception and Reasoning. L.: Hutchinson, 1960.

31. Abreu Pederzini G.D. Strategic Management Cultures: Historical Connections with Science // Journal of Management History. 2016. Vol. 22, no. 2, рр. 214-235.

32. Acedo F.J., Barroso C., Galan J.L. The Resource-Based Theory: Dissemination and Main Trends // Strategic Management Journal. 2006. Vol. 27, no. 7, рр. 621-636.

33. Borch O.J., Solesvik M. Innovation on the Open Sea: Examining Competence Transfer and Open Innovation in the Design of Offshore Vessels // Technology Innovation Management Review. 2015. Vol. 5, no. 9, рp. 17-22.

34. Corporate Universities: An Engine for Human Capital / P. Kolo, R. Strack, P. Cavat, R. [et al.] // BCG. 2013. 18 July. URL: https://www.bcg.com/ fr-ca/publications/2013/

35. Lucas R., Jr. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22 (1), pp. 3-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Mankiw G., Romer D., and Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1992. 107 (2), pp. 407-437.

37. McMullin E. The Virtues of a Good Theory // The Routledge Companion to Philosophy of Science / ed. by S. Psillos, M. Curd. L.; N.Y.: Rout-ledge, 2008, pp. 498-508.

38.Nonaka I., Toyama R. Why Do Firms Differ? The Theory of the Knowledge-Creating Firm // Knowledge Creation and Management: New Challenges for Managers / ed. by K. Ichijo, I. Nonaka. Oxford: Oxford University Press, 2007, pp. 13-31.

39. Solesvik M. The Rise and Fall of the Resource-Based View: Paradigm Shift in Strategic Management // Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Journal of the Ural State University of Economics], 2018, vol. 19, no. 4, pp. 5-18.

40. Voloshin A.V. Current state, tendencies and peculiarities of development in higher education: the case of Russia / A.V. Voloshin, Yu.Yu. Suslo-va, L.V. Baguzova, E.A. Batraeva, N.V. Ananeva // European Research Studies Journal. 2018. T. 21. № 4. C. 502-511.

References

1. Ananiev B.G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and problems of human knowledge]. M.: Publishing House "Institute of Pract. psychology "; Voronezh: NPO MODEK, 1996. 382 p.

2. Berdnikova L.F. Vektor nauki TGU. 2012. N1, pp. 201-203.

3. Bulyko A.N. Bol'shoy slovar'inostrannykh slov : 35 tysyach slov [Large dictionary of foreign words: 35 thousand words]. M.: Martin, 2012. 703 p.

4. Voloshin A.V. Formirovanie mekhanizma povysheniya konkurentos-posobnosti organizatsii vysshego obrazovaniya na rynke obrazova-tel 'nykh uslug [Formation of a mechanism to increase the competi-

tiveness of higher education organizations in the educational services market]: dis. ... cand. econ. sciences. Krasnoyarsk, 2018. 308 p.

5. Garashchuk E.V. RossiyskiyAkademicheskiy zhurnal. 2014. N 1, V. 27, pp. 87-89.

6. Glossariy filosofskikh terminov, podgotovlennyy sotrudnikami instituta filosofii im. Kirenskogo Rossiyskoy akademii nauk. Budet polezen dlya studentov vsekh form obucheniya [A glossary of philosophical terms prepared by the staff of the Institute of Philosophy named after Kiren-sky Russian Academy of Sciences. It will be useful for students of all forms of learning]. http://terme.ru/slovari/glossarii-filosofskih-termin-ov-if-im-kirenskogo-ran.html

7. Dubrovsky V.V. Biznes v zakone. 2013. N 5, pp. 268-271.

8. Klepikov Yu.N. Otsenka urovnya i strategiya uluchsheniya ispol'zo-vaniya ekonomicheskogo potentsiala predpriyatiya [Level assessment and strategy for improving the use of the economic potential of the enterprise]: Author. dis. ... cand. econ. sciences. Belgorod, 1999. 27 p.

9. Kovalchuk V.N. Marketingovaya kontseptsiya ekonomicheskogo raz-vitiya malogo predprinimatel 'stva v regione [The marketing concept of the economic development of small business in the region]: Dis. Cand. econ. sciences. SPb., 1998.

10. Komarov M.A. et al. Resursnyypotentsial ekonomicheskogo rosta [Resource Potential of Economic Growth] / ed. M.A. Komarov, A.N. Romanov. M.: Way of Russia, 2002. 576 p.

11. Komelchik S.L. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2009. N3. P. 177.

12. McConnell K.R., Bru S.L. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: principles, problems and politics], V. 1. M.: Republic, 1992, pp. 36-47.

13. Melnik M.V., Gerasimova E.B. Analizfinansovo-khozyaystvennoy deya-tel'nosti predpriyatiya [Analysis of financial and economic activities of the enterprise]. M.: FORUM; INFRA-M. 2011. 192 p.

14. Misko K.M. Resursnyy potentsial regiona (teoreticheskie i metodolog-icheskie aspekty issledovaniya) [Resource potential of the region (theoretical and methodological aspects of research)]. M., 1991.

15. Mitrahovich V.A. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2008. N 9, pp. 16-20.

16. Oleynik Yu.T. Novye modeli korporativnogo menedzhmenta: Novye in-strumenty upravleniya resursami [New models of corporate management: New tools for resource management]: Monograph. Ed. Yu.G. Lysenko. Donetsk: LLC "South-East, LTD", 2007. 308 p.

17. Popov E.V. Innovatsii. 2017. N 4 (222), pp. 37-41.

18. Prozumentova G.N., Sukhanova E.A. Setevye obrazovatel'nyeprogram-my: potentsial i rezul 'tativnost'. Analiticheskie materialy [Network educational programs: potential and effectiveness. Analytical materials]. Tomsk: NI TSU, 2014. 36 p.

19.Romanov A.P., Gubanov M.N. Voprosy sovremennoy nauki iprak-tiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. 2010. N 7-9 (30), pp. 223229.

20. Sadekov A.A., Frolova L.V., Sharuga L.V. Resursnyy potentsial pred-priyatiya [Resource potential of the enterprise]. Donetsk, DGKI. 1998. 116 p.

21. Svobodin V.A. APK: ekonomika, upravlenie. 1991. N 3, pp. 27-30.

22. Slobodchikov V.I. Novye tsennosti obrazovaniya: kul'turnye modeli shkol. Innovator-Bennet college. 1997. Iss. 7, pp. 177-184.

23. Steksova S.Yu. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2007. N 4, pp. 83-86.

24. Tereshchenko S.I. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. 2014. N. 01-02, pp. 28-32.

25. Timofeev R.A., Kulish S.M. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2009. N 2 (30), pp. 15-19.

26. Tolstov S.N., Shmeleva E.A. Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. N 79, pp. 781-794.

27. Tretyakov P.I., Sharay N.A. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2011. N 10. P. 4-8.

28. Fonotov A.G. Resursnyy potentsial: planirovanie, upravlenie [Resource potential: planning, management]. M.: Economics, 1985. 237 p.

29. Shkardun V. Marketing. 2005. N 1, pp. 38-50.

30. Abercombie M.L. J. The Anatomy of Judgment: An Investigation into the Processes of Perception and Reasoning. L.: Hutchinson, 1960.

31. Abreu Pederzini G.D. Strategic Management Cultures: Historical Connections with Science. Journal of Management History. 2016. Vol. 22, no. 2, pp. 214-235.

32. Acedo F. J., Barroso C., Galan J.L. The Resource-Based Theory: Dissemination and Main Trends. Strategic Management Journal. 2006. Vol. 27, no. 7, pp. 621-636.

33. Borch O. J., Solesvik M. Innovation on the Open Sea: Examining Competence Transfer and Open Innovation in the Design of Offshore Vessels. Technology Innovation Management Review. 2015. Vol. 5, no. 9, pp. 17-22.

34. Corporate Universities: An Engine for Human Capital / P. Kolo, R. Strack, P. Cavat, R. [et al.]. BCG. 2013. 18 July. https://www.bcg.com/ fr-ca/publications/2013/

35. Lucas R., Jr. On the Mechanics of Economic Development. Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22 (1), pp. 3-42.

36. Mankiw G., Romer D., and Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth. Quarterly Journal of Economics. 1992. 107 (2), pp. 407-437.

37. McMullin E. The Virtues of a Good Theory. The Routledge Companion to Philosophy of Science / ed. by S. Psillos, M. Curd. L.; N. Y.: Rout-ledge, 2008, pp. 498-508.

38.Nonaka I., Toyama R. Why Do Firms Differ? The Theory of the Knowledge-Creating Firm. Knowledge Creation and Management: New Challenges for Managers / ed. by K. Ichijo, I. Nonaka. Oxford: Oxford University Press, 2007, pp. 13-31.

39. Solesvik M. The Rise and Fall of the Resource-Based View: Paradigm Shift in Strategic Management. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Journal of the Ural State University of Economics], 2018, vol. 19, no. 4, pp. 5-18.

40. Voloshin A.V. Current state, tendencies and peculiarities of development in higher education: the case of Russia / A.V. Voloshin, Yu.Yu. Suslova, L.V. Baguzova, E.A. Batraeva, N.V. Ananeva. European Research Studies Journal. 2018. V. 21. № 4, pp. 502-511.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Багузова Лариса Валентиновна, ст. преподаватель кафедры торгового дела и маркетинга, торгово-экономический институт

Сибирский федеральный университет ул. Л. Прушинской, 2, г. Красноярск, 660075, Российская Федерация

ivan.lor1971@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Baguzova Larisa Valentinovna, Senior Lecture, Department of Trade Business and Marketing, Trade Economics Institute

Siberian Federal University

2, L. Prushinskaya Str., Krasnoyarsk, 660075, Russian Federation

ivan.lor1971@mail.ru

SPIN-code: 9035-8782

ORCID: 0000-0002-2390-7372

Scopus Author ID: 56612842400

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.