Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТАМИ АКУШЕРСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТАМИ АКУШЕРСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / АКУШЕРКИ / СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF WORKING TIME / MIDWIVES / RURAL HEALTHCARE / EFFICIENCY OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Володин А. В., Алексеева Т. А.

Изучение трудозатрат позволяет определить зоны нерационального использования рабочего времени, резервы для совершенствования профессиональной деятельности среднего медицинского персонала акушерского профиля. Анализ рабочего времени специалистов акушерского дела и наблюдение за их профессиональной деятельностью показал, что на основные профессиональные медицинские мероприятия и выполнения лечебно-диагностических процедур, соответствующих специальности «акушерское дело», уделяется только незначительная часть общего рабочего времени. Среди непроизводственных затрат значительный объем занимает работа с документацией, организационно-хозяйственная деятельность. Полученные данные формируют необходимость во внедрении мероприятий по оптимизации труда акушерок за счет применения IT технологий в работе с документацией; в перераспределении некоторых функциональных обязанностей специалистов младшему медицинскому персоналу; расширении сферы деятельности в области профилактики; построении рабочего графика с учетом периодов наибольшего пациентопотока; возможности найма стороннего специалиста для заполнения необходимых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Володин А. В., Алексеева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF WORKING TIME EXPENDITURE BY OBWING SPECIALISTS IN A RURAL HEALTH CARE

The study of labor costs allows us to determine the zones of irrational use of working time, reserves for improving the professional activity of midwife obstetric personnel. Analysis of the working time of obstetric specialists and observation of their professional activities showed that only a small part of the total working time is devoted to the main professional medical measures and the implementation of diagnostic and treatment procedures corresponding to the specialty «Obstetrics». Among non-production costs, a signifi cant volume is occupied by work with documentation, organizational and economic activities. The data obtained form the need for the implementation of measures to optimize the work of midwives through the use of IT technologies in work with documentation; redistribution of some functional responsibilities of specialists to nursing staff ; expanding the scope of prevention activities; building a work schedule taking into account the periods of the greatest patient fl ow; the ability to hire a third-party specialist to fill out the necessary documents.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТАМИ АКУШЕРСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 614.25

А. В. ВОЛОДИН, Т. А. АЛЕКСЕЕВА

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СПЕЦИАЛИСТАМИ АКУШЕРСКОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

A. V. VOLODIN, T. A. ALEKSEEVA

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF WORKING TIME EXPENDITURE BY OBWING SPECIALISTS IN A RURAL HEALTH CARE

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

ш резюме

Изучение трудозатрат позволяет определить зоны нерационального использования рабочего времени, резервы для совершенствования профессиональной деятельности среднего медицинского персонала акушерского профиля. Анализ рабочего времени специалистов акушерского дела и наблюдение за их профессиональной деятельностью показал, что на основные профессиональные медицинские мероприятия и выполнения лечебно-диагностических процедур, соответствующих специальности «акушерское дело», уделяется только незначительная часть общего рабочего времени. Среди непроизводственных затрат значительный объем занимает работа с документацией, организационно-хозяйственная деятельность. Полученные данные формируют необходимость во внедрении мероприятий по оптимизации труда акушерок за счет применения IT технологий в работе с документацией; в перераспределении некоторых функциональных обязанностей специалистов младшему медицинскому персоналу; расширении сферы деятельности в области профилактики; построении рабочего графика с учетом периодов наибольшего пациентопотока; возможности найма стороннего специалиста для заполнения необходимых документов.

ключевые слова: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, АКУШЕРКИ,

СЕЛЬСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА.

и summary

The study of labor costs allows us to determine the zones of irrational use of working time, reserves for improving the professional activity of midwife obstetric personnel. Analysis of the working time of obstetric specialists and observation

of their professional activities showed that only a small part of the total working time is devoted to the main professional medical measures and the implementation of diagnostic and treatment procedures corresponding to the specialty «Obstetrics». Among non-production costs, a significant volume is occupied by work with documentation, organizational and economic activities. The data obtained form the need for the implementation of measures to optimize the work ofmidwives through the use of IT technologies in work with documentation; redistribution of some functional responsibilities of specialists to nursing staff; expanding the scope of prevention activities; building a work schedule taking into account the periods of the greatest patient flow; the ability to hire a third-party specialist to fill out the necessary documents

key words: STRUCTURAL AND FUNCTIONAL

-

CHARACTERISTICS OF WORKING TIME, MIDWIVES, RURAL

HEALTHCARE, EFFICIENCY OF WORK.

Приоритеты в реализации стратегии охраны здоровья матери и ребенка, рассматривающей в качестве значимого компонента кадровое обеспечение организаций здравоохранения высококвалифицированными специалистами со средним профессиональным образованием, актуализируют проблему определения роли и места в организации акушерской помощи женскому населению РФ.

В современных условиях здравоохранения актуальной остается проблема кадрового укрепления медицинских учреждений. Современные условия организации труда в медицинских учреждениях требуют выявления и устранения факторов, приводящих к непроизводительным потерям времени. Изучение трудозатрат позволяет определить зоны нерационального использования рабочего времени, резервы для совершенствования профессиональной

деятельности среднего медицинского персонала акушерского профиля [1].

цель исследования - дать структурно-функциональную характеристику рабочего времени у специалистов акушерского дела в условиях сельского здравоохранения.

материалы и методы

С целью разработки комплекса мероприятий по оптимизации использования рабочего времени специалистами акушерского дела в условиях сельского здравоохранения было проведено изучение структурно-функциональных особенностей их профессиональной деятельности и определены временные затраты на все составляющие трудового процесса специалистов при соблюдении требований оптимальности и соответствия организационно-техническим условиям.

Исследование проводилось на базе женских консультаций, входящих в состав городских и районных больниц, выполняющих функции межрайонных женских консультаций. Исследование проведено среди акушерок (1-я группа), среди которых были все женщины в возрасте от 31 года до 52 лет (средний возраст составил 41,5 ± 1,5 года), стаж работы в учреждениях здравоохранения - от 13 до 32 лет (средний трудовой стаж - 22,5 ± 1,5 года) при стаже работы в должности акушерки межрайонной женской консультации - от 9 до 28 лет (средний стаж - 18,5 ± 1,5 года).

Группу сравнения составили медицинские сестры ЛПУ (2-я группа). Исследуемая контрольная группа состояла из женщин в возрасте от 31 года до 52 лет (средний возраст составил 40,2 ± 1,8 года), стаж работы по специальности -от 13 до 32 лет (средний трудовой стаж - 23,1 ± 1,4 года). Стаж в должности старшей медицинской сестры - от 9 до 28 лет (средний стаж - 19,4 ± 1,7 года).

Изучение содержания деятельности акушерок женских консультаций проводилось методом прямого частично структурированного наблюдения и проведения фотохронометража рабочего времени 12 акушерок межрайонных женских консультаций, отобранных методом случайной репрезентативной выборки. Число респондентов для изучения объема деятельности определялось по формуле, рекомендуемой для проведения нормативно- исследовательских работ НИИ труда [2]:

N

П К х N + 1

где:

п - объем выборки; N - генеральная совокупность; К - коэффициент ошибки выборки.

(1) ,

При проведении нормативно-исследовательских работ в здравоохранении допустимая величина относительной ошибки наблюдений принимается равной 10 %, т. е. К = 0,022. В соответствии с формулой (1) рассчитан объем выборки для проведения фотохронометража (п = 441 / (0,022 х 441 + 1) = 10 человек).

С целью изучения структурно-функциональных аспектов профессиональной деятельности специалистов акушерского дела в условиях сельского здравоохранения проведен фотохронометраж рабочего времени данной группы специалистов. Фотохронометраж, как метод изучения процесса труда, заключался в последовательной регистрации действий исполнителя в течение рабочего дня и замерах продолжительности всех элементов работы. При этом осуществлялась фиксация трудовых операций в порядке их выполнения в течение всего трудового процесса. Метод позволил получить данные о структуре и величине затрат рабочего времени на трудовые операции, виды деятельности, рабочий процесс, последовательности выполнения элементов работы; установить выполняемые персоналом несвойственные функции, выявить непроизводительные затраты рабочего времени. Методика фотохро-нометражных замеров соответствовала «Методическим рекомендациям по изучению затрат рабочего времени сестринского персонала лечебно-профилактических учреждений» (15-12/719 от 2.12.2002) и «Методике разработки норм времени и нагрузки медицинского персонала» (ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2013) [5].

Для изучения затрат рабочего времени акушерок межрайонных женских консультаций был составлен словарь видов деятельности и трудовых операций специалиста акушерского дела женской консультации и карта хронометражных наблюдений, где фиксировались порядок и наименование трудовых операций и затраты труда по текущему времени.

В соответствии с методикой по изучению затрат рабочего времени акушерского персонала учреждений здравоохранения использовалась классификация М. А. Рогового (1979), согласно которой все затраты рабочего времени подразделялись на две группы:

Производительное время (основная деятельность, вспомогательная деятельность, работа с документацией, служебные разговоры, прочая деятельность).

Непроизводительное время (необходимое личное время, незагруженное время) (рис.).

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

РАБОТА С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖЕБНЫЕ РАЗГОВОРЫ

АКУШЕРСКОГО ПРОЧАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЛА ЛИЧНОЕ ВРЕМЯ

НЕЗАГРУЖЕННОЕ ВРЕМЯ

- Виды деятельности специалиста акушерского дела

Основная деятельность (ОД) - включала выполнение непосредственной производственной задачи.

Вся подготовительная работа (ПР), производимая для выполнения основной деятельности, - это вспомогательная деятельность - подготовка и уборка рабочего места, подготовка к манипуляции, процедуре, переходы к больному и т. п.

Служебные разговоры (СР) - включала участие в различного рода конференциях, телефонные разговоры, а также служебные разговоры с персоналом и пациентами.

Виды работ, которые могли иметь место в деятельности медицинского персонала и не входили в вышеуказанные виды работ, такие как, к примеру, хозяйственная деятельность и т. д., относились к разряду прочей деятельности (ПД).

Необходимое личное время (ЛВ) включало кратковременный отдых, прием пищи, необходимость проведения санитарно-гигиенических мероприятий.

В раздел незагруженное время (НВ) включались опоздания на работу, посторонние разговоры, отсутствие работы. Время, затраченное на эти виды деятельности, составляли одноименные затраты рабочего времени.

На основании данных проведенного наблюдения, подсчета общего баланса трудового времени и времени, затрачиваемого на различные виды деятельности, было проведено математическое определение эффективности использования рабочего времени медицинских работников исследуемых групп. Расчет проводился по формуле 2:

ОД + СР + ДР + ПД Тэф = no х 100 % (2)

ОВ

По данной формуле просчитывалась эффективность затрат рабочего времени (Тэф) для каждого из респондентов и определялось среднее значение по всей исследуемой группе.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel-2007. Статистические данные были представлены в виде удельного веса явления к общей совокупности изучаемых факторов (%), средних значений (M), стандартных отклонений (а). При статистическом анализе полученных данных использовался параметрический метод медицинской статистики с расчетом t-критерия (статистически значимым считалось при р < 0,05). Все полученные данные были проанализированы с помощью прикладных программ Statistica 6.0 и Microsoft Excel-2007.

результаты исследования

При проведении исследования было установлено, что по состоянию на 1.07.2019 года для оказания первичной медико-санитарной акушерско-гинекологической помощи женщинам, предоставления услуг по охране и укреплению репродуктивного здоровья, профилактике абортов, а также по профилактике, диагностике и лечению гинекологических заболеваний в амбулаторных условиях, на территории Оренбургской области имеется сеть медицинских организаций акушерско-гинекологического профиля, состоящая из 19 самостоятельных женских консультаций и 46 акушерско-гинекологических кабинетов, находящихся в структуре районных больниц.

В медицинских организациях, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь женщинам, на территории Оренбургской области штатным расписанием было предусмотрено 896,75 должности акушерок, из них занятых 830,75 (процент укомплектованности штатных должностей составил 92,6 %). На данных должностях работало 844 физических лица специалистов акушерского дела (процент укомплектованности штатных должностей физическими лицами составил 97,1 %), из них в акушерско-гинекологических учреждениях и подразделениях стационарного профиля работало 403 человека (47,7 %), в учреждениях, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь в амбулаторных условиях, - 441 человек (52,3 %). Сертификат специалиста имело 826 человек (97,9 %), удостоверение об аккредитации - 5 (0,6 %) специалистов акушерского дела. Квалификационную категорию имеет 499 человек (59,1 %), из них 30 (6,1 %) человек вторую, 235 (47,1 %) человек первую и 234 (46,8 %) человека высшую квалификационную категорию.

На основании структурного анализа использования рабочего времени специалистами акушерского дела установлено, что на основную деятельность акушерки женских консультаций затрачивают 19,8 % своего рабочего времени,

Таблица - Структура рабочего времени медицинских работников учреждений здравоохранения

Наименование затрат рабочего времени Индекс трудовой операции Исследуемые группы медицинских работников

1-я группа 2-я группа

Основная деятельность од 19,8 37,2

Вспомогательная деятельность пр 21,25 14,7

Работа с документацией др 48,17 22,7

Служебные разговоры ср 5,15 6,4

Прочая деятельность пд 1,64 1,5

Личное необходимое время лв 3,13 13,4

Незагруженное время нв 0,86 4,1

Сумма 100 100

работе с документами уделяется 48,18 %. Личное необходимое время составляет 3,13 %, служебным разговорам отводится 1,15 %, на вспомогательную деятельность уходит 21,25 %, на прочую деятельность акушерки затрачивают 1,64 %, незагруженное время составило 0,86 % (табл.).

Среднее значение среди медицинских работников 1-й группы составило 75,5 ± 3,01 %, а во второй - 82,5 ± 3,18 % (р < 0,05), что в сравнении с данными других исследований находится в пределах сопоставимых значений (72-85 %) [3, 5, 6].

обсуждение результатов

Исследования показали, что наибольшую часть трудозатрат у специалистов акушерского дела районной женской консультации составляла по всем видам деятельности работа с документами (включая работу в информационных системах) - 48,17 % от общего рабочего времени. Данный показатель на 26,9 % был больше, чем трудозатраты на вспомогательную деятельность, и на 28,4 % больше, чем основная деятельность. Данный аспект является негативным фактором и позволяет сделать вывод о несбалансированности рабочего времени специалистов акушерского дела. Такое количество трудозатрат по данному виду связано с большим числом учетных документов, а также низким информационно-технологическим и компьютерным обеспечением работы. Наблюдается также дублирование данных на бумажный и электронный носитель.

Анализ рабочего времени специалистов акушерского дела и наблюдение за их профессиональной деятельностью показал, что на основные профессиональные медицинские мероприятия и выполнение лечебно-диагностических процедур, соответствующих специальности «акушерское

дело», уделяется только незначительная часть общего рабочего времени. Среди непроизводственных затрат значительный объем занимает работа с документацией, организационно-хозяйственная деятельность, переходы и т. д. При этом затраты по работе с документацией (48,17 %) связаны в основном с большим объемом заполняемой документации (с направлениями на анализы, диагностическими исследованиями, получениями информированного согласия, оформлениями отчетов по сертификатам, ведением учетно-отчетной документации, введением данных антропометрии через ПК в программу «МИС «Статистика» и другими видами работ). Электронный документооборот в условиях женской консультации не развит в полной мере, отмечен достаточно низкий информационно-технологический уровень деятельности.

Установлено, что вспомогательная деятельность также занимает большее количество времени по сравнению с основной (необходимой) деятельностью, хотя подобная деятельность довольно часто не требует наличия специального медицинского образования и может выполняться младшим медицинским персоналом.

Выполнение профессиональных компетенций специалистами акушерского дела, работающими в условиях сельского здравоохранения, не в полном объеме соответствует требованиям нормативно-правовой базы и современным реалиям. Выявленные резервы рабочего времени по видам деятельности послужили обоснованием для рекомендации комплекса мероприятий по оптимизации использования рабочего времени акушерками женских консультаций.

Полученные результаты исследований определили необходимость модификации заполнения бумажных форм документов в электронный вид путем применения 1Т технологий, что может позволить специалистам акушерского дела значительно сократить время на работу с документацией. Исключение из работы специалиста акушерского дела оформления бумажных медицинских документов (заполнение талонов посещений, направлений на госпитализацию и журнала регистрации посещений пациентов) позволит синхронизировать работу, повысить скорость заполнения и сократить время на обработку. Например, ввести электронные персонифицированные карты и талоны приема, паспортную часть которых должны заполнять медицинские регистраторы. Это может снизить временные затраты на заполнение медицинской документации. Необходимым также является перераспределение функциональных обязанностей специалистов акушерского

дела младшему медицинскому персоналу с внесением соответствующих изменений в должностные инструкции, что позволит специалистам не тратить часть рабочего времени на исполнение вспомогательного вида деятельности и более рационально исполнять свои профессиональные обязанности.

Важным аспектом в комплексе мероприятий является расширение сферы деятельности специалиста акушерского дела в области профилактики. Мерам профилактического характера, которые обязан выполнять специалист акушерского дела и которые входят в профессиональный стандарт специалиста, уделяется в объеме основной деятельности незначительный объем рабочего времени. Между тем проведение целенаправленной профилактической работы позволит расширить функционал основного вида деятельности, проводить профилактику в двух основных направлениях: профилактика осложнений беременности, родов и послеродового периода; охрана репродуктивного здоровья женщины как компонента здорового образа жизни.

Реализация профилактических мероприятий должна основываться на перераспределении функциональных обязанностей между врачом-акушером-гинекологом

и специалистом акушерского дела. Данное согласование в плане проведения профилактической и консультативной работы позволит также постоянно обмениваться информацией и обсуждать более детально проблемы пациента, высвободить время для непосредственного осуществления лечебного процесса. Расширение функциональных обязанностей специалиста акушерского дела в области профилактики является важнейшим приоритетом в развитии службы материнства и детства.

заключение

Мероприятия по оптимизации профессиональной деятельности специалистов акушерского дела в условиях сельского здравоохранения должны соответствовать современным требованиям, высвобождать необходимое для исполнения основного вида деятельности рабочее время за счет применения 1Т технологий в работе с документацией; а также должны быть дополнены перераспределением некоторых функциональных обязанностей специалистов младшему медицинскому персоналу, расширением сферы деятельности в области профилактики, построением рабочего графика с учетом периодов наибольшего пациен-топотока, возможностью найма стороннего специалиста для заполнения необходимых документов.

® Вклад авторов:

А. В. Володин - концепция и дизайн исследования, редактирование текста. Т. А. Алексеева - сбор и обработка материала, написание текста.

ш литература:

1. Никитина, Ю. П. Руководство для средних медицинских работников / Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 992 с. - ISBN 978-5-9704-0391-4. - Текст: непосредственный.

2. Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения // Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2-м Съезде средних медицинских работников. - Москва: НОУ ВУНМЦ, 2004. - 32 с. - Текст: непосредственный.

3. Изучение затрат рабочего времени сестринского персонала лечебно-профилактических учреждений : методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2002 года № 15-12/719. - Текст: электронный. - URL: https://pandia.ru/text/78/537/61916.php

4. Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения: протокол решения коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.06.02 года № 11. - Текст: электронный. - URL: https://base.garant.ru/4178460/

5. Роговой, М. А. Изучение затрат рабочего времени работников учреждений здравоохранения в целях нормирования: методические указания / Министерство здравоохранения СССР: утверждено 03.08.79 года: № 17/14-40 / составитель М. А. Роговой. - Москва: ВНИИ им. Семашко, 1979. - 41 с.- Текст: непосредственный.

6. Роговой, М. А. Методы изучения затрат труда медицинских работников / М. А. Роговой. - Текст: непосредственный // Материалы к V Научной сессии института /под редакцией С. М. Данюшевского. - Москва: Институт организации здравоохранения и истории медицины им Н. А. Семашко, 1964. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.