Научная статья на тему 'Анализ существующих моделей оценки эффективности деятельности организации'

Анализ существующих моделей оценки эффективности деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3616
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / анализ деятельности предприятия / модели оценки деятельности / сбалансированная система показателей / управление / efficiency / analysis of enterprise activity / performance evaluation models / bal- anced scorecard / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Б. Кознов, В Г. Макеева

Грамотная оценка эффективности деятельности предприятия является одной из центральных проблем, которая возникает на пути каждого предприятия. Корректный анализ предоставляет отличную платформу для выбора направления дальнейшего развития предприятия, для выбора стратегии развития. Для логичной и последовательной оценки деятельности необходимо придерживаться определённой модели. В данной работе рассмотрены основные существующие модели проведения анализа эффективности деятельности предприятия. В статье описаны следующие модели: сбалансированная система показателей Нортона-Каплана, модель добавленной стоимости Стюарта Штерна, пирамида эффективности и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXISTING MODELS FOR ASSESSMENT OF ENTERPRISE'S EFFECTIVENESS

Competent assessment of the enterprise’s effectiveness is one of the central problems that arise in the way of each enterprise. Correct analysis provides an excellent platform for choosing the direction of the future development of an enterprise. For a logical and consistent assessment of the activity, it is necessary to adhere to a certain model. In this paper are considered main existing models for analyzing the efficiency of the enterprise's activities. There are models that were described in details: Balanced Scorecard System (BSC Norton-Kaplan), Economic Value Add, Pyramid of efficiency and others.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих моделей оценки эффективности деятельности организации»

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

A.Б. Кознов, канд. экон. наук, доцент

B.Г. Макеева, магистрант

Научно исследовательский университет «Московский энергетический институт» (Россия, г. Москва)

DO110.24411/2411 -0450-2018-10072

Аннотация. Грамотная оценка эффективности деятельности предприятия является одной из центральных проблем, которая возникает на пути каждого предприятия. Корректный анализ предоставляет отличную платформу для выбора направления дальнейшего развития предприятия, для выбора стратегии развития. Для логичной и последовательной оценки деятельности необходимо придерживаться определённой модели. В данной работе рассмотрены основные существующие модели проведения анализа эффективности деятельности предприятия. В статье описаны следующие модели: сбалансированная система показателей Нортона-Каплана, модель добавленной стоимости Стюарта Штерна, пирамида эффективности и другие.

Ключевые слова: эффективность, анализ деятельности предприятия, модели оценки деятельности, сбалансированная система показателей, управление.

Для принятия верных управленческих решений руководство должно грамотно оценивать и понимать экономическое и финансовое состояние своей компании, тот эффект, который приносит предприятие. Именно поэтому проведение комплексной оценки эффективности деятельности компании является важной задачей. Результаты такой оценки помогают руководителям взвесить нынешнее положение дел на предприятии, выявить слабые стороны и провалы в функционировании, оценить возможные перспективы развития. Современная экономика глобализации с постоянно сокращающимся количеством сырьевых ресурсов и постоянным ростом конкуренции во всех областях диктует условия, при которых необходимо систематически проводить анализ деятельности предприятия, чтобы не потерять своих позиций на рынке.

Для того чтобы правильно провести оценку эффективности деятельности компании необходимо сочетание определённого набора экономических инструментов. Учёными были разработаны и сформулированы так называемые модели, помогающие проанализировать деятельность предприятия. Именно модели сочетают в

себе разные методики, разные системы показателей оценки, разные подходы к ситуациям. Перед исследователем, решившим проанализировать эффективность деятельности предприятия, становится проблема выбора сценария, по которому он будет проводить свой анализ.

В современной научной литературе сформулировано большое количество моделей и подходов к оценке эффективности предприятия, рассмотрим существующие общеизвестные модели оценки эффективности деятельности предприятия. Ведущими управленческими моделями в настоящее время являются:

1. Традиционная модель. Смысл данной модели состоит в том, что исследователю необходимо отстраниться от любого внешнего влияния на предприятие и сосредоточиться на оценке внутренних показателей деятельности компании. В рамках данной модели увеличение прибыли за счёт снижения издержек является главным индикатором роста эффективности. Анализ состояния предприятия проводится на основе данных отчетности предыдущих периодов, эффективность будущих периодов поставлена в прямую зависимость от ранее достигнутых результатов [12, с. 5].

Исследователи, придерживающиеся данной модели, обычно выделяют несколько ключевых финансовых параметров и анализируют динамику их изменений. Преимуществом традиционной финансовой модели является её простой алгоритм вычисления, несложность и универсальность внедрения на предприятии, общеизвестность, доступность информации. Однако недостатком такой модели является её уз-конаправленность, излишнее абстрагирование от внешних факторов влияния, отсутствие нематериальных и качественных показателей, не совсем полная картина состояния предприятия (анализ проводится на основе бухгалтерских отчётностей).

2. Первая модель сбалансированной системы показателей была предложена Лоренцом Мейселом в 1992 г. Она является прародительницей классической ССП Нортона-Каплана. В модели Мейсела предлагается оценить предприятие по сле-

дующим параметрам (блокам): взаимоотношения с клиентами, внутренняя деятельность, финансовое обеспечение, перспектива людских ресурсов [1]. В блоке «финансовое обеспечение» оцениваются общий доход компании, прибыль от акций, динамика роста. В блоке «взаимоотношения с клиентами» рассматриваются качества предоставляемого сервиса, уровень затрат на данный блок, качество продукции. В блоке «внутренняя деятельность» внимание обращено на показатели производительности и затраты. В блоке «людские ресурсы» рассматриваются качественные показатели: уровень образования работников, потребность в инновациях. В указанной модели упор на то, что руководство компании должно быть более внимательным к своему персоналу и оценивать эффективность не только процессов и систем, но и его сотрудников. Модель представлена на рисунке 1.

Рис. 1. ССП Лоренца Мейсела

3. Система сбалансированных показателей Нортона-Каплана. Данная модель была опубликована в 2001 году и изначально предназначалась для использования в банковской сфере, однако со временем данная модель получила распространение и на другие сферы. ССП является доработкой модели Лоренца Мейсела и включает в себя следующие блоки: финансовая перспек-

тива (иллюстрирует финансовые последствия принятых решений), клиентская перспектива (база потребителей, сегмент конкурентного рынка), внутренние бизнес-процессы (рассматривается внутренняя деятельность предприятия), перспектива обучения и развития персонала. Все перспективы имеют взаимное влияние друг на друга (рис. 2).

Рис. 2. ССП Нортона-Каплана

4. Модель добавленной стоимости (EVA - economic value added). Данная модель была разработана Стюартом Штерном, который в дальнейшем создал консалтинговую компанию Stern Stewart & Co.. EVA показывает насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Эффективность рассматривается за счёт превышения рентабельности используемого капитала над затратами для его привлечения.

Показатель EVA определяется по формуле:

EVA = NOPAT - (WACC • IC),

где NOPAT - чистая операционная прибыль; WACC - средневзвешенная стоимость капитала; IC - инвестированный капитал.

Данная модель функционирует в рамках принципов 4M:

- Измерение (Measurement) - EVA модель позволяет компании создать систему оценки, которая будет указывать на рентабельность организации;

- Система управления (Management) -Модель охватывает набор управленческих решений, включая стратегическое плани-

рование, выделение средств, контроль закупки и продажи и т.п.

- Мотивация (Motivation) - Система справедливого возмещения и бонусов основана на таких показателях EVA, которые позволяют сбалансировать интересы работников и акционеров;

- Настрой (Mindset) - внедрение модели добавленной стоимости влечёт за собой изменение корпоративной культуры и климата предприятия.

Модель добавленной стоимости затрагивает различные сферы предприятия: инвестиционную привлекательность, рентабельность, устойчивость развития, платёжеспособность, конкурентоспособность. Невзирая на кажущуюся, на первый взгляд, простоту данной модели, при вычислении показателя EVA возникают трудности в оценке и учёте собственного капитала. Авторы данной модели предлагают около 160 поправок для корректировки бухгалтерской отчётности для более полного и правильного учёта необходимых показателей.

4. Модель «пирамида эффективности» -была представлена К. МакНейром, Р. Ланчем и К. Кроссом в 1990 (Рисунок 3).

Видение

/ Рынок Финансы \

/Удовлетво / рение / клиентов Гибкость Производи \ тельность \

^^у/^Качество Время поставки Длительность производствен ного цикла Потери (брак) \

Действия

Внешняя эффективность

Внутренняя эффективность

Рис. 3. Пирамида эффективности

Ключевое понятие данной концепции заключается во взаимосвязи клиентоори-ентированной стратегии предприятия с перечнем финансовых и качественных показателей.

Данная пирамида состоит из четырех различных уровней, которые схематично и условно иллюстрируют структуру организации:

1) На самом верхнем уровне топ менеджмент формулирует корпоративное видение;

2) На втором уровне подразделения формулируют цели в соответствии с текущей рыночной и финансовой ситуациями;

3) Третий уровень фактически неорганизован. На данном уровне определяются цели, способствующие удовлетворению клиентов, улучшение гибкости и производительности трудового процесса;

4) Последний уровень касается качества продукции, условий поставки, производственного цикла и потерь продукции.

В условиях данной модели цели передаются «сверху-вниз», в то время как все

необходимые показатели собираются снизу и передаются наверх для детального анализа. Модель «пирамида эффективности» построена на принципе глобального управления качеством, основанного на вовремя предпринятых «действиях». Модель была опубликована в журнале Management Accounting в статье C.J. McNair, Richard L. Lunch, Kelvin F. Cross «Do financial and nonfinancial performance measures have to agree?» в ноябре 1990 года.

5. EP2M - модель, разработанная К. Адамсом и П. Робертсом в 1993. EP2M является аббревиатурой и расшифровывается как Effective Progress and Performance Measurement (Эффективный прогресс и оценка производительности). Согласно данной модели организация должна сконцентрироваться на 4 направлениях деятельности:

- обслуживание клиентов и рынков;

- улучшение внутренних бизнес-процессов

- управление изменениями и стратегией;

- свобода действий.

Согласно данной модели, всё стратегическое управление основано на двух этапах:

1) Разработка стратегии (Что нужно сделать?);

2) Реализация стратегии (Как это сделать и Кто будет это делать?)

В настоящее время нет единого подхода к анализу эффективности деятельности

\Библиографический список

1. Зыкова Н.В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс].

2. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, - 214 с.

3. Коршунова Д.А., Паршина Ю.А. Проблема оценки эффективности деятельности предприятия [Электронный ресурс] / Д.А. Коршунова, Ю.А. Паршина // Электронный журнал Nauka-rastudent. - 2017. - №1

4. Леонтьев Е.Д. Модели и методы оценки эффективности управления малым предприятием связи: диссертация. - Курск, 2014. - 169 с.

предприятия. Ввиду того, что на сегодняшний день уже разработано множество моделей и методик, призванных помочь в оценке предприятия, то при выборе подходящей модели исследователю следует руководствоваться особенностями анализируемого предприятия и удобством применение той или иной модели на практике.

ANALYSIS OF EXISTING MODELS FOR ASSESSMENT OF ENTERPRISE'S

EFFECTIVENESS

A.B. Koznov, candidate of economic sciences, associate professor V.G. Makeeva, graduate student National research university "MPEI" (Russia, Moscow)

Abstract. Competent assessment of the enterprise's effectiveness is one of the central problems that arise in the way of each enterprise. Correct analysis provides an excellent platform for choosing the direction of the future development of an enterprise. For a logical and consistent assessment of the activity, it is necessary to adhere to a certain model. In this paper are considered main existing models for analyzing the efficiency of the enterprise's activities. There are models that were described in details: Balanced Scorecard System (BSC Norton-Kaplan), Economic Value Add, Pyramid of efficiency and others.

Keywords: efficiency, analysis of enterprise activity, performance evaluation models, balanced scorecard, management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.