УДК 504.064.3
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
В РФ
Лычагина А.А.
Бакалавр Высшей школы сервиса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Научный руководитель:
Борисова О.Н.
Канд. тех. научк, доцент Высшей школы сервиса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена анализу ситуации в сфере управления отходами в России. Рассмотрены и проанализированы проблемы существующей системы обращения с отходами, выявлены ее недостатки и причины возникновения. Приведены статистические показатели динамики образования отходов, их структура, а также прогнозы на будущее. Отдельное внимание в статье уделено пагубному влиянию Российской системы обращения с отходами на окружающую среду. В результате исследований доказана необходимость оптимизации сферы для достижения максимальной эффективности и снижения разрушающего воздействия на экологию.
Ключевые слова: отходы, ТКО, цифровая трансформация, обращение с отходами, управление отходами, переработка, утилизация, интеллектуальные технологии, IoT, эффективность.
Проблема сбора, утилизации и переработки отходов являются чрезвычайно актуальной в настоящее время. Экологическая обстановка в мире говорит о том, что столь халатного отношения к природе, которое люди допускают в последнее время, наша планета не выдержит. Численность населения постоянно растет, растут и потребности людей, а ресурсы планеты близятся к своему дефициту. Каждый человек наносит огромный ущерб планете в виде загрязнения отходами. Каждый год образуется около 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 50-60 млн. составляют твердые коммунальные отходы (ТКО). В свою очередь, низкий уровень их утилизации может привести к экологической катастрофе.
В сфере обращения с отходами большое значение имеет структурный состав ТКО, определяющий требования к системе сбора и утилизации, а также оптимальную конфигурацию мер по обращению с ТКО. Некоторые региональные операторы и ассоциации провели исследования на предмет структуры ТКО в разных регионах России. Их результаты разнятся, однако это не мешает сделать общий вывод о снижении доли
органической фракции и увеличении неорганических, трудно- или неразлагаемых фракций, к числу которых относятся отходы упаковки (бумага, пластик, стекло).
В 2000 году органические отходы составляли 40% ТКО (рис. 3)3, к 2011-му их объем уменьшился на 6-10% (данные полевых исследований) и увеличилась доля фракций, пригодных к переработке. Категория «прочие» включает опасные отходы и крупногабаритный мусор, отслужившие электрические и электронные товары, а также другие менее значимые виды отходов.
Можно заметить, что доля органической фракции в структуре ТКО России постепенно снижается, но при этом остается выше, чем в странах Северной и Западной Европы. Доли пластика и стекла небольшие. На сегодняшний день структура ТКО в РФ ближе всего к странам Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.)
Нетрудно заметить, что достаточно значительную часть в составе ТКО занимают пригодные к переработке фракции, однако уровень переработки в России не превышает 57%, по самым оптимистическим оценкам. Остальная часть отправляется на захоронение, что наносит огромный ущерб природе [7].
В странах Евросоюза перерабатывается в среднем 60% отходов, то есть большая их часть, в то время как в России, наоборот, большая часть отходов отправляется на захоронение и лишь 7% подвергается переработке.
Накопление отходов на полигонах и свалках усиливает загрязнение атмосферы, почв, подземных вод и поверхностных водоемов, нарушает функционирование экосистем, наносит ущерб сельскому хозяйству и строительству (так как сопровождается выводом земель из хозяйственного оборота). Кроме того, выбросы свалочного газа негативно влияют на климат. Существующая в России структура обращения с отходами не позволяет реализовать экономический потенциал вторичного использования ресурсов и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Большинство действующих полигонов морально и физически устарели и в будущем не смогут принять нарастающий объем отходов. Дальнейшая эксплуатация инфраструктуры захоронения ТКО в конечном итоге приведет к серьезным экологическим последствиям, опасным для здоровья нации [9].
Причин для возникновения данной ситуации в России множество. Одной из них является, например, отсутствие централизованной системы раздельного сбора мусора. Многие граждане понимают значимость раздельного сбора мусора для экологии, но для того, чтобы перейти на эту систему, необходимо, в первую очередь, создать предприятия по переработке отходов, куда мог бы отправляться отсортированный мусор, а также создать эффективную систему его сбора и транспортировки. К сожалению, большой
проблемой в России является как раз отсутствие инфраструктуры, отвечающей современным требованиям [8].
Попытки организации селективного сбора отходов не увенчались успехом. Причиной этого во многом является то, что из 100% отходов переработке подвергаются только 7%. В России существует острая нехватка мусороперерабатывающих заводов, которая и не позволяет использовать весь потенциал селективного сбора мусора. Из 200 необходимых мусороперерабатывающих комплексов в рамках «Мусорной реформы» в нашей стране строится только 5. И это значит, что введения раздельного сбора мусора и его последующей переработки ждать остается еще долго [21].
Второй проблемой является низкий уровень организации сбора отходов и ненадлежащее качество или недостаток контейнерных площадок, удобных для эксплуатации. Также наблюдается недостаточное количество специализированных транспортных средств и специальных устройств для мойки несменяемых контейнеров. Все это значительно ухудшает экологическую обстановку. Кроме того, поскольку система вывоза отходов работает неэффективно, то существует также проблема преждевременного выхода из строя средств сбора и транспортировки отходов, срок службы которых фактически в 2-2,5 раза ниже нормативного. Это приводит к прямым потерям листовой стали в количестве 5-7 млн. т. ежегодно [5].
Т.к. наблюдается рост темпов урбанизации, проблема вывоза отходов с придомовых городских территорий становится все более значимой. Среднее расстояние вывоза ТКО по России составляет 20 км, в городах с населением 500 тыс. жителей и более оно возрастает до 45- 60 км. По статистике, дальность вывоза отходов ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки, соответственно, на 15-20%. Это вынуждает переходить на двухэтапную систему вывоза ТКО с применением мусороперегрузочных и сортировочных станций и большегрузных мусоровозов [3].
Сама система сбора и вывоза отходов неэффективна, т.к. он осуществляется не по степени наполненности контейнеров, а по расписанию. Это означает, что каждый раз машина вынуждена вывозить мусор из еще полупустых или уже переполненных контейнеров, что не оправдывает расходы на топливо и эксплуатацию машины и оборудования. Ведь в случае вывоза отходов из переполненного контейнера потребуется повторный выезд для того, чтобы полностью опорожнить его. Кроме того, переполненные контейнеры, испускающие «благоухание», доставляют дискомфорт жильцам домов, а контейнерные площадки зачастую настолько плохо выполнены, что нарушают эстетику дворов [1].
В России организация процессов сбора и постепенное, ступенчатое выделение вторичного сырья (в зависимости от конкретных возможностей его переработки) идет пока точечным, зачастую экспериментальным, охватом отдельных населенных пунктов. Это является следствием фактического отсутствия федеральных целевых законодательных актов и программ, направленных на реализацию проектов селективного сбора отходов и формирования рынка вторичного сырья. Определенная работа в этом направлении проводится в г.г. Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Кирово-Чепецке, Курске, Орле и ряде др [13].
К третьей проблеме можно отнести тарификацию услуг по вывозу и переработке ТКО, а именно непрозрачность самих тарифов. В 2019 году наблюдался значительный разброс цен в различных регионах: от 244 до 1411 рублей за 1 м . Это послужило причиной возрастания возмущения и недоверия жителей к таким тарифам, в результате чего возросло и количество неплатежей. Региональные операторы в 2019 году лишились 21% оплаты за услуги, а в начале 2020-го года - 24-х %. Очевидно, что вместе с этим ухудшиись и показатели рентабельности компаний, что, в свою очередь, чревато их уходом с рынка. Высока вероятность того, что к концу 2020-го года могут прекратить услуги 22 региональных оператора, осуществляющих деятельность на территории 19-ти субъектов РФ и обслуживающих 15,1 млн. человек[16].
Наиболее значимым недостатком системы управления отходами в России является отношение властей к отходам. В то время как для большинства Европейских стран отходы - это ценный ресурс, возможность получить вторичный продукт, то для России это -просто мусор. Мусор, который может приносить пользу, в нашей стране огромными партиями отправляется на свалки и полигоны, где образует многолетние залежи, ежедневно наносящие непоправимый ущерб окружающей среде. Полигоны, отведенные под захоронение отходов, на 30% не соответствуют санитарным требованиям. В связи с изношенностью инфраструктуры многие полигоны не оборудованы защитными средствами для почв, вод и прилегающих территорий. Они делают непригодными для использования значительную часть земельных ресурсов и существенно загрязняют окружающую среду, а также имеют негативное влияние на флору и фауну.
Таким образом, на полигонах содержатся не только опасные для природы вещества, но и ценные виды сырья и материалов, такие как бумага, стекло, металлы, пластик, составляющие около 40% ТКО, т.е. 15 млн. в год. Из - за отсутствия возможности переработки данных отходов наблюдается ежегодная упущенная выгода от переработки, которая составляет как миниум 68 млрд. руб. (1.7 млрд. евро). Более того, ТКО могут использоваться как альтернативное топливо в цементной промышленности и
на мусоросжигательных заводах. Из всего этого вытекает сильно значимый для экономики страны и экологии недостаток существующей системы - это неэффективное использование имеющихся ресурсов, и, как следствие, расточительное отношение к тому, что дарит нам природа [17].
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что текущего объема накопленных в России отходов достаточно, чтобы загрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль на 2400 лет вперед!
Также существенным недостатком системы обращения с отходами в России является наличие множества несанкционированных свалок, а также значительная переполненность имеющихся полигонов, в результате чего возникает острая необходимость в увеличении затрат на ввод новых мощностей по захоронению отходов. Кроме того, существует немало небезопасных для экологии полигонов, которые не соответствуют санитарным требованиям. Очевидно, что такой подход является не только неэкологичным, но также и экономически невыгодным для государства [4].
Существующая система сбора и вывоза отходов с придомовых территорий также имеет множество недостатков и нуждается в модернизации. Как было упомянуто выше, существует проблема непрозрачности тарифов за сбор и вывоз ТКО со стороны региональных операторов. Во многом это обусловлено тем, что компании по вывозу мусора вынуждены затрачивать намного больше ресурсов, чем требуется. Проблема заключается в том, что из-за отсутствия налаженной логистики имеющиеся мощности истощаются слишком быстро. Из-за частых «холостых» или «повторных» выездов на контейнерные площадки растет амортизация машин и оборудования, вследствие чего региональные операторы несут экономические потери. В конечном счете, это сказывается на тарифах, которые они устанавливают [12].
Во времена бурного развития технологий все перечисленные проблемы становятся легко решаемыми. Главный вопрос, как и всегда, заключается в готовности властей и организаций в начале понести большие затраты, чтобы в дальнейшем получить еще большую экономию и пользу [2].
Литература
1. Борисова О.Н. Ресурсоэффективное использование техногенного сырья в строительстве: новые горизонты для эко-инноваций // В сборнике: Наука - сервису Материалы XXIII Международной научно-практической конференции. Под редакцией И В. Бушуевой, О.Е. Афанасьева. 2018. С. 294-303
2. Борисова О.Н Предпосылки для рационального ресурсосбережения -создание экотехнопарков // Славянский форум. 2018. № 2 (20). С. 124129.
3. Борисова О.Н., Проничева А.С. Раздельный сбор - элемент системы жизнеобеспечения подотрасли ЖКХ // В сборнике: Современные проблемы туризма и
сервиса Сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Е. Афанасьева, Е.В. Юдиной. 2019. С. 4957.
4. Жаров В. Г. Управление инженерными системами интеллектуального здания с использованием технологий информационного и инфографического моделирования. Комаров Н.М.//Сервис plus. 2013. № 2. С. 74-81.
5. Жаров В. Г. Концепция переустройства управления энергоэффективностью интеллектуального здания/Комаров Н. М.//Сервис в России и за рубежом. 2013. №7(45). С. 36-47.
6. Иванов Л.А., Борисова ОН., Муминова СР. ИЗОБРЕТЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ЧАСТЬ I // Нанотехнологии в строительстве: научный интернет-журнал. 2019. Т. 11. № 1. С. 91-101.
7. Шубов, Лазарь Яковлевич. Технология твердых бытовых отходов: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100100 "Сервис" / Л. Я. Шубов, М. Е. Ставровский, А. В. Олейник ; под ред. Л. Я. Шубова. - Москва : Альфа-М [и др.], 2011. - 396 с.
8. Шубов Л.Я., Борисова О.Н. Способ обогащения и переработки твердых коммунальных отходов // Патент на изобретение RU 2542116 C2, 20.02.2015. Заявка № 2010152797/13 от 24.12.2010.
9. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Эволюция стратегии управления ТБО // Твердые бытовые отходы. 2014. № 11 (101). С. 12-15.
10. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Управление твердыми бытовыми отходами: ошибки в планировании и пути оптимизации // Экология промышленного производства. 2017. № 3 (99). С. 8-13.
11. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Стратегия оптимизации комплексного управления твердыми бытовыми отходами в российской федерации // Экология промышленного производства. 2017. № 4 (100). С. 16-25.
12. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Доронкина И.Г. Введение в стратегию оптимизации комплексного управления ТБО // ЖКХ. 2017. № 1. С. 47-52.
13. Борисова О.Н. Насущные вопросы ресурсосбережения в ЖКХ - опыт европейских стран // Славянский форум. 2017. № 3 (17). С. 248-255.
14. Шубов Л.Я., Борисова О. Н., Доронкина И.Г. Средства массовой информации о твердых бытовых отходах: корректировка мнений (многострадальные аспекты проблемы твердых бытовых отходов) // Экологические системы и приборы. 2016. № 11. С. 40-46.
15. Доронкина И.Г., Борисова О.Н. Эволюция технологических подходов при решении проблемы твердых бытовых отходов // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 4 (60). С. 102-111.
16. Шубов Л.Я., Доронкина И.Г., Борисова О.Н Современные проблемы комплексного управления твердыми бытовыми отходами // Учебное пособие по дисциплине "Ресурсосберегающие и малоотходные технологии", специальность "Инженерная защита окружающей среды", № госрегистрации 0321401107 / Москва, 2014.
17. Шубов Л.Я., Борисова О.Н. О стратегии управления твердыми бытовыми отходами // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2014. № 3. С. 34.
18. Doronkina I.G., Borisova O.N. Еcotourism in community environment // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 35-36.
19. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Юдин А.Г., Гречишкин В.С. Принципы Zero Waste: современное прочтение // Твердые бытовые отходы. 2013. № 5 (83). С. 8-11.
20. Шубов Л.Я., Борисова О.Н., Юдин А.Г., Гречишкин В.С. Принципы Zero Waste: современное прочтение // Твердые бытовые отходы. 2013. № 6 (84). С. 8-13.
21. Шубов Л.Я., Борисова О.Н. Повышение комплексного использования твердых коммунальных отходов // В сборнике: Современные проблемы туризма и сервиса материалы всероссийской научной конференции аспирантов и молодых ученых, 16 апреля 2009 г.. Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский гос. ун-т туризма и сервиса"; [редсовет: Федулин А. А. - пред. и др.]. Москва, 2009. С. 6-11.