Научная статья на тему 'Анализ структурных проблем в области науки, образования и инноваций, препятствующих устойчивому развитию экономики в России'

Анализ структурных проблем в области науки, образования и инноваций, препятствующих устойчивому развитию экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ECONOMIC INSTABILITY / STRUCTURAL PROBLEMS / INNOVATIVE STRATEGIES / STATE INNOVATION POLICY / ACADEMIC RESEARCH AND THE HIGHER EDUCATION SYSTEM / THE PROBLEM OF CROSS-BORDER EXCHANGE OF RESEARCHERS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фирова Ирина Павловна, Крылов Алексей Геннадиевич

В настоящее время устойчивой тенденцией становится растущее понимание важности успешной коммерциализации инноваций и распространения знаний при условии эффективной взаимосвязи между управлением и результативностью научной деятельности как гарантии стабильного развития государства в масштабах мировой конкуренции. В статье рассмотрены возможности решения стратегической задачи поддержки научно-исследовательских изысканий, способствующих созданию научно-технического преимущества на рынке инноваций, гарантирующего конкурентоспособность и успешное развитие национальной экономики. Цель. Проанализировать особенности структурных проблем в современной нестабильной экономике, препятствующих устойчивому и динамичному развитию науки и образования, внедрению инноваций в России. Результаты. В результате теоретического анализа проблем, связанных с разработкой и реализацией эффективной национальной политики в области науки, инноваций и образования, сделан вывод о необходимости совершенствования и повышения транспарентности процесса управления, укрепления верховенства права и борьбы с коррупцией в интересах получения больших выгод от инвестиций в науку, инновационные технологии и образование. Выявлены возможности достижения равновесия между национальным и международным участием в научных исследованиях; фундаментальными и прикладными исследованиями; генерацией новых знаний и производством знаний, пользующихся спросом на рынке; наукой в интересах общественного блага и наукой как движущей силой коммерческой деятельности. В том числе сформированы предложения по устранению правовых препятствий в целях активизации трансграничных потоков знаний в форме перемещения исследователей, научного соавторства, совместного владения правом на изобретения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Structural Problems in Science, Education, and Innovation that Prevent Sustainable Economic Development in Russia

Currently, there is growing awareness of the importance of successful commercialization of innovations and the spread of knowledge, provided that an efficient relationship exists between management and scientific activity, to guarantee the stable development of the country in the context of global competition. This article discusses the possibility of solving strategic issues by supporting scientific research, contributing to the creation of scientific and technological advantages on the innovation market, and guaranteeing competitiveness and successful development of the national economy. Aim. The goal is to analyze structural problems in the modern, unstable economy that prevent sustainable and dynamic development in the fields of science, education, and innovation in Russia. Results. Using theoretical analysis of the problems associated with the development and implementation of effective national policies in the fields of science, innovation, and education, the author(s) concluded that better management processes, increased transparency, strengthened law enforcement, and sustained campaigns against corruption are needed to increase the benefit from investments in the fields of science, innovation, technology, and education. This paper explains the possibilities of achieving a balance between national and international participation in scientific research, fundamental and applied research, generation of new knowledge, generation of knowledge that is in demand in the market, science for the public good, and science as a driving force behind business. The article includes proposals on how to remove legal obstacles to enhance cross-border flows of knowledge, with the exchange of researchers, promotion of scientific coauthorship, and promotion of coownership of the legal rights to inventions.

Текст научной работы на тему «Анализ структурных проблем в области науки, образования и инноваций, препятствующих устойчивому развитию экономики в России»

Анализ структурных проблем в области науки, образования и инноваций, препятствующих устойчивому развитию экономики в России

Analysis of the Structural Problems in Science, Education, and Innovation that Prevent Sustainable Economic Development in Russia

УДК 338.2:37

Ш

X

<

m О

со <

Q.

LQ

О

Фирова Ирина Павловна

заведующий кафедрой Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор

195196, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 98

Irina P. Firova

Russian State Hydrometeorological University

Malookhtinskiy Ave 98, St. Petersburg, Russian Federation, 195196

Крылов Алексей Геннадиевич

проректор по учебной работе Российского государственного гидрометеорологического университета (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

195196, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 98

Aleksey G. Krylov

Russian State Hydrometeorological University Malookhtinskiy Ave 98, St. Petersburg, Russian Federation, 195196

В настоящее время устойчивой тенденцией становится растущее понимание важности успешной коммерциализации инноваций и распространения знаний при условии эффективной взаимосвязи между управлением и результативностью научной деятельности как гарантии стабильного развития государства в масштабах мировой конкуренции. В статье рассмотрены возможности решения стратегической задачи поддержки научно-исследовательских изысканий, способствующих созданию научно-технического преимущества на рынке инноваций, гарантирующего конкурентоспособность и успешное развитие национальной экономики. Цель. Проанализировать особенности структурных проблем в современной нестабильной экономике, препятствующих устойчивому и динамичному развитию науки и образования, внедрению инноваций в России. Результаты. В результате теоретического анализа проблем, связанных с разработкой и реализацией эффективной национальной политики в области науки, инноваций и образования, сделан вывод о необходимости совершенствования и повышения транспарентности процесса управления, укрепления верховенства права и борьбы с коррупцией в интересах получения больших выгод от инвестиций в науку, инновационные технологии и образование. Выявлены возможности достижения равновесия между национальным и международным участием в научных исследованиях; фундаментальными и прикладными исследованиями; генерацией новых знаний и производством знаний, пользующихся спросом на рынке; наукой в интересах общественного блага и наукой как движущей силой коммерческой деятельности. В том числе сформированы предложения по устранению правовых препятствий в целях активизации трансграничных потоков знаний в форме перемещения исследователей, научного соавторства, совместного владения правом на изобретения.

Ключевые слова: экономическая нестабильность, структурные проблемы, инновационные стратегии, государственная инновационная политика, академические исследования и система высшего образования, проблемы трансграничного перемещения исследователей

Currently, there is growing awareness of the importance of successful commercialization of innovations and the spread of knowledge, provided that an efficient relationship exists between management and scientific activity, to guarantee the stable development of the country in

the context of global competition. This article discusses the possibility of solving strategic issues by supporting scientific research, contributing to the creation of scientific and technological advantages on the innovation market, and guaranteeing competitiveness and successful development of the national economy. Aim. The goal is to analyze structural problems in the modern, unstable economy that prevent sustainable and dynamic development in the fields of science, education, and innovation in Russia.

Results. Using theoretical analysis of the problems associated with the development and implementation of effective national policies in the fields of science, innovation, and education, the author(s) concluded that better management processes, increased transparency, strengthened law enforcement, and sustained campaigns against corruption are needed to increase the benefit from investments in the fields of science, innovation, technology, and education. This paper explains the possibilities of achieving a balance between national and international participation in scientific research, fundamental and applied research, generation of new knowledge, generation of knowledge that is in demand in the market, science for the public good, and science as a driving force behind business. The article includes proposals on how to remove legal obstacles to enhance cross-border flows of knowledge, with the exchange of researchers, promotion of scientific coauthorship, and promotion of coownership of the legal rights to inventions. Keywords: economic instability, structural problems, innovative strategies, state innovation policy, academic research and the higher education system, the problem of cross-border exchange of researchers

Наука, образование и инновации являются одной из движущих сил развития экономики любого государства. При этом на современном этапе развития гарантией эффективности экономики является превращение научно-технической деятельности в полноценную производительную силу. Безусловно, сырьевые стратегии развития давно исчерпали себя, поскольку дают в масштабах мировой конкуренции достаточно кратковременный эффект и не обеспечивают устойчивое и стабильное положение в будущем. Именно поэтому сырьевые стратегии должны замещаться инновационными.

ш Отличительной особенностью научно-технической ^ деятельности является то, что результат, прежде все-оз го, представляет «новые знания», т. е. неовещест-т вленный продукт, но вместе с тем именно продукт, £ который также можно реализовывать и использовать о в различных отраслях народного хозяйства и в мировой системе товарно-денежных отношений. Очевидно, что научные разработки следует рассматривать как окупаемые объекты государственных инвестиций. При этом для оценки эффективности и результативности программных мероприятий необходимы современные специальные индикаторы, отражающие не только экономические достижения, но и социальные, научно-технические и организационно-структурные.

В настоящее время устойчивой тенденцией становится растущее понимание важности государственных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) для создания знаний и внедрения новых технологий. При этом происходит сокращение разрыва между уровнем государственных обязательств в отношении инвестиций в НИОКР и средним уровнем доходов. В то же время многие инновации внедряются при полном отсутствии какой-либо деятельности в области науки, образования и инноваций (в 2013 г. инновации, не связанные с НИОКР, касались более чем 50% внедрявших их компаний) [1].

На наш взгляд, при формировании государственной инновационной политики необходимо учитывать этот факт и, соответственно, акцентировать внимание не только на создании стимулов, побуждающих компании участвовать в НИОКР, а также содействовать инновациям, не относящимся к научным исследованиям (в частности, в отношении передачи технологий, поскольку приобретение оборудования и программного обеспечения в целом является наиболее важной деятельностью, связанной с инновациями).

Следует учитывать особенности современного периода, связанные с тем,что в Российской Федерации в связи с глобальным финансовым кризисом 2008 г. экономический рост замедлился и во II квартале 2015 г. страна вошла в период рецессии в результате резкого падения мировых цен на нефть, что было также усилено введением санкций со стороны ЕС и США. При этом проводимые с 2012 г. реформы, являющиеся частью стратегии инновационного роста, столкнулись со структурными проблемами, препятствующими экономическому росту в России, в частности с ограниченной рыночной конкуренцией и сохраняющимися барьерами для предпринимательства.

Отметим, что данные реформы включают мероприятия по привлечению научных кадров в исследовательские проекты посредством повышения заработной платы и стимулирования государственных предприятий к инновационной деятельности. Тем не менее правительственные ассигнования на НИОКР в 2015 . стали отражением возросшей за предыдущие 5 лет ориентации на потребности производственного сектора в ущерб фундаментальным исследованиям, финансирование которых уменьшилось с 26 до 17% от общей суммы выделяемых государством средств. Вместе с тем, несмотря на действия Правительства РФ, финансовый вклад промышленных отраслей в валовые внутренние расходы на НИОКР за период 2002-2015 гг. сократился с 33 до 28%, притом что на производственный сектор приходится 60% НИОКР. Как правило, на приобретение новых технологий идет незначительная часть промышленных инвестиций, создание новых высокотехнологичных предприятий остается редким явлением [2].

На наш взгляд, небольшой объем инвестиций в устойчивые технологии можно в значительной мере

объяснить отсутствием заинтересованности делового сектора в обеспечении экологически устойчивого развития и роста. Например, только одно из четырех (26%) инновационных предприятий занимается разработками и изобретениями в природоохранной области. В настоящее время Правительство РФ поддерживает проекты в области развития национальных инновационных центров, высокотехнологичных деловых комплексов для привлечения инновационных компаний и содействия развитию новых предприятий в таких приоритетных областях, как энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии, биомедицина, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Наряду с этим низкий показатель патентования в предпринимательской сфере свидетельствует о недостаточной координации действий между правительственными решениями по содействию развитию актуальных для экономики исследований и деятельностью делового сектора, который не ориентирован на инновации. Так, после включения правительством в 2007 г. нанотехнологий в перечень приоритетных областей роста производство и экспорт увеличились, однако интенсивность патентования результатов соответствующих исследований осталась на весьма низком уровне. Вместе с тем в производстве научной продукции отмечается некоторый рост, имеющий, однако, незначительное воздействие на экономическое развитие в целом. При этом определенный импульс научным исследованиям дала инициатива Правительства РФ по созданию Федерального агентства научных организаций, а также созданию Российского научного фонда для расширения спектра механизмов финансирования научных исследований на конкурсной основе [1].

Очевидно, что в современных экономических условиях разработка эффективной национальной политики в области науки, инноваций и образования остается очень сложной задачей. При этом для всестороннего использования положительных результатов экономического развития, основанного на науке и инновациях, требуется одновременное продвижение в приоритетных направлениях в целом ряде различных областей, включая образование, фундаментальные науки, технологическое развитие и достигаемое благодаря этому широкое внедрение экологически и экономически устойчивых технологий, а также НИОКР делового сектора.

Отметим, что в связи с этим многочисленные дилеммы приобретают все более общий характер. Например, к их числу относится стремление найти равновесие между национальным и международным участием в научных исследованиях, между фундаментальными и прикладными исследованиями, между генерацией новых знаний и производством знаний, пользующихся спросом на рынке, между наукой в интересах общественного блага и наукой как движущей силой коммерческой деятельности.

Безусловно, Россия традиционно обладала достаточно сильной системой высшего образования и широким контингентом ученых и инженеров. Тем не менее, несмотря на это, проблемы НИОКР и инноваций в деловом секторе пока не получили должного понимания по ряду причин начиная от секторальной специализации экономики и заканчивая существованием неблагоприятного делового и инвестиционного климата. При этом требуются продолжение осуществления экономических реформ, модернизация промышленности и повышение конкурентоспособности на международном уровне, а также значительное повышение качества высшего образования и фундаментальных исследований (чтобы НИОКР делового сектора из стадии экспериментальных разработок перешли к подлинным инновациям). Кро-

ме того, необходимо осуществлять конструктивное и партнерское взаимодействие между различными компонентами государственной научно-исследовательской системы [3] (например, реформа Российской академии наук доказывает напряженность, которая может возникнуть, когда права и автономия данного учреждения пересматриваются).

На наш взгляд, не менее важной тенденцией, которую следует отметить, является увеличение числа научных публикаций. Очевидно, что именно Интернет способствует онлайновому международному взаимодействию в области исследований, а также открытому доступу к публикациям и содержащимся в них данным. При этом конкуренция за публикацию материалов в ограниченном числе журналов, имеющих наибольший рейтинг, возросла, так же как и конкуренция между учеными за должности в наиболее авторитетных научно-исследовательских институтах и университетах. В то же время наблюдается общемировое движение в направлении «открытого образования» при широком развитии и доступности онлайновых университетских курсов (МОООБ), предлагаемых новыми глобальными университетскими консорциумами. Таким образом, академические исследования и система высшего образования активно интернационализируются, что оказывает существенное влияние на традиционную национальную систему образования в части организации и финансирования.

Отметим, что все в большей мере обязательным становится наличие международного состава научного персонала в сфере как научных исследований, так и инноваций (университеты конкурируют за привлечение наиболее известных ученых и креативных исследователей со всего мира). Например, известно высказывание о том, что Силиконовая долина в США была построена на ИС (при этом под ИС подразумеваются не только интегральные схемы, но также представители научного сообщества Индии и Китая, которые внесли вклад в успехи этого центра инноваций) [Там же].

Наряду этим в России большая часть проблем состоит в том, что трансграничные потоки знаний в форме перемещения исследователей, научного соавторства, совместного владения правом на изобретения и финансирования исследований также существенно зависят от факторов, которые практически не имеют отношения к науке. При этом в настоящее время в разработке национальной политики в области науки, инноваций и образования присутствует много меркантилизма. Так, на увеличение высокотехнологичного экспорта направлена существенная часть правительственных мер, однако лишь немногие способны содействовать устранению нетарифных барьеров (таких как государственные закупки), которые могут препятствовать их импорту.

Министерство образования и науки РФ рекомендует как можно больше привлекать к работе в российских университетах иностранные центры НИОКР и квалифицированных специалистов (ученых, инженеров, исследователей), но в настоящее время не создана правовая основа для содействия трансграничному перемещению (в обоих направлениях). Например, в ЕС, в отличие от России, существует решение о введении с 2016 г. в рамках программы «Инновационный союз» «научных виз» в целях реализации трансграничного перемещения специалистов и устранения большинства препятствий в данной области.

Отметим, что на каждом этапе процесса развития, основанного на внедрении инноваций, прогресс обеспечивается благодаря эффективному управлению. Тем не менее высокий уровень коррупции в деловой среде является сдерживающим фактором для возникновения конкуренции на основе инноваций. В такой ситуации компании для того, чтобы активно инвестировать

в НИОКР, должны опираться на эффективную систему ^ правосудия, обеспечивающую защиту интеллектуаль- ^ ной собственности. Кроме того, в последнее десятиле- т тие значительное влияние на разработку инновацион- т ной политики оказывает процесс импортозамещения, о-который оказался в центре дискуссии в отношении о достоинств протекционистской промышленной политики. Однако именно политика импортозамещения может снижать мотивацию и соответственно не стимулировать российские предприятия к внедрению инноваций, поскольку автоматически снижается уровень конкуренции на международном уровне.

Отметим, что наряду с поддержкой научно-исследовательских изысканий требуются соответствующие нормативно-законодательные условия, способствующие эффективной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, так как только научно-техническое преимущество гарантирует конкурентоспособность и успешное развитие национальной экономики. Таким образом, в целях решения структурных проблем в области науки, образования и инноваций, препятствующих устойчивому развитию экономики в России, необходима устойчивая взаимосвязь между эффективным управлением и результативностью научной деятельности.

При этом необходимо совершенствование процесса управления, повышение транспарентности, укрепление верховенства права и борьбы с коррупцией в интересах получения больших выгод от инвестиций в науку и инновационные технологии, образование, а также более активное стимулирование инициативы и заинтересованности предпринимательства. Вместе с тем государство должно сосредоточить усилия на развитии перспективных и социально значимых направлений с учетом подготовки предложений в части повышения эффективности использования бюджетных средств и достижения заданных производственно-экономических и коммерческих результатов с целью разработки комплекса мероприятий технического, технологического и организационно-финансового характера для успешной коммерциализации и распространения инноваций.

Литература

1. Кирсанов С. К., Сиверин Д. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики России // Российский экономический журнал. 1995. № 1. С. 47-54.

2. Серов В. Д. Современные тенденции движения и эволюции науки в условиях кризисной экономики // Экономическая безопасность и внешнеэкономические связи России. 2015. № 6. С. 53-61.

3. Фирова И. П., Рожков Г. А. Современные коммуникации и эффективное партнерство в сфере инноваций // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2011. № 19. С. 152-157.

References

1. Kirsanov K., Siverin D. Innovatsionnyy menedzhment v formirovanii nauchno-tekhnicheskoy politiki [Innovation management in the formation of scientific and technical policy]. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal, 1995, no. 1, pp. 47-54.

2. Serov V. D. Sovremennye tendentsii dvizheniya i evolyutsii nauki v usloviyakh krizisnoy ekonomiki [Modern trends in movement and the evolution of science in the conditions of crisis economy]. Ekonomicheskaya bezopasnost' i vnesh-neekonomicheskie svyazi Rossii, 2015, no. 6, pp. 53-61.

3. Firova I. P., Rozhkov G. A. Sovremennye kommunikatsii i effektivnoe partnerstvo v sfere innovatsiy [Modern communication and effective partnership in the field of innovation]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo universiteta [Scientific notes of Russian State Hydrometeorological University], 2011, no. 19, pp. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.